Тема : « Интервью как жанр публицистического стиля»

Сочинение

ТЕМА УРОКА: « Интервью как жанр публицистического стиля».

Тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно.

Платон

Цель: знакомство с интервью как жанром публицистики

Задачи:

обучающие: ввести понятия интервью, интервьюер, интервьюировать; изучить композицию интервью;

развивающие: научить собирать материал для интервью и брать интервью; формировать умение задавать содержательные, грамотные вопросы, устанавливать контакт с собеседником;научить писать сочинение в жанре интервью и правильно его оформлять.

воспитательные:формировать нормы тактичного поведения, воспитывать бережное отношение к собеседнику, умение слушать и задавать корректные, точные и краткие вопросы.

Ход занятия:

1.- Вспомним стили речи (публицистический, художественный, научный, разговорный, официально-деловой)

— Где чаще всего используется публицистический стиль? (радио и телевидение, на митингах собраниях, в газетах, журналах)

-Каково назначение публицистического стиля?(воздействовать на слушателя, зрителя, читателя, то есть в чем-то их убедить, к чему-то призвать.)

Название стиля «публицистический» происходит от латинского слова «publicus» — общественный (в нашем языке есть слово « публика», одно из значений которого – люди, народ).

2. Сегодня у нас в гостях журналист нашей районной газеты «Октябрь» .

— Ольга Владимировна, как давно вы работаете журналистом?

— Вы с детства знали, что станете журналистом?

  • Что для вас самое привлекательное в профессии?
  • Каковы, на ваш взгляд, минусы в вашей профессии?
  • Ребята, а какие вопросы вам бы хотелось задать нашей гостье?

Спасибо вам за то, что вы пришли и ответили на наши вопросы.

3.- Ребята, а в каком жанре велась беседа?

Да, это интервью. Вы видели подобное по телевизору, читали в газетах.

19 стр., 9156 слов

Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...

... репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в ... или развёрнуто передаётся информация в репортаже? П: Какие вопросы можно задать к тексту репортажа? Изложение материала Репортаж Цель Сообщить о новом, воздействовать, ...

  • Скажите, а хотели бы вы научиться брать или давать интервью?
  • Какую форму имеет интервью? (форму диалога, вопросно-ответную форм. Это разговор двух или нескольких лиц)
  • Что же обозначает слово «интервью», откуда оно к нам пришло?

Интервью (от англ. interview буквально встреча или беседа) – жанр публицистики, представляющей собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Если обратиться к семантике английского слова интервью, то он состоит из префикса view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.

Интервью — предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа журналиста с политическим, общественным или каким-либо другим деятелем. Иными словами, интервью-это совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию. Им может быть не только общественный деятель, но и ученый, новатор производства, передовик руководитель новостройки, писатель, артист, спортсмен, художник или какой – либо другой интересный человек.

  • Назовите теле-и радиопередачи, в основе которых лежит интервью.

Подберем к слову «интервью» однокоренные слова.

Интервьюер-человек(обычно журналист),ведущий интервью, интервьюирующий кого-либо

Интервьюировать-получать интервью(сведения, информацию)от кого-либо.

4. Виды интервью.

Интервью-портрет. Герой такого интервью – человек, который проявил себя в какой – либо сфере общественной жизни, он привлекает интерес широкой публики. Цель: раскрытие личности собеседника.

Интервью-дискуссия. Цель: выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблем.

Интервью-анкета. Цель: выяснение мнения различных людей по одному и тому же выбору.

Информационное интервью. Цель: получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам.

5.-Кто может быть собеседником журналиста?

(политический деятель, художник, актер, спортсмен и др.)

Но роль корреспондента не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки журналиста к беседе, и от умения расположить собеседника к беседе, и, что важно, от умения руководить беседой.

  • От чего зависит, насколько интересным и содержательным получится интервью?(от уровня подготовки журналиста)
  • Как должен подготовиться к интервью корреспондент?

Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, — с событием, о котором пойдет речь, обязательно продумать вопросы и четко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью.

  • Как можно оценить качество вопросов в ннтервью? (Вопросы должны быть четкими, грамотными, содержательными, не быть поверхностными. Привлекательны остроумные, неожиданные вопросы должны

заставить собеседника задуматься)

  • Обратимся к эпиграфу. Как вы поняли высказывание философа Платона?

6.- Как правильно построить интервью?

Композиция интервью.

В интервью обычно различают три части: вступление, основная часть, заключительная часть.

14 стр., 6645 слов

Жанр интервью в газете «Красное знамя»

... собеседником, комментирует его ответы . Мельник Г. и Тепляшина А. термин интервью выделяют как «акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью ...

Во вступлении интервьюер представляет собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам, т. е знакомство

Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью

Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.

7. Теперь мы владеем достаточной информацией, чтобы взять интервью.

Памятка

«Как написать интервью»

  • Узнать, с кем предстоит разговор (род деятельности, особенности характера),изучить предмет беседы, определить тему, подготовить ключевые вопросы.
  • Вопросы должны быть четкими, содержательными, оригинальными, способствовать раскрытию личностиинтервьюироемого.
  • Интервью не беседа:журналист только спрашивает, не высказывает своего мнения.
  • Соблюдение .
  • Записывая интервью, помни, что оно должно иметь вступление и заключение.
  • Правдиво и точно передать мысли интервьюироемого.

(прочитать свои записи, проверить всё, что можно проверить: названия, даты, имена, фамилии, цифры и т. п.).

8. Правила ведения интервью:

Обращайтесь к собеседнику по имени — отчеству.

Разговаривая, смотрите в глаза собеседнику.

Проявите уважение к мнению собеседника.

Внимательно слушайте собеседника.

Проявляйте заинтересованность в беседе.

Не задавайте некорректных вопросов.

  • Назовите формулы речевого этикета в интервью.(«Благодарим Вас за интересный разговор», «И вам спасибо за вопросы. Желаю Вам и читателям успехов»)

9. Чтение интервью(раздаточный материал)На ваших столах лежат тексты с интервью. Они потребуются вам не только для анализа подготовленных интервью, но и для выполнения домашнего задания. После просмотра интервью проанализируйте его по следующим критериям:

  • Вид интервью.
  • Соответствие названия содержанию интервью.
  • Соответствие правилам ведения интервью.

Вопросы:

  • Укажите, какие вопросы корреспондента помогают Алексею точнее нарисовать картину происшествия?
  • Как отвечает Алексей на вопросы?
  • О каких чертах характера говорит лаконичность его ответов?
  • Только ли героический поступок интересует журналиста?

10. Актуализация знаний.

  • Как называются участники интервью?( интервьюер, журналист, репортер, корреспондент, интервьюрирующий(спрашивающий) и интервьюируемый(отвечающий).

    Собеседники.

  • Каковы роли участников? (интервьюер задает вопросы, интервьюируемый отвечает, делится мыслями, взглядами,)
  • Каковы задачи интервью? (узнать, что думает, как живет собеседник, совместно обсудить какой-то вопрос)
  • Как лучше закончить интервью? (журналист просит собеседника рассказать о своих планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за бесед).

11.Домашнее задание. Используя памятку, возьмем интервью у одноклассника, друга(того, кто вернулся из поездки, с соревнований, посетил концерт, театр, имеет оригинальные увлечения)

10 стр., 4882 слов

Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты ...

... благодаря чему наш собеседник уже состоялся как музыкант и композитор». Интервью разворачивается свободно, непринужденно, журналист мягко вводит героя в разговор, задавая традиционные вопросы и помогая герою ... и певца как фигуры многозначной в искусстве. Характерно, что в этом интервью журналист, задавая вопросы, использует предлог, так называемый информационный повод, что и позволяет выявить « ...

Источники информации:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/intervyu-v-publitsisticheskom-stile/

Газеты и журналы с интервью. Гринина-Земскова в газетных жанрах. 4-8 классы. Москва, «Просвещение», 1977 г., с.108-112. Котельникова нетрадиционных жанров: интервью и репортаж //Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25.

4. и Зепалова указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров. 8-9 кл.». Москва, «Просвещение», 1990 г., с.45-49.

5.Энциклопедический словарь (интернет-ресурсы).