Анализ стихов и стихотворения (Твардовский А. Т.)

Сочинение

Анализ лирики Твардовского в годы войны

В годы войны Александр Твардовский написал несколько шедевров лирики, которые впервые были опубликованы в журнале «Знамя» за 1946 год. В этих стихах поэт раскрывает перед читателем новые стороны своей гуманной души, представляя облик войны более сложным, суровым и реалистическим.

Одним из таких стихотворений является «Две строчки», которое пронизано горькими воспоминаниями о финской зимней кампании 1940 года. В нем описывается смерть бойца-парнишки, чье тело лежит на льду, а шапка отлетела далеко. Поэт остро переживает его судьбу и сравнивает с собой, как будто это он сам лежит, маленький и убитый на незнаменитой войне.

Эти простые и непритязательные стихи отличаются глубиной исповедальности и личного авторского чувства. Они пронизаны болезненной памятью о войне и несут в себе мощный заряд трагического гуманизма. Такое качество лирики Твардовского проявляется и в других стихотворениях цикла «Стихи из записной книжки» (1941-1945), которые передают жестокость войны и беспощадность, с которой оборваны человеческие жизни.

Таким образом, лирика Твардовского в годы войны отличается глубиной, эмоциональностью и трагическим гуманизмом. Она позволяет читателю почувствовать всю тяжесть и бессмысленность войны, а также проникнуться сочувствием к каждой потерянной жизни.

Перед войной, как будто в знак беды,

Чтоб легче не была, явившись в новости,

Морозами неслыханной суровости

Пожгло и уничтожило сады.

На первый взгляд речь идет прежде всего о природе. Причем сразу впечатляет сила изобразительности («…Торчащие по-зимнему, по-черному // Деревья, что не ожили весной»), личностный характер переживания («И тяжко было сердцу удрученному…»).

Важно, однако, подчеркнуть глубину и силу художественного обобщения, философско- поэтической концепции, когда за непосредственно изображаемым и переживаемым встает нечто большее. На это наталкивают весь ход развития мысли-переживания и конечно же заключительная строфа, а также особо выделенная последняя строка стихотворения:

7 стр., 3098 слов

Музыка Отечественной войны 1812 года

... в России», опубликованной в № 2 журнала «Старинная музыка» за 2002 год. Музыка Отечественной войны 1812 года – это, главным образом, военные песни и марши (победные – на взятие городов и траурные – на ... каталог – первая попытка собрать воедино сведения о музыкальных произведениях, изданных в годы Отечественной войны и хранящихся ныне в фондах различных библиотек и хранилищ Москвы (РГБ, МГК, ...

Прошли года. Деревья умерщвленные

С нежданной силой ожили опять,

Живые ветки вы дали, зеленые…

Прошла война. А ты все плачешь, мать.

На протяжении всего стихотворения развертываются непростые ассоциативные связи социально-исторических и природных явлений. За погибшими деревьями видятся иные жертвы — военные, и не только…

Они, деревья, не просто вымерзли: их «пожгло и уничтожило» (второе слово появилось только в издании 1954 года), их — а ведь они «избранные, лучшие» — постиг «гибельный удар», деревья были «умерщвлены», и это было «перед войной», о чем говорится в начале стихотворения, и это — «знак беды». Трагические ассоциации и контраст сфокусированы в последней строфе, где противопоставлен вечное обновление природы и невосстановимость людских потерь — все, чего лишилась родина-мать.

Творчество Твардовского первых послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью». Подвиг народа, простого солдата раскрывается с особым драматизмом и силой личностного сопереживания, ощущения себя на месте каждого из павших.

«Стихи эти, — отмечал сам автор, — продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, — так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

Эти слова сказаны Твардовским по поводу стихотворения «Я убит подо Ржевом» (1945-1946), написанного от первого лица:

Развитие мотивов в стихотворениях Бориса Слуцкого

Одно из самых известных стихотворений Бориса Слуцкого, «Я убит подо Ржевом», представляет собой условную форму — монолог павшего воина. Поэт выбрал эту форму потому, что она наиболее соответствует его идее о единстве живых и павших «ради жизни на земле».

Стихотворение описывает горькое и жестокое воспоминание о солдате, павшем на поле брани под Ржевом. Он не слышал разрыва и не видел вспышки, в которой погиб. Он словно упал в пропасть без дна и покрышки.

Несмотря на трагичность событий, в стихотворении присутствует обновленное чувство безграничной любви к жизни. Погибший солдат завещает живым быть счастливыми в этой жизни.

Эти мотивы развиваются далее в других стихотворениях Бориса Слуцкого. В «В тот день, когда окончилась война» (1948) поэт описывает радость и освобождение, которые пришли с окончанием войны. В «Сыну погибшего воина» (1949-1951) он обращается к сыну павшего солдата, передавая ему наследие и память о героическом поступке отца.

Особое место занимает цикл стихотворений «Их памяти» (1949-1951), который одновременно трагичен и жизнеутверждающ. В этих стихах поэт воспевает память о погибших, призывая не забывать их подвиги и жертвы, а также продолжать строить мир и жить ради жизни на земле.