КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ. статья по русскому языку (3 класс)

Сочинение

КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ

Каждому ребёнку, прежде чем научиться хорошо что-либо делать (говорить по-английски, играть на гитаре, ездить на велосипеде), приходится совершать первые шаги — самые трудные шаги в любом умении. И каждый раз для этого требуются терпение, понимание главных задач и тренировка. Всё это просто необходимо и для того, чтобы научиться составлять тексты. Но ещё обязательно понадобятся умение фантазировать и желание излагать свои мысли интересно, а это значит — творчески. Ведь «сочинение» и «сочинять» — слова одного и того же корня.

С чего начать? А главное: можно ли без страха усаживаться за письменный стол, на котором лежит чистый лист бумаги, а на нём предстоит написать сочинение?

Хотелось бы, чтобы, совершая свои первые шаги в словесном творчестве, дети поверили, что писать сочинение — совсем не сложное, а даже увлекательное занятие. Любое сочинение всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора, наконец! Но и любая творческая работа даёт замечательную возможность высказать собственное мнение, поделиться интересными наблюдениями, чувствами и впечатлениями. Ну а когда, работая над созданием очередного текста, ребёнок убедится, что без особого труда удаётся пройти через все важные и необходимые этапы работы:

— отобрать материал для будущего текста,

— выделить основную мысль (тему) всего текста и его отдельных частей (микротем),

— составить план и выстроить текст сочинения по этому плану,

— изложить текст в заданной форме (повествование, описание, рассуждение), —

это и будет означать, что вы умеете писать сочинения.

Текст—это законченное произведение, состоящее из ряда предложений, которые располагаются в определённой последовательности и связаны между собой по смыслу, стилю и грамматически. У текста может быть заглавие. Заглавие — это название всего произведения или отдельных его частей.

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого; это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего текст написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста.

6 стр., 2737 слов

«Что такое человечность?» Выделите в тексте сочинения абзацы ...

... слов . Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нул ...

Вот примеры заголовков, в которых содержится основная мысль сочинения:

  1. Моя любимая игрушка.
  2. Что такое доброта?
  3. Что я умею делать.
  4. Что такое мир.
  5. Мой папа.
  6. Моя мама.

Готовясь к сочинению, я призываю ребят подумать, кого и в чём они будут убеждать, что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывания надо построить так, чтобы всё в них было подчинено основной мысли.

С чего же начать сочинение? Мои ученики начинают с самого начала — с записи темы сочинения. Ведь тема — это то, о чём говорится в сочинении. Сначала учащиеся выделяют в теме главные, ключевые слова (можно их подчеркнуть).

Затем, определяют границы темы и пути её раскрытия.

Темы бывают узкие и широкие. Это зависит от объёма высказывания. Например, «Летний дождь» — широкая тема, «Наша улица после дождя» — узкая тема.

Залогом успеха детских сочинений является ясная, узкая, конкретная тема. Гораздо труднее писать на широкие темы, например «Осень» или «Зима», довольно сложно раскрыть их с достаточной полнотой, каждое слово в названии темы имеет значение. Так, темы «Снег», «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу» — близкие, но разные.

Свои высказывания строят так, чтобы каждое предложение помогало раскрытию данной конкретной темы.

Как сделать нашу речь связной? Отсутствие связи между предложениями в тексте — это большая проблема. И если её решить, исчезнут две другие: проблема объёма сочинения и наличие в нём повторов мыслей, предложений. Предложения в тексте не просто «стоят рядом». Между ними есть своя связь, которую Л. Толстой называл сцеплением. Он считал, что секрет писательского искусства состоит в «бесконечном лабиринте сцеплений». У этих сцеплений есть свои законы. Среди предложений в тексте существует неравенство: есть предложения, не зависимые от контекста (они могут быть определены самостоятельно), и есть предложения, зависимые от других предложений (от контекста).

Такие предложения нельзя употребить самостоятельно, так как значение их вне контекста не всегда понятно. Если предложения связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке (второе — с первым, третье — со вторым), то это цепная связь предложений в тексте.

Приведём пример.

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей — гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

В данном отрывке произведения каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

Существует ещё один вид связи — параллельная связь предложений в тексте.

Приведём пример.

Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и кричат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

— Параллельным видом связи лучше всего пользоваться в описаниях. Предложения не «цепляются» одно за другое, а сопоставляются. При этом все предложения, начинающиеся со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы конкретизируют, развивают его смысл.

Строение текста тесно связано с типами речи.

Принято различать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение. Какие бы высказывания пишущий ни создавал, оно будет или описанием, или повествованием, или рассуждением. Типы речи могут совмещаться и представлять собой сочетание двух или всех трёх типов речи при основном (ведущем).

Рассмотрим таблицу (во второй графе таблицы даётся подсказка, как определить тип текста: по его значению и по вопросу, который можно задать к любому тексту).

Тип текста

Значение (вопрос к тексту)

Повествование

Динамика действия. (Что делает предмет?)

Описание предмета

Характеристика персонажа, предмета. (Каков предмет?)

Описание места

Характеристика места. (Где что находится?)

Описание состояния окружающей среды

Состояние окружающей среды — природы или любой другой среды обитания. (Каково вокруг?)

Описание состояния человека

Физическое или душевное состояние человека. (Каково ему?)

Рассуждение-доказательство

Обоснование истинности того или иного суждения (тезиса).

(Почему так, а не иначе? Что из этого следует?)

Рассуждение-объяснение

Толкование понятия, объяснение сути какого-либо явления. (Что это такое?)

Рассуждение-размы- шление

Раздумья над различными жизненными ситуациями. (Как быть? Что делать?)

Теперь ознакомимся с различными типами текста.

Повествование. (Что делает предмет?)

Виктор уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутрь его клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же схватил крупные сучья. (Б. Орешкин)

Описание предмета. (Каков предмет?)

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя лезвиями. Одно лезвие побольше, другое — поменьше. На каждом — ямочка, чтобы зацепить ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.

Зато обратно — только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкнет на зависть всем мальчишкам. (В. Солоухин)

Описание места. (Где что находится?)

[Женя заглянула в соседнюю комнату.] Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля. (А. Гайдар)

Описание состояния окружающей среды. (Каково вокруг?)

Утро было солнечное, гомонливое. Всюду лопались почки. Из земли пробивалась свежая травка.Пахло росою, берёзовым соком, и на жёлтых гроздьях цветущих ив дружно жужжали вылетевшие за добычей пчёлы. (А Гайдар)

Описание состояния человека. (Каково ему?)

[Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами.]

Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждётся, что ли. Притулишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. (В. Шукшин)

Рассуждение-доказательство. (Почему?)

Играть втроём в шахматы — это самое последнее дело, потому ,что играть могут только двое, а третий сидит и подсказывает то одному, то другому.

Если ты выигрываешь, то тебе говорят, что ты выиграл потому, что тебе помогали. А если проигрываешь, то над тобой смеются и говорят, что ты проиграл, несмотря на то, что тебе подсказывали. Нет, лучше играть в шахматы вдвоём, когда никто не мешает. (Н. Носов)

Рассуждение-объяснение. (Что это такое?)

Термин (лат. Iегттиз — граница, предел) — слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой- нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение. (С. Ожегов)

Рассуждение-размышление. (Как быть?)

[Беглецы притаились в пещере.] Что теперь делать? Бежать? Но Артемон, весь забинтованный, крепко спал. Он должен был спать двадцать четыре часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить благородную собаку? Одну в пещере? Нет, нет! Спасаться — так всем вместе, погибать — так всем вместе. (А. Н. Толстой)

Стили речи

Функциональные стили речи сложились в языке в процессе его употребления в различных сферах общения (быт, наука, политика, искусство), где он используется в разных функциях (общение, сообщение, воздействие).

Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.

Для каждого стиля речи характерны определённые признаки. В языке выделяются следующие стили:

разговорный — в основе лежит функция общения;

книжный (научный и официально-деловой) — в основе лежит функция сообщения;

публицистический — в основе лежит функция воздействия;

художественный — в основе лежит функция воздействия на чувства, на воображение.

Рассмотрим ведущие стилевые черты и языковые средства, характерные для того или иного стиля.

Разговорный стиль

  1. Используется обычно в беседах со знакомыми людьми в непринуждённой обстановке, а также в записках, письмах.
  2. Задача речи — общение (обмен впечатлениями).
  3. Высказывание обычно бывает:
  1. непринуждённым, живым, эмоциональным;
  2. свободным в выборе слов и выражений;
  3. в нём обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику.
  1. Характерные языковые средства:
  1. разговорные и просторечные слова и выражения (брякнулся, ну и ну, ничего себе); эмоционально окрашенные слова (лапонька, малюсенький, чудище);
  2. глагольные формы типа стук, бряк, хлоп;
  3. обращения;
  4. неполные предложения.

Книжный (научный и официально-деловой) стиль

  1. Используется в научных трудах, учебниках, лекциях, постановлениях, деловых документах.
  2. Задача речи — сообщение.
  3. Общие особенности стиля: точность, ясность, бесстрастность, объективность.
  4. Характерные языковые средства:
  1. научная и профессиональная терминология.

Публицистический стиль

  1. Используется в газетных и журнальных статьях, во время выступлений на общественно-политические темы.
  2. Задача речи — воздействие на читателя или слушателя.
  3. Высказывание обычно бывает:
  1. эмоциональным, выразительным, субъективным.
  1. Характерные языковые средства:
  1. общественно-политическая лексика;
  2. использование пословиц, поговорок, афоризмов;
  3. побудительные предложения;
  4. распространённые обращения;
  5. риторические вопросы.

Художественный стиль

При написании сочинений мы чаще всего пользуемся художественным стилем, поэтому рассмотрим его основные признаки подробнее.

  1. Используется в художественных произведениях.
  2. Задачи речи: изображение живой картины, художественного образа, передача читателю чувств, которые испытывает автор.
  3. Высказывание обычно бывает:
  1. конкретным (описывается именно эта берёза, а не берёза вообще);
  2. образным, живым, выразительным;
  3. эмоциональным.
  1. Характерные языковые средства:
  1. конкретные слова;
  2. слова в переносном значении;
  3. эмоционально окрашенные слова;
  4. выразительные средства, создающие художественный образ (использование эпитетов, сравнений, метафор);
  5. выразительные средства, образованные синтаксически (использование побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, предложений с однородными членами, различных повторов, перестановок и противопоставлений в предложениях).

СОБИРАНИЕ МАТЕРИАЛА К СОЧИНЕНИЮ

  1. Итак, перед вами белый лист, на нём — тема. Главные, ключевые слова выделены… и ничего — кроме страха чистого листа. Не впадайте в панику! Воспользуйтесь советом Т. В. Алексеевой, автора книги «Как научиться писать сочинение на „отлично»»:
  2. «Создайте рабочее настроение. Важны следующие 10—15 минут… Надо отвлечься от всего и… писать, писать, писать… Писать всё, что „идёт»… не дописывая фразы, если мысль ясна. Итак,
  3. записывайте всё: фразы, слова, ассоциации, события, эпитеты, метафоры, целые или незаконченные предложения. Создайте хаос из ваших мыслей».
  4. Прекрасный совет, потому что вы и не заметите, как исчезнет страх, а вместо белого листа перед вами предстанет «ворох» ваших мыслей.
  5. Следующая задача — рассмотреть эти записи и систематизировать их, то есть соотнести с темой, привести материал в определённый порядок, сгруппировать собранное по подтемам, определить последовательность изложения и начать… с заключения. Именно с заключения, так как это самая важная часть сочинения, итог вашей работы, где не должно быть ни одного пустого, незначимого слова.
  6. Есть и другой вариант работы — фиксировать материал, собранный в процессе наблюдений. Лучше всего этой цели служат рабочие материалы, краткие записи, которые помогут вам развернуть в момент создания текста определённые мысли. Помните, вас никто не стесняет в подборе конкретного материала, вы свободны в выражении отношения к миру и жизни.

Рабочие материалы могут иметь примерно следующий вид. Тема: «Весна идёт»

План

Материал к сочинению

Дополнения

Природа в ожидании весны.

Приход весны.

Природа оживает.

Весенний ветер, приход весны. Лиходейка-зима не признаёт весны. Зима смягчится, солнце работает на весну, яркие лучи солнца. Согрелась земля. Умчались зимние дни.

Весело звенит капель, потемневший снег, сверкают лужи. По-весеннему высокое чистое небо. Воробьи купаются в лужах. Первые цветы, словно маленькие солнышки.

Пахнет талой землёй. Дни стали светлее, длиннее. Важно надулись на сирени почки. Нежные, клейкие листочки. Всё в природе дышит, начинает расти. Скоро земля облачится в зелёный наряд. Появляются первые подснежники. Весна — моё любимое время года. Как чудесно весной, когда вся природа пробуждается после зимнего сна.

Лёгкий морозец пытается по утрам напугать весну.

Днём на солнце звенит капель. Первые стрелочки ярко-зелёной травы. Воробьи весело чирикают.

По небу, как льдинки в весенний разлив, плывут лёгкие облака.

Теперь нам предстоит отобрать из собранного материала то, что действительно необходимо для раскрытия темы и основной мысли сочинения.

Если вы хотите написать хорошую работу, вам нужно научиться составлять план. Он необходим там, где сочинение связано с собиранием материала, где нужно привести в порядок свои мысли и

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста).

Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может уместиться в одном абзаце, а может состоять из нескольких. Главное, чтобы каждый микротекст (он будет соответствовать пункту плана) был объединён главной мыслью.

Сочинение в 3—4-м классах должно иметь как минимум три абзаца (вступление, основная часть, заключение).

Эти части обязательно начинаются с красной строки.

Вступление — предварительная часть, введение, предисловие.

В главной части раскрывается тема, основное содержание сочинения. Эта часть сочинения больше по объёму, чем вступление и заключение. Она может разделяться на более мелкие части (в том числе и на абзацы, относительно законченные по мысли).

Каждый абзац в главной части начинается с красной строки.

Заключение — последняя часть сочинения. В заключении подводится итог сказанному, формулируются выводы, делаются обобщения, подчёркиваются главные мысли работы.

При составлении плана надо учитывать не только тему текста, но и его основную мысль; надо стремиться к тому, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана.

Сравните варианты планов. Первый план конкретизирует тему текста, второй план конкретизирует мысль текста.

I. Грибы в осеннем лесу II. Грибы — один другого краше

  1. Боровики. 1. Деды-боровики. Загляденье!
  2. Подосиновики. 2. Отцы-подосиновики. Тоже красота!
  3. Маслята. 3. Братцы-маслята. Тоже хороши!
  4. Сыроежки. 4. Сестрицы-сыроежки. Тоже неплохо!

Итак, над планом тоже надо работать. Для чего? Вот как ответила на этот вопрос Мария Александровна Рыбникова, крупный учёный-филолог: «Работать над планом — это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы».

СОВЕРШЕНСТВУЕМ НАПИСАННОЕ

Ещё один важный этап в работе над сочинением — совершенствование написанного. Проделайте эту работу, соблюдая следующую последовательность.

При первом чтении написанного сочинения обратите внимание на содержание изложенного. Поставьте себе мысленно примерно такие вопросы: «Соответствует ли сочинение теме?», «Раскрыта ли основная мысль?», «Соответствует ли сочинение составленному плану?», «Связаны ли между собой части сочинения?».

При втором чтении обратите внимание на совершенствование языка. А. Островский считал, что в языке отражается «весь внутренний человек», то есть весь наш внутренний мир, чувства, душа. Именно поэтому мы должны заботиться о чистоте, о красоте нашего языка, работать над совершенствованием его.

Третья проверка идёт вслух — «на голос». При чтении вслух выявляются почти все недочёты текста.

Существует классификация речевых ошибок и недочётов, а также классификация грамматических ошибок.

Распространённые речевые ошибки и недочёты

1. Повторение одних и тех же слов: «У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит».

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении: «У меня есть подруга Нина. Мы с ней общаемся о многом» (надо: беседуем или говорим).
  2. Нарушение лексической сочетаемости: «Ветер постепенно принимал силу» (надо: набирал силу).
  3. Употребление лишнего слова: «Пожилые ветераны» (лишнее слово: пожилые).
  4. Употребление рядом или близко однокоренных слов: «В рассказе рассказывается» (надо: говорится).
  5. Неуместное употребление диалектных или просторечных слов: «На мальчике майка, напяленная на рубашку» (надо: надетая).
  6. Неправильное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность в предложении: «Когда Коля прощался с отцом, он не плакал» (отец или Коля?).
  7. Нарушение порядка слов: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: «Только узкая полоска связывает остров с берегом»)
  8. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм: «Когда наступил декабрь, погода резко изменяется» (надо: «Когда наступил декабрь, погода резко изменилась»).

Распространённые грамматические ошибки и недочёты

  1. Ошибка в образовании слова: «Скипятить чай» (надо: вскипятить).
  2. Ошибка в образовании форм слова: «Без чулков, без носок, более младший, ихний» (надо: без чулок, без носков, младше, их).
  3. Ошибка в согласовании: «Держать обоими руками» (надо: обеими руками).
  4. Ошибка в управлении: «Добро побеждает над злом (надо: побеждает зло).
  1. Нарушение связи подлежащего и сказуемого: «Саше понравилось ёлка» (надо: понравилась).
  2. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом, с однородными членами; в построении сложных предложений: «Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (надо: «Когда я подъезжал…, у меня слетела шляпа»).
  3. Пропуск слова: «Она схватила зубами за шиворот» (пропущено: медвежонка).
  4. Нарушение границ предложения: «Дворник, когда подметал двор. Сломал ростки тополя» (надо: «Дворник, когда подметал двор, сломал ростки тополя»).

В ученических работах встречаются ещё и ошибки, связанные с нарушением логики; они называются логическими: «Летом Ваня купался в реке, а днём ходил с дедом за грибами» (надо: «Утром Ваня купался в реке, а днём ходил с дедом за грибами»).

От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала (искажение цитаты, неверные даты…): «Пришёл зимний месяц ноябрь» (надо: осенний).

Помните ещё и о том, что в сочинении нельзя сокращать слова.

Очень важно понять все замечания, сделанные учителем на полях вашей работы. Рассмотрим условные знаки, указывающие на ошибки и недочёты в любой письменной работе.

Вот такие значки указывают на ошибки в содержании:

Ф — фактическая ошибка;

Л — логическая ошибка;

[ ] — лишняя часть (слово, выражение);

Z — не выделен абзац;

X — неоправданно выделен абзац;

|_П — нарушена последовательность в изложении мыслей;

Y — пропуск;

< > — необходимо развить мысль.

А такие значки указывают на языковые ошибки:

Р — речевая ошибка, недочёт;

| — орфографическая ошибка;

V— пунктуационная ошибка;

Г — грамматическая ошибка.