Скульптура – один из видов изобразительного искусства

Скульптура — один из видов изобразительного искусства.

Как и всякое другое искусство, скульптура отражает в художественных образах реальный мир, и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами. В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.

Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.

Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты.

В повседневной, окружающей нас жизни скульптура находит широкое применение.

Во всех крупных городах существуют памятники, посвященные важнейшим историческим событиям, выдающимся политическим деятелям, деятелям науки, искусства и литературы.

Многие здания украшены скульптурой, в парках, садах и скверах устанавливаются фонтаны, декоративные вазы, статуи. Внутренние помещения дворцов, клубов, учреждений также часто украшаются скульптурными изображениями. Трудно найти семью, в доме которой не было бы статуэтки или резных изделий из дерева, кости, камня.

Занятия изобразительным искусством, и в частности скульптурой, дает возможность людям разных возрастов и профессий совершенствовать свой эстетический вкус, глубже понимать окружающую жизнь.

Что означает слово «скульптура»?

В русский язык слово «скульптура» перешло из латинского языка, где оно обозначает вырезать, высекать из твердых материалов или, иначе, ваяние.

Наряду с термином «скульптура» употребляется, как равнозначное слово «пластика», перешедшее к нам из греческого языка и обозначающее работу в мягком материале — лепку.

Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски, или слои камня, либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения — лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот наращивает объем.

Возникновение этих двух терминов исторически обусловлено. Древние греки в расчете на последующую отливку из бронзы, как правило, лепили статуи из глины и поэтому употребляли термин «пластика», тогда как римляне, преимущественно ваявшие из мрамора, называл свои произведения «скульптура» (отсюда же термин «скарпель» или «скальпель» — нож резец).

2 стр., 661 слов

«Мое любимое произведение искусства» — описание картин

... описать то, что к нему относится. В основной части анализируется главная идея эссе «Мое любимое произведение искусства». Мысли должны быть логичными, а повествование легким и интересным для восприятия читателем. ...

Со временем в слове скульптура объединились эти два понятия.

Выразительные средства скульптуры

Основным выразительным средством скульптуры является объемно-пластическая, трехмерная форма.

Именно через нее раскрывается содержание скульптурного произведения, доносится до зрителя замысел скульптора.

  • Особое значение в скульптуре имеет ритм — это повторение одних и тех же мотивов. Ритм может служить не только оформлением предмета, но и выражать определенного настроения, движения.

Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а так же с местоположением источника освещения. Свет может быть искусственным и естественным.

В художественном замысле любой скульптуры большое значение имеет постамент, границы которого определяют рамки скульптуры, как бы отделяют скульптуру от реального пространства, которое ее окружает. Постамент должен соответствовать не только архитектурному окружению, но и характеру и стилю скульптуры.

Особенностью скульптуры, своеобразием ее содержания является то, что она изображает преимущественно человека.

Именно в образе самого человека скульптор может раскрыть жизнь общества, характеры людей, их настроения и действия. Художник всегда выделяет те душ качества человека, которые достойны подражания: доброту, храбрость, ум, нравственную чистоту, творческий импульс.

В связи с этим для скульптуры характерен определенный круг тем:

Портреты современников или деятелей прошлых эпох;, Композиции на бытовые темы;, Аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия.

Природу и среду, окружающую человека, передают в скульптуре лишь косвенно (это не относится к скульптурному рельефу).

Человек главная тема скульптуры, но не единственная.

Художники скульпторы в своем творчестве отображают и весь многообразный мир окружающий человека. Например, В.А. Ватагин посвятил свое искусство изображению животных. Но чаще всего изображение в круглой скульптуре растений предметов быта, машин играет подчиненную роль — это дополнение к основному образу, декоративное оформление.

Виды скульптуры

По форме скульптура делится на два основных вида: круглая скульптура и рельеф.

Круглая скульптура.

Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, чтобы полнее воспринять содержание образа, то такая скульптура называется круглой.

Круглая скульптура всегда связана с определенной пространственной средой, освещена искусственным или естественным светом.

Основные разновидности круглой скульптуры:

  • Статуя;

Группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно;

  • Голова;

Бюст (погрудное или поясное изображение человека).

Принципы композиции в круглой скульптуре:

Предельная лаконичность;

Суровый отбор и сохранение лишь тех деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы не ясен. Микеланджело считал, что та статуя хороша, которая, будучи спущена под откос с горы, скатится с нее и останется невредимой.

12 стр., 5850 слов

Особенности изображения человека в экспрессионизме

... яркими представителями экспрессионизма; -рассмотреть особенности творчества Эгона Шиле; -исследовать особенности изображения человека, различными выразительными средствами на основе работ Эгона Шиле; -разработать ... порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало - это опьянение, забвение, хаос, экстатическое ...

Рельеф.

Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои особенности.

Рельеф (от итальянского — выступ, выпуклость) — это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое с одной стороны.

Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное, измерение часто бывает несколько сокращенным, условным).

Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Связь с плоскостью и является особенность рельефа.

Рельеф имеет две разновидности: барельеф и горельеф.

Барельеф — это рельеф, в котором фигуры выступают над плоскостью менее чем наполовину своего объема.

Горельеф — это рельеф, в котором фигуры выступают более чем наполовину своего объема.

Иногда рельеф бывает полнообъемным и лишь прикасается к фону отдельными деталями. Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф — высоким.

Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность — углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.

Одна из разновидностей рельефа — «классический рельеф», который относится к монументально-декоративной скульптуре (характерен для искусства античности и классицизма).

Он всегда связан с архитектурным сооружением и раскрывает замысел здания. Классический рельеф обычно расположен на гладком фоне. Изображение в этом рельефе дано почти без перспективных сокращений и близко к принципам барельефа. В подобном рельефе основную изобразительную роль играет силуэт. «Классический рельеф» не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно фону.

«Живописный рельеф» не связан с архитектурой, по своим задачам близок к живописной картине, имеет несколько планов, создает иллюзию уходящего вглубь пространства. Фигуры переднего плана крупнее и выпуклее, чем дальнего

Фоном его служит изображение пейзажа или интерьера, построенный перспективно. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Являясь самостоятельным произведением, не связанным с архитектурой, он может быть помещен в любом интерьере, как живописная картина. Такой рельеф относится к станковым произведениям.

По назначению скульптурные произведения бывают:

Монументальные;, Декоративно-монументальные;, Станковые.

Каждый из этих разделов имеет свои характерные особенности.

Монументальная скульптура.

К монументальной скульптуре относятся памятники и монументы в память выдающихся исторических событий, героям. Она предназначается для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Монументальные произведения должны быть обобщенными по замыслу и художественной форме.

Особенности монументальной скульптуры:

Рассчитаны на массовое восприятие, всегда обращаются к широким массам зрителей;

  • Они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают и утверждают, положительный образ своего времени. Увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность;

Отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины);, Используется долговечный материал.

Функции монументальной скульптуры:

2 стр., 954 слов

Анализ скульптуры Давида Микеланджело

... битве с трудностями, так же как и сам Давид по исторической легенде. Интересно в каком материале была выполнена скульптура, каковы особенности этого материала и почему для этого произведения ... он начал работать над статуей, он был уже автором таких шедевров, как рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», «Оплакивание» и «Мадонна». Поэтому руководство собора ...

  • Идейная;

Архитектурно-художественная.

Содержание памятника должно восприниматься с первого взгляда и — при движении мимо памятника или вокруг него — с многих точек зрения.

Поза, жест фигуры, ее движение должны быть композиционно решены так, чтобы сделать содержание понятным. Мастер монументального памятника должен уметь правильно поставить фигуру, сделать силуэт выразительным и красивым со всех сторон. Кроме того он должен быть соразмерным и пропорциональным, должен представлять собой целостное произведение искусства. Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно — художественные.

В идейно — художественном замысле всякого памятника очень важна роль пьедестала. Пьедестал должен соответствовать архитектурному окружению, характеру, стилю и масштабу памятника в целом. Часто его грани оформляются рельефами, полнее освещающими историческое значение события или деятельности героя.

Памятник может смысловым и композиционным центром города или его значительной части.

Особым разделом монументальной скульптуры является скульптура мемориальная.

Монументально-декоративная скульптура.

Она тесно связана с архитектурой и включает все виды скульптурного убранства зданий как изнутри, так и снаружи: статуи и группы на фасадах зданий, в нишах или перед порталом, рельефы. Она решает большие идейно-образные задачи, развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливает звучание архитектурных форм.

К монументально — декоративной скульптуре относится и садово-парковая скульптура: статуи бюсты, фонтаны, декоративные вазы.

Эта скульптура связана с пейзажем парка, хорошо гармонирует то с зеленым фоном, то с красками осенней листвы.

Станковая скульптура.

Станковая скульптура называется так потому, что устанавливается на станке или подставке, и предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых помещений. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, композиции на различные темы.

Особенности станковой скульптуры:

Станковую скульптуру рассматривают на близком расстоянии, вне зависимости от ее окружения;

  • Предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти всегда совпадают с размерами натуральной величины (они бывают чуть меньше или чуть больше оригинала);
  • Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным архитектурным, городским, или парковым ансамблем;

Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы.

  • Станковая скульптура по содержанию отличается чрезвычайным разнообразием. Она охватывает очень широкий круг сюжетов.

Станковая скульптура требует, чтобы зритель надолго остановился перед ней, погрузился в мир чувств, переживаний и характеров, как бы читая интересный рассказ.

13 стр., 6188 слов

«Натюрморт и его роль в жанровой среде произведений живописи» материал

... декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. 2.Натюрморт и его роль в жанровой среде произведений живописи. 2.1.Понятие натюрморта и виды натюрморта. ... Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление ...

Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы (массовое искусство).

Это небольшие статуэтки из чугуна, бронзы, фарфора, стекла, фаянса, терракоты, пластмассы, камня, дерева, кости, металла, изображающие людей и животных. Скульптура малых форм содержит в себе черты декоративности, поскольку она в основном призвана украшать быт человека, его жилище.

Особенно это относится к произведениям из фарфора и фаянса, которые обычно расцвечиваются разными красками, так что их выразительность создается не только объемом, но и цветом.

Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть созданное художником произведение повторяется затем в тысячах экземпляров, скульптура малых форм граничит с прикладным искусством.

Область прикладного искусства необычайно широка и скульптура применяется здесь во многих разделах. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.

Цвет и материалы

Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит, прежде всего, от цели создания произведения. Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой.

Произведения скульптуры создаются из разных материалов:

  • твердых — камня, дерева, металла;
  • пластичных — терракот, стекло.

Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа. Например, бронза лучше передает воинскую доблесть, а богатый оттенками и как бы светящийся мрамор — нежность и изящество. Так, античные мастера для своих скульптур чаще всего избирали мрамор. Мелкозернистость, плотность, близость по тону и цвету человеческому телу делают мрамор наиболее подходящим для изображения обнаженного тела, его силы, красоты и гибкости. Художник-анималист В.А. Ватагин в качестве материала для своих скульптур часто использовал дерево, считая его живым теплым материалом, который хорошо передает пластичность животных, фактуру их шерсти.

При выборе материала для памятника важно учитывать задуманную композицию, а также географические условия, место для которого памятник предназначается. Например, камню свойственны монолитность и простота форм, и он лучше подходит для южных широт, где много света и солнца; бронза, применяемая повсеместно, более удобна для свободной композиции и помогает создать красивый силуэт, но внутрисилуэтные детали формы в бронзе труднее увидеть, так как этому мешает темнота ее тона.

Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной:

Равноокрашенной — тонированный гипс, патинированная бронза;, Естественного цвета материала, из которого она выполнена — мрамор, дерево гранит.

Но древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения в локальные цвета. В древнем Риме можно было встретить сочетание белого и цветного мрамора, золоченого дерева и мрамора, хотя римская скульптура стала уже одноцветной. В деревянной скульптуре раскраска применялась в средние века, в эпоху Возрождения и барроко.

Таким образом, материал с его характером, цветом прочностью, весом и другими свойствами является одним из художественно-изобразительных средств скульптуры, помогающим раскрыть идейный смысл реалистического произведения.

35 стр., 17159 слов

Творчество И.Е. Репина. Костюм стиля «романтизм». Скульптура ...

... произведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню «Дубинушку». Значительность идей и образов ... беседовал с ним об искусстве, обращая внимание на необходимость работы с натуры, возбуждая интерес ... Репин свой первый учебный год в Академии - важную лекцию по начертательной геометрии, занятия скульптурой, ...

Как создается произведение скульптуры

Создание скульптурного произведения представляет собой сложный процесс, требующий напряжения творческих сил, четкой последовательности в работе, а также постоянного наблюдения и изучения окружающей жизни, из которой художник черпает темы и образы.

В самом начале художник делает много эскизов будущего произведения. В эскизах он ищет наиболее правильное решение темы, которое лучше всего выражало бы его мысль в соответствии с назначением, местом и материалом будущего произведения

Для воплощения своего замысла скульптор выбирает какой-нибудь твердый материал, который хорошо противостоит разрушающему влиянию времени. Но для первоначальной стадии работы пользуются материалами пластичными и вязкими (глина, воск, пластилин), которые свободно поддаются рукам мастера.

Сначала скульптор лепит маленький эскиз из пластилина и ли из глины, передающий первоначальный замысел. Затем он воспроизводит этот эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе, укрепленном на станке — треноге с вращающейся доской.

С вылепленного из глины подлинника скульптурного произведения снимается гипсовая, так называемая «черная форма», состоящая из 2 или нескольких частей. Первоначальная гипсовая модель при этом уничтожается, так как, освобождая форму, приходится вынимать из нее глину. Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая «отливка». При освобождении отливки раскалывается и таким образом уничтожается и сама «черная форма». Если нужно сделать несколько гипсовых экземпляров, то с полученной отливки снимается вторая, так называемая «кусковая форма».

Разнимающаяся на много кусков. Уложенная в кожух (объединяющую все куски в общую покрышку) «кусковая форма» дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-либо металла.

Очень сложный и длительный процесс представляет собой отливка скульптурного произведения из металлов. Металлы бронза, медь, чугун, цинк, серебро и др. воспроизводят скульптурное произведение, лишь, будучи сами приведены в жидкое состояние. Они сначала плавятся, а затем вливаются в формы.

Металл может обрабатываться и в холодном виде — путем ковки, чеканки, то есть выбивание рельефа ударами молотка изнутри по листу металла. Чеканка известна еще в Древней Греции. Так, статуя Афины Парфенос работы Фидия была исполнена из чеканных листов золота, изображавших одежды, и пластинок слоновой кости, изображавших тело богини. Пластинки эти укреплялись на деревянном каркасе.

Камень (гранит, мрамор, известняк, песчаник) и дерево обрабатывается путем рубки, высекания, ваяния, то есть удаления «лишних» частей и «освобождения» как бы заключающейся внутри блока художественной формы. При обработке камня скульптор пользуется различными инструментами: шпунтом, троянкой, скарпелем, буравом и киянкой — железным молотком.

Керамическая скульптура делается из различных глин и обжигается в специальных печах, Майолика, фарфор и фаянс покрывают еще до обжига красками, разноцветной или бесцветной поливой (глазурью) и также обжигают. Белый неглазированный фарфор с матовой поверхностью это «бисквит».

11 стр., 5425 слов

Особенности профессионального типа «Человек – художественный образ»

... ужас, зато его конек – общение [12]. 1.2 Специфика профессии «человек - художественный образ» Чтобы говорить о профессиональном типе «человек – художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики. ...

Создание скульптурного произведения требует огромной затраты творческих сил, средств, материалов и умения не только самого автора, но и мраморщиков, литейщиков. В создании памятников участвуют и архитекторы, землекопы, рабочие-каменщики и многие другие.

История развития скульптуры

Зародилась скульптура еще в первобытном обществе. Первобытный человек рисовал и высекал на скалах изображения зверей, птиц, охотничьи сцены Она была тесно связана с трудом и бытом наших далеких предков, украшала утварь, орудия охоты. В разных странах и России обнаружены фигурки изображающие женщин — «палеолитические Венеры» (5-10 см).

подчеркнуты черты материнства — грудь, живот, бедра.

сравнительно верно переданы общие пропорции.

тонкие, маленькие руки сложены на груди, черты лица не проработаны.

В развитом виде искусство скульптуры существует уже в древнем Египте. Несмотря на то, что египетская скульптура была тесно связана с культом загробной жизни, в изображениях фараонов и вельмож и особенно простых тружеников — крестьян, ремесленников, рабов — сквозь схематизированную каноническую форму проступали черты реализма, глубокая жизненность.

Особенности древнеегипетской скульптуры:

Главное требование — внешнее сходство, индивидуализация., Геометризация., Канон (лицо и ноги в профиль, глаз и грудь в фас), Размер статуи зависит от социального положения., Монументальность, гигантомания.

Статуя писца Каи, статуя Хефрена, царевич Рахотеп и царевна Нофрет.

Особый расцвет и подъем древнеегипетское искусство пережило в «Амарнский» период, который был своеобразным ренессансом. Этот этап характеризуется освобождением от старых канонов и преобладанием светской культуры над жреческой. Это привело к возникновению нового жанра скульптурного портрета, проникнутого живым, человеческим чувством, лиризмом и теплотой образов, отход от геометризации.

Три портрета царицы Нефертити. Портреты реалистичны, индивидуальны, характерны. Камерные, интимные сцены. Фараон в кругу семьи. Мастерская Тутмеса.

Блестящего расцвета реализм в скульптуре достиг в Античную эпоху. В образах атлетов, мифологических богов и героев Фидий, Мирон, Поликлет и другие греческие скульпторы выражали представления современного им общества о прекрасном, гармонически развитом человеке. Развитие получили круглая и рельефная скульптуры.

Темы — образы богов, образы идеально прекрасеного человека.

Функции скульптура — эстетическая, дидактическая (воспитательная).

Скульптурный образ являлся примером для подражания, поэтому изображали атлетов, государственных деятелей, мудрецов, тех, кто принес славу городу полюсу.

Особенности греческой скульптуры:

Образ идеален. Грек не осмысливали человека как личность, поэтому образы типизированные;

  • Образы атлетов демонстрировали красивые тела, красивое тело — отражение красоты души (в красивом теле красивый дух);

Образ гармонии — красоты внутренней и наружной.

В период архаики — куросы и коры (влияние египетского канона).

Мирон «Дискобол» — представитель ранней классики. В скульптуре этого периода архаическая «застылость» преодолена, появляются сложные позы, смелые ракурсы, широкие жесты. Яркий новатор, Мирон передавал не только движение, но и переход от одной стадии движения к другой (останавливал движение).

6 стр., 2821 слов

Развитие скульптуры

... 2.1. История развития скульптуры. Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическим ... и медали и геммы. Аркин Д. Е., Образы скульптуры, М., 1961. стр.23 1.3. Назначение и содержание ... во многом определила характер европейской скульптуры средних веков. Как необходимое звено скульптуры входит в архитектурную ткань романских ...

Представителями высокой классики являются Поликлет, Фидий. Образы отличаются героической величавостью, монументальностью, гармоничностью.

Поликлет, изображал атлетов, находящихся в спокойных позах. «Дорифор» (крпьеносец).

Поликлет — автор трактата «Канон», в котором он теоретически устанавливал законы пропорций человеческого тела.

Фидий. Расцвет его творчества приходится на время правления Перикла (век Перикла) и связано со строительством Афинского Акрополя. «Раненная Амазонка». Скульптурный фриз Парфенона.

Период поздней классики — закат греческой культуры. Происходит изменение отношения к человеку и миру, человек понимается как сложный страдающий, мятущийся. Объектом внимания становится внутренний мир человека. Представители — Скопас, Лиссип, Пракситель. Их искусство более драматичное, более психологически углубленное. Появляется тема страдания, образы некрасивых людей.

Скопас ввел в искусство мотив страдания, страсти, порывы борьбы. «Менады».

Пракситель. Его влекла нежная красота женского тела с перетеканием объемов, славился мягкостью лепки, мастерством. «Отдыхающий сатир», «Афродита Книдская», «Раненная амазонка».

Лисипп — последний мастер поздней классики, решал задачу раскрытия внутреннего мира человеческих переживаний. «Апоксиомен».

В Древнем Риме особенно совершенствуется портретная скульптура. Римские скульпторы создают яркие, индивидуальные характеристики своих современников.

Тема — образы богов и императоров.

Особенность — портретный характер, отражение внутреннего мира человека.

Типы:

  • Парадные статуи императоров. «Конный памятник Марку Аврелию» Первый конный памятник, который до сих пор является образцом. «Август в доспехах».

Портретные бюсты императоров.

Зарождение портрета связано с традицией снимать восковые маски с умерших (маски носили ритуальный смысл — охраняли дом), Портреты периода республики отличаются протокольной фиксацией.

В имперский период искусство переключается с документальной фиксации на создание образов (Нейрон, Калигула).

Скульптурный рельеф получил развитие в триумфальные сооружениях: арки, колоны, которые воплощают идею непобедимости и торжества римской империи.

Колона Траяна. Высота 28 метров, из мрамора, стоит на цоколе, покрыта спиральной лентой рельефа 22 завитка (200 м.), Траян фигурирует 90 раз. Повествовательность. В цоколе урна с прахом Траяна.

Арка Тита. Внутри украшена рельефами с изображениями похода Тита и его войск. Восхваляющая надпись на арке.

В Средние века искусство канонично, религиозно, анонимно. Скульптура подчинялась архитектуре. В ней смешивались библейские, языческие и экзотические мотивы, звериный стиль. Художник стремится передать мир небесный.

Особенности средневековой скульптуры:

Обобщенный характер фигур, неправильные пропорции, скованность поз;, Повествовательность — библия для неграмотных;, Детальность.

В эпоху Возрождения искусство скульптуры переживает новый большой подъем. В скульптурных произведениях воплощаются гражданские идеалы молодого, только еще складывающегося буржуазного общества, находит свое выражение борьба за освобождение человеческой личности от гнета феодализма. На городских площадях в Италии воздвигаются конные памятники так называемым кондотьерам — защитникам города.

7 стр., 3035 слов

Скульптура Индии I-VII веков

... - внутренняя энергия человека. И для индийского скульптора невероятно важно эту прану изобразить. Большинство статуй буквально распирает изнутри эта праническая энергия. индия скульптура вассаны Во-вторых, затрагивая ... ярыми приверженцами буддизма Тюляев С. И. Искусство Индии. С. 174. На рубеже веков и в начале нашей эры в глубинных регионах Индии продолжали постепенно развиваться местные традиции, ...

Главная тема искусства Возрождения — образ человека. Через религиозные сюжеты, отражается идеал человека — гармоничный, сильный, в многообразии эмоций.

Идеалы Возрождения:

Возрождение античной культуры (интерес к человеку).

Идеал гармоничного человека возвращается., Особый интерес к искусству античности (скульптуре и архитектуре).

Гуманизм — это признание ценности человека как личности, и критерия всего сущего в мире. Главный предмет осмысления — человек. Идеал человека не зависел от социального статуса, ценились ум, образованность, активность, творчество. Человек обязан реализовать себя, тогда он личность. Мирандола сказал: «Если ты не философ, ты не человек». Суть человека творить себя, судьбу.

  • Антропоцентризм. Человек в центре. Бога не отрицали, но ставили человека рядом с богом, отдав ему право творить.

Скульптура Возрождения по сравнению с античной скульптурой более глубоко раскрывает внутренний мир человека.

Прекрасны и трагичны произведения Микеланджело — крупнейшего итальянского скульптора.

«Давид» — идеал эпохи Возрождения. Образ человека — борца, огромный масштаб (5 метров), обнаженность героя — красота тела, юноша изображен перед боем, сосредоточен.

Микеланджело творил на границе высокого и позднего возрождения. Поздний период Микеланджело — саркофаги, Моисей. Лица искажены. Образы монументальные, величавые, сильные духом.

Принципы барокко получили свое полное и последовательное выражение в скульптуре 17 века. Тесно связанная с архитектурой и ее идейно — художественными задачами, скульптура приобретает огромное значение в украшении интерьеров и фасадов церквей, дворцов, вилл, в садово-парковых ансамблях. Статуи, надгробия, алтари, фонтаны и декоративная лепнина буквально затопляют своим обилием архитектурные ансамбли, составляют их неотъемлемую часть. Папа, высшая аристократия, будучи основными заказчиками, зачастую определяли тематику и идейное содержание скульптуры, которую использовали в целях религиозной пропаганды и прославления церкви и дворянства.

Излюбленная тема в скульптуре того времени — изображение святых, чудесных сцен, парадные портреты, пышные гробницы.

Особенности барочной скульптуры:

Конфликтное раскрытие человеческого образа;, Стремление к повышенной эмоциональности;

  • Углубление психологической выразительности образа принимало форму преувеличенной и внешней экспрессии, граничащей с натуралистической эффектацией;
  • Фигуры передаются в резких поворотах, в стремительном движении, их лица искажены гримасой гнева, боли, радости.

Подобно архитектуре, произведения барочной скульптуры отличаются богатством пространственного разворота и рассчитаны на множество точек зрения. Скульптура, включенная в архитектурное пространство ансамбля, теряет свою самостоятельность.

Яркий представитель искусства барроко — Лоренцо Бернини.

«Давид». Бернини изображает Давида, готового развернуться и бросить камень. Выбор этого сюжета позволяет автору дать фигуру в резком развороте, в напряженной позе. Лицо с гневно прикушенной губой и сдвинутыми бровями очень индивидуально (говорят это портрет молодого автора).

Барочный принцип наиболее последовательно проявился в скульптурных алтарях, в создании которых Бернини не имел себе равных. Его алтарная группа «Экстаз св. Терезы» (Рим Церковь Санта Мария дела Виттория) стала своего рода образцом барочной скульптуры. Экстаз передан с убедительностью реального события и одновременно как мистическое чудо. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. С ее уст срывается сладостный крик, веки полузакрыты. Извиваются складки ее монашеского плаща. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сливаются воедино. Бернини поместил свою группу в глубокую нишу на фоне золотых луче. Свет, падающий из окна сквозь желтое стекло, мягко освещает фигуру. Благодаря световому эффекту и виртуозной обработке мрамора фигуры кажутся парящими в проеме стены. «Св. Тереза» пример живописно — картинного подхода, из которого вытекает своеобразие пластической манеры Бернини.

Русская скульптура

С незапамятных времен на Руси процветала как архитектурная резьба по дереву, так и украшение резным декором бытовых предметов. В языческой Руси в центре храмов ставили идолов, сделанных схематично из камня, дерева, иногда из металла. После крещения Руси, как и в Византии, статуи в христианских храмах не допускались. Известное распространение получил лишь скульптурный рельеф.

Развитие русская пластика получает лишь в первой половине 18 века. Слабое развитие обусловлено:

Не имелось значительных традиций и школ;, Сказывалось ограниченное запретами православной церкви развитие древнерусской скульптуры.

Достижения начала 18 века связаны с декоративной скульптурой, украшением дворцов, других сооружений, народная деревянная скульптура.

Важнейшие государственные и культурные преобразования, происшедшие при Петре Первом, открыли перед русской скульптурой возможности ее развития. В это время появляется большой интерес к круглой скульптуре и к портретному бюсту.

Не дожидаясь, когда сложатся свои кадры, Петр дал приказ покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры. При его содействии была приобретена «Венера Таврическая» (ныне в Эрмитаже) Заказывались разнообразные статуи и скульптурные композиции для дворцов и парков Петербурга, Летнего сада, приглашались иноземные ваятели.

Наиболее выдающимся из них был Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744), приехавший в Россию в 1716 году и оставшийся здесь до конца жизни. Его работа в России была обширна и разнообразна. Он участвовал в создании многих декоративно-скульптурных комплексов, в том числе в украшении Петербургского Большого каскада.

Особенно он известен как автор замечательного бюста Петра Первого, исполненного и отлитого из бронзы. Еще при жизни Петра, скульптор снял с него маску и тогда же создал восковый бюст Петра. Созданный образ отличается реалистичностью в передаче портретных черт, вместе с тем необычайной торжественностью. В облике Петра ясно подчеркнут ум, воля, неукротимая энергия, он предстает государственным деятелем исключительного масштаба.

В течение многих лет Растрелли работал над конным монументом Петра, который отливался уже после смерти автора. Памятник был воздвигнут перед Михайловским замком лишь при Павле Первом — в 1800 Тогда же были созданы под руководством М.И.Козловского рельефы постамента. Монумент отличаются лаконизмом форм и подчеркнуто суровой мощностью. Особенность решения Растрелли чувствуется в сдержанно-суровом стиле монумента, в подчеркнутой без излишней пышности значительности образа Петра, а так же в великолепной пространственной ориентировке памятника.

Значительным произведением Растрелли является портрет Анны Ивановны с арапченком (1741) бронза. Эта торжественная, монументальная группа на первый взгляд воспринимаются парадная, но одновременно с этим правдивостью и острой индивидуальной выразительности изображает непривлекательное лицо Анны. Объективное, исторически правдивое раскрытие образа императрицы. В этом произведении поражает с одной стороны — непревзойденная правдивость портретиста, с другой — пышная парадность решения и монументализация образа. Подавляющая своей тяжеловесностью, облаченная в драгоценные одеяния и мантию, фигура императрицы воспринимается еще более внушительной и грозной рядом с маленькой фигурой мальчика-арапченка

Растрелли был типичный западноевропейский мастер позднего барроко. Но в условиях Петровской России наибольшее развитие получила реалистическая сторона его таланта.

Во второй половине 18 века русская скульптура завоевала видное место среди других видов искусства. Это время высокого развития искусства портрета. Широкое развитие приобретают статуя и портретный бюст как самостоятельные виды скульптуры.

Федор Иванович Шубин — мастер реалистического скульптурного портрета (1740-1805).

Юношей отправился в Петербург, где на его способности обратил внимание Ломоносов. При его содействии Шубина определили в Академию художеств, по ее окончании получил право на поездку за границу (Париж, Рим).

Возвратившись в 1773 г в Петербург, Шубин создает гипсовый бюст Голицына, который прославил имя молодого автора. В портрете воссоздан типичный образ представителя высшей аристократии екатерининской эпохи. За бюст Екатерины Второй Шубина избирают академиком. Его засыпают заказами. Начинается один из наиболее плодотворных периодов в творчестве мастера. Бюст Паниной близок к Голицыну — образ аристократа, но усталого, пресыщенного. Шубин умел создать образ человека во многих аспектах, многогранно, что позволяло глубже проникнуть в сущность модели и понять психологию портретируемого. Он умел остро и метко запечатлеть выражение лица человека, передать мимику, взгляд поворот головы. Разнообразные оттенки выражения лица мастер раскрывает с разных точек зрения, дает почувствовать добродушие или холодную жестокость, чопорность или простоватость, внутреннюю содержательность или самодовольную пустоту человека. Шубин мастерски изображал как живой трепет и теплоту человеческого лица, столь же убедительно изображал и аксессуары: легкую и тяжелую ткань, мех, кружево, ордена.

Однако всегда главным для него оставалось — человеческие лица, образы, характеры. С годами Шубин глубже передает психологическую характеристику образов. Самая поразительная работа — бюст Павла 1 (1790).

В нем смелая правдивость граничит с гротеском. Бюст Ломоносова проникнут человеческой теплотой.

Будучи в основном портретистом Шубин работал и в других областях скульптуры, создавал аллегорические статуи, монументально-декоративные рельефы для интерьеров Петергофа. (Бронзовая статуя Пандоры).

Творчество Шубина пришлось на период развития классического стиля в искусстве. Это отразилось в творческом наследии скульптора, который в своих портретах наметил смелые реалистические тенденции и в то же время выступал в качестве строгого классика в разработках исторических сюжетов.

Во второй половине 18 века в России работал один из видных французских мастеров Этьен Морис Фальконе (1716-1791), который оказал значительное влияние на развитие русской скульптуры. Цель его приезда в Россию была создание конного памятника Петру Первому, над которым он работал в течение 12 лет. Результатом многолетнего труда явился один из наиболее прославленных монументов мира.

Если Растрелли в своем памятнике Петра представил своего героя как императора — грозного и властного, то Фальконе сделал упор на воссоздание образа Петра как величайшего представителя своего времени, дерзновенного и смелого государственного деятеля.

Петр представлен в момент стремительного взлета на скалу — естественную глыбу камня, обтесанную наподобие поднявшейся огромной морской волны. Останавливая на всем скаку коня, Петр простирает вперед правую руку. В зависимости от точки зрения этот жест Петра — воплощает то жесткую непреклонность, то мудрое повеление, то спокойное умиротворение.

Целостность и пластическое совершенство;, Свежесть и оригинальность замысла;, Выразительность и содержательность образа;, Крепкая органическая связь конной фигуры и постамента;, Прекрасное понимание пространственной постановки памятника.

Все эти достоинства делают создание Фальконе подлинным шедевром монументальной скульптуры.

В конце 18 века русская скульптура вступает в период блестящего расцвета. В эти годы в искусство приходит целая плеяда выдающихся скульпторов, воспитанников Академии художеств в Петербурге.

Дальнейшее развитие классические тенденции монументальной скульптуры получили в творчестве Михаила Ивановича Козловского (1753-1802).

Младший современник Шубина увековечил свое имя памятником А.В.Суворову — великому русскому полководцу. Это один из лучших памятников России 18-19 веков.

Скульптор считал своей задачей не просто создать портретную статую, а обобщающий образ прославленного полководца. Сначала он хотел в образе античного героя, но в результате появилась полная движения и энергии, стремительная и легкая фигура устремлена вперед с неукротимой бесстрашием и быстротой.

Великолепное пространственное решение, Полная характеристика, Грациозность и легкость, Связь с постаментом.

Скульптору удалось создать памятник немеркнущей военной славы русского народа. Памятник Суворову, в котором с замечательной силой дан идеализированный образ национального героя, принадлежит к наиболее совершенным достижениям классицизма в русской скульптуре. Этот памятник можно увидеть в Санкт-Петербурге на Марсовом поле.

Важное значение в скульптурном наследии Козловского также имеет группа «Самсон, разрывающий пасть льва». Мощная фигура Самсона, олицетворяющего грозную силу русского оружия, передана в сильном движении, его образ близок к античным статуям Геракла и титаническим творениям Микеланджело. Лев, пасть которого разрывает Самсон, символизировал побежденную Россией Швецию. Так средствами аллегории скульптор воспел славные победы отечественной армии.

В русской скульптуре второй половины 18 века осуществляются принципы синтеза искусств. Если раньше скульптура занимала подчиненное положение по отношению к архитектуре, была большей частью дополнением к ней. Впоследствии скульпторы не только «украшают» здания пластическими группами, отдельными фигурами и полосами рельефа, но средствами своего художественного языка продолжают, развивают идеи, определяющие существо архитектурного образа.

События войны 18 года предопределили темы героики и национального торжества в монументальной скульптуре по случаю победы над врагом. Важным достижением начала 19 века в области синтеза скульптуры и архитектуры.

Мастера монументально-декоративной скульптуры конца 18 — начала 19 века Ф.Ф.Щедрин, С.С.Пименов, П.К.Клодт украшали своими произведениями улицы города и архитектурные сооружения старого Петербурга, прославляя в своих статуях строительство флота, горное дело и победу русского оружия в дни Отечественной войны 1812 года. (Здание Главного штаба, Горного института, Адмиралтейства).

Другой знаменитый скульптор той же поры И.П.Мартос является автором стоящего на Красной площади памятника освободителям Москвы Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Минин, указывая рукой на Москву и призывая к спасению отечества, вручает Пожарскому боевой меч. Опираясь рукой на щит, Пожарский поднимается со своего ложа, на котором возлежит после полученных ранений. Скульптор сумел передать огромную внутреннюю стойкость обоих героев и их непоколебимую решимость встать на защиту родной земли.

Скульптор Б.И.Орловский создал памятник русскому полководцу, победителю Наполеона, Кутузову.

Во второй половине 19 века, когда в русском искусстве утверждались демократические принципы реализма, скульпторы Е.А.Лансере Ф.Ф.Каменский стали изображать жизнь простого народа, создавать бытовые сценки из крестьянской жизни. Скульпторы — реалисты нового времени, обращаясь к народной жизни, достигают большой силы в выражении социальных противоречий эпохи.

Особенности скульптуры второй половины 19 века:

Приближение к реальной жизни;, Использование народной тематики;, Стремление увековечить образы прогрессивных деятелей русской истории;, Утверждение новых этических ценностей.

Самым последовательным и убежденным скульптором-реалистом был Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902).

Образы деятелей русской истории Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Петра Первого, созданные М.М.Антокольским, самым крупным из скульпторов этого времени, поражают своей психологической выразительностью, глубиной раскрытия характера, реалистичностью.

А.М. Опекуншин увековечил свое имя памятником А.С. Пушкину, воздвигнутом в1880 году в Москве. Ему принадлежат статуя Петра Первого, памятник М.Ю. Лермонтову в Пятигорске.

Таким образом, лучшие произведения скульптуры выполняют благородную роль пропаганды патриотических идей, прославляют славных сыновей своего отечества и украшают города.

В конце 19 начале 20 веков в русской скульптуре наблюдается дальнейшее развитие прогрессивных реалистических тенденций. Из всех жанров успешнее всего развивается портрет. Существенную роль продолжает играть Академия художеств, где работают такие мастера как С. М. Волнухин, П.П. Трубецкой, С.Т. Коненков, Н.А. Андреев, А.С. Голубкина.

В первые же месяцы революции в соответствии с выработанным планом монументальной пропаганды были убраны памятники, не представляющие ни исторического, ни художественного интереса ( как считалось) и стали создаваться памятники ( бюсты фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам.

Первые памятники были разными по трактовке образов и формы: от традиционных до формалистических, о портретных до обобщенно- символических.

В 1917 году был создан творческий союз скульпторов-художников, его первым председателем стал С.Т.Коненков.

Произведения овеянные революционной романтикой, создал в 20-х годах Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941).

Сеятель.

Одним из классических произведений советской скульптуры явилась его работа «Булыжник — оружие пролетариата». Она исполнена в лучших традициях мирового и русского искусства, овеяна пафосом современности.

В 1926 создается Общество русских скульпторов (ОРС, просуществовал до 1932 года), куда вошли мастера различных художественных школ: А. Голубкина, Н.Андреев, И.Шадр, В.Мухина и многие другие. Их объединял интерес к современности.

В 30х годах во всех видах и жанрах скульптуры — в портрете статуарных композициях, рельефе — стало заметно тяготение к идеализации натуры.

Ведущим мастером советской скульптуры балы Вера Игнатьевна Мухина (1889- 1953).

Получила образование в Париже. На протяжении всего творчества остается верной классическим традициям.

Большое значение для развития современной монументальной скульптуры имело участие ССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь, устроенная в Париже в 1937 году. Здание советского павильона завершалось гигантским, поднятым ввысь на 33 метра, пилоном, который венчала скульптурная группа В.Мухиной «Рабочий и колхозница».

В этот период продолжают активное творчество Сергея Коненкова. Портрет Достоевского, многочисленные портреты.

В 1930х годах интересно развивается анималистическая скульптура. Скульптор-анималист В.Ватагин прекрасно раскрывает особенности и психологию животных, работает в дереве, в бронзе.

С первых дней Великой отечественной войны скульпторы активно работали, участвовали в передвижных выставках. В скульптуре военных лет ощутим приоритет портретного жанра, скульпторы стремятся запечатлеть правдивый образ героя войны. В это время в скульптурном портрете над индивидуально-конкретным берет верх идеально-правдивое, возвышенно- героическое. Во время войны не было возможности сооружать памятники., но именно в это время рождаются новые замыслы.

Евгений Викторович Вучетич (1908-1974) после войны была исполнена 13 метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на одной руке и с опущенным мечем в другой для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю» в Трептов-парке в Берлине.

В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы (на Пискаревском кладбище) и бюсты героев войны, архитектурно-скульптурные комплексы, которые воздвигаются на месте лагерей смерти, в честь героической обороны города (мамаев курган).

Во всех мемориалах в соответствии с замыслом и талантом художников разработаны проблемы синтеза, взаимосвязи скульптуры и архитектуры.

Мемориальная скульптура имела разные стилевые концепции:

Символический образ;, Схематично-отвлеченный;, Экспрессивно-напряженный.

В 1960-80 годах значительное место в современной скульптуре занимает тема космоса. Оригинальное развитие получила декоративно-парковая скульптура. Скульптура вновь вышла на открытый воздух, в городские ансамбли, сады, парки.

В 70 возникает новая концепция пространства» — физическое пространство осмысливается как эстетическая категория, равнозначная скульптурному объему. Осознание роли пространства в формировании художественного образа — новый этап в развитии скульптуры.

Наряду с официальной линией развития скульптуры в 1960-80 годах развивается нонконформистское направление. Самый яркий представитель «второго авангарда» в скульптуре — Эрнст Иосифович Неизвестный. Техногенный мотивы «Роботы и Полуроботы».

Памятник монумент 3-х поколений находится на площади «50-летия Октября», в центре города Пласт. Автор памятника Н.И. Кондратьев, монумент сооружен в честь 50-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции.

Открытие памятника состоялось 7 ноября 1967 года в торжественной обстановке.

Монумент состоит из трех фигур, размер 7,5х5,5,материал бетон с гранитной крошкой.

К 30-летию Победы в 1975 году памятник был реставрирован, высечены мраморные ордена, сделаны мраморные ступеньки, надпись «Вечная память в сердцах поколений грядущих», вечный огонь. Все мраморные работы дополнились скульптором г. Пласт В.К.Забалуевым.

Заключение

Таким образом, скульптора как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материалов и выразительных средств.

Особенно сильной стороной скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, монументальных образах может выражать героические идеалы своего времени. Не случайно периоды расцвета скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда высоко поднимается значение человека-гражданина и основной задачей искусства становится создание положительного героического образа.

Это искусство является одной из многих форм выражения общественного сознания. Отражая действительность, оно формирует наше сознание и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширить в этой области свой кругозор — большая радость.

скульптура русский изобразительный

Список литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/izo-semya-prostranstvennyih-iskusstv/

Александров В.Н. «История русского искусства», Справочное издание. Минск «Харвест», 2007., Ватагин В. «Изображение животных», М. 1957., Голубкина А. «Несколько слов о ремесле скульптура», М1963.

  • Иогансон Б.В. «Школа изобразительного искусства». Учебное пособие, Выпуск 1. Москва, «Изобразительное искусство»1986.
  • Иогансон Б.В. «Школа изобразительного искусства». Учебное пособие, Выпуск 2. Москва, « Изобразительное искусство»,1986.

Иогансон Б.В. «Школа изобразительного искусства». Учебное пособие,

Выпуск 3. Москва, «Изобразительное искусство», 1986.

Любимов Л.Д. «Искусство древней Руси». «Просвещение», 1981., Любимов Л.Д. «Искусство древнего мира». «Астель», 2003., Любимов Л.Д. «Искусство западной Европы». «Астель», 2003., Одноралов Н. «Скульптура и скульптурные материалы». М.,1983, Соколов В. «Лепка фигуры» М.,1962.

  • Юному художнику. Практическое руководство по изобразительному искусству. Раздел «Скульптура». М., 1963.