Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Сочинение

Основные события повести развернулись в одной из московских квартир, где в результате проведенного научного опыта бродячая собака стала человеком. Образ и характеристика профессора Преображенского в повести Булгакова «Собачье сердце» является одним из главных. Проведенный профессором рискованный научный эксперимент по пересадке человеческого сердца животному привел к совершенно неожиданному для всех результату.

  • Филипп Филиппович Преображенский

    – центральный персонаж повести. Гениальный ученый. Хирург-экспериментатор. Медицинское светило мирового масштаба. Научная деятельность связана с проведением опытов над людьми и животными.

Образ

Немолодой мужчина интеллигентной наружности, не так давно отметивший свое 60-ти летие. Седые, пушистые усы, впитавшие в себя запах крепкого табака. Французская, остроконечная бородка. Седина, проглядывавшая из-под белого колпака на голове. Высокий лоб с залысинами. На носу, по форме напоминавшего клюв ястреба, сидели очки в золотой оправе. Когда профессор хохотал, его рот напоминал собой частокол из золотых и фарфоровых коронок. Голос Преображенского был настолько трубным по звучанию, что стоило ему начать говорить, его сразу становилось слышно на все помещение. Одевался профессор строго и изысканно.

«…мне 60 лет, я вам могу давать советы…»

«…господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой…»

Род деятельности

Практикующий врач. До этого работал на кафедре в университете. Его жизненная позиция такова, каждый человек должен работать по профессии. Только так в стране будет порядок. Весь его день расписан по минутам. Круглосуточно ему приходиться принимать у себя на дому пациентов, обращающихся к нему с различными проблемами. Большая часть из них люди состоятельные. Это бывшие дворяне и высшие революционные чины.

Такая работа приносила неплохой доход, позволяющий ему жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Несмотря на тяжелые и голодные времена в стране, профессор не собирался менять привычный ему образ жизни, продолжая шиковать на зависть другим.

Повесть «Собачье сердце». Юмор и сатира

«Собачье сердце»

Образная система повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова построена на оппозиции действующих лиц и пространства. Главные герои — профессор Преображенский и его окружение, выступают в противостоянии с агрессивным и абсурдным миром, персонифицированным в образе Швондера и членов домкома. Это противостояние определяет и размещение групп в тексте повести.

1 стр., 482 слов

Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ ...

... не путём научных опытов. ` Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Популярные сочинения Басни И.А.Крылова содержат аллегорический смысл ... Преображенского. Добродушный пёс превратился в грубого, злоупотребляющего алкоголем асоциального человека Шарикова, очень похожего характером и своим образом ... стает чем-то более чем просто собака. Хозяин может больше времени проводить с собакой, чем ...

Произведение состоит из двух изолированных частей — квартиры профессора и всего остального окружающего мира. В начале повести Шариков называет квартиру «собачьим раем». В ней царит тишина, уют, гармония и «божественное тепло». Булгаков четко обозначает предназначение каждой комнаты, определяя параметры квартиры с помощью реплики главного героя. Однако границы квартиры оказываются подвижными, что автор подчеркивает введением выразительной детали — описанием огромных зеркал на стенах.

Картины внешнего мира, в свою очередь, содержат повторяющиеся детали, которые пронизывают всё творчество писателя. Холод, ветер (вьюга) и грязь становятся основными приметами другой среды. Обитатели этой среды, включая «негодяя в грязном колпаке», «вора с медной мордой» и «самую гнусную мразь» (по мнению Шарика) — дворника, вызывают неприятные впечатления.

В повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова автор использует символические и библейские ассоциации для создания образной системы. Имя главного героя, профессора Преображенского, символично звучит и указывает на его функцию всесильного божества, преображающего мир по своему усмотрению. Также в тексте повести присутствуют ассоциации с образом Пресвятой Богородицы, например, через расположение квартиры профессора на Пречистенке.

Таким образом, образная система повести «Собачье сердце» строится на противопоставлении действующих лиц и пространства, а также использовании символических и библейских ассоциаций. Это создает уникальную атмосферу произведения и помогает передать его главные темы и идеи.

Продолжая традиции своих ранних произведений, Михаил Булгаков в своей последней повести «Собачье сердце» противопоставляет две миры: мир власти и мир свободы, индивидуальности и творчества. Власть в лице профессора Преображенского и его команды стремится узурпировать жизнь главного героя Шарика, научно превратив собаку в человека. Но этот процесс оказывается необратимым, и Шарик становится не просто человеком, но своего рода инопланетным существом, обладающим неукротимой необходимостью уничтожения всего живого вокруг него.

Герои из оппозиции, представленные студенткой Зинаидой Ломовой и журналистом Борисом Швондером, символизируют мир свободы и творчества. Они стремятся спасти Шарика от его судьбы и заботятся о нем, давая ему имя Шарикович. Это имя подчеркивает уникальность и индивидуальность героя, которую старается уничтожить профессор Преображенский. Швондер и его свита хотят позволить Шарику развиться как личности, а не превращаться во врага всего живого.

Использование контраста и гротеска помогает автору показать, насколько аморальной и неэтичной является власть, готовая пожертвовать жизнью Шарика ради научной добычи. Превращение Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова символизирует опасность, которую представляет власть для общества: если ей разрешить действовать без ограничений, то все общество может оказаться в опасности.

7 стр., 3160 слов

Смешон или страшен Шариков? по повести Булгакова «Собачье сердце»

... что бездуховность, цинизм, отсутствие морального стержня существуют и в наши дни. Сочинение » Собачье сердце – Булгаков » Смешон или страшен Шариков в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Вон он на цыпочках, и не богат словами; Какою ворожбой умел ...

Иронический тон повествования сменяется нарочитым сарказмом, когда профессор Преображенский не просто проводит научные исследования, но и играет с жизнями людей, к которым он относится как к объектам. Автор убедительно показывает, что без творчества и индивидуальности жизнь теряет смысл и становится бессмысленной.

Работа Михаила Булгакова отражает его противоречивые отношения с властью. Он одним из первых высказался о судьбах интеллигенции в своих произведениях, которые он создавал преимущественно для театра. Не имея возможности публиковать свои произведения по идеологическим причинам, Булгаков вынужден был использовать драматургию как средство общения с читателями и зрителями. Среди его произведений наиболее известными являются «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева», «Блаженство», а также пьесы «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» («Последние дни»), «Батум».

3. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Философско-нравственная концепция и ее художественное воплощение

«Мастер и Маргарита»

«Так кто ж ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо».

Он соединяет два архетипических мотива — договора человека с дьяволом и суетности реального мира. Мастер получает от дьявола покой «на том свете», в нижнем, темном мире. Писатель размышляет о возможности создания нормальной человеческой жизни, о восстановлении мира в окружающей действительности и душах людей и приходит к выводу о недостижимости гармонии. Хотя роман имеет два финала и предполагает двойное решение судьбы героев, все же можно говорить о том, что настоящая жизнь начинается для них только после смерти.

Роман состоит из 26 глав, четыре из них посвящены событиям библейской истории. Роман включает в себя два повествовательных плана — сатирический (бытовой) и символический (библейский или мифологический).

Каждому плану соответствует своя временная система.

Действие библейского плана выстроено в соответствии с хрис­тианским каноном и продолжается в течение одного дня. В него вводятся воспоминания о прошлом и предсказания будущего. В потустороннем мире время не движется. Писатель показывает бесконечно длящуюся полночь, во время которой происходит бал Сатаны, или вечный день, в течение которого наступает «вечный покой» в финале романа. Только в реальном мире, связанном с Москвой, действие продолжается четыре дня и время течет в традиционных рамках.

В основе мифологической линии романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» лежит авторская версия Евангелия. Однако автор не просто повторяет историю Иисуса, а создает собственный живой и реалистичный мир, используя библейский мотив. В описании Ершалаима, например, Булгаков использует временные, пространственные и бытовые детали, чтобы создать подробное и запоминающееся представление о городе. Изображение Понтия Пилата также выполнено яркими красками, и писатель подчеркивает его реальность и реалистичность.

Чтобы придать повествованию достоверность, Булгаков опирался на множество источников, большинство из которых сейчас уже установлены исследователями романа. Он использовал описания Святых мест, сделанные паломниками, чтобы создать образ Гефсиманского сада. Также в картине сна Ивана Бездомного был введен образ реки лунного света, описанный в дневниках Н. Федорова.

4 стр., 1564 слов

Вера и религия по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

... повествует Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Тема веры и религии раскрыта здесь в обеих частях произведения — и в той, что посвящена началу XX века, и в «романе в романе», автором которого был Мастер. Причем в ... в моральном и духовном плане, что поможет и обществу измениться в лучшую сторону. Если же таких людей, как Мастер и Иешуа, казнить или держать в психиатрических больницах, то без них и ...

Булгакову удалось объединить два плана — реальный и условный, чтобы создать полотно с эпическим размахом и философской глубиной. Поскольку введение библейских персонажей могло быть воспринято как пропаганда религии, Булгаков отводит библейский аспект на второй план, используя прием «романа в романе». Захватывающая фантастическая линия становится доминирующей только к концу произведения, что определяет авторскую позицию.

Чтобы связать все планы в произведении между собой, Булгаков использует сложную систему «переходов», постепенно выводя повествование из реального плана в мифологический. Например, после описания Москвы в страшную жару следует сцена бала у Воланда. Автор также использует повторы, чтобы связать события из разных частей романа. Например, план Ершалаима завершается описанием рассвета, а в следующей главе Маргарита встречает рассвет, читая роман Мастера. Также разговор Иешуа и Пилата дополнен описанием головной боли, которая мучает прокуратора, и указывается, что Иешуа мгновенно исцеляет его. Аналогичная деталь в беседе Воланда и директора варьете Лиходеева придает ей оттенок пародии, где Воланд «угадывает невысказанную мысль» и исцеляет директора.

Таким образом, Михаил Булгаков использует различные литературные приемы, чтобы создать реалистичную и фантастическую картину в своем романе «Мастер и Маргарита». Он объединяет различные планы и переходит из реальности в мифологию, чтобы создать сложное и глубокое произведение.

Специфика образной системы произведения состоит в сознательном соединении нескольких рядов персонажей. В центре романа находятся фигуры Мастера и Иешуа. Вокруг них в иерархическом порядке располагаются остальные герои. Используя прием ансамблевого построения, Булгаков разбивает образную систему на отдельные составляющие. Верхнюю ступень занимает оппозиция Воланд — Пилат. Ниже располагаются слуги основных персонажей: Азазелло — Кот — Фагот и Афраний — Крысобой — Банга. Они дополнены триадой, которую можно назвать демонической — Гелла, Наташа и Низа. Система повторяет традиционную для средневекового искусства схему, реализованную в сочинениях европейских демонологов и в христианских представлениях. Писатель органично соединяет персонажей из разных мифологических систем.

Во всех трех мирах действует только один персонаж — Маргарита. В ней соединены христианские и народные представления, вера в Вечную Женственность и Пресвятую Богородицу. Она похожа и на мифологический персонаж (Маргарита спускается в ад и становится царицей на балу у Сатаны), и на реальную личность (Маргарита не умирает вместе с Мастером, а переходит в мир иной).

Сложная трехмирная структура романа с разветвленной системой действующих лиц позволила автору максимально замаскировать сатирический пафос произведения. Переключив внимание читателя на хитросплетения поступков героев и их сложные взаимоотношения, Булгаков дает яркую картину московского быта конца 1920-х гг., решенную как гротеск, переходящий в фантасмагорию. Основным средством создания гротеска становится деталь. Обычно писатель использует бытовую, портретную и символическую детали. Они придают необходимую автору достоверность происходящего («здоровенный, с борова черный кот», висящий на подножке трамвая с гривенником в лапе за проезд) и локализуют повествование в пространстве.

2 стр., 537 слов

Михаил Булгаков. биография писателя

... стремился это сделать, а два последних романа – “Мастер и Маргарита” и “Театральный роман” – Булгаков даже не надеялся напечатать, но читал ... С 1925 по 1928 год выдан сборника прозы писателя, в которых рядом с рассказами и фельетонами печатаются две сатирических повести – “Дияволиада ... время писал художественные произведения, которые за жизнь Михаила Булгакова не могли найти дорогу К читателю и ...

В произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» актуальные проблемы обращаются через использование иносказания. Один из примеров такого иносказания представлен в основном вопросе, заданном главным героем Иешуа своему судье: «Если я не прав, то докажи, в чем я не прав, а если я прав, то за что ты ругаешь меня?» Риторические вопросы и обращения помогают скрыть цитаты из книг священного писания. Язык героев индивидуализирован, но авторская речь всегда остается подчеркнуто нейтральной. Отказ от сказовой тональности, свойственной, например, прозе М. Зощенко, придает описаниям своеобразный ритм, напоминающий тональность средневековой новеллы (описание первого появления Понтия Пилата).

Особое значение имеет открытый финал романа. Известно, что Булгаков не успел завершить произведение и представил два варианта. Главный герой романа — Мастер — остается как бы посередине, он не отправляется в преисподнюю вместе с Воландом и его свитой, но и не попадает в рай: мастер «не заслужил света, он заслужил покой». Многие исследователи видели в этой фразе своеобразное осуждение Мастера за малодушие: ведь он все-таки не дописал свой роман. Воланд выступает как князь тьмы, имеющий равную силу с Богом. Он великодушен и «на свой лад справедливый» (В. Руднев).

Впечатление усиливается последовательно проводимой писателем идеей «творчества как творения». Подобная идея персонифицируется и в образе Иешуа, который показан не «царем иудейским», а простым бродягой — проповедником. Ассоциативную цепочку завершает введение образа Ивана Бездомного, пародирующего библейского пророка. В кальсонах, с ладанкой на груди и свечкой в руках, он двигается по улицам Москвы, идя в МАССОЛИТ.

Таким образом, роман «Мастер и Маргарита» можно назвать романом-мифом, в котором автор использует иносказание, риторические вопросы и обращения, а также открытый финал, чтобы обратиться к актуальным проблемам и передать свои идеи о творчестве и справедливости.

Миф и «театральный роман» в произведениях М. Булгакова

  • Миф представляет такую художественную структуру, которая воплощает все систематически повторяющееся в жизни человечества. Планы романа связываются между собой рядами совпадений. Арест Иешуа и встреча Воланда с литераторами происходят в среду, казнь Иешуа и прощание героев с Москвой — в ночь на воскресенье. Переулки Арбата описаны с использованием тех же пространственных и временных деталей, как и Нижний город Ершалаима;
  • ресторан «Грибоедов» сопоставляется с дворцом Ирода. В Москве и в Ершалаиме нещадно палит солнце. В описание зноя писатель вводит сходные детали — в Москве солнце «разбито на куски», а в Ершалаиме «лопнуло» в момент казни. В финальных сценах над обоими городами сгущается Тьма (параллель с Апокалипсисом), за которой следует очистительная гроза. Постепенно автор подводит к главной идее романа: борьба света и тьмы, добра и зла завершится победой светлого начала.

«Театральный роман».

1 стр., 415 слов

Актуальность повести М. Булгакова “Собачье сердце”

... справедливое, коммунистическое общество. В основе повести “Собачье сердце” также лежит эксперимент, в ходе ... повести М. А. Булгаков акцентировал внимание на том, что Шариковых в обществе может быть сколько угодно. Внешне они ничем не отличаются от остальных, но внутри имеют “собачье” сердце. ... Повесть была, есть и будет актуальной, потому что главная угроза общества в любую эпоху – это собачье сердце ...

Автор косвенно указывает на свое тождество с главным героем. Он упоминает отдельные факты собственной биографии (Киев) и зашифровывает свое домашнее имя — Мака — в фамилии главного героя. Прием позволяет писателю вести откровенный разговор с читателем. Он постоянно вставляет в текст ремарки:

«Меня скоро не будет!», «Прощайте! Вспомните же меня и вы!»

, — заставляющие воспринимать его как завещание.

Формально сюжет построен вокруг истории работы Максудова в Независимом театре, созданном воображением автора. Он приходит в театр как начинающий драматург, пытается стать актером и режиссером. Булгаков вывел на страницах романа галерею персонажей, в которых легко узнать К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, ведущих актеров и «людей кулис». Как пишет А. Смелянский, «почти у каждого старого мхатовца хранятся несколько заветных листочков с указанием героев «Театрального романа» и их прототипов».

Роман распадается на отдельные эпизоды, из которых перед читателем складывается описание повседневной жизни театрального коллектива. Булгаков неоднократно читал фрагменты своего романа актерам МХАТа, добавлял новые и новые эпизоды. Казалось, он решил воссоздать всю или, по крайней мере, основную часть истории Художественного театра. Но осенью 1937 г. писатель неожиданно оставил роман и больше к нему не возвращался. Нет документальных данных, раскрывающих причины такого решения.

Открытый финал романа как бы намекает на то, что писатель хотел запечатлеть не столько сам театр, сколько время, которое его породило. На это намекает один из списков «театральных профессий», оставшихся в архиве писателя: «Стенографы, прорабы, курсанты, техники-электрики, радисты-слухачи, картотетчики, статистики-плановики, доноры, сантехники, педерасты, отопленцы, инженеры проволочной связи, мостовики, путейцы, заместители бухгалтеров, нормировщики, диспетчеры, контролеры-браковщики, морзисты».

Сочетание несочетаемых элементов является от­личительной особенностью всей прозы Булгакова. Нетрадиционный взгляд писателя на современную ему действительность обусловил его отлучение от современного литературного потока. Он вернется к читателю в 1960-е гг. и сразу же станет своеобразной знаковой фигурой. Построив свои произведения на узнаваемых аллюзиях, многочисленных реминисценциях и библейских ассоциациях, Булгаков оказался близок к эстетике постмодернизма, в котором цитатность стала ведущим стилевым приемом.

Писатель оказался в центре поисков литературы 1920-х гг. Разрабатываемые им проблемы и художественные средства повлияли в свою очередь не только на организацию его собственного стиля, но и обусловили развитие исторического и фантастического повествований последующих десятилетий. В каждом произведении он ставил определенную проблему, локализуя ее с помощью исторических и временных координат, разворачивал философский или гротесковый планы. Булгакова можно отнести к писателям-экспериментаторам, примеривавшим на себе разные способы конструирования художественного пространства текста, но в целом ему удалось воссоздать картины социальной действительности тех эпох, к которым он обращался.

Жизнь писателя была недолгой. Осенью 1939 г. он внезапно потерял зрение в результате склероза почек (гипертонический склероз был наследственной болезнью в семье Булгаковых. От него умер его отец в возрасте 49 лет).

6 стр., 2700 слов

Что такое «шариковщина. : Шариковщина в наши дни в повести Собачье ...

... Булгаков не мог спокойно относиться к тому, как на его глазах эти ценности утрачивались, сознательно уничтожались, теряли смысл для общества, подверженного «массовому гипнозу» революционных перемен. Повесть ... его попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки ... на себе? Ответ на эти вопросы(любой из них): 1)Против чего направлена сатира Булгакова в повести ... том, каким пу­тем, какими методами эти ...

10 марта 1940 г. Булгаков скончался. Писатель похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Практические занятия

Опыт

Исследование, проведенное профессором, было посвящено научному изучению долголетия, с целью продления человеческой жизни путем омоложения организма. В процессе исследования он провел уникальный эксперимент на дворовой собаке по кличке Шарик, которую он сам подобрал с улицы. Эта обычная дворняжка стала первым пациентом, на котором был проведен эксперимент, ожидающий невероятных результатов.

Вместе со своим помощником Борменталем, профессор осуществил пересадку человеческого гипофиза и семенников собаке Шарику. После операции произошло нечто невиданное — Шарик начал приобретать человеческие черты, однако вместе с этим, и его характер и повадки стали очень отвратительными, соответствующими тем чертам личности Клима Чугункина, местного алкаша и тунеядца, который выступил в роли донора органов.

Именно так появился Шариков Полиграф Полиграфович — личность грубая, неадекватная и наглая. Профессору стало ясно, что он не мог предположить, что человек, получившийся от собаки, вберет в себя все отрицательные черты донора. Жизнь профессора превратилась в настоящий ад, а он сам осознал, что не сможет перевоспитать Шарикова, так как у него не было педагогического образования.

Преображенский попытался разрешить ситуацию, просив Шарикова освободить жилплощадь и съехать с квартиры. Однако, Шариков не собирался уступать и угрожал убить Борменталя, взявшись за пистолет.

Наконец, профессору пришел конец терпению, и он принял решение совершить обратную операцию, превратив Шарикова обратно в Шарика. Он понял, что против природы не попрешь, и признал, что его опыт потерпел фиаско.

Революционная эпоха, которая охватила Россию в начале XX века, стала важной частью истории страны. В повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно найти некоторые черты этой эпохи и их отражение в повседневной жизни обычных людей.

Одним из главных аспектов революционной эпохи, присутствующим в повести, является конфликт между новым и старым, традиционным и инновационным. Персонажи повести, такие как профессор Преображенский и Шариков, представляют собой разные стороны этого противостояния. Преображенский, как представитель старого мира, консерватор, опасается перемен и новых идей, которые могут потревожить его установленный порядок. Шариков, же воплощение новой эпохи, олицетворяет в себе множество негативных качеств, но при этом обладает сметливостью и неразвитым, но чутким сердцем. Оба персонажа отражают сложность и противоречивость этого времени.

Другой важной чертой революционной эпохи, которая прослеживается в повести, является потеря человеческого сострадания и жестокость. Когда народу предоставили власть, он использовал ее не для блага, а чтобы рассчитаться с теми, кто был за ними. Народ становится жестоким и забывает о главной цели власти — направить ее на общее благо. Это отчетливо видно в повести, где убийство Шарика становится символом бесчеловечности и смятения в обществе.

3 стр., 1234 слов

Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

... последняя точка в обрисовке революционной эпохи, описанной в повести «Собачье сердце». Итак, Москва 20-х годов в повести Булгакова — ... повести «Собачье сердце» — Москва, 1924 год. Основу повествования составляет внутренний монолог Шарика, ... пролетарской революции, несущей гибель культуре. Умозаключения Шарикова о том, что следует просто « ... сочинение. Смотрите также по произведению "Собачье сердце":

Гротесковая манера изображения окружающей обстановки, также характерная черта повести, помогает Булгакову обнажить противоречия и нелепости революционной эпохи. Автор использует «эзопов язык» и иронию, чтобы критиковать существующий строй и донести свои мысли до читателя. Повествование от имени пса создает дополнительную атмосферу и позволяет высказаться на темы, которые были бы запрещены цензурой. Булгаков смело обращается к читателю, предлагая ему сформировать свое собственное мнение на основе представленных фактов.

Таким образом, в повести М. Булгакова «Собачье сердце» прослеживаются черты революционной эпохи, такие как конфликт между новым и старым, жестокость и потеря сострадания, а также гротесковая ирония в описании общественной обстановки. Автор предлагает читателю самостоятельно оценить эти черты и найти свое собственное понимание событий, происходящих в повести. Открыть в Google Переводчик HaклaдkaВведите текст или адрес веб-сайта либо переведите документ. Required text Ввод текста или адрес веб-сайта либо перевод документа. Обратная связь + Сохранить переводировать переведено из описания или перевода комментария. neighborsПервое убийство в Москве говорит сам за себя, здесь нет места другим словам. Ни одна из сторон не может считаться правильной, ошибаются все. Власть оказалась в руках народа, но он незнал что с ней делать, и вместо управления властью, народ стал жестоким, отходя от главной задачи власти, и испортил весь контингент местных жителей.