Потребности. Иерархия потребностей. Значение удовлетворения потребностей для развития личности

Сочинение

↑ Пирамида потребностей А. Маслоу

Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия

ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Первые две ступени являются первичными или врожденными ,

так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся

физиологические

и

Физиологические потребности

являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.

Экзистенциальные

включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.

Социальные

потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.

Престижные

или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.

Престиж

  • это мера признания обществом заслуг человека.

У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия — и есть престижные потребности.

Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) являются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.

19 стр., 9156 слов

Мини почему потребности у всех людей разные

... человек стремится к удовлетворению своих не только биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни. Сочинение: Человеческие потребности , Содержание Введение 1. Возникновение потребностей Характеристика базовых потребностей ...

Познавательные потребности

  • это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют

когнитивными потребностями

Эстетические потребности

  • это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.

духовные потребности

или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности

(саморазвитие, самосовершенствование)

Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.

Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

«

Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека

». Психологи К. Холл и Г. Линдсей

псевдопотребностями

, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности

  • это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Мнимые потребности

  • искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают , Мини-сочинение

Я.Л.Коломинский «Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают»

3 стр., 1079 слов

Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности ...

... экономику «искусством удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» “Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных… Само слово «экономика» ... потребностей общества. Поскольку потребности практически безграничны, а ресурсы редки, экономика не в состоянии удовлетворить все материальные потребности общества. ... — человек «инвестирует» ...

Я.Л.Коломинский говорил: «Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают». В данном высказывании автор поднимает идею взаимосвязи потребностей человека и его социального статуса. Смысл этого высказывания в том, что чем «выше» потребности человека, тем больше он ценен для общества, тем выше его социальный статус. В теории потребность человека определяется как осознанная необходимость в благах для нормальной жизни и развития. Потребности подразделяются на несколько видов: биологические, социальные и духовные. Биологические потребности — это потребности, связанные с природной сутью человека: в пище, отдыхе, жилище. Социальные потребности — это потребности в общении, самореализации, признании другими людьми. Духовные потребности выражаются в желании человека приобщиться к прекрасному, духовному, нематериальному. Удовлетворение потребностей обуславливает человеческую деятельность — осознанную активность, направленную на преобразование окружающего мира. Значит, какие потребности преобладают у человека — биологические или социальные — такую направленность и будет иметь его деятельность. Очевидно, что удовлетворение биологических потребностей замыкает круг собственно на их субъекте, но если говорить о социальных потребностях, то тут круг вовлеченных лиц значительно расширяется, активность человека больше направлена не внутрь, а во внешние проявления и он оказывается вовлечен в жизнь общества, деятельно в ней участвуя. Естественно, общественная ценность такого человека сразу же повысится, что непременно отразится и на его социальном статусе (место в обществе).

Приведу пример из личного опыта. Не так давно я читала книгу Гончарова «Обломов». Ярким примером преобладания биологических потребностей является главный герой. Обломову нет дела ни до чего, кроме как возможности сытно отобедать и спокойно поспать. И вся его жизнь, направленная на удовлетворение этих потребностей, никому не принесла пользы, а сам Обломов не представляет никакой ценности для общества, что отразилось и на его статусе — мало кому известный, не очень способный человек с небольшим доходом. Чего не скажешь о его друге Штольце. У того явно преобладают социальные и духовные потребности — он успешно ведёт свои дела, много путешествует, занимается самообразованием, впоследствии проявляется и ещё одна социальная потребность — потребность в семье. Штольц — успешный хозяин, зажиточный господин, прекрасный муж и просто достойный мужчина с хорошей репутацией, известный не только в России. Преобладание у него социальных потребностей сделало из него ценного для общества человека. Другой пример приведу из истории. Знаменитый академик, великий учёный — М.В.Ломоносов тоже отличался преобладанием социальных и духовных потребностей и пренебрегал биологическими. Ведь для того, чтобы получить образование, он готов был терпеть любые лишения и тяготы. Каким же ценным из-за этого оказался он для общества говорить, думаю, не имеет смысла, это очевидно. Ломоносов добился многого, стал великим учёным, занял видное положение в обществе да и в отечественной истории. Итак, ценность личности действительно обуславливается преобладанием в ней тех или иных потребностей, а также это влияет и на её социальный статус.

24 стр., 11761 слов

«Художественная литература как средство развития словаря ...

... языковых средств выразительности; - наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения); - наличие многозначных слов. 2. Произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но ...

ДРУГИЕ ЭССЕ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК МИНИ-СОЧИНЕНИЙ

Сочинение на тему Является ли труд потребностью?

41. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.

2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома — двадцать шестого.

3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.

4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы бу-дете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

42. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко.

2) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

3) На миг я ощутил полузабытый запах — такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

4) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?

43. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день?

2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам-в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.

3) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

44. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четвер-ти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей.

2) И тогда я от полной безысходности решился на дикий поступок.

3) Урок рисования был один раз в неделю, и я просто не знаю, как дожил до следующего урока.

4) А потом пятёрка появилась и в классном журнале!

45. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

3) Ты не бойся: поболит — перестанет!

4) Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай.

46. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

13 стр., 6084 слов

Театрализованные игры как средство формирования выразительности ...

... как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников. Задачи: 1) изучить теоретические основы формирования выразительности речи у старших школьников 2) изучить методику формирования выразительности речи у детей ... грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность. Выразительная речь характеризуется различными интонационными ...

1) От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.

2) Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.

3) У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, — сказала она и чихнула.

4) — Лёшка — золотой мальчик, а вы все трусы.

47. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.

2) Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумев-шие голуби.

3) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

4) Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.

48. В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?

1) Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его па-мяти?

2) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.

3) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.

4) Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь.