Нравственные уроки в повести «собачье сердце»

Сочинение

Сочинение на тему Нравственные уроки повести М. Булгакова “Собачье сердце” читать бесплатно

Сочинение на тему нравственные уроки повести м булгакова собачье сердце читать бесплатно 1

Нравственные уроки повести

Сюжет повести «Собачье сердце» основан на принципах научной фантастики. В то же время это одно из тех произведений, которые осмеливались быть «настоящими» и затрагивать происходящие события. М. А.

Булгаков написал его как отклик на культурно-социальную ситуацию в советской России 1920-х годов. Автор затрагивает не только вопросы революции, судьбу интеллигенции на ее фоне и развитие новой власти, но также проблему нравственности.

Вопросы добра и зла, преступления и наказания, ответственность за свои деяние и судьбы людей всегда волновали русских писателей.

А с другой стороны – это «новое общество» в лице председателя домкома Швондера и пройдохи Шарикова, которого сам профессор и породил в ходе ошибочного эксперимента. Этот эксперимент оказался важным и опасным одновременно.

Превратив бродячего пса в человека с придатками бывшего уголовника, профессор не догадывался, чем это может обернуться.

Со временем новое существо не только научилось говорить, но и влилось в класс пролетариев. Товарищ Швондер, как духовный наставник Шарикова, советует ему читать Энгельса, прописаться и требовать часть квартиры у профессора.

Когда Филипп Филлипович осознает свое фиаско, он начинает размышлять о том, как исправить эту чудовищную ошибку.

Вскоре Полиграф Полиграфович Шариков, бывший бродячий пес Шарик, стал воровать личные вещи профессора, устраивать пьяные дебошы, разбивать стекла соседям, волочиться за кухарками, даже устроился на работу в подотдел по отчистке Москвы от бродячих животных и собирался жениться.

Много проблем и неудобств он принес своему создателю, а профессор, казалось бы, все терпел. Последней каплей стал приход людей в милицейской форме с доносом от Шарикова, Швондера и Пеструхина. Тогда Преображенский решился на еще одну операцию по превращению Шарикова обратно в пса.

До последнего профессор видит недопустимость насильственного решения этой проблемы. Только, осознав, что такие индивиды, как Шариков социально опасны и выступают реальной угрозой для культуры, он решается исправить свою ошибку.

9 стр., 4282 слов

Образ Шарикова в повести «Собачье сердце» М. Булгакова

... с Преображенским, профессором. Кроме того, он начинает понимать, что давший ему вторую жизнь ученый — классовый враг. Сочинение на тему Шариков человек или животное. Прошу помочь с написанием сочинения Повесть Михаила ... «не свое дело» — это попытка «кухарок» управлять государством. У швондеров и шариковых живет толь­ко одна идея — «экспроприировать экспроприаторов». Отбирать чужое, заработанное ...

А для того, чтобы быть человеком, недостаточно ходить на двух ногах и уметь говорить слова, нужно иметь и моральные убеждения.

см. также:

Другие сочинения по произведению Собачье сердце, Булгаков

Характеристики главных героев произведения Собачье сердце, Булгаков

Краткое содержание Собачье сердце, Булгаков

Краткая биография Михаила Булгакова

Источник: http://www.sdamna5.ru/nravstvennye_sobachje

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Конкурсный урок по повести М.А.Булгакова “Собачье сердце” 11 класс “Шарик-Шариков.Рождение новой жизни или жестокий опыт?”

Нравственные уроки повести 1

Шарик – Шариков — это рождение новой жизни или жестокий опыт?

Цель:<\p>

Ход урока:

  1. Постановка темы и целей урока.

1.В/ф

2. –О каком произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке? Повесть написана в 1925 году и завершает цикл сатирических произведений автора.

В ролике вы увидели процесс превращения Шарика в П.П. Шарикова.<\p>

  • И тема нашего урока звучит так..

Какая проблема заключена в теме урока? (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,).

Пёс Шарик  Опыт профессора Преображенского  Новый человек?

Спасибо, проблему мы выявили.

Какова будет цель нашего урока? (определиться в позиции по проблеме, заявленной в теме урока)

Главная цель – выяснить, каковы последствия опыта профессора Преображенского по превращению собаки в человека

III.<\p>

  • Для того, чтобы составить целостное представление о проблеме, необходимо ее рассмотреть с разных точек зрения, выслушать мнения всех участников этой истории

1).

Автор

Анализ повести «Собачье сердце» Михаила Булгакова

  • Повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова позволяет глубже понять творчество писателя в целом. Рассматривая сюжет и мотивы произведения, можно увидеть, что автор пропагандирует свое мировоззрение и выражает размышления по поводу соотношения эволюции и революции, нравственного выбора, судьбы интеллигенции, природы новой власти и других важных общественных проблем.
  • «Собачье сердце» было написано в 1925 году, первоначально она называлась «Собачье счастье. Чудовищная история». Название уже само по себе вызывает интерес и намекает на необычность сюжета.

В данной повести Михаил Булгаков показывает абсурдность идеи «Кто был ничем, тот станет всем» и мысли о необходимости и возможности создания «нового человека» из пролетарской массы. Человек – неповторимая индивидуальность, и какой-либо формой насилия невозможно достичь успеха. В контексте произведения скрыта ещё одна немаловажная мысль: революция – своего рода насильственная операция, проведённая над обществом – объявила пролетария хозяином жизни.

7 стр., 3288 слов

Чему учит произведение собачье сердце. О чём заставляет задуматься ...

... восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его творений. Краткое сочинение-рассуждение на тему «Собачье сердце: нравственные уроки» по литературе Повесть «Собачье сердце» написана Булгаковым не для легкомысленного чтения. ... вещах, касающихся морали, духовности и . Чему же учит Булгаков в повести «Собачье сердце»? Один из основных ов в повести – это этическая невозможность человека ...

При анализе «Собачьего сердца» М.А. Булгакова, явно проглядывается авторская мысль об ответственности интеллигенции перед своей страной. Профессор Преображенский, воплощая искренние попытки улучшить человеческую породу, напоминает эксперимент с социализмом. Писатель отражает свою важную мысль о том, что каждый экспериментатор должен осознавать ответственность за последствия своего опыта и быть готовым платить морально и нравственно. В противном случае неизбежна катастрофа.

Михаил Булгаков, создавая повесть «Собачье сердце», был волнован многими вопросами, такими как соотношение эволюции и революции, нравственный выбор, судьба интеллигенции, природа новой власти и другими. При решении этих проблем писатель оперировал мистическим восприятием мира, где реальный и мистический миры взаимопроникают и являются единым целым.

В заключение, можно сказать, что повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова — это произведение, в котором автор не только отражает свои мысли о социально-политической обстановке своего времени, но и обращается к философским и моральным вопросам, вызывая у читателя глубокое сопереживание и размышления.

2. Группа – Критики и современники

  • Цель работы группы

Целью работы нашей группы критиков и современников является изучение мнения о произведении «Собачье сердце» М. Булгакова, а также определение общей точки зрения, если она присутствует в высказываниях критиков.

Мы понимаем, что в этом мире все предметы и явления неоднозначны, и каждое произведение может вызывать разные эмоции и мнения. Однако, важно изучить различные точки зрения и аргументы, чтобы сформировать общее представление о произведении.

Мы будем анализировать многочисленные высказывания критиков и современников о произведении «Собачье сердце» и выявим различия и сходства в их оценках. Также мы будем учитывать наши собственные взгляды и представления о произведении, чтобы сформировать объективное мнение.

Нельзя забывать, что наша работа также направлена на решение проблемы, над которой мы работаем на сегодняшнем уроке. Мы должны учесть не только оценку произведения, но и его влияние на общество и возможные последствия нарушения законов природы и нравственности.

  • «Автор делает пса симпатичным Соединившись по недоброй воле Преображенского с этой мерзкой личностью, умный и человечный пес превращается в злобного и пакостливого душителя котов Шарикова». Вс. Сахаров
  • Вс. Сахаров считает, что «авторская оценка Преображенского отрицательна, несмотря на очевидную симпатию к бесспорным его достоинствам, врачебному гению и высокой культуре ума и знания».
  • М. Золотоносов: «Преображенский в создании Шарикова виноват не меньше Швондера»
  • Но всю структуру повести определяет вторая линия, говорящая читателю, что «не революция с ее непредсказуемыми взрывами и поворотами, а великая неостановимая эволюция — вот что действительно согласно естеству, природному и человеческому». Н.Сергованцева
  • Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством, который понимает и признает только силу, готовый, как всякий раб, мстить всем, кому подчинялся, при первой возможности. Вс. Сахаров
  • Преображенский берет на себя миссию Бога (сотворение человека и уничтожение его за грехи), но, не будучи таковым, обречен на неудачу, грозящую катастрофой. М.Золотоносов
  • Биолог Преображенский нашёл способ исправить свою ошибку. Он превратил Шарикова обратно в Шарика. Преображенский, философ и политик, сделать бы этого не смог, если б даже захотел. М.Золотоносов
  • В С. с. пародируются попытки большевиков сотворить нового человека, призванного стать строителем коммунистического общества. М.Золотоносов
  • Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30-х годов уже среди самих коммунистов, когда одни швондеры карали других, менее удачливых. А.Д.Сахаров
  • Единственным лекарством против разрухи Преображенский (и с ним Булгаков) признает обеспечение порядка, когда каждый может заниматься своим делом
  • Л.Б. Каменев написал: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя»
  • Теперь, пожалуй, уже никто не будет отрицать, что Булгаков стал сатириком нашей эпохи. Да ещё самым выдающимся. А это при всём том, что он вовсе не хотел им стать. Сделала его сатириком сама эпоха. По природе своего дарования он был лириком Каждый созданный им образ несёт в себе его любовь и ненависть, восхищение или горечь, нежность или сожаление» (В. Боборыкин).
  • Ничего хорошего не рождается революционным путем, все подлинное — результат эволюции, говорит нам Булгаков, не надо революций каких бы то ни было, жизнь должна развиваться по законам эволюции… В.Боборыкин
  • Жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу. А.М.Горький
  • А.Д.Сахаров: «Булгаков, создавая свою повесть в 1925 году, не мог знать того, что произойдет в стране много позже, но как художник предвидел опасность и пагубность невежества и хамства, соединенного с возможностью властвовать».
  • Академик И.П. Павлов. «Если то, что делают большевики в России есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы даже лягушку»
  • Деградация «человеческого материала» в ходе рискованного эксперимента над человеческой природой +социальная идеология Швондера. А.Д.Сахаров
  • Эксперимент привёл к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством, который понимает только силу, готовый как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности. А.Д.Сахаров
  • В. Боборыкин: «Новый строй стремится из «старого человеческого материала» сотворить нового человека, словно соревнуясь с ним, идёт ещё дальше: он намерен сделать человека, да ещё и высокой культуры и нравственности, из собаки»
  • А. Карпов: «Для Булгакова Шариков фигура не только нелепая, вызывающая смех, но и зловещая. В его претензиях к Преображенскому обнаруживает себя уверенность в том, что именно он, а не какой-то там учёный интеллигентишка является, как тогда выражались, трудовым элементом и поэтому должен был хозяином жизни.

Понятия, названные в теме, объединяют авторы, изучавшие повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» и обращавшие внимание на эксперимент и его последствия. Читая и анализируя произведение, они делают выводы о том, что:

4 стр., 1804 слов

Образ и характеристика Шарикова Собачье сердце Булгакова

... Сочинение про Полиграфа Полиграфовича Шарикова Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» - это история эксперимента по превращению собаки в человека. Успешный профессор, Филипп Филиппович Преображенский со своим помощником Доктором Борменталем в ... М. А. Булгаков воплотил в образе Шарикова все самые отвратительные черты так называемого «нового» человека, которого превозносила советская власть. ...

1 стр., 423 слов

Михаил Булгаков «Собачье сердце» (повесть)

... народом В повести «Собачье сердце» М. Булгаков создаёт образ подлинного московского интеллигента – профессора Преображенского. Это человек выдающегося ... для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создаёт «новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, ... не справился с данными ему возможностями, по мнению профессора и доктора Борменталя, зато швондеры и ...

  1. Эксперимент проведен Преображенским над псом Шариком и имел последствия, которые оказались неблагоприятными. После преображения, Шарик превратился в злобного и агрессивного Шарикова.
  2. Авторская оценка Преображенского отрицательна, несмотря на его достоинства врачебного гения и культуры ума. Преображенский считается виновным в создании Шарикова.
  3. Повесть пародирует попытки большевиков сотворить нового человека, что указывает на связь советской эпохи и созданных идеалов с тем, что происходит в произведении.
  4. Эксперимент и его последствия приводят к выводу об опасности невежества и хамства, которые могут стать причиной нарушений и катастроф в обществе.
  5. Автор предвидит пагубность эксперимента на основе невежества и хамства, которые могут дасть власть, и делает акцент на важности обеспечения порядка и занятия человеком своим делом.

Таким образом, ответственность за эксперимент и его последствия лежит на Преображенском и большевиках, которые пытались создать нового человека, игнорируя теорию эволюции и природные законы, что привело к деградации и негативным последствиям.

Профессор Преображенский: характеристика и его влияние на героев

Профессор Преображенский является медицинским светилом, занимающимся проблемами омоложения и улучшения человеческой породы. Он известен своей опытностью в хирургии и имеет большое количество состоятельных и влиятельных пациентов. Также он материально прекрасно обеспеченный специалист, гурман и любитель оперы. Все эти качества делают его гуманным человеком.

Одной из целей, которую профессор Преображенский ставит перед собой, является проверка своей гипотезы относительно возможности омоложения через операцию. Для этого он подбирает несчастного дворнягу, чтобы использовать его как объект эксперимента. Он намерен превратить собаку в человека, чтобы доказать свою гипотезу.

Результат эксперимента сильно повлиял на убеждения героя. Профессор и все, кто был причастен к данной истории, убеждаются, что моральное воздействие на человека ничего не меняет. Они замечают, что прилюдная демонстрация просьб, уговоров, приказов и даже угроз не оказывает положительного эффекта на превращение Чугункина в человека.

Ф.Ф. оценивает результат уникальной операции отрицательно. Он потрясен последствиями своих благих намерений, потому что милого пса превратили в «прохвоста», хама, свинью и дикаря. Он осознает, что способом, которым он «усмирил» Шарикова – став «городовым» у себя дома — не решится проблема. Он понимает, что противодействие сил жизни может привести к наступлению террора.

Таким образом, профессор Преображенский сам буквально идет против природы, и это предупреждение о неизбежности наступления террора. Однако, они осознают, что природа ставит все на свои места и всегда приходит к своему естественному порядку.

Интеллигент, предан науке, живёт изолированно от общества, имеет чувство собственного достоинства, приверженец «чистой науки», поэтому его открытие бесконтрольно. Симпатичен, несмотря на ряд комических черт. Профессор оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства, чуть не губит его «вселенную» (многозначителен мотив «потопа», вызванного неумением Шарикова обращаться с водопроводными кранами).

12 стр., 5911 слов

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце. : Нравственные ...

... на тему (по выбору) 1. «Какие чувства вызывает Шариков-человек?» 2. «Каких людей олицетворяет герой повести Швондер?» 3. «Нравственное общество – это утопия или реальность?» Приложение к уроку, Ожидаемые ответы микрогрупп Цель эксперимента профессора ... общества, т.е. через духовное и нравственное воспитание. Булгакова «Собачье сердце» - это попытка писателя показать, как отразится на обществе ...

И для полной картины нам не хватает точки зрения еще одного персонажа.

Группа 4 – герой повести Шарик-Шариков<

«У-у-у-у-гу-гугу-уу! О, гляньте на меня, я погибаю!»

«Так свезло мне,… просто неописуемо свезло».

В результате фантастической операции благодарный, привязчивый, верный, смышлёный пёс, каким он является в первых трёх главах повести, превращается в тупого, способного на предательство, неблагодарного и агрессивного люмпена, жаждущего занять место, ему не принадлежащее. Правдоподобные детали, соединяясь, создают фантастическую гремучую смесь под названием «Шариков», которая приобрела сегодня нарицательное значение, стала символом его агрессивности.

Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов; пёс пытается «зарегистрироваться» с барышней, дворняга претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос.

Цитаты:

Похабная квартира, но до чего хорошо…”.

А может, я и красивый”.

«вытащил самый главный собачий билет, что он – красавец, собачий принц-инкогнито”.

“Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать первоклассный деляга”.

(“Господин уверенно пересёк в столбе метели улицу и двинулся в подворотню. Да, да, у этого всё видно. Этот тухлой солонины лопать не станет, а если где-нибудь и продадут, поднимет такой скандал, в газеты напишет: меня, Филиппа Филипповича, обкормили”

“Нет, куда уж, ни на какую волю отсюда не уйдёшь, зачем лгать, – тосковал пёс, сопя носом, – привык. Я барский пёс, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злосчастных демократов…”.

В данной исследовательской работе мы будем анализировать произведение М.А. Булгакова «Собачье сердце» и исследовать авторскую позицию писателя в отношении проблемы, затронутой в этом произведении.

  1. Выступление групп. (Оценивание).
  • Слово автору повести М.А. Булгакову (1 мин).
  • Каков же был замысел писателя, его авторская позиция в отношении проблемы нашего урока?

(Авторская позиция заключена в словах профессора Преображенского) (СЛАЙД)

«На преступление не идите никогда, против кого бы оно не было направлено».

  • Вторая группа работала над мнениями критиков и современников. К какому выводу вы пришли? Какие оценки проблемы нашего урока прозвучали в их высказываниях?

(СЛАЙД) (

  • «Жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу».

«Эксперимент привёл к рождение монстра…»

  • Слово группе профессора Преображенского:

(СЛАЙД на ЕВСТ))

1. Кто же он, профессор Пре-образованный?

Какую цель ставит перед собой, подбирая несчастного дворнягу?

2. Как результат опыта повлиял на убеждения героя? Как сам Ф.Ф. оценивает результат уникальной операции?

(«Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите»).

(СЛАЙД)

«Милейшего пса превратили в такую мразь, что волосы дыбом встают! «Исключительный прохвост», «хам и свинья», «дикарь»…

1 стр., 308 слов

Повесть Собачье сердце М – Булгакова

... событий. Во главе государство пролетариат изображается как некий эксперимент. Проводится аналогия с перевоплощением животного в человека, когда это противоречит самой природе. Шариков вобрал в ... площади, которая принадлежала профессору. С помощью фантастического жанра повесть “Собачье сердце” раскрывает реальность послереволюционных ...

  • Профессор понял, что пошёл против природы, но она все расставила по своим местам.
  • Последняя группа анализировала этапы превращения «милейшего пса» в человекообразное существо.

СЛАЙД (заполняется)

1. Чудо – познаваемость Вселенной

2. И с природой дивный диалог

3. Этот чистый, темный и целебный

4. Рек, небес, пустынь и моря слог.

Осторожней принимай признанья

И о тайнах сбивчивый рассказ.

Что-то пусть останется за гранью,

В любопытстве сдерживая нас

Д. Самойлов.

«Собачье сердце» – своеобразный «сигнал-предупреждение»

Один из главных героев произведения, профессор с мировым именем Филипп Филиппович Преображенский, гениальнейший ученый, проводит уникальный эксперимент.

Происходит метаморфоза: жалкий, бездомный, вечно голодный и всеми обижаемый пес Шарик вдруг становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и пр.) в отделе МКХ.

Шариков уже представляет конкретную угрозу Преображенскому, когда пишет донос на профессора.

В итоге сам ученый делает неутешительный вывод: Опыт не удался.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/07/13/konkursnyy-urok-po-povesti-mabulgakova-sobache-serdtse-11-klass

Нравственная проблематика в повести «Собачье сердце»

Нравственная проблематика в повести собачье сердце  1

В этом произведении автор поднимает множество аспектов, имеющих немалое значение для любого человека, в том числе темы добра и зла, совершения преступления и последующего наказания, ответственности личности не только за свои поступки, но и за судьбы других живых существ.

В центре повести находится крупный ученый Преображенский, весьма увлеченный работой над изменением к лучшему физической природы людей, и эпизод, связанный с бездомным псом, для него является лишь одним из многих этапов в деятельности, направленной на то, чтобы сделать жителей планеты более достойными и счастливыми.

Профессор является умным, проницательным и вместе с тем действительно высокоморальным и по-настоящему нравственным индивидуумом. Его глубоко возмущает все, что происходит на территории России сразу после революции. По его мнению, жить следует совершенно иначе, и честный, порядочный человек должен, прежде всего, заниматься своим делом и выполнять его максимально усердно.

Фамилия экспериментатора связана с великим чудом Преображения, и именно перед наступлением Рождества профессор приступает к удивительной операции по пересадке собаке Шарику гипофиза человека.

Анализ повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть «Собачье сердце» М.А. Булгакова была напечатана в 1925 году и сразу же выдвинула автора в ряды известных писателей. В ходе работы над повестью Булгаков исследовал разные аспекты жизни советского общества и обратился к феномену научных экспериментов, интерес к которым присутствовал в обществе того времени.

7 стр., 3471 слов

Над чем заставляет задуматься повесть собачье. О чём заставляет ...

... Булгаковым в повести "Собачье сердце". Вечная проблема лучших умов в России - взаимоотношения интеллигенции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа - над этим и заставил задуматься ... человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ... Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем ...

Сюжет повести

Главный герой повести — Собака Шарик, которую за производством эксперимента по облучению на человеческом гипофизе превращают в человека. Вместе с главным героем жизнь меняется и его хозяин — высокомерный профессор Преображенский. Сначала он рад своему изобретению, но позже понимает, что в этом эксперименте нет никакого смысла. Профессор понимает свои ошибки, прекращает эксперименты и возвращает утратившего собачий облик Шарика в прежнем виде.

Символика и смысловая глубина повести

Повесть является аллегорией на советскую власть. Как и Преображенский, революционеры, придя к власти, стали экспериментировать над народом, к которому принадлежит и Шарик. Также, повесть говорит о том, что никто навязать человеку духовный прогресс насильственным путем, как и никто не может изменить человека против его желания.

Заключение

Повесть «Собачье сердце» М.А. Булгакова актуальна и сегодня, обращая наше внимание на важность каждого действия, особенно в социально-политической жизни, и на то, что каждый несет ответственность за судьбы всего человечества. Более того, вовлечение общества в эксперименты с непредсказуемыми и опасными последствиями не может быть оправдано.

Законы морали и нравственности всегда остаются неизменными и незыблемыми, и каждый, кто позволяет себе их нарушать, отвечает за подобные поступки не только перед собственной совестью, но и перед эпохой, в которую ему доводится жить.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/12/nravstvennaya-problematika-v-povesti-sobache-serdtse.html

Нравственная проблематика повести Булгакова “Собачье сердце”

Нравственная проблематика повести булгакова собачье сердце  1

Творчество Булгакова – вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов.

Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть “Собачье сердце”.

В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы.

Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества.

Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть “Собачье сердце” отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев “Собачьего сердца”. Профессор Преображенский – демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент.

Развитие нового общества в романе «Собачье сердце»

Роман «Собачье сердце» Михаила Булгакова представляет собой уникальное произведение литературы, в котором автор через персонажа Шарикова и его взаимодействие с профессором Преображенским и другими обитателями квартиры, раскрывает проблему развития нового общества в Советском Союзе.

Профессор Преображенский стремится усовершенствовать саму природу, создавая новых людей через пересадку части человеческого мозга на собаку. Так рождается Шариков, символ нового советского человека, однако его перспективы развития вызывают разочарование. Вместо идеального индивида, Шариков оказывается обладателем собачьей натуры и темного прошлого.

Человек с собачьим нравом, рожденный из лошадницы несовершенного общества, ощущает себя хозяином жизни и в сущности угрожает профессору и его окружению с теми стандартами и нормами, которые им заданы. Шариков, живя по своим правилам и неуважительно относясь к просьбам профессора, нарушает установленные порядки.

Швондер, председатель домкома, становится союзником Полиграфа Полиграфовича и Шарикова в этой борьбе против установленных норм и идей профессора Преображенского. Швондер выступает в роли идеолога Шарикова, снабжая его научными материалами и поддерживая его настроение и самопроизвольность.

В романе раскрывается главный принцип социалистического общества – всеобщая уравниловка, или равенство. Однако, данный принцип выродился в отдельной фигуре Шарикова, который использует равенство и право каждого на свое обособление для своих эгоистичных интересов без учета общественных норм.

Заключение

Роман «Собачье сердце» Михаила Булгакова не только является художественным произведением, но и предлагает читателю глубокое обращение к проблемам развития общества. Через образ Шарикова писатель обнажает важные вопросы о социальном кризисе, несоответствии идеалов и реальности, а также гибели нравственных ценностей в постсоветском обществе.

Актуальность повести «Собачье сердце» в современном обществе

Повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова, написанная в начале XX века, до сих пор остается актуальной и предупреждает о проблемах современного общества. В ней автор предлагает читателю взглянуть на опасные последствия насильственного вмешательства в природу человека и общества.

Главный герой повести, Шариков, появляется перед профессором Преображенским уже превращенным в существо, лишенное стыда, совести и морали. У него нет человеческих качеств, он испытывает только подлость, ненависть и злобу. Такие люди, по Булгакову, всегда присутствуют среди нас и способны на самые безнравственные поступки.

Именно в тридцатые годы XX века донос в советском обществе становится частью тоталитарного режима, и Булгаков глубоко осознавал опасность такого явления. В повести Шариков донес на профессора Преображенского, что сильно подчеркивает тоталитарные методы того времени.

Такие преобразования, начавшиеся в России после революции 1917 года, создали все условия для появления множества людей, подобных Шарикову. А тоталитарная система только способствует распространению такой нелюдской сущности. В результате, современная Россия, как и описанная в повести, переживает тяжелые времена.

Повесть Булгакова не только предостерегает от подобных преобразований, но и дает понять, что настоящий прогресс и развитие могут быть достигнуты только сознательными усилиями человека. Профессор Преображенский надеется превратить Шарикова обратно в пса, ожидая его эволюции и постепенного развития. Однако в реальной жизни такие эксперименты необратимы.

Булгаков уже в самом начале разрушительных преобразований в России предупреждал об опасностях авторитаризма и тоталитаризма, которые до сих пор актуальны.

Разрушительные преобразования в начале XX века разрушили старые ценности и нормы общества и создали почву для роста шариковых с собачьими сердцами. Их влияние проникает во все сферы жизни, и даже врачи, юристы, судьи и чиновники готовы предать своих единомышленников ради своих интересов.

Собачье сердце в сочетании с человеческим разумом становится основной угрозой для современного общества. Повесть напоминает нам, что такие проблемы все время будут существовать, и мы должны быть бдительными.

Таким образом, повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова продолжает служить предупреждением о возможных опасностях тоталитарного общества и насильственного преобразования человеческой природы. Она актуальна и в настоящее время, и, возможно, поможет грядущим поколениям избежать подобных ошибок.

Сегодняшний день так близок ко вчерашнему… На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же.

Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Источник: https://home-task.com/nravstvennaya-problematika-povesti-bulgakova-sobache-serdce/

Противостояние: нравственность и революционная Россия в повести Михаила Булгакова “Собачье сердце”

Противостояние нравственность и революционная россия в повести михаила булгакова собачье сердце  1

Сочинения › Булгаков М.А. › Собачье сердце

Готовые Домашние Задания

Повесть «Собачье сердце» написана М. Булгаковым в 1925 году, её сюжет основан на принципах научной фантастики. Первоначальное название было «Собачье счастье. Чудовищная история». Впервые автор прочел своё произведение на Никитинском субботнике.

Один из слушателей так оценил незаурядную дерзость повести: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему». Вскоре после этого в доме автора был произведен обыск, рукопись конфискована.

Повесть не увидела свет при жизни автора, она была опубликована много позже.

«Собачье сердце» стало откликом Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов.

Научный эксперимент, изображенный в повести, – картина пролетарской революции и её результатов.

Булгаков поднимает многие вопросы: соотношение эволюции и революции, судьба интеллигенции, природа новой власти, но, кроме общеполитических тем, автора волнует проблема нравственности.

Введение

В данной статье мы рассмотрим различные слои общества, представленные в произведении М.А. Булгакова «Собачье сердце». Особое внимание будет уделено сопоставлению интеллигенции, воплощенной в персонаже профессора Преображенского, и «новых» людей, рожденных революцией, представленных Полиграфом Шариковым. Также мы рассмотрим роль и значение творчества Преображенского и его эксперимента в контексте общекультурных и научных аспектов.

Анализ

Профессор Преображенский воспринимается как олицетворение интеллигенции и светила науки. Его эксперимент по пересадке псу человеческого гипофиза считается уникальным и вызывает интерес как с научной, так и с общечеловеческой точек зрения. Однако, сам Преображенский оценивает результат своего опыта как неудачный с нравственной и общечеловеческой точек зрения, так как он нарушил естественные законы жизни.

Полиграф Шариков, ставший результатом эксперимента, становится воплощением всех «страшных черт» и негативных качеств, присущих определенной части общества. Профессор видит в нем угрозу для социума, несущую бездуховность и нравственную пустоту. Шариков становится опасностью и символом «разрухи», которая, по словам Преображенского, не только в клозетах, но и в головах.

Заключение

В произведении «Собачье сердце» М.А. Булгаков сопоставляет различные слои общества, представленные интеллигенцией и «новыми» людьми, рожденными революцией. Профессор Преображенский, являющийся светилом науки, проводит эксперимент, который вызывает интерес и обсуждение как в научном, так и в общечеловеческом аспекте. Однако, сам Преображенский осознает, что его эксперимент нарушил естественные законы жизни и привел к возникновению опасности для общества в виде Полиграфа Шарикова. Таким образом, произведение «Собачье сердце» является глубоким размышлением о роли и значимости научных экспериментов и их влиянии на общество.

Это еще не значит быть человеком…». Это очень важные слова для понимания нравственного подтекста повести. Быть человеком – это не только бегать на двух ногах и говорить словами.

Чтобы быть человеком, нужно иметь моральные убеждения, нужно знать, что такое хорошо и что такое плохо.

По мнению автора, в новом обществе к власти приходят рабы, власть они получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны. Человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях.

Человек не хозяин в этом мире, у него нет абсолютного знания: он движется ощупью. Нарушение законов, как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!), может привести человечество к катастрофе.

Сочинения по теме:

  • Фантастическая трагикомедия и реальность революционной России в повести М. Булгакова “Собачье сердце”. сочинение
  • Профессор Преображнский в повести М. Булгакова “Собачье сердце” сочинение
  • Добро и зло в повести М.А.Булгакова “Собачье сердце” сочинение
  • Жестокий опыт, обреченный на неудачу (по повести М.А.Булгакова “Собачье сердце”) сочинение

Источник:

Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Нравственная проблематика повести м а булгакова собачье сердце  1

Повесть «Собачье сердце» написана М. Булгаковым в 1925 году, её сюжет основан на принципах научной фантастики. Первоначальное название было «Собачье счастье. Чудовищная история». Впервые автор прочел своё произведение на Никитинском субботнике.

Один из слушателей так оценил незаурядную дерзость повести: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему». Вскоре после этого в доме автора был произведен обыск, рукопись конфискована. Повесть не увидела свет при жизни автора, она была опубликована много позже.

Анализ повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова

Повесть «Собачье сердце» М.А. Булгакова является откликом на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов. Автор изображает научный эксперимент, который становится метафорой пролетарской революции и ее последствий.

Булгаков задает множество вопросов, касающихся соотношения эволюции и революции, судьбы интеллигенции, природы новой власти. Однако, помимо общеполитических тем, он также обращает внимание на проблему нравственности.

Профессор – светило науки, он и впрямь сделал уникальную операцию, пересадив псу человеческий гипофиз, тем самым «очеловечив» его.

Главный герой, Преображенский, оценивая результаты своего эксперимента, считает его неудачным не только с научной, но и с общечеловеческой и нравственной точек зрения, так как были нарушены естественные законы жизни. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина. Преображенский называет его сердце самым паршивым из всех, которые существуют в природе. Шариков, преобразованный пес, становится воплощением всех страшных черт, присущих народу.

Преображенский, ранее мечтавший о совершенствовании общества, признает свое фиаско, утверждая, что нет необходимости искусственно создавать гениев, когда человечество само способно выделять их из массы. Шариков становится опасностью, угрозой для культуры, причиной разрухи, которая проявляется не только в материальном, но и в интеллектуальном разложении общества.

Повесть «Собачье сердце» М.А. Булгакова является глубоким рассуждением о нравственности, эволюции и революции, о взаимосвязи человека и общества. Автор поднимает важные вопросы, касающиеся советской России и ее будущего.

Приняв человеческий облик, Полиграф Полиграфович попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии: ненавидит богатых, интеллигентных, образованных людей. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Булгаков провозглашает нравственную недопустимость подобных процессов в обществе, иначе оно обречено.

Очень показательна юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова. Профессор предъявляет пса как доказательство своей невиновности и поясняет: «То есть он говорил…

Это еще не значит быть человеком…». Это очень важные слова для понимания нравственного подтекста повести. Быть человеком – это не только бегать на двух ногах и говорить словами.

Чтобы быть человеком, нужно иметь моральные убеждения, нужно знать, что такое хорошо и что такое плохо.

Человек не хозяин в этом мире, у него нет абсолютного знания: он движется ощупью. Нарушение законов, как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!), может привести человечество к катастрофе.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bulgakov-m-a/sobache-serdtse/1603-nravstvennaya-problematika-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdtse

Проблема нравственного сознания личности в повести Булгакова «Собачье сердце»

Проблема нравственного сознания личности в повести булгакова собачье сердце  1

Собачье сердце

Главный герой рассказа, профессор Преображенский – это типичный интеллигент, который служит науке и хочет, как врач, помогать любому нуждающемуся в этом человеку, хорошему или плохому. Этими его чертами очень восхищается его помощник, доктор Борменталь, который далеко не так гуманистичен и человеколюбив.

Развитие персонажа

Филипп Филиппович, профессор, идейный вдохновитель операции по пересадке гипофиза псу, неожиданно для себя стал сталкиваться с последствиями своего эксперимента. Бывший пес получил имя Полиграф Полиграфович Шариков и начал проявлять такие черты характера, которые он унаследовал от своего донора — пьяницы и дебошира Клима Чугункина. Он стал своенравным, грубым и самонадеянным, что вызывало беспокойство у профессора.

Постепенно Шариков начал выходить из-под контроля профессора, проявлять стремление привлечь внимание окружающих, а также добиться уважения со стороны других. Однако, его методы и способы, которыми он пытался добиться этого, были не соответствующими общепринятым ценностям.

Внешние изменения

Шариков принял ряд внешних черт, которые отражали его стремление к некоему высшему статусу в обществе. Он начал носить презренные костюмы, находить себе покрытую слугами квартиру, а также воспринимал себя как начальника государственного учреждения, в котором он работал.

Разрушительная сила невежества

Профессор Преображенский продолжал верить, что сможет изменить Шарикова нравственно, однако сам Шариков не выказывал стремления к таким переменам. Наоборот, он упорно продолжал проявлять недостатки и порочные черты характера, которые он унаследовал в результате операции. Его разрушительная сила воинствующего невежества продолжала оставаться вызывающей и беспокойной для окружающих.

Он превращает жизнь профессора в кошмар: в квартире постоянно грязно и безобразно, Шариков приходит домой пьяным и пристает к женщинам, крушит все вокруг и нецензурно выражается. Постепенно он выводит из себя не только профессора, но и всех жильцов дома: сила его невежества настолько разрушительна, что жить рядом с ним совсем тяжело.

Глядя на результат своих научных экспериментов, профессор Преображенский приходит к выводу, что нельзя насильно вмешиваться в природу человека и общества.

  • Ничего не понимаю, — ответил Филипп Филиппович, королевски вздергивая плечи, — какого такого Шарикова? Ах, виноват, этого моего пса…

которого я оперировал?

  • Простите, профессор, не пса, а когда уже он был человеком. Вот в чем дело.
  • То есть он говорил? — спросил Филипп Филиппович. — Это еще не значит быть человеком.

Впрочем, это не важно. Шарик и сейчас существует, и никто его решительно не убивал.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Мольер «Мещанин во дворянстве»: образ Журдена, позиция героя

Следующая тема: Юмор: ирония, сатира, сарказм, как способ создания характера героя

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/analiz-bulgakov-sobache-serdce

Жестокий опыт или рождение новой жизни? (урок по повести М.Булгакова “Собачье сердце”) 9 класс

Жестокий опыт или рождение новой жизни урок по повести м булгакова собачье сердце класс 1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 им. П.М.Камозина» г. Брянска

Конспект урока по литературе<\p>

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urokpo-povesti-sobache-serdtse/

  • в 9 классе<\p>

Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?

(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Подготовила<\p>

Учитель русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urokpo-povesti-sobache-serdtse/

Диденко Лариса Дмитриевна

Брянск — 2012

М.А.Булгаков. История создания и судьба повести. Система образов повести. Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира и их художественная роль в повести.

Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?

(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Цели:

  • закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;

  • развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

  • воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

Оборудование:, Методы и приёмы:

II. По характеру познавательной деятельности учащихся

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Проблемное изложение

  • Частично-поисковый

Оформление доски:

22.04.2011 Тема урока

Н

1.вая жизнь

2.

3.

1.

Ход урока.

  1. Рефлексивная установка на восприятие.

Чтение стихотворения «Каждый выбирает для себя…» Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя-

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею,

Ни кому претензий не имею,

Пусть каждый выбирает для себя.

Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора.

А вам приходилась выбирать?

(Безусловно, продукты на завтрак, во что одеться, какой фильм посмотреть

Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.

  1. Постановка темы, целей урока, проблемного вопроса.

Обратимся к теме нашего урока.

Слайд №1. Жестокий опыт или рождение новой жизни?

(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

(запись темы в тетрадь)

Проанализировав художественный текст повести, мы

Слайд №2.

  • закрепим понятие о сатире, через «погружение в текст» осознаем мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;

  • продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;

  • продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. В конце урока мы ответим с вами на проблемный вопрос:

Слайд №3.

Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году?

3. Обращение к эпиграфу. Работа с цитатой.

«Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали».

А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г. , член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд №4.

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова — умная и зрячая»., В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

контекстуальный синоним

4. Актуализация знаний. Терминологический комментарий.

Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной.

Вспомним, что такое сатира., Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Слайд №5.

(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры, Работа с тетрадью:

Традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя продолжил М. Булгаков. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения.

Слайд №6.

А какова композиция повести?

( Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)

4. Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь?, Индивидуальное сообщение

(Москва времён нэпа: с шикарными ресторанами и «столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», где варят щи «из вонючей солонины». В этой Москве живут «пролетарии», «товарищи» и «господа».

Москва, которую революция вывернула наизнанку, где чистопородные пролетарии с чувством превосходства над теми, у кого родословная «подкачала», и чрезвычайно низким уровнем культуры, «уплотняли» московские дома, где жили буржуи- интеллигенты.

То, что эта неприглядная картина дана глазами собаки, делает её еще более ужасающей:

голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения. И когда появляется «загадочный господин» и манит собаку куском колбасы, умный пес оценивает и себя и весь «мир голодных», сводя все к обобщению: «Рабская наша душа, подлая доля!» Вирусом «раба» заряжены все: и Шарик, и машинисточка, и повар, и швейцар, и пациенты профессора, и даже члены «жилтоварищества».

О старой Москве Шариков вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. Тогда голодать не приходилось.)

Какой литературный приём использовал автор?

(антитеза, в основе которой лежит противопоставление)

Зачем он использует антитезу?

(Чтобы показать своё отношение к изменениям в стране с приходом Советской власти.)

Слайд №7.

Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

(Шарик-пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный, Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед).

Зачем Шарик был нужен профессору Преображенскому?, Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

(делал операции по омоложению, гл.5, с.196)

Начертите таблицу.

Опыт

Д/З (за доской)

Новая жизнь

  1. Цель операции — омоложение

В этот раз операция, проведённая Филиппом Филипповичем, имела совершенно неожиданный оборот. Давайте посмотрим, как происходило очеловечивание Шарика.

б) просмотр видеофильма

Это отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко считается самой удачной версией книги.

Опыт

Новая жизнь

  1. Цель операции — омоложение

  1. Характеристика образа главного героя.

а) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Раскрытие

В ходе исследования были обнаружены данные о новом существе, которое переняло все худшие качества своих доноров — Шарика и Клима Чугункина. Описание нового существа было найдено в дневнике доктора Борменталя.

Согласно описанию, новое существо было малого роста и плохо сложено. Внешность его была безвкусной — одежда ядовито-небесного цвета, состоящая из порванного и испачканного галстука, пиджака и брюк. На ногах существо носило лакированные штиблеты с белыми гетрами.

Дополнительные сведения о поведении нового существа были получены из отрывка видео, где оно вело себя за столом. Шариков, один из доноров, выразил свое мнение о том, что поведение существа было грубым, наглым, невоспитанным и беспардонным. Он утверждал, что знает все о жизни, включая правила поведения за столом и интересные места для проведения времени.

Для лучшего понимания характера нового существа было проведено инсценирование, где актеры воплотили персонажей Шарикова, Борменталя и Филиппа Филипповича. В ходе инсценирования Шариков предложил пойти в цирк, но Филипп Филиппович предложил посетить театр, считая, что посещение цирка каждый день скучно. Однако Шариков отказался и заявил, что в театре разговаривают, что ему не нравится. Борменталь предложил Шарикову почитать что-нибудь, а Филипп Филиппович посоветовал ему прочитать «Робинзона Крузо». Шариков заявил, что уже читает и не согласен с некоторыми идеями в переписке Энгельса с Каутским.

Филипп Филиппович, в свою очередь, отреагировал на высказывания Шарикова, указав, что он считает его существо слабым в умственном отношении, чисто звериным, и несмотря на присутствие двух людей с университетским образованием, Шариков осмелился давать советы космического масштаба и высказывать глупости о дележе.

Шариков был снабжен книгой и другими материалами учителем, который следил за его прогрессом. Один из примеров показывает, что учитель работал с Шариковым по программе, которая предполагает превращение того, кто ничего не умеет, в успешного и самодостаточного человека. При этом важно учитывать авторскую позицию, которая осмысливается в сатирической перспективе, на примере повести о профессоре Преображенском. Булгаков с опаской относится к политике «взять всё и поделить», что демонстрирует его отношение к революционному процессу.

Кроме того, приведен пример из повседневной жизни, который отражает изменения, случившиеся с приходом марксистской революции. В нем говорится о том, что до марта 1917 года никогда не было случая кражи калош в доме, но после революции все изменилось, и стало необходимо замыкать калоши под замок. Автор приводит вопросы, касающиеся изменений в быту и инфраструктуре, которые произошли после революции, и задает важные вопросы о необходимости этих изменений и их смысле.

  • Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», — теряли в весе».

Источник: https://globuss24.ru/doc/zhestokiy-opit-ili-rozhdenie-novoy-zhizni-urok-po-povesti-m-bulgakova-sobachye-serdtse-9-klass