Мемориал — памятник с особым значением

Сочинение

Забыть тот горький год неблизкий Мы никогда бы не смогли, По всей России обелиски, Как души, рвутся из земли.

Р. Казакова

Любой мемориал — значимый памятник для людей, потому что его ставят в честь великих подвигов, совершенных в непростое для страны время. Мемориал должен быть вечным, как вечной должна быть и память о героях прошлого. И, наконец, он нужен, потому что утрата памяти — это самое страшное для человека: забывший прошлое лишает себя будущего. Мемориал призывает нас к сохранению в наших сердцах образов тех героев, которые жизнью заплатили за сегодняшний мир. Он напоминает нам о том, какую большую цену заплатила Россия в годы Великой Отечественной войны, и убеждает нас, живущих в мирное время, никогда не повторять войны. Мемориал — это память о человеческом подвиге на войне, памятник такого значения воплощает любовь и уважение к прошлому своей страны.

Героизм русского народа в годы Великой Отечественной войны не подлежит сомнению, но время уходит, уходят из жизни ветераны — живые свидетели страшных сражений, полуголодной и изматывающей жизни в тылу, ужасов концентрационных лагерей. Все в этом мире забывается, но не должна быть забыта война. Для вечного напоминания о ней хранятся документы, фотографии, снимается кино, пишутся книги, создаются музеи и, конечно же, возводятся обелиски, мемориалы. Они доказательства пережитого народом страдания, сложного пути к победе, на котором каждый в то время оставил свой след. Вклад каждого отдельного человека в войну — это большая цена, которую пришлось заплатить России. Подвиги людей увековечены в монументах, они символизируют самоотверженность нашего народа. О таком подвиге размышляет В. Быков в повести «Обелиск». Памятник в этом произведении действительно имеет особое значение: он поставлен не за традиционный подвиг, совершающийся с оружием в руках. Он воздвигнут за героизм особого рода — нравственный. Учитель Алесь Мороз добровольно принял смерть со своими пятью учениками, это был его личный выбор, свидетельствующий о беспримерной силе духа. Для автора — это подвиг, достойный уважения и признания. Именно поэтому В. Быков переносит повествование в послевоенное время. Ученик Алеся Мороза, Павел Миклашевич, чудом спасшийся от смерти, всю жизнь потратил на то, чтобы имя учителя было запечатлено на обелиске вместе с именами погибших. Это тоже подвиг, по мнению автора, в нем уважение к памяти героев войны, в нем забота о последующих поколениях, которые должны помнить о тех годах и сделать все, чтобы предотвратить их в будущем.

9 стр., 4393 слов

Сохранение памятников Великой Отечественной войны – залог будущего

... Большую информацию предоставляет созданный в интернете портал «65 лет Великой Победы», где рассказывается о памятниках Великой Отечественной войны, мемориалах и мемориальных досках Героям Великой Отечественной войны. Материалы краевых, областных по ремонту и благоустройству памятников Великой Отечественной войны, с которыми можно ...

Памятник — это страшное предупреждение современному человеку, говорящее об ужасах войны. Он напоминает нам о том, что война противоречит человеческой природе, заставляет задуматься об искалеченных судьбах и душах людей, переживших ее. Мемориал оберегает память

о павших за Родину. Это предупреждение всем нам о том, чтобы больше

не было войны.

Илья Л. (396 слов)

3. Мастерская ценностной ориентации и творческого письма в рамках направления «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

Тема: Направление «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» и темы сочинений, связанные с ним.

Тип мастерской:, Цели мастерской:

  • 1) обучение аргументации на основе читательского опыта;
  • 2) развитие языковой компетенции выпускников;
  • 3) обучение написанию итогового сочинения в 11 классе.

План:

  • 1) индуктор;
  • 2) создание творческого продукта;
  • 3) обращение к новой информации и ее обработка;
  • 4) корректировка творческого продукта;
  • 5) рефлексия.

Мастер — А.В. Казорина.

Оборудование:

Класс: 11.

Ход мастерской.

На доске запись:

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

  • 2. Попробуйте ответить на вопрос: «О каких проблемах взаимоотношений человека и природы говорят писатели?» Запишите на листах. Каждый читает вслух, остальные дописывают, если согласны.
  • 3. Сгруппируйте выделенные проблемы и возможные ответы на них. Расскажите, как вы их сгруппировали. Составьте таблицу- синтез.

Записанные и сгруппированные проблемы приведены в таблице.

Человек и природа

Экология

Животные

Источник красоты и вдохновения

Почему надо беречь природу?

Почему надо бережно относиться к животным?

Почему природу надо считать Великим Учителем?

Природу надо беречь, потому что:

    • леса — это легкие Земли;
    • человек — это часть природы и без нее существовать не может;
    • природа — это национальное достояние;
    • без природы мир станет скуден, и искусство лишится своего источника;
    • ее надо передать нашим детям в первозданном виде;
    • иначе природа может жестоко отомстить человеку

К животным надо относиться бережно, потому что:

    • они братья наши меньшие;
    • бережное отношение к ним воспитывает в ребенке доброту и сострадание;
    • любовь к животным воспитывает любовь

    к человеку

Природа — Великий Учитель, потому что:

    • природа — источник вдохновения и искусства;
    • природа дала нам все знания о мире

    и вдохновила на научные открытия;

      • природа объясняет смысл человеческой жизни;
      • у природы человек учится нравственности

4. Составление денотатного графа позволяет визуально представить проблему. Имя и глагол чередуется в денотатном графе (именем может быть одно имя существительное или группа существительных

в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).

Глагол нужно подбирать таким образом, чтобы он связывал ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).

Ключевое слово дробится по мере построения графа на «слова-веточки». Необходимо соотносить каждое «слово-веточку» с ключевым словом, чтобы исключить какие-либо несоответствия, противоречия и т.д.

Составьте денотатный граф к каждому ключевому понятию проблемы, например: 2

Ход мастерской  1

2. Создание творческого продукта.

Одной из центральных тем лирики С.А. Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, ставя ее выше вечного блаженства, которое он может обрести лишь на русской земле. Чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело

В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» изображения природы совпадают с чувствами героев так же, как и в рассказе М. Пришвина «Кладовая солнца»

В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» звучит мысль о том, что земля нам не на век дана. Ее надо передать детям такой, какой мы ее получили от своих отцов

Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все ее недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за это было страшным, но справедливым. Наступил день, когда они оказались на краю бездонной пропасти и земля начала осыпаться под ногами. Это история — грозное предупреждение человечеству, которое потребительски относится к природе

Профессор Преображенский в повести «Собачье сердце» пересаживает собаке гипофиз человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Это еще одно свидетельство того, что нельзя бездумно вмешиваться в природу

Высокое справедливое небо Аустерлица осудило стремление к славе и войну ради мелких интересов честолюбия, престижа, карьеры. Как «поступит» оно на этот раз, ведь Болконский не хотел больше быть военным, но война против врагов родной земли заставляет его взять в руки оружие. Ответа на вопрос о том, как небо допускает войну и другие ужасы и несправедливости, Болконский не получает. Однако позже, смертельно раненный, он вспоминает Наташу, и его душой овладевает успокоение. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагамвот что приходит к князю Андрею как ответ с неба». Итак, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого образ неба символичен. Небо олицетворяет справедливость и вечность, с ним в жизни героев связано все лучшее. Но не только счастливые моменты жизни, но и минуты духовных откровений связаны с небом

Конечно, вместе с тем небо является важнейшим элементом толстовского пейзажа, образ неба несет и чисто психологическую функцию. И все-таки первостепенная роль неба как религиозно-философского символа несомненна

Люди забывают о том, что природа — их родной дом, требующий бережного отношения к себе. Эта мысль находит подтверждение в романе И.С. Тургенева «Отцы идете». Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Именно таким автор видит в герое «нового» человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главному герою, Родиону Раскольникову, снится страшный сон: он снова в детстве, на его глазах жестоко избивают лошадь. Ее хозяин поспорил, что она сможет увезти непосильный для нее груз. Родион во сне маленький мальчик, он понимает, что убийство беззащитного существа — это самое ужасное и несправедливое, что может быть в мире. Автор этим эпизодом говорит нам, что убийство противно человеческой природе, а отношение человека к животным — это залог его отношения к людям

Платон Каратаев — герой романа «Война и мир» — кормит в плену бродячую собаку, хотя самому еды не хватает. Его любви достает на всех: и на людей, и на животных. Каратаев — авторский идеал, воплощающий «мысль народную»

Животные чутко чувствуют фальшь и ложь, может быть, поэтому они часто привязываются к детям. Собака Травка в рассказе М. Пришвина «Кладовая солнца» спасает маленького мальчика из болота: она почувствовала, что ребенок оказался в беде, потому что дети, пока не выросли, тесно связаны с природой

  • 1. Дополните остальные проблемы своими аргументами из прочитанных произведений.
  • 2. Вспомните, какие произведения могут проиллюстрировать проблему отношения ребенка к животному.
    • «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (В. Швебель).
    • «Природа — творец всех творцов» {И.В. Гете).
    • «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н. Толстой).
    • Красота природы.
    • Природа в жизни человека.
    • «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А. де Сент-Экзюпери).
    • Поэзия родной природы.
    • Роль природы в жизни человека.
    • Благодарная природа и неблагодарный человек.
    • «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» (И. Г. Зейме).
    • Природа — главный помощник человека.
    • Борьба человека за чистоту окружающего мира.
    • «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г. Раневская).
    • «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П . Чехов).
    • 2. Выбранные темы прочитываются вслух каждой группой с кратким объяснением выбора.

    Экология.

    • «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (В. Швебель).
    • «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» {Л.Н. Толстой).
    • Природа в жизни человека.
    • Роль природы в жизни человека.
    • Благодарная природа и неблагодарный человек.
    • Борьба человека за чистоту окружающего мира.

    Природа — источник вдохновения.

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/komu-iz-gorkovskih-geroev-vyi-hoteli-byi-postavit-pamyatnik/

    • Роль природы в жизни человека.
    • Природа в жизни человека.
    • «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» {И.В. Гете).
    • Поэзия родной природы.
    • «Природа — творец всех творцов» {И.В. Гете).
    • Красота природы.
    • «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» {И.Г. Зейме).
    • Природа — главный помощник человека.
    • «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г. Раневская).
    • «Леса учат человека понимать прекрасное» (Л.П. Чехов).

      Животные.

    (А. де Сент-Экзюпери).

    • 3. Выберите по одной теме в каждой группе, составьте к ней ряд вопросов (не менее пяти).

    • 4. Выберите из составленных вопросов один самый важный, на ваш взгляд. Напишите ответ на этот вопрос.
    • 5. Подумайте, какие из оставшихся вопросов можно рассмотреть в сочинении (не менее трех).

      Какие ответы вы бы предложили по этим вопросам? Как можно аргументировать ваши ответы.

    Учитель может в это время сам писать на доске ряды вопросов, которые помогут сориентироваться.

    • 4. Корректировка творческого продукта.
    • 1. Напишите свои ответы на один-два выбранных вами вопроса, аргументируйте свой ответ ссылкой на литературное произведение.

    Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

    И.Г. Зейме

    Человек, который любит и понимает природу, не может быть безнравственным и жестоким. Умение понимать красоту леса, слушать его звуки, ощущать запахи становится главным условием духовности, сострадания ближнему. Недаром в русской литературе характеристика героя часто осуществляется через его отношение к природе. В повести А. Куприна «Олеся» главная героиня сильнее и глубже своего возлюбленного : она — дитя Полесья, внучка ведьмы, живущей в самой чаще. Свои силы Олеся черпает из природного мира, окружающего ее с детства. Душевная цельность и чистота лучших женских образов в русской литературе всегда связываются с их пониманием природы. Татьяна Ларина «любила на балконе предупреждать зари восход», Наташа Ростова заворожено смотрит в звездное небо и мечтает полететь, Катерина Кабанова сравнивает себя с птицей, а Ася в повести Тургенева сама выбирает в безымянном немецком городке дом, из окон которого открывается удивительный вид на окрестности. Природа неотделима от человека: он ее часть, она формирует его, несмотря на всю его самоуверенность и потребительское отношение к ее благам. Душа человека все же по-прежнему зависит от красоты окружающего мира, надо только обернуться к ней лицом, увидеть ее, почувствовать, тогда не только сам человек — весь мир станет лучше и добрее.

    • 2. Обратите внимание на структуру аргумента (вступление — пример — микровывод).

    • 3. Подумайте над аргументами от противного. Какие примеры из художественных произведений можно использовать в этом случае?
    • 5. Рефлексия.
    • 1. Выделите этапы мастерской. Какой этап был значимым для вас?
    • 2. Что изменилось в вашем понимании ответственности человека перед природой?
    • 3. Есть ли в этом занятии преимущества по сравнению с обычным уроком?
    • 4. Какие моменты мастерской оказались для вас неожиданными или удивительными?
    • 5. Какое задание было трудным? На какие вопросы вы хотели бы обязательно получить ответы?
    • 4. Мастерская ценностной ориентации и творческого письма по тексту Ю. Короткова в рамках направления «Спор поколений»

    Тема: Проблема взаимоотношений детей и родителей.

    Тип мастерской:, Цели мастерской:

    • 1) анализ текста Ю. Короткова «Головная боль»;
    • 2) развитие языковой компетенции выпускников;
    • 3) обучение написанию итогового сочинения в 11 классе.

    План:

    • 1) индуктор;
    • 2) создание творческого продукта;
    • 3) обращение к новой информации и ее обработка;
    • 4) корректировка творческого продукта;
    • 5) рефлексия.

    Мастер — Ю.В. Вайрах

    Оборудование:

    Класс: 11.

    Ход мастерской.

    На доске запись:

    Проблема взаимоотношений детей и родителей.

    1. Индуктор «Какие проблемы поднимает Ю. Коротков в произведении “Головная боль”»?

    Задачи:

    • 1) обратиться к личностному опыту, ассоциациям участников мастерской;
    • 2) обучение итоговому сочинению.

    Мастер. Условием работы в мастерской являются записи, которые каждый из участников ведет самостоятельно помимо общих заданий. Записывать нужно все слова или словосочетания, которые покажутся важными по ходу общей работы и лично для каждого.

    1. Вспомните эпизод из своей жизни, когда у вас был конфликт со старшим поколением (родителями, бабушками, дедушками).

    Запишите на листах.

    Как вы понимаете эти строки?

    (Р. Брэдбери.

    • 2. Попробуйте ответить на вопрос: «Как можно охарактеризовать главную героиню Катю Белову?» Запишите на листах. Каждый читает вслух, остальные дописывают, если согласны.
    • 2. Создание творческого продукта. Прослушайте в чтении мастера отрывок текста Ю. Короткова, следите по тексту. По ходу чтения выписывайте слова, раскрывающие проблему.
    • 1. Обсудите в парах и запишите, какие вопросы к тексту требуют обдумывания.
    • 2. Вопросы читаются от пары вслух. (Мастер записывает вопросы на доске. Учащимся рекомендуется записать себе самые интересные.)
      • Примеры вопросов, возникших при проведении мастерской.
      • Почему многие девушки мечтают о богатом муже?
      • Как вы относитесь к Кате Беловой? Какова жизненная позиция главной героини?
      • Почему Катя не хочет жить, как родители?
      • Почему она живет в квартире умершей бабушки?
      • Как складываются ее взаимоотношения с Виктором?
      • Действительно ли Виктор полюбил Катю?
      • Что сделал Виктор для Кати?
      • Почему она не выбрала золотую клетку?
      • Что воспитали в ней родители?

      — Почему она сделала именно такой выбор?

    • 3. Обращение к новой информации и ее обработка.
    • 1. Объединившись в группы по четыре человека, составьте ассоциативный ряд «Взаимоотношения родителей и детей».
    • 2. Выбранные слова прочитываются вслух каждой группой с кратким объяснением предполагаемых значений и записываются на доске. Выберите и выпишите любое из записанных сегодня слов.
    • 3. Прочитайте эти слова в своих группах. Допишите, слушая, что понравилось, привлекло внимание.

    Учитель может в это время сам писать на доске ряды ассоциаций. Подчеркните три-четыре из записанных сегодня слов.

    • 4. Корректировка творческого продукта.
    • 1. Напишите небольшое вступление к сочинению, включите в него следующие проблемы, из-за которых возникает конфликт поколений.
      • И в наши дни есть девушки, которые не стремятся выйти замуж за олигарха…
      • Свобода или золотая клетка?
      • Людям нужен лишь свет любви…

      — Проблема выбора жизненного пути…

    • 5. Рефлексия.
    • 1. Выделите этапы мастерской. Какой этап был значимым для вас?
    • 2. Что изменилось в вашем понимании, чем живы люди?
    • 3. Есть ли в этом занятии преимущества по сравнению с обычным уроком?
    • 4. Какие моменты мастерской оказались для вас неожиданными или удивительными?
    • 5. Какое задание было трудным? На какие вопросы вы хотели бы обязательно получить ответы?

    Дополнительные материалы для учителя

    Суть

    сочинения

    Формулировки темы

    Цитаты для эпиграфа

    Примеры

    Счастливые семьи. Отношения между родителями

    Возможны ли идеальные отношения между родителями и детьми.

    Какой я представляю свою семью?

    Мой дом — моя крепость.

    Роль семьи в жизни человека.

    Как должны относиться друг к другу дети и взрослые?

    «Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети — своей верой и ожиданием» (И. Геворгян).

    «Все мы что-то делаем для потомства; хотелось бы увидеть, что потомство делает для нас» ( Д .. Аддисон)

    «Казус Кукоц- кого» и «Дочь Бухары»

    Л. Улицкой. «Старший сын» А. Вампилова. «Ночь исцеления» Б. Еки- мова

    Жертвенность родителей ради своих детей

    Чем готовы пожертвовать родители ради своих детей? Родители — самое дорогое в жизни человека.

    Слепая родительская любовь

    «Дети отрекаются от мечты, чтобы обрадовать родителей, родители отрекаются от самой жизни, чтобы обрадовать детей…»

    (Я. Коэлъо. Одиннадцать минут)

    «Крутой берег реки» В. Быкова. «Я есть. Ты есть. Он есть» В. Токаревой

    Суть

    сочинения

    Формулировки темы

    Цитаты для эпиграфа

    Примеры

    Конфликт

    ОТЦОВ

    и детей

    Проблема непонимания отцов и детей.

    Взрослые и дети. Эгоизм детей

    «Кто сказал, будто дети не способны решить, чего они хотят от своей жизни? Взрослые» (Я. Коэлъо. Победитель остается один).

    «Судиться с матерью — самое лишнее на земле дело» (Л. Алексин. Раздел имущества).

    «Есть вещи и хуже войны: трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже» (Э. Хемингуэй)

    «Отцы и дети»

    И. Тургенева. «Трое с площади Карронад» В. Крапивина. «Гадкие лебеди» братьев Стругацких.

    «Раздел имущества» и «Безумная Евдокия» А. Алексина. «Обмен» Ю. Трифонова

    Одинокие

    родители

    Не забывайте родителей.

    Жестокосердие детей по отношению к родителям

    «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. де Мопассан).

    «Любовь родителей к детям сильней, чем детей к родителям. Родители могут не любить друг друга, но жить вместе ради детей, а дети могут бросить родителей ради любви к совершенно случайному человеку» (К. Мелихан). «Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно» (Э. Хемингуэй. Старик и море)

    «Телеграмма»

    К. Паустовкого. «Станционный смотритель»

    А. Пушкина.

    «Я есть. Ты есть. Он есть» В. Токаревой.

    «Запах хлеба»

    Ю. Казакова. «Говори, мама, говори…» Б. Еки- мова.

    «Последний срок» В. Распутина

    Суть

    сочинения

    Формулировки темы

    Цитаты для эпиграфа

    Примеры

    Одиночество детей

    Что страшнее всего для ребенка в семье? Проблемы современных детей. Жестокосердие взрослых по отношению к детям

    «В борьбе за существование часто не выбирают средств…»

    (А. Алексин. Раздел имущества).

    «Но даже взрослые иногда ошибаются. Или не находят выхода и тогда делают вид, что их ошибка — правильный поступок» (С. Лукьяненко. Танцы на снегу).

    «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка»; «Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько го стоит?

    Да ведь весь мир познания не стоит тогда этих слез ребеночка к “боженьке”» (Ф. Достоевский)

    «Людочка» В. Астафьева. «Пиковая дама» Л. Улицкой. «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева.

    «Время ночь»

    Л. Петрушев- ской.

    «Он убил мою собаку» Ю. Яковлева

    Конфликт

    поколений

    Право свободного выбора подрастающего поколения в произведениях русских писателей. Современные проблемы детей. Взрослые и дети

    «Дети отрекаются от мечты, чтобы обрадовать родителей, родители отрекаются от самой жизни, чтобы обрадовать детей…»

    • (Я. Коэльо. Одиннадцать минут).

      «Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир»

    • (А. Камю)

    «Прощание с Матерой»

    В. Распутина. «Казус Ку- коцкого»

    Л. Улицкой. «Отцы и дети» И. Тургенева