«Мастерская «Слово» / -повествование по данному началу/ 7 класс

Сочинение

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

1.

Организационный момент. Стадия вызова.

Сообщение темы урока, цели, задач урока

Восприятие разъяснений учителя

5 мин.

2.

Собирание мате-риала к сочинению. Стадия погружения.

Работа с афоризмами, словами, словосочетаниями, демонстрация слайдов

Пишут, читают, комментируют

15 мин

3.

Закрепление полу-ченных знаний: написание сочинений

Работа с предложениями (выбрать предложение, найти в нем проблему)

Пишут сочине-ние по данному началу

15 мин

4.

Презентация творческих работ

демонстрация слайдов

Читают свои сочинения

10 мин

5.

Стадия рефлексии

Обобщение и анализ проделанной работы в форме «неоконченное предложение»

Пишут, читают

5 мин

Ход урока.

I .Стадия вызова. На данном этапе важно пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу и помочь учащимся самим определить тему урока.

1.Читаю афоризм (слайд 1)

  • Древнегреческий мыслитель Горгий говорил: «… видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость».
  • Как вы думаете, о чем говорит древнегреческий мыслитель в своем высказывании?

Скажите, ребята, как слово может вызвать радость, отвратить печаль?, Тема нашего урока «Мастерская «Слово». Запишите тему урока в своих рабочих листах

  • Как вы знаете, в любой мастерской что-то изготавливают, и мы сегодня в своей мастерской напишем небольшие сочинения.

В нашей мастерской есть правила:

1) делайте так, как считаете нужным;

2) мы не торопимся отвечать на вопросы, потому что мы думаем;

3) слушайте всё, что говорят товарищи при ответе на вопросы задания;

4) все способны писать!

Каждое правило напечатано на отдельном листе и крепится на магнитную доску, т.к. в течение урока учитель будет обращать внимание детей к этим правилам.

Цель урока: я сегодня предлагаю поработать со словом, думать над значением слова, вслушиваться в слова и попробуем написать свои тексты.

II .Стадия погружения.

Скажите, а какую роль играет слово в нашей речи?

Не случайно многие великие люди задумывались над ролью и значением слова в нашей речи. Посмотрите: перед вами лежат высказывания мудрых людей (желтые листы, см. приложение 2).

Прочитайте их, найдите афоризм (меткое выражение), который вам понравился. Зачитайте его. Как вы его поняли? Прокомментируйте. Слушаем высказывания детей.

Итак, приступим к работе со словом.

  • Посмотрите в окно, если окно далеко, то мысленно представьте то, что вы увидели бы в нем. Запишите это словами в свои рабочие листы. Читаем вслух.

  • Запишите самое нежное слово. Читаем вслух.

  • А какое слово для вас самое трудное? Читаем вслух.

  • Запишите самое радостное для вас слово. Читаем вслух.

  • Самое ранящее вас слово, то, которое причиняет вам боль? Читаем

вслух.

Учитель замечает, что дети думают, прежде чем записать слово, оказывается не так-то просто подобрать нужное слово.

Итак, мы увидели, какую силу имеет слово. Но слово в речи не живет само по себе, с каждым словом связаны определенные образы. (слайд 3).

Я предлагаю вам выполнить задание, в котором нужно найти соответствие понятия и образа на основе сходства по смыслу (работают самостоятельно в рабочих листах). Читаем вслух, сверяемся с ответами на слайде и комментируем свои ответы.

А теперь усложним нашу задачу и попробуем сами подобрать ассоциации к словам (слайд 4).

У вас на рабочем листе есть слова, выберите понравившееся вам слово и запишите к нему несколько ассоциаций. Например, слово ВЕЧЕР, какая картинка у вас возникает, когда вы произносите это слово? Озвучиваем . Дети обычно говорят: звезды, ночь, домашнее задание и т.д. Возьмите любое слово, которое имеется в рабочих листах, и проделайте аналогичную работу (работают самостоятельно в рабочих листах). Читаем вслух.

III . Закрепление полученных знаний. Написание сочинений.

Мы с вами увидели и услышали, что каждое слово наполнено определенным смыслом, а наиболее яркие смысловые оттенки слова проявляются в тексте. Давайте попробуем убедиться в этом. У вас на столе лежит карточка зеленого цвета (см. приложение 3), на ней написано 3 предложения. Выберите то, которое вам понравилось, показалось интересным. Прочитайте и скажите, скрыта ли в этом предложении какая-нибудь проблема? Прокомментируйте .

Я предлагаю вам написать текст, который бы начинался с того предложения, которое вы выбрали. Текст ваш может быть небольшим 10-15 предложений (т.е. вы должны развить мысль первого предложения, которое вы выбрали, и написать сочинение-повествование).

В свой текст вы можете включить слова, которые имеются в нашей копилке, т.е. в рабочих листах.

Пишут .

IV .Презентация творческих работ.

Перед классом стоит стул – авторское кресло.

«Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами».

  • Я это предложение взяла из рассказа Л.Н. Толстого «После бала» (слайд 5).

    Послушайте, какой текст с этим предложением создал классик:

«Был третий час. Надо было пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы.

  • Так после ужина кадриль моя? – сказал я ей, отводя ее к ее месту.
  • Разумеется, если меня не увезут, — сказала она, улыбаясь.
  • Я не дам, — сказал я.
  • Дайте же веер, — попросила она.
  • Жалко отдавать, — сказал я, подавая ей белый дешевенький веер».

«Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения».

А у И.С. Тургенева, художника слова, этот фрагмент текста из повести «Ася» звучит так (слайд 6):

« Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения. Однажды вечером, подходя к винограднику, где жили Гагины, я нашел калитку запертою. Не долго думавши добрался я до одного обрушенного места в ограде, уже прежде замеченного мною, и перескочил через нее. Недалеко от этого места, в стороне от дорожки, находилась небольшая беседка из акаций; я поравнялся с нею и уже было прошел мимо…»

Когда на другой день утром я стал подходить к знакомому домику, меня поразило одно обстоятельство

Это предложение я взяла тоже из повести И.С. Тургенева «Ася», прослушайте текст и вы узнаете, какую проблему спрятал писатель в этом предложении:

«Когда на другой день утром я стал подходить к знакомому домику, меня поразило одно обстоятельство: все окна в нем были растворены и дверь тоже была раскрыта; какие-то бумажки валялись перед порогом; служанка с метлой показалась за дверью.

Я приблизился к ней…

  • Уехали! – брякнула она, прежде чем я успел спросить ее: дома ли Гагин?
  • Уехали?..

– повторил я. – Как уехали? Куда?»

-Сегодня вы услышали фрагменты из произведений Л.Н. Толстого «После бала» и И.С. Тургенева «Ася». В качестве домашнего задания я предлагаю вам прочитать эти произведения. И вы увидите, как мастерски используют писатели в своих произведениях слова, почувствуете их удивительную глубину и силу, откроете для себя целую панораму лексических средств выразительности речи.

У вас на столе остались карточки розового цвета

Работа нашей мастерской «Слово» подошла к концу: мы написали сочинения, прочитали их одноклассникам, получили заслуженные аплодисменты и оценки, но никогда не забывайте восточную мудрость: «Все наши дела, мысли и слова следуют за нами – творите же добро!»

Домашнее задание. (слайд 7)

Прочитайте рассказы

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/povestvovanie-v-klasse-po-russkomu-yazyiku/

  • А.П. Кондрашов, И.И. Комарова «Великие мысли великих людей»

  • Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

  • И.С. Тургенев. Повесть «Ася»