Булгаков – мистик в кавычках

Эссе

Булгаков – мистик в кавычках

Дьявола, пожалуй, для Булгакова Действительно не существует, это мнение выражают не только несколько персонажей его романа «Мастер и Маргарита», но и сам автор.

Михаил Афанасьевич Булгаков был врачом по профессии, и первые его писательские работы были навеяны впечатлениями земского врача. Является ли также мистическое мировоззрение свойственным всем медикам, Булгакову судить не наша власть, но можно предположить, что им приходится быть частыми свидетелями смерти людей.

Мистическое мировоззрение всегда присутствовало в творчестве Булгакова, но он использовал его, скорее, как символьный язык, чем как конкретный запрос на постижение тонкосоставленных материй и расширение сознания.

Роман «Мастер и Маргарита» отлично иллюстрирует эту тенденцию. Уже в начале 20-х годов был задуман роман «Инженер с копьем», который в последствии стал развиваться иуже достиг формата «Мастера и Маргариты». Процесс работы был длинным, но за все это время, в том числе и в описании Дьявола и его придания, Булгаков интриговал читателя, используя мистику как относительно простую форму понимания условностей жизни, что позволило автору дать волю своим сатирическим наклонностям.

Дьяволиада — один из любимых мотивов булгаковской литературы, и в «Мастере и Маргарите» он был выразительно описан, в пределах концепции, по которой мистика в романе играет вполне реалистическую роль и может служить примером гротескового, фантастического и сатирического обнажения противоречий современной действительности.

Если бы не таких персонажей, как Воланд, в государстве, погрязшем в пороках, то его бы пришлось бы выдумать…

Булгаков и мистика: вера в человека и нравственные законы

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является мыслящим творением, которое представляет собой своеобразную мистическую пародию, раскрывающую перед нами не только разные персонажи, но и противоречия в обществе. Встреча с нечистой силой, возглавляемой Воландом, позволяет автору проявить сущность и характер всех персонажей романа, начиная от хладнокровного берлиоза и заканчивая жадными мейгелями и алоизиевыми могарычами.

Сеанс черной магии, который происходит в столичном варьете, позволяет Булгакову дополнительно «раздеть» перед нами разного рода мошенников. Однако заметно, что все они не являются настоящими дьяволами, а просто обычными людьми, которые могут быть обмануты и ошибаться.

15 стр., 7256 слов

М.А. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита»

... М. Крепс в своей книге «Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго»» (1984): «Роман Булгакова для русской литературы, действительно, в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки. Только ...

Верной была заметка критика Палиевского о том, что дьявол Воланд не тронул тех, кто верен своим принципам и живет по ним. Вместо этого, он поворачивается только к тем, кто скрывается от закона и тех, кто обманывает других с целью обольщения своих интересов.

Bулгаков в своих строках призывает читателя думать глубже и не ограничиваться лишь традиционной мистикой. Нечистая сила для автора не существует на самом деле, как и боги. Вместо этого, он верит в человека и те нравственные законы, которые заключены в каждом из нас.

Программность Булгакова заключается в идее Канта, который утверждает, что нравственные законы не зависят от религиозного фанатизма и внутреннюю силу человека, поэтому необходимо следовать им, даже если не веришь в божественное наказание.

Противостоящий этой идее, Берлиоз, отрицает существование Бога и полагает, что без Него все дозволено. Булгаков, напротив, считает, что проблема в том, что Берлиоз полагает, что все дозволено, а не в отсутствии Бога.

«Мастер и Маргарита» фокусирует в себе этические проблемы, которые должны решать все поколения людей и каждая отдельная страдающая личность. Именно поэтому этот роман настолько важен для осмысления смысла мистики и роли человека в обществе и жизни в целом.

Итак, мистика для Булгакова лишь материал. Но читая “Мастера и Маргариту”, порой все же ощущаешь, будто тени Гофмана, Гоголя и Достоевского бродят неподалеку. Отзвуки легенды о великом инквизиторе звучат в евангельских сце­нах романа.

Фантастические мистерии в духе Гофмана преоб­ражены русским характером и, утратив черты романтичес­кой мистики, становятся горькими и веселыми, почти быто­выми.

Мистические мотивы Гоголя возникают лишь как ли­рический знак трагизма, когда роман подходит к заверше­нию: “Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много стра­дал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший.

И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, онотдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его”. “Рукописи не горят”, – произносит один из героев рома­на, пытаясь сжечь свою рукопись, но это не приносит ему об­легчения. Мастер помнит текст наизусть. Человеческая па­мять добра и справедливости выше всякой мистики.

Булга­ков это знал.

Булгаков – мистик в кавычках 1Булгаков – мистик в кавычках 2Булгаков – мистик в кавычках 3Булгаков – мистик в кавычках 4Булгаков – мистик в кавычках 5

(No Ratings Yet)