Мини почему потребности у всех людей разные

Сочинение

Сочинение в публицистическом стиле на тему является ли труд потребностью

Человек – существо весьма сложное и противоречивое. Он сочетает в себе признаки биологического существа, социального индивида и духовно развитой индивидуальности. Говоря иначе, у человека имеются биологические, социальные и духовные потребности, без удовлетворения которых он не может существовать. С биологическими потребностями все просто – они самые примитивные и, в то же время, самые насущные, жизненно необходимые. Только удовлетворив потребность в пище, сне, безопасности, человек может думать о чем-то еще. Однако биологические потребности, являясь необходимыми, вовсе не являются достаточными для полноценного существования на Земле. Сегодня, по-моему, уже не требует доказательств тот факт, что человек – существо социальное. Он способен развиваться только в условиях общества, постоянной коммуникации с другими людьми. Доказательство тому – дети-«маугли», воспитанные животными, выросшие в условиях изоляции от других людей. Такие дети не умеют ходить, говорить и так далее. Больше того, их практически невозможно обучить этому. Эти дети, в огромной степени, утрачивают способность быть людьми, потому что у них отсутствуют необходимые навыки коммуникации с другими людьми, то есть навыки, обеспечивающие жизнь в социуме.

Получается, чтобы стать человеком – индивидом, говоря научным языком, – нужно родиться и воспитываться в человеческом обществе, среди людей. Больше того, коммуникация есть одна из насущных потребностей человека. Даже очень замкнутые люди имеют свой минимальный круг общения. Без этого просто невозможно жить – если человек лишается коммуникации с другими людьми, он сходит с ума и начинает придумывать себе мнимых собеседников, компенсируя тем самым дефицит общения в реальности. А как же отшельники, спросите вы? Или аскетичные монахи, сознательно уходящие от мирской суеты? Мне кажется, что и эти люди имеют свой, «высший», круг общения – они ежесекундно общаются с Богом, делая Его своим собеседником. Но такой духовный подвиг – удел избранных, он требует физической, психологической предрасположенности и не под силу большинству. Итак, человек – существо социальное. Для его полноценного развития и существование необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными институтами. Но является ли это единственной небиологической потребностью человека? Американский психолог А. Маслоу еще в 20 веке описал «пирамиду потребностей человека» – то есть то, без чего тот не может жить.

18 стр., 8906 слов

Общение и коммуникативные барьеры

... осу­ществлять обратную связь. Понятие «общение» указывает не только на межличностный характер коммуникации (т.е. на взаимодействие между двумя или несколькими людьми), но и относится к деятельно­ ... на общение в целом. Возникновение коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек - существо социальное - общение ему ...

В этой пирамиде важное место занимают так называемые духовные потребности – ведь именно они характеризуют человека как Человека. Одной из таких «насущных» потребностей человека как индивидуальности является потребность в самовыражении. Все мы приходим в этот мир, имея способности, склонности к чему-либо, таланты и, возможно, даже гениальность.. И – такова наша природа – что мы должны это выражать, реализовывать в обществе, трансформируя тем самым себя и других. Зачастую такая самореализация происходит через труд, через профессию или работу. И тогда, как мне кажется, человек максимально счастлив – ведь он не только получает удовольствие и удовлетворение, но и материально обеспечивает себя и свою семью, приносит пользу обществу. Именно такой труд, как мне кажется, приносящий настоящее моральное удовлетворение, и является потребностью каждого человека. Причем слово «труд» здесь употребляется в самом широком значении – это может быть и занятие различными видами искусства, и спорт, и просто ведение домашнего хозяйства. Какие еще важнейшие человеческие духовные потребности можно выделить? На мой взгляд, помимо желания самовыражения, у человека существует желание постоянного развития, роста, движения вперед.

Именно поэтому он стремится узнавать что-то новое, учиться чему-то, читать, ходить в кино, театр и так далее. Вы скажете – ты описываешь какого-то идеального человека, а большинство людей совершенно другие. Возможно, в чем-то я с вами соглашусь – я описываю то, что заложено в человеке от природы, генетически… Другой вопрос – в какой степени эти потребности будут раскрыты и проявлены в нем, а это уже зависит от того окружения, в которое он попадает, – от его семьи, школы, общества в целом. Таким образом, только духовные потребности делают человека личностью, индивидуальностью, Человеком. Каждый из нас рождается с большим потенциалом – стать личностью. Это проявляется во взаимосвязанных потребностях – в самовыражении и саморазвитии. А эти «базовые» потребности уже влекут за собой необходимость трудиться, учиться, любить, создавать семью, самосовершенствоваться. Помните «крылатые слова» одного из героев М. Горького: «Человек – это звучит гордо!»? Я полностью согласна с Сатиным, но при условии, что этот человек стремится к удовлетворению своих не только биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни.

Сочинение: Человеческие потребности , Содержание

Введение

1. Возникновение потребностей

Характеристика базовых потребностей

3. Потребности в различных периодах человеческой жизни

Заключение

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-mojno-li-oboytis-bez-duhovnyih-potrebnostey/

Введение

Потребность – рождена чувством нехватки чего-либо. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать[1].

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека нет числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

6 стр., 2503 слов

Духовность и духовные потребности человека

... личность, способная обладать не только «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти. Потребности человека разделяются на несколько видов. Американский психолог Маслоу выделил пять основных видов потребностей. Это физиологические, ... употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Наряду со словом «душа» сущность духовного мира человека определяли и словом « ...

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения).

Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии).

Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

1.

Возникновение потребностей

Формирование человеческих потребностей в онтогенезе — развитие форм интенциональности деятельности — за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей. Существенную роль при этом имеет подражание, ориентированное на значимых взрослых или референтные группы.

Индивид представляет собой интегрированное, организованное целое. Мотивирован весь человек, а не его часть. Когда человек голоден, он весь голоден: он хочет есть, а не только его желудок.

Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

1 Ее отсутствие ведет к заболеванию2. Ее наличие предотвращает заболевание3. Ее восстановление излечивает заболевание. 4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности5. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать.

  • Физиологические потребности

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Физиологические потребности оказывают мощное влияние на человеческое поведение. Но это происходит только до тех пор, пока они не удовлетворены. Маслоу полагает, что на протяжении своей жизни человек практически всегда желает чего-либо, он является «желающим животным» и «редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только одно желание удовлетворено, на его месте появляется другое».

  • Потребности в безопасности

Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычно удовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков. Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность. Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности: согласно Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру.

4 стр., 1978 слов

Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Назначение ...

... по обществознанию Эссе на тему: Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель Жизнь человека невозможна без деятельности. Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Субъектом деятельности является человек, а объектом – предмет или область, ...

  • Потребности в зависимости и любви

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность. Констатирует Маслоу, отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида.

Маслоу говорит: «Любовь требует, чтобы ее и давали, и получали… Мы должны понимать любовь; мы должны быть способны учиться ей, создавать ее, предсказывать ее, или же мир будет поглощен враждебностью и подозрительностью».

  • Потребности в оценке

Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Маслоу считает теоретически возможным, что стремление к свободе может относиться к числу базовых психологических потребностей, но указывает на недостаточность адекватных научных данных в поддержку этого взгляда.

  • Потребности в самоактуализации

Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Маслоу обнаружил, что потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.

  • Желание знать и понимать

Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность.

  • Эстетические потребности

Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым поистине делает их больными. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего Я.

Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей.

Характеристика базовых потребностей

Базовые потребности обычно обнаруживаются и испытываются в указанном выше порядке. Однако есть много исключений. Некоторые индивиды, например, могут предпочитать самооценку любви со стороны других. Или, скажем, у человека, долгое время бывшего безработным, могут притупиться желания, связанные с высшими потребностями, раз ему в течение многих лет приходилось искать пропитание. У психопатической личности потребности в любви и привязанности так сильно фрустрированы, что желание любить и получать любовь потеряно. Есть, конечно, много исторических примеров того, как люди, ставшие мучениками идеи, полностью пренебрегают своими базовыми потребностями[2] .

Люди, которым повезло родиться в обстоятельствах, позволивших удовлетворить их базовые потребности, приобретают такой сильный и цельный характер, что могут противостоять фрустрации этих потребностей на протяжении значительных отрезков времени. Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. Как говорит Маслоу: «Люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз».

Маслоу предостерегает также против слишком строгого взгляда на иерархию потребностей. Не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно они имеют наибольшее влияние на поведение. Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. «Удовлетворенное желание, — говорит Маслоу, — больше уже не желание».

Люди могут знать или не знать о своих базовых потребностях. «У среднего человека, — пишет Маслоу, — они намного чаще не осознаются, чем осознаются… хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочь осознать их». Поведение, как отмечалось выше, является результатом действия многих сил. Оно может быть результатом не только нескольких базовых потребностей, сочетающихся каким-то образом, но также личных привычек, прошлого опыта, индивидуальных талантов и способностей, а также внешнего окружения. Как указывает Маслоу: «Если в ответ на стимульное слово „стол“ я немедленно представляю себе образ стола или говорю „стул“, эта реакция не имеет отношения к моим базовым потребностям».

Вероятно, только человек, знакомый с предшествующими психологическими теориями, в полной мере способен понять, насколько радикальными были эти идеи для большинства исследователей поведения. Маслоу описывает это как «… крушение устоявшихся, признанных и, казалось, незыблемых законов психологии».

Согласно Маслоу, истина, добро и красота у среднего человека нашей культуры лишь слабо корригируют друг с другом, а у невротика еще слабее. Только у развитого и зрелого человека, у самоактуализирующейся, полностью функционирующей личности они корригируют столь сильно, что по отношению ко всем практическим целям как бы сливаются. Я бы теперь добавила, что это справедливо и для других людей применительно к их пиковым переживаниям.

«Этот результат, если он правилен, находится, — отмечает Маслоу, — в прямом противоречии с одной из исходных аксиом, руководящих всем научным мышлением. Согласно ей, чем более объективным становится восприятие, тем удаленнее оно от ценностей факт и ценность почти всегда рассматривались интеллектуалами как антиномичные и взаимоисключающие».

3.

Потребности в различных периодах человеческой жизни

Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».

Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т.д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают:

1) всего диапазона потребностей человека;

2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей;

3) уровней удовлетворения потребностей;

4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

Чтобы учесть эти факторы, целесообразно, прежде всего, разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.

Полагаю, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный

уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый

(нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши

предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и / или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:

1) материальные блага для индивидуума и семьи;

2) власть и слава;

3) знания и творчество;

4) духовное совершенствование.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других — к власти и славе; у третьих — к знаниям и творчеству; у четвертых — к духовному совершенствованию.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Самоактуализация
Потребности роста*

(бытийные ценности) (метапотребности)

истина красота жизненность индивидуальность совершенство необходимость завершенность справедливость порядок простота полнота игра непринужденность самодостаточность осмысленность
Самоуважение уважение других
Любовь и принадлежность
Безопасность и уверенность
Физиологические воздух, вода, пища, жилище, сон, секс
  • Потребности роста равнозначны (иерархически не упорядочены)

Заключение

В данной контрольной работе я подробно рассмотрела вопрос, связанный с понятием потребности на различных этапах человеческой жизни. Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что:

  • Потребность – рождена чувством нехватки чего-либо. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психически недостаток чего-либо.
  • Принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии).

Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

— Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

  • В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ;
  • у других — к власти и славе;
  • у третьих — к знаниям и творчеству;
  • у четвертых — к духовному совершенствованию.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-mojno-li-oboytis-bez-duhovnyih-potrebnostey/

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1978

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию- М, 1996

3. Немов Р.С. Психология: Учебник. — Москва: “Просвещение”, 1995

4. Петровский А.В. «Введение в психологию» — М, 1995

5. Столяренко Л.Д., Лавриненко В.Н. Основы психологии — Ростов-на-Дону, 1999

[1] Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1978

[2] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию- М, 1996

Духовные потребности – что это такое?

В психологической науке под термином «потребность» понимается внутренняя нужда индивида в чем-либо, определяющееся его зависимостью от времени и места существования и провоцирующая активность личности на достижение своих целей и полное удовлетворение возникающих нужд. Сам же факт такой активности, регулируемой сознательной целью, определяется как деятельность.

Чаще всего она направлена на реализацию задач, способных удовлетворить потребности двух различных видов:

  • естественные надобности (пища, защита, одежда);
  • духовные (познание, эстетическое восхищение, самореализация).

Если говорить проще, то человеческая жизнь состоит из двух этажей. На первом находится стремление к удовлетворению базовых нужд, таких как еда, вода, тепло и чувство защищенности. Реализация только этих потребностей не особенно отличает человек от любого другого животного, которое хочет всегда быть сытым, здоровым и спать спокойно, не боясь за собственную безопасность.

Однако второй этаж этого здания – пристройка, сформированная за многовековую историю человеческого рода с помощью общества, воспитания, культуры и религии. По сути именно она делает из индивида – полноценную личность, способную любить и быть любимой, создающую прекрасные предметы искусства, постигающую тайны своей природы и космоса.

Проблема состоит в том, что право взойти на второй этаж не дается просто так, по факту рождения, его нужно заслужить путем воспитания, социализации, а позже и самостоятельной актуализации своих способностей. Многие люди останавливаются на полпути, так никогда и не постигая всей прелести духовных потребностей, предпочитая жизнь, заключенную в вечный круговорот удовлетворения минутных прихотей в еде, сексе или прочих пороках.

Как удовлетворить духовные потребности?

Для этого нужно установить баланс между вашим физическим телом и духовным «я». Здоровое процветающее тело – это то место, где могут находиться духовно просветленные ум и сердце.

Начните с правильного питания, занятий спортом, соблюдения режима и заботьтесь о своём теле.

Будьте более человечны и гуманны

вы – крошечная часть гигантской системы

Развивайте глубокое осознание того, что вы равны с другими людьми, и не смотрите на других свысока и не осуждайте их жизнь. Старайтесь быть примером для своей семьи, ребёнка, для друзей.

Помогайте другим и принимайте помощь от них. Это покажет вам, что вы уязвимы и нуждаетесь в поддержке. Это поможет вам оставить эго и стать более духовным человеком.

Будьте верны своим убеждениям, которые дают надежду и силу в трудные времена.

Имейте социальные и духовные ценности, обязательства и убеждения, глубоко укорененные в осознанной жизни.

общественные работы – это лучший способ вернуть себе веру в человечество

Исследуйте себя

У каждой женщины и мужчины внутри есть духовное начало, исследуйте его и сделайте так, чтобы оно сияло.

Посмотрите внутрь себя через вопросы

  • Что вы хотите делать с жизнью?
  • Как вы видите свою жизнь?
  • Какую роль вы хотите играть в этой вселенной?
  • Что вы можете сделать, чтобы сделать вещи лучше?
  • Самое главное, что духовность значит лично для вас?

Медитируйте

Заглушите внешний мир и прислушайтесь к шепоту внутри себя

Практикуйте осознанное дыхание, чтобы соединиться со своим внутренним «я».

Этот момент покоя и есть момент вдохновения.

Имейте духовную поддержку

Духовные гуру, коучи, йоги и группы поддержки могут привить вам духовность и удержать вас на пути. Посетите ретрит Випассаны (10 дней молчаливой медитации).

открытую и беспристрастную среду

Там вы можете наполнить себя чувством Божественной цели, смысла, надежды и веры в нечто трансцендентное.

Виды духовных потребностей

Ученые, специализирующиеся на человеческой психологии, убеждены, что личность не способна достичь нужного уровня внутренней гармонии, делающей ее счастливой, если духовные потребности не удовлетворены или игнорируются. Они пронизывают все сферы человеческого бытия (политического, социального, правового), способствуя развитию взглядов индивида на окружающий мир и улучшая его социальные свойства и качества.

При этом виды духовных потребностей очень разнообразны. Они включают в себя потребность в творческом самовыражении, тягу к познанию того, как устроена Вселенная, эстетическое восприятие предметов искусства, которые созданы другими людьми и утверждение своего «Я» в социуме. Самосовершенствование и удовлетворенность, получаемая от созерцания прекрасного – вот два столпа, на котором стоят духовные потребности каждой личности. Философы и психологи разделяют их на две подкатегории: духовная потребность личности и духовная потребность общества, в котором она обитает. Обсудим их более подробно.

Признаки

Чтобы разграничить материальные, духовные и социальные потребности, нужно понимать их природу. Материальные нужды взаимосвязаны с обеспечением материального существования. Без материальных благ невозможно представить полноценную жизнь современного человека. Духовные блага взаимосвязаны с тягой к творчеству, общению, проявлению любви.

Социальные и духовные потребности тесно соприкасаются. Социальные нужды возникают в процессе жизнедеятельности индивида в рамках общества. Социальные нужды составляют основу мотивации к трудовой и другим видам деятельности, участвуют в формировании поведенческих моделей. В сфере корреляции духовных и социальных потребностей выделяют самореализацию и самоутверждение личности. Признаки духовных идеальных потребностей в сравнении с материальными нуждами:

  1. Формирование в сознании.
  2. Относительная степень необходимости (к примеру, в сравнении с физиологическими нуждами – необходимостью в воздухе, воде, еде, одежде, жилище).

  3. Широкий выбор средств достижения, способов удовлетворения.
  4. Удовлетворение духовных нужд обычно подразумевает лишь затраты времени.
  5. Бескорыстная связь между объектом и субъектом.
  6. Процесс удовлетворения нужд не ограничен рамками.

Неудовлетворенные физиологические потребности приведут к физической гибели индивида. Невозможность удовлетворить духовные нужды сказывается на психологическом состоянии личности, приводит к социальной дезадаптации, снижению качества жизни. К примеру, отсутствие работы ассоциируется с потерей уверенности в себе и своем будущем.

Эссе На Тему Потребности Человека

➡➡➡ ДЛЯ ПЕРЕХОДА НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ!

Эссе На Тему Потребности Человека 6 . 2020 — Сочинение на тему Эссе по высказыванию: «Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения . . ТЕХНОЛОГИЙ Реферат по предмету «Человек и его потребности» . Тема: «Потребность человека в уважении, смысле жизни и самоактуализации» . . 27 . 2020 — Сочинение на тему потребности человека . Всем хорошо известно, что у каждого человека есть собственные потребности, . . 17 . 2020 — Сочинение на тему Эссе по высказыванию: «Потребности людей . . Существует множество версий на тему потребностей человека, . 30 . 2020 — Эссе про потребности человека 7628 . Другом можно называть лишь того, с кем ты готов дружить деятельно, того, на чью помощь . . 1 ав 2020 — Человек — это очень интересное существо, которое имеет свои потребности . Потребность — это нужда, а у человека очень много нужд . 29 . 2020 — сочинение мои потребности 8 класс — Сочинение на тему мои потребности . . Присылай Тема Потребности и интересы человека . . Приходилось включать активность «человека воли» . Если бы меня попросили тогда составить список моих потребностей и желаний, то ему не было бы . . Статья «Потребности человека и проблема ограниченности ресурсов человека» по теме «Экономика» . Обществознание в учебнике Фоксфорда . Понятие потребностей человека, виды потребностей, потребности . . тема: Деятельность человека и ее виды: сознание и познание человеком мира 15 . — на тему «Потребности . Их виды и развитие» . . Потребности человека не знают границ, чем больше человек имеет и знает, тем больше . . Перейти к разделу Особенности потребностей человека — По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, . . Именно поэтому тема, которую поднимает Л .Питер является актуальной не . . Потребность — это нужны человека в том, что является условием его . . Реферат или доклад по теме — Потребности человека и их обслуживание . Уникальность 77% . Образец оформлен по ГОСТу . Готовые дипломные . . Автор отмечает, что только те потребности, которые составляют благо для человека, то есть приносят пользу ему и людям, должны им удовлетворяться . Аргументы к эссе по теме ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ . Примером из СМИ, иллюстрирующим положение, что при . . 11 . 2020 — Эссе по обществознания для подготовки к ЕГЭ . . . Тема: § 2 . . . У человека всегда потребности растут, всегда хочется жить лучше и . . 5 . 2020 — Возникновение потребности покупать цветы” . Почему у людей так велика потребность покупать цветы, порой очень дорогие? Как . . Тема 3 . Концепция потребностей в экономике, менеджменте и кетинге . . . 3 . выделение индивидуальных потребностей человека и их связи с социально- . . студентами эссе, рефератов, докладов . 4 . Тема 4 . Туризм и его роль в . Потребности человека (реферат) . СОДЕРЖАНИЕ . ВВЕДЕНИЕ 3 1 . ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА ПОТРЕБНОСТЕЙ 5 2 . МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ . . Нужда — ощущение недостатка чего-либо . Потребность — нужда конкретного человека . Зосы — потребности подкрепленные зарплатой . 1 .1 Понятие потребностей 4 1 .2 Классификация потребностей 4 . 2 Основные теории потребности человека в любви и принятии 8 2 .1 Фромм Эрих 8 2 .2 . . Бесплатные сочинения по Эссе На Тему Экономика Есть Искусство Удовлетворять Безграничные Потребности Человека При Помощи Ограниченных . . Тема 5 . Взгляд на проблему потребностей человека в рамках основных . . человеческих потребностей . 2 . Эссе дискусс ия . ОПК-2 . ПК-1 . 2 . Тема 3 . Определение потребности: роль в мире человека, способы и механизмы реализации . Понятие потребности с точки зрения разных наук . 29 . 2019 — Эссе по теме (для сильных обучающихся): «Думать легко, действовать . . Духовные потребности человека связаны прежде всего с его . . 6 . — Этой теме посвящены многочисленные клинические исследования, в результате которых мы знаем об этой потребности больше, чем о . . 7 ав — Естественное и общественно-историческое происхождение общих задатков и способностей . Рубрика

— Психология . Вид, реферат . Язык . . 2 — Работа по теме: реферат . Глава: Реферат на тему: «Сфера сервиса как форма удовлетворения потребностей человека» . Автор выполнил сочинение Как влияют потребности человека на развитие общества? сочинение 6 класс . . можно заказать выполнение работы «тема» . 24 . 2020 — Понятие безопасность связано с базовыми потребностями жизнедеятельности человека . Учёные подчёркивают, что потребности более . . Потребности человека в современной экономической теории считаются безграничными . Они постоянно растут . Ведь еще триста лет назад печь топили . . План по теме: «Потребности человека» . 17 .08 .2020 . Категория: . . знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Потребности человека» . . . Как написать эссе по обществознанию на 6 баллов? 11 . — Итак, растущие потребности человека необходимо удовлетворять, чем и занимается экономика . Для этого разработаны различные . . Тема «Потребности» рассматривается в науке, как двигатель человеческой эволюции . Классификация понятия . Виды потребностей человека по Маслоу . . 19 . — Ответы на Небольшое сочинение на тему «Потребности человека»своими словами . Потребность человека в принадлежности к социальной группе (Эльвира Клаудзина) . . Эта тема была и будет актуальна во все времена ,так как человек . . Потребности человека . 17 .1 Понятие о потребностях . Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, . . 10 . 2020 — Теория А . Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе . 8 . — Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» . . Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными . У большинства людей социальные потребности . . 6 . 2019 — Сочинение на тему Эссе по высказыванию: «Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения . . ТЕХНОЛОГИЙ Реферат по предмету «Человек и его потребности» . Тема: «Потребность человека в уважении, смысле жизни и самоактуализации» . . 27 . 2020 — Сочинение на тему потребности человека . Всем хорошо известно, что у каждого человека есть собственные потребности, . . 17 . 2020 — Сочинение на тему Эссе по высказыванию: «Потребности людей . . Существует множество версий на тему потребностей человека, . 30 . 2020 — Эссе про потребности человека 7628 . Другом можно называть лишь того, с кем ты готов дружить деятельно, того, на чью помощь . . 1 ав 2020 — Человек — это очень интересное существо, которое имеет свои потребности . Потребность — это нужда, а у человека очень много нужд . 29 . 2020 — сочинение мои потребности 8 класс — Сочинение на тему мои потребности . . Присылай Тема Потребности и интересы человека . . Приходилось включать активность «человека воли» . Если бы меня попросили тогда составить список моих потребностей и желаний, то ему не было бы . . Статья «Потребности человека и проблема ограниченности ресурсов человека» по теме «Экономика» . Обществознание в учебнике Фоксфорда . Понятие потребностей человека, виды потребностей, потребности . . тема: Деятельность человека и ее виды: сознание и познание человеком мира 15 . — на тему «Потребности . Их виды и развитие» . . Потребности человека не знают границ, чем больше человек имеет и знает, тем больше . . Перейти к разделу Особенности потребностей человека — По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, . . Именно поэтому тема, которую поднимает Л .Питер является актуальной не . . Потребность — это нужны человека в том, что является условием его . . Реферат или доклад по теме — Потребности человека и их обслуживание . Уникальность 77% . Образец оформлен по ГОСТу . Готовые дипломные . . Автор отмечает, что только те потребности, которые составляют благо для человека, то есть приносят пользу ему и людям, должны им удовлетворяться . Аргументы к эссе по теме ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ . Примером из СМИ, иллюстрирующим положение, что при . . 11 . 2020 — Эссе по обществознания для подготовки к ЕГЭ . . . Тема: § 2 . . . У человека всегда потребности растут, всегда хочется жить лучше и . . 5 . 2020 — Возникновение потребности покупать цветы” . Почему у людей так велика потребность покупать цветы, порой очень дорогие? Как . . Тема 3 . Концепция потребностей в экономике, менеджменте и кетинге . . . 3 . выделение индивидуальных потребностей человека и их связи с социально- . . студентами эссе, рефератов, докладов . 4 . Тема 4 . Туризм и его роль в . Потребности человека (реферат) . СОДЕРЖАНИЕ . ВВЕДЕНИЕ 3 1 . ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА ПОТРЕБНОСТЕЙ 5 2 . МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ . . Нужда — ощущение недостатка чего-либо . Потребность — нужда конкретного человека . Зосы — потребности подкрепленные зарплатой . 1 .1 Понятие потребностей 4 1 .2 Классификация потребностей 4 . 2 Основные теории потребности человека в любви и принятии 8 2 .1 Фромм Эрих 8 2 .2 . . Бесплатные сочинения по Эссе На Тему Экономика Есть Искусство Удовлетворять Безграничные Потребности Человека При Помощи Ограниченных . . Тема 5 . Взгляд на проблему потребностей человека в рамках основных . . человеческих потребностей . 2 . Эссе дискусс ия . ОПК-2 . ПК-1 . 2 . Тема 3 . Определение потребности: роль в мире человека, способы и механизмы реализации . Понятие потребности с точки зрения разных наук . 29 . 2019 — Эссе по теме (для сильных обучающихся): «Думать легко, действовать . . Духовные потребности человека связаны прежде всего с его . . 6 . — Этой теме посвящены многочисленные клинические исследования, в результате которых мы знаем об этой потребности больше, чем о . . 7 ав — Естественное и общественно-историческое происхождение общих задатков и способностей . Рубрика

— Психология . Вид, реферат . Язык . . 2 — Работа по теме: реферат . Глава: Реферат на тему: «Сфера сервиса как форма удовлетворения потребностей человека» . Автор выполнил сочинение Как влияют потребности человека на развитие общества? сочинение 6 класс . . можно заказать выполнение работы «тема» . 24 . 2020 — Понятие безопасность связано с базовыми потребностями жизнедеятельности человека . Учёные подчёркивают, что потребности более . . Потребности человека в современной экономической теории считаются безграничными . Они постоянно растут . Ведь еще триста лет назад печь топили . . План по теме: «Потребности человека» . 17 .08 .2020 . Категория: . . знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Потребности человека» . . . Как написать эссе по обществознанию на 6 баллов? 11 . — Итак, растущие потребности человека необходимо удовлетворять, чем и занимается экономика . Для этого разработаны различные . . Тема «Потребности» рассматривается в науке, как двигатель человеческой эволюции . Классификация понятия . Виды потребностей человека по Маслоу . . 19 . — Ответы на Небольшое сочинение на тему «Потребности человека»своими словами . Потребность человека в принадлежности к социальной группе (Эльвира Клаудзина) . . Эта тема была и будет актуальна во все времена ,так как человек . . Потребности человека . 17 .1 Понятие о потребностях . Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, . . 10 . 2020 — Теория А . Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе . 8 . — Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» . . Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными . У большинства людей социальные потребности . .

Компьютер И Здоровье Реферат По Информатике

Значение Мышечной Релаксации Реферат

Human Computer Interaction Қазақша Реферат

Субъекты И Объекты Коммерческой Деятельности Курсовая

Разновидности Курсовых Работ

Мини сочинение на тему почему потребности у всех людей разные , РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОЛОГИЯ

НА ТЕМУ : Потребности. Иерархия потребностей. Значение удовлетворения потребностей для развития личности.

Выполнила:Студентка гр. ЗМ -101 Головина Н.М.Преподаватель:кпн,Татаринцева Н.В.2010 годСодержаниеВведение

________________________________________________ с.3

Глава 1. Мир человеческих потребностей

__________________ с.4-5

Глава 2. Значение удовлетворения потребностей

____________ с.5-8

Глава 3. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу

_____ с.8-12

Глава 4. Принцип доминирования потребностей ___________

с.12-13

Заключение ______________________________________________

с

14

Список литературы _______________________________________

с.15

Введение

Целью данного реферата является рассмотрение понятия человеческих потребностей и значение удовлетворения потребностей для развития личности, а также иерархической теории потребностей А. Маслоу. Потребности играют исключительную роль в нашей жизни. Не будь потребностей – не было бы ничего, что нас сейчас окружает, — домов, мостов, картин, храмов, самолетов и компьютеров. Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины. Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Глава 1. Мир человеческих потребностей

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается в пище. Именно поэтому считается, что потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Неживое не испытывает потребности. Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Когда человек не может удовлетворить какую-либо потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов. Удовлетворение элементарных потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к окружающей среде. У Гегеля потребности представляют собой выражение воли человека в отличие от животного, лишенного этого качества. Маркс всегда рассматривал не абстрактные потребности вообще, а конкретные. В частности, потребность выступает у него как: 1) идеальная цель; 2) побудительный мотив к действию. Целеполагающая деятельность, одной из форм которой являются труд как физическая деятельность, есть обязательно иерархия ценностей, т.е. разделение потребностей на менее и более важные. Индивид совершает трудовые действия в той конкретной форме, которая полезна не только для него, но и для других, и получает возможность удовлетворять свои потребности потому, что участвует в удовлетворении потребностей других, считал К. Маркс. Продукты конкретного труда каждого участника производства дополняют друг друга, образуя общую связь и общий интерес. Совокупный конкретный труд всех членов общества и является материальным содержанием общественного труда. Отсюда вытекает, что производственные отношения присущи не только абстрактному, но и конкретному труду. Чтобы совершить то или иное действие, человек подчиняет себя более важной на данный момент потребности, отодвигая на второй план менее ценные и насущные, т.е. совершает сознательный выбор альтернатив поведения. Так складывается механизм управления своими потребностями и поведением – основа процесса социализации и трудовой деятельности как специфически человеческой формы организации движений. “Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату, т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей, — мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы”. ( П. Хейне) Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто признавал важность бессознательной мотивации. Он считал, что люди не всегда отдают себе отчет в том, чего они хотят; следовательно, большая часть нашего поведения определяется бессознательными мотивами или потребностями.

Глава 2. Значение удовлетворения потребностей

Потребность, осознанная субъектом, принимает форму интереса, т.е. стремления действовать определенным образом для удовлетворения потребности. Интерес – положительная эмоциональная направленность (установка, ориентация) к чему-либо или к кому-либо. Иногда в основе этой направленности лежит не то чтобы корысть, но четко выраженная прагматическая цель, выгода, желание получить выгоду. Но иногда интерес чисто эмоционален, бескорыстен. В таких случаях говорят о внимании к чему-либо, любопытстве и связанных с ними воодушевлении и оживлении. Потребность может порождать разные интересы, может быть удовлетворена различными способами. То, какой именно интерес будет сформирован на базе определенной потребности, зависит от системы ценностей субъекта. Если интерес – это стремление действовать определенным образом, то мотив – это особое состояние субъекта, непосредственно предшествующее поведению, тот смысл, который субъект поведения придает своим поступкам, выбор способа действий для реализации интересов субъекта в конкретных условиях действия факторов внешней среды. Структура мотивов трудового поведения мобильна, подвижна, она гибко реагирует на изменение системы внешних стимулов. Таким образом, о существовании потребностей можно судить по поведению людей, поскольку они служат своего рода “стартером” действия. Поведенческим проявлением потребности является побуждение, сконцентрированное на достижении цели. Когда человек достигает определенной цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать того, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен, как закон результата. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Купив или украв кусок хлеба, человек насыщает потребность – снимает напряжение. Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет туже самую функцию, что и чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его расстройстве. Не будь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом, роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческую цивилизацию, достижения культуры и общественное здание строили люди, глубоко неудовлетворенные. Потребности – движущая сила человеческой активности, причина многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная. Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то важного. Дефицит может быть физиологическим (пища, питье), социальным (круг общения) или психологическим (самоуважение).

Потребности можно назвать мотивами, поскольку они побуждают нас к определенным действиям. Мотивы – индивидуальные внутренние движущие силы, которые побуждают нас вести себя по-своему. Потребность создает напряжение. Напряжение мотивирует усилие, направленное на то, чтобы уменьшить или увеличить данное напряжение. Окружающая обстановка в прошлом и настоящем влияет на то, какие усилия будут сделаны тем или иным человеком. Часть потребностей дается нам природой. К примеру, нам нет необходимости учиться тому, как спать или передвигаться. Другие потребности прививаются нам социальной средой, и для их выражения необходимо проходить какое-либо обучение. Потребности – это ко всему прочему еще и экономическая категория. Хотя на нее претендуют также психологи и социологи. Но те и другие изучают не ее денежный эквивалент, а нечто другое. Для экономистов потребности – двигатель торговли. Кому нужны заводы, оптовые рынки или бюро услуг, не будь у людей потребностей? Экономика зависит от силы, объема, направленности наших потребностей. Ее отрасли, которые, кроме того, называют индустриями, например индустрия туризма, пищевая индустрия, оборонная индустрия и т.д., яростно конкурируют за карман потребителя. Удовлетворение потребностей для психологов – это ликвидация образовавшегося дефицита, например в пище, и, следовательно, приведение организма, равно как и душевного мира человека, в более комфортабельное состояние. Для экономистов удовлетворение потребностей – это удовлетворение существующего спроса на тот или иной товар либо услугу. Измерителем степени удовлетворения служат для них не эмоциональное настроение, радость ли душевный подъем, а количество потраченных потребителем денег и выпавшая на долю производителя чистая прибыль. При удовлетворении потребностей сталкиваются два процесса: стремление минимизировать силы, время и деньги и стремление максимизировать степень удовлетворения.

Глава 3. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970).

Во-первых, он понял, что не сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения. Во-вторых, он правильно указал критерий, благодаря которому потребности выстраиваются в иерархию. Это доминирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными. Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу впервые опубликовал свою концепцию в 1943 г. Сегодня она считается классикой и присутствует практически во всех учебниках по менеджменту, психологии, социологии и т.д. Все человеческие потребности он подразделил на низшие биологические, “дефицитные”, продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие духовные, “бытийные”, ориентированные на развитие и рост, познание смысла бытия, а следовательно, ненасыщаемые. У него получилось пять уровней (см. рис. 1).

Потребность в самовыражении Потребность в уважении и престиже Потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе Потребность в безопасности Элементарные потребности (в пище, одежде, жилье) Рис. 1 “Пирамида” потребностей по А. Маслоу 1.

Физиологические потребности

– в половом удовлетворении, пище (растительная, белковая и минеральная), кислороде, физических движениях, жилище, сне и отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.).

Их еще называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека. 2.

Потребности в безопасности

выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность – потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, о стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов, а также о стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность – потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3.

Социальные потребности

свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим. Их еще называют потребностью аффиляции. Брак, семья, родство, община, церковь, клубы, кампании – все это производные от потребности принадлежать коллективу. 4.

Престижные потребности

, или потребность в оценке, напротив, показывают, что человеку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимущества. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, достижениям, соперничеству относятся именно сюда. 5.

Духовные потребности

, или потребность в самореализации, — это стремление к самореализации, стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, реализовать себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. Пять потребностей А. Маслоу назвал основными, или базисными потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности – мотивационными переменными. Первые четыре уровня – дефицитные потребности – одинаково важны для социального существования всех людей. Их роль так же огромна, как и роль инстинктов у животного. Вот почему А. Маслоу назвал их инстиктоидными – подобными инстинктам. Пятый уровень – духовные, или бытийные, потребности – стоит несколько особняком. Стремление к духовному развитию присуще далеко не всем людям, а скорее творческим. Понятно, что считать их, как и предыдущие четыре, повсеместными или всеобщими нельзя. Многие люди неплохо выживают без духовных запросов. Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других – вторичными (приобретенными).

Основные потребности, которые филогенетически, т.е. по мере взросления человека, и онтогенетически, т.е. по мере реализации их в качестве необходимых условий существования, следуют друг за другом. Новорожденный вначале испытывает физиологические потребности. Чуть позже на очередь встают потребности в безопасности, а затем – потребность в любви, участии и привязанности. И вся эта эволюция разворачивается на коротком временном отрезке – в течение первых двух лет жизни. Взрослея, человек все большее значение придает высшим потребностям. До пятого уровня доходят немногие. Таким образом, процесс духовного взросления – это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными. Кроме них, Маслоу выделял еще две потребности – когнитивные (в приобретении новых знаний) и эстетические. Он не указал, где именно они размещаются, однако обе потребности относятся к высшим и, по мнению ряда ученых, расположены между четвертым и пятым уровнями. Они помогают становлению социально зрелой личности. Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде, — от низших к высшим. Потребности более высокого порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – к полной самореализации. Чем сильнее не удовлетворена потребность, тем выше вероятность ее актуализации, готовности проявить себя. Отсюда вывод: потенциал потребности – это функция от степени ее неудовлетворенности. Реальный потенциал любой потребности независимо от ее уровня прямо пропорционален степени ее неудовлетворенности. У человека с высшим образованием потребности выше, чем у человека со средним образованием. Чем выше возрастает потребность, тем выше вероятность низкого образования – уровень притязания работников.

Глава 4. Принцип доминирования потребностей

Поведение человека в данный момент определяет потребность, обладающая набольшей силой. Потребности можно расположить в виде пирамиды, а можно так, как показано на рис.2. Рис. 2. Иерархия потребностей Маслоу Физиологические потребности расположены наверху иерархии потому, что они обладают наивысшей силой, до тех пор, пока не удовлетворены. Это базисные для выживания человека потребности: в еде, одежде, убежище. Пока они не удовлетворены в той степени, в какой создают приемлемый комфорт для нашего тела, вся или почти вся человеческая деятельность направлена на их удовлетворение. Иначе говоря, пока человек голоден, ему холодно и нет приличного жилища, он думает только об этом и ни о чем другом. Что случается с нашей мотивацией, когда потребности первого уровня удовлетворены? Доминировать начинают потребности следующей ступени – в безопасности. Они превращаются в мотиваторы. Как только они удовлетворены, силу обретают следующие потребности. Потребность в безопасности важна, когда человек испытывает страх перед физической опасностью или лишения, блокирования физиологических потребностей. Другими словами, это потребность в самосохранении и уверенности в будущем. Человек хочет сохранить собственность или работу и тем самым обеспечить себя пропитанием и жильем на ближайшее будущее. Но пока он не уверен в завтрашнем дне, другие потребности для него не значимы. Когда доминируют социальные потребности, человек стремится к общению с другими, объединению и т.д. Будучи принятым в коллектив или группу единомышленников, индивид стремится удовлетворить следующий уровень потребностей – в самооценке и признании с их стороны. Кое-кто не останавливается на том и требует больше – не только признания, но и уважения. Позже возникает потребность в чем-то еще большем, — престиже, власти и контроле за другими. Одни чувствуют свое превосходство и возросшую способность влиять на все, что происходит вокруг. Они чувствуют, как другие зависят от них. Но у других не выходит то, что получилось у первых. И вместо конструктивного поведения у них возникает деструктивное. Потребность в самореализации – это потребность реализовать свой потенциал, все, на что способен: музыкант должен играть музыку, поэт – писать стихи, профессор – учить. Маслоу сказал: “то, чем человек может быть, этим он должен стать”. Самореализация – воплощение того, что наиболее важно для человека. Способы реализации меняются в течение жизни.

Заключение

Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающих источником его активности. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и пр., побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Потребности носят объективный, динамический характер, так как складываются под влиянием социально-экономических условий развития общественного производства и уровня материального благосостояния, меняются на каждом конкретном историческом этапе. Иерархия потребностей Маслоу – это идеальный тип. В реальной жизни большинство людей склонны лишь частично удовлетворять каждую потребность, частично они остаются неудовлетворенными. Обычно они заботятся об удовлетворении потребностей физиологических и потребности в безопасности, нежели потребностей социальных, оценки и самореализации. Являясь теоретической идеализацией поведения индивида, данная концепция не имеет и в принципе не может иметь эмпирически проверяемых следствий. Отчасти и сам Маслоу осознавал значительные ограничения своей теории, поскольку в реальности действия человека являются результирующей не одной, а одновременно нескольких потребностей. При этом проследить вклад каждой из них невозможно, ибо они представляют собой единое целое, а не разрозненную сумму. Такое целое – эффект новой качественной связи, которая обладает силой реальной потребности, но эмпирически не фиксируется.

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-mojno-li-oboytis-bez-duhovnyih-potrebnostey/

Кравченко А.И. Психология и педагогика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 400 с.

Возможность удовлетворения духовных потребностей , К примерам реализации можно отнести следующие способы:

  • Отдыхайте больше времени на природе или путешествуйте. Начните наслаждаться окружающими вас пейзажами, архитектурой, людьми. Пропитывайтесь красотой и многообразностью мира – отличный метод достижения гармонии в своей жизни.
  • Наслаждайтесь изучением искусства. Посещайте художественные галереи, музыкальные концерты, архитектурные сооружения – находите наиболее подходящий способ самовыражения для себя, который будет удовлетворять вашей духовной составляющей.
  • Гармония наедине с собой. В психологии человека сказано, что выделенные, даже, 10 минут в течение дня на медитацию, прогулку в парке, по пляжу или в ином месте в полном одиночестве благоприятно сказывается на психическом состоянии человека.
  • Взаимодействие с домашним любимцем. При взаимодействии с животными у человека снижается стресс и возобновляется хорошее настроение. При заботе и защите маленького зверька личность внутренне становится сильнее.
  • Творчество. Совершенно неважно умеете ли вы танцевать, петь или рисовать, просто делайте это от души, и вы утолите духовный голод и станете более счастливым.

Уделяйте соответствующее внимание духовным потребностям, хоть их достижение и требует длительного времени подготовки, но результат стоит того.

Очень важно удовлетворять духовные потребности человека, ведь благодаря им, личность может достичь гармонии в своей жизни. Если имеются собственные мысли по теме, выразите их в комментариях.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Базовые потребности

(дефицитарные потребности)

Внешняя средаПредпосылки удовлетворения потребностей Свобода, справедливость, порядок Вызов (стимуляция)