Информационная культура

Эссе
Описание: Хомякова Светлана Ивановна

Заведующий библиотекой. 1 категория.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение № 201 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга.

Информационная культура

В эссе показана разносторонность термина Информационная культура. История, классификация информационной культуры. Её роль в образовательном учреждении. У теоретиков нет точного определения, этой проблеме посвящены рассуждения на заданную тему. Статья написана для школьных библиотекарей, учителей, учеников и их родителей, которые хотят разобраться, что включает в себя информационная культура.

Большую роль в формировании информационной культуры играет образование. Человек, который владеет информационной культурой, способен понять самого себя, свою роль и своё место на нашей планете. Наши школьники хотят, как можно больше знать, больше получать информации об истории, географии, биологии, но для того чтобы найти и правильно распорядиться ей, и нужна информационная культура. Залогом успешной жизнедеятельности ученика становится его способность получать, воспринимать и активно использовать информацию.

Мой сын пришёл из школы и говорит, что у них есть предмет Информационная культура. На мой вопрос, что изучает этот предмет, он ответил: Письменность. Информатику. Книги. Набор слов, конкретного определения дать не мог, да и как ответит пятиклассник, если учёные и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению.

Рассмотрим несколько фраз встречающихся в Интернете:

А) Информационная культура — это важный элемент культуры эпохи информатизации.

Б) Представляет собой, важнейший сегмент культуры эпохи информатизации

В) Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще.

Обратите внимание, элемент, сегмент, часть и т.д., как будто не знаем, куда бы её пристроить. Информационная культура вместе с тем как бы пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости от информационной культуры. Этим и определяется важность анализа информационной культуры. Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая находится над общей культурой человечества. Высказать совсем уж новое мнение не удастся, потому что, если взять достаточно большое количество текстов, описывающих примерно одну и ту же тему в её наиболее существенных чертах, то в таких текстах мы найдём не только повторяющиеся теории, но и весьма сходные тексты.

Итак, не много истории. Вспомним исторические революции в информационной культуре. Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи. Вторая революция связана с изобретением письменности. Изобретение книгопечатания — одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к третьей информационной революции. И четвёртая — появление Интернета (1963).

Отсюда мы видим, что информационную культуру не следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: находится в неразрывной связи с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу.

Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка и др.(6,8,9) В рамках этого подхода, делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность. И, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры. Информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути.

Необходимость формирования информационной культуры широко обсуждается теоретиками и специалистами-практиками. Следует отметить, что ряд авторов, например, И.М. Яглом (10), рассматривают понятие информационная культура только как комплекс знаний, умений, навыков, относящихся к курсу Основы информатики и вычислительной техники, либо включают в этот комплекс некоторые и умения из школьной программы по математике, связанные с информатикой на преемственной межпредметной основе. Полагаю, что такой подход не может быть единственно возможным. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще. В действительности эта сфера гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д. По мере информатизации общества эта сфера расширяется, процесс выступает в качестве объективно необходимого для развития общества. В этом плане можно согласиться с А.И. Ракитовым (8), который пишет, что информатизация культуры, т.е. экипировка всех культурных процессов современной информационной технологией является уже не пожеланием, а объективной внутренней исторической необходимостью. Исторический процесс в целом приобретает новую качественную определенность.

Принято считать, что наиболее продуктивным, в большей мере соответствующей сегодняшним требованиям, является определение термина информационная культура, которое было дано доктором педагогических наук Ю.С. Зубовым (4,5), по его мнению: Информационная культура — это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей. И для разработки курса Основы информационной культуры Н.И. Гендина взяла за основу определения понятия данное Ю.С. Зубовым. Однако для организации практической работы образовательных учреждений в этом направлении Н.И. Гендина предлагает внесение терминологической ясности и выработку определения, отражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в современном обществе. В этой связи ею предлагается следующая трактовка понятия информационная культура личности. Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (2)

Информационную культуру можно представить как информационную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. Термин информационная культура вошёл в практику общеобразовательных учреждений и библиотек, активно используется исследователями и практиками. Несмотря на это само понятие информационная культура трактуется не однозначно, а в терминологических словарях и стандартах вообще отсутствует.

Курсу Основы информационной культуры личности отводится общеобразовательное и общеразвивающее место в системе образования. Формирование и удовлетворение информационных потребностей, в условиях информационного развития общества, активизируют изучение школьника не только как читателя, но и как потребителя информационных ресурсов, как пользователя. Реформирование системы образования также стимулирует исследование школьников в указанном аспекте, поскольку формирование его жизненных качеств в современных условиях основано не только и не столько на полноте усвоения конкретных знаний, сколько на способности самостоятельно систематически пополнять их.

Итак, большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового человека информационного сообщества. Это обстоятельство связано с появлением новых наукоемких технологий, форм деятельности и усилением их творческого характера, с ускорением темпов общественного и научно-технического развития. Отсюда, важность анализа информационной культуры. Снова задаём вопрос, что же представляет собой информационная культура? Информационная культура видна в общественной жизни, придаёт ей новое качество, положительное или нет судить нам с вами. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

Становление информационного общества, активное внедрение информационных технологий являются одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения. Поэтому необходимость формирования информационной культуры широко обсуждается теоретиками и практиками.

Термин информационная культура вошёл в практику общеобразовательных учреждений и библиотек, активно используется и исследователями. Несмотря на это само понятие информационная культура трактуется не однозначно, а в терминологических словарях и стандартах по специальности вообще отсутствует.

В информационной культуре необходимо владеть классификацией информации. Информацию можно разделить на виды по различным критериям. По истинности: истинная и ложная. По способу восприятия: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая. По форме представления: текстовая, числовая, графическая, звуковая. По назначению: массовая, специальная, секретная, личная. По значению: актуальная, достоверная, понятная, полная, полезная. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Понимание того, что рабочим инструментом библиотекаря является информация и то, что способы передачи и обработки информации знаний глобальным образом изменились, заставило меня по-другому смотреть на информатизацию библиотечного процесса. Моя главная задача обеспечить всем участникам образовательного процесса открытый и свободный доступ к информационным ресурсам. Воспитание социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию своей образовательной и жизненной траектории.

Что планируется в нашей школе для повышения информационной культуры? Вот цели и задачи, которые я ставлю перед собой, как библиотекарь. Формировать и развивать информационную культуру учащихся, учителей; создавать условия для эффективного использования имеющихся информационных ресурсов и технологий в образовательном процессе. Повышать качество образования, в результате внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс; перейти от компьютерной осведомленности и компьютерной грамотности к информационной культуре всех участников учебно-воспитательного процесса; воспитывать учащихся в получении информационных ресурсов, в частности в Интернете. В наше время пропаганда насилия, жестокости, стяжательства через средства массовой информации, особенно Интернет, нацеливает нас, библиотекарей, на формирование у ребят главных духовных и нравственных ориентиров — образа своей страны и ее будущего, образа героя нашего времени, который был бы достоин будущего. Что я планирую на свои библиотечные уроки Информационные ресурсы и информационная культура общества, Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках, Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной деятельности, Информационная культура и новые информационные технологии. Включение именно этих направлений объясняется тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление об информационной культуре противоположных. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию учёные не дают

Информационная культура органически входит в реальную атмосферу общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

Школьная библиотека, как правило, становится первой библиотекой в жизни ребенка. Каждый ученик, обратившийся сюда, находит в ее стенах то, что будет всегда в цене информационную культуру. Под информационной культурой подразумевается следующее: систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленная на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной деятельности. Практика работы в библиотеках свидетельствует о неумении школьников формулировать запросы, определять стратегию поиска, незнании источников поиска, поэтому в формировании информационной культуры особая роль принадлежит библиотеке как учреждению, обладающему, информационными ресурсами.

Ребята приходят на библиотечный урок, и звучит божественная музыка, нежные звуки начинают кружиться в вихре вальса А.С. Грибоедова. Кто он? Дипломат, писатель, историк, а может композитор? Всё это им предстоит узнать. Новой школе должна соответствовать новая модель библиотеки, информационная культура набирает свой темп.

Список источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-informatsionnaya-kultura/

1. Вохрышева М.Г. Библиотековедение, библиографоведение и информатика:

терминологический путеводитель. — М.: Либерея-Бибинформ, 2007. — 104 с. — (Серия `Библиотекарь и время. XXI век`. Выпуск №61)

2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В.

Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. 512 с.

3. Дайсон Эстер. Сеть помещает людей в новые условия // Информационные ресурсы России. — М.: Российское энергетическое агентство. Минэнерго РФ, 2009. — Вып. 4. — С. 2-4.

4. Зубов Ю.С. Библиография и художественное развитие личности — М.: Книга, 1979. — 144 с.

5. Зубов Ю.С. Новое знание о проблеме взаимосвязи информационной культуры и информационного мировоззрения // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 1996. С. 6.

6. Колин К. К. Философские проблемы информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 264 с.

7. Разлогов К.Э. Культура и искусство: консерватизм против инновации // Культура и искусство. 2011. № 1. С. 11-16.

8. Ракитов А.И. Науковедческие исследования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Ракитов А.И.; РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям; Центр информатизации, социально-технол. исслед. и науковед, анализа. М., 2006. 332 с.

9. Семенюк Эдуард Павлович . Информационный подход к познанию действительности

/ Э.П. Семенюк ; АН УССР, Ин-т обществ. Наук.- Киев: Наук. Думка,1988.- 238 с.

10. Яглом И. М. Современная культура и компьютеры. М.: Знание, 1990.- 48 с.- (Серия Математика, кибернетика; № 11).

11. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. № 1. С. 2.

12. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Под. ред. Н.И.Гендиной. 2-е изд., перераб. М.: Школьная библиотека, 2003. С.32.

13. Библиография к курсу Информационная культура