Скульптура как вид изобразительного искусства

Курсовая работа

На протяжении существования нашей цивилизации скульптура служила определённым целям: она воздействовала на не умеющих читать людей благодаря зрительным образам. Во все времена, у всех народов, на всех континентах находили и находят различные виды применения скульптуры — от фигурок и статуэток, до монет и орнаментов. Элементы скульптуры встречаются во всех направлениях декоративно — прикладного искусства, будь то резьба по дереву, кости, камню, или же изготовление глиняных изделий. Скульптурные произведения имеют и историческую ценность, каждая эпоха цивилизации накладывает свой отпечаток на произведения скульптурного жанра. Она тесно переплетается с другими направлениями искусства: рисунком, живописью, архитектурой , дизайном, декоративно- прикладным творчеством и поэтому вопрос актуальности этого вида искусства востребован и наше время.

С развитием телевидения, компьютеров и их программного обеспечения, широкое распространение получило 3D- моделирование, способы обработки материалов, воспроизведение изображений. С появлением современных технологий применяются новые способы получения материалов для изготовления скульптурных произведений. С новыми технологиями развиваются и новые виды искусства: ландшафтный дизайн, садово-парковая скульптура и их разновидности, все они неразрывно связаны со скульптурой.

Степень изученности проблемы.

В развитии русской пластики процесс преодоления последствий застоя, обусловленного особенностями эволюции отечественного искусства второй половины XIX века, предусматривал решение целого ряда проблем. Прежде всего, это было связано с необходимостью изменения сформировавшегося взгляда на скульптуру как на искусство, не способное конкурировать с актуальностью литературы и силой эмоционального воздействия живописи, а значит, как бы заведомо обречённое на второстепенное по отношению к ним положение. В связи с этим первой и важнейшей проблемой развития русской пластики на рубеже Х1Х-ХХ веков, становится задача обретение этим видом искусства актуального художественного языка, способного дать адекватное воплощение новым образам и питающему их внутреннему содержанию эпохи в целом.

Разрешение такой задачи могло быть осуществлено только при условии открытия новых средств пластической выразительности и выработки творческих приёмов, позволяющих раскрыть усложнившееся содержание произведений искусства. При этом развитие русского ваяния протекало по своим собственным законам, заметно отличавшимся от эволюции иных сфер художественной культуры. Начиная с последнего десятилетия XIX века, история русской пластики предстает в качестве этапа, когда совершается драматическая трансформация взаимоотношений скульптуры и общества, произведения и зрителя. В жизни одного поколения русских людей — творцов и критиков скульптур — оценки достижений подвергаются радикальному пересмотру. Логично будет предположить, что причиной тому явились действительно эпохальные изменения в тематике, технике, наконец, образной структуре этого вида искусств.

1 стр., 451 слов

Искусство Моцарта в произведении Моцарт и Сальери –

... А. С. Пушкин показывает судьбу искусства. Данная статья, которая поможет написать сочинение «Искусство Моцарта в произведении «Моцарт и Сальери», рассмотрит творчество Моцарта, которое в произведении сравнивается с творчеством Сальери, продемонстрирует отношение Моцарта к своим произведениям.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи данного исследования:

1. Рассмотреть искусство как форму культуры.

2. Рассмотреть скульптуру как источник сюжетов и образов в искусстве.

3. Рассмотреть место скульптуры в эпоху Возрождения.

4. Творческую биографию скульптора эпохи «Возрождения».

Структура исследования:, Глава 1. Изобразительное искусство как форма культуры

1.1 Искусство как форма культуры

Искусство [художественное творчество] — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, созидающие художественные ценности. Искусство — форма художественно-образного освоения мира, выражения духовной сущности человека. Художник в произведениях искусства воплощает свои чувства, мысли, стремления, идеалы, вымысел и т.д. иногда искусством называют только изобразительное искусство.

В процессе труда человек познает мир, появляются знания, искусство и религия, причем на древнейших этапах человеческой истории человеческое сознание было не расчленено, в нем переплетались и религиозные, и нравственные, и эстетические, и научные знания. Искусство старше науки, старше земледелия, старше государства… оно моложе разве только труда — прародителя всего человеческого. Причем с появлением классов, государств, различных наук, искусство не исчезает, а наоборот еще более развивается и продолжает свой путь в веках.

Вслед за социальными переменами видоизменяется его характер, стиль, предметы и способы изображения, а место занимаемое искусством в жизни, остается неизменно огромным. И никогда, какие бы трудные ни были времена, люди не переставали творить бесполезные в бытовом смысле сочетания слов, звуков, красок. Временами искусство переживает кризис, но никогда не умирает, и будет существовать, пока будет жить человек, познавать окружающий мир и результаты своего познания превращать не только в математические, физические и химические формулы, но и в произведения искусства.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически — выразительных форм.

Изобразительное искусство — совокупность пластических видов искусств, представленных живописью, графикой и скульптурой, отображающих реальность в визуальных образах. В изобразительном искусстве художественный образ воплощает зрительное восприятие мира в пространстве и на плоскости, не развиваясь во времени так, как это происходит в литературе или в музыке. Выхватывая из действительности порой одно мгновение, художник способен сделать в нем большой силы обобщение, показать самое существенное и типичное. Поэтому, глядя на картину или на скульптуру, можно представить, что предшествовало данному моменту и что произойдет в последующем. Основными видами искусства являются живопись, графика и скульптура. Границы между ними имеют относительный характер, они связаны между собой целым рядом переходных форм.

10 стр., 4906 слов

По истории искусств : “Скульптура Высокой классики”

... сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В архитектуре поздней классики (410 ... поэтому представление о древнегреческой скульптуре складывается совершенно четкое. Цель моего реферата – еще раз пересмотреть ... в своих статуях прежде всего образ идеального свободнорожденного гражданина полиса, города ... здесь как существо, выражаясь современным языком, отрицательное, лишь в его неправильном ...

Искусство по определению является еще одной формой или специализированной сферой культуры в функциональные задачи которой входит интеллектуально-чувственное отображение бытия в художественных образах. Иными словами, основание искусства это художественное творчество, обладающее следующими специфическими характеристиками:

  • высочайший уровень исполнения;
  • творчески-инновационный метод реализации;
  • присутствие ярко выраженных уникальных черт;
  • наличие неповторимого авторского почерка;
  • Художественное творчество является «механизмом»: особого способа познания мира и человека;
  • аккумуляции такого знания и социального опыта;
  • возникновения и отбора специфических установок ценностей и их актуализации и опредмечивания в образах и произведениях;

— Цель искусства состоит в проектировании определенных образов-эталонов поведения и сознания для дидактического воздействия и стимулирования соответствующей социальной практики с позиций этих эталонов. В отличии от научного способа познания, который расчленяет мир аналитики на отдельные части, искусство идет по пути целостного и синтезированного отображения с помощью создания некоторых комплексных моделей, где расставляются установленные акценты противопоставления «добра» и «зла». Видеть искусство способны либо тот, кто наделён этим умением от природы (это будущий художник), либо тот, кто развивает в себе ту же способность путём изучения искусства. Однако историческое объяснение не может исчерпать значение каждого памятника. Помимо исторической обусловленности, есть то, что мы называем мировые шедевры. И для того чтобы понять их, нужно научиться переживать искусство и думать.[5.стр.4].

Слитность и единство характеризует также и художественный образ. В нем непременно присутствует выражение и мыслей, и чувств автора, без нарочитого преобладания одной из этих форм. Искусство не может быть и не должно сводиться к одному лишь выражению эмоций, оно должно включать в себя и деятельность мысли, ведь каждый видит то, что хочет видеть. Как писал М.С.Каган: «эмоциональные реакции свойственны и животным, однако пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны- танцем, потому, что у животных нет сознания, мышления…»

Эти строки без ложной фальши подтверждают все выше сказанное, т.е. вкусить всю «сладость и соль» искусства может лишь человек, к счастью или сожалению.

1.2 Жанр скульптуры как источник сюжетов и образов в искусстве

Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическим верованиями. В палеолитических стоянках, открытых во многих странах обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин — прародительниц рода, к которым принадлежат и т. н. палеолитические Венеры. Ещё шире круг неолитических скульптурных памятников. Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов.

6 стр., 2613 слов

Скульптура гимн человеку

Кругла скульптура передбачає огляд з різних кутів зору. Рельєф – рід скульптурного мистецтва, що розташовує об'ємне зображення (групи людей, пейзаж) на лінії, перпендикулярній до площини. У свою ... з архітектурою і пейзажним середовищем; станкову, яка має камерний характер і представлена жанром портрета; декоративну, що виконує функцію художнього оформлення будівель, парків, вулиць, майданів міст: ...

Скульптура (от лат. skulpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов.

Скульптура — пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.

Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.

Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.

Виды скульптуры:

1. мелкая пластика (древние глиптики — резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т.д.);

2. скульптура малых форм (статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия);

3. станковая скульптура (статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером);

4. монументально-декоративная скульптура (рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т.д.);

5. монументальная (надгробия, монументы, памятники).

Жанры скульптуры:

1. Самый популярный жанр в скульптуре — портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма (четырехгранный столб с портретной головой) у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.

2. Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.

3. Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента — отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.

4. Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах.

Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.

13 стр., 6278 слов

Ознакомление детей со скульптурой малых форм

... детей постепенно эстетические суждения, оценки, начальные формы эстетического сознания. 1. Ознакомление детей со скульптурой малых форм 1.1 Средства выразительности в скульптуре. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, ...

Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.

Главное средство выражения в скульптуре — ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения.

Главный предмет изображения в скульптуре — человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.

Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Каждому начинающему работать по скульптуре прежде всего необходимо ознакомиться с материалом и инструментом с которым придётся иметь дело.[4.стр 5]. Нет случайности в том, что одна работа выполняется в дереве, другая — в мраморе, третья — в бронзе.

Бронза, например, дает возможность большой детализации; дерево обладает пластичностью, мрамор — теплотой, камень — образным обобщением.

Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточняет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в окончательную жесткую пластику выбранного материала.

Средства изобразительности и выразительности скульптуры — свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передает нежность и упругость тела женщины.

Материальность скульптуры, обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия.

В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению строгой общественной иерархии, прославлению власти богов и царей, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному.

Такова скульптура Древнего Египта: огромные неподвижные сфинксы, полные величия; статуи фараонов и их жён, портреты вельмож, с каноническими позами и фронтальным построением по принципу симметрии и равновесия; колоссальные рельефы на стенах гробниц и храмов и мелкая пластика, связанные с заупокойным культом. Сходными путями развивалась скульптура других древневосточных деспотий — Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии.

13 стр., 6436 слов

Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. ...

... и возрождения человека в романе «Преступление и наказание»» Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем — Родионом Раскольниковым. Я ... совершенствовании личности, умении страдать, в жизни по христианским заповедям. Сочинение: Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского Преступление и наказание Тема падения и ...

Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской скульптуры средних веков. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань романских соборов, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В искусстве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастических существ, а порой и реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль.

Она как бы «очеловечивает» архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских храмов).

В средние века скульптура получила широкое развитие в странах Среднего и Дальнего Востока; особенно велико мировое художественное значение скульптуры Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки.

В 13-16 вв. западно-европейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно-мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. Раньше, чем в скульптуре других стран, во 2-й половине 13 — начала 14 вв. новые, реалистические тенденции проявились в скульптуре Италии (Никколо Пизано и другие скульпторы Проторенессанса).

В 15-16 вв. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, всё больше тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма.

Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей. Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих статуй, в решении проблем памятника в городском ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки, используется в С. техника майолики. Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряжённого драматизма. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма.

В скульптуре барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжественной пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции: скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков.

В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители скульптуры барокко — Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм.

В период средневековья, с X по XII в., в русском искусстве почти не было скульптуры. Православная церковь запрещала статуи, объявляя их «идолами». Лишь в началеXVIII в. царь Пётр I привёз в Россию первые образцы западноевропейской скульптуры, пригласил иностранных ваятелей украшать парки и дворцы. Для обучения российских мастеров была открыта Академия художеств.[2.стр. 42].

В русской скульптуре с начала 18 в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей — барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием новооткрытой пластической красоты реального мира.

2 стр., 623 слов

Эссе что такое духовное возрождение человека

... и наказание» он изобразил процесс духовного возрождения человека — возрождения мучительного, долгого, страшного. И хотя финал, окончательное преобразование героя остается за рамками романа, мы уверены, что Родион Раскольников из фанатика ... его Бог, а не окружающие люди и даже не он сам. В возможность такого кардинального обновления и возрождения верили и верят миллионы люди во всем мире. Среди них ...

Величественным символом определившихся в петровскую эпоху новых исторических устремлений России стал памятником Петру I в Петербурге работы Э. М. Фальконе. Складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина. В 1830-40-е гг. в русской скульптуре всё больше проступает стремление к исторической конкретности образа (Б. И. Орловский), к жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

Реалистическая русская скульптура 2-й половины 19 в. развивается под сильным влиянием живописи передвижников. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф.Ф. Каменский, М.А. Чижов, В.А. Беклемишев, Е.А. Лансере).

Уход многих мастеров от прогрессивных общественных идей стал одной из причин упадка монументально-декоративной скульптуры. Другими его причинами были исторически неизбежная в условиях развитого капитализма утрата скульптурой возможности выражать общезначимые идеалы, нарушение стилистических связей скульптуры с архитектурой, распространение натуралистических течений. Попытки преодоления кризиса типичны для скульптуры конца 19 — начала 20 вв.

В поисках устойчивых духовных и эстетических жизненных ценностей она развивалась разнообразными путями (импрессионизм, неоклассицизм, экспрессионизм и т. д.).

В условиях кризиса буржуазной культуры в 20 в. развитие скульптура принимает противоречивый характер и зачастую связано с различными модернистскими течениями.

Модернистские тенденции, порывающие с национальными реалистическими традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко — к созданию декларативно антигуманистических образов. искусство скульптура микеланджело барокко

Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры.

В памятниках, сооруженных в 20-30-х гг. (В. И. Ленину, скульптор С. А. Евсеев, и С. М. Кирову, скульптор Н. В. Томский, — в Ленинграде; К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров, см. илл., и Н. Э. Бауману, скульптор Б. Д. Королев, — в Москве; Т. Г. Шевченко в Харькове, скульптор М. Г. Манизер), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции («Октябрь» А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой С. большое место занимают портрет («Лениниана» Н. А. Андреева; работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.), а также изображение человека-борца («Булыжник — оружие пролетариата» И. Д. Шадра), воина («Часовой» Л. В. Шервуда), рабочего ( «Металлург» Г. И. Мотовилова).

2 стр., 979 слов

Скульптура. Искусство хх века

... принципа компактности и отсутствия всего лишнего. Микеланджело утверждал, что совершенную скульптуру можно сбросить со скалы, и она ... Голубкиной, А. М. Ремизова В выставках объединения «Мир искусства» принимал участие скульптор Паоло Трубецкой (1866—1938 ... разумной человеческой воли и безликой стихии, от которой человек стремится отделиться. Одно из самых знаменитых произведений скульптора ...

Развивается анималистическая скульптура ( И.С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В.В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.).

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины, советского патриотизма, коммунизма, идеи существовавшего строя, личностей эпохи воплотившаяся в портретах героев (В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Н.В. Томский), в напряженно-драматичных жанровых фигурах и группах (В.В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.).

Важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер.

Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека — строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. В западно-европейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др.).

Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистических течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов.

Пластическая выразительность скульптуры передаёт красоту человеческого движения и тела и способна оказывать сильное эмоциональное влияние на человека.[1,стр. 288]. Скульптура один из немногих жанров искусства где главная роль отводится объёмным формам, симметрии и асимметрии.

2. Место скульптуры в эпохе Возрождения

2.1 Скульптура в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения постепенно сложился новый взгляд на природу, искусство, человека, основанный на новой вере в его силы и возможности, на принципах опыта, наблюдения и мышления. Сам термин «ренессанс» (возрождение) был впервые употреблён в книге Вазари «Жизне- описание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550г.) и означал возрождение идеалов античности на новой филосовско — эстетической основе.

Но сложность культуры эпохи Возрождения состояла в том, что новые формы существовали в ряду, на фоне, около старых форм и идеалов божественной мудрости и красоты. Тем не менее эпоха породила блистательную плеяду новых учёных, художников, скульпторов, писателей и новые направления в литературе и искусстве.

Наметился переход живописи и скульптуры из категории низших ремёсел в категорию свободных профессий. Мастера получили признание общества, всеобщее уважение.

Светское направление в искусстве развивалось не путём отказа от божественной сути, а соединением искусства с красотой природы и человека. Об этом свидетельствуют трактаты Альбетри (1404-1472 г.г.),дневники Микеланджело Буонаротти (1475 -1564г.г.),Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.) называл художников «внуками Бога».

13 стр., 6014 слов

Человек в искусстве эпохи Возрождения

... человека. В искусстве утверждался идеал титанической личности. Искусство эпохи Возрождения носило общественный характер. Именно это черта сближает его с искусством классической Греции. И в то же время в искусстве Возрождения, особенно в поздний период, нашел воплощение образ человека, в ...

Свободный художник Возрождения — это титан, который должен был непосредственно трудиться, соревноваться с Богом в искусности своих созданий, раскрывать божественные тайны, познавать теологию, философию, науки, светскую мудрость.

Искусство мастеров того времени было той премудростью, которая открывается путём неутомимой тренировки в изображении человека и природы. Достойны наибольшей похвалы были те произведения, которые имели наибольшее сходство с природой, мастер не только творит и изображает, но и преобразовывает Богом данное. Но свобода воли — это основа творчества.[ 1.стр. 42-44].

Предпосылками возникновения скульптуры эпохи Возрождения стали статуи, украшающие так называемые «Королевские врата» (три портала на западном фасаде собора в Шартре, год постройки 1145 — 1155 г. г.).

Вначале было 24 статуи, но сохранилось только 19. Они знаменуют переход от романской скульптуры раннеготической — именно в Шартре скульптурный рельеф впервые отделился от стены « шагнули вперёд». С этим шагом, в истории культуры началась новая эпоха. [3. cтр.300].

В спасённых при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима статуях, перед изумлённым Западом предстал новый мир — греческая древность; перед её светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности.

«Это был величайший переворот, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности. » — Ф.Энгельс.

В те времена не было ни одного крупного человека, который не говорил бы, на четырёх пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества.

Ярким примером этому были многие мастера эпохи Возрождения : Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер, Донателло, Рафаель. Леонардо да Винчи был не только великим скульптором, живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравёром, скульптором. Микеланджело Буонаротти был живописцем, скульптором, архитектором, поэтом. [5.Стр.154.].

Донатиди Никколоди Бетто Барди, прозванный Донателло (1386 — 1466), был первопроходцем эпохи Возрождения. Уроженец Флоренции, центра эпохи, он был великим тружеником: за 60 лет творчества создал множество статуй в разных городах. Он как и другие скульпторы Возрождения изучали античную пластику как образец для подражания. Средневековые статуи всегда были связаны с храмами, Донателло же, следуя античной традиции, создаёт «самостоятельные» скульптуры. Позже и другие мастера эпохи начали изготавливать шедевры станкового скульптурного жанра.

В эпоху Возрождения в Италии, как и в других странах Европы, в короткое время, появилось множество великих талантливых мастеров: Рафаэль, Дюрер, Альтдорфер, Микеланджело, Тициан, Брунеллеско, Гиберти, Джорджоне, Леонардо да Винчи, Браманте, Грюнвальд, Бальдунг и др. Вокруг этих мастеров, соль разнообразных и столь богатых, теснится толпа знатоков, покровителей, покупателей, а за ними многочисленное общество не только из дворян и учёных, но и из мещан, ремесленников, монахов, простолюдинов.

Отсюда становится понятно, почему преобладавший в то время изящный вкус был естественен, самобытен и всеобъемлющ: произведения, отмеченные именами великих мастеров, возникали под непосредственным влиянием симпатий и понимания всего окружающего общества. Их таланты, очевидные с самого начала, проглядывающие во всей истории, оставившие отпечатки на каждой их мысли и на каждом действии, встретив в конце XV столетия благоприятные для себя обстоятельства, произвели обильную жатву в высшей степени художественных произведений. На скульптуру и искусство эпохи

Возрождения нельзя смотреть, как на результат счастливой случайности; тут не может быть и речи об удачной игре судьбы, выведшей на мировую сцену нескольких талантливых мастеров. Едва ли можно отрицать, что причина такого чудного процветания искусства крылась в общем расположении к нему умов, в изумительной к нему способности, расположенной во всех слоях народа. Способность эта была мгновенная, началась она в определённые эпохи, поэтому её надо изучить во всей подробности, чтобы понять и уяснить искусство. [5.стр.156 -157].

2.2 Творчество Микеланджело Буонаротти

Творчество Микеланджело Буонаротти (1475-1564), гениального скульптора, архитектора, живописца и поэта, — одна из вершин мировой скульптуры. Его работам присущи мощь и размах, пластическое совершенство, реализм и утверждение страстной веры в человека — творца и героя.

Микеланджело родился и провёл юные годы во Флоренции, где и обучался ремеслу скульптора. Он обладал страстным темпераментом, был неуживчив, горяч, но искренен и прямодушен. Молодым человеком он сблизился с кружком гуманистов при дворе Лоренцо Медичи.

Здесь он заразился восторгом к древности, услышав учение Платона. Он всегда был художником — гражданином. Всю свою жизнь Микеланджело воспевал в искусстве творческую мощь человека, с оружием в руках защищал свободу родного города.

В своём юношеском произведении — в рельефе «Битва» он пробует силы в передаче страстного движения и достигает огромной пластической силы в отдельных фигурах.

Тридцати лет он создаёт своего гиганта «Давида»(1503), выставленного на городской площади в качестве защитника города. Молодой мастер сумел преодолеть трудности технического характера в обработке огромной каменной глыбы. Правда выполнение отличается некоторой сухостью. Но уже в этом обнажённом великане, какого не знал ни античный миф, ни средневековая легенда, проявляется жажда величественного, которая толкала Микеланджело покинуть Флоренцию ради Рима, где его ждали большие заказы, покровитель и слава (1505).

Папа Юлий II, деятельный, воинственный, честолюбивый, разгадал в Микеланджело мастера огромного творческого размаха. Главной работой мастера в Риме было гробница Юлия. Предполагалось, что огромное сооружение будет украшать сорок фигур, каждая из них больше человеческого роста. Сам скульптор без помощи учеников и каменотёсов собирался выполнить это сооружение.

Мастер Возрождения состязался со средневековьем, которое только силами поколений и в течении столетий возводило свои соборы. Гробница осталась незаконченной. Но фигуры пленников и Моисея позволяют догадываться о величавых масштабах всей гробницы.

Одной статуи Моисея достаточно, чтобы увековечить Юлия. Ещё не бывало, чтобы памятник увековечивающий смерть, украшала статуя, исполненная такой жизненной силы. В самом построении фигуры заключено сильное движение. В ней нет ни одного спокойного члена или мускула — смело откинут плащ с правого колена пророка и оставлено обнажёнными его руки со вздувшимися мускулами и жилами.

Работая над гробницей, Микеланджело самолично следил за добычей мрамора в Каррарских горах. Обдумывая свои замыслы среди горных массивов, он видимо, переживал счастливейшие мгновения жизни. Здесь в нём родилась дерзкая мысль изваять из огромной скалы колосса.

Привычка мыслить как скульптор стала его второй природой. Недаром в своих сонетах он уподоблял любовь усилиям скульптора освободить образ живого, прекрасного человека из бесформенной мёртвой материи. Микеланджело с таким упоением отдавался этой борьбе с камнем (работе, которую Леонардо да Винчи считал ниже достоинства художника), что отступал от платонических воззрений.

Мир, создаваемый Микеланджело, не мыслим вне материи, вне камня, люди его, как живые, деятельные личности, живут в неустанной борьбе. Работал мастер в разных городах Италии. В 1499 г. для собора Св. Петра в Риме он создал мраморную скульптуру «Пьета» (оплакивание).

В ней по выражению Современников, он проявил всю силу своего искусства. Образ Богоматери с телом мёртвого Христа на коленях исполнен возвышенной скорби. На её прекрасном лице нет страдания, лишь светлая печаль.

В 1520 г. Микеланджело получил заказ на создание интерьера и статуй для гробниц членов семьи Медичи в усыпальнице этих властителей во Флоренции.

Работа над капеллой Медичи совпала с тяжелейшими испытаниями в его жизни. В 1527 г. Рим захватили испанцы и папа заключил союз против Флоренции. Микеланджело встал в ряды защитников города, руководил возведением военных укреплений. Флоренция пала в 1530г. и мастеру пришлось скрываться, опасаясь мести со стороны папы Климента VII. Он был прощён и продолжил свою работу.

Крушение надежд, разочарование всё это отразилось в исполненных трагизмом скульптурах капеллы Медичи. Статуя Лоренцо Медичи — не портрет умершего, а возвышенный образ благородного рыцаря. Он одет в парадные доспехи — символ славы, а опирается на шкатулку с драгоценностями (символ богатства).

Также и другие аллегорические фигуры «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», наполнены своим смыслом. К примеру молодая женщина, аллегория утра, как бы просыпаясь, несёт на лице предчувствие боли и страдания; на её груди верёвки — символ рабства.

В развитии взаимоотношений скульптуры и архитектуры капелла Медичи означает важную ступень. Статуи, которые в XV веке ставятся в ниши, обретают в них свою естественную пространственную среду. В капелле Медичи скульптурные фигуры образуют пирамидальные группы, но фигуры герцогов, венчающие пирамиды, поставлены в нишах и вместе с тем несколько выпирают из них.

Фигуры времён дня ещё сильнее выходят вперёд: они слишком велики для саркофагов, вынуждены делать усилие, чтобы не скатиться с них, и вместе с тем они скованны, распластаны, не могут разогнуть свои члены.

Сходное выражение напряжение сказывается и в других произведениях мастера. Построенная им площадь Капитолия с водружённой в центре её древней конной статуей Марка Аврелия кажется скованной боковыми дворцами с их большим объединяющим два этажа ордером (начало 1546г.).

В огромной композиции на алтарной стене Сикстинской капеллы мастер представил «Страшный суд (1534 -1541г.г.).

Смятение и волнение пробегают через многолюдные толпы обнажённых людей.[5. стр. 234].

Они словно наступают на фигуру гневного бога, который поднятой десницей напрасно силится их остановить. Тела праведников и грешников, вздымаясь к небу и низвергаясь в преисподню, образуют огромный венок — наглядное выражение судьбы человека, подвластного неотвратимому року. В последние годы жизни Микеланджело готов был разочароваться в своих идеалах. В одном из своих сонетов мастер говорит об отречении от искусства. Несмотря на это, он до конца дней не бросал резца.

В старости Микеланджело отдавал свои главные силы работе над оставшимся недостроенным из-за смерти Браманте собором св.Петра (начат с 1546 года).

Вопреки предложениям некоторых преемников Браманте, Микеланджело придерживается центрально- купольного решения. Но спокойного равновесия масс Браманте претворяется им в более напряжённое господство купола над маленькими примкнувшими к нему куполами. Он объединяет два нижних этажа большим ордером, которому отвечает мощь купола; третий ярус приобрёл значение тяжёлого аттика.

Самый купол несколько вытянут кверху; на нём сильно подчёркнуты нервюры; парные колонны, членящие барабан, выступают как вздувшиеся мышцы архитектурного тела. Купол св.Петра осеняет своим силуэтом панораму Рима.Он служил прообразом для многих зодчих XVII — XVIII веков, многие приёмы этого мастера стали достоянием потомства. Но ни один из мастеров позднейшего времрни не достиг равной сосредоточенности, мощи, героизма.

В истории скульптуры творчество Микеланджело, этого прирожденного скульптора, занимает выдающееся положение. Древнейшие статуи Египта и ранней Греции были расчитаны на восприятие спереди и впрофиль. У микеланджелоособенно в его пленниках, сознательная скульптурная разработка нескольких точек зрения, служит средством многообразной и даже противоречивой характеристики человека.

На протяжении всей своей жизни Микеланджело брался за такие грандиозные художественные задачи, ставил себе целью выразить такое небывалое душевное и физическое напряжение, что ни его темперамента, ни пластического чутья не хватало, чтобы избежать впечатления напряжения, насилия над камнем, выстраданного и не радующего глаз совершенства. Все его творения насыщены глубоким смыслом и очень живы.

Свидетель глубоких перемен в художественной жизни Италии,Микеланджело до конца своих дней оставался великим мастером и человеком эпохи Возрождения..[5. стр. 235].

Заключение

Создание скульптуры — это активный трудовой процесс. Творчество скульптора — это, прежде всего, тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Человек как бы преодолевает безжизненность камня, дерева или глины, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ. В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Подобно тому, как в живописи основное выразительное средство — изображение красками на плоскости холста, «язык» скульптуры — объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Именно через скульптурную форму раскрывается содержание скульптурного произведения, доносится до зрителя замысел скульптора. Выразительные возможности в реалистическом искусстве этой объемно-пластической формы поистине безграничны. Особенностью скульптуры, своеобразием ее содержания является то, что она изображает преимущественно человека. Именно в образе самого человека скульптор может раскрыть жизнь общества, характеры людей, их настроения и действия.

Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски. Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг.

Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер.

В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы, изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа и т. д.).

Природу и среду, окружающие человека, можно передавать в скульптуре лишь косвенно, с помощью какой-либо детали. Особенно важным качеством скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, аллегорических, монументальных образах может выражать героические идеалы своего времени. Неслучайно периоды расцвета скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда высоко поднимается значение человека и основной задачей искусства становится создание положительного героического образа.

Скульптура как предмет искусства во все времена была востребована. Её изучением постоянно занимаются многие учёные и искусствоведы — она всегда представляет интерес для исследователей. Роль и применение скульптуры очень обширны от мелкой пластики до монументальных произведений, она всегда находит применение в нашей жизни.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-skulptura/

1) Куренкова Р.А. Эстетика. Москва. Из-во. Владос-Пресс 2003 г.

2) Евстратова Е. Скульптура . Москва. Из-во. Слово 2001 г.

3) Готика 2000 г. Издание на русском языке. Перевод А.Блейз.

4) Г.И. Кепинов «Скульптор-самоучка» ОГИЗ- ИЗОГИЗ. 1931г.

5) М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев «Искусство» I часть Москва Просв.1987г.

6) М.В.Алпатов «Всеобщая история искусств» Москва.т.II 1949г.

7) Томский Н.В. «Монументальность искусства: О путях развития монументальной скульптуры». Жур. «Художник» 1968 № 5, стр. 11

8) Червонная С.Н. «Советское монументальное искусство». Советский художник, Москва 1962г.

9) История мирового искусства. БММ АО, М., 2008