Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Курсовая работа

На протяжении прошлых веков обществу постоянно предъявлялись требования в воспитании, образовании и развитии личности. XXI век не является исключением. Современное общество требует присутствия творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится вопрос о воспитании и развитии творческих способностей детей. Основной задачей дошкольного учреждения является развитие художественно-эстетических способностей дошкольников. Развитие творческого воображения дошкольников охватывает практически все моменты в детском саду. Однако, для правильной, эффективной организации работы над развитием воображения необходимо использовать традиционные приемы и методы работы.

Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Творческое воображение – достаточно сложный психических процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.

Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Выготский Л.С., Давыдов, Е. И., Д. Б. Эльконин и другие.

Предмет исследования – особенности творческого воображения детей дошкольного возраста.

Объект исследования – дошкольный возраст.

Цель исследования – изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

Предмет, объект и цель исследования позволили нам сформулировать гипотезу исследования – развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях.

15 стр., 7381 слов

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной ...

... Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой ... самым учить коллективным играм. У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый ... разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из ...

Задачами исследования являются:

  • Рассмотреть воображение, как психический процесс, в котором происходит отражение действительности в специфической форме;
  • Раскрыть виды воображения, а так же рассмотреть особенности творческого воображения;
  • Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте;
  • Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
  • Разработать и провести занятия направленные на развитие творческого воображения для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

База исследования – исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №123» г. Москва. В исследовании принимало участие по 2 ребенка из первой младшей, средней и подготовительной групп. Продолжительность исследования – 4 недели.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обозначены актуальность, предмет, объект, цель, гипотеза и задачи исследования.

В первой главе была проанализирована научная литература по теме исследования.

Во второй главе представлено экспериментальное исследование.

В заключении вынесены основные выводы, полученные в ходе исследования.

Список литературы состоит из 35 наименований.

Глава 1. Теоретический обзор психологической литературы

1.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс

Любой человек оперирует образами. В образах человек воспроизводит как то, что было когда-то им воспринято, так и то, чего он непосредственно не воспринимал. Рубинштейн Л.С. утверждает, что «любой образ может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением — хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным — и преобразованием действительного». (13, С.317)

Воображение – достаточно специфичный и сложный психический процесс, поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Каждый психолог, педагог, исследователь предлагает свое личное определение данного процесса.

Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» (12, С.368).

Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». Он отмечает, что «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» (2, С.15).

Рубинштейн отмечает, что воображение «может быть только у человека» (13, С. 319).

Человек, имея полученные ранее знания, а так же свой опыт, может создать себе картину того, чего на самом деле нет, и того, чего он сам в действительности не видел.

36 стр., 17572 слов

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

... формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: использование игры влияет на развитие воображения старших дошкольников. Теоретическая значимость дипломной работы заключается ...

По мнению Дубровиной И.В., «воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы» (3, С. 146).

Значимость воображения определяется в том, что оно позволяет представить результат того, что должно получиться перед началом осуществления деятельности. К.Марс отмечал, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» (3, С.16).

Суммируя все выше упомянутые определения, можно отметить, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.

В психологической литературе разные авторы по-своему определяют функции воображения. Мы считаем классификацию, предложенную Немовым С.Р. наиболее полную (9, с 265-266):

1) воображение – это представление действительности в образах, а так же возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2) воображение регулирует эмоциональное состояние — при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

3) воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4) воображение участвует в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5) воображение — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Так же при помощи воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма.

По мнению Немова С.Р. воображение можно развивать, но только при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах деятельности развитие воображения происходит, естественно, во время занятий данными видами деятельности. «В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода)» (9, с.266).

Рубинштейн Л.С. утверждает, что в «воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения» (13, С.322).

Уровни воображения определяются прежде всего отношением человека к процессу создания новых образов.

Рубинштейн Л.С. выделяет:

  • пассивное и активное воображение – они различаются по степени намеренности и сознательности;
  • воспроизводящее и творческое (преображающее) — воспроизводящее воображение заключается в воссоздании определенных образов, а творческое – в самостоятельном создании новых;
  • конкретное и абстрактное – различаются в зависимости от характера образов.

Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. считают, что основными видами воображения являются пассивное и активное, которые в свою очередь делятся на различные подвиды (см. схема 1).

11 стр., 5425 слов

Особенности профессионального типа «Человек – художественный образ»

... ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Первые проявления и формы ... наличие яркого воображения, образного мышления, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности. Всю область профессий типа «человек - художественный образ» можно подразделить ...

Схема 1

ВООБРАЖЕНИЕ

пассивное

активное

Произвольное

(мечтатель-ность, грезы)

Артистическое

Творческое

Критическое

Воссоздающее

Антиципирующее

Эмпатия

Непроизвольное (галлюцинации, сновидовая фантазия)

Пассивное воображение имеет две формы: произвольное и непроизвольное. К непроизвольным формам воображения относятся:

  • сновидения – в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение жизненно важные потребности, которые из-за определенных причин не могут получить реализации в жизни;
  • галлюцинации – это фантастические видения, которые не имеют никакой связи с окружающим миром человека. И которые являются результатом каких-либо нарушений психики.

Пассивными произвольными формами воображения считаются:

  • грезы – психическое состояние, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, которое очень часто идеализируется;
  • мечта – психическое состояние, которое представляет собой фантазию, желание, которое связано с действительностью и осуществима.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Основные формы активного воображения:

  • воссоздающее – воображение, при котором происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте;
  • антиципирующее – способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий;

— творческое – это воображение, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Помимо всех указанных видов воображения Немов С.Р. так же выделяет продуктивное и репродуктивное (9, С.262).

Продуктивное воображение – это воображение, в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.

Репродуктивное воображение – это воображение, задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть.

Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Рубинштен С.Л. отмечает, что «воображение формируется в процессе творческой деятельности» (13, с.323).

Количество специфических видов воображения определяется количеством видов человеческой деятельности, — конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня — творческого воображения.

3 стр., 1001 слов

Изобразительная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи

... работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи нарушение речь искусство дети Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. Так, ...

Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.

1.2. Особенности творческого воображения

Понятие творческого воображения в психологической литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Теплов Б.М. характеризовал творческое воображение, как «самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.» (16, С.54).

Преобразование материала в любой форме воображения, в том числе и в творческой, подчиняется определенным законам. Для воображения характерны следующие процессы и приемы:

  • Типизация (особое обобщение) – заключается в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
  • Комбинирование – представляет собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений.

Комбинирование это объединение исходных элементов по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

  • Акцентирование – заключается в выделении определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличения или преуменьшения. Классическим примером является шарж, карикатура.
  • Реконструкция – заключается в определении целостной структуры образа по части, признаку или какому-нибудь свойству.
  • Аглютинация, т.е.

«склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

  • Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

  • Уподобление – позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

  • Расчленение заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
  • Замещение – это замена одних элементов другими.
  • Аналогия – заключается в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Необходимо отметить, что в основе всех вышеперечисленных процессов находятся мыслительные операции.

Выготский Л.С. отмечает, что «для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека» (2, с.10).

Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:

1) Любой образ воображения создается из образов, взятых из действительности и опыта человека. Выготский Л.С. рассматривает следующий пример: «Избушка на курьих ножках». Образы, из которых построен сказочный элемент, являются образами реальной действительности.

2) Сложившийся образ воображения является элементом действительности. Изучая рассказы историков или путешественников, человек представляет себе определенную картину какого-нибудь события, например, события Второй Мировой войны. Представления человека и являются результатом творческой деятельности.

14 стр., 6524 слов

Обучение детей творческому рассказыванию

... методика обучения творческому рассказыванию Гипотеза: Цель: Доказать влияние воображения на обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Задачи исследования 1. Проанализировать литературу по данному направлению. 2. Изучить программы обучения дошкольников родному языку и особенности развития ...

3) На процесс творческого воображения оказывает влияние эмоции. Выготский Л.С. отмечает, что при создании нового образа проявляются такие же эмоции, которые закрепились в памяти совместно с ранее созданными образами.

4) Образ воображения может представлять из себя что-то совсем новое, не бывшее в опыте человека. Например, образ автомобиля был изначально создан комбинированным воображением человека и в реальности его не существовало. Воплотившись в действительность, автомобиль стал реальным.

Творческое воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с появлением ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества. Затем следующий этап – процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л.С. отмечает, что «диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются» (2, с.22).

Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения.

Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов.

Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.

Нельзя сказать, что процесс творческого воображения сразу же заканчивается. Оно будет закончено тогда, когда представление воплотится во внешнем образе.

Творческое воображение является достаточно сложным явлением и зависит от определенных факторов. Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по-разному.

1.3. Развитие воображения детей дошкольного возраста

В психологической литературе дошкольный возраст приходится на период от 3 до 7 лет. Мухина В.С. отмечает, что «это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками» (8, с.201).

Психологи выделяют три периода:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года),
  • средний дошкольный возраст (4–5 лет),
  • старший дошкольный возраст (5–7 лет).

Ведущим видом деятельности является игра. В процессе игры дети усваивают основные приемы деятельности и норм социального поведения. Вместе с игрой в дошкольном возрасте формируются и такие формы деятельности, как конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилам или образцам.

Ефимкина Р.П. отмечает, что «игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий» (5, С.21).

6 стр., 2660 слов

Творческое воображение

... и духовные продукты. Продукты творческого воображения, их богатство и общественная значимость напрямую зависят от знаний и жизненного опыта личности, ее отношение к деятельности, ее социальной позиции и т.д. Важную роль в творческом воображении ...

Изначально в период младшего дошкольного возраста игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки являются моделями предметов. Для данного периода характерна сюжетная игра. В процессе игры ребенок воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а всего лишь действия, имитирующие действия врача.

Средний дошкольный возраст характеризуется тем, что игра становится ролевой и она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте существует игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра имеет важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности.

Ребенок в игре развивается, а следовательно в игре складывается и развивается и воображение ребенка. По мнению Матюхиной М.В. «воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни» (7, С.70).

О наличии воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям.

Т. Рибо выделяет основные стадии развития воображения ребенка:

1) ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;

2) воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;

3) воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;

4) ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.

Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Мухина В.С., говоря о воображении в младшем дошкольном возрасте, отмечает, что «на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке — в этот момент он всадник, а палка — лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней» (8, С.245).

По мнению Мухиной В.С. в игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. А у детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.

Формируясь в игре, творческое воображение переходит так же и в другие виды деятельности дошкольника: рисование, сочинение сказок, стишков. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Мухина говорит о том, что «сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки» (8, С.246).

5 стр., 2221 слов

По психологии : «Техника управляемого воображения»

... воображению человек может перемещаться во времени - в прошлом или в будущем, произвольно вспоминая долгосрочные события из памяти, переживая эти чувства, извлекая из них материал для творчества; ... от болезни [10, С. 27-42]. Хотелось бы обратить внимание на возможность использования «управляемого воображения» в психосоматических случаях. Опять же, психофизиология предлагает нам объяснения как ...

В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка.

Дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят то, что уже известно. В таких случаях детские воспроизведения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения. Однако достаточно часто ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. Мухина отмечает, что «сочиняемые детьми сказки и истории становятся достаточно последовательными и оригинальными. При этом часто ребенок доводит сюжет до логического конца» (8, С.246).

По мнению К.И.Чуковского в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Он считает, что «достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа» (17, С.36).

Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей мало жизненного опыта и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.

Мы считаем, что описание последовательности развития воображения в дошкольном возрасте даст некоторую общую картину развития.

В период с трех до четырех лет ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. При игре взрослого с ребенком, если взрослый берет на себя роль какого-либо фантастического персонажа и изображает действия, свойственные этому персонажу, малыш переживает одновременно чувство восторга и ужаса. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Через взрослого ребенок научается создавать свои собственные персонажи, которые могут быть преходящими, но могут и сопутствовать ребенку в течение дней, недель и даже месяцев.

В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

  • замысел в форме наглядной модели;
  • образ воображаемого предмета, существа;
  • образ действия существа или образ действия с предметом.

Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображениявоссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

Детское воображение – это прежде всего творчество. При активном развитии воображения в общем психическом развитии ребенка существует и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает менять действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму и могут свидетельствовать об искажениях в развитии психики ребенка.

12 стр., 5686 слов

Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста

... есть, с его интересами и потребностями. referat.yabotanik.ru Игрушка как средство творческого воображения детей дошкольного возраста Глава 2 1.1. Игра как способ отображения социальных отношений В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой ...

Гдава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста

2.1. Определение уровня развития воображения

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №123» г. Москва. Исследование продолжалось в течении четырех недель. В исследовании принимало участие 6 детей, по 2 ребенка из первой младшей, средней и подготовительной групп:

  • младшая группа – Ира (3 года 5 месяцев), Коля (3 года 11 месяцев);
  • средняя группа – Маша (4 года 8 месяцев), Игорь (4 года 10 месяцев);
  • подготовительная группа – Оля (6 лет 3 месяца), Антон (6 лет 9 месяцев).

Исследование состояло из двух этапов: констатирующий и формирующий этапы. Констатирующий этап включал в себя проведение методик, направленных на определение уровня развития творческого воображения, предложенные Немовым Р.С.

Методика «Нарисуй что-нибудь» — предложена Немовым Р.С. (10, С.86).

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты (для детей младшего дошкольного возраста можно увеличить время проведения до 6 минут).

После этого оценивается качество рисунка по определенным критериям, и на основе оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка (см.приложение №1).

Проанализировав рисунки детей нами были сделаны следующие выводы:

1) Ира – 4 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения, что в принципе соответствует возрасту ребенка. Ребенок нарисовал достаточно простой рисунок, использовал всего лишь один цвет фломастера, и на рисунке слабо просматривалась фантазия.

2) Коля – 2 балла, что говорит об очень низком уровне развития воображения. За отведенной время ребенок нарисовал лишь отдельные линии, черты.

3) Маша, Игорь и Антон – 5, 7 и 7 баллов соответственно, что соответствует среднему уровню развития воображения. В их рисунках наблюдались элементы фантазии. Детали прорисованы не достаточно хорошо, но все-таки рисунки оказали свое впечатление.

4) Оля – 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития воображения. На рисунке изображен предмет, который не является новым, но выглядит действительно необычно. Присутствует фантазия. Ребенок использовал комбинацию цветов. Детали рисунка достаточно хорошо проработаны.

В констатирующем эксперименте так же была использована методика Е. Торренса «Неполные фигуры».

На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предложили дорисовать их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Все работы детей можно поделить на 4 группы:

1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.

2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.

3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Нами были получены следующие результаты:

Имя испытуемого

Круг

Квадрат

Треугольник

Ира

Солнце 30%

Дом 50%

Елка 40%

Коля

Воздушный шар 10%

Дом 50%

Маша

Цветок 40%

Конверт 10%

Елка 30%

Игорь

Медвежонок (+) 100%

Чемодан 10%

Дом 50%

Оля

Цветок 40%

Телевизор (+) 100%

Девочка (+) 100%

Антон

Яблоко 30%

Чемодан 10%

Елка 30%

Знаком (+) отмечены оригинальные на наш взгляд изображения. Таким образом нами было отобрано всего три рисунка.

Так же мы оценили каждое изображение по 100% шкале на оригинальность, сложность композиции. Мы исходили из расчета самый оригинальный рисунок – 100%, самый простой рисунок с добавлением одной линии – 10% и т.д. по усложнению изображений. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Проанализиров полученные результаты, мы сделали следующие выводы:

1) Ира и Коля – дети младшего дошкольного возраста. Они тратят на выполнение задания больше времени, чем старшие ребята. Однако, для своего возраста они показали, что творческое воображение соответствует их периоду умственного развития. Оно находится на стадии формирования.

2) Маша и Антон – дети среднего и старшего дошкольного возраста. Они набрали баллов даже меньше, чем дети из младшей группы, что говорит о том, что воображение у них для своего возраста развито не достаточно хорошо.

3) Оля и Игорь – дети среднего и старшего дошкольного возраста. Разница в возрасте детей 1 год 9 месяцев, но их изображения отмечены как самые оригинальные. В таком случае можно утверждать об очень хорошем развитии творческого воображения у детей.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения дополнительных занятий, направленных на развитие воображения с детьми, у которых воображение развито недостаточно хорошо для своего возраста.

2.2. Формирующий эксперимент исследования

Формирующий эксперимент состоял из проведения курса дополнительных занятий со следующими детьми:

  • Маша – 4 года 8 месяцев, средний дошкольный возраст;
  • Антон – 6 лет 9 месяцев, старший школьный возраст.

Так как дети, которые участвуют в формирующем эксперименте разной возрастной категории, то были подобраны задания, отвечающие возрастным требованиям.

За время исследования было проведено 6 занятий с детьми. Продолжительность каждого занятия 15 – 20 минут.

Занятие 1.

На первом занятии предлагалось детям пофантазировать. Им показали картинку с изображением рыбы молота и рыбы иглы. Детей попросили объяснить почему у них такие названия. Затем предложили пофантазировать: «А как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба — ножницы» и т.д. Дети пытались придумывать свои версии ответов на вопросы. Иногда исследователю приходилось подсказывать, так как дети не могли сформулировать ответ.

Затем детям было предложено другое задание – показать как нужно варить суп. Дети начали изображать как моются и вытираются овощи перед приготовлением пищи. Наливается вода в кастрюлю. Зажигают гарелку газовой плиты. Чистят и режут овощи, кладут в кастрюлю, солят и помешивают суп ложечкой. И т.д.

Занятие 2.

Детям раздали листочки, на которых были изображены произвольные закорючки. Задача детей заключалась в том, чтобы дети превратили закорючки в осмысленный рисунок. Затем детям предложили самим нарисовать произвольные закорючки и поменявшись листочками друг с другом, дорисовать изображение.

Следующим заданием на занятии было придумать новое назначение предмета. Исследователем показывались предметы по очереди, а дети придумывали им новые назначения. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Каждый из детей предлагали огромное количество вариантов.

Занятие 3.

Детям раздали листочки с изображением клякс. Кляксы были различного размера. Детям предложили придумать, на что похода клякса, а затем и дорисовать ее. Дети предлагали различные варианты.

Затем им была предложено другое задание, суть которого заключалась в следующем: им нужно было представить себя тем, что просил показать исследователь:

  • новой шубой;
  • шапкой;
  • потерянной варежкой;
  • варежкой, которую вернули хозяину;
  • рубашкой, брошенной на пол;
  • рубашкой, аккуратно сложенной;
  • сапогами;
  • мягкими тапочками.

Дети выполняли задания по очереди, чтобы не было повторений и чтобы каждый проявил свою инициативу.

Занятие 4

Детям были предложены листы бумаги, на которых были изображены такие фигуры, как:

  • две параллельные линии,
  • квадрат,
  • треугольник,
  • круг,
  • овал,
  • волнистая линия.

Задание состояло в том, чтобы их превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Дети предлагали варианты по очереди.

Следующее задание состояло из того, чтобы дети представили себя в роли какого-нибудь персонажа. Девочке предложили стать заботливой хозяйкой, а мальчику добросовестным работником. Девочка показывала, как она ухаживала за птицами: сыпала им зерно, наливала воду. А мальчик изображал, как рубил дрова, складывал их.

В конце занятия детям предложили изобразить домашних птиц:

  • заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам;
  • гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство;
  • сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят;
  • индюка, распушившего хвост.

Занятие 5

В начале занятия исследователь показывал детям картинку, которая была закрыта большим листом с отверстием диаметром три с половиной сантиметра посредине. Дети передвигали лист по картине, и должны были узнать, что на ней изображено. Картинок было несколько. Важно отметить, что для каждого ребенка были подобраны отдельные картинки.

Для следующего задания был подготовлен лист, в центре которого была нарисована красная точка. Детям предложили продолжить рисунок. Каждый ребенок по очереди дорисовывал необходимый на его взгляд элемент. В итоге получился целый рисунок.

Занятие 6

Итоговое занятие началось с того, что детям предложили глядя в окно, придумывать про людей, которых они видели внизу, разнообразные истории. А затем, им показали различные фотографии с изображением людей и предложили придумать и рассказать кто изображен, чем он занимается и что будет делать завтра.

Последнее задание состояло в том, что детям предложили нарисовать свое настроение. Проанализировав рисунки, мы сделали следующие выводы:

1) У детей не возникло трудностей перед выполнением задания, они живо принялись за его выполнение.

2) Каждый из испытуемых изображал то, что ему хотелось.

3) Можно отметить так же красочность рисунков, что говорит о положительном настроении в то момент.

За период проведения занятий была отмечена заинтересованность детей, так как задания были подобраны с учетом возрастных особенностей. Так же нами была отмечена следующая тенденция: дети во время выполнения заданий все больше и больше предлагали различные варианты, что может говорить о том, что специально организованные задания, при соблюдении методов и при использовании определенных приемов, являются эффективным средством и условием развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

2.3. Результаты исследовательской работы

Развитие и формирование творческого воображения в дошкольном возрасте характе­ризуется такими качествами как богатство образов и направлен­ность.

Детский возраст считается самым благоприятным периодом для развития творческих способностей. Но благоприятное формирование и развитие творческих способностей возможно при создании определенных условий и при использовании определенных методов и приемов.

Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют говорить о том, что развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях, что подтверждает гипотезу, которая была высказана нами в начале данной работы.

Заключение

Исследовательская работа по теме данной курсовой работы позволяет сделать следующие выводы:

1) Была проанализирована теоретическая литература по теме исследования. Нами было отмечено, что воображение является сложным и особым психическим процессом и поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Однако, все авторы согласны в том, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.

2) Существует два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение бывает в свою очередь произвольным и непроизвольным. Активное воображение включает такие подвиды, как творческое воображение, критическое, воссоздающее и эмпатия.

3) Мы рассмотрели особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, и отметили, что развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование.

4) Для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста были проведены методики Немова Р.С. «Нарисуй что-нибудь» и Е.Торренса «Неполный фигуры».

5) Были разработаны и проведены занятия, направленные на развитие творческого воображения для детей дошкольного возраста.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskogo-voobrajeniya/

1) Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

2) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

3) Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.

4) Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.

5) Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

6) Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, — 2000. – 255 с.

7) Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.

8) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

9) Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

10)Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

11)Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств – Издательство: Харвест. – 2002, 784с.

12)Розенталь М.М., Юдин П.Ф. Философский словарь – Издательство политической литературы, Москва, 1968.

13)Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

14)Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Разработано с учетом государственного образовательного стандарта по циклу социально-экономических дисциплин Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001.

15)Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

16)Теплов Б.М. «Психология» Учпедгиз, Москва, 1953 г.

17) Чуковский К.И. От двух до пяти. Издательство: М. – 2005 г.

18)Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006.

Приложение 1

Методика «Нарисуй что-нибудь»

Оценка результатов

Оценка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное. Причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 – баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

5-7 баллов – средний

3-4 балла – низкий

0-2 балла – очень низкий