Искусство и интернет

Эссе

Цель этого эссе — рассказать об интернет-искусстве. Речь не будет идти о технологическом искусстве, об искусстве и науке, не будет охватывать и всe цифровое искусство — я постараюсь удержать фокус на связке двух изначально взятых понятий.

Как можно говорить об искусстве и интернете?

Как можно говорить об искусстве и интернете  1
Схема Internet Art

Короткое предисловие: о методе

Чтобы раскрыть содержание какой-либо из связок, можно дать определения каждой из составляющих ее частей. Можно удерживать фокус на одном из понятий и смотреть, как каждое новое взаимодействие изменяет его определение. Такой подход практикуется, например, в прочтении искусства, внимательном к собственной историчности. Каждой сменяющей друг друга эпохе соответствует своe понятие искусства, в определенные моменты сталкивающееся с внешним по отношению к нему понятием. Как результат, происходит исторический сдвиг.

В этом эссе я попыталась последовать этим путем, но далеко не продвинулась. Одна из причин очевидна: передо мной не одно столкновение искусства и интернета, а целых три. Каждое из них — не сущность, не жанр искусства, а ситуация соотношения двух терминов, запускающая определенные правила. Они уже разделены не только внешне (грамматически, в названии связок), но и внутренне (поэтикой художественного жеста), что мне и предстоит раскрыть. Вторая причина: я просто не смогла найти изначального определения искусства, которое должно было бы измениться при столкновении с интернетом. Рассматривать значения «интернета» — задача уже более выполнимая. Рассуждение об интернет-искусстве начинается с исследования, чем в нем оказывается интернет.

I. Интернет-искусство

Интернет — это и идея сложной сетевой структуры, и конкретное техническое изобретение, и аффективно заряженная среда, и реализация определенного способа передачи данных; это и способ разделения, и способ связывания. В качестве образа интернет представляется прежде всего сетевой структурой — системой узлов-точек и их соединений. В последние 20 лет способы еe визуализации всe возрастают, а сам образ обрастает культурными коннотациями. В качестве материального процесса интернет описывается как децентрализованная сеть, в основе которой лежит определенный способ передачи данных — стандартизированный протокол TCP /IP , на основе которого в 1990‑е развилась Всемирная паутина. Что же мы будем иметь в виду, говоря об интернет-искусстве — общую схему сети или материальный процесс?

30 стр., 14525 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет «Lenta.ru», ...

... журналистике жанров. А вот найти оригинальный веб-репортаж достаточно трудно. объектом исследования Предметом исследования Цель моей работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет ... жанр. Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия жанр, ... отношение автора к изображаемому; способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные ...

Первый момент — периодизация. Если мы рассматриваем интернет как техническое изобретение, то искусство интернета приобретает для нас четкую временную границу: оно не могло появиться раньше распространения за пределами военных инфраструктур протоколов TCP /IP , то есть раньше 1989 года. Но если мы рассматриваем интернет-искусство как искусство сетей, объединяющих людей с людьми, компьютеры с компьютерами, компьютеры с людьми, или как искусство того, что может быть репрезентативно посредством абстрактной сетевой структуры, то временная локализация такого искусства не может быть так точна. Можем ли мы обозначить последний вариант как искусство сетей , нет-арт?

Второй момент — NET Art Anthology. Для искусства, о котором речь пойдет в этом разделе, не требуется обозначенное в первом вопросе разделение на абстрактное и конкретное, но нужен их синтез.

Короткое предисловие о методе 1

Сеть — это и идея, и образ, и абстракция, и медиум, материальные свойства которого накладывают на реализацию уже другой абстрактной идеи (идея произведения) определённые ограничения. Нередко уже это небинарное свойство сетей, совмещающее и абстрактное, и конкретное, становится поводом для создания произведения. Теория может заметить это совмещение, но оно не воплотится в полноценную идею, пока не будет протестировано на практике, отброшено и принято снова с возникшими в процессе правками. Работой на этом пересечении — между действием сети и осознанием этого действия — на мой взгляд, и занимался нет-арт.

Да, за интер нет -искусством далеко ходить действительно не надо: нет-арт успел пройти через резкий взлёт вместе со всемирным распространением интернета в 1995 году, найти признание сообщества и институций, переопределить понятие искусства и произвести последние работы в 2010‑х. И нет-арт закончился. Об этом мы можем судить хотя бы потому, что площадка , основанная одним из пионеров нет-арта Марком Трайбом, запустила проект NET Art Anthology , призванный сформировать представление об эстетическом каноне направления, в 2016 году и завершила его в июне 2019 года. 100 отобранных работ теперь были представлены и реинсталлированы вместе, что было действительно большой заслугой Марка Трайба и Драгана Эспеншида, т. к. произведения нет-арта создавались на различных платформах своего времени, задействовали уже не использующееся ПО и операционные системы. В этом собрании мы видим и одного из признанных основоположников направления Алексея Шульгина, и медиатеоретика, автора книги «Эффект интерфейса» Алекса Гэллоуэя, и киберфеминисток Шу Чеанг и Корнелию Солфранк, и сетевое объединение Netochka Nezvanova , и «отца» генно-модифицированного светящегося кролика Альбы — Эдуардо Каца. По свидетельству Шульгина, термин «нет-арт» возник случайно: в 1995 году словенский художник Вук Чосич (Vuk Ćosić ) получил скомпилированное сообщение от анонима, в котором единственный человекочитаемый фрагмент выглядел так: [ … ] J8 ~g#|\;Net. Art{-^s1 [ … ].

15 стр., 7444 слов

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

... и пронзительными звуками свистков. 1.2 Виды декоративно – прикладного искусства Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный ... на ранних стадиях формирования личности. Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее. Тема: Декоративно-прикладное искусство в работе ...

Многие из работ, особенно сделанные в 90‑е, создают впечатление необязательности. Что-то основано на ассоциативных связях не связанных «здравым смыслом» вещей — первая в мире кибер-панк-группа — компьютер, играющий Smells Like Teen Spirit или о посткапиталистическом будущем, где единственной котируемой валютой «беспроводного человека» становится чеснок, — и поэтому выглядит трогательно. Ряд работ представляют собой библиотеки, музеи, лабиринты объектов, но их едва ли можно назвать чем-то монументальным. Преимущественно составленные с помощью одного инструмента — создания ссылок языка разметки — и изредка использующие простой JavaScript , эти работы скорее являются элегантными экспериментами с системой правил цифровой навигации. Все они, как и объединяющая их антология, — это игровой процесс, а не заявление.

Короткое предисловие о методе 2
Melanie Hoff, Garlic Trust_, 2019. Screenshot, 2019, Safari on iOS.

Материальная абстракция нет-арта

абстракция интернета материальна

Материальная абстракция нет арта 1

Доказательство тезиса простое. Во-первых, интернет-искусство происходит «», т. е. на промежуточном уровне. Во-вторых, как сообщает одна из самых ранних нет-арт работ The World in 24 Hours Роберта Эдриана, «сеть — это не художественный медиум в его традиционном понимании. Скорее, интернет-искусство стоит определять через обмен: оно происходит в пространстве между машинами, и только когда машины работают».

Один из представленных в антологии художников — Алекс Гэллоуэй — также развивает эту мысль в своей теоретической работе Protocol (MIT Press , 2004 год).

В предисловии к ней Юджин Такер пишет: «В культурной теории, в обсуждении сетей их материальный субстрат и инфраструктура игнорируются ради обсуждения связей, сетевых структур и глобальной коннективности». Но «сети — это не тропы для выражения идеи интерконнективности, это материальные технологии, места реализации различных практик и действий». Этот концепт «протокола» указывает на то, что в обсуждении интернета его материальный субстрат имеет значение. Как позже отмечает там же Такер, материальность протокола не противостоит нематериальности, а является одним из видов абстракции: абстракцией процесса. Интернет-искусство не объектно-ориентировано, т. к. не представляет стабильную онтологию связей вещей друг с другом, но как и протокол — процессуально. Объективированными в нeм оказываются не вещи, а сами «правила игры», с которыми искусство имеет дело.

7 стр., 3233 слов

Геометрия и искусство ( ивная работа)

... четверти 20 века стал кубизм (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб). Плacтичecкий язык кубизма основывался на деформации и разложении предметов нa геометрические ... друг друга. 2.Геометрия и живопись. Одним из направлений в искусстве первой ... квадрате, писал теоретические работы, связывал его с ... формы до основных геометрических схем, раскладывает предметы на составные части и объединяет их в ...

Нет-арт как система дистрибуции

По мнению критика Джина МакХью, нет-арт переопределил искусство, понятое как способ производства и система дистрибуции. Такой метаморфозе способствовал внеинституциональный и даже внерыночный характер этого цифрового гибрида, иные отношения его акторов. Этот аспект нет-арта различными способами актуализировался в работах художников. В 1997 году Гамбургский кунстхалле объявил open-call проекта Extension — «расширения коллекции музея виртуальным дополнением». На специально открытый сервер музея каждому отдельному художнику необходимо было скинуть «не более 5 мегабайт цифрового искусства» для дальнейшего отбора жюри. Корнелия Солфранк откликнулась на предложение музея, но не ради признания. Еe целью был обвал музейного сервера. С помощью реального телефонного справочника она составила список имен почти 300 выдуманных художниц и зарегистрировала столько же адресов электронной почты. Для снабжения каждой из них работой Солфранк написала генератор нет-арта, компилирующий заглитченные картинки из поисковой системы. На выходе получалось то, что сама она назвала «мусором». Музей был «замусорен».

Мы сталкиваемся с тем, что невозможно судить нет-арт и выбрать из него «лучшее». Одно из его системных требований — равный доступ к размещению искусства в интернете. В противном случае — показывает Солфранк — вы столкнетесь с его материальной реальностью, которая смоет зыбкие символические постройки.

Нет арт как система дистрибуции 1
Jonas Lundh, Collection Enlargement , 2011, скриншот

Тот же аспект интернет-искусства освещает 10‑й Документы Вуком Чосичем в 1997 году и емкие ироничные предложения для несуществующих нет-арт-коллекционеров в проекте Collection Enlargement Йонаса Лунда 2011 года. Таким образом, глобальный способ производства может меняться, но статус нет-арта остается маргинальным. Возможно, именно поэтому 2020 году он больше не существует.

II . Искусство об интернете

метафорически

Нет арт как система дистрибуции 2
Ремейк работы Simple Net Art Diagram

Да, интернет действительно связан с новыми способами социального взаимодействия. Интерфейсы сменяют друг друга, и если мы успеваем включиться в них, то не всегда успеваем продумать эти включения. Социальные сети предложили быстрый способ связывания людей друг с другом, в каких-то аспектах открытый, но в каких-то — наоборот (например, когда их алгоритмы служат маркетинговым целям).

8 стр., 3951 слов

Искусство и современные информационные технологии

... технологий на искусство, рассмотреть специфику взаимодействия искусства и науки, продуктом которой являются новые технологии, на современном этапе и дать характеристику результатам взаимодействия информационных технологий и искусства. 1. Проявление и роль информационных технологий в искусстве ...

Исследовательница культуры Венди Чун, до написания своих книг занятая в сфере проектирования интерфейсов, говорит о гомофилии социальных сетей, об алгоритмах воспроизводства дискриминации. Франко «Бифо» Берарди в одной из своих лекций ужасается отчуждением людей от внешнего мира: молодые люди могут передвигаться по городу, только глядя на карту в своем смартфоне.

В рамках 4‑й , открытой осенью 2019 года и продолжающейся до весны 2020, павильон emotional interfaces представляет интернет как непрерывные потоки, которых «слишком много», и задает для художественного исследования вопрос: «Как цифровые интерфейсы модифицируют [наши] эмоциональные привычки?». Эмоциональные интерфейсы представляют собой пары видеоработ, пространственно расположенные друг напротив друга (сайт использует симуляцию опыта VR с помощью манипуляций правилами CSS ), отсылая к форме «живого» диалога между людьми — точнее, между существами, морфология которых включает лица, передающие значимую часть коммуникативной информации. Проблема ускорения ритма жизни передана в работе Scrollathon : два пальца «бегут» по инстаграм-ленте горизонтально лежащего смартфона. Находящийся напротив нее видеоарт «Интимный режим» Стефани Лахтенберг показывает части тела художницы в интерфейсах Mac OS и Adobe Photoshop , затем группа частичек цифрового мира переносится на еe тело. Видео сопровождает ненавязчивый звук капель воды. Таким образом, «цифровизация» представляется в позитивном ключе: как возможность «новой интимности» между художницей и цифровыми агентами, совместно с которыми она создает видеоарт.

Нет арт как система дистрибуции 3
The wrong biennale, emotional interface s, скриншот

Концептуальный художник Сильвио Лоруссо, участвующий в московской выставке «Я не робот» (2018 год, куратор — Ольга Дерюгина), занимается «культурными и риторическими режимами, вписанными в техно-социальные системы». В он обращает внимание на культивирование чувства вины приложениями для продуктивности, как например, StayFocusd — расширение для браузера, выводящее на экран фразу Shouldn’t you be working? при превышении лимита времени, отведенного для посещения «убивающих время сайтов». Лоруссо говорит — зачем ограничивать действие вины только сферой работы за компьютером? Он переносит фразу на стикеры и баннеры: теперь она обвиняет «пользователей» зеркал, электричек, кухонных столов, туалетов, записных книжек, уличной плитки… Проблема прокрастинации не естественна, а сконструирована капиталистической культурной экономикой, использующей человека как производственную машину.

3 стр., 1313 слов

«Современный город» Я не перестаю удивляться, насколько человек ...

... от напряженного ритма жизни. Сочинение на тему «Лето в городе» Лето в городе особенно душное и жаркое, поэтому, наверно, большинство людей стремятся провести летний отдых на побережье или в деревне. ... царила чистота? Чтобы вокруг не валялись окурки, фантики, пластиковые упаковки? И чтобы жители не дышали дымом и пылью? Я думаю, что для чистоты в городе и так много делается. Например, ...

Нет арт как система дистрибуции 4
The wrong biennale, emotional interfaces , скриншот

Эти и другие работы 2010‑х годов, подключенные к тематике интернета, обладают несколькими общими характеристиками.

Искусство об интернете — это ситуация, когда интернет оказывается культурным феноменом, а искусство — нарративом о нeм. Что это значит в контексте соотношения абстрактного и материального, обсуждаемого нами в первом разделе?

Метафорическая связка искусства и интернета — это рассуждение на тему отношений между людьми, корреляции эмоций и интерфейсов, то есть вещей, которые в феминистской критике принято считать материальными. Но если мы посмотрим на них с ракурса, предложенного в первой части эссе — с точки зрения интернета как материального процесса — эти работы, игнорируя материальную составляющую техники и играя на поле дискурсивного и символического, скорее оказываются в своем устройстве нематериальными.

Но здесь нет противоречия. Есть различные значения понятия «материя» и производных от него. И наши эмоции, и процессы, передающие мегабайты информации — реальны. Интернет-искусство и искусство об интернете подключаются к одному и тому же интернету с разных сторон, но в итоге имеют дело с разными вещами. Нарратив искусства об интернете позволяет эффективно поднять социально значимые проблемы: всеобщая разобщeнность в ситуации общей коннективности, несовпадение человеческого ритма и ритма протокола, непроработанность новой аффективной конфигурации человека.

Итак, мы успели рассмотреть две ситуации. Если для первой ключевым был технический аспект связки искусства и интернета, то для второй — еe культурный аспект. На этом аналитическая часть эссе заканчивается, и начинается третья часть. В ней я бы хотела оставить место для фантазии.

III . Искусство интернета

Что будет, если мы исключим из связки искусства и интернета и технический, и культурный аспект? Этот киборг (?), мутант (?), гоблин (?) будет безразличен как к материальности абстрактных процессов, так и к материальности эмоций. Он не будет соответствовать и тому нейтральному актору, который складывается из распространенных историй об интернете и технологиях в целом — нейтральный, универсальный, рациональный. Но так как мы действуем сейчас на территории фантазии, возможно, он будет автономным.

Эстетика — эстетическая парадигма, предложенная авторами одноименного сборника. Она распространяет общий постгуманистический тренд мысли — нет никаких причин считать картину мира человека центральной для этого мира — на эстетику. Все системы репрезентации отмечены «знаком зверя» — человека. Наше пространственное представление основано на человеческой морфологии (если бы формой человека была форма шара, вряд ли его пространственные представления определяли бы понятия «верх», «низ», «лево», «право»).

22 стр., 10704 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами ...

... воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. ... …» :. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать ...

Наше «чувство прекрасного» основано на человеческих органах чувств (в западной патриархальной культурной парадигме среди них лидирует зрение).

Наши впечатления от искусства никогда не исходят от него напрямую , а опосредованы человеческим чувственным комплексом и рациональным аппаратом. Обойти последний — труднее всего.

Статья Эми Айрленд в сборнике предлагает описательный метод, который позволяет включить и человеческих, и не-человеческих авторов в одну и ту же схему, но не на основе интерконнективности, а с помощью редуцирования их до исполнителей одного процесса. Подставляя в трансмиссионную модель Шеннона основных акторов процесса «эстетической передачи» — мир, человека и человеческую рациональность, — она приходит в выводу, что рациональность, с точки зрения внешнего объекта, передающего сигнал, может быть всего лишь заглушающим его шумом. Поэт, в процессе декламации стихотворения на светском ужине изрыгающий звуки: SSSSrrrr zitzitzitzitzi PAAAAAAAAAAAAgh, Piiiiiiiiiiiii———————iiiiiiiiiiiiing, sssssssssrrrrrrrr, zitzitzit, fééééééééééééééééééélé!, становится для нее идеальным передатчиком сообщения. Это сообщение от искусства, не отфильтрованное сконструированной человеком системой знаний, и называть его, исходя из предложенной модели, можно эстетико-кибернетическим.

Возможно, модемы передают сообщения, которые мы не способны (в данный момент) расценить как таковые. Возможно, человек — это система воспроизводства помех, препятствующих передаче сигнала искусства.

* * *

После после конечности оно передает сообщение в прошлое: [ … ] J8 ~g#|\;Net. Art{-^s1 [ … ].

Автор текста:, Редактор: Стрельцов Иван

  

Spectate — независимое издание. Если хотите нам помочь, то оформите .

   

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: run /spectate_ru