Рассуждение «»Маленькие люди» в литературе и среди нас.»

Сочинение

Социальное равнодушие в повести «Шинель» Н. В. Гоголя

Повесть «Шинель» Николая Гоголя, написанная в 1842 году, до сих пор остается актуальной и затрагивает важные социальные проблемы. Одной из таких проблем является равнодушие общества к маленьким, непримечательным людям.

Главным героем повести является Акакий Акакиевич Башмачкин, скромный и незаметный чиновник, который много лет работает писарем в одном из департаментов в Петербурге. Он исполняет свои обязанности ответственно и старательно, но его коллеги и представители высшего сословия подсмеиваются над ним и не уважают его.

Башмачкин ведет очень скромный образ жизни. Он не может позволить себе развлечения и покупать новые вещи. Это делает его положение в обществе еще более унизительным. Однажды наступает момент, когда он вынужден сменить свою старую и изношенную шинель на новую. Он с трудом покупает новую шинель, но она быстро оказывается украденной грабителями.

Башмачкин делает все возможное, чтобы найти свою шинель. Он обращается к разным людям и местам, но никто не проявляет никакого интереса к его проблеме. В конечном итоге он умирает одиноким и униженным, а его смерть вызывает равнодушие и безразличие у окружающих.

Эта ситуация, описанная в повести, не является вымышленной. В наше время такое равнодушие и безразличие к бедным и незаметным людям встречается довольно часто. Коллеги, знакомые и даже родственники могут проявлять презрение и равнодушие к таким людям, осуждая их за их бедность и отсутствие успеха.

Человеческое равнодушие и презрение являются опасными явлениями в обществе, которые необходимо бороться. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый человек был уважаем и замечен в обществе, независимо от его социального положения и материального достатка. Только тогда можно говорить о справедливости и гуманизме в обществе.

Развитие образа «маленького человека» в творчестве Н. Гоголя

Образ «маленького человека», который можно охарактеризовать как бедного, угнетаемого и жизненно непригодного, нашел свое выражение во многих произведениях русской классики XIX века. Однако настоящий зародыш этого образа можно увидеть уже на страницах знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева.

С течением времени образ «маленького человека» получил развитие и новое измерение в творчестве Н. Гоголя. В его произведениях этот образ полно и ярко отражен, став центральной темой рассказов и повестей.

29 стр., 14035 слов

Какой он образ современного маленького человека. Как Вы понимаете ...

... повести «Шинель». Гоголевский персонаж — собирательный образ. Подобных Башмачкину множество. Они повсюду, но люди их не замечают, поскольку не умеют ценить в человеке его бессмертную душу. Тема маленького человека в русской ... Томаса Манна. Страницы из Чехова: «Человек в футляре» — один из «маленькой трилогии» Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа ...

Возможно, наиболее показательным примером развития образа «маленького человека» является рассказ Н. Гоголя «Шинель». Главный герой — городской чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, страдающий от безвыходного положения и несправедливого обращения со стороны своих сослуживцев. Он становится живым примером необычного врачевания социальной болезни, которая поражает не только его, но и все общество. После смерти Акакия его призрак продолжает бродить по улицам города, вынуждая окружающих переосмыслить свое поведение и отношение к другим людям.

Этот образ «маленького человека» весьма популярен в творчестве Н. Гоголя и приобретает новые формы и оттенки. Он становится символом бедности, бессилия и отчаяния перед жизненными обстоятельствами. Государственная машина и вечная нужда порабощают его, приводя к способности на протест и бунт. Однако часто это протест имеет трагические последствия, такие как безумие, падение и даже смерть.

Нужно отметить, что образ «маленького человека» не был изначально новым в русской литературе. Встречается он в произведениях А. Радищева, баснях и пьесах И. Крылова, а также в творчестве А. Пушкина. Однако именно в творчестве Н. Гоголя этот образ получил наиболее яркое, полное и широкое развитие.

Таким образом, можно сказать, что образ «маленького человека» стал одним из главных мотивов в творчестве Н. Гоголя. Это обобщенный портрет бедного и угнетенного человека, который вызывает весьма актуальные для своего времени рефлексы и переосмысления отношения к социальной среде. Произведения Гоголя по сей день помогают людям переоценить свои поступки, обрести человеколюбие и сопереживание.

Образ «маленького человека» в петербургских повестях Н. Гоголя

Образ «маленького человека» является порождением большого города. Если А. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель».

В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной стороны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, которым позавидовала бы любая европейская столица. С другой стороны, это был город глухих и вечно темных дворов, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чиновники, ремесленники и нищие художники.

Пораженный картиной глубоких и непреодолимых общественных противоречий, в своем творчестве Н. Гоголь ставит друг против друга, как бы сталкивает между собой две ипостаси столицы. Например, в повести «Невский проспект» мы видим толпу чиновников с женами во время предобеденной прогулки. Но среди всей этой массы людей нет человеческих лиц, а только «бакенбарды… пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды атласные, черные как соболь или уголь», усы «никаким пером, никакою кистью не изобразимые», тысячи разных шляпок и платьев. Возникает ощущение, что мы оказались на выставке туалетов, причесок и деланных улыбок. Все эти люди стремятся произвести друг на друга впечатление не своими человеческими качествами, а изысканной внешностью. Но за этой внешней изящностью и блеском скрывается нечто низкое, бездушное и безобразное. Н. Гоголь предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

4 стр., 1872 слов

Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения ...

... самые страшные слова». Итак, в «Записках сумасшедшего» и в «Шинели» показан, по сути дела, один и тот же «маленький человек», кричащий со страниц повестей Гоголя о своей потребности в доброте, ... его бедности. Осуществивший свою мечту, но вскоре ограбленный, Акакий Акакиевич в отчаянии обращается к «значительному лицу», в образе которого угадывается вообще любой представитель власти. И далее, ...

Творчество Николая Гоголя остается актуальным и важным в любое время. Его произведение «Шинель», написанное в прошлом веке, до сих пор остается значимым и имеет глубокий смысл, который актуален и для современного поколения.

В повести Гоголь рассказывает о жизни и трагической судьбе маленького человека, о его борьбе за признание и достоинство в обществе, где ценятся не люди, а их положение и чин. Главный герой повести, переписчик Акакий Акакиевич Башмачкин, является примером такого маленького человека.

Акакий Акакиевич работает в коллегии и занимается перепиской бумаг для других чиновников. Он скромен, доверчив и предан своему делу. Но его незавидная судьба и непризнание в обществе приводят к трагическим последствиям. Акакий Акакиевич мечтает о новой шинели, которая сделала бы его более видимым и уважаемым, но его надежды разбиваются о жестокую реальность.

В повести Гоголь показывает, как маленький человек сталкивается с безразличием и пренебрежением со стороны окружающих. Его мечты и стремления оказываются ничтожными в глазах высокопоставленных чиновников, которые относятся к нему как к неодушевленному объекту. Это вызывает протест в сознании героя и приводит к его психическому расстройству.

Таким образом, повесть «Шинель» является глубоким и трогательным произведением, которое задает важные вопросы о ценности и достоинстве каждого человека в обществе. Она показывает, что маленький человек может столкнуться с трагической судьбой и несправедливостью, но его борьба за свое место в обществе всегда будет иметь значение и актуальность.

Сюжет произведения «Шинель»

В центре сюжета показан мелкий служащий. Он является писарем. Каждый день он приходит петербургский департамент, где выполняет свою рутинную работу. Его имя Акакий Башмачкин. Так мужчину назвали в честь отца. Он не имеет яркую внешность. Это невысокий и неприметный человек, который является муравьем, который четко знает свое дело. Часто Акакий терпит насмешки со стороны коллег. Люди более высокого статуса относятся к нему с пренебрежением.

Жизнь Акакия достаточно скромна, без изысков. Ему не по карману развлечения. Он даже не может приобрести себе новую одежду. Это еще сильнее усугубляет ситуацию. И вот в жизни главного героя наступает момент, когда ему требуется обновить гардероб, приобретя новую шинель. Для этого и так бедному писарю приходится еще туже затянуть пояса. И вот Акакий сумел приобрести обновку. Но и тут мужчине не повезло. Грабителю отбирают у него новую шинель.

Башмачкин разбит горем. Он старается всеми способами возобновить справедливость. Он жалуется во все известные инстанции. Но людей не волнует беда этого незаметного человека, маленького писаря. Его горе и дранная старая шинель приводят к смерти главного героя. Долгое время никто не знал о случившемся. Но когда о смерти Акакия стало известно, то люди даже не проявили капельки сострадания. Им все равно на смерть маленького человечка.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.20 [100 Голоса (ов)]

Каждое произведение Н. В. Гоголя остается актуальным в любое время. Не исключение и повесть писателя «Шинель», написанная Николаем Васильевичем в далеком 1842 году.

Главный герой повести — мелкий служащий, а точнее — писарь одного из петербургских департаментов, Акакий Акакиевич Башмачкин. Небольшого роста, совершенно неприметный человек, который год за годом усердно выполняет свою работу — является предметом насмешек коллег и людей высшего сословия.

Исследование

Акакий Акакиевич живет очень скромно. Он не может себе позволить развлечений, обновить гардероб, что усугубляет его незавидное положение в обществе. Но несмотря на необходимую бережливость наступает момент, когда нашему герою потребовалось заменить свою старую шинель на новую. И что же мы видим? Человек, крайне стесненный в средствах, начинает себе отказывать в элементарном, чтобы осуществить задуманное. С горем пополам Башмачкин становится обладателем новой шинели, но… становится жертвой грабителей и лишается своей новой шинели.

Что только несчастный писарь не предпринимает. Он обращается везде, куда и к кому только можно, но сталкивается с полным равнодушием людей к беде «маленького человека». Униженный, раздавленный гнетом своего несчастья, наш герой умирает в полном одиночестве. Никто этого не замечает, а когда узнают его о смерти — это не вызывает у людей сострадания и жалости. Никому нет до этого дела.

В наше время мы часто можем наблюдать аналогичное отношение людей к коллегам, знакомым и даже к родным. Сколько среди нас живет таких «Башмачкиных», презираемых многими за их нищету, а порою и за доброту. Это очень страшно. Человеческое бездушие можно назвать хронической и смертельно опасной болезнью общества. Но эту болезнь необходимо лечить!

Николай Васильевич Гоголь привел пример нестандартного лечения. Призрак, появившийся на улицах города после смерти Акакия Акакиевича, заставляет многих задуматься о своих поступках, а «значительное лицо» даже меняет свое отношение к людям. Именно такой подход писателя, его мистические истории, которые заставляют переоценивать многие моменты в жизни, позволяют и нашим современникам учиться человеколюбию и состраданию.

Похожие сочинения на тему:
— «Шинель» — сочинение-рассуждение

Как победить в себе «маленького» человека?

Есть и одиночки, которые всеми возможными способами стремятся оставить память о себе потомкам. Герострат — это пример «маленького» человека, который одним из первых в человеческой истории хотел обрести нетленное величие, совершив тяжкое преступление, что стало нарицательным, синонимом абсолютной ущербности и деградации.

Возникает закономерный вопрос – можно ли победить в себе «маленького» человека, возможно ли минимизировать проявления стадного конформизма на индивидуальном уровне?

Ответ можно найти во многих сборниках по психологии личностного роста. Конечно, можно стать нонконформистом и проповедовать иллюзии меньшинства, но это также не поднимет тебя в глазах окружающих, впрочем как и в своих собственных.

Большинство из нас остаются «маленькими» людьми, поскольку для того, чтобы осознать, что ты не «маленький», необходимо не просто понимание собственной «неполноценности», а необходимо делать по-настоящему великие, мужественные поступки, идти против воли диктаторов, авторитетов, большинства, толпы, то есть совершать поступки, «делающие человека».

Итоговое сочинение на тему: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»

«Гордость и смирение»

на тему:

«Согласны ли вы с утверждением Вольтера: «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»?»

У чувства гордости есть множество оттенков. Можно гордиться, а можно возгордиться. Можно быть гордым, а можно поддаться гордыне. Можно испытывать гордость за победы, а можно гордиться собой без причин. Гордость – многогранное, до конца не поддающееся объяснениям чувство. Именно поэтому его нельзя приписывать кому-то, исходя из его социального положения, успехов или поражений, и именно поэтому мне трудно согласиться с утверждением Вольтера о том, что «бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость».

Каждый «маленький человек» – это своя история. Своя жизнь. Свой характер. Я думаю, что маленькие люди не одинаковы. Если один из них может гордо смотреть на свои несчастья, то другой смиренно опустит голову. Для подтверждения моих слов я обращусь к русской литературе, в которой тема «маленького человека» поднималась множество раз.

Сравнение героев «маленьких людей» в произведениях Гоголя и Достоевского

Известные писатели Николай Гоголь и Федор Достоевский создали героев, которые имеют мало общего внешне, но обладают значительными различиями внутренне. Акакий Акакиевич Башмачкин и Макар Девушкин — герои произведений «Шинель» и «Бедные люди» соответственно, являются примерами «маленьких людей», незначительных чиновников, которые живут в побочных каталогах общества.

Башмачкин — герой без гордости

Акакий Акакиевич Башмачкин, герой «Шинели», служит одним из ярких примеров «маленького человека». Бедный чиновник каждый день приходит на службу, где выполняет однообразную работу. Он не особо примечателен и совсем не заметен для окружающих, сохраняя при этом свою невзрачность и неставшую почетным знаком простоту.

Башмачкин беден не только финансово, но и духовно. Единственной его целью является накопление денег на покупку новой шинели, а его большей всего боится оставаться без шинели. Однако Акакий не только не хочет изменить свою жизнь, но и не может. Он робок, ограничен и истошно волнуется, когда нужно выполнять какую-либо работу сверх его обычных обязанностей.

К сожалению, Башмачкин не обладает зерном гордости, которое бы помогло ему выжить в жестоких обстоятельствах.

Девушкин — герой с гордостью

Зачатки гордости можно найти в другом «маленьком человеке» — Макаре Девушкине, герое «Бедных людей». Он также занимает незначительное место в обществе, не получает уважения сослуживцев и внимания окружающих, и он также беден и подавлен.

Но в отличие от Башмачкина, Макар не считает себя недостойным. Он уверен, что он не хуже других и что у него есть право на счастье, что он также может быть любимым и обращенным. Макар убежден, что он человек мыслей и чувств, и он не оставляет своих мечтаний, стараясь заявить о себе. При этом он начинает подмечать недостатки окружающих и успевает отказаться от того, что его разочаровывает.

Таким образом, есть «маленький человек», который незначителен не только в глазах общества, но и в глазах самого себя, также как есть тот, что обладает неизмеримой гордостью, которая не оставляет его даже в самые сложные времена.

Герой Произведение Цель жизни Гордость
Акакий Акакиевич Башмачкин «Шинель» Накопить на шинель Отсутствует
Макар Девушкин «Бедные люди» Заявить о себе и своих правах Присутствует