Русский язык. по пословице

Сочинение

Материалы к конкурсу

«Мои методические разработки урока»

учителя начальных классов

общеобразовательного учреждения

гимназии № 261

Кировского района, Кикимориной Татьяны Валерьевны

Цели: формирование умения использовать различные синтаксические конструкции для описания сходных ситуаций; формирование подчинять содержание текста его основной мысли.

Оборудование для учителя:, Оборудование для учеников:

Ход урока

  1. Вводная беседа.

На экране слова: «скуки», «Не», «коли», «будет», «руки», «заняты».

(см. Электронное приложение. 2 слайд)

На экране слова скуки  1

  • Прочитай слова. Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить предложение.)
  • Составь. Прочитай. Что получилось?

(см. Электронное приложение. 3 слайд)

На экране слова скуки  2

  • Чем интересно это предложение? ( Это пословица.)
  • Как догадались, что это пословица? (Требует объяснения смысла.)
  • Как понимаете смысл этой пословицы?
  • Приходилось ли вам слышать эту пословицу в жизни? В какой ситуации?
  • Для чего люди в своей речи используют пословицы? ( Делают речь образной, точной, выразительной)

II . Объявление темы урока.

( см. Электронное приложение.4 слайд)

На экране слова скуки  3

  • Прочитай и расположи дни недели по порядку.

( см. Электронное приложение. 5 слайд)

На экране слова скуки  4

  • На какие две большие группы разделила? (Будние и выходные дни.)
  • Назови по порядку, какие дни относятся к будним дням?

( см. Электронное приложение. По щелчку появляются дни недели.)

12 стр., 5600 слов

Методическая разработка русского языка «Обучение сочинению-рассуждению ...

... будущего сочинения, поэтому важно соблюдать все требования данного задания. (карточка-информатор №1, слайд 2), Карточка-информатор №1:, Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту Структурный компонент текста Речевые ... природе, к окружающему миру. Оборудование, Формы работы, Методы обучения Тип урока : развитие речи. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. – ...

— Чем занимаетесь в будние дни? А в выходные?

III . Постановка учебной задачи.

Открой учебную тетрадь. Прочитай задание 1.О чём нужно догадаться?

( О том, какую часть в тексте нужно будет составить.)

(см. Электронное приложение.6 слайд.)

На экране слова скуки  5

  • Из каких частей состоит текст? (Вводная, основная и заключительная.)

( см. Электронное приложение. По щелчку появляются термины.)

— Какие части текста уже составлены? ( Вводная и заключительная.)

— А какую часть текста нужно составить? ( Основную часть.)

— А поможет нам в этом заголовок текста. Как называется текст? О чём будет говориться в основной части текста? ( О том, как Саша провёл выходной день.)

  • Прочитай вводную часть текста. О чём узнали из вводной части текста?
  • А какая часть текста поможет догадаться, как Саша провёл выходной день? (Заключительная.)
  • Прочитай заключительную часть текста. Чем интересна эта часть? ( Это пословица.)

— Прочитай вопрос урока в учебной тетради. Чему будем учиться, работая над сочинением? ( Описывать ситуацию, которая раскрывает смысл пословицы.)

  • А какую ситуацию нужно описать в основной части? ( Саша так и не нашёл себе интересного дела.)

IV . Обсуждение содержания основной части и её речевого оформления.

( Задание в учебной тетради №2.)

  • Чем бы мог заняться Саша, чтобы день не казался скучным, нам подскажут картинки.

На экране слова скуки  6

  • Чем же мог заняться Саша по первой картинке? ( Поиграть.)
  • Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации

( Мог бы поиграть, но…)

( см. Электронное приложение. По щелчку появляется схема предложения.)

— Как бы сам Саша объяснил, почему он не хочет играть? (Игрушки надоели, после игры не хочет убирать игрушки, одному играть скучно.)

  • Чем мог заняться Саша по второй картинке? (Почитать.)
  • Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации. ( Решил почитать, да…)

( см. Электронное приложение. По щелчку появляется схема предложения.)

10 стр., 4694 слов

Типология электронных изданий

... с начала работы этой организации в 2003 году и по сей день зарегистрировано около 27500 электронных изданий разной направленности (см. Приложение 1). Электронное издание должно иметь ISBN, ... успехов, применив для размножения текстов медные литеры. История же европейского книгопечатания восходит к XV веку, когда появились прообразы печатных изданий. Изобретение книгопечатания принадлежит типографу ...

— Как бы Саша объяснил, почему не хочет читать? ( Не нашёл интересной книги, заснул во время чтения и т.п.)

— Чем бы мог заняться Саша по третьей картинке? ( Подклеить учебники, навести порядок на столе и т.п.)

  • Выбери из задания №3 слово, которое подходит для этой ситуации?

( Надо…)

(см. Электронное приложение. По щелчку появится схема предложения.)

— В каких ситуациях говорим «надо»? ( Выполняя обязательное дело.)

— Какое оправдание найдёт Саша, чтобы не выполнить дело? ( Ещё успею, потом сделаю и т. п.)

— Что общего во всех попытках? ( Попытки неудачны.)

— Ситуации похожи. Если мы скажем о них одинаково, текст получится неинтересным. Наша задача описать ситуации разными словами и предложениями.

— Какие две части будут в описании ситуации? ( То, что мог бы сделать, и объяснение, почему не сделал.)

  • Какой знак нужно поставить в предложении, объединяющем две части? (Запятую.)
  • Какой вопрос может задать себе Саша? ( Может, порисовать?)

— Какой знак поставишь в таком предложении? Как он сам ответит себе на этот вопрос? ( Плохо получается, не умею и т. п.)

  • Составь такие предложения.

V . Орфографическая подготовка. ( Задание №3,4)

( см. Электронное приложение. 8 слайд.)

На экране слова скуки  7

  • Пользуясь учебной тетрадью, назови пропущенные буквы.

( см. Электронное приложение. По щелчку появляются буквы.)

— Какие слова нужно писать раздельно? Прочитай.

— Почему слова разделены на два столбика? ( Слева записаны слова, которые описывают то, что мог бы сделать Саша. Справа – объяснение, почему не сделал.)

VI . Запись текста.

Примерный текст., Сашин выходной, Было воскресенье. На улице шёл дождь. Папа чинил телевизор, Мама шила платье. А Саше что делать?

Мог бы поиграть, но потом убирать игрушки не хочется. Решил почитать, да книжку интересную не нашёл. Может, порисовать? Рисунки плохие получаются. Надо навести порядок на столе. А это и потом сделать можно.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

VII . Проверка.

Что нужно проверить, читая текст? (Раскрывает ли он смысл пословицы.)

VIII . Итог урока.

Расскажи, как раскрыть смысл пословицы?

Анализ текстов сочинений

I . По содержанию:

4 стр., 1768 слов

Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...

... словом. (привык) (исправления вносятся в текст сочинения) ... текст для печати. Поэтому, главной задачей нашего заседания редколлегии является обнаружение и исправление речевых и смысловых ошибок, допущенных ... темы урока: Учитель: Сегодня урока не ... слово повторяется и в 3, и в 4 предложении? (повторяется слово еж) Учитель: Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 ...

  • полно и точно передали содержание текста 15 уч.
  • допустили пропуски существенного для раскрытия темы и основной мысли 2 уч.- 2ош.

II . По построению:

последовательно и связно изложили содержание 14 уч.

допустили ошибки в последовательности изложения текста —

допустили ошибки в связности текста 3 уч.- 3ош.

допустили ошибки в выделении частей 3 уч.- 3ош.

III . По речевому оформлению:

  • не допустили речевых ошибок 13 уч.
  • допустили речевые ошибки и недочёты:
  • повторы слов 1 уч.- 1 ош.
  • неудачно употребили слова 5 уч.- 6 ош.
  • употребили лишние слова 1уч. – 1 ош.
  • неудачный порядок слов в предложении 1 уч.- 1 ош.
  • нарушение границ предложения

VI . Выполняли работу 26 уч.

Высокий уровень 14 уч., Средний уровень 11 уч., Низкий уровень 1 уч.

Считаю, что успешность освоения учебного материала во многом зависит от системы развития связной письменной речи. В системе обучения предусматривается постепенное, целенаправленное ознакомление с текстом как речевой единицей, осознание его признаков: тематическое единство предложений, основная мысль и средства её выражения, связь заголовка с темой и основной мыслью текста, последовательность и связь предложений. Наличие в тексте смысловых частей.

Особенностью данной системы уроков является использование учебной тетради на печатной основе « Моя письменная речь» и компьютерная поддержка. Это способствует успешному овладению комплексом текстовых умений, овладению таких действий, которые должен выполнить ученик при подготовке к сочинению или изложению (выбрать точно заголовок, сформулировать тему и основную мысль, составить вводную и заключительную части текста и т. п.) Система позволяет с меньшими затратами времени и в то же время с включением каждого ученика в работу проводить орфографическую подготовку. Итог урока содержит вопрос или задание, которые позволяют организовать повторение и обобщение знаний о тексте и его признаках.