Развитие творческого воображения младших школьников

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что в последние годы перед обществом встала проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные задачи. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить любую образовательную программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд).

При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками.

Существует противоречие между потребностью современного общества в творчески активных личностях и недостатком практики в дошкольных учреждениях, нехваткой методической литературы; между необходимостью в технологиях развития творческого воображения дошкольников и их недостаточной разработанностью.

Выявленные недостатки в теории и практике решения данной проблемы определили тему курсовой работы — «Развитие творческого воображения младших школьников».

Цель данной курсовой работы: изучить и проверить возможности развития творческого воображения у младших школьников.

11 стр., 5213 слов

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста

... И большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Объект исследования – особенности творческого воображения. Предмет – процесс развития творческого воображения у младших школьников. Цель данной курсовой работы: изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного ...

Объект исследования — процесс развития творческого воображения младших школьников.

Предмет — развитие творческого воображения младших школьников.

Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие, виды и приемы воображения;

2. Исследовать особенности творческого воображения младших школьников;

3. Изучить анализ педагогического опыта по развитию воображения;

4. Изучить и рассмотреть методики по определению уровня развития воображения младших школьников.

Методы исследования: теоретические — анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической, методической, периодической литературы; анализ педагогического опыта и диагностических методик.

Структура курсовой работы составлена из теоретической части. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

При изучении вопроса психологической характеристики детей дошкольного возраста и особенностей развития их воображения в курсовой работе мы опирались на труды Э.В.Ильенкова, М.И. Лисиной, Н. М. Сеченова, Л.С. Выготского.

1.

1. Творческое воображение у детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие, виды и приемы воображения

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство — воображение, или фантазия.

Воображение — одна из форм психического отражения мира. Психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание [7].

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». [7].

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображении.

7 стр., 3325 слов

Деятельность творческого объединения ‘Мир искусства’

... творческого объединения «Мир искусства». Задачи заключаются в изучении: организации выставок; организации литературно - художественного журнала «Мир искусства»; реформ театра; роли А. Бенуа в культурной деятельности художественного объединения ... в 1905 году. Огромное количество простых людей смогли посетить эту выставку получая таким образом культурное и эстетическое воспитание. Выставка была ...

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:

Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).

Подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов.

— непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения — те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги).

Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения — небывалая комбинация бывалых впечатлений.[20]

  • произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии. К этому виду воображения относятся:

  • воссоздающее воображение;
  • творческое воображение.
  • мечта.

Воссоздающее воображение — один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности.

Творческое воображение — вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:

  • операции, с помощью которых формируются идеальные образы,
  • операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя. В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

Мечта — необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.

17 стр., 8196 слов

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного ...

... выявлению уровня творческого развития у детей. Гипотеза – является ли организованная изобразительная деятельность дошкольников эффективным средством развития творческого воображения Объектом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников. Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Актуальность данного ...

Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией, на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.

В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-игры, которые следует отличать от более рациональной их формы — мечты-плана.

Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.

Выделяют следующие приемы воображения:

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов («склеивание» несоединимых в повседневной жизни частей);
  • гиперболизация (или литота) — парадоксальное увеличение (или уменьшение) предмета или его частей;
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выделение основных черт сходства;
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных объектах;
  • акцентирование — выделение, подчеркивание какой-то части или детали образа.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции:[21]

  • диссоциация — рассечение сложного целого на части;
  • ассоциация — объединение диссоциированных элементов.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством

Охарактеризовав воображение как психический процесс, необходимо выделить особенности его развития в младшем школьном возрасте. Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Виды и приемы творческого воображения можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью архитекторы вначале придумывают и представляют какое здание построить, как оно будет выглядеть. Оно помогает мастерам-рукоделам создавать новые, необычные творения. И даже ученые сначала творчески генерируют гипотезы, а потом уже занимаются их доказательством.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития, индивидуальных особенностей личности и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Итак, мы пришли к выводу, что воображение — одна из форм психического отражения мира, которая заключается в создании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий. Воображение подразделяется на виды: активное, пассивное, продуктивное, мечты, грёзы, сновидения. Именно воображение, его виды и приемы сделали возможным создание окружающей нас социальной, технической и культурной среды.

1.2 Психологическая характеристика младших школьников

13 стр., 6475 слов

Литературное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ и семье

... повышает уровень восприятия художественного произведения детей дошкольного возраста. Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы литературного развития старших дошкольников 1.1 Назначение художественной литературы и основная цель литературного развития дошкольников Художественная литература - одно из ...

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу[7].

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. Новая социальная ситуация развития вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация обучения в школе ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка[7].

В школе происходит стандартизация условии жизни ребенка. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

Согласно теории Л.С. Выготского, школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень — уже не дошкольник и еще не школьник[13].

В последнее время появился ряд исследовании, посвященных этому возрасту. Результаты исследовании схематически можно выразить так: ребенка 7-ми лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности — недостачочная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. Самой существенной чертой кризиса семи лет принято называть начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка[14].

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживании, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь — он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей мало ценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз.[1].

2 стр., 831 слов

Сочинение дети цветы жизни 6 класс

... деятельности, мы едины – школа и семья. «Развитие личности ребенка совместно с семьей» - методическая тема в воспитательной работе. Сведения о ребенке ... задатки. Я осознаю: мои нежные цветы обрели надежные корни, развернули ... свою жизнь без самообразования, курсов повышения квалификации, которые не только отвечают на ... учителя начальных классов – найти ключик к каждому секрету души ребенка, быть ...

Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Поступление в школу вносит серьезные изменения в жизнь ребенка. Начинается новый период с новыми обязанностями, с систематической деятельностью учения. Изменилась жизненная позиция ребенка, которая вносит перемены в характер его отношений с окружающими. Новые обстоятельства жизни маленького школьника делаются основой для таких переживаний, которых у него раньше не было[12].

Важной предпосылкой развития младшего школьника как субъекта общения является появление у него наряду с деловым общением новой внеситуативно-личностной формы общения. По исследованиям М.И. Лисиной эта форма начинает развиваться с 6-летнего возраста. Предмет подобного общения — человек. Ребенок расспрашивает взрослого о его чувствах и эмоциональных состояниях, а также пытается рассказать ему о своих отношениях со сверстниками, требуя от взрослого эмоционального отклика, сопереживания своим межличностным проблемам[9].

Развитие психических функций

— Мышление. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые 2 года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.

— Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое.

— Память. Развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Но, в отличие от дошкольников они способны целенаправленно, осмысленно запоминать материал, им не интересный[6].

Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие механически заучиваю учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить широкий круг способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал он понимает его одновременно и запоминает.

— Внимание. Без достаточной сформированности этой функции процесс обучения невозможен. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Контроль над процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ребенка. Разные дети внимательны по-разному, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если ребенок 6-7 лет занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок).

12 стр., 5686 слов

Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста

... и потребностями. referat.yabotanik.ru Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста Глава 2 1.1. Игра как способ отображения социальных отношений В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым ...

Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится[1].

— Воображение. В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. Ребенок, испытывая трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир[1] Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного).

У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.[5]

— Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, дети младшего школьного возраста совершают множество необдуманных действий. Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность. Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется:

33 стр., 16208 слов

Работа над м как способ развития творческого воображения младших школьников

... рекомендаций по технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников. Данная курсовая работа представляет интерес для начинающих учителей начальных классов. 1. Психолого-педагогические основы развития творческого воображения младших школьников при работе над сочинением 1.1 Сущность воображения и особенности творческого воображения ...

1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями.

2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.

3. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам.

4. Тем, что эмоционально значимыми факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками.

5. Эмоциями и чувствами (и своими, и других людей), которые слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Иными словами, у младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания.

Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания.

Таким образом, развитие младшего школьника — очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста — постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.

познавательный школьник творческий воображение

1.3 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста

Современное общество требует творческих, нестандартно мыслящих людей. Ведь творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни.

Поэтому одним из важнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о развитии воображения у детей.

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Развитие творческого воображения младшего школьника реализуется многими способами и формами деятельности. Отметим наиболее существенные способы формирования и развития творческого воображения младшего школьника:

  • конструирование,
  • игры-драматизации
  • игры-головоломки,
  • подвижные игры,
  • художественная деятельность.

У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.

17 стр., 8442 слов

Педагогический проект «Речевое развитие детей дошкольного ...

... дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, ...

Большинство детей не любит очень натуралистические игрушки, предпочитая символические, самодельные, дающие простор фантазии. Родители, которые так любят дарить детям громадных мишек и кукол часто невольно тормозят их развитие. Они лишают их радости самостоятельных открытий в играх. Детям, как правило, нравятся маленькие, невыразительные игрушки — их проще приспособить к разным играм. Большие или «совсем как настоящие» куклы и зверюшки мало способствуют развитию воображения. Дети интенсивнее развиваются и получают значительно больше удовольствия, если одна и та же палочка выполняет в различных играх и роль ружья, и роль лошадки, и еще много других функций. Так, в книге Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» дано яркое описание отношения детей к игрушкам: «Точеные лакированные фигурки представляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр… Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея».

Постепенно необходимость во внешней опоре (даже в символической фигуре) исчезает и происходит интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, к приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.У детей младшего школьного возраста воображение имеет свои особенности. Младший школьный возраст характеризуется активизацией вначале воссоздающего воображения, а затем и творческого. Основная линия в его развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, т.е. оно становится произвольным. Здесь следует отметить о том, что долгое время в психологии существовало предположение, согласно которому воображение присуще ребенку «изначально» и более продуктивно в детстве, а с возрастом подчиняется интеллекту и угасает. Однако Л.С. Выготский показывает несостоятельность таких позиций. Все образы воображения, какими причудливыми бы ни казались, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому опыт ребенка беднее, чем опыт взрослого человека. И вряд ли можно говорить, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными.

Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятный, сензитивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Особенностью воображения младших школьников, проявляющегося в учебной деятельности, вначале является опора на восприятие (первичный образ), а не на представление (вторичный образ).

Например, учитель предлагает на уроке детям задачу, требующую представить себе ситуацию. Это может быть такая задача: «По Волге плыла баржа и везла в трюмах… кг арбузов. Была качка, и… кг арбузов лопнуло. Сколько арбузов осталось?». Конечно, такие задачи запускают процесс воображения, но нуждаются в специальных орудиях (реальных предметах, графических образах, макетах, схемах), иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Для того чтобы понять, что произошло в трюмах с арбузами, полезно дать рисунок баржи в разрезе.

По мнению Л.Ф. Берцфаи, продуктивное воображение должно обладать следующими чертами, чтобы ребенок безболезненно вошел в школьные условия обучения: [17, стр. 517]

  • с помощью воображения он должен быть способен к воспроизведению принципов строения и развития вещей;
  • обладать умением видеть целое раньше его частей, т.е. способностью создания целостного образа любого предмета;
  • для продуктивного воображения ребенка характерна «надситуативность», т.е.

тенденция к постоянному выходу за рамки данных условий, к постановке новых целей (что является основой будущего умения и желания учиться, т.е. основой учебной мотивации);

  • мысленное экспериментирование с вещью и способность к включению предмета в новые контексты, а следовательно, способность к нахождению способа или принципа действия.

Творчество ребенка определяется двумя факторами:

  • субъективным (развитие анатомо-физиологических особенностей);
  • объективным (воздействие явлений окружающей жизни).

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Неустанная работа воображения эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру.

Выделяют следующие этапы творческого воображения у детей:

  • подготовительный (побуждение к созданию, встреча с необходимыми людьми и т.д.);
  • вынашивание замысла (в изодеятельности ребенок создает эскиз, зарисовки, подбирает изоматериалы);
  • реализация замысла (создание конкретного произведения, завершение работы);
  • представление результата «зрителю» (выставка работ).

    Последний этап имеет особое значение для детей.

Условия развития творческого воображения учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности в зависимости от сторон активизации познавательной активности могут быть классифицированы следующим образом6

Содержательная сторона: предъявление ученикам системы задач и заданий, направленных на развитие творческого воображения. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью. Возможность выбора учащимся объема сложности формы домашнего задания. Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал.

Организационная сторона: и внедрение в процессе обучения методов, способствующих актуализации личностного опыта ученика и активизации его творческой деятельности. Работа с познавательными стратегиями. Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем. Включение школьников в оптимально возможные индивидуальные, групповые, коллективные формы работы. Работа с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения

Субъективная сторона: демократический стиль руководства при организации обучения. Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы. Проявление и учителем и учениками ярких положительных эмоций. Направленность методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося

Общие положения для понимания индивидуального подхода к обучению. Во-первых, признание за учеником в процессе обучения его субъективности. Во-вторых, обучение — это не только преподавание, но и учение (особая индивидуальная деятельность ученика, а не прямая проекция преподавания).

В-третьих, исходным моментом обучения является не реализация конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для удовлетворения развития ученика. В-четвертых, общение между субъектами обучения понимается, прежде всего, как личностное общение.

Таким образом, воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых образов. По этому критерию различаются на произвольное, или активное, воображение — процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением — именно этот вид воображения необходимо специально развивать; и непроизвольное, или пассивное, воображение — это свободное, неуправляемое возникновение образов. Произвольное, активное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое. Основанием для такого разделения является оригинальность, уникальность создаваемых образов.

Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов. И воссоздающее, и творческое воображение очень важно для человека, и его необходимо развивать. Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании. Младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов (восприятие, память, воображение и др.).

Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, отсюда важный педагогический вывод: создание благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений. Ведущими компонентами воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда, которые зависят от внутренней позиции ребенка, а внутренняя позиция из надситуативной становится внеситуативной.

Развитию творческого воображения способствуют следующие условия: — включение учащихся в различные виды деятельности — использование нетрадиционных форм проведения уроков — создание проблемных ситуаций — применение ролевых игр — самостоятельное выполнение работы — использование различных материалов — использование различных типов заданий, в том числе и психологических. Активизироваться должны такие стороны учебно-познавательной деятельности, как содержательная, организационная, субъектная. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

2. Анализ педагогического опыта по развитию воображения младших школьников

Мы живем в быстро изменяющемся мире. Одни только знания, подобно застывшему слепку прошлого, уже не всегда в полной мере помогают нам в решении возникающих задач. Умение решать творческие задачи, развитое воображение — эти качества во многом определяют личность не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня.

Изобретательство — не божий дар, этому можно научить каждого ребёнка.

Но как можно научить этому ребенка и как осуществить это в работу? Н. Захарюта считает, что наилучший вариант — это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок. В частности, Общественной лабораторией методики изобретательства разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ).

Наука управляемого творческого поиска — теория решения изобретательских задач родилась в нашей стране более полувека назад. Её автор — инженер Генрих Саулович Альтшуллер.

РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то педагогу можно предложить использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи и другим предметам нужно давать детям задания творческого характера.

Наталья Юрьевна Охина учитель начальных классов МОУ СОШ № 16 г. Артем, изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, пришла к выводу, что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную технологию ТРИЗ. Она предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы, тем самым содействует развитию воображения школьников.

Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи школьника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, желанию и умению самостоятельно учиться.

Наряду с учебной программой Наталья Юрьевна дополнительно использовала возможности обогащающего обучения (когда помимо введения дополнительных занятий по ТРИЗ меняется и форма организации учебного процесса и, частично, содержание учебного материала), что существенно интенсифицировало процесс формирования умений интеллектуального творчества младших школьников. Это специально организованная педагогическая работа в форме развивающих «минуток» и развивающих уроков по накоплению у учащихся опыта творческого мышления.

Главная цель ТРИЗ в школе состоит в целенаправленном развитии творческого системного мышления, направленного на преобразование действительности.

Педагогический опыт Н.Ю. Охиной представлен в совокупности, специального набора форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Сравнивая интеллектуальную активность ребёнка на традиционном уроке и на уроке с элементами ТРИЗ (это всегда продуктивное обучение), Наталья Юрьевна поняла существенную разницу: на традиционных уроках ребёнок интеллектуально активен тогда, когда он напрямую работает в проблемной ситуации с учителем. В сумме это не более 2-х часов в неделю. В остальное время ребёнок пассивно воспринимает происходящее на уроке. Учитель, работая с классом, не может уделять много времени каждому учащемуся. При продуктивном обучении учащиеся работают творчески самостоятельно, индивидуально или в паре. Такая работа занимает 2-3 часа в учебный день. Естественно, что при такой нагрузке на интеллектуальные процессы креативность постоянно тренируется. Уже через год Наталья Юрьевна с уверенностью могла сказать, что творческий процесс, как и любая профессиональная деятельность, поддаётся управлению, а основы учебно-творческой мыследеятельности составляют умения интеллектуального творчества. Из сказанного напрашивается вывод: Переход с репродуктивного обучения в школе на продуктивное — первый и важнейший путь формирования креативной мыследеятельности.

Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений.

Педагогическое творчество Натальи Юрьевны заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии. Цель данного опыта работы — раскрыть все формы и методы развития творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста с помощью методики ТРИЗ. Наталья Юрьевна ставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у учащихся систематизированное представление о теории решения изобретательских задач;
  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями изобретательской науки;
  • научить учащихся применять теоретический аппарат при решении практических задач;
  • развивать качества творческой личности.

Теоретическую основу ее педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ — автор Г.А. Альтшуллер, 1964 г.), программу С.Гин «Развитие творческих способностей» и алгоритм решения изобретательских задач, М.Н. Шустерман З.Г. Шустерман «Думаем, изобретаем, открываем мир».

Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Ребенок является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности, т.е. воспитание при таком подходе подразумевается как взаимодействие ребёнка и взрослого.

В основу опыта Н.Ю. Охиной легли разработки A.B. Яценко, С.И. Гин «Занятия ТРИЗ», опыт работы педагогов г. Артем по технологии ТРИЗ, которые адаптировали технологию для младших школьников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфологического анализа и т.д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.

Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе. Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий.

Таким образом, изучение педагогического опыта Н.Ю.Охиной свидетельствует о том, что в процессе ознакомления с окружающей действительностью, дети воспринимают и чувственно познают мир, экспериментируют, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Поэтому опыт работы могут использовать: педагоги образовательных учредений. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения.

3. Диагностические методики по определению уровня развития воображения младших школьников

3.1 Краткая характеристика методов исследования воображения младших школьников

Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их совершенствованием. В результате появилась возможность оградить психологию от всевозможных безграмотных подделок, претендующих на то, чтобы называться диагностическими методиками.

К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится надежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятий внесли отечественные и зарубежные психологи.

Для определения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики: «Вербальная фантазия», «Рисунок», «Скульптура», «Где чье место?», «Круги»,

3.2 Диагностические методики по определению уровня воображения младших школьников

Методика «Вербальная фантазия» Ребёнку необходимо придумать рассказ (сказку, историю) о каком-нибудь живом существе — человеке, животном, или о чем-либо другом (по выбору ребенка) и изложить устно в течение 5 — 10 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (сказки, истории) отводится 1 минута, после чего ребёнок приступает к сочинению. В ходе анализа каждый рассказ оценивается в баллах по следующим признакам:

  • скорость процессов воображения;
  • необычность, оригинальность стиля;
  • богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие);
  • проработанность деталей и глубина образов;
  • эмоциональность образов.

Методика «Рисунок». В данном методе детям предлагают обычные, стандартные листы бумаги формата А4 и цветные карандаши либо фломастеры (не менее шести разных цветов).

Детям дается задание: придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На выполнение задания отводится 5 — 10 минут. Анализ художественного произведения и оценка воображения проводятся аналогично методике «Вербальная фантазия». (см. приложение 1)

Методика «Скульптура». Детям предлагается для лепки пластилин или глина и дается задание: слепить в течении 5 — 10 минут какую-нибудь фигурку, поделку. (см. приложение 2)

Игровая методика «Где чье место?». Предлагаемая игровая методика не только позволяет определить, насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития. Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. (см. приложение 3)

Методика «Круги». Целью данной методики является изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения. Ребенку предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.(см. приложение 4)

Также можно использовать различные дидактические игры, например: «Пифагор» («Мозаика»), «Перевертыши», «Дорисуй картинку», «Охотник», «Сочинитель сказок», «Дорисовываем рассказ», «Узнай предметы и нарисуй их».

Заключение

Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством нескольких основных способов: агглютинации, акцентирования, схематизации и типизации.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Неустанная работа воображения — эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Доброжелательная помощь, а не подсказка взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности.

Проведенная нами работа показала, что в своих вымыслах школьники весьма изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

В курсовой работе мы дали понятие воображению, изучили его функции, виды и приемы создания творческих образов. Дали психологическую характеристику детей младшего школьного возраста и раскрыли особенности развития их воображения.

Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности, наличие определённых условий: эмоциональное общение со взрослыми; необходимость разных видов деятельности. Такие условия создает в своей работе по развитию воображения у младших школьников Н.Ю. Охина учитель начальных классов МОУ СОШ № 16 г. Артем. Ее педагогический опыт свидетельствует о том, что, знакомясь с окружающей действительностью, дети размышляют, фантазируют, находят решение проблем и выход из ситуаций, также, дополнительно, когда дети ведут самостоятельный поиск ответов на вопросы, тем самым содействует развитию воображения школьников