Позиция автора исходного текста по заявленной проблеме. Аргументация своей точки зрения Задание 27. план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Сочинение

Тема: Позиция автора исходного текста по заявленной проблеме. Аргументация своей точки зрения Задание 27.

НАПОМИНАЮ, КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ:

  • Определить проблему текста
  • Найти 2 примера из текста и прокомментировать их.
  • Определить позицию автора
  • Подумать над собственным аргументом
  1. ИЗУЧАЕМ ТЕКСТ И ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ ПО ТЕКСТУ

Текст 1

(1) Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё – и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.

(2) Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. (3) Было предвечернее время июньского дня… (4) Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. (5) Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах… (6) Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране. (7) Они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. (8) И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так свободно и вольно, как они пели.

(9) Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши. (10) Они бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, свободной, ровной чередой.

(11) Теперь они пели, а мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

4 стр., 1609 слов

Лингвистические особенности текстов служебных документов

... Экстралингвистические особенности документа 1. Точность и ясность. Основным требованием к содержанию документа является его максимальная точность и понятность (ясность). Точность изложения предполагает однозначность понимания содержания, изложенного в документе. Адекватность восприятия текста и автором документа, и его адресатом ...

(12) Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели и чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. (13) Прелесть была в том неосознаваемом, но кровном родстве, которое было между ними, и нами, и этим хлебородным полем, что окружало нас. (14) Этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства. (15) Этим предвечерним временем и облаками на уже розовеющем западе. (16) Этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели. (17) И этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. (18) Прелесть была в том, что все мы были дети своей Родины и были все вместе, и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. (19) И ещё в том была(уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта Родина, этот наш общий дом была Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу.

(20) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. (21) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. (22) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. (23) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

(24) В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? (25) В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность.

(26) «Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с Родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг – беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством.

(27) Ещё одно, говорю я, было в этой песне – это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далёкие – и невозвратимые…

(По И. А. Бунину)

Сочинение.

В данном для анализа тексте И. Бунина заключена мысль о России как об общем доме его и тех людей, что косили и пели , в чьей песне он слышал душу своей страны. Именно проблема беспредельной любви к своей Родине рассматривается писателем.

Чтобы привлечь внимание читателей, Бунин делится любопытным жизненным наблюдением за работой косцов в период сенокоса. в «молодом березовом лесу, еще не утратившем густоты и свежести, еще полном цветов и запахов». Рассказчик увидел «поля, глушь серединной исконной России», старую большую дорогу, заросшую кудрявой муравой, изрезанную заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов. Автор передаёт ощущение тепла, которое почувствовал путник в сердце своём от этой забытой – или благословенной – Богом страны среди её вечной полевой тишины, простоты и былинной свободы.

14 стр., 6964 слов

Жанровая специфика лирической песни

... о прошедшем быте России» /Лирические песни 1990 : 5/. СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о ... песнях раскрываются социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о ... отличают «краткость текста, ясность, простота изложения ... прошлое. Человек поет о том, что более ... трепещущая тайна леса, седые камни точно ...

Рассказчик очарован красотой родной природы совершенно так же, как и русской песней, исполняемой косцами. Они косили и пели, и в пении рязанских косцов чувствовались картины родной земли: «хлебородное поле», «полевой воздух», «свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод», «большая дорога, ее простор и заповедная даль». Ко всему этому автор испытывает особую привязанность. Всем этим жил и дышал он с детства, поэтому с замиранием души прислушивается к песне косцов и понимает, в чем же заключается ее «дивная прелесть»: в ней звучало единство людей и земли, на которой они живут.

Сопоставляя впечатления рассказчика от увиденного и услышанного, И. Бунин отражает неразрывную связь русских людей с отчим домом, передает ощущение неясного счастья оттого, что все они были «детьми своей родины и были все вместе».

Позиция автора предельно ясна: куда бы судьба ни забросила его – нет ему подлинной разлуки с Родиной, все будет над ним родное небо.

Невозможно с этим не согласиться. Невольно вспоминаешь главного героя из рассказа И. С. Тургенева «Касьян с Красивой мечи». Побывал он и в «Симбирске – славном граде», и «в самой Москве», и «на Оке-кормилице», и на «Волге-матушке», многое повидал и не перестает удивляться чуду гармоничного Божьего мира. Но сердце его тает при воспоминаниях о родных местах.

Родная земля была и остается местом безграничной любви и памяти о ней.

  1. ПИШЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

(1)Существует хорошее, общеупотребительное и, казалось бы, исчерпывающее слово «МОЛОДОСТЬ». (2)3ачем же понадобилось другое – «юность»? (З)Язык не беспечный расточитель, чтобы придумывать лишнее слово для названия понятий. (4)Слова «молодость» и «юность» часто могут быть без малейшего насилия над сутью заменены одно другим, и все же разница есть. (5)Молодость – нечто более расплывчатое, не столь зажатое временным рамками.

(6)В романе Льва Николаевича Толстого «Детство, отрочество, юность» обозначены пределы каждого возраста. (7)Юность кончается со студенческими годами. (8) Ну. а для тех,. кто не знал студенческой скамьи? (9)С выходом в самостоятельную жизнь, с появлением ответственности – и моральной, и материальной – за близких, семью или хотя бы за самого себя уже приходит взрослость. (10)До чего же это всё зыбко! (11)Бывает, что люди начинают самостоятельно жить и зарабатывать в восемнадцать – девятнадцать лет, но при этом не обретают взрослости, тем более зрелости.

8 стр., 3754 слов

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

... Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv krasnov.tv Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин» , Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин» В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой ... глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин в любой ситуации поступит обдуманно и ...

(12)Последнего свойства человек иной раз не обретает до конца своих дней. (13)Формально каждый человек проходит через детство, отрочество, юность. (14)Но только формально. (15)Я знал детей без детства, либо отнятого войной, либо перегоревшего в чаду страшной домашней жизни, знал и людей, миновавших отрочество, ибо слишком рано обрели дурной опыт взрослой жизни, исключающий то простодушие, что неотделимо от сути отрочества. (16)3нал запозднившихся мальчиков, так и не взявших на себя ответственности, уцепившихся за юбку матери – сперва вполне материально, потом всей цепкостью навек околдованной памяти. (17)3нал и знаю многих молодых людей, назвать которых «юношами» не повернётся язык. (18)Когда же наступает юность, если вообще наступает? (19)Лев Толстой нашёл ответ на этот вопрос в своей знаменитой автобиографической трилогии.

«(20)Я сказал, что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, её цель и отношения. (21)Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно. (22)Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной, деятельной будущности; но жизнь моя шла всё тем же мелочным, запутанным и праздным порядком. (23)Те добродетельные мысли, которые мы в беседах перебирали с обожаемым другом моим Дмитрием, чудесным Митей, как я сам с собою шёпотом иногда называл его, ещё нравились только моему уму, а не чувству.

(24)Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни, с твёрдым намерением никогда уже не изменять им. (25)И с этого времени я считаю начало юности. (26)Мне был в то время шестнадцатый год в исходе».

(27)Рассуждение Толстого открывает ворота в таинственный мир,называемый юностью. (28)Оказывается, юность – понятие нравственное. (29)С пробуждением сильного морального чувства вступил отрок Толстой, скрывшийся за Николенькой Иртеньевым, в юность. (30)А не пробудись в нём это чувство, осталось бы затянувшееся отрочество, за которым – аморфная молодость, имеющая ценность лишь физического свойства. (31)Из пленительных снов детства Иртеньев-Толстой вступил в многообещающее, но хрупкое отрочество, а затем – в тревожный, волнующий, полный прозрений мир юности, где приоткрывшиеся уму ценности стали горячим чувством, тем нравственным законом, что не переставал восхищать многомудрого долгожителя

5 стр., 2073 слов

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи

... издании своих трудов. Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал ... Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об ...

(32)В духовном прозрении, даримом юностью, источник её поэтичности. (33)«Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причинённый старостью. (34)И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи». (З5)Такой наказ оставил юношеству титан Возрождения Леонардо да Винчи. (36) 3амечательна вера Леонардо в способность юности копить мудрость. (37)Быть может, он судил лишь по себе, этот чудо-человек, возвысившийся даже над гигантами небывалой эпохи? (38)Нет, он шёл к истине через познание окружающего мира и всечеловеческого опыта, верил в силу свежего ума, способного накопить так много впечатлений, собрать такой богатый взяток цветущего луга юной жизни, что это станет питательным веществом старого ума, наиболее склонного к выводам и обобщениям. (39)А ещё говорят о бездумной юности!..

(40)Леонардо не одинок в своей вере в постигающую силу юности. (41)Вот как перекликается с ним через века великий русский критик В.Г. Белинский: «Юность даётся человеку только раз в жизни, и в юности каждый доступнее, чем в другом возрасте, всему высокому и прекрасному. (42)Благо тому, кто сохранит юность до старости, не дав душе своей остыть, ожесточиться, окаменеть». (43)Ему вторит поэт, друг и соратник А.И. Герцена Н.П. Огарёв: «Определённая цель, самообладание, искренность с самим собою, труд неутомимый и знающий, что время дорого,- вот что вы должны взять на себя, юноши».

(44)Выходит, юность не только счастье, но и обязанность. (45)Быть юным – большая ответственность; недолгий ещё опыт жизни не является оправданием тому, кто бессмысленно растрачивал золото юности.

(По Ю. Нагибину)