Вклад великого балетмейстера Игоря Моисеева в искусство народного танца

Дипломная работа

«Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни», говорил И. Моисеев. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков построений.

Танец всегда не, Актуальность

Стилизация элементов танца, его фрагментов является украшением для целых танцевальных шоу, драматических спектаклей, даже кино. В соединении фольклора с другими видами искусства существует опасность потерять непосредственность, живость и искренность национального танца. И только истинным мастерам, к которым относятся и великий балетмейстер Игорь Моиссев, удается «вытащить изюминку» танца, обогатить его новым и современным содержанием, и при этом, не нарушив многовековых традиций народного танца.

«У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом», — считал Игорь Моисеев. И все же, алмаз превращается в бриллиант, только попав в руки гранильщика. Таким «гранильщиком», заставляющим сиять всеми цветами радуги народный танец, и стал Игорь Моисеев. Как режиссер и хореограф он «отшлифовал» и довел до художественного совершенства сотни танцев почти всех народов мира, обогатив их оригинальной сценографией, техникой, палитрой.

Цель нашей работы — рассмотреть вклад Игоря Моисеева в мировую народную хореографию

Соответственно определим предмет, объект и задачи работы.

Предметом

Объектом

Методы

  • теоретический: сбор информации, анализ, синтез специальной и критической литературы;
  • практический: исследование и анализ видео, фото материалов постановок И. Моисеева, а также изучение его школы танца.

Гипотезой

Для осуществления поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы , а именно:

  • изучить истоки народного танца;
  • подвергнуть анализу классификации народных танцев;
  • проследить развитие русского народного танца;
  • проанализировать народный танец как предмет обучения;

понять особенности построения урока народного танца;

12 стр., 5911 слов

Обучение народно-сценического танца в коллективе художественного творчества

... условий) повторность фигур в кадрили (характерная для исполнения в быту). 1.3 Стилизация народного танца Стилизацией называют намеренную Имитацию наиболее характерных признаков того или иного стиля в ... исполнителей, а не живое целое - танец. 1.2 Сценическая обработка народного танца Следующая проблема - это пути сценической интерпретации фольклорного танца. Их, по мнению В.И. Уральской несколько. ...

  • узнать о музыкальном сопровождение урока народного танца;
  • выучить экзерсис и его значение в народно-сценическом танце: основные положения ног, рук, движения, а также особенность народно-сценического экзерсиса;
  • рассмотреть творческий путь великого хореографа;
  • исследовать «Театр народного танца» Игоря Моисеева и его вклад в развитие мировой народной хореографии на примерах испанских народных танцев и народных танцев Латинской Америки;
  • обозначить особенности моисеевской школы танца.

Дипломная работа состоит из трёх глав: теоретической, методической и исследовательской:

  • в первой главе — историко-культурологический
  • во второй главе — методические основы изучения народно-сценического танца;
  • даны основы, принципы, музыкальное сопровождение и особенности построения урока народного танца, а также разобран экзестерис и его значение в народно-сценическом танце;

— в третье главе — анализ уникального творческого наследия Игоря Моисеева в мировую народную хореографию: творческий путь, его вклад в создание «театра народного танца» и особенности неповторимой моисеевской школы танца.

Структура работы

1. Народный танец: историко-культурологический аспект

1.1 Истоки народных танцев

народный танец моисеев хореография

Народный танец — это одно их самых древних искусств. Оно возникло из-за потребности человека выражать свое эмоциональное состояние при помощи тела. Танец отражает повседневную жизнь человека, его трудовые будни. Радостные и печальные впечатления также выражались посредством движений под определенный ритм, а позже и под музыку.

Танец возник еще на заре истории в период первобытно-общинного строя. Все важные события в жизни первобытного человека — рождение, смерть, лечение больного, выбор нового вождя племени, молитва об урожае, погоде — сопровождались танцами. Танцевальное искусство присутствовало и присутствует в культурных традициях любого человеческого сообщества, в любой этнографической группе. Постепенно танец отделился от песни и стал отдельным видом искусства. Танцев неисчислимое множество, но именно народный танец является родоначальником всех остальных.

Народный танец — танец определенной национальности, народности или региона. Народные танцы являются формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций.

Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами, это одновременно способ почитания Природы и способ благожелательного влияния на Природу (5).

Для первобытного человека танец был основной формой существования. Известно, что танцевальная активность была свойственна уже палеоантропу. Наиболее изучен танец верхнего палеолита, когда уже сложился тип современного человека — кроманьонца. В глубокой древности танец был составной частью обрядов и занимал важнейшее место в жизни человека. В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок — охотничьи, военные, обрядовые. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Любой танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть. Массовость, всеобщность — необходимое условие пляски. Ведь когда люди танцуют все вместе, в одном ритме, появляется удивительное, почти мистическое чувство единения друг с другом, возникает колоссальный по мощности заряд энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее. Основная форма исполнения — круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

В различных племенах исполнение кругового танца относилось к предстоящей охоте, к вызываемому плодородию и всеобщему благополучию. В некоторых случаях круговой танец символизировал брак. В танцевальных движениях воплощались любовь и труд, моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Танец настолько был связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия «труд» и «танец» выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах. Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь — топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстазотического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке (4).

Народный танец не имеет никаких фиксированных правил или установлений. Эта традиция передается из поколения в поколение практическим путем. Сила, которая за этим стоит, есть влечение сердца. Время от времени народный танец включал в свою палитру различные жесты из древних танцев, почерпнув из них множество идей.

Танец того или иного народа полностью отображает культуру и дух данного народа, а также своим образом характеризует саму страну. Но даже в рамках одной страны народные танцы претерпевают довольно сильные изменения, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца. Если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на небольшом расстоянии, можно заметить, что говор у жителей этих деревень несколько отличается, а на довольно большом расстоянии это уже может быть новый диалект. Также могут различаться и танцы.

15 стр., 7425 слов

Ансамбли народного танца

... ансамблей народного танца таких как Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева, Государственного академического ансамбля «Березка» имени Н.С.Надеждиной и Государственный академический ансамбль народного танца ... и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем. Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм ...

Со временем народные танцы изменялись, но это в основном относилось к танцам в крупных городах и населенных пунктах и практически не повлияло на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.

Не поддаётся счёту, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Русские народные танцы исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах.

На развитие украинских народных танцев большое влияние оказало изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний, во многом сходном с обрядами русских и других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже существуют культовые обряды с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с колядами и щедринками. Все эти обряды, являясь наследием еще языческой Руси, порождали массу ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева «Маринонька», в котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием — «Веснянка». В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых, удалые пляски парней с девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой танцев Украины, является гопак. Это был воинственный танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль, смелость. Часто в гопаке изображались целые сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в народе говорили: «Казак пляшет, как на коне скачет». У запорожских казаков гопак имел особое, организующее значение. Так, известно множество фактов, когда в стане казаков не было единства в отношении плана действия и когда все способы для достижения этого единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву — символ гетманской власти — выходили в круг, и, предварительно поднеся казакам по чарке горилки, начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем самым давал согласие на повиновение гетману, и часто случалось так, что гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины, но постепенно входили и женщины. Так он приобрел парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас. Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам, украинский парный танец — «Казачок», названный так народом в честь своих защитников. Фактически это гопак в несколько упрощенной форме. Казачок обязательно и всегда танцевали парами, в нем участвуют девушки, вследствие чего он более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков (16).

Веселые и зажигательные народные танцы стремительно распространялись, набирая популярность.

Таким образом, самым древним видом народного танца, существующим практически у всех этнографических групп, является хоровод. Движения его просты и заключаются в хождении по кругу под музыкальное сопровождение или пение. Форма круга, возможно, символизировала солнце. Хоровод существовал и существует и поныне у всех славянских народов. В Литве он называется корогод, в Молдавии — хора, в Болгарии, Румынии — хоро, у хорватов, богемцев, далматов — коло.

12 стр., 5823 слов

Народный танец как средство формирования гражданственности и патриотизма

... средством и результатом гражданско-патриотического воспитания, которое можно характеризовать через направленность личности, ее потребности и ценностные ориентации. В российской педагогике цели и задачи гражданского и патриотического воспитания ... детей и молодежи. В изучении народного танца накоплен значительный материал. Мастерами народной хореографии - Т.Д. Устиновой, И.А. Моисеевым, Н.С. ...

Одной из самых древних танцевальных традиций является традиция африканского континента. Особенность негритянской пляски — в преобладающем значении ритма над музыкой. Африканская культура дала материал для развития многих танцев Латинской Америки: мамбо, меренге, самба, ча-ча-ча, ламбада и многих других. Даже современные танцевальные стили — джаз-танец, поппинг, рок-н-ролл, хип-хоп, брейк-данс, RnB и другие — имеют в своей основе фольклорное искусство чернокожего населения земного шара.

Народный танец создал основу и для бального танца. Так, всем известный и всеми любимый вальс произошел от старинного народного танца вольта, мазурка, ставшая королевою бала в 18-19 веках — от польских народных танцев мазур, куявяк и оберек.

Некоторые народные танцы являются визитной карточкой одной страны, как тарантелла для Италии, «Калинка», «Барыня» для России, казачок, гопак для Украины, краковяк для Польши, чардаш для Венгрии. А другие распространились по всему миру, включая в себя национальные особенности разных регионов, как полька и цыганские танцы. Стилей и видов народных танцев бесчисленное множество, но всех их объединяет одно — в них отражена летопись истории народа, его душа и характер (9).

1.2 Классификации народных танцев

«Хореография» («choreia» — пляска, «grafia» — графия) в переводе с греческого языка означает — искусство создания танцевальных форм. В хореографическом искусстве выделяют:

  • народный танец — искусство, основанное на творчестве самого народа;
  • бытовой или бальный танец — это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;
  • профессиональное искусство танца (включающий и классический танец) — вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков (22).

Поэтому, важным моментом в процессе исследования народного хореографического искусства является классификация танцев.

Если в вербальной коммуникации главным средством, помимо мимики, жестов, является язык, то в традиционной народной хореографии таковым является язык пластики, Язык пластики представляет собой «совокупность танцевально-языковых средств, воплощенных в хореографии героев, раскрывающих содержание балета» (16).

Характеристика особенностей, а также определение того или иного вида хореографического искусства зависит от ряда моментов:

  • во-первых, от рисунка танца, который может быть представлен в виде прямой линии в различных направлениях;
  • во-вторых, от танцевальной формы, которая может быть представлена в виде вариации, дуэта, трио, квартета, дивертисмента, действенного танца, кордебалета.

в-третьих, любой танец должен включать в себя следующие компоненты: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку. и. Совокупность особенностей всего многообразия видов хореографического искусства позволяет подойти к пониманию проблемы определения танца.

«Терминология науки о танце — танцеведения — складывалась под влиянием разных источников, менялась со временем, а ряд понятий получал новый смысл». По мнению А.С. Фомина, в настоящее время в вопросе о соотношении понятий «пляска» и «танец» в советской, а затем и российской этнохореологии выделяют три основных подхода. Суть первого подхода заключается в том, что слова «пляска» и «танец» являются словами-синонимами, содержание которых тождественно. Второй подход в данном вопросе прелагает объединить термин «пляска» и термин «танец» в одно слово-термин, заключающее одно единственное понятие. На основании третьего подхода предлагается считать пляску подвидом танца точно также, как можно считать народный танец пляской, а следовательно и подвидом танца (36).

5 стр., 2035 слов

Древнейшие истоки народных танцев

... что именно благодаря работам С.С. Лисициан стало возможно подобное многообразие классификаций народных танцев, именно ее теоретические разработки дали толчок появлению новых, усовершенствованных концепций ... наиболее полно раскрывающую сущность танца системную классификацию танцев. ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ И ИХ ОПИСАНИЕ Хорово́д (от др.-греч. χορός — «групповой танец с песней» и общ. ...

По данным Э.А. Королевой, слово «танец» вошло в русский язык в XVII в. (от немецкого tanz, которое заимствовано было из польского, с добавлением суффикса — ец), а до этого пользовались славянским словом «пляска». В феодальной России понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец», так как включало в себя все разновидности пляски: обрядовую и необрядовую, профессиональную и непрофессиональную, массовую и групповую, парную и сольную, а также пляску различных социальных, профессиональных и локальных общественных групп. Экономическое развитие России в XVIII в. — рост городов, расширение международных контактов, проникновение театрально-сценического и бального танцев — все это со временем проникает и в народную среду, адаптируется с локальными формами традиционной народной пляски, приобретая новый вид, становясь формой бытового народного танца. Поэтому то, с конца XIX в. термин «пляска» и термин «танец» употребляются как слова-синонимы (7).

В настоящее время наиболее предпочтительным становится использование термина «танец», включающего многие виды хореографии: реликты древних народных форм, театрально-сценические, бальные, народно-характерные, бытовые танцы.

Основой танца в настоящее время являются «специально отобранные, систематизированные либо сочиненные и, как правило, канонизированные традицией жесты, движения, позы; количество исполнителей, размещение их в пространстве; принципы организации некоего целостного танцевального действа». Совокупность данных качественно-количественных характеристик танца может быть использована в качестве критерия классификации танцев.

Организующим началом танца ученые считают ритм и пластическую идею, проявляющиеся в первом случае либо в ритмоощущении танцора, либо в метроритмической структуре мелодии, звуковых образах, во втором случае — почерпнутая из наблюдений за действительностью пластическая идея носит изобразительно-подражательный характер. Таким образом, классификация танцев может осуществляться по нескольким, одному-двум признакам, которые учеными-исследователями принимаются как основные, системообразующие на их взгляд.

Различные ученые в разное время к вопросу классификации, типологии танцев подходили по-разному. Так, Платон на основе двух критериев:

1) закона порядка движений человеческого тела или каденца,

2) звуковой гармонии, ритмизующих движениях человеческого тела — все пляски делил на следующие виды:

  • культовые пляски, в которых восхвалялись боги;
  • пиррические пляски, название которых идет от названия стопы в греческой стихотворной метрике;
  • данный вид пляски имел и другое название — военные пляски или упражнения с подобными подражательными движениями;
  • светские танцы, которые из-за исполнения их нимфами и сатирами называл еще «сомнительными» танцами (31).

    54 стр., 26732 слов

    Классический танец как средство формирования исполнительской ...

    ... классического танцев. Выявить элементы классического танца, восполняющие недостающий эффект в формировании исполнительской культуры народных ансамблей. 3. Создать программу по классическому танцу для преподавания в ансамбле народного танца. Теоретической базой, Методологической основой, ... при доминантном применении экзерсиса классического танца. Структура дипломной работы: Диплом состоит из введения, ...

В основе данной классификации лежит принцип функционального назначения танца. Другой мыслитель древности Аристотель, исследуя хореографическую структуру танцев, разделил их на основе критерия характера движений на три вида:

  • общесимволические танцы, посредством которых выражаются отвлеченные общие идеи мироздания;
  • подражательные танцы, состоящие из различных подобных жестов, на основе которых впоследствии развился самостоятельный вид искусства — пантомима;
  • декоративные танцы, построенные на движениях с аксессуарами и являющиеся продуктом творческого полета, фантазии их создателя (2).

Однако, первую обоснованную попытку классификации танцев предложил Р.Д. Батчелор, который выделил четыре группы танцев:

1. танцы, построенные на подражании движениям цапли;

2. круговые танцы, исполняемые с постепенным наклоном корпуса вперед и назад;

3. танцы, исполнители которых раскачивались вперед и назад;

4. танцы, построенные на движениях первых трех групп (16).

Другой исследователь танцев Н.Г. Мунро ( 27) в своей работе о религии айнов уделял внимание при классификации танцев составу участников, цели, значению и танцевальной лексике танца, а также характеру восприятия танцев участниками самой религиозной церемонии. И хотя это далеко не полный набор критериев для характеристики танцев, все же это очень важная поправка при рассмотрении вопросов классификации танцев. Классифицируя танцы по одному или нескольким критериям, различают таким образом в танцевальном виде искусства фольклорный, бытовой, самодеятельный, профессиональный танцы, причем в фольклорном танце выделяют пласт собственно традиционных народных танцев и пласт более позднего периода, возникшего под влиянием городской, фабрично-заводской субкультуры. Подобную тенденцию классификации танцев продолжает американский исследователь Р. Краус, который выделяет пять групп танцев: балет; танец модерн; социальный танец; сценический танец; народный танец.

Ученые В. Алфорд и Р. Геллон, группируя танцы, используют такие критерии, как хореографическая форма, содержание и наличие основных движений. Англичанин Р. Неттл делит танцы на социальные, ритуальные. Подобное деление танцев имеет один существенный недостаток, несмотря на правильно выбранный критерий, а именно содержание и объем понятия, данного каждому выделенному виду танца, не соответствует содержанию и объему понятия каждого следующего вида танца. Пытаясь исправить подобную ошибку, другой ученый классифицирует танец с помощью двух способов. Так, Л. Гроув с помощью первого способа танцы делит на три группы:

1. образные или поэтические танцы;

2. изобразительные танцы;

3. ритуальные танцы.

С помощью второго способа он классифицирует танцы с географической точки зрения (22).

Более комплексно к проблеме классификации подходит немецкий ученый К. Закс, который делит танцы на основе их принадлежности к тем или иным обрядам, определяя при этом наличие в них абстрактных и подражательных движений. Ученый делит танцы на две больших группы: 1) негармоничные; 2) гармоничные. Исходя из видовых признаков танца как движений, подчиненных нервной системе индивидуума, он делит танцы на: 1) изобразительные или мимические; 2) неизобразительные или абстрактны (19)

14 стр., 6996 слов

Сочинение про бальные танцы

... развлечения. В истории бального танца открылась новая страница. История танца- танго Танго получило распространение от африканских сообществ в Буэнос-Айресе на основе древних африканских танцевальных ... как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками. Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, ...

Венгерскими учеными Д. Мартином и Е. Пешоваром в настоящее время предложено считать, что наименьшей и неделимой единицей танца является кинетический элемент — кинема, на основе которых сначала складываются кинетические группы, а затем секвенции с помощью асимметричного повторения этих элементов благодаря мотиву. Каждый мотив содержит не менее трех элементов. Этот критерий также можно использовать при систематизации различных хореографических структур. Это наглядно продемонстрировала А.В. Руднева при анализе русских народных плясок, которая на основе двух ритмических формул — «в две ноги» и «в три ноги» выводила соответствующие типы плясок (20).

Несмотря на то, что пока не существует единой и общепринятой системы классификации европейских танцев, главой венгерской этнохореологической школы Д. Мартином разработаны общие принципы методов систематизации танцев, используемые как отечественными исследователями, так и зарубежными при решении вопросов, связанных с данной проблемой. В связи с этим, Д. Мартин предлагает при систематизации танцев два критерия:

1. любой танец по составу участников может быть сольным, парным, групповым (коллективным), коллективно-парным;

2. на основе учета степени свободы исполнителей танца в обращении с хореографическим текстом и воплощением пластической идеи в реальность танцы будут подразделяться на а) регулярные (то есть с каноническим текстом), регулятивные и на б) нерегулярные, импровизированные (42).

Данный подход позволил теоретически предположить, что существует всего восемь жанров танцев, причем пять из них отмечаются в Европе, за исключением танцев сольных регламентированных, коллективных импровизационных и коллективно парных регламентированных.

В различные периоды истории разным этническим образованиям были присущи те или иные жанры танцевального искусства. Так, средневековье характеризуется танцами коллективного характера, «цепочными», «круговыми»; эпоха Возрождения — сольными мужскими, свободными парными танцами, а XVIII-XX вв., в основном, парными регулярными и парными групповыми танцами. Поэтому, опираясь на данные разработки венгерских ученых, наши отечественные исследователи делят русские хороводы на две группы: 1) танцевальный хоровод, представленный импровизационными круговыми и цепочными танцами; 2) нетанцевальные хороводы, в которых отсутствует важный признак хореографической структуры — ритм танца (хороводы-шествия, хороводы-игры) (46).

Большинство исследователей придерживаются в классификации традиционной народной хореографии принципа принадлежности танца к тому или иному обряду, имея в виду их функциональное значение. Исследователь молдавских народных танцев Л.В. Ошурко считает, что в качестве первого основного признака деления танцев на группы надо принять деление по тематике. Кроме того, он учитывает в своей классификации пространственный рисунок расположения танцующих, а также обращает внимание на те танцевальные движения, которые, являясь основными, настойчиво повторяются [46].

4 стр., 1977 слов

Армянские народные танцы

... пересекаются, но они дают широкую картину существования армянских танцев. Другая классификация может быть сделана на основании разделения между сельскими народными танцами и танцами, которые создают профессиональные коллективы; или же ... он до сих пор встречается в Дароне, Sassoon и Shatag. В средние века Gorani называлась любовная песня. Сегодня все версии Gorani обычно родственны печальным событиям ...

Литовская исследовательница Е. Моркунене классифицирует танцевальный материал литовской народной хореографии по форме, хореографической структуре, пространственному рисунку, то есть использует для анализа многокомпонентный критерий. Исходя из этого, исследователь делит все народные литовские танцы на четыре жанра:

1. танцы-сутартине;

2. танцы;

3. хороводные игры;

4. хороводные танцы.

Кроме того, учитывая, что одной из основных черт литовской народной хореографии, по ее мнению, является фигурная структура (здесь под фигурой следует понимать танцевальное движение или общность нескольких движений), Е. Моркунене предлагает еще рассматривать пластическое содержание фигур и, согласно этому критерию она делит все танцы на четыре группы:

1. танцы с фигурами вращения;

2. танцы с фигурами различного плетения;

3. танцы, в которых участники по-разному ныряют через приподнятые руки других;

4. танцы, в которых участники, исполняя танцевальные фигуры, меняют свои места (46).

Жанрово-тематический принцип предлагает А.И. Гуменюк. Он рассматривает жанр, как исторически сложившуюся категорию, и поэтому выделяет в народной хореографии Украины три жанра:

1. календарные танцы (хороводы);

2. бытовые танцы;

3. танцы тематические (сюжетные) (48).

Ю.М. Чурко систематизирует хореографию белорусов на основе структурно-стилистического анализа. Э.А. Королева классифицирует молдавские народные танцы на основе их функционального назначения (48)

М.Я. Жорницкая за основу классификации танцев брала этнический признак, тогда как С.Ф. Карабанова, изучая малые народы юга Дальнего Востока, при классификации традиционного танцевального искусства, брала природно-климатический, территориально-географический критерии. Примером использования многокомпонентного по содержанию критерия классификации народных танцев является работа А.А. Климова (20), в которой анализируется хореографическая структура и общие для нее устойчивые признаки. Совокупность этих признаков — изобразительные и выразительные средства, форма и технологические приемы, закономерность и стиль исполнения, манера исполнения, традиционная тематика, песенное или музыкальное сопровождение, определенная композиция, количество участников и т.д. — в процессе исторического развития русского народного танца оставалась почти без изменений с точки зрения хореографии, поэтому на этом основании автор выделил два основных жанра: 1) хоровод и 2) пляску. Причем, А.А. Климов отметил, что в каждом из жанров есть различные виды, а именно, в жанре хоровода им выделены орнаментальные и игровые хороводы, а в жанре пляски существуют как древние виды, так и виды более позднего периода времени, вошедших в быт русского человека. К древним видам он отнес одиночную пляску, парную пляску, перепляс и массовый перепляс, а к поздним по времени видам — кадриль, лансье, польку и другие виды (20).

Интересный принцип классификации народных танцев предлагает латышский этнограф К. Баронс. Ученый делит латышские хороводы на:

1. древнейшие подлинные;

2. общие для латышей и других родственных народов;

3. заимствованные в новейшие времена от соседних народов (22).

Продолжая подобную традицию классификации народных танцев, применяет данный принцип классификации в сочетании с функциональным принципом и ученый-исследователь В.З. Савин, занимавшийся изучением шорского народного танца. Ученый по функциональному назначению шорские народные танцы делит на: 1) бытовые и 2) культовые. Устанавливая древнейшую принадлежность танца к тому или иному народу, исследователь делит шорские танцы на: 1) старинные собственные; 2) заимствованные (40).

Известная исследовательница хореографического творчества армянского народа С.С. Лисициан классифицирует народные танцы, исходя из их ритмической структуры (вид плясового произведения по содержанию и хореографическим элементам; вид плясового произведения по форме; вид плясового произведения по полу и возрасту участников, по виду мизансцен, по виду перестроений в танце, по виду сцеплений рук; вид плясового произведения по структуре и т.д. (5)

Латышский этнохореолог Х. Суна, придерживаясь той точки зрения, что латышская хореография является составной частью хореографии народов мира, а также того, что международная хореография владеет общезапрограмированной системой этнохореологического развития, выделяет три этнохореологических слоя в латышской хореографии:

1. танцы первобытнообщинного типа, в которых заметны параллели со старинным (археологическим) орнаментом и хореографией родственных народов (балты, славяне) и ближайших соседей (финно-угров, европейских народов);

2. танцы, с которых начинают складываться и развиваться зачатки танцев с «отбиванием» партнера;

3. танцы этого слоя еще называются танцами творческого слоя, так как они создаются и исполняются определенным числом участников. Причем каждый из слоев имеет ряд подтипов (5).

Наиболее интегрированной является система классификации танцев, предложенная А.С. Фоминым, вобравшей в себя элементы различных типологических построений и основана на бинарной сущности танца (т.е. биосоциальной природе происхождения его), отражающей качественную и количественную характеристику всех его сторон. Причем в танце сосуществуют как статические элементы, которым соответствуют «позы», так и динамические элементы, которым соответствуют «кинемы». В своей системе А.С. Фомин при описании самого танца, а также при систематизации различных видов хореографического искусства опирается на новейшие разработки в области методологии философии, а именно на предложенный новосибирским ученым Е.Д. Гражданниковым фрагментарный закон систематизации и классификации (ФЗ и ФСК) для фундаментальных и прикладных наук. Все вышеперечисленное поэтому и позволило А.С. Фомину создать интересную и наиболее полно раскрывающую сущность танца системную классификацию танцев (36).

Таким образом, опираясь на богатый практический опыт исследования народных танцев отечественными культурологами и этнохореоведами можно утверждать, что само понятие «танец», как справедливо замечает А. Фомин, лишь сначала кажется ясным и простым, а на деле — достаточно неопределенно. Затруднения возникают уже при попытке обозначить границы понятия и классификации. Наиболее распространенной является трактовка танца в качестве средства создания художественного образа в искусстве.

Народный танец — это уникальное явление жизни всех времён и народов. Он определяется как первооснова всех видов хореографии, один из древнейших видов народного искусства, уходящий корнями в древние ритуальные пляски, народные празднества, свадебные и другие обряды. Это танец, который рождается и совершенствуется в процессе развития того или иного народа. Но в то же время следует заметить, что до сих пор нет четкого определения данного феномена, так как понятие «народный танец» все еще допускает множественность трактовок, что создает определенные трудности при работе с ним.

1.3 Развитие русского народного танца

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы «хороводились и играли кругами» (30).

В V-VII веках народный танец исполняли в лоне «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство — Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств (5).

Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров, ряженых медведями, и четыре медведя, одетых танцорами.

В 1113 году Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, чтобы унять беспредел, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Им оказался каменщик Петро Присядка. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Каменщик Петро Присядка много работал, сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

Скоморохи владели высокой техникой пляса, но их искусство, глубоко народное, уходило корнями в языческие игрища и обряды. В XII веке очень популярным становится жонглирование, которое достигает полного расцвета в XIII веке. Танец жонглирования был виртуозен, с сильной примесью акробатических движений с применением темпов элевации. Ноги выворотны, часто вытянут носок. Жонглер сам сочиняет и исполняет поэзию и музыку и в то же время танцует, показывая акробатические трюки и фокусы, водит обезьян. Занимает порой высокое положение, порой «нищенствует». В XIV и XV веках становятся очень популярными «танцы ряженых», которые и по сей день бытуют в наших праздниках. (20)

В конце XV века русский народ окончательно освобождается от татаро — монгольского ига, что способствует мощному подъему национальной культуры. В 1571 году была создана «Потешная палата» царя Михаила Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи, а в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси- Иван Лодыгин.

Наряду со скоморошеством существовал народный профессиональный и самодельный театр. Этот театр пережил скоморошество и, как и их искусство он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий, размашистый жест, громкое пение, удалая пляска. Многие из этих видов дожили до XX века и, не смыкаясь с балетным театром прямо влиял на него опосредованно — через музыку, живопись, через опыт хореографов и искусство русских танцовщиков. (30)

XVII век связан с именем «почти легендарного» балетмейстера Бошана. Депрео говорит: «Бошан сумел первый расчленить темпы». Это расчленение танцевальных па на темпы и лежит в основе системы записи танцев, возникших в конце XVII века. Бошан первый сформировал пять выворотных позиций. Но они для него еще начало. Движение и позиции рук также разработаны Бошаном. Именно Бошан систематизировал всю ученую хореографию, совместив французскую и итальянскую школу. Таким образом, к началу XVIII формируется и русская народная хореография.

К XVII веку начала складываться система сценического танца с разделением на классический и характерный. (9)

Характерный танец — это одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В XVII-XIX веках термин «характерный танец» служило определение танца в характере, образе. Такой вид танца был распространен в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и т.д. Характерный танец обогащается движениями и жестами, специфичными для той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так строго как в классическом танце. (23)

Также в XVII веке усилился процесс экономического, политического и культурного подъема России как могучей национальной державы. Расширялись международные отношения Родины, росли ее культурные связи с зарубежными государствами.

Русские дипломаты и купцы, просто вольные путешественники знакомились с театром Запада. Балет вызывал особый интерес потому, что язык музыки, танца и пантомимы доступен каждому. Привлекала пышность балетных зрелищ: смена декораций, выезды всевозможных персонажей на разукрашенных колесницах, роскошь костюмов и т.д. Подобные зрелища могли прославить могущество централизованного Российского государства. В 1673 году в подмосковном селе Преображенском был поставлен «Балет об Орфее и Эвредике».

XVIII век ознаменовался появлением нового государства — Российской империи. Эта эпоха связана с именем Петра I — блестящего реформатора своего времени. Произошли серьезные преобразования и в культуре, постепенно видоизменяется и русское народное танцевальное искусство. Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярные европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез и другие. В I половине XVIII века центральным танцем был менуэт, который пришелся ко двору у русских исполнителей, т.к. он требовал на исполнение как раз тех черт, которые присуще русской женщине: это пластика и ее природная скромность, мягкость и выразительность танца. И лишь в народе русский танец не только сохранился, но и развивается, принимает новые разновидности. Так, в результате влияния западных салонных танцев в русском быту появляется кадриль, полька и др, которые, попадая в деревню, коренным образом изменяются, приобретают типично русские местные черты, манеру и характер исполнения (26),

В это же время в России появился крепостной балет, зародившийся в помещичьих усадьбах и достигший высокого художественного уровня к концу XVIII века. Поскольку в провинции еще не было театра, крепостные труппы объективно служили просветительным целям. Богатые дворяне, наследуя бескрайние земли, владея тысячами крестьянских душ, устраивали у себя государство в миниатюре. В подражании столицам возник и крепостной театр. Первоначально крепостные исполняли для своих господ народные пляски. Один из мемуаристов эпохи рассказывает, как, посетив помещичью усадьбу в Псковской губернии, видел такие «деревенские танцы». Танцовщицы крепостного балета, даже становясь заправскими «дансерками», бережно передавали друг другу традицию национальной пляски. Это в многом зависило от условий их жизни. Во-первых, попадая в обстановку помещичьей «балетной школы», они сохраняли связь с родным селом, с его песнями и плясками. Во-вторых, они редко отрывались совсем от своей среды, трудясь в поле и господском доме наравне с другими крепостными. В-третьих, крепостные балетные актеры лишь в редких случаях имели иностранных учителей и постановщиков (34),

Русская национальная тема широко утвердилась в крепостных балетных театрах XVIII века. Характер представления там был более самобытен, нежели на придворной или частной сценах Москвы и Петербурга. Чаще всего самобытные танцевальные произведения, отдельные номера или интермедии — входили в оперы на русские сюжеты.

Балетная труппа графов Шереметьевых была наиболее профессиональной среди крепостных балетов. Ее актеры обучались с детства, их отбирали от родителей и воспитывали в строгом режиме, изменяя фамилии из-за прихоти хозяина по названию драгоценных камней.

Среди танцовщиц этой группы выделялись Мавра Урузова — Бирюзова, фигурантами были Авдотья Аметистова, Матрена Жемчугова, Анна Хрусталева и др. Среди танцовщиков первые роли исполнял Василий Воробьев, вторые — Кузьма Сердоликов, Николай Мраморов. На первом месте в этой группе стоит имя Татьяны Шлыковой — Гранатовой.

Балетное искусство России с первых шагов заявило о себе как об искусстве профессиональном. Оно не знает любительского периода, как во

Франции, где балетные спектакли были монополией знатных придворных и семьи короля.

В России первые же спектакли исполнялись актерами, обучались в театральных школах, для которых театральное выступление являлось источником существования. Они совершенствовали свое мастерство и выражали свой стиль, свою манеру сценического поведения. (8)

Будущие русские танцевальные школы зародились в недрах учебных заведений общего типа, не связанных с театром. Санкт — Петербургский шляхтский корпус, учрежденный в 1731 году, готовил русских юношей к военной и государственной службе. Их обучали многим предметам, в том числе и танцам. Они 4 раза в неделю по 4 часа занимались хореографией. Сюда в 1734 году на должность танцмейстера был приглашен Ж. Ландэ. (42)

В XVIII веке русские народные танцевальные образы, народная пляска сохранялась на русской сцене.

Бережно сохраняли искусство русской народной пляски, ее сценическую выразительность драматические актеры и певцы оперного театра. Песенно-комические номера непосредственно соединялись с плясками старинного народного театра. Интерес русского общества к хореографическому искусству увеличивался с каждым новым балетным представлением. Необходимость создания школы стала очевидной. В 1738 году было положено начало хореографического образования в России. Школа разместилась в бывшем дворце Петра I; балетмейстером был Ж. Ландэ. Достойное место в школе занимал А.А. Нестеров, он занимался еще до открытия школы у Ландэ и был первым русским балетным педагогом (32).

В 1777 году в Петербурге был открыт общедоступный театр. Это был первый в России коммерческий общедоступный театр, называвшийся «Вольным театром». Через несколько лет он перешел в казну и стал называться городским. В 1806 году школа при Петровском театре закончила существование, на ее базе было организовано Московское императорское театральное училище.

Русская хореография во второй половине XVIII века осваивает изучение постановочных тенденций и педагогические приемы зарубежного балета. В России работает Гильфердинг, Анджиолини, Канциани. Это время знаменуется усилением тенденций в русской культуре. Они связаны с крестьянскими восстаниями, народными волнениями, которые прокатились по всей стране.

В начале XIX века, когда крепостной балет изжил себя, многие его артисты попали на столичную императорскую сцену.

С начала XIX века значение термина характерного танца стало меняться — его называли полухарактерным, а определение характерный перешло к народному танцу. Такое значение термина закрепилось доныне. Характерный танец XIX века отличался от народного тем, что имел не самостоятельное, а подчиненное значение. Законы его диктовала оркестровая, затем симфоническая музыка и стилистика спектакля. Народные движения были ограничены определенным количеством pas той или иной национальности. (29)

Понятием «характерный танец» в XIX веке и начале XX века обозначали театрализованный бытовой танец в характере, как салонный, так и площадный. Подчиняя народную пляску определенному содержанию, характерный танец отбирал наиболее значительные ее особенности и, укрупняя, видоизменяя главное, опускал не существенное. Такой отбор был закономерен. Он позволял передать в танце дух исторических эпох и конкретные обстоятельства действия денного спектакля, черты, свойственные всему народу, и отличительные черты действующего лица. Потому на основе одной и той же народной пляски можно создать несколько мало похожих друг на друга характерных танца.

Место и роль характерного танца в балете то расширялось, то сужалось, согласно эстетическим требованиям той или иной эпохи. Он мог быть действенной основой всего спектакля, мог выпадать из действия, сохраняя лишь права вставного номера.

С самого начала в характерном танце наметились две тенденции. Одна основанная на творческой близости к фольклорному первоисточнику, стремящаяся передать его смысли художественную природу; другая — украшательская, стилизаторская. Обе тенденции воздействовали на судьбу русского характерного танца в продолжении всей его дореволюционной истории, безошибочно выдавая общее состояние балетного репертуара того или иного времени.

Во второй половине XIX века характерный танец в балетном спектакле находился на втором плане. В основе своей он имел народный национальный танец, подвергавшийся значительной стилизации как в рисунке групп, так и в трактовке движений, которые стилизовались в принципах классики. Сохраняя принадлежность к национальным танцам, они смягчались, округлялись, обретали большую плавность. Абсолютная выворотность ног классических танцовщиков заменялась здесь относительной выворотностью. Носки ног вытягивались как в классическом танце, руки раскрывались и поднимались в позициях классического танца. Танцы самых непохожих народностей строились на одинаковых движениях pas de basque, battement developpe, battement jete. (6)

В некоторых случаях характерные танцы вообще принимали форму классических вариаций. При постановке китайских, японских, индийских па

балетмейстеры доводили стилизацию до заимствования прыжковой техники классического танца, сохраняя характерность в постановке рук и корпуса.

В конце XIX века был создан exercice характерного танца. В его основе лежал exercice классического танца. Это позволило при постановках характерного танца широко использовать законы хореографического тематизма. Вообще XIX век характерен для русского государства серьезными переменами. В стране развивался капитализм, а вместе с ним появился рабочий класс. Все это находит отражение и в народном творчестве.

В самом конце XIX века начала XX века многие артисты балета начали заниматься педагогической деятельностью, такие как: А. Горский, М. Фокин, В. Тихомиров и другие. Горский обогащает лексику классического танца за счет характера и широко вводит в спектакль народный танец. В 1914 году он показал программу «Танцы народов», куда входили театрализованные пляски различных наций. (23)

На протяжении ХХ века народный танец прошел путь от народно-бытового танца к стилизованному народно-сценическому. При этом все изменения, касавшиеся народной хореографии в рассматриваемый период, были весьма существенными и происходили довольно стремительно. Одним из основных принципов развития народного танцевального искусства в ХХ веке является принцип его профессионализации. Поднимая на более высокий уровень исполнительское мастерство народных танцев, этот процесс способствовал еще и тому, что постепенно сменился носитель национальных танцевальных традиций от представителей простого народа к профессиональным исполнителям, балетмейстерам и педагогам, что непосредственно сказалось и на развитии отечественной бытовой хореографии.

Таким образом, русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

2. Методические основы изучения народно-сценического танца

2.1 Народный танец как предмет обучения

Народный танец, как предмет обучения, является одной из профилирующих дисциплин специального цикла в учебных заведениях культуры и искусства.