Тема России в творчестве Есенина (в лирике, поэзии)

Сочинение
  • Есенин
  • Тема России в творчестве Есенина

Невозможно представить произведения Сергея Александровича Есенина без обращения к родине. С раннего детства у поэта возникло теплое и нежное чувство к России. В стихах его понимается, как сильна любовь Есенина к дорогим краям.

Воспевать родину поэт стал с душой, потому его так и уважают, и обожают как талантливого творца. Истинным цветом родных мест у Есенина отмечен был голубой цвет. Именно он считается пленительным и обворожительным. И такое притягательное чувство живет в сердце Есенина, обращенное к родине.

Чувствуется в стихах поэта радостное и ласковое отношение к России:» Гой ты, Русь, моя родная». Все творчество Сергея Александровича посвящено родине.

Поэт не мог прожить без нее, даже когда его разлучили с дорогими сердцу местами. Не вынесла душа Есенина отрыв от России. Он не способен жить без природы родной, без самой России. Нет, судьба без родины для Есенина ужасна. Нельзя разлучать человека, искренне любящего Отечество, с образом обожания.

Есенин остро чувствовал перемены России, все тревожные мысли по этому поводу отразились в его произведениях. Сергей Александрович считал, что революция может привести Россию к счастливому будущему, однако когда агитационные действия пошли, писатель осознал ошибочность своих мыслей.

В творчестве своём Есенин всегда обожествлял Россию. Без нее немыслима жизнь поэта. Такая любовь должна быть у каждого настоящего патриота своей родины!

Сам Сергей Александрович сказал однажды: «Моя лирика жива одной любовью», и любовь как раз к обожаемой родине! Поэту не нужна была слава, деньги, известность. Всё это он готов был отдать ради того, чтобы находиться рядом с русской природой.

Вместе с описанием России Есенин отражал и судьбу нашего народа, который переживал грядущие с революцией перемены так же тяжело, как и юный поэт. И краски возрождающийся России наполнены яркостью, уверенностью в следующем дне. Есенин всегда верил всем сердцем в родину! Он знал, что именно природа Руси внутренне одухотворяет, позволяет справиться с нависшими трудностями. Потому всегда за Россию Есенин стоял горой! Его любовь к Отечеству просто неоценима! А вклад в литературу бесценен!

Сочинение Россия в лирике Есенина

«Гой ты Русь моя родная, Хаты, в ризах образа Не видать конца и края, Только синь сосет глаза»

Известные строки Есенина во многом отражают то глубокое понимание и привязанность к родине, которыми обладал поэт. В его стихах Русь предстает всегда глубокой, просторной и чистой. Хотя автор не питает к ней иллюзий, но даже какие-то мрачные стороны бытия (к которым был порой и сам склонен: алкоголизм, дебоши) описывает, исходя из глубокой понимания русской души. К образу родины он обращается с любовью и состраданием, такое отношение буквально сочиться из его стихов, и не каждый человек так любит своих близких как Есенин был привязан к родине.

21 стр., 10116 слов

Россия моя родина

... сочинение Россия моя родина | Май 2016 Сочинение на тему «Моя родина» Я думаю, Родина – одна из самых больших ценностей в нашей жизни. Мы не выбираем, в какой стране ... Наша страна самая многонациональная и сейчас все нации живут в мире и ... в развитие и процветание России. Многие поэты воспевали нашу Родину, природу России и замечательный народ, здесь живущий. Любой человек, однажды побывавший в России, ...

Конечно, кто-то может сказать: «этот образ идеализирован поэтом» или «он просто чувственная и сентиментальная натура и поэтому писал именно так». Действительно в лирике Есенина много чувственности, но для того чтобы чувствовать так, для того чтобы выражать свое отношение к родине такими словами, нужно многое понять. И Есенин понял, за свой короткий век понял о Родине то, чего многие не поймут и за столетия.

«Балаганы, пни и колья, Карусельный пересвист. От вихместого приволья Гнутся травы, мнется лист…»

Обращение к природе, к образам природы является другой характерной чертой поэзии о родине. Через природу выражается суть родной земли, эти образы также связываются с православной кротостью, верой. Интересной деталью практически всегда являются какие-то необычные слова и словоформы, которые поэт будто достает из какой-то ему только ведомой сокровищницы русской словесности.

Такое сочетание (образы природы и уникальные словоформы) делает многие его стихи похожими на своеобразные заклинания, тайные гимны родной земле, а сам Есенин становится чем-то наподобие шамана, который в собственно неудержимой пляски кабацких разгулов взывает к архетипам родины. Перемешивает эти архетипы в собственной палитре, создавая из простых, казалось бы, элементов невероятную красоту. Он как бы говорит людям: «посмотрите, красота всегда рядом, красота вашей родной земли».

Исторические события тоже имеют отзвук в его лирике. «Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь.» — пишет автор, рассказывая о собственной рефлексии революционных событий, в которых, вероятнее всего, он не увидел какой-то новой свободы, а по большей части новый морок для народа, который в него с удовольствием погрузился.

Однако он всегда трезво понимал простых людей и власть, и собственное положение. До поры до времени он был угоден власти и с ним ничего не могли сделать. В своем стихотворении Метель 1924 года поэт пишет:

«И первого Меня повесить нужно, Скрестив мне руки за спиной, За то, что песней Хриплой и недужной Мешал я спать Стране родной.»

Спустя год его пророчество сбывается. Бренное тело обнаружено при загадочных обстоятельствах, а стихи о родине продолжают звенеть в вечности.

LiveInternetLiveInternet

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН, 1918 РЕВОЛЮЦИЯ в ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА О С. Есенине Блок писал: «Сергей Есенин появился в русской литературе внезапно, как появляются кометы в небе». И действительно, этот тончайший лирик, певец русской природы быстро и легко занял особое место в литературе, многие его произведения были положены на музыку и стали песнями. Русская земля предстает перед поэтом как печальный «покойный уголок», «родина кроткая», «сторона ковыльной пущи». Весь мир для него окрашен в светлые, радужные тона. Русский пахарь, русский крестьянин, еще совсем недавно такой земной и мир­ный, превращается в отважного, гордого духом богатыря — великана Отчаря, который держит на своих плечах «нецелованный мир». Есенинский мужик — Отчарь наде­лен «силой Аники», его «могутные плечи — что гранит-гора», он «несказанен и мудр», в речах его «синь и песня». Есть в этом образе что-то от легендарных богатырских фигур русского былинного эпоса. Отчарь заставляет вспомнить прежде всего былинный образ богатыря-пахаря Микулы Селяниновича, которому была подвластна великая «тяга земли», который играючи распахивал «чис­тое поле» своей чудо-сохой. «Отчарь» — один из первых поэтических откликов Есенина на события Февральской революции 1917 года.

5 стр., 2373 слов

Есенин великий национальный русский поэт

... мышления поэта имеют те условия, в которых формировалась его творческая личность. Биография Есенина Есенин Сергей Александрович – замечательный русский поэт-лирик. ... …» В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая ... раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на ...

Это стихотворение было написано Есениным летом 1917 года во время пребывания в родном селе. В сентябре «Отчарь» печатает одна из петроградских газет. В этом стихотворении, так же как в написанных не­сколько ранее, в Петрограде, «Певущем зове» и «Окто­ихе», тема революционного обновления страны раскры­вается в образах, носящих чаще всего космический, пла­нетарный характер. Отсюда пророческий смысл этих стихотворений, их ораторски-полемическая ритмическая структура. Радуйтесь! Земля предстала Новой купели! Догорели Синие метели, И земля потеряла Жало. В мужичьих яслях Родилось пламя К миру всего мира! Так начинает Есенин свой «Певущий зов». В «Октоихе» этот стык «земного» с космическим получает свое дальнейшее развитие: Плечьми трясем мы небо, Руками зыбим мрак И в тощий колос хлеба Вдыхаем звездный злак. О Русь, о степь и ветры, И ты, мой отчий дом! В «Октоихе», так же как в «Певущем зове» и «Отчаре», мифологические образы и библейские легенды на­полняются новым, революционно-бунтарским содержа­нием. Они очень своеобразно переосмысливаются поэтом и трансформируются в стихах в картины «мужицкого рая» па земле. Гражданский пафос этих стихотворений находит свое образное выражение в романтической мечте поэта о гармонии мира, обновленного революционной бурей: «Не губить пришли мы в мире, а любить и верить!».

Стремление к равенству, братству людей — главное для поэта. И еще: уже февральские события порождают совер­шенно иной социальный настрой в лирических стихах Есенина. Он радостно приветствует приход нового дня свободы. Это свое душевное состояние он с огромной поэтической силой выражает в прекрасном стихотворе­нии «Разбуди меня завтра рано…». С. Толстая-Есенина рассказывает, что «по словам Есенина, это стихотворение явилось первым его откликом на Февральскую револю­цию». С революционным обновлением России связывает Есенин теперь и свою дальнейшую поэтическую судьбу. Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт.

1 стр., 414 слов

Есенин — поэт серебряного века

... потом пропахшая выть! // Как мне тебя не ласкать, не любить?». С.А. Есенин — поэт XX века. Революционные события нашли той эпохи нашли отражение в творчестве Сергея Александровича. Например, стихотворения ... поэмы «Преображение» и смелая «Страна негодяев». О своём отношении к революции поэт пишет так: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с ...

Ощущение того, что теперь и он — сын крестьянской Руси — призван стать выразителем дум, чаяний и стрем­лений восставшего народа, с огромным пафосом пере­дает Есенин в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…». В своем поэтическом манифесте Есенин выдвигает благородную, демократическую идею: показать во всей красоте и силе революционную Русь. Поэт стремится расширить художественный горизонт, углубить социальную проблематику своих произведений. Следует особо выделить «маленькую поэму» Есенина «То­варищ», написанную им по горячим следам февральских событий в Петрограде.

Есенин был одним из тех русских писателей, которые с первых дней Октября открыто встали на сторону вос­ставшего народа. «В годы революции,— писал Есенин,— был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Все, что свершалось в России в годы Октября, было необычно, неповторимо, ни с чем не сравнимо. «Сегодня пересматривается миров основа»,— утверж­дал Владимир Маяковский. «Революционный держите шаг!»—призывал сынов восставшей России Александр Блок. Великие перемены в жизни России предчувствовал и Сергей Есенин:

Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли. Мы радугу тебе — дугой, Полярный круг — на сбрую. О, вывези наш шар земной На колею иную. Все больше Есенина захватывает «вихревое» начало, вселенский, космический размах событий. Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, подчеркивал: «Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, толь­ко потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем…». Однако осмыслить глубоко, сознательно все зна­чение исторических и социальных перемен в жизни на­рода, особенно русской деревни, связанных с борьбой за торжество идей Великого Октября, он, естественно, смог далеко не сразу. Поэт поначалу односторонне воспринимает период военного коммунизма, ему трудно еще понять, что проти­воречия этого времени будут быстро преодолеваться раз­витием самой новой действительности. Именно в этот сложный период классовых битв, требовавших от художника особенно четкой и ясной идейной позиции, и проявился наиболее ощутимо «крестьянский уклон» Есенина. Не следует думать, что этот «уклон» — следствие только субъективных сторон мировоззрения и творчества поэта. На самом деле никакого «крестьянского уклона» не было. В произведениях Есенина прежде всего отражены те конкретные, объективные противоречия, ко­торые были характерны для русского общества в пе­риод пролетарской революции, что собственно и не понравилось идеологам «железной дисциплины», в этом был главный конфликт поэта и «революции». Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли.

29 стр., 14492 слов

Реферат мой любимый писатель есенин

... Русские советские писатели. Поэты». Восьмой том был полностью посвящен Сергею Александровичу Есенину. Это издание ... что пытается подражать любимому герою. В 1912 году Есенин вместе с типографскими ... молвы и односторонних суждений о Есенине, тем полнее и ярче выступает перед ... на собранные среди рабочих деньги, написал антивоенную поэму «Галки». Эта поэма была конфискована полицией. Первые стихи С. Есенина ...

«Мне очень грустно сейчас,— пишет Есенин в 1920 го­ду,— что история переживает тяжелую эпоху умерщвле­ния личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал…» Рухнули утопические мечты поэта о социализме как «мужицком рае» на земле, еще недавно столь вдохновенно воспетые им в «Инонии». Особенно тяжело, временами трагически, в 1919—1921 годах переживает поэт революционную ломку ста­рых, патриархальных устоев русской деревни. Глубокий внутренний смысл имеет в «Сорокоусте» рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребен­ка. Именно в этой сцене поэма достигает своего кульми­национного звучания:

Вспомним одно из самых проникновенных и человечных лириче­ских стихотворений — «Не жалею, не зову, не плачу…», написанное им в 1921 году. Как философски мудры в ном раздумья Есенина о днях быстротекущей жизни, с ка­кой художественной силой выражена в нем любовь к лю­дям, ко всему живому на земле!

Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.

35 стр., 17136 слов

По литературе » Методика преподавания творчества Сергея ...

... веселой,, Вцепивши руки в желтый крутосклон Совсем иной встречается нам Россия в работах Есенина в послереволюционное время. Сам автор писал: «Революцию я принял, но с крестьянским ... большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками — «изумительными ...

Когда вчитываешься в позднего Есенина, поражаешься тому, что, оказывается, почти все, о чем мы только сейчас заговорили вслух после семидесятилетней безгласности,— почти все это уже было сказано и предвидено гениальным поэтом. С потрясающей силой запечатлел Есенин то «новое», что насильственно внедря­лось заезжими эмиссарами в быт деревни, взрывало его изнутри и привело теперь к всем известному состоянию.

«Был в деревне. Все рушится… Надо самому быть оттуда, чтобы понять… Конец всему» — таковы были впечатления Есе­нина тех лет. Они дополняются воспоминаниями сестры поэта Александры Есениной: «Помню наступивший голод. Страшное время. Хлеб пекли с мякиной, лузгой, щавелем, крапивой, лебе­дой. Не было соли, спичек, мыла, а об остальном уж и думать не приходилось… К власти наряду с честными людьми пролезли «лабути», имеющие длинные руки. Жилось этим людям совсем неплохо…»

1 июня 1924 г. Есенин пишет «Возвращение на родину». Образ запустения, но уже не чеховско-бунинского, в котором была поэзия, а какого-то надрывного, беспросветного, пред­вещающего «конец всему», встречает нас в самом начале этой маленькой поэмы. «Колокольня без креста», кресты кладбища, кресты, которые — образ гражданской войны! — «как будто в рукопашной мертвецы, за­стыли с распростертыми руками». Убогий быт разоренной года­ми -междоусобного раздора — деревни, «календарный Ленин» вместо выброшенных сестрами комсомолками икон, «Капитал» вместо Библии… Внук, не узнавший деда, еще один образ сим­вол — эпохи, еще одно страшное прозрение будущего. Как это контрастирует с пушкинским: «внук… обо мне вспомянет»!.. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении тех же дней «Русь советская»: Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. И далее звучат чисто пушкинские мотивы утверждения сво­боды творчества, независимости поэта,— разумеется, звучат по-есенински обостренно — лично: Приемлю все, Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам. Многое из того, что произошло в стране, предугадал Есенин. в своей лирике лета 1924 г. и в поэме «Анна Снегина», задуман­ной тогда же. Поэма тесно связана со всей лирикой Есенина, она вобрала в себя многие ее мотивы и образы, Если же говорить о традици­ях, то в год окончания работы над поэмой — 1925-й — Есенин писал: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину». И пушкинская традиция, конечно же, при­сутствует в поэме. Плодотворнее, думается, говорить о пушкинском начале в широком смысле, на что, кстати, ссылал­ся и сам Есенин в приведенном высказывании. Прежде всего это — народность. Есенин, пройдя через искушение изысканной метафорой, пришел к такому пони­манию искусства, которое определяется верностью художника «простоте, добру, правде». Эти ориентиры выразились в языке поэмы, точнее — во всем бо­гатстве разговорной народной речи, что бросается в глаза с пер­вых строк. В поэме Есенина персонажи «самовоспроизводятся» через речь и оттого сразу приобретают пластически зримые чер­ты живою лица. Речь каждого настолько индивидуальна, что нам хорошо помнятся и возница, и мельник, и старуха, и Анна, и даже ее мать, которая произносит всего одну фразу, но опреде­ляется в ней, и Прон, и Лабутя, и, конечно же, сам главный ге­рой. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, это, конечно же, печальная закономер­ность, трагедия многих русских людей того времени. Разлука с Анной Снегиной в лирическом контексте поэмы — это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но — и это главное и поэме — все че­ловечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда — как память, как «живая жизнь», как свет да­лекой звезды, указывающей путь в ночи:

21 стр., 10181 слов

Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина

... Сказанным выше определяется актуальность нашей работы. Целью нашей работы является выявление особенностей изучения лирики в старших классах на материале поэзии С. А. Есенина. Постановка цели предусматривает решение ... и 9 классах, рассматривая творчество поэта с практически одного ракурса (тема русской природы, тема родины). Даже прочтение отрывков из драматической поэмы «Пугачев» (8 класс) так ...

Далекие, милые были!… Тот образ во мне не угас Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. Этот эпилог был очень важен для Есенина — поэта и челове­ка: ведь это все помогало ему жить, бороться в себе со своим «черным человеком», а также выдерживать нечеловеческую борь­бу с ненавистниками России и русского поэта. Тема родины и тема времени в поэме тесно связаны. В узко-хронологическом смысле эпическая основа поэмы такова: основная часть это рязанская земля 1917 г. в пятой главе — эскизный набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси периода страшных потрясений, свидетелем которых становится поэт и герой «Анны Снегиной» (дей­ствие в поэме кончается 1923 г.).

Разумеется, за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа, но все это, повторяю, дано эскизно, хотя и с довольно характер­ными поэтическими картинками. После строк о времени революции, когда «чумазый сброд! Играл по дворам на роялях! Коровам тамбовский фокст­рот», следуют стихи иной тональности: Шли годы Размашисто, пылко… Удел хлебороба гас. Есенин как бы провидел то время, когда удел хлебороба выльется в трагедию 1929-1933 гг. Саркастически звучат в поэме слова, ко­торыми представители разных интеллектуальных слоев именова­ли крестьянина: Фефела! Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, За пару измызганных «катек» Он даст себя выдрать кнутом. Сам Есенин не идеализирует русское крестьянство; он видит ею неоднородность, видит в нем и мельника с его старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжи­мающего от прибыли руки… При этом нельзя забывать, что положительные начала, своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. Судьба эта печальна, как явствует из слов ста­рухи мельничихи: У нас здесь теперь неспокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны — Дерутся селом на село. Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, подлинной трагедии, от кото­рой и впрямь, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея»… Перекличка с этим возникает и в конце поэмы в письме мель­ника: Расея… Дуровая зыкь она. Хошь верь, хошь не верь ушам — Однажды отряд Деникина Нагрянул на криушан. Вот тут и пошла потеха-.. С потехи такой—околеть- Со скрежетом и со смехом Гульнула казацкая плеть… Такая «потеха» никому не на пользу, разве что Лабуте, тре­бующему для себя «красный орден»… Осуждение войны — империалистической и братоубийствен­ной — одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Снегиной. Причем порой голос персо­нажа сливается с голосом автора, как, например, в словах пись­ма мельника однажды поэт говорит прямо от себя: И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судорогу щек… Потрясающая душу человечность русской классической литературы, ее «лелеющая душу гуманность» живет в поэме Есенина. В январе 1925 г., находясь на Кавказе, Есенин закончил свою последнюю и главную поэму. Широта исторического пространства поэмы, обретаемая героем в конце ее открытость жиз­ненным впечатлениям, лучшим движениям души прямо соответ­ствуют народным идеалам, выразителем которых был и остается в своих лучших творениях великий русский поэт С.А.Есенин — «поэтическое сердце России». И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

2 стр., 739 слов

Поэма Есенина Анна Снегина

... “легкой жизни”. По-разному воспринимают ломку старой жизни и другие герои поэмы. Анна Снегина, когда-то мечтавшая с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни. “Когда-то ... душу, а возврата к старому нет, время не может бежать вспять. Эта поэма Есенина поражает глубиной содержания при внешней простоте повествования. Она подтверждает гениальность и мастерство ...

источник

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tema-rossii-v-lirike-esenina/