Какие уроки получил главный герой повести Толстого «Детство»?

Сочинение
  • Толстой Лев
  • Анализ произведения Детство

Произведение появляется из-под пера писателя в период его пребывания совместно с братом на Кавказе, при этом на его написание уходит более одного года.

Жанровая направленность

Повесть является составной частью толстовской трилогии, представляя собой ее начало.

Суть повести, Главным героем

Также героями повести являются родители Николеньки, мама и папа, рассудительные и порядочные люди, Наталья Савишна, представленная в образе экономки, альтруистичной женщины, посвящающей свою собственную жизнь ради семьи Иртеньевых, а также преподаватель мальчика Карл Иванович, изображенный в качестве доброго и заботливого человека, желающего для подопечного всего самого лучшего.

Следует отметить, особое значение образа матери Николеньки, под влиянием которой мальчик становится чутким, сострадательным и отзывчивым человеком. При этом отец мальчика изображается в образе строгого мужчины, сохраняющего свой авторитет перед сыном, но остающимся для Николеньки также любимым, как и мать.

Основной тематикой

Повествовательный сюжет затрагивает авторские размышления об актуальных и в настоящее время проблемах, заключающихся в потери близких людей, в дурном влиянии, неосторожности и неосмотрительности взрослых, а также в выборе жизненного пути.

Главной мыслью, Отличительной особенностью, Смысловая нагрузка

Анализ повести Толстого Л.Н. «Детство»

Лев Николаевич Толстой — один из самых популярных русских писателей, который знаменит и за границей. Так же он являлся публицистом, религиозным деятелем, просветителем. Его произведения наполнены глубинным смыслом.

Детство — это самая лучшая пора в жизни человека, то время, которое никогда не забудется, то, которое всегда будет в памяти абсолютно каждого жителя этой огромной планеты.

Основная тема этой повести — тема становления личности. Человек взрослеет, становится полноценным членом общества, учится, познает этот загадочный мир. Толстой показывает весь жизненный путь человека.

Главным героем этой повести является маленький мальчик, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент первой главы Николеньке исполнилось целых десять лет. Именно в таком возрасте детей отправляют учиться в лицеи. Буквально через пару недель ребенок должен был отправиться учиться в учебное заведение, но а пока- у него есть немного времени, чтобы насладиться последними летними деньками, а так же последними моментами своей беззаботной, детской жизни.

8 стр., 3803 слов

Взаимоотношение детей и взрослых в повести Л. Н. Толстого «Детство

... Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего. Сочинение на тему детство толстого детство ... тема детства. Повествование в повести ведется от первого лица, от имени Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. Впервые в русской художественной литературе картины детства даны глазами ребенка. ...

В этой повести показывают смерть, показывают, какого это, потерять близкого человека, который всегда был рядом. Писатель показал, как сыновья умеют тосковать по матерям, как им больно их терять, через что они все проходят.

Так же в этой повести раскрывается тема плохого влияния на человека, у которого еще не сформировано мировоззрение. Люди, которые навязывают свое мнение, плохие привычки, учат плохому — они причина становления «неправильной» личности.

Главной мыслью этого произведения является влияние на человека другого человека, семьи, общества. Каждый маленький, буквально незаметный для первого взгляда поступок может в корне изменить всю жизнь человека, общества.

Эта повесть считается автобиографической, потому что писатель, Лев Николаевич, писал это произведение по мотивам собственного детства.

Это произведение ценит любить и ценить свою семью, уважать своих родных. Учит всегда думать своей головой, никогда не повторять чужих ошибок. Автор учит читателей ответственности, думать только своей головой. Нужно объективно оценивать весь окружающий мир. Показывает, что люди никогда не должны унижаться, стелиться под кого-то, выполнять чьи-то прихоти, только ради того, чтобы понравится кому-то, завоевать чье-то внимание, дружбу.

6, 7 класс

Скачать материал

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 7 класс

Урок 44 Л. Н. ТОЛСТОЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО». ГЛАВА «КЛАССЫ»

02.02.2012 32818 2305

Урок 44 Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «классы»

Цели:

учить анализировать прочитанные главы повести с целью выявления мотивов и причин поступков героев; развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Дети учились дома, с ними занимался

домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самим предметам и тут же спрашивал ответы своих учеников.)

2. Прочитайте описание классной комнаты. Что интересного об обитателях этой комнаты и их занятиях рассказывает интерьер?

Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» («Всеобщей истории путешествий»), в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек (…)

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования; с другой – черная доска, по которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени (…)

18 стр., 8992 слов

Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» (2)

... / / / Образ Карла Ивановича в повести Толстого «Детство» Автобиографичная повесть Льва Николаевича Толстого – произведение, в котором и второстепенные герои играют значительные роли. Одним из таких персонажей является домашний учитель Иртеньевых, Карл Иванович Мауер. ...

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.

(Все в этой комнате говорит о том, что здесь учатся: книги, карты, линейки, стол с табуретками, доска… Но каждый предмет рассказывает и о людях: учителе Карле Ивановиче и его учениках. И оказывается, что почти полтора столетия назад дети также иногда ленились, и, волнуясь или задумавшись о чем-то постороннем, могли изрезать ножиком стол или порвать карту, и не прочь были посмотреть в окошко, мечтая, чтобы побыстрее закончился урок. За проступки ученики наказывались – линейкой или стоянием в углу на коленях, или кружками и крестиками на черной доске.

О Карле Ивановиче тоже рассказано много: о его строгости, аккуратности, стремлении утвердить независимость (собственные вещи) и многое другое.)

3. Беседа по вопросам.

  • Коротко передать содержание главы.
  • Почему Карл Иванович был не в духе? (С.

285. «…теперь дети большие стали, им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?».)

  • Каковы отношения у Карла Ивановича с отцом главного героя? (С. 286. «Я знаю, чьи это шутки… говорить правду…».)
  • Как воспринимает услышанное Николенька? («…Я был расстроен, что решительно ничего не мог делать». От слез и рыданий не смог произнести диалог и был наказан, хотя Карл Иванович понимал несправедливость наказания.)
  • Как характеризуют героя его раздумья о Карле Ивановиче и отце? (С.

286. «Я сочувствовал… между ними согласие».)

III. Изучение новой главы повести – «Наталья Савишна».

1. Чтение учителем главы.

2. Беседа по вопросам.

– За что была наказана и сослана в степную деревню на скотный двор девка Наташка? (За любовь к барскому официанту. Она крепостная, она не имеет права на любовь, на личное счастье. Ее обязанность служить господам и жить для них, только для них.)

  • Почему была возвращена к своим господам? («…никто не мог заменить Наталью…» И если она незаменима, за что же ее наказывать, если она и до наказания отдавала господам душу и сердце?! За то, что она пожелала чуточку личного счастья?! Вернулась Наташка (иначе слуг и не звали) оскорбленная, униженная, опустошенная. Ни о какой любви она уже и не думала. «Возвратившись в затрапезнике (простой крестьянской одежде) из изгнания;
  • она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово».)
  • Почему отказалась от вольной? (С. 289–290. Куда же ей теперь идти? «С тех пор… счастлива ли она? довольна?»)

Задание: «Один раз я на нее рассердился». За что? (С. 291, 5, 6-й абз.)

  • О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 291. «Как! Наталья Савишна… Нет это ужасно!..» …В мальчике живет, пока он и сам этого не осознает, будущий барин. Сословное воспитание дало о себе знать.)

Вывод. Барин и слуга, помещик и крестьянин, крепостник и крепостной… Грань между ними не стирается, как бы ни относились господа к своим слугам. «…какое редкое, чудесное создание была эта старушка», и вдруг «…просто Наталья, говорит мне ты», «…как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление». А для Натальи, состарившейся в доме своих господ, мальчик – «мой батюшка».

15 стр., 7070 слов

Образ Николеньки в повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

... 3) Особенности повествования в повести «Детство». Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни — детских игр, ...

– Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке? (Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке – на крышке наклеен рисунок Володи – брата Николеньки – доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское курение, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.)

IV. Подведение итогов урока.

  • Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным?
  • Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение?

Домашнее задание:

дочитать повесть.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.

На странице приведен только фрагмент материала.

Непонятная, но милая дичь

Рукопись «Детства» Толстой отправил Некрасову, в самый влиятельный литературный журнал того времени «Современник». Редактором было изменено название: повесть вышла под заголовком «История моего детства». Это взбесило Толстого. В письме Некрасову он пишет: «История МОЕГО детства никому не будет интересна!» и делает несколько дерзких замечаний. Впрочем, это письмо он отправил не Некрасову, а брату, чтобы показать, как он может говорить со знаменитым поэтом.

В последующие годы Толстой напишет продолжение «Детства» — повести «Отрочество» и «Юность», попадёт на бастионы Севастополя во время осады, будет рисковать жизнью, создаст прославившие его «Севастопольские рассказы», вернётся в Москву звездой первой величины, но вскоре скроется в своём имении, чтобы создать романы, ставшие мировой классикой. И всё же, повесть «Детство» остаётся первым, а значит, и одним из самых главных творений русского классика.

К кавказскому периоду своей жизни Толстой будет неоднократно возвращаться в литературных произведениях. О своих дневниках того времени он напишет: «…разбирал свои старые тетради, непонятная, но милая дичь…». Есть, правда, и другое его высказывание о них в письме к А. А. Толстой от 3 мая 1859 г.: «На Кавказе я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать».

Цыгане, карты и правила жизни

Дневник Толстой начинает вести в 1847 году, в возрасте 19 лет. На тот момент молодой граф уже стал собственником усадьбы Ясная поляна после раздела имущества рано умершего отца. Он с венерическим заболеванием лежит в больнице и размышляет о жизни. Первая запись в тетради гласит: «…я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимают за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души…»

Толстой решает круто изменить свою жизнь и устанавливает для себя несколько десятков «правил жизни», которые были строго систематизированы и которые ни в коем случае нельзя было нарушать. Среди них есть и очень дельные, такие, например, как правило № 9: «Занимайся более сам с собою, чем мнением других». Есть наивные, как, например, в разделе «Правила для подчинения воле чувства любви» («Отдаляйся от женщин») или из раздела «Правила для подчинения воле чувства корыстолюбия»: «Живи всегда хуже, чем ты бы мог жить».

9 стр., 4140 слов

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»

... жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» ...

После установления «Правил жизни» Толстой выходит из больницы и… продолжает жить прежней жизнью: карты, цыгане, долги, безделье. Вскоре ему приходится уехать на Кавказ, и это был не столько поступок патриота, сколько желание убежать от светской жизни и долгов: у него нет денег даже на то, чтобы заплатить портному за военную форму.

Лев Толстой в юности, зрелости, старости. Фото: Public Domain

Однако и на Кавказе жизнь молодого графа остаётся прежней. Дневник с 47 по 54 год — смесь самобичевания, отчаянья, наивных, противоречивых философских выкладок, отчётов о выполнении (а чаще — о невыполнении) всё новых и новых «правил жизни»: «…Имел женщин, оказался слаб во многих случаях — в простых отношениях с людьми, в опасности, в карточной игре, и всё так же одержим ложным стыдом. Много врал…»; «…Проиграл сверх того, что было в кармане <…> Ленился очень много; и теперь не могу собрать мыслей и пишу, а писать не хочется…»; «…Влюбился или вообразил себе, что влюбился, был на вечеринке и сбился с толку. Купил лошадь, которой вовсе не нужно…»; «…Живу совершенно скотски; хотя и не совсем беспутно, занятия свои почти все оставил и духом очень упал…»; «…Приехал я в Москву с тремя целями. 1) Играть. 2) Жениться. 3) Получить место. Первое скверно и низко <�…> Второе, благодаря умным советам брата Николеньки, оставил до тех пор, пока принудит к тому или любовь, или рассудок, или даже судьба, которой нельзя во всем противудействовать…»; «…ездил на охоту, волочился за казачками, пил, немного писал и переводил <�…> С ноября месяца я лечился, сидел целых два месяца, то есть до нового года, дома; это время я провел хотя и скучно, но спокойно и полезно — написал всю первую часть [«Детства» – прим. ред.]».

Основные герои повести

Главные герои произведения:

  • Алексей Пешков – главный герой произведения, от его имени ведется повествование. Алексей имеет хорошие физические и умственные данные. Жизнь в доме деда кажется ему невыносимой, он видит всю ненависть и жестокость обитателей дома, из-за чего его сердце становится очень чутким и ранимым к своей и чужой боли.
  • Дед Василий Васильевич Каширин – старичок небольшого роста с рыжей бородой, его возраст примерно 80 лет, он работал цеховым старшиной, в молодости был бурлаком. Он был своенравным человеком, умным, упрямым, суровым. Алексей считал его злым и злопамятным, в повести он показан как человек состоятельный, однако в конце повести он разоряется.
  • Бабушка Акулина Ивановна – ей примерно за 60 лет, ее лицо было добрым, у нее были темные глаза и темные волосы. Он добродушная, трудолюбивая и верующая женщина, происходит от крестьян, не обучена грамоте. С детства она зарабатывала тем, что плела кружево. С Алексеем у нее сложились теплые отношения.
  • Мать Варвара – молодая женщина с серыми глазами, светлыми волосы, она была достаточно крупной, с сильными руками. По характеру Варвара была неразговорчивой и строгой, гордой, спокойной, была обучена грамоте. Она тяжело переносит смерть мужа. В доме деда ей жить очень тяжко. Вскоре она выходит замуж за дворянина Евгения Максимова. Он приносит ей много горя: проигрывает все деньги в карты, избивает ее. От второго брака у нее рождается два сына, которые впоследствии умирают. Сама Варвара тоже умирает от чахотки на глазах у Алексея.
  • Отец Максим Пешков – добрый, честный человек, был умен и силен, хорошо пел и танцевал, никогда не обижал сына. Дядья Алексея и дед не любили его, но бабушка, Григорий и нянька Евгения отзывались о нем очень хорошо.
  • Михаил – старший из братьев, злой, глупый и завистливый человек, он женат, у него двое детей мальчик Саша и девочка Катерина, жену он периодически бьет.
  • Яков — младший из двух братьев, постоянно дерется со своим братом из-за наследства деда, однажды он забил на смерть свою жену, по характеру Яков глупый, злой, завистливый и ленивый человек, братья виновны в смерти Ивана Цыганка. От покойной жены у Якова есть сын Саша.
  • Евгений Максимов – «вотчим» Алексея, проигрывает последние деньги в карты, грубо обращается со своей женой Варварой, Алексей был свидетелем случая, когда Максимов ударил его мать ногой в грудь.
  • Иван Цыганок — парень 19 лет, приемный сын в семье Кашириных, он служит подмастерьем в их мастерской. Он ловкий, веселый, простой, но немного жуликоват. Он хороший работник, поэтому дед и дядья ценят его и редко с ним ругаются. Всех Кашириных, кроме бабушки он не любит. С Алексеем у него сложились теплые дружеские отношения.
  • Григорий Иванович — добрый, умный старик, верный помощник деда Василия в его мастерской. В конце концов Григорий слепнет и становится нищим.
  • Хорошее Дело – один их квартирантов Кашириных, такое прозвище он получил так как имел привычку часто употреблять фразу «Хорошее дело», настоящее имя этого персонажа в повести не упоминается, Он добрый, молчаливый, незаметный человек, он становится хорошим другом Алеши. Однако в доме Кашириных его не любят и вскоре его выживают.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Горький М. «Детство», краткий анализ 460 руб.
  • Реферат Горький М. «Детство», краткий анализ 250 руб.
  • Контрольная работа Горький М. «Детство», краткий анализ 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

24 стр., 11989 слов

Образ и характеристика Дедушки Каширина (Деда) в повести Горького Детство

... горести, выпавшие на долю родной семьи. Без боли в душе он посылает работать в люди осиротевшего внука, лишь бы не израсходовать лишнюю копейку. В истории жизни деда отражена судьба ... царька превращается в одинокого нищего. Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Дедушки Каширина (Деда) в повести Детств Популярные сегодня темы Для моей семьи, для моих родителей, для моих ...

Действующие лица

  • Дед Василий Васильевич Каширин

    — «небольшой сухонький старичок» с рыжей бородкой и зелеными глазами, цеховой старшина. Он носил штаны, атласный жилет и ситцевую рубаху. В молодости был бурлаком и тянул баржи от Рыбинска до Симбирска, от Саратова «досюдова», от Макарьева до Астрахани. В 1812 году ему было 12 лет и он помнил пленных французов.

  • Бабушка Акулина Ивановна

    — сутулая и полная, разменявшая «шестой десяток», любительница водки, нюхательного табака из табакерки и «диковинных историй о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе». «Двигалась легко и ловко, точно большая кошка». В 14 лет была отдана замуж. 18 раз была беременна. Писатель о ней вспоминал: «Ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни»

    7 стр., 3413 слов

    Образ и характеристика Алеши Пешкова в повести Детство Горького

    ... детских годах и о людях, повлиявших в то время на его становление. Несомненно, важнейшим человеком в жизни Алеши Пешкова – главного героя повести – стала Read More …… Алеша Пешков (Детство Горький) В повести «Детство» Максим Горький изобразил собственный образ. ...

  • Дядья

    : «черный гладковолосый Михаил» и «светлый и кудрявый Яков». Они носили пиджаки, манишки и «шелковые косынки на шеях». У обоих было по сыну Сашке. Яков любил играть на гитаре после чаепития с самоваром. Однако Яков жену свою «насмерть забил» и с тех пор всегда чувствовал свою вину после выпивки.

  • Мать Варвара

    — дочь Василия Каширина, родившаяся в 1848 году. «Чистая, гладкая и большая, как лошадь»; «мощная и твердая». Вышла замуж без отцовского благословения.

  • Максим Пешков

    — отец Алексея. В начале повести он умирает от холеры в Астрахани. По рассказам бабушки, отцом Максима был сосланный в Сибирь за жестокость офицер. В 16 лет Максим перебрался в Нижний Новгород, где работал столяром на пароходах Колчина. Охотился на волков. Братья жены едва не утопили его зимой в пруду. После этого случая Максим с женой и сыном уехал в Астрахань.

  • Евгений Максимов

    — «вотчим» Алексея, кассир «по продаже билетов» на вокзале. Он носил «парусиновый пиджак» и «белую фуражку»

  • Тетка Наталья

    — «тихонькая» и «пугливая», жена Михаила Каширина.

  • Надежда

    — «толстая тетка», «дочь трактирщика», вторая жена Якова Каширина и мачеха его сына Сашки.

  • Иван Цыганок

    — «молодой широкоплечий подмастерье» 19 лет c «огромной кудрявой головой», «черной полоской молодых усов» и «раскосыми глазами». Подкидыш в семье деда. Он носил «плисовые штаны», сапоги и «желтую рубаху». Носил мышей за пазухой и кормил их сахаром. Любил ловить тараканов из печи, делал для них «нитяную упряжь», запрягал их в сани из бумаги и пускал по столу.

  • Григорий Иванович

    — мастер, «плешивый, бородатый человек в темных очках».

  • Хорошее Дело

    — «худощавый сутулый человек», «нахлебник» (постоялец) в очках и с черной бородой. Он носил «рыжую кожаную куртку» и «серые клетчатые штаны». Любил плавить свинец и паять медь. Его считали колдуном, «чернокнижником» и «фармазоном». (Гл.

Революционное «Детство»

Для многих исследователей творчества Толстого до сих пор остается загадкой, как 25-летний, ничем не выделяющийся из общей массы людей своего времени юноша смог создать такое произведение, как «Детство». Дело в том, что никто до Толстого не дебютировал таким образом. В этом произведении писатель пытается проанализировать события из своего детства и понять природу человеческой психологии, причины, которые создали его таким, какой он есть. Для современной культуры такой подход к созданию литературного произведения не кажется чем-то удивительным, но в те времена это был подлинный прорыв. Более того, непривычной была сама тема: загадочный мир детства не был предметом внимания для писателей, художников, философов, и Толстой сделал это первым.

11 стр., 5016 слов

Золотая пора детства в произведениях Толстого, Бунина и Горького

... начал учить его цифрам, ему самому было стыдно за свою несдержанность. Сочинение Золотая пора детства в произведениях Толстого, Бунина и Горького 7 ... повесть “Детство”, которая является автобиографической, у Ивана Бунина детский рассказ “Цифры”, ну а у Максима Горького повесть “Детство” Каждое из этих произведений вам несомненно понравиться и придётся по душе. Сочинение на тему Золотая пора детства ...

Лев Толстой. 1850-е годы. Фото: Public Domain

Но это ещё не всё. Сама по себе идея повести не стоила бы ничего без толстовского стиля, который поразил современников не меньше всего остального. В повести 25-летнего автора уже реализованы уникальные художественные приёмы, которые позже он будет широко использовать в своих больших романах. Именно в повести «Детство» Толстой впервые применяет приём, который критики позже назовут «диалектикой души». Описывая состояние героя, он использует внутренний монолог, который позволяет передать резкие изменения состояния героя: от радости к горю, от злости к чувству стыда. Автор глубоко проникает в психологию ребёнка, стремится найти внутренние, а не внешние причины его поступков.

В повести существует два главных героя: Николенька Артеньев и взрослый человек, который вспоминает свое детство. Конфликтом является само сопоставление взглядов ребёнка и взрослого автора. Это дистанцирование позволяет сделать события значимыми и важными для современной Толстому жизни, анализировать русскую жизнь в целом.

Проза Толстого моментально стала частью русской культуры потому, что она была, с одной стороны, новаторской, а с другой — вбирала в себя всё лучшее из отечественной литературы: мастерски созданные портреты героев, прописанные до мельчайших деталей пейзажи, описания атмосферы старой помещичьей усадьбы, её быта.