Сочинение по пословице какое слово произнесешь такое и в ответ услышишь

Сочинение

Тема: Сочинение по пословице.

Цель: сообщить сведения о пословице, познакомить с творчеством В.И. Даля, Л.Н.Толстого; формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.

Оборудование:

Ход урока.

I. Орг. момент

II. Речевая разминка.

  • Прочитайте текст: (1 слайд)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила бабка с палкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

_ Что вы прочитали? (это перевёртыш)

  • Прочитайте с удивленной интонацией
  • с утвердительной.
  • Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)

III. Подготовительная беседа.

  • Прочитайте запись с экрана (2 слайд)

Пословица-мудрость народная., Пословица недаром молвится.

  • Как вы понимаете эти выражения?
  • Что такое пословица?
  • Сообщение ученицы.

Пословица — это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.

— Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.

IV. Проверка домашнего задания.

  • Дома вы приготовили пословицы и рисунки. Объясните смысл ваших пословиц, а ребята определят к какой группе они относятся.

V. Физкультминутка (слайд3)

VI. Рассказ о творчестве В.И. Даля (слайд 4)

-Владимир Иванович Даль — великий русский писатель увлекался сбором пословиц. Целых 53 года он собирал пословицы. В 1861 году он написал книгу « Пословицы русского народа». Также Даль написал много рассказов и составил много сказок специально для детей. (5 слайд)

3 стр., 1483 слов

Русский язык. по пословице

... можно. Скучен день до вечера, коли делать нечего. VII . Проверка. - Что нужно проверить, читая текст? (Раскрывает ли он смысл пословицы.) VIII . Итог урока. - Расскажи, как раскрыть смысл пословицы? Анализ текстов сочинений I . По ...

И составил «Толковый словарь»

VII. Определение пословиц по рисунку

  • На экране появится рисунок, а вы должны назвать пословицу и объяснить ее (6,7,8 слайд)

«Любишь кататься люби и саночки возить». (За свои удовольствия надо расплачиваться)

«Яблоко от яблони недалеко падает» (Дети похожи на своих родителей. Говорится с осуждением, когда дети имеют те же недостатки, что и их родители)

«Заруби себе на носу» (Запомни на всю жизнь)

VIII. Работа в группах.

-Помните ли вы, что многие русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословице. У вас на партах даны тексты Е. Ефимовского « Яма», Р. Сефа «Ворона и лисица», «Сани». Вы должны прочитать текст и узнать пословицы на которые они написаны. (9,10,11 слайды).

Рыл яму злодей на дороге лесной,

Чтоб ночью свалился прохожий.

Вот яма готова.

Он вылез.

  • Постой!

Прохожий ведь вылезет тоже!

Ещё двое суток разбойник потел.

Летела из ямы землица.

Попробовал вылезти,

Но не сумел.

Тогда усмехнулся:

  • Годится! (Не рой другому яму — сам в неё попадёшь).

  • Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим

Летела ворона,

Присела на куст,

Подумав, что куст

Безопасен и пуст.

Но в этом кусте

Притаился украдкой

Отважный охотник

Со страшной рогаткой.

Он тихо прицелился

  • Бах! —

И с куста

Взлетела ворона

Уже без хвоста.

Что стало с вороной?

Другой разговор,

Но очень пуглива

Ворона с тех пор.

(Пуганая ворона куста боится)

  • Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)

Сел Иван в чужие сани,

Только справиться не смог,

Сани полетели сами-

Вправо, влево-

Вниз и вбок.

Через пень перелетели,

Подскочили раз другой.

Наш Иван лежит в постели

С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)

  • Не берись за работу с которой не сможешь справиться.

IX. Рассказ о Льве Николаевиче Толстом.

  • Ребята, кто такой Л.Н.толстой? (12 слайд).

Какие произведения Толстого вы читали?

-Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной поляне для крестьянских детей. Он обучал их грамоте, в том числе и написанию сочинений. О том, как писатель учил этому детей, и написана статья под названием « Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» Одно из воспоминаний Толстого из этой статьи посвящено тому, как он учил своих ребят писать сочинение по пословице. Послушайте отрывок из этой статьи:

Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых — не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний мне всегда представлялся ряд не то повестей, не то картин, написанных на пословицы. Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.

9 стр., 4087 слов

Сказка об орле и вороне из капитанской дочки характеристика

... смысл калмыцкой сказки в капитанской дочке Наверное, вы помните, какую сказку Пугачев рассказал Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ? «Слушай, – сказал Пугачев ... клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше ... меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. ...

  • Ну-ка, напишите кто на пословицу, — сказал я.

Лучшие ученики — Федька, Семка и другие навострили уши.

  • Кто на пословицу, что такое? скажите нам? — посыпались вопросы.

Открылась пословица: ложкой кормит, стеблем глаз колет.

  • Вот, вообрази себе, — сказал я, — что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, — и выйдет к тому, что «ложкой кормит, стеблем глаз колет».
  • Да ее как напишешь? — сказал Федька, и все другие, навострившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои, прежде начатые, работы.
  • Ты сам напиши, — сказал мне кто-то.

Все были заняты делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.

  • Ну, — сказал я, — кто лучше напишет, — и я с вами.

Видите, как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице. Сам Л.Н. признался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

  • Ребята, а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

X. Устное составление рассказа и плана сочинения.

  • Прочитайте пословицу и объясните её смысл (13 слайд)

«Что можно сделать сегодня не откладывай на завтра» (дети объясняют)

  • Эта пословица говорится в качестве совета преодолеть лень и сделать работу сейчас.

Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то. Вдруг вы кому-то что-то пообещали, не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему любит откладывать делана потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, схожу в магазин потом? (лодыри и лентяи).

  • Значит, о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история? (с лодырем)
  • Кто это мальчик или девочка?

И так, главное действующее лицо рассказа — лентяй. Можно придумать своему герою имя и фамилию.

  • О чем будет ваша история? (о том, как однажды нужно было сделать какое-то дело. Лодырь его отложил и чем это закончилось).

  • Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло.

Это будет первая часть вашего плана. С какого слова начнем писать эту часть? (однажды)

  • Как назовем эту часть?
  • О чем напишем в основной части? (Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело) Начало формы
  • Как назовем эту часть?

Чем закончим сочинение? (к чему привела лень, что случилось с лентяем)

  • В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать?
  • Как назовем эту часть?

Можете написать чему учит эта история.

План. (14 слайд)

1) Порученное дело.

2) Дело отложено.

3) Лень победила.

XI. Написание сочинения

-Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать ваше сочинение навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно назавтра.( если только безвыходное положение).

2 стр., 903 слов

Сперва подумай, а потом скажи — 4 класс

... Также читают: Картинка к сочинению Сперва подумай, а потом скажи Популярные сегодня темы С ... или злясь, они могут говорить то, что на самом деле не думают или не имеют в виду. Или ... другими детьми. Всегда важно прислушиваться к тому, что говорят родители, учителя и тренера. Не стоит вести ... что хочешь сказать. Потому что в общении со взрослыми можно затрагивать не все темы, но многие дети не думают ...

Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.

XII. Чтение готовых сочинений и оценка.

XIII.Рефлексия (15 слайд)

XIV. Домашнее задание

1уровень — Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Найти и прочитать рассказ, к которому можно подобрать эту пословицу

2 уровень — Вместе тесно, а врозь скучно.

Объяснить смысл пословицы, привести примеры из жизненного опыта.

3 уровень — Что посеешь, то и пожнешь.

Объяснить смысл пословицы