Древнейшие истоки народных танцев

Курсовая работа

Классификация народных танцев

Интересные принципы классификации народных танцев предлагают латышский этнограф К. Баронс и ученый-исследователь В.З. Савин. К. Баронс делит латышские хороводы на три категории:

  1. Древнейшие подлинные хороводы;
  2. Хороводы, общие для латышей и других родственных народов;
  3. Хороводы, заимствованные в новейшее время от соседних народов.

Сочетая принцип классификации с функциональным подходом, В.З. Савин исследует шорский народный танец и делит его на две категории:

  1. Бытовые танцы;
  2. Культовые танцы.

Ученый также разделяет шорские танцы на старинные собственные и заимствованные, учитывая их принадлежность к древним временам.

Однако автор данной работы считает, что наиболее полное и обоснованное исследование вопросов классификации народных танцев представлено в работах Х. Суна и А.С. Фомина.

Известная исследовательница хореографического творчества армянского народа С.С. Лисициан классифицирует народные танцы исходя из их ритмической структуры, содержания, хореографических элементов, формы, пола и возраста участников, мизансцен, перестроений в танце, сцеплений рук и структуры.

Благодаря работам С.С. Лисициан появилось многообразие классификаций народных танцев, а ее теоретические разработки способствовали развитию новых и усовершенствованных концепций в вопросе классификации танца.

Латышский этнохореолог Х. Суна считает, что латышская хореография является частью хореографии народов мира. Он выделяет три этнохореологических слоя в латышской хореографии.

Глава 3. Примеры народных танцев и их описание

Хоровод (от др.-греч. χορός — «групповой танец с песней» и общ. слав. вод — корень слова «водить») — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Другие названия — карагод и танок.

Система классификации танцев А.С. Фомина

Танцы первобытнообщинного типа, в которых заметны параллели со старинным (археологическим) орнаментом и хореографией родственных народов (балты, славяне) и ближайших соседей (финно-угров, европейских народов) являются частью системы классификации танцев, предложенной А.С. Фоминым. Его интегрированная система вобрала в себя элементы различных типологических построений и основана на бинарной сущности танца, отражающей качественную и количественную характеристику всех его сторон.

9 стр., 4410 слов

Реферат танцы народов севера

... танцы коренных народов Севера изучены недостаточно. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования этих народов обусловили их традиционную культуру. Традиционные танцы народов Севера ... народного танцевального костюма, атрибутики и музыки. 1. Танцевальная культура народов Севера Традиционным занятием кочевых северных народов ... и шаманских празднествах. Круговые танцы-хороводы «ХЭДЬЕ», «ХЭДЬЭ», « ...

А.С. Фомин основывается на новейших разработках в области методологии философии и опирается на фрагментарный закон систематизации и классификации (ФЗ и ФСК) для фундаментальных и прикладных наук, предложенный ученым Е.Д. Гражданниковым. Это позволило ему создать интересную и наиболее полно раскрывающую сущность танца системную классификацию танцев.

Введение

Хоровод — древний танец, распространенный главным образом среди славян, но также встречающийся у других народов. У разных славянских народов этот танец называется по-разному: коло (сербское), оро (македонское), хцро (хорватское), хора (болгарское).

У других народов он известен как ёхор (бурятское), хурэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и т.д. Хоровод имеет определенное сходство с танцами лонгдол и менуэт.

Кроме того, восточными славянами термин «хоровод» также используется для обозначения молодежных игр на открытом воздухе, которые сопровождаются исполнением танца-хоровода. Обычно они проводятся в конце весны — начале лета, хотя могут встречаться и осенью.

Автентичный вид хоровода сохранился на Русском Севере, где он заметно отличается от традиционного хоровода на Средней полосе России. Однако с течением времени этот танец был практически забыт в большинстве регионов. Его оригинальный образ можно видеть, например, в деревне Усть-Цильма Республики Коми во время народных гуляний «Красные горки», которые, возможно, уходят своими корнями к языческому обряду поклонения Яриле. Первые достоверные сведения о проведении «Горок» относятся к середине XIX века.

Традиции русского севера

Горочное «хождение под песню» – это танец, исполняемый мужчинами и женщинами всех возрастов, начиная с детей и заканчивая стариками. Проходит он в традиционных костюмах и представляет из себя полноценное празднество. Танец состоит из семи символических фигур: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая фигура соответствует определенной песне и ритму, которые меняются от медленного и плавного в начале до стремительного и энергичного в конце.

Под первой фигурой «столбы» участвуют только женщины. Эта фигура представляет собой неподвижный квадрат, из которого по трое танцовщиц выходят и, обойдя остальных, возвращаются обратно. Танец символизирует продолжение рода.

Хоровод является не только формой развлечения и танца, но также представляет собой своего рода ритуал, передающий мировоззрение и эстетические ценности русского народа на протяжении многих веков.

Описание Усть-Цилемского хоровода

Усть-Цилемский хоровод является одним из наиболее известных традиционных танцев народов Сибири. Он представляет собой комплексную хореографическую композицию, состоящую из нескольких частей.

Первые шесть фигур Усть-Цилемского хоровода

Первые шесть фигур Усть-Цилемского хоровода представляют собой последовательность движений, которые выполняют участники хоровода.

15 стр., 7177 слов

Ансамбли народного танца

... Главным девизом ансамбля является сочетание традиций и новаторства, при сохранении народного танца. В их репертуаре можно найти народные танцы национальностей Поволжья, Кавказа, южнорусские хороводы и многое ... качественной трансформации народного танца в нашей стране с древних времен по наше время.Развитие народного танца в истории народа Развитие народного танца тесно связано с историей народа и ...

Танцевальные фигуры Усть-Цилемского хоровода

  1. Вожжа: участники движутся волнистой линией, образуя змейку. Амплитуда движений постепенно уменьшается, и участники проходят под аркой, образованной руками первой пары.
  2. Плетня: участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.
  3. Круг: колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.
  4. Сторона на сторону: мужчины и женщины разделяются на две шеренги и расходятся в разные стороны, затем снова сближаются. Девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают хозяйкам.
  5. Шестая часть горочного обрядового танца: участники встают квадратом и делают движения, символизирующие сев проса.

Плясовая часть и народные танцы

После шестой фигуры начинается плясовая часть Усть-Цилемского хоровода. В этой части уже не хоровод, а обыкновенные праздничные народные танцы под аккомпанемент гармони.

Гопак

Гопак является национальным украинским танцем. Он танцуется в украинских национальных костюмах и характеризуется энергичными движениями, включающими пляску вприсядку, пробежки и высокие прыжки. Иногда в танце используются боевые сабли украинских казаков.

Краковяк

Краковяк является быстрым танцем польского происхождения. Он имеет оживленный характер и ритм с частыми синкопами. Танец исполняется весело и темпераментно, с горделивой осанкой.

Усть-Цилемский хоровод представляет собой уникальное танцевальное наследие народов Сибири и является важной частью их культуры и традиций.

История европейских танцев: Краковяк, Полька и Чардаш

Танцы играют важную роль в культуре различных народов, и европейские танцы не являются исключением. В данной статье будет рассмотрено три народных танца: краковяк, полька и чардаш.

Краковяк

Краковяк был изначально характерен для жителей Краковского воеводства, а позже стал популярным среди шляхетской среды. Этот танец сначала исполняли только мужчины, но потом к ним присоединились и женщины. В XIX веке краковяк был очень популярен на балах.

Благодаря своей захватывающей музыке, краковяк нашел упоминания в оперной и балетной музыке, например в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки и «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева. Кроме того, Ф. Шопен использовал музыку краковяка в своем «Рондо а ля краковяк» для фортепиано с оркестром.

Изучение истории европейских танцев показывает, как танцы могут быть не только развлечением, но и отражать культурные традиции и исторические события. Краковяк, полька и чардаш — это всего лишь несколько примеров богатой истории европейских танцев, которая по-прежнему привлекает людей по всему миру.

Чардаш — это танец с характерной вариацией темпа. Он начинается с медленного лиричного вступления в виде кругового танца, а затем переходит в быстрый парный танец. Существуют различные вариации темпа, такие как csárdás, sűrű csárdás и szökős csárdás. Музыкальный размер обычно 2/4 или 4/4.

Чардаш танцуют как мужчины, так и женщины. Женщины носят традиционные широкие красные юбки, которые приобретают характерную форму во время кружения.

Тема исследования: Сравнительный анализ традиционных мужских танцев

Великие композиторы, такие как Ференц Лист, Витторио Монти, Иоганнес Брамс, Иоганн Штраус, Пётр Ильич Чайковский и другие, обратились к тематике чардаша в своих произведениях.

4 стр., 1832 слов

Венгерский танец

... профессиональные танцоры и певцы, так и коллективы художественной самодеятельности. 2. ДВИЖЕНИЯ ВЕНГЕРСКОГО ТАНЦА В массовом «чардаше» каждая пара может исполнять фигуры по собственному выбору и желанию. ... условий жизни венгерского народа они развивались быстрее женских. Именно поэтому не случайно ведущее начало мужской пластики в таком танце, как «чардаш». Групповые мужские танцы нередко имеют ...

Аркан — это украинский гуцульский народный мужской танец, который, по преданию, является танцем богатырей, спустившихся с гор. Музыкальный размер танца составляет 2/4. Основной шаг повторяется на протяжении всего танца, сменяясь разнообразными фигурами.

Интересно отметить, что у гуцулов до сих пор существует инициастический «мужской союз» под названием «Аркан». Считается, что этот союз является аналогом «женского союза», который существовал в разных регионах, таких как «Поляница», «Босорканя», «Мава», «Нява», «Яга», «Додола-Дудулица».

Танец «Аркан», который считается идентичным ирландскому «Ev Sistr» и бретонскому «Ev Chistr ‘Ta, Laou!», является обрядом посвящения гуцульского двенадцатилетнего парня в воины. После участия в этом танце, он получает право осуществлять другие танцы, носить бартку и подпоясываться широким поясом. Считается, что этот ритуал делает его потенциальным членом тайного союза, известного как «опришки».

Орден «Аркан» и танец «Аркан»

Название ордена и танца «Аркан» происходят из латинского слова «arcanus», что означает «тайный, спрятанный, молчаливый». Сами римляне утверждали, что это кельтское слово. Танец «Аркан» характеризуется молчанием, в то время как кельто-бретонцы не знают этого танца, но исполняют музыку, идентичную «Аркану», сопровождая ее словами о священном напитке воинов-фенниев — сидре. Интересно отметить, что название касты жрецов славян «волхвы» также происходит от слова «валахи», которое изначально означало «кельты» и затем перенеслось на романизированное кельтское население и другие романизированные этносы.

Танец аттан

Аттан — традиционный пуштуно-афганский танец и национальный танец Афганистана. Он возник во времена античности в пуштунских племенах Бактрии и изначально исполнялся мужчинами как ритуальный танец. Позже аттан стал также использоваться как боевой танец афганских мусульман. Существуют различные виды аттана: боевые, праздничные, исполняемые на свадьбах, семейных сборищах, а также посвященные наступлению весны.

Аттан обычно исполняется под звуки дхола — двустороннего барабана с низким и тихим резонирующим звуком. Кроме того, в состав ансамбля могут входить такие инструменты, как табла, 18-струнная робаб, сурнари (или шанаи в Индии, зурна в Центральной Азии и Турции, зурла в Македонии) — деревянная флейта, а также тула — известная как деревянная флейта.

Техника исполнения аттана с течением времени претерпела изменения, но его основа осталась неизменной. Это круговой танец, в котором участвуют от двух до нескольких сотен человек. Исполнители ритмично двигаются по кругу, кружась и ускоряя ритм. В более сложных вариантах аттана присутствует руководитель, который медленно танцует, используя различные стили и техники. Танец заканчивается после сигнала руководителя, который может быть выражен положением руки на полу или взмахиванием ею. Музыканты во время аттана полностью подчиняются руководителю и играют так, как он указывает.

14 стр., 6969 слов

Азербайджанские танцы

... до высшей степени совершенства, руки в азербайджанских танцах вполне справедливо считаются самыми мягкими и красивыми." Обычно азербайджанский женский танец состоит из трех частей: сперва ход ... большого количества танцующих. Одним из самых красивых считается азербайджанский танец, ведь без танца немыслимо понимание народа этой страны. Азербайджанская культура прошла тяжелый путь, она формировалась в ...