Урок развития речи. Обучающее по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 5 класс

Сочинение

«Урок развития речи. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 5 класс»

Тема: Р/р Обучающее сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин: разные судьбы.

Цели: 1) учить составлять сравнительную характеристику героев; аргументировать свои суждения, привлекая цитаты из текста произведения;

2) развивать письменную речь учащихся, логическое мышление;

3) воспитывать человечность, смелость, стойкость, мужество.

Оборудование: текст рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Ход урока

I. Организация внимания.

II. Проверка домашнего задания.

1.Беседа:

  • Кто из героев рассказа «Кавказский пленник» вам понравился больше? Почему? А кто был вам неприятен? Обоснуйте свой ответ.

Проблемный вопрос:

  • Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
  • Давайте сравним этих двух героев.

2.Проверка таблицы, составленной учащимися.

  • На прошлом уроке мы составляли таблицу «Жилин и Костылин». Закончить работу вам нужно было дома. Давайте обсудим, что у вас получилось.

Жилин

Костылин

Значение фамилий героев

Жилы — кровеносные со­суды, сухожилия. ( См. Толковый словарь С.И.Ожегова)

Жили­стый — сухощавый, мус­кулистый, с выступаю­щими жилами.

Костыль — высокая палка с короткой поперечиной наверху, на которую при хождении опираются, закладывая ее под мышку, люди с больной ногой или хромые.

Портрет

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»

«А Костылин мужчина

грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт»

Поведение в плену

«Написал Жилин письмо, а на письме не так напи­сал, — чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду»» «А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бе­жать

Ходит по аулу, насвисты­вает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетёнки из прутьев. А Жилин на вся­кое рукоделье был мас­тер».

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присыл­ки денег и скучал. По це­лым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт;

  • или спит»
  • Отношение к животным

    «Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за неё сто рублей заплатил в табуне жеребёнком и сам выездил)…»

    «…Матушка, вынеси, не зацепись ногой…»

    «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»

    Наблюда-тельность, любозна­тельность

    «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему» «Встал Жилин, раскопал щёлку побольше, стал смотреть»

    Предусмот­рительность

    « Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожа­луй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперёд при­кормил её»(собаку)

    Выносли­вость, му­жество, терпеливость

    «Попрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает»

    «Костылин всё отстаёт и охает»

    Верность, преданность другу

    «…не годится товарища бросать»

    Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

    Храбрость — трусость

    «…Не дамся же жи­вой…»

    « …С ними что робеть, то хуже»

    «А Костылин, заместо то­го чтобы подождать, только увидал татар, зака­тился что есть духу к крепости»

    «А Костылин заробел. «Костылин так и упал со страху»

    Мнение та­тар о плен­никах

    «Джигит»

    «Смирный»

    • Какие выводы о героях можно сделать?

    Выводы: слабохарактерности и пассивности Костылина писатель противопоставляет целеустремленность, выносливость и человечность Жилина. Мужество, стойкость помогли ему бежать из плена, преодолевая все трудности. Основная идея произведения состоит в том, чтобы научить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упорно стремиться к своей цели.

    а) постановка цели;

    • б) осмысление темы и идеи сочинения;

    сравнительная характеристика

    г) составление плана (с помощью учителя) :

    I. Жилин и Костылин – герои рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

    II Сравнительная характеристика героев.

    1.Сходство:

    а) русские офицеры;

    • б) пленники татар.

    2. Различие:

    а) портреты героев;

    б) черты характера ( смелость, выносливость, мужество, стойкость, трудолюбие, верность дружбе, человечность);

    в) отношение к жизни ( активность, целеустремлённость).

    г) отношение татар к пленникам.

    3. Разные судьбы в финале рассказа.

    III. Отношение автора рассказа к героям. Мое отношение к Жилину и Костылину.

    г) подбор цитат ( см. предыдущее домашнее задание);

    • д) повторение общих требований к сочинению и его оформлению.

    Памятка

    Как писать сочинение

    1. Обдумай формулировку темы, выяви идейный смысл работы.

    2. Определи главные вопросы, отражающие тему.

    3. Сформулируй основные пункты плана.

    4. Подбери материал к сочинению, в том числе цитаты, перечитай нужные эпизоды.

    5. Составь устное сочинение.

    6. Напиши черновик сочинения.

    7. Тщательно отредактируй текст (под руководством учителя).

    8. Проверь свою работу (самопроверка).

    IV. Работа над черновиком сочинения.

    Индивидуальная помощь учителя.

    V. Самостоятельная работа над чистовиком сочинения.

    VI. Самопроверка.

    VII. Подведение итогов урока.

    VIII. Домашнее задание.

    Использованные интернет-ресурсы