Нравственные уроки в повести «Собачье сердце. : Нравственные уроки повести Булгакова «Собачье сердце» Нравственные уроки романа булгакова мастер и маргарита

Сочинение

2. Приложение к журналу «Первое сентября». Литература

3. «Собачье сердце»

5. «Словарь терминов»

Разные точки зрения создают условия для активной дискуссии, в ходе которой ученики учатся излагать свои мысли, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы. А также выслушивать другую точку зрения, принимать её или оспаривать. Проблема переустройства мира – основная проблема второго урока (для рассмотрения этой проблемы с разных позиций на урок приглашён иерей прихода Сретенье Господне отец Максим).

Тема урока

Цели урока:

  • Осмысление содержания повести «Собачье сердце»
  • Расширение и углубление представления учащихся о М.Булгакове как о мастере художественного слова.
  • Умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Задачи урока:

  • Приобщить учеников к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
  • Способствовать развитию умений формулировать проблематику произведения, аргументировать свою точку зрения.
  • Побудить ребят к размышлению о нравственности.

Методические приёмы:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Работа с текстом.
  • Беседа по содержанию повести.
  • Анализ ключевых эпизодов.

Оборудование:

Портретписателя, тексты повести, словарь литературоведческих терминов,

Фильм по повести «Собачье сердце».

Эпиграф:

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои

поступки. Высший капитал нации – нравственные качества народа.

Слова:

Нравственность

  • Гуманизм

Сострадание, Человеколюбие

Ход урока:

Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята. Рада нашей встрече. Сегодня состоится серьезный разговор на нравственную проблематику.

Слово учителя.

— Проблема переустройства мира существовала во все времена. Люди мечтали о жизни без насилия и зла, воин и ненависти. Но мир был всегда несовершенен. Люди погрязли в грехах: предавали ближнего своего, убивали, доносили, из зависти и гордости не замечали чужих страданий, перестали уважать старших. Можно ли было спасти человечество от гибели? В чём его спасение?

В чём видят спасение человечества представители православной церкви?

  • Вопрос: «Сущность восхождения Иисуса Христа на плаху». Не была ли напрасной его жертва?
  • Учитель.

Итак, прошло более 2000 лет с момента распятия Христа. Стало ли общество лучше? И идея переустройства мира вновь овладевает умами отдельных личностей. В художественной литературе эта идея тот час нашла отклик. Среди писателей наметились разногласия: одни признавали революционное преобразование общества, т.е. смену строя насильственным путём, «загнать человечество в счастье» Другие приветствовали эволюционный путь развития общества, т.е. через духовное и нравственное воспитание.

2 стр., 730 слов

Сочинение нравственные уроки повести

... ему, что уже дал присягу государыне и обязан служить только ей. Высокие нравственные принципы главного героя также проявляются в том, что он был готов сделать ... – яркое подтверждение тому. Пример 2 В историческом романе «» Александр Сергеевич Пушкин поднимает проблему нравственности. Но что это такое? На мой взгляд, нравственность – внутреннее благородство души, ...

Булгакова «Собачье сердце» — это попытка писателя показать, как отразится на обществе насильственное вмешательство в законы природы. Можно ли создать нравственное общество революционным путём? Максим Горький в 1918 году в статье «Несвоевременные мысли» называл В.Ульянова – Ленина великим экспериментатором над народом, сравнивая его с химиком, проводящим опыты.

Герой Булгакова не случайно носит фамилию Преображенский, это пластический хирург , занимающийся преобразованием внешности человека. И вот он решается на ещё один научный эксперимент.

Создание проблемной ситуации:, Учитель ставит перед учениками следующие задачи (

  • 1группа: выявить цель эксперимента профессора Преображенского.
  • 2группа: что необходимо для воспитания нравственного человека?
  • 3группа: в каких условиях находился «гомосапиенс» Шариков? Были ли созданы все условия для его нравственного развития?
  • 4 группа: каков результат этого эксперимента? Почему он провалился?

После дискуссии, выступления групп слово предоставляется Отцу Максиму, который даёт ответ на проблемные вопросы урока:

  • Что является основой нравственного воспитания?
  • По каким законам должен жить человек?
  • Можно ли насильственно создать идеальное общество и нравственную личность?

Итог урока. Слово учителя.

Мы не случайно сегодня говорили о нравственности. Вы на пороге взрослой жизни, вам не раз придётся принимать решения самим, без чьей – либо подсказки, делать выбор. От того, какими жизненными принципами вы будете руководствоваться, зависит ваша судьба, судьба ваших близких людей, судьба страны.

Повесть Булгакова, написанная в начале прошлого века, актуальна и в наши дни и служит предупреждением будущим поколениям. Булгаков предупреждает нас: «Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени». Автор повести считает, что новое общество должно придерживаться гуманистических принципов во взаимоотношении людей, которые основаны на уважении к своей культуре, труду, знаниям. Нравственность отстаёт, не соответствует новому строю, поэтому проблема сохранения, возрождения духовности, нравственности остаётся нерешённой.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем «шариковы» исчезнут из нашей жизни. Но так хочется верить, что это время настанет.

Отметки за урок:

Рефлексия: какая из проблем, поставленных М.Булгаковым в повести, показалась вам особенно актуальной в наше время? Чем затронула вас?

Домашнее задание: Написать эссе на тему (по выбору)

1. «Какие чувства вызывает Шариков-человек?»

2. «Каких людей олицетворяет герой повести Швондер?»

3. «Нравственное общество – это утопия или реальность?»

4 стр., 1778 слов

Духовная жизнь общества реферат по философии

... реферата – рассмотреть проблему участи и участия человека в духовной жизни общества. Из цели определены следующие задачи : проанализировать понятие, сущность и содержание духовной жизни общества; изучить роль человека в духовной жизни общества; ... философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. ...

Приложение к уроку, Ожидаемые ответы микрогрупп

Цель эксперимента профессора Преображенского?

Профессор задумывает улучшить человеческую породу, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

Что необходимо для нравственного воспитания человека?

Необходимы любовь, внимание, уважение, доброта и забота о младших и стариках, гуманное отношение к миру, честность и искренность во взаимоотношениях, взаимопонимание и взаимопомощь , умение сострадать, слышать и прощать..

Были ли созданы условия для нравственного воспитания Шарикова?

Преображенский, будучи человеком интеллигентным, верит в силу искусства и добра. Он окружает Шарикова заботой и вниманием, пытается внушить ему правила поведения в обществе, приучить к культуре поведения. И он, и Борменталь не могут понять, почему невежество и грубость с приходом новой власти стали повсеместны, и стараются искоренить пагубные привычки донора в своём детище.

Каков результат эксперимента?

Эксперимент провалился! Шариков, он же Полиграф Полиграфыч унаследовал самые худшие качества своих доноров: агрессивность , необразованность, бездуховность, грубость и хамство. Жизнь обитателей квартиры превратилась в сущий ад: брань, окурки на полу, зловоние. Уверенность Шарикова в своей правоте и безнаказанности находят поддержку в лице Швондера, председателя домкома , идейного наставника Шарикова. Шариков быстро усвоил главное правило хозяев жизни: грабь награбленное, дели всё поровну, уничтожай; из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от себе подобных, не признавая родства. Ему так и не смогли ни Преображенский, ни Борменталь, ни Зиночка привить такие понятия, как совесть, мораль, стыд, уважение к женщине. Подлость, ненависть, злоба –вот портрет нового человека. Благие намерения Преображенского обернулись трагедией, чуть не стоившей создателю жизни. Он успевает исправить свою ошибку, вернув Шарикова к прежнему своему состоянию.

Почему эксперимент профессора Преображенского провалился?

Потому что нельзя насильственным путём создать идеальное общество. «Нельзя железной рекой загнать человечество в счастье». Там, где зло, насилие, не может быть речи о нравственной личности, о нравственном обществе».

М.Булгаков повестью «Собачье сердце» предупреждал о тех разрушительных преобразованиях, которые последуют после революции 1917 года. Результат её — тоталитарный режим, просуществовавший в нашей стране не одно десятилетие; укоренившаяся и повсеместная шариковщина, проявляющаяся в грубости и равнодушии чиновников по отношению к своему народу. И сегодня мы испытываем на себе результаты неудавшегося эксперимента по превращению в счастливую нацию. Шариковы проникли во все сферы жизни: судьи осуждают ни в чём не повинных людей, врачи отказывают в помощи больным, старики оказываются без крова и опеки близких, матери отказываются от своих детей, чиновники, глухие к нуждам народа, заботятся только о своём благосостоянии.

Библейские главы и их роль в решении нравственных проблем романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»., Цели и задачи урока.

1. Выяснить, с какой целью вводит М. Булгаков в свой роман библейские сюжеты и их героев? Какими видит и изображает главных библейских персонажей Иисуса Христа и Понтия Пилата?

8 стр., 3754 слов

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

... моды. Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv krasnov.tv Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин» , Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин» В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой ... глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин в любой ситуации поступит обдуманно ...

2. Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор в ершалаимских главах? О чём предупреждает нас, от чего предостерегает?

3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, пробуждение понятий добра, милосердия, совести и т.п.

Форма урока

Оформление:

1. Портрет М. Булгакова (в исполнении учащихся 11 класса).

2. Библия, Евангелие от Матфея.

3. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

4. Иллюстрации к сценам «Суд», «Казнь» (в исполнении учащихся 11 класса).

5. Оформить стенд с работами выпускников прошедшего года:

а) реферат «Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

б) сочинение «Письмо прокуратору Иудеи Понтию Пилату»;

  • в) доклад о жизни и творчестве М. Булгакова.

Эпиграф к уроку:, Плакаты к уроку:

1. «Трусость — крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле». (В. Лакшин.)

2.»Совесть   искупление вины, возможность внутреннего очищения» (Е. В. Корсалова).

Этапы урока

1. Сопоставление булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

2. Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

3. Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа: бред или стремление к истине?

4. Философские и нравственные проблемы, поднятые в ершалаимских главах. Центральная проблема.

5. Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступление к уроку., Слово учителя.

«Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман, воплотивший размышления автора о своей эпохе и вечности, человеке и мире, художнике и власти, роман, в котором удивительным образом переплетаются сатира, тонкий психологический анализ и философские обобщения…»

Я как учитель полностью согласна с Еленой Владимировной и с удовольствием повторю её слова: «Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман…» И от себя добавлю: роман сложный, требующий глубоких раздумий, определенных знаний.

Сегодня мы начинаем его изучение., Тема первого урока звучит так:

«Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова » Мастер и Маргарита».

Когда в первый раз, летом, вы читали этот роман, я уверена, что обратили внимание на его композицию. И это не случайно. Композиция романа оригинальна и многопланова. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа:

3 стр., 1315 слов

Образ и характеристика Иешуа в романе Мастер и Маргарита

... сила. Иешуа в романе это образ света, добра и милосердия, он противоположность Воланда, князя тьмы. Сочинение про Иешуа В роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером ... его к смерти. Но он не боялся это говорить Иуде, не боялся это повторить прокуратору, «правду говорить легко и приятно». Иешуа убежден в том, что все люди добрые, ...

1-ый  повествование о жизненной судьбе Мастера,

2-ой  созданный Мастером роман о Понтии Пилате.

Получился роман в романе.

Главы вставного романа рассказывают об одном дне римского прокуратора. Они рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя, Мастера, и окружающих его людей. Их всего четыре (2, 16, 25 и 26 гл.).

Они вклиниваются в озорные московские главы и резко от них отличаются: строгостью повествования, ритмизированным началом, древностью (ведь они переносят нас из Москвы 30-х годов двадцатого века в город Ершалаим тоже 30-х годов, но века первого).

Обе линии единого произведения, Задачи нашего урока:

Провести параллели, проверку современной действительности опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов.

А основы этого нравственного опыта заложены в христианстве. Узнать о них может каждый, читающий Библию.

Сопоставить булгаковский сюжет с евангельской основой, понять, почему Булгаков обращается к библейским сюжетам, зачем переосмысливает и изменяет их;

Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор, о чем предупреждает.

Я понимаю всю сложность поставленной задачи для первого урока, но надеюсь, что, работая с текстами Евангелия и романа дома, отвечая на вопросы домашнего задания, с моей помощью на уроке, за этим круглым столом совместно мы можем обсудить многие важные вопросы и попытаемся сделать выводы.

Я прошу смело высказывать свои суждения, даже если они будут не совсем верными, спорными, внимательно слушать ответы товарищей, пользоваться сигнальными карточками (!), чтобы я вовремя заметила ваше желание высказаться. Т. е. я жду от вас полноценной работы мысли и слова и обещаю быть вам добрым помощником.

Итак, приступаем к 1 этапу урока. Задание к нему получили все три группы

1. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и, Вступительное слово: Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы, Каковы же эти отличия?, Обратимся к вашему домашнему заданию:, Возраст (Иисусу — 33 года, Иешуа — 27 лет);, Происхождение (Иисус, Иисус  бог, царь; Иешуа  нищий бродячий философ (положение в обществе);, Отсутствие учеников;, Отсутствие популярности в народе;, Не въехал на осле, а вошел пешком;, Изменил характер проповеди;, После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей;, Иуда не повесился, а убит по приказу Пилата;, Оспорено божественное происхождение Евангелия;, Отсутствие предначертанности его смерти на кресте во имя искупления грехов человечества;, Нет слов » крест » и » распятый «, а есть грубые «столб «, «повесить»;, Почему М. Булгаков обращается в своем романе к библейским сюжетам и их героям

В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, т.е. простой человек, хотя и наделенный высокими моральными качествами;

М. Булгаков уделяет внимание не идее божественного предопределения, предначертанности смерти во имя искупления человеческих грехов, а земной идее власти, социальной несправедливости;

2 стр., 735 слов

Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим ...

... и роль Мастера, имеют большое значение в раскрытии философского смысла романа. И действительно, зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по “лунной дороге” как высшую победу человека над самим собой. Добро и зло в романе ... Почему? Булгаков дает свой ответ на этот вопрос. Как известно, бедному человеку нечего терять, вот он и не боится ничего, что могло бы снова заставить его ...

Делая главным героем Понтия Пилата, хочет обратить особое внимание на проблему нравственной ответственности человека за происходящее вокруг;

Обращается к библейским сюжетам и героям, чтобы подчеркнуть важность всего того, о чём будет говорить, проблем, которые будут решать.

Вывод: Обращение к библейскому сюжету подчеркивает важность описываемого в ершалаимских главах, а переосмысление их автором обусловлено его желанием сблизить всеобщие нравственные идеалы с земными проблемами власти и ответственности человека за происходящее.

2 этап урока. Материалы к вопросу готовила 1 группа.

Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

Учитель: Предлагаю начать работу над образом Понтия Пилата с текста. Зачитаем строки, повествующие о появлении во дворце этой значительной и сложной фигуры: «В белом плаще… «

Комментирует: Нельзя не почувствовать значительности и особой эмоциональной наполненности этой фразы даже на слух. Но далее идёт фраза, которая сразу снимает этот ореол значительности, подчёркивая земные слабости героя, несколько приземляя его:

«Более всего на свете… с рассвета » (стр.20, 2 абз.)

Вывод: Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости.

Давайте обратимся к тексту и найдём там и другие примеры контраста, Величественные черты правителя., Человеческие слабости.

1. В прошлом бесстрашный войн, всадник » золотое копьё «.

2. Внешне  величественная фигура всесильного прокуратора.

3. Внушает всем страх, называет себя » свирепым

чудовищем».

4. Окружен толпой слуг и охранников.

5. Хочет быть справедливым, помочь Иешуа.

6. Призван решать судьбы людей.

7. Видит, что Иешуа не виновен.

8. Вынес приговор.

1. Ненавидит запах розового масла.

2. Внутри  сильная головная боль.

3. Боится кесаря, прячет трусость, боится доносов.

4.Одинок, единственный друг

5. Потерял веру в людей, боится потерять карьеру.

6. Посылает невиновного на смерть.

7. Обвиняет в том, во что сам не

верит.

8. Мучается во сне и наяву.

Вопрос: Почему так много контрастного в изображении прокуратора Понтия Пилата?

Булгаков хочет показать, как в человеке борются доброе начало и злое, как Пилат хочет быть справедливым и совершает зло.

Оставим на время Понтия Пилата и обратимся к другому герою ершалаимских глав  Иешуа Га-Ноцри.

3 этап урока.

Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа. Бред или стремление к истине? (2группа).

Учитель: Опять обратимся к тексту и посмотрим, как появляется во дворце и в романе второй герой ершалаимских глав.

4 стр., 1507 слов

Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита

... забыть о ней, так и не осознав масштаба зла, причинённого людям своей неосторожностью. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: история отношений В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главы, описывающие Ершалаим, являются частью романа Мастера. Ершалаимский и московский миры тесно ...

» Этот человек…» (стр. 22).

» Связанный мгновенно…» (стр. 24).

» Арестованный пошатнулся…» (стр. 29).

Комментарии: Это описание создаёт образ жалкого, слабого физически человека, которому трудно переносить телесные мучения.

Вопрос: Каков этот герой внутренне? Так ли он слаб духом, как телом?

Обратимся к тексту:

. В чём обвиняют Га-Ноцри?, Что же он проповедует на самом деле? Что утверждает?

Главные обвинения в словах прокуратора: » Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?»

Проповеди Иешуа:

1. «Все люди добрые «, » Бог один,… в него я верю».

2. «… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

3. «… всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти, ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Учитель: Поговорим об утверждениях Иешуа. Посмотрим на них глазами Понтия Пилата.

1. Какое из его утверждений воспринимается Понтием Пилатом как бред, как безвредное, Какое из них считается легко оспоримым?

3. Какое вызывает у него трепет, страх? Почему?

напоминанием о предательстве Иуды;

2-ое утверждение вызывает у него насмешку: «Что такое истина?» Вопрос должен уничтожить собеседника, т.к. человеку не дано знать ни истину, ни даже что такое истина. Для людей это сложное, отвлеченное понятие. Что можно ответить на этот вопрос?

Что бы ответили вы?, Можно ожидать потока отвлеченных, туманных слов.

НО: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти, «ответ Иешуа прост и понятен, истина исходит от человека и замыкается на нём.

Это кусочек истины, оспорить которую Понтий Пилат не может.

3-е утверждение вызвало страх у прокуратора, т.к. он боится доносов, боится потерять карьеру, боится расправы кесаря, боится столба, т.е. боится за себя.

Вопрос: А Иешуа боится за себя? Как он себя ведет?, Иешуа боится телесных истязаний. Но не отступает от своих убеждений, не меняет взглядов., Вопрос: Какие качества героя открываются вам в его проповеди и поведении?, Главные качества Иешуа: доброта, сострадательность, отвага.

Учитель: В раскрытии образа второго героя ершалаимских глав также используется приём контраста. Слабый физически Иешуа Га-Ноцри оказывается сильным духом.

что думает о бродячем философе иудейский

1. Понял ли Понтий Пилат, что Иешуа не виновен? Уверен ли он в этом?

Да. » В светлой и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, и состава преступления в нём не нашёл».

13 стр., 6456 слов

Что, по мнению Л. Н. Толстого, определяет сущность человека. ...

... нужно сочинение по литературе на романа Война и мир 2) Что ценит в людях Толстой по роману Война и мир. Художественные особенности романа Л. Н. Толстого Война и мир. Сочинение И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании. ...

2. Хочет ли он спасти его от мучительной смерти? Быть справедливым?

Да. Понтий Пилат делал Иешуа намёки, чтобы тот отказался от своих слов о кесаре, посылал » намекающий взор » и т.п.

3. Какое же чувство побеждает в Понтии Пилате все остальные? Как это происходит?

Сначала Пилат хочет быть справедливым и спасти философа. Но рассуждения последнего о власти повергают его в ужас. » Погиб!» потом: «Погибли!» Он делает попытку склонить Иешуа к отказу от своих слов, но безуспешно.

Страх оказывается сильнее желания быть справедливым. Он побеждает.

4. Найдите слова прокуратора, в которых звучит смертный приговор.

  • » Ты полагаешь, несчастный… не разделяю » (стр. 35)

Учитель: Итак, внутренняя борьба в Понтии Пилате между добром и злом, между желанием быть справедливым или вынести смертный приговор невиновному закончена.

Всесильный прокуратор, умный, мудрый правитель испугался, смалодушничал, струсил., Он проходит состояния: от страха — к трусости — к подлости., Вопрос: Скажите, на каком этапе этой логической цепочки вы могли бы ещё понять

Страх — чувство физиологическое (равно испугу), свойственно всем живым существам, оно рефлекторно, как и инстинкт самосохранения.

Т.е. Пилат мог испытать чувство страха, это нормально, неосудимо.

Но человек — существо разумное. Он отвечает за свои поступки. Пилат должен не уступать страху, победить трусость, оставаться до конца верным себе, своим убеждениям.

Вынесение смертного приговора невиновному

Акцент: Трусость между страхом и подлостью. Страх не всегда ведёт к трусости, но от трусости до подлости 1 шаг.

Вывод: «Трусость  несомненно один из самых страшных пороков»,

«Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок»,

И действительно: «Трусость — крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле».

Так было с Понтием Пилатом: он совершил подлость из страха, из трусости. Но это не всё. Понтий Пилат сохранит себе и жизнь, и карьеру. Но лишит себя чего-то очень важного.

Что же это?

Понтий Пилат потерял покой. Его будет мучить совесть., Попытался ли Пилат исправить сделанное, как?, Да. Прикажет убить Иуду. Захочет облагодетельствовать Левия Матвея., Успокоит ли это его?

Нет. «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит луна, … его терзает бессонница» (стр. 461).

«При луне ему нет покоя… он утверждает, что чего-то не договорил тогда… с арестантом Га-Ноцри… более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу».

«Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?»

Закончим на этом наш разговор о героях библейских глав и обратимся к их проблемам.

4 этап урока. Материалы к вопросу готовила 3 группа.

Философские и нравственно-эстетические проблемы, поднятые в ершалаимских главах., Учитель: Сейчас я хочу обратиться к группе №3.

Их домашним заданием был вопрос о проблемах романа, поставленных автором в ершалаимских главах. Слушая высказывания на сегодняшнем уроке, участвуя в них, я думаю, они сумели дополнить свои домашние наброски. И я предоставляю слово им.

19 стр., 9432 слов

Мистическое в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

... нет Мастера и нет Маргариты. Но рассказ об Ешуа и Пилате уже врезан в сцену встречи на Патриарших прудах. По-видимому, и идея “романа о дьяволе”, и парафраз евангельской легенды о Христе и Пилате неразрывно существовали в ...

Среди всех проблем романа » Мастер и Маргарита » мы хотим выделить две отдельные группы, которые мы могли бы озаглавить так: «философские» и «нравственно-эстетические».

Причём, мы заметили, что группы эти разные в количественном отношении. Т.к. философия, Поэтому мы выделили следующие проблемы философского характера:

Что такое добро и зло?

Что есть истина?, В чём смысл человеческой жизни?, Человек и его вера., Учитывая, что « …нравственность, Духовная свобода и духовная зависимость., Ответственность человека за свои деяния., Человек и власть., Социальная несправедливость в жизни человека., Сострадание и милосердие., Какая из поставленных автором проблем является, на ваш взгляд, центральной?, Проблема ответственности человека за свои деяния, т.е. проблема совести.

Е. В. Корсалова в своей статье подтверждает эту мысль. Говорит она и о том, для чего дана человеку совесть: » Совестьвнутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совестьискупление вины, возможность внутреннего очищения».

Запомните, дети, эти слова., Какие из этих проблем можно назвать современными нам, сегодняшними?

Все.

Вывод. М. Булгаков поднял в своём романе проблемы вечные, неумирающие. Его роман обращен не только к его современникам, но и к потомкам .

Мы продолжим работу над этими проблемами на следующем уроке.

5 этап урока.

Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

«Роман-предупреждение

Эти слова из статьи критика относятся и к роману М. Булгакова, который хочет предостеречь нас, всех живущих, от сделок с совестью, от духовной несвободы.

Я просила подойти вас к этому вопросу творчески, решить его оригинально., Что из этого получилось?

1 группа приготовила рисунок

2 группа приготовила рисунок

3 группа оформила прошлогодние работы: 1) реферат «Роль ершалаимских глав в решении нравственных и философских проблем романа»; 2) сочинение » Письмо римскому прокуратору Понтию Пилату».

А ещё ребята сочинили стихи, пусть они и завершат наш урок.

Подведение итогов урока  оценки.

1. Я довольна (не довольна)… Чем?

2. Мы справились с поставленными задачами (не справились).

3. Трудность темы и проблемы.

4. Совместный труд. Оценки участникам групп.

Домашнее задание:

2. К теме » Сатира в романе » подобрать материал к вопросу: » Кого и за что наказывает Воланд?»

их примеры в московских главах.

Стихотворение «Сон Пилата», Н.П. Борисенко, Снова снится Пилату нескончаемый сон:, Суд вершит прокуратор, близок к истине он., В прошлом доблестный Всадник Золотое копье,, Чем сегодня прославит он правленье своё?, Перед ним добр и светел, осиян добротой,, Как сама добродетель, вместе с правдой самой., Люди добрые, это ль преступленье его,

Что он ходит по свету, сеет мир и добро?

Что несет исцеленье и сквозь стены дворцов, Как само откровенье видит мир без оков?, Морщит лоб прокуратор. Будь смелей, игемон,, Неужели проклятый страх в тебе порожден?, Невиновен, ты знаешь, так скажи, не молчи., Чью судьбу ты решаешь в этой лунной ночи?, Промолчал… не исправил… не сберег от столба…, И на муки отправил не его, а себя., И душе нет покоя  наказанье страшно:, Быть бессмертным герою и пороку его., Трусость, подлость из страха, Совесть  вот твоя плаха,, Крест  бессмертия срок!, За строкой урока

Творческое решение вопроса о романе-предупреждении (см. вопрос 5) рассчитано на индивидуальные способности учащихся (в поэзии, изобразительном искусстве и т. п.).

2. Задание к следующему уроку по роману также носит опережающий характер. Вопросы 1 и 2 даются всему классу, а вопрос 3 можно распределить по группам или дать в качестве индивидуального задания.

«Мастер и Маргарита» — лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.Все, что пережил Михаил Афанасьевич Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, — все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. «Мастер и Маргарита» — творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Писатель не случайно выбирает жанр романа-мифа.

Миф воплощает все повторяющееся в жизни человечества, представляет собой живую картину. Каждая эпоха и каждый человек оказываются в таком мифе в экстремальной ситуации и получает по заслугам и делам своим. В романе одни герои находят подлинные нравственные ценности, например, Иван Бездомный, который обретает Дом и становится профессором истории, другие совершают первые шаги к нормам человеческого поведения, а третьи — ведуг прежнюю жизнь, не задумываясь о морали и нравственности.Автор подводит читателя к выводу, что борьба света и тьмы, черных туч и огня завершится победой света.

Что в этом поражении зла заложена суть мироздания. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — это роман об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества. Несмотря на все недостатки человечества, на непосильный груз, возложенный на его плечи, писатель утверждает, что благополучный исход и есть великая тайна жизни. Так в роман входит тема любви к людям и милосердия.

Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, в «Мастере и Маргарите» играет роль вполне реалистическую. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость.

Автор утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека.Мысль о существовании в человеке противоположных нравственных устремлений, духовного и бездуховного проводится писателем не только в сопоставлениях отдельных персонажей, но и в коллективном портрете толпы.Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку Берлиозов, Ла-тунских, Майгелей, Никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала.

Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием.Доказательством вечности и незыблемости нравственных законов служат в романе образы Иегауа и Воланда. При этом эти два мифических персонажа не противостоят друг другу. На это указывает и эпиграф к первой половине романа, и висящий на шее дьявола знак золотого жука, символизировавшего в Древнем Египте зло, порождающее добро. Иешуа и Воланд — лишь «разные ведомства» единого миропорядка, в котором ведущим, все-таки, остаются свет и добро.Вечное стремление людей к добру неодолимо.

Проишо двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка… Для М. Булгакова основным источником истины была религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой…
  2. Загрузка… «Закатным романом» называли критики роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Необычна творческая история этого произведения. Роман был задуман в 1928 году, и работа над…
  3. Загрузка… В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название — “Мастер и Маргарита”….
  4. Загрузка… Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд…
  5. Загрузка… Михаил Афанасьевич Булгаков — великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы… Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм…

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Собачье сердце: нравственные уроки» по литературе

Повесть «Собачье сердце» написана Булгаковым не для легкомысленного чтения. В ней заложены очень важные нравственные уроки, которые необходимо своевременно получить каждому человеку. В легкой юмористической форме автор рассказывает об очень важных вещах, касающихся морали, духовности и межличностных отношений. Чему же учит Булгаков в повести «Собачье сердце»?

Один из основных нравственный уроков в повести – это этическая невозможность человека придумать новый способ рождения людей. Филипп Филиппович бросил вызов природе, когда пошел против ее законов. Поэтому его творение было ужасным и противоестественным. Его признали в обществе, как равного, только для того, чтобы использовать его, козырь против «буржуйского» профессора. На самом деле, его воспринимали, как лабораторную крысу, и такие искусственные люди не приживутся в обществе, их всегда будут унижать, недооценивать и использовать в своих целях, пользуясь их легковерностью. Значит, путем таких операций человечество получит возможность делать себе рабов, неполноценных и угнетенных.

С помощью Шарикова Булгаков показал свое отношение к таким экспериментам: наука не может воссоздавать людей искусственно, ведь за рождением должно последовать воспитание, причем, в рамках главного социального института – семьи. Творение профессора не может претендовать на статус человека, так как не прошло через важнейший этап формирования личности – воспитание. Последствия этого упущения мы видим: Шариков ведет себя феноменально безнравственно и бескультурно. Необходимость семейного воспитания – вот еще один нравственный урок писателя.

Примечательно, что товарищи Шарикова ведут себя не сильно лучше. Это вызвано, опять же, прорехами в воспитании. Их родители круглые сутки работали на заводах, были нищими и бесправными. Поэтому дети рабочих изначально лишены возможности получить образование и научиться хорошим манерам. Они почти что сироты. Значит, «разруха в головах» — не вина большевиков или последствие губительной революции, даже повальное распространение атеизма тут не при чем. Это порок дореволюционного общества и несправедливого царского режима. Изувечив родителей, господа получили месть детей, которых некому было учить милосердию и всепрощению. Таким образом, Булгаков учит нас искать причины более глубокие и правдивые, чем лежащие на поверхности. Также он призывает всех нас думать наперед, ведь последствия наших ошибок могут быть страшными.

Кроме того, Булгаков сурово наказывает возгордившегося человека, который дерзнул заменить Бога. Профессор раскаивается в содеянном и едва ли не платится жизнью за свой аморальный эксперимент. Он видит, к чему привели его амбиции: Шариков так и не стал человеком, но чувствовал то он, как человек, и жил среди нас. Причем, он и не мог стать все равным, люди бы его не признали. Значит, профессор обрек свое детище на несчастную и неполноценную жизнь, а обществу дал понять, что воскресить можно, кого угодно, и это создает огромную массу проблем.

Таким образом, Булгаков не просто написал увлекательную повесть, но и вложил в нее очень важные нравственные посылы. Она дает полезную пищу для размышлений и ответы на многие сложные вопросы, которыми мы задаемся всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

>Сочинения по произведению Собачье сердце

Сюжет повести «Собачье сердце» основан на принципах научной фантастики. В то же время это одно из тех произведений, которые осмеливались быть «настоящими» и затрагивать происходящие события. М. А. Булгаков написал его как отклик на культурно-социальную ситуацию в советской России 1920-х годов. Автор затрагивает не только вопросы революции, судьбу интеллигенции на ее фоне и развитие новой власти, но также проблему нравственности. Вопросы добра и зла, преступления и наказания, ответственность за свои деяние и судьбы людей всегда волновали русских писателей.

В повести «Собачье сердце» сопоставляются разные социальные слои и рассматривается их взаимодействие. С одной стороны, это интеллигенция в лице профессора Преображенского , которого доктор Борменталь , без преувеличения называет светилом современной медицины. А с другой стороны – это «новое общество» в лице председателя домкома Швондера и пройдохи Шарикова , которого сам профессор и породил в ходе ошибочного эксперимента. Этот эксперимент оказался важным и опасным одновременно. Превратив бродячего пса в человека с придатками бывшего уголовника, профессор не догадывался, чем это может обернуться.

Со временем новое существо не только научилось говорить, но и влилось в класс пролетариев. Товарищ Швондер, как духовный наставник Шарикова, советует ему читать Энгельса, прописаться и требовать часть квартиры у профессора. Когда Филипп Филлипович осознает свое фиаско, он начинает размышлять о том, как исправить эту чудовищную ошибку. Вскоре Полиграф Полиграфович Шариков, бывший бродячий пес Шарик, стал воровать личные вещи профессора, устраивать пьяные дебошы, разбивать стекла соседям, волочиться за кухарками, даже устроился на работу в подотдел по отчистке Москвы от бродячих животных и собирался жениться. Много проблем и неудобств он принес своему создателю, а профессор, казалось бы, все терпел. Последней каплей стал приход людей в милицейской форме с доносом от Шарикова, Швондера и Пеструхина. Тогда Преображенский решился на еще одну операцию по превращению Шарикова обратно в пса.

До последнего профессор видит недопустимость насильственного решения этой проблемы. Только, осознав, что такие индивиды, как Шариков социально опасны и выступают реальной угрозой для культуры, он решается исправить свою ошибку. Он считает, что «разруха не в клозетах, а в головах» и если допустить к власти субъектов из низших слоев, то последует «разруха». По его мнению, нельзя получать власть прежде культуры и образования, иначе будут чудовищные последствия. Ведь таких как Шариков в обществе немало. Они лишь имеют человеческий облик, но сердце у них собачье. А для того, чтобы быть человеком, недостаточно ходить на двух ногах и уметь говорить слова, нужно иметь и моральные убеждения.