Литература и журналистика начала XX века

Курсовая работа

литература журналистика периодический дореволюционный

Литература и журналистика начала 20-го века охватывает период с 1890-х годов до 1920-х. В этот период в стране творились страшные вещи, народ перенес две революции, войну, беззаконие, лишения, голод. Но обо всем этом кошмаре запрещалось говорить. Это время привнесло много нового в литературу и журналистику. На сегодняшний день тема достаточно изучена, но в связи с недостатком технологий в прошлом точно определить все мнения того времени невозможно. Не выявлены точки соприкосновения литературы и журналистики, писателей и журналистов.

Журналистику и литературу начала 20-го века рассматривали многие ученые. Например, С.Я. Махонина в своих книгах, Жилякова Н.В. в своем пособии «История российской печати конца XIX — начала XX веков», Овсепян Р. П. в «Истории новейшей отечественной журналистики». Также И.В. Кузнецов, Р.П. Овсепян и Р.А. Иванова в хрестоматии «История отечественной журналистики», доктора наук и студенты в своих работах.

Проблема данной темы в недостаточной осведомленности о точности событий, происходящих в начале 20-го века. Не все печатные издания уцелели, произведения многих авторов были уничтожены властью. Также не была прослежена взаимосвязь литературы и журналистики, рассмотрены литература и журналистика по отдельности.

Объект исследования — отечественная литература и журналистика начала 20-го века, основные журналистские и литературные направления, значимые статьи и книги.

Предмет исследования — взаимосвязь отечественной журналистики и литературы в начале 20-го века, нововведения, противоборство различных точек зрения.

Цель курсовой работы — выявить формы и способы взаимодействия литературы и журналистики начала 20-го века. Изучить и систематизировать этапы становления литературы и журналистики данного периода. Проследить, как литература того времени влияла на журналистику и наоборот.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • проанализировать реакцию власти на развитие литературы и журналистики в первые годы 20-го века;
  • дать систематизированное представление о периодических изданиях начала 20-го века, ориентировавшихся на литературу;
  • охарактеризовать творчество литераторов в дореволюционной журналистике;
  • обозначить основные тенденции развития литературы и журналистики послереволюционных событий;
  • рассмотреть творчество советских писателей и журналистов;
  • найти и систематизировать периодические издания после 1917 года.

Методы исследования, применяемые в работе: исторический, логический, анализ, синтез.

3 стр., 1080 слов

Русская культура XIX века: литература, искусство, музыка, наука

... литература второй половины XIX века Во второй половине XIX века литература приобретает огромное значение в общественной и культурной жизни России. В литературе ... Николая Алексеевича Некрасова, Ф. И. Тютчева 3. Развитие искусства и архитектуры Орест Адамович ... в одну из передовых областей развития художественного творчества, жанр этот был поднят на новую высоту. Пейзаж II половины XIX - начала ...

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе написания курсовой работы, дополняют уже имеющиеся знания о взаимосвязи литературы и журналистики начала 20-го века. Методы, использованные в работе, помогли наиболее точно выявить особенности, похожесть и непохожесть методов влияния на общество журналистики и литературы.

Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности дальнейшего ее использования. Курсовая работа может помочь в продолжение исследования взаимосвязей литературы и журналистики, послужить теоретической опорой для изучения истории литературы и журналистики начала 20-го века.

1. Взаимодействие литературы и журналистики до 1917 года

1.1 Реакция власти на развитие литературы и журналистики в первые годы 20-го века

В начале 20-го века вопрос о свободе печати не был решен до конца. Самодержавная власть игнорировала законы и закрывала журналы, в которых видела угрозу для себя. Правительством были закрыты журналы марксистов, такие как «Новое слово», «Начало», «Жизнь». Лишь «Мир божий», в котором печатались П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков издавался до 1906 года.

После закрытия изданий марксистов социал-демократы и эсеры начали создавать политические партии за границей. Журналы, запрещенные в России, увидели новый свет при создании нелегальных заграничных печатных органов. Например, газета «Искра», которая начала выходить в Лейпциге в 1900 году.

На рубеже веков в России произошла переориентация взглядов известных мыслителей. В 1901 году в журнале «Мир божий» появляется статья Бердяева «Борьба за идеализм», где он говорит об отходе от марксизма и переходе к идеалистической философии.

В газете «Россия» 13 января 1902 года появился фельетон А.В. Амфитеатрова «Господа Обмановы», который содержал открытые намеки на царя Николая II и его семью. Газета была приостановлена и больше не выходила. Автора сразу же отправили в Минусинск. Этот фельетон долго не был забыт, а общество еще больше настроилось против самодержавия.

На 200-летие русской журналистики в 1903 году собралось множество журналистов, философов, писателей. На празднике обсуждались проблемы свободы печати, много говорили о цензурном гнете. Это послужило созданию Вл. Розенбергом и В. Якушиным книги «Русская печать и цензура в прошлом и настоящем».

После поражения в русско-японской войне народ стал выражать свое недовольство политикой, и власти пришлось пойти на некоторые уступки. Так 8 августа 1904 года, новый министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский провозгласил «эпоху доверия», ослабил цензуру. Возможным стало открыто обсуждать различные проблемы, о которых раньше запрещалось говорить.

Революция 9 января 1905 года принесла ужесточение режима. Нельзя было писать ничего, официальных сообщений. Газеты все больше подвергались цензуре, полиция нападала на редакции с обысками. «Сын отечества», «Право», «Наши дни», «Товарищ» в то время были самыми популярными изданиями того времени. Цензура запрещала их, но они выходили снова и снова под новыми названиями. В газете «Новая жизнь» в это время выходили стихи Бальмонта, в 1906 году его стихотворение «Наш царь» и позже «Николаю последнему».

30 стр., 14525 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет «Lenta.ru», ...

... структуру, жанры, язык и другие составляющие электронной журналистики». Кроме того, в 1998 году Акопов становится главным редактором и издателем Ростовской электронной газеты ( ... рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; Горохова ...

Авторы газет начали бастовать. Они решили не считаться с цензурой и писать в начале номера «Выходит без цензуры». Печаталось то, что не должно было выйти в печать, например материалы о различных съездах. Правительство же, в свою очередь, усиливало цензурные и административные порядки, что привело к запугиванию наборщиков, которые останавливали работу типографий, не давали газетам выходить. Наборщикам угрожали через их семьи, обещали их сжечь и вырезать, если те напечатают что-либо против власти. В результате, 8 января 1905 года вышла только одна газета- «Ведомости Петербургского градоначальства». В.В. Шульгин рассказывал об этом времени в своей книге воспоминаний «Дни».

Был подписан Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка», который провозглашал свободу слова и неприкосновенность личности. Но люди были не готовы к этому, начались еврейские перестрелки в городах, армии пришлось наводить порядок силой. Интеллигенция растолковала действия правительства, как то чего народ долго ждал, и объявила окончание революции. Еще одной причиной конца революции была неготовность народа свергнуть царя, многие были на его стороне. Правда, манифест во многих газетах сразу напечатать не удалось из-за отсутствия света в типографиях.

В различных газетах стали обсуждать самые разные темы, но социал-демократические настрои по-прежнему не допускались в печать. Самодержавная власть, поняв, что ситуация в стране успокоилась, выпустила «Временные правила о печати», где не были подтверждены многие обещания, данные правительством немного раньше. Началось наступление на прессу. В 1906 году вышел указ об арестах номеров газет и журналов. Тюремные камеры были забиты различными изданиями. Союз печати требовал, чтобы направление издание не играло никакой роли при выпуске его в свет.

Такое поведение власти не могло не вызвать общественной реакции. Начали создаваться различные Союзы партий, что сделало систему русской журналистики более современной в сравнении со всей Европой и Америкой. Самой популярной в России стала партия кадетов. Она занимала самые левые позиции среди буржуазных партий. Но в ней не хватало единства: с одной стороны стоял П.Б. Струве, издатель «Полярной звезды», а с другой стороны — П.Н. Милюков. Также кадеты издавали газету «Речь», которая выходила до революции 1917 года.

Революция 1905-1907 годов принесла стране разочарование, так как самодержавие сумело выстоять. В 1909 г. П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, С.Л. Франк, А. Изгоев и Б. Кистяковский выпустили сборник «Вехи», который вызвал еще более бурный общественный резонанс. Сборник был посвящен темам революции. Авторы считали, что интеллигенция является основной движущей силой революции и хотели призвать людей идти другим путем: воскрешать духовные и культурные традиции, просвещать народ. Сборник подвергался критике со стороны обиженного общества. Его назвали оскорблением русской интеллигенции. Также в это время написано проникновенное стихотворение А. Коца «Я слышу звук его речей» и стихотворения Бальмонта и Сологуба.

13 стр., 6311 слов

Цензура в России во второй половине 19 века

... Цензура оказывала существенное влияние на репертуар исторической литературы, как научной, так и популярной. Применительно ко второй половине XIX в. к числу щекотливых тем ... А это, в свою очередь, требовало неусыпного контроля со стороны властей. Выполняя охранительную функцию, цензура в доступных ... лояльный режим, затем в связи с усилением общественного движения в 1861-1862 гг. - более жесткий и, ...

Когда выяснилось, что принадлежность к определенной партии, ее пропаганда не позволяет журналу освещать широкий круг проблем, писатели в своих изданиях перестали указывать какую-либо партию. Также партию, к которой относится газета, приходилось скрывать из-за усиления цензуры и гонения властей. В журналах начали появляться заголовки «Беспартийный орган» или «Беспартийная газета».

После 3 июня 1907 года, когда случился «Столыпинский переворот», пресса подверглась еще более сильному давлению, временные правила о печати заменило «Положение о чрезвычайной охране». Установилась система штрафов за нарушение цензуры. Эти штрафы очень обогатили казну, а в журналах и газетах появлялись сообщения об очередных репрессиях. Но несмотря на тяжелые условия, русская пресса продолжала выпускать новые журналы. Так в 1908 году стала выходить газета «Копейка», которая была бульварной , там писались анекдоты и фельетоны, много недостоверной информации, чтобы потешить читателя.

В 1913 году произошло одно из самых важных событий русской журналистики. Праздновалось 50-летие газеты «Русские ведомости». На торжестве выступали философы, литераторы, общественные деятели. Вышла также отдельной книгой история газеты и ее участников.

Первая мировая война 1914 года вызвала вопрос об отношении народа к войне, патриотизм быстро угасал. Но война была выгодна для большевиков, которые хотели свергнуть власть в это тяжелое время. Пресса растерялась, не понимала, как действовать. Власть запретила журналистам и литераторам, которые печатались в газетах, воевать. Это помешало прессе освещать события войны, так как она могла печатать лишь уже известные факты. Часто печатались выдумки, вымысел. Именно тогда была опубликована статья Л.Н. Андреева «Горе побежденному»- писатель демократического лагеря, который согласился работать в газете «Русская воля». В это время были написаны и рассказы Шмелева «Карусель», «Суровые дни» и «Лик скрытый».

Власть в годы с 1900 по 1917 пыталась укротить словесный поток издателей и журналистов, но не вышло. Издавались новые газеты, заменяя старые, писались литературные произведения с намеками на правительство или с прямым осуждением его. Революция загорелась в сердце народа благодаря неутомимому нраву писателей и журналистов. Слово помогло убедить людей восстать против самодержавия. Именно в это время Л.Н. Толстой завершает свое творчество произведениями «Живой труп», «Хаджи-Мурат». Написана пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», антиполитические стихи Мандельштама, Маяковского, Ахматовой.

Февральская революция 1917 года не смогла удовлетворить народ своим исходом. Она сначала вызвала радость многих издателей, которые стремились к социал-демократическому строю, а после разочарование и создание антибольшевистских лагерей.

Власть пыталась запугать издателей, усиливала цензуру, закрывала журналы. Но печать это не пугало, они выпускали журналы с новыми названиями и продолжали осуждать ситуацию в стране. Никакие запугивания и гонения не смогли остановить писателей и журналистов, которые несли за собой мысль народа.

1.2 Основные периодические издания, ориентировавшиеся на литературу

Основными центрами журналистики начала 20-го века были Петербург и Москва, так как здесь была сосредоточена вся экономическая, политическая и культурная жизнь страны. В период с 1901 по 1916 годы в стране издавалось более 14 тысяч периодических изданий, более 6 тысяч из которых были в Петербурге и Москве. Выходили газеты различных типов, официальные и частные, органы партий, организаций, общественных групп.

12 стр., 5626 слов

Публицистика К. Симонова и И. Эренбурга в годы Великой Отечественной войны

... года по 1945 год торопливо писалось для завтрашнего номера газеты, сохранило живую силу до наших дней. Постоянными корреспондентами газет военной ... журналистику с художественной литературой. Своеобразие того или иного ... газетой». Из опубликованных только на ее страницах публицистических материалов можно составить не один том. Задача данной работы заключается в том; чтобы рассмотреть публицистику в годы ...

Большинство периодических изданий того времени поддерживали власть, но существовала и либеральная журналистика, а также революционная социал-демократическая. Множество журналов, издаваемых в России и за рубежом, внесли свое значение в историю русской литературы и журналистики.

Журнал «Мир божий», который просуществовал до 1906 года, а потом был закрыт из-за «Политического обозрения» Н.И. Иорданского, был литературным и научно-популярным. В нем печатались П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков. Прямым продолжением журнала после его закрытия стал журнал «Современный мир», который после революции стал органом меньшевиков. Здесь печатался М. Горький, выходили его произведения «Мордовка», «Сказки», а также И.А. Бунин, А.И. Куприн. Выходили стихи В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, Саши Черного, И.А. Бунина. Печатались переводы зарубежных книг.

Скандальная газета «Россия» носила либерально-буржуазный характер, выходила в Петербурге с 1899 до 1902 года. Авторы газеты хотели показать правду о том, что творится в стране. Здесь публиковались фельетоны Дорошевича, репортажи Гиляровского. Выходили сказки Амфитеатрова, которые смогли привлечь внимание народа. Тираж газеты увеличивался, постоянными читателями были такие писатели, как Максим Горький, Михаил Нестеров, Антон Чехов. Газета, которая была яркой и интересовала все слои населения, была закрыта в 1902 году из-за вышедшего в ней фельетона Амфитеатрова «Господа Обмановы». Фельетон содержал в себе дерзкие намеки на царя и его семью. Номер с фельетоном моментально стал популярен. Когда тираж поступил из Петербурга в Москву, некий человек скупил для своего киоска все номера. Когда после новостей о фельетоне начался ажиотаж, он начал продавать газеты в три раза дороже, тем самым став богаче на 10 тысяч рублей. На следующий день после выхода газеты Амфитеатров был арестован и отправлен в Минусинск. Но редакции удалось выпустить еще один номер «России» перед тем, как ее окончательно закрыли.

В период наивысшего подъема революции в Петербурге вышла первая легальная ежедневная большевистская газета «Новая жизнь». Газета поддерживала вооруженные выступления рабочих и крестьян, солдат и матросов. Большевики выступали за создание временного революционного правительства и вовлекали в эту борьбу все слои населения. Официальными издателями газеты были Н.М. Минский и М.Ф. Андреева. В отделе редакции важную роль играл Ленин, который помещал в выпуски газеты огромное количество своих статей. Издание было политическим и литературным и выполняло не только агитационную роль, но и старалось быть того формата, который привычен для публики того времени. Финансовую помощь газете оказывал писатель Максим Горький. Газета просила всех присылать свои мысли независимо от их литературной формы. Публика воспринимала газету как модное издание из-за содействия литераторов: М. Горького, К. Бальмонта, Н. Минского. В условиях революции «Новая жизнь» выходила без цензуры. Успех газете приносила литература, такие авторы, как М. Горький, его «Заметки о мещанстве», фельетоны Минского, Чирикова, юмористические рассказы Теффи, стихи Бальмонта.

28 стр., 13901 слов

Жанровое разнообразие публицистики А.И. Солженицына 1970–1980-х гг

... Охарактеризовать публицистические выступления А.И. Солженицына 1960-1970-х годов. ) Раскрыть своеобразие жанра «открытого письма» как формы выражения идеологической и эстетической позиции писателя. ) Определить особенности изображения темы ... танки!». Начата работа над «Архипелагом Гулагом», осмыслен роман о русской революции под кодовым называнием «Р-17», воплотившийся десятилетия спустя в эпопею « ...

У эсеров было свое ежемесячное издание — литературно-политический журнал «Заветы». Он выходил с апреля 1912 по август 1914. Создан по инициативе В.М. Чернова — одного из лидеров партии социалистов-революционеров. Журнал был легальным, но подвергался нападкам цензуры. Первый номер был конфискован. Он сразу заявил о себе, открыл двери молодым писателям, печатал качественную литературу, помещал в себе портреты различных писателей и политических деятелей. Первой публикацией журнала стал роман В. Ропшина «То, чего не было», который вызвал критику со стороны социал-демократов. Критике также подвергались повесть «Пятая язва» А. Ремизова и «Никон Староколенный» М. Пришвина, стихи Ахматовой и Северянина, пьеса Л. Андреева «Профессор Сторицын», лирика Блока. Здесь были и молодые поэты: Б. Зайцев, И. Шмелев, М. Пришвин, и поэты разных направлений: акмеист Н. Гумилев, эгофутурист И. Северянин, символист А. Блок, имажинист С. Есенин. Увидели свет произведения Горького «Рождение человека», Бунина «Веселый двор», Коцюбинского «Тени забытых предков», Замятин «Уездное». В сентябре 1914 года журнал был закрыт постановление Петроградской судебной палаты.

Опирались на литературу и сатирические журналы, такие как «Сигнал», который успел выпустить всего 4 номера, «Зарницы» и «Сатирикон». В журналах печатались сатирические рассказы и карикатуры на различные возмущающие ситуации.

«Сигнал» — сатирический журнал Корнея Чуковского, который выходил в Петербурге в 1905 году. Название означало «сигнал, предупреждавший, что время царизма закончилось». Журнал был преимущественно литературным, также в нем помещались карикатуры. Основатель журнала хотел создать издание в духе «Искры». Но такая возможность представилась лишь только после манифеста 17 октября, предоставлявшего свободу слова. 13 ноября 1905 года вышел первый номер журнала, который начинался со стихов Чуковского, выражающих призыв к борьбе. Также в первом номере была опубликована карикатура Петра Троянского, изображавшая погром, производимый петербургской полицией. Успело выйти три номера журнала, после издатель был вызван в суд. Чуковского приговорили к заключению. В журнале выходило много пародий, основные цвета — белый и красный.

В 1906 году вышло «Экстренное приложение к журналу», где говорилось, что теперь он будет называться «Сигналы». В журнале принимали участие Осип Дымов, Теффи, Федор Сологуб, Петр Потемкин. Финансировал журнал оперный певец Леонид Собинов. Позднее журнал был окончательно закрыт. Всего вышло четыре номера «Сигнала»: 13 ноября, 19 ноября, 27 ноября и 4 декабря. Каждый номер состоял из восьми полос. В журнале критиковали Николая II, министров, правительственные действия. Почти через 60 лет Корней Чуковский опубликовал мемуарную статью «Сигнал» в «Литературной газете».

Одним из самых известных журналов в Петербурге был «Сатирикон». Он появился в редакции журнала «Стрекоза». Участвовать в издании был приглашен молодой сатирик Аркадий Тимофеевич Аверченко, который выпускал в Харькове журнал «Бич». Аверченко работал в журнале секретарем редакции. Название «Сатирикон» предложил Радаков. Направление издание было сатирическим, но без гнева и ярости. Первый номер журнала вышел в апреле 1908 года. Участие принимали те же люди, что и в «Стрекозе». Журнал пользовался популярностью, людям нужен был смех, который отвлекал бы от окружающих бед. Авторы, откликаясь на потребность аудитории…. Например, Саша Черный писал в журнале:

15 стр., 7056 слов

Биография и обзор творчества писателя И. А. Бунина

... в 1920 году был его глубокой ошибкой. Бунин не принял Октябрьской революции 1917 года и позднее ... венский эскиз”, выйдет “большой писатель”. Предсказание это оправдалось. В 1895 году в журнале “Новое слово” появился рассказ ... газете, служил в земстве в . Полтаве. Именно к этому времени и относится появление его первых, значительных для развития его творчества, произведений в печати. В эти годы Бунин ...

И смех, волшебный алкоголь,

Наперекор земному яду,

Звеня, укачивает боль,

Как волны мертвую наяду [1].

В первом номере журнала редакция обращалась к читателям: «Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием.» Объектами сатиры в журнале становились Государственная Дума, отдельные ее депутаты и партии, правительство и власти на местах, включая генерал-губернаторов, реакционные журналисты.

Сотрудники журнала были очень дружны между собой, они ходили все вместе. Их объединяло умение смеяться. Впереди всегда был Аркадий Аверченко, писатель, рядом Радаков, художник, следом остальные. Но времена менялись, законы становились жестче, в журнале начали появляться пробелы, сатира направлялась в основном на обывателя. Смех становился горьким, безысходным.

В 1913 году был введен новый закон о печати, на эту тему в журнале была опубликована карикатура «Печальная нота». Также напечатали о смерти Фомы Опискина — псевдоним Аркадия Аверченко. Позднее произошел окончательный раскол журнала. Аверченко с друзьями начал издавать «Новый Сатирикон», который просуществовал до 1918 года.

В память о журнале в 1931 году Саша Черный написал стихи:

Над Фонтанкой сизо-серой

В старом добром Петербурге

В низких комнатках уютных

Расцветал «Сатирикон».

За окном пестрели барки

С белоствольными дровами,

А напротив Двор Апраксин

Впился охрой в небосклон.

В низких комнатках уютных

Было шумно и привольно…

Сумасбродные рисунки

Разлеглись по всем столам [1].

Периодика этого времени была преимущественно художественной и политической. Начинали свою издательскую деятельность социалистические партии. Власть пыталась противостоять нарастающему конфликту, но не удавалось. Мысли доносились до людей между строк, особенно это замечено в сатирических журналах. Побуждали людей к революции и писатели, печатавшие свои произведения в газетах.

1.3 Характеристика творчества литераторов в дореволюционной журналистике

Литература дореволюционных лет играла огромную роль в становлении сознания масс, воспитывала идеалы в людях. В газетах печатались множество очерков, фельетонов, стихотворений и повестей известных писателей. Донести свою мысль писатель мог, лишь поместив ее между строк своего произведения. Журналистика являлась своеобразным каналом передачи того, что хотел сказать автор, читателю. В основном, это был призыв к свержению власти, к революции.

В журналистике активно участвовал Аркадий Аверченко, писатель-сатирик, печатался под различными псевдонимами: Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Ave. В 1906-1907 годах он редактировал журналы «Штык» и «Меч», позднее был сотрудником «Стрекозы». В 1908 году Аверченко создает с друзьями журнал «Сатирикон», является его секретарем и редактором. Его журнал становится популярным, здесь работают Теффи, Саша Черный. По материалам, издаваемым в «Сатириконе» ставятся пьесы в «Летучей мыши», «Литейном театре». Писатель пишет театральные рецензии в свой журнал под своими псевдонимами. Подвергался судебному преследованию за высказывания против власти. После закрытия «Сатирикона», создал «Новый Сатирикон». Аверченко проделал огромную работу в журналистике, был очень популярен.

3 стр., 1339 слов

Горький и Бунин о русской революции

... культуры, государства, да и пожалуй, всей России. Заключение Итак, что представляла собой русская революция 1917 года по мнению великих русских писателей И. Бунина и М. Горького? ... власти в стране установилась жесткая цензура на все оппозиционные газеты и журналы, была ограничена свобода слова, контролировались даже те, кто раньше непосредственно относился к сфере народного просвещения. Писателя ...

Сотрудница журнала «Сатирикон», «Новый Сатирикон» Теффи сочиняла стихи для журнала, писала рассказы, фельетоны. Печаталась также в газетах «Речь», «Бирнжевые новости». Рассказы Теффи в журналах принесли ей популярность, любовь читателей во всей стране. За свою жизнь она опубликовала 16 сборников, написала и перевела несколько пьес. Теффи критиковала обывательские предрассудки, высмеивала жизнь и бытового народа, мелочи жизни. Это четко видно в ее сборниках «Юмористические рассказы», «И стало так». В сборнике «Карусель» — судьба обычного человека, раздавленного жизнью. Идеал для Теффи — дети, природа, благополучие народа.

В 1905 году в Петербург переехал поэт Саша Черный. Публиковал свои стихи в журналах «Альманах», «Зритель», «Маски», «Леший». Его первое стихотворение «Чепуха» в 1905 году привело к закрытию журнала «Зритель». Сборники Саши Черного были запрещены цензурой. Печатался в журнале «Сатирикон», «Современник», «Современный мир». Также был известен как детский писатель по своим книгам «Тук-Тук», «Живая азбука».

Активная журналистская деятельность Н.А. Бердяева началась в Петербурге в 1905 году. Сначала он начал сотрудничать с журналом «Новый путь», после в других изданиях. Писатель изучал философию и религии, вступал в общество, где разрабатывались новые религиозные догмы, обсуждалась суть сознания. Выступал против классического марксизма (статья «Философия жизни»).

Февральскую революцию встретил с радостью, считал ее добрым знаком для вступления на новый путь мышления. Книги и статьи Бердяева в журналах всегда привлекали внимание народа. Его считали «предвестником новой эры».

Во главе московской газеты «Русское слово» в 1902 году становится известный фельетонист В.М. Дорошевич. Он превращает газету «Русское слово» в одну из самых распространенных либеральных газет в России. Произведения Дорошевича часто подвергаются критике правительства, особенно в повестях «Гений» и «Вихрь». Автор пишет о разложении власти, призывает к отказу от буржуазного либерализма, пытается воззвать к здравому смыслу. Выступает с публицистическим циклом «При особом мнении», где рассуждает о достоинствах демократии. В мае 1917 года отказывается от руководства газетой «Русское слово» и уходит из нее.

Свою журналистскую деятельность В.Я. Брюсов начал в журнале «Русский архив» в 1890-х годах, с 1900 по 1903 состоял секретарем редакции журнала. Позднее писатель печатался в журнале «Весы» вместе с Андреем Белым и Константином Бальмонтом, руководил издательством «Скорпион» и участвовал в издании альманаха «Северные цветы». В 1910 году П.Б. Струве пригласил Брюсова редактировать литературный отдел журнала «Русская мысль». Благодаря Брюсову здесь печатаются Анна Ахматова, Алексей Толстой, Александр Блок, Андрей Белый. Из-за повести писателя «Последние страницы из дневника женщины» журнал «Русская мысль» был арестован за порнографию. В 1915 году Брюсов, по приглашению Максима Горького, становится сотрудником журнала «Летопись».

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

В духе символизма творили такие писатели, как Александр Блок, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус. Александр Блок печатался в «Русской мысли. Он писал о России, о трагедии современного человека, о возмездии народа. Блок с братьями делал рукописный журнал «Вестник», написал журнал «Корабль». Еще до революции поэт принял позицию большевиков, начал с ними сотрудничать.

Символист Андрей Белый сотрудничал с журналами «Весы», «Мир искусства», «Золотое руно», «Перевал», «Русская мысль». В сборнике писателя «Символизм» подведены итоги его литературно-критической деятельности, автор дает оценку своему творчеству. Писатель вел переписку с Александром Блоком, много путешествовал.

Зинаида Гиппиус писала грустные стихи, была абсолютным символистом. Свои первые литературно-критические статьи писала в журнал «Мир искусства» под псевдонимами Лев Пущин, Товарищ Герман, Антон Кирша, Никита Вечер, Антон Крайний. Выступала в качестве критика в журналах «Новый путь», «Весы», «Новое слово», «Образование», «Новая жизнь», «Вершины», «Русская мысль». Лучшие ее критические статьи появились в сборнике «Литературный дневник». Гиппиус считала, что писатель должен непременно влиять на жизнь своего читателя.

Георгий Дмитриевич Гребенщиков был журналистом и писателем. Под псевдонимом Крестьянин Г. Гребенщиков отправлял свои первые рассказы в газеты. Писатель много путешествовал по Алтаю, печатался в газете «Алтайская Русь». Был редактором газеты «Жизнь Алтая». С 1916 года служил военкором в газете «Русские ведомости». К войнам всегда относился негативно, не хотел быть вовлеченным в политику и быть причастным к революции, к военным действиям.

Участвовал как в журналистике, так и в литературе писатель Максим Горький. С 1900 по 1913 годы участвовал в работе издательства «Знание». В своих произведениях призывал к борьбе с самодержавием, являлся членом социалистической партии. В 1902 году его избрали в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Редактировал большевистские газеты «Звезда» и «Правда». Является основателем издательства «Парус» и журнала «Летопись», где активно печатает свои статьи. В издательстве «Парус» была опубликована автобиографическая повесть М. Горького «В людях». В газете «Новая жизнь» с 1916 по 1917 годы напечатали цикл статей писателя «Несвоевременные мысли».

Писателям начала 20-го века выпала огромная роль в журналистике. Большинство писателей участвовали в издании газет и журналов, печатали там свои произведения, были журналистами. Многие публицисты пострадали из-за своих слов, их сажали в тюрьмы, ссылали в другие города, закрывали журналы и газеты, лишали должностей. Литература того времени придерживалась разных позиций: кто-то рьяно призывал народ к революции, кто-то не хотел иметь ничего общего с революционными движениями, были и меньшевики и большевики. Но каждый писатель смог хотя бы немного повлиять на развитие событий 20-го века.

2. Развитие взаимосвязи литературы и журналистики после революции

2.1 Основные тенденции развития литературы и журналистики

Пресса после революции 1917 года разделилась на социалистическую и буржуазную тематику. Были закрыты журналы, в которых преобладала тема самодержавия, или они переименовывались, а буржуазных газет было значительно больше, чем изданий эсеров, меньшевиков и большевиков. В газетах сразу же появились акты об отречении Николая II от престола в пользу князя Михаила Александровича, о признании Михаилом Александровичем всей полноты власти за Временным правительством.

Газета «Вестник Временного правительства» помещала в себе письма к народу, в которых звучал призыв к войне до конца. Цели со сменой правительства так и не изменились. Измученный народ пугали западом и отправляли воевать. Этот призыв звучит в статье В.Г. Короленко «Отечество в опасности».

Почти все газеты после революции не издавались. Редакторы отказывались писать о Совете рабочих депутатов, Временном комитете Государственной думы и о прочих беспорядках, поэтому типографские рабочие просто не стали печатать эти издания. Выйти в свет газеты могли только после того, как поместили сообщения о переменах в стране.

Временное правительство было сформировано второго марта. Их газета называлась «Вестник Временного правительства». Через нее передавались политические идеи. В марте 1917 года в издании говорится о том, пришедшее к власти мирным путем Временное правительство продолжает прежний курс царизма. Также говорилось, о том, что такие газеты, как «Русское слово», «Речь», «Новое время» призывают всех поддерживать Временное правительство. Но эти слова не могли утихомирить народ, который жаждал революции и звал на помощь другие политические партии.

Печать разделилась на три группы:

1. Буржуазная журналистика. Продолжали издаваться дешевые, бульварные издания, такие как «Вечерняя почта», «Копейка», «Маленькая газета». С 5 марта 1917 года возобновились газеты «Новое время», «Русская воля», «Биржевые ведомости», позднее «Речь». Создавались также новые газеты «Живое слово», «Голос Руси», «Молва» — они поддерживали Временное правительство и настраивали людей против большевиков и Советов.

Господствующее место в буржуазной прессе того времени занимала кадетская печать. Но кадеты разделились: с одной стороны стоял П.Б. Струве с его еженедельником «Полярная звезда», с другой П.Н. Милюков. Милюков занял пост министра иностранных дел Временного правительства, в связи с этим у кадетов появлялось все больше и больше изданий, которые пытались сделать партию не монархической, а республиканской. Кадетов в то время поддерживало много газет, такие как «Русь», «Наша жизнь», «Товарищ».

После прихода советской власти все газеты кадетов были закрыты. Но летом 1918 года они возродились. Однако малая часть кадетских газет указывала на свою партийную принадлежность. Руководящим партийным изданием стала газета «Наша мысль». А руководящим органом в Сибири являлась газета «Сибирская жизнь», которая издавалась в Томске.

«Сибирская жизнь» была одним из наиболее информированных изданий. Она имела огромный штат сотрудников, имела собственных корреспондентов не только в крупных городах, но и в некоторых поселениях. Газета была правым направлением сибирского областничества.

Кадеты начали выпускать еще одно издание — «Вестник партии народной свободы». Журнал поддерживал Временное правительство и считал революцию законченной. Кадеты призывали к продолжению войны.

2. Журналистика меньшевиков и эсеров. Они выражали недоверие большевикам, несогласие с их взглядами, призывали к сотрудничеству с Временным правительством. Они не хотели установления диктатуры пролетариата, были за демократию в стране. Их газеты были менее богатые, чем кадетские. Больше всего газет издавалось на территории Сибири. Пресса меньшевиков и эсеров была самой многочисленной и противоречивой. Сначала власти не обращали внимания на издания, позднее вогнала их в жесткие цензурные рамки, из-за чего газетам пришлось скрывать, к какой партии они принадлежат.

Органом Всероссийского комитета эсеров была газета «Голос народа».В качестве официальных губернских органов партии эсеров издавались: в Иркутске — «Борьба», в Красноярске — «Знамя труда», в Тобольске — «Земля и воля», в Томске — «Наш голос», в Барнауле — «Наш путь», в Омске — «Дело Сибири». Омская газета «Дело Сибири» в 1918 г. выходила под названием: «Дело труда», «Понедельник», «Путь Сибири». Эсеры имели сеть своих газет в городах и уездах. Такими газетами являлись: в Минусинске — «Знамя труда», в Бийске — «Думы Алтая», в Тюмени — «Народовластие», в Енисейске — «Новый путь» и др. На крайне правых позициях стояли эсеровские газеты «Понедельник» (Томск) и «Труд» (Минусинск).

Центральным изданием сибирских меньшевиков считалась газета «Заря». Также издавались газета «Тобольский рабочий» в Тобольске, «Рабочая жизнь» в Тюмени, «Алтайский луч» в Барнауле, «Дело рабочего» в Иркутске.

Источниками финансирования эсеровских и меньшевистских газет являлись членские взносы, средства кооперативов, профсоюзов и земств. Иногда на выпуск издания уходили все средства местных партийных комитетов. В газетах использовалась и новая и старая орфография, причем переход от одной к другой не сопровождался никакими объяснениями, что создавало затруднение для читателя.

3. Журналистика большевиков. Они отстаивали идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, критиковали социалистические партии за их несогласие с платформой большевиков, обвиняли меньшевиков и эсеров в примиренчестве, соглашательстве с Временным правительством.

Возобновился выпуск газеты «Правда», были также «Деревенская беднота», «Солдатская правда», в Москве «Социал-демократ». Одни газеты критиковали Временное правительство, другие хотели перерастания революции в социалистическую. У изданий возникали серьезные противоречия с другими партиями. В газете «Правда» содержались просьбы не оказывать Временному правительству никакой помощи.

С появлением Ленина в апреле 1917 года печать большевиков стала более агрессивной. В газетах начали появляться высказывания о необходимости передачи власти Советам, резкая критика других социалистических партий. Максим Горький принимал эту позицию, сам выступал со своими статьями в газетах.

Спор в отношении к Временному правительству между социалистическими партиями достиг своего апогея в июле 1917 года, когда Временное правительство уничтожило редакцию «Правды». Эсеры и меньшевики одобрительно отнеслись к этому поступку, хотя он был совершенно не демократическим.

После этого события продолжило расти количество газет всех политических партий, в том числе и большевистских. Большевики призывали к победе любой ценой. Ленин незадолго до октября высказался о судьбе антибольшевистских изданий.

С приходом власти большевиков сразу были закрыты некоторые частные газеты: «Биржевые ведомости», «Копейка», «Новое время», конфискованы типографии. Печатать что-либо стало возможным только с разрешения военно-революционного комитета. Монархическая пресса исчезла полностью. С 1918 по 1921 годы была проведена централизация руководства полиграфической промышленностью, в результате чего было милитаризировано 16 крупнейших типографий Москвы, Петрограда, Нижнего Новгорода. Постепенно все типографии перешли к Советам. Был установлен контроль над всеми типографиями, радиостанциями, телеграфными агентствами.

Литература после 1917 года разделилась на группы: литература русского зарубежья, советская литература и литература, не напечатанная в годы СССР. Власть превращает литературу в государственную, то есть человек в написанном автором произведении должен соответствовать советскому режиму. В творчестве писателей перестали ценить красоту, талант, выразительные средства. Литература стала черствой, изменились отношения писателя и читателя.

В литературе появились многочисленные противоборствующие литературные группы. Борьба в основном была между сторонниками реализма и новаторами. Новая культура того времени требовала нововведений.

Особенно новаторство приветствовалось в поэзии, потому что она была сопроводителем революции. Футуристическая поэзия, основателем которой была Маяковский, вдохновлялась повседневной классовой борьбой и представляла собой полнейший разрыв с традицией. Другие писатели пытались с помощью прежних выразительных средств говорить о новом. Например, Сергей Есенин традиционным лирическим слогом говорил о предстоящей жизни в деревне при советской власти.

В духе реализма создавались произведения о гражданской войне 1918-1920-х годов. Описывались картины общественного упадка в романе Б.А. Пильняка «Голый год», красное казацкое воинство в рассказах И.Э Бабеля, в романе А.А. Фадеева «Разгром».

Литература после революции разделила участь своего измученного народа, она пыталась отстоять статус высокого искусства, но не смогла освободиться от диктатуры власти. Писатели были загнаны в тупик: либо писать то, что говорят, либо подвергнуться казни и не быть услышанными народом.

После октября 1917 года журналистика разделилась на две группы: советская журналистика и журналистика белого движения. Началась гражданская война и на территории Советской России не издавались оппозиционные газеты, а на территории белой армии не было большевистских газет.

Условия войны не давали условий для нововведений, бумажное производство и полиграфическая промышленность находились в тяжелом состоянии, но журналистика продолжала развиваться. С 1918 по 1920 годы вышло 28 новых центральных изданий. Начали выпускаться газеты, которые занимались важнейшими вопросами экономики. Роль журналистики продолжала расти.

2.2 Творчество советских писателей и журналистов

После октября 1917 года в литературе и журналистике произошли существенные изменения. Все те, кто сначала поддерживали революцию, увидев ее последствия, стали против советской власти. Преобладающей стала литература и публицистика большевиков, остальная же уничтожалась или выпускалась за границей. Множество писателей и журналистов покинули страну и писали там. Почти все, кто остались в стране, подвергались гонениям, расстрелам, тюрьмам. Наступило страшное время.

Творчество Евгения Замятина послереволюционных лет отразило то смятение, которому подверглись люди после революции и во время гражданской войны. Писатель в своих рассказах «Пещера», «Мамай», «Дракон», «Рассказ о самом главном» показывает крайности того положения, в котором люди оказались после октября 1917 года. Он обличает беззаконие, жестокость, насилие, обезличивание. Писателю еще тогда удалось предвидеть трагедию ближайших лет, предвидеть тоталитарный режим. Замятин пишет роман «Мы», антиутопию, где рассказывает о мире без чувств, о людях-нумерах, о том, что может стать с нами в будущем. В этом романе автор обезличил человека, сделал его винтиком в огромном механизме — государстве, тем, чье мнение ничего не стоит. В России роман не был опубликован, но его опубликовали за границей, перевели на английский язык. Когда в 1929 году журнал «Воля» опубликовал роман «Мы», у Замятина начались неприятности и в 1931 году Максим Горький помог ему уехать в Париж. Произведения Замятина Россия увидела лишь после перестройки.

Анатолий Борисович Мариенгоф создает новое направление в поэзии — имажинизм. Это направление, когда в стихе поэт пытается передать образ через средства художественной выразительности, в основном используя метафору. Пишет роман «Циники», в котором передает картину послереволюционных лет. Страшный голод, забавы богатых, смена ценностей — это все изобразил автор в романе. За романы «Циники» и «Бритый человек» писатель подвергся травле со стороны власти. В СССР его романы начали печатать лишь после 1988 года.

Важной фигурой послереволюционных лет был Максим Горький. Его называли буревестником революции. Горький активно работал в литературе, он пишет об огромной и страшной силе революции, которая уничтожает все на своем пути. Страшное время изображено в книге «Несвоевременные мысли», которая долго была под запретом. Писатель считает, что в таком положении вещей виноваты все, он говорит, что революция не социальна, она похожа на пробуждение всего жестокого в людях.

Одним из первых увидел в революции разлом жизни Исаак Эммануилович Бабель. Он писал о напрасно пролитой крови. В цикле рассказов «Конармия» главный герой восхищается жестокостью Красной армии и одновременно ужасается. Уже тогда власть начала подвергать критике его рассказы, говоря о том, что он создает неправильное представление о войне. Летом 1938 года писатель был арестован на своей даче, его обвиняли в террористической деятельности, направленной против советской власти. При аресте произошел обыск, у Бабеля нашли и уничтожили множество рукописей. Его подвергали пыткам и допросам, где писатель признался, что настраивал некоторых писателей против власти и передавал сведения о русской армии Франции.

Аркадия Аверченко напугала революция, хоть он и встретил ее с восторгом. Народ в то время много читал юмористические рассказы писателя, он бы популярен. Аверченко стал писать так, чтобы читатель задумался, но это пришлось не по нраву новой власти. В 1918 году вышло распоряжение правительства о закрытии журнала «Новый Сатирикон», где Аверченко открыто высказывал свое мнение. Власти даже явились с обыском к нему на квартиру, но писатель успел бежать в Крым. После закрытия журнала Аверченко сменил стиль, это был уже не добродушный смех, а агрессивный сарказм. В этом, новом для писателя образе написаны книги «Дюжина ножей в спину революции», «Дети», «Шутка мецената», «Отдых на крапиве».

Анна Ахматова в 1917 году написала книгу «Белая стая», где говорила о нелегкой судьбе России. После октября 1917 года ей предлагали покинуть страну, но огромная любовь к России не дала ей этого сделать. Ахматова пишет о невозвратимой жизни, об испытаниях, через которые ей пришлось пройти. Расстрел мужа, приговор сына — все это поспособствовало тому, что поэтесса замолчала почти на 20 лет. Но она сумела написать о страшном времени гораздо позже, в 1916 году написав поэму «Реквием». Правда в России его увидели лишь в 1987 году. Анна Ахматова выполнила свою задачу — она стала голосом народа, показала его горе и потери.

Принял революцию В.В. Маяковский. После октября он начал активно писать, окончательно оформился как поэт и художник. В 1918-1919 годах печатался в газете «Искусство коммуны». Пропагандировал мировую революцию. Годы гражданской войны поэт считает лучшим временем в жизни и пишет об этом в ностальгической поэме «Хорошо!». Разочаровался в социалистическом строе Маяковский лишь в середине 1920-х годов. Тогда поэт часто выезжает за границу, пытаясь убежать от себя, от реальности.

Сергей Есенин всегда стремился разделить судьбу своего народа. Революцию принял, написал поэмы «Маленькие революционные поэмы», куда вошли «Товарищ», «Иорданская голубизна». В этих произведениях поэт пытается размышлять о том, к чему нас приведет революция. Когда Есенин приехал из-за границы, он заметил, как изменились деревни и понял свою ненужность «деревенского поэта». Все больше чувствуется грусть в его произведениях, безысходность. Есенин изо всех сил пытался принять революцию, но прошлая Россия была ему ближе.

Писатель и журналист А.В. Амфитеатров всегда был не на стороне правительства. В 1917 году он был выслан из страны, но из-за февральской революции сумел остаться в Петербурге. После прихода к власти большевиков Амфитеатров редактировал газету «Вольность», которая принадлежала Совету союза казачьих войск. В газетах «Новые ведомости», «Петроградский голос» писал статьи против большевиков, за что ему пришлось бежать с семьей в Финляндию. Но Амфитеатров продолжал писать, сотрудничал с эмигрантскими изданиями.

Писатели и журналисты после революции 1917 года вели себя почти одинаково. Кто-то не принял революцию и всю жизнь боролся с властью или эмигрировал, кто-то принял, но лишь потом осознал ее разрушающую силу. В любом случае, революция была тем, что смешало профессии писателей и журналистов, что двигало многих творческих личностей писать и высказывать свое мнение, не боясь за последствия.

2.3 Периодические издания

Свершившаяся Октябрьская революция открыла новый период в истории новейшей отечественной журналистики. Газеты и журналы были рассчитаны на городского обывателя, на подрастающее поколение. Также были и профессиональные, литературные, сатирические издания. После революции у большевиков было 75 периодических изданий, у социалистических партий — 85. Монархических журналов не было. Большевики не стеснялись показывать в газетах свое отношение к другим партиям.

Множеству газет приходилось менять название, потому что большевики не давали им печататься. Одним из таких изданий была газета «Дело народа» — ежедневная политическая и литературная газета, центральный орган партии эсеров, издавалась в Петрограде с 1917 года. Когда ее закрыли в 1918 году, начала выходить под другими названиями — «Дело народов», «Дело», «Дело народное». Редактором был В.В. Сухомлин, сотрудничали с газетой А.Ф. Керенский, М.В. Чернов, А.Р. Гоц. Она призывала к продолжению империалистической войны и поддержке буржуазного Временного правительства. Резко выступала против большевиков, после октября призывала к сопротивлению революционным силам. Последний номер газеты вышел 30 марта 1919 года.

Газета «Речь» была закрыта 26 октября 1917 года, но выходила под названиями « Наша речь», «Свободная речь», «Новая речь». Здесь освещались события культуры, публиковалась хроника столичной, провинциальной и международной жизни. В газете печатались такие писатели, как Милюков, Набоков.

В 1918 году большевистская газета «Правда» стала главной газетой в стране. День ее выпуска — 5 мая был объявлен «Днем печати». Позаботились и о том, чтобы газета выходила одновременно в Москве и в Ленинграде. Для этого материалы газеты доставлялись самолетом из Москвы в Ленинград. Самолеты летали в любую погоду. Управляли полетом лучшие летчики страны — «почтовое звено». Позднее, с развитием технологий, газета передавалась по проводной связи. В 1917 году «Правда» выпускала 85 тысяч экземпляров. Здесь публиковались последние новости и работы Ленина.

В Петрограде 28 октября 1917 года начала издаваться «Газета Временного рабочего и крестьянского правительства», редактор П.А. Красиков. Главным отделов газете был отдел «Действия правительства». Здесь печатались декреты, указы власти. Были отделы «Вести из провинции», «Суд». Последний номер вышел 28 февраля 1918 года.

Огромное значение имели газеты «Гудок» и «Голос трудового крестьянства». «Голос трудового крестьянства» был основан в 1917 году, был органом фракции левых эсеров Всероссийского Совета крестьянских депутатов в Петрограде. Газета наполнялась материалами видных лидеров партии левых социалистов-революционеров. В 1918 годы газета начала выходить под большевистским началом. Большевики пытались установить связь с крестьянами. Они просили присылать в газету свои жалобы и пожелания, давали подписчикам специальные вкладные листы: «Сельское хозяйство», «Народная медицина и ветеринария», «Деревенская жизнь», Женская страничка». В июне 1919 года газета вошла в состав «Бедноты» — ежедневная газета для крестьян.

Газета «Беднота» была создана в 1918 году Л.С. Сосновским и В.А. Карпинским. Она быстро стала популярной, так как стремилась установить тесн6ую связь с читателем и была рассчитана на неграмотных читателей-крестьян. Газета отличалась от остальных своей краткостью и простотой изложения. Письма читателей занимали видные места в газете, также созданы были рубрики «Вопросы и ответы», «Лицо земледельца». Уже к марту 1919 года тираж газеты превысил полмиллиона экземпляров.

Знаменитая газета «Гудок» издавалась в Москве с 10 декабря 1917 года. Она выходила как орган профессионального союза железнодорожных мастерских и рабочих Петроградского и Московского узла. Редактором был Л.С. Сосновский. Изначально была создана укрепить в людях революции, позднее начала пользоваться популярностью из-за печатавшихся в ней фельетонов.

Первое вечернее издание — «Вечерняя красная газета» выходила с 17 июля по 1 октября 1918 года под редакторством В.А. Карпинского. Здесь был отдел «Черная доска», куда заносились имена дезорганизаторов, негодяев и саботажников. Особый интерес вызывали заметки «В последний миг», « В последнюю минуту», «Телеграммы», в которых содержались рисунки, новости, житейские сведения.

С октября 1918 года начали появляться первые экономические издания. В ноябре вышла газета «Экономическая жизнь», в которой помещались рубрики «Продовольствие», «Транспорт», «Топливо», «Сельское хозяйство», «Финансы», «Металл», а также отделы экономики. Особое внимание газете уделял Ленин: он напечатал в ней более ста своих материалов.

Выпускались также и сатирические издания, такие как «Новый сатирикон» и «Бич». Журнал «Новый сатирикон» был создан в 1913 году А. Аверченко, позднее им руководил Амфитеатров. Издавался еженедельно в Петербурге. Издание было более острым и дерзким, чем «Сатирикон», а с 1917 года начало активно выступать против большевиков. Но в журнале была не только политическая сатира, но и безобидная юмористика. На обложке красовались карикатуры Ре-Ми, А. Радакова. Здесь печатались: Саша Черный, Теффи, Маяковский, Бухов, Кондратьев и многие другие. В августе 1918 года журнал был закрыт как «антисоветское издание», а большинство авторов оказались в эмиграции.