Практические задания Категория состояния. статья по русскому языку (7 класс)

Сочинение

Практические задания

Категория состояния.

  1. Задание. Спишите предложения. Письменно объясните, чем различаются омонимы в парах предложений.

1)Ну что ж , мне пора уезжать. – Была осенняя пора. 2) Не расстраивайтесь, беда мне с вами.- Беда пришла неожиданно. 3) Охота вам время тратить на пустяки! – Охота на уток уже разрешена. 4) Просто смех вас слушать. – За окном раздался детский смех. 5)Сейчас не время для разговоров. – Время пробежало быстро.

2 . Задание. 1) Соотнесите разные группы слов категории состояния (А – В) и их значение (1 – 3).

Приведите аргументы в пользу этой классификации. 2) Подготовьте рассказ о словах категории состояния: объедините текст о принципах выделения этой части речи и информацию о группах, которые можно выделить внутри этой части речи.

А. Жаль, стыдно, душно, боязно, тошно, совестно, нужно, можно, нельзя, необходимо, видно, морозно, пасмурно.

Б. Легко, весело, смешно, грустно, неприятно, больно, жарко, холодно, тепло, прохладно, рано, поздно, далеко.

В . Пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, смех, горе, беда, досада.

(1. Не бывают омонимами наречий. 2. Могут быть омонимами существительных. 3. Омонимичны наречиям.)

3. Опишите состояние людей и природы на картине Владимира Фельдмана «Родина», используя предложения со словами категории состояния и наречиями. Напишите сочинение-миниатюру по картине.

4. Задание. С каждым из данных слов составьте и запишите по з предложения, употребляя их в значении: а) краткого прилагательного среднего рода ; б) наречия; в) слова категории состояния.

Странно, шумно, скромно, бестолково, легко, мрачно, холодно, печально, торжественно, безнадежно, тягостно, смешно, приятно, темно.

5 . Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Распределите предложения на группы: а) предложения с наречиями; б) предложения со словами категории состояния.

9 стр., 4113 слов

Обстоятельство как обособленный и необособленный член предложения. ...

... обстоятельств, мы оговорим случаи необособления деепричастий и деепричастных оборотов и попытаемся проанализировать, какую роль в общем строе предложения выполняет эти конструкции. Также будут даны задания, ... рассматриваются в качестве членов предложения. Чаще всего обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, оказываются обстоятельствами времени (смотри, например, предложения из ...

1) Палатка устроена. В ней тепло и сухо.(К. Паустовский).

2) Сам губ…рнатор скромно прятался за порт…ерой (А. Чехов).

3) Ему страшно и ску…но было ост…ваться одному (А.Куприн).

4) Пугачёв весело со мною поздоровался (А. Пушкин).

5) По случ…ю волнения на море п…роход пришл поз…но (А. Чехов).

6) Теперь служба моя кончилась. Кончилась она (н…)ожида(н,нн)о и довольно характерно (В. Вересаев).

7) По сторонам лица Анны Сергеевны п…чально в..сели дли(н,нн)ые волосы (А. Чехов).

8) Просторно и грус…но было за окном (В.Шукшин).

9) В номере у Анны Сергеевны было душно (А. Чехов).

10) К началу сентября погода вдруг ре..ко и соверше(н,нн)о (н…)ожида(н,нн)о изм…нилось (А. Куприн).

11) Гурову было ску…но слушать её. (А. Чехов).

12) Ты (не)зна…шь как больно тем ты сер…це мне язвишь (А. Пушкин).

13) В первые дни езды на санях приятно видеть белую землю (А. Чехов).

14) Город знал что по его улицам бродят люди которым голодно и холодно которые дрожат и мокнут (В. Короленко).

15) Сказал всем сказал довольно проникнове(н,нн)о и серьезно (Т,т)ошно гл…деть на вас (В. Шукшин).

16) Ц…ганок послушно отск…чил в сторону сел на порог (М.Горький).

6. Задание. Слова категории состояния и сходные с ними другие самостоятельные части речи.

  1. Найди среди данных предложений слова категории состояния, определи синтаксическую роль.
  2. Определи часть речи слов, являющихся омонимами слов категории состояния; укажи их синтаксическую роль.

Весело

  1. Он весело посмотрел вокруг.
  2. Ему было весело .
  3. Мы весело провели каникулы.
  4. Лицо его было весело.

Ясно

  1. Я ясно выразился.
  2. Небо ясно после дождя.
  3. Мне стало ясно .
  4. Дедушка всё ясно объяснил мне.

Смешно

7 стр., 3427 слов

Чехов и его связь с медициной

... экспертом на суде. На медицинском факультете Чехов слушал лекции крупнейшего клинициста прошлого века Г.А. Захарьина, которого он высоко ценил. «Из писателей я предпочитаю Толстого, из врачей Захарьина ... находим в высказываниях земского врача П.А. Архангельского, близко знавшего Антона Павловича в первый период его практической врачебной деятельности. «Душевное состояние больного всегда привлекало ...

  1. Это предложение вовсе не смешно .
  2. Ты не умеешь смешно рассказывать.
  3. Мне не смешно это слушать.

Грустно, смешно

  1. Его лицо было грустно .
  2. Он грустно улыбался.
  3. Мне грустно и смешно на него смотреть.
  4. Такое поведение смешно .
  5. Он смешно выглядит.

Просто

  1. Решение было просто.
  2. Поведение его было просто.
  3. С ним было просто .
  4. Задача решается просто .
  5. Зовите меня просто Ваня.

7.Задание. У кажите предложения, в которых есть слова категории состояния. Укажите, что они выражают ( состояние природы, состояние человека).

Определите часть речи и синтаксическую роль сходных с категорией состояния слов.

Тихо

  1. Кто-то вышел и тихо у забора стал подбираться к нашему двору.
  2. Всё было тихо и мёртво.
  3. Снова тихо в вечерних зарослях.
  4. Путники свернули с дороги и тихо журчавшему ручейку.

Тепло

  1. Щенок дрожал, хотя было совсем тепло.
  2. В юрте горел огонь, распространяя свет и тепло.
  3. На Шурочке было гладкое платье с красным цветком за поясом, с правого бока, те же цветы ярко и тепло краснели в её волосах.
  4. Гинсбург тепло простился с Машей.

Неловко

  1. В конце своей улицы Васёк увидел тётку. Она, суетливо и неловко обходя лужи, шла вдоль забора, придерживаясь обеими руками.
  2. Дед неловко, боком, присел на нары и замер, боясь пошевелиться.
  3. Когда на эстраду вышел Леонид Николаевич и невольно поклонился, гром аплодисментов рассыпался по зале.
  4. Мне было неловко перед Катей: ведь это я уговорил её подождать меня.

Неспокойно

1 стр., 481 слов

На лингвистическую тему «Правомерно ли выделять слова категории ...

... - с помощью глаголов-связок: Вчера было ещё холодно. Завтра станет тепло. Некоторые слова категории состояния, как и прилагательные, могут образовывать степени сравнения: Вчера было холоднее. Определим синтаксическую ... другой стороны, они внешне похожи на краткие прилагательные: Сегодня холодно. Но от прилагательных они отличаются тем, что не изменяются, от наречий - тем, что могут употребляться со ...

  1. За дальностью расстояния волн не было видно, и только по белой кайме у берега можно было догадаться, что море неспокойно.
  2. Вечером собаки вели себя неспокойно.
  3. В городе было неспокойно.
  4. Дженни неспокойно спалось остаток ночи.

8. Задание. 1) В отрывках поэтических произведений М.Ю. Лермонтова найдите слова категории состояния; 2) Посмотрите, как украшают слова категории состояния поэтический текст; 3) придумайте собственные предложения, используя слова категории состояния.

И скучно, и грустно, и некому руку подать…

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?..

9. Задание. Распределите слова категории состояния в соответствии с разрядами по значению.

1)Состояние человека…. 2) Состояние природы…3) Временные и пространственные … 4) Оценочно-подтверждающие…5) Модальные значения… 6) Значения достаточности…

Много, рано, достаточно, время, сумрачно, надо, можно, нельзя, хватит, баста, стыд, грешно, душно, мало, жаль, нужно, легко. Досадно, морозно.

10. Задание. Работа с текстом. Лингвистический анализ текста. Вопросы:

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.

3. Озаглавьте текст.

4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы .

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым . Тепло, светло и так пр..екрасно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире.

17 стр., 8411 слов

Лингвистический анализ текста

... художественный текст как единство содержания и формы. По мере выполнения задач мы расширяем наш кругозор, повышаем культурный уровень, морально обогащаемся. 1 Текст (его определение и категории) Текст ... передачи внутреннего состояния автора, персонажей. ... трех слов книга. 1.3 Метатекст в тексте Метатекст ... текста и имеющий в нем фиксированное положение. Анализ заголовка как сильной позиции любого текста ...

(М. Пришвин).