По произведению «Кавказский пленник»

Сочинение

События на Кавказе в повести Льва Толстого

Рассказ Льва Толстого основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого Льва Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.

Жизнь офицеров на Кавказе

Один из главных персонажей рассказа, Жилин, из обнищавшей помещичьей семьи, и второй, Костылин, из богатой семьи, служили офицерами на Кавказе. Жилин не обладал большими физическими данными, но его ум, сила и удачливость сделали его выдающимся солдатом. Костылин, напротив, был пухлым и слабохарактерным.

Взаимоотношения и человеческие пороки

В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь раскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость и мстительность. Однако, на фоне этих негативных черт, также видно проявление положительных качеств, таких как любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость, которые приводят к счастливому концу.

Жизнь в плену и неожиданная дружба

В плену Жилин старался присматриваться к людям, занимался работой и даже «лечил» больных врагов. Эти усилия позволили ему познакомиться с девочкой Диной, которая стала его спасением. Дина и Жилин оказались похожими по характеру: добрыми, заботливыми и смелыми. Их необычная дружба, начавшаяся с незатейливых подарков, спасла Жилина и подарила ему надежду в тяжелое время.

Отрицательные черты Костылина

В тот момент, когда Жилин и Костылин столкнулись с врагами, Костылин проявил себя с отрицательной стороны, бросив ружье и коня и не оказав помощь товарищу. В плену он оставался бездейственным и замкнутым, не проявляя ни мысли о побеге, ни желания общаться с татарами. Эгоизм и безразличие Костылина к судьбе Жилина также проявились в первой попытке побега, когда он отказался идти и лишь жаловался, что способствовало поимке.

Итак, рассказ Льва Толстого о событиях на Кавказе во времена войны русских с горцами подчеркивает множество аспектов человеческой природы, от негативных черт до положительных качеств, и рассказывает о необычной дружбе, которая возникает в самых невероятных обстоятельствах.

После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения — отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину.

26 стр., 12749 слов

Творчество Льва Толстого

... в творчестве Л. Н. Толстого Документаризм Толстого опосредован сложным художественным синтезом, в котором он ... мир героев. В одной из версий своего первого «военного» произведения - повести «Рейд», написанного в 1852 году и опубликованного в мартовском сборнике «Современник» за 1853 год, Лев Толстой ... и бессмертную славу". Позже, на Кавказе, продолжает Толстой, он начал интересоваться вопросом, «под ...

После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа — бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!

Вариант 2

В конце 19-го века великий русский писатель Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором он частично пересказал историю о том, как сам попал в плен к татарам во времена своей службы на Кавказе.

Один из главных героев рассказа – офицер Жилин, происходящий из бедных дворян. Его пожилая мать попросила навестить ее, и для этого он покинул гарнизон, отправившись вместе с обозом.

По дороге героя захватили в плен татары. Это произошло из-за того, что его товарищ по фамилии Костылин бросил его, ускакав вместе с ружьем. Жилина отвезли в аул, заковали в колодки и закрыли в сарае. Утром он был продан Абдулу. Хозяин наказал дочери Дине дать пленнику хлеба и воды, так они с девочкой и познакомились. Несмотря на то, что инородец настораживал Дину, он одновременно вызывал у нее интерес. Спустя какое-то время они подружились. Жилин развлекал девочку, вылепливая из глины для нее кукол, а она тайком приносила ему вкусную еду (лепешки и мясо).

В плену он все же встретился с Костылиным, его тоже поймали и продали тому же хозяину.

С течением времени герой ужился с татарами, всячески помогал им, а Абдул запирал его в сарае только на ночь. Но он все равно оставался пленником и мечтал сбежать. Для этого он долго копал подкоп. И в одну из ночей Жилин вместе с Костылиным соверши попытку побега, но, к сожалению, неудачную. Их поймали и привезли обратно в аул. Там беглецов вновь заковали и бросили в яму. Но на помощь Жилину снова пришла дочь хозяина. Она помогла ему бежать, не заботясь при этом о собственной судьбе. Герою приходится преодолеть большое расстояние с колодками на ногах, но он выбирается.

Рассказ оказался очень интересным и поучительным. Он написан просто, без прикрас. Думаю, автор хотел сказать, что никогда нельзя опускать руки. Из любой ситуации можно найти выход, если достаточно сильно этого захотеть и приложить усилия.

Вариант 3

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» я прочитал с большим удовольствием. Я вообще люблю книжки о войне и о приключениях настоящих героев, а эта понравилась мне особенно. Автор описал события очень реалистично. Наверное, это удалось ему потому что он сам участвовал в войне, о которой рассказывает читателям.

Главных героев в произведении Толстого три. Это офицеры русской армии Жилин и Костылин, а еще девочка Дина – дочка татарина. События происходят в конце 19 века, когда Россия воевала с горцами на Кавказе. Жилин – положительный герой. Он храбрый, сильный, честный, трудолюбивый, решительный и очень целеустремленный. Именно таким, я считаю, должен быть мужчина и настоящий солдат. «Но как же тогда этот воин оказался в плену?» — спросите вы. А во всем был виноват Костылин, из-за трусости которого товарищи попались татарам. Этот Костылин совсем не похож на Жилина. С него вряд ли можно брать пример. Он ленивый, трусливый и безответственный – хочет, чтобы все за него делали другие люди. А еще Костылин вечно ноет и жалуется вместо того чтобы действовать.

11 стр., 5029 слов

Тест по рассказу Саши Чёрного «Кавказский пленник»

... военнопленных Мое мнение Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. Жилин ... Впоследствии Костылина с крайне подорванным здоровьем выкупают из плена. «Кавказский пленник» − сочинение по плану (5 класс) Вариант 1 План Жилин и Костылин Характеристика ...

Кавказский пленник: Смелость и Решимость

В рассказе «Кавказский пленник» мы видим, как судьбы двух офицеров, Костылина и Жилина, переплетаются в условиях пленения у татар. Эта история является иллюстрацией того, как смелость и решимость могут преодолеть самые сложные испытания.

Выкуп и выбор Костылина

Когда офицеры попали в плен, татары потребовали за них выкуп. Они хотели получить по пять тысяч за каждого. Костылин ждал, что за него дадут эти деньги и написал письмо родным. Однако его решение ожидать спасения путем выкупа сразу бросает вызов его собственной судьбе.

Жилин: Дружба и Решимость

В отличие от Костылина, Жилин не собирался расстраивать больную маму и решил, что выберется из ловушки сам. А пока присматривался к татарам и даже сумел с ними подружиться. Особенно понравился Жилин дочке его хозяина Дине. Она жалела офицера и носила ему покушать. Ее тоже можно отнести к положительным героям, ведь девочка очень рисковала, помогая пленнику.

Совместная Попытка Побега

И вот, свершилась первая попытка побега. Жилин не хотел бросать товарища одного и уговорил его тоже пойти. И опять из-за Костылина все провалилось! Ему натерла обувь и он отказывался идти дальше. Ныл и жаловался всю дорогу, пока Жилин не понес его на своей спине. И это притом, что был намного худее толстого друга! Из-за капризов Костылина уйти далеко не удалось, и солдат поймали татары. Это был самый волнительный для меня момент. Я очень переживал за Жилина, который столько всего сделал для побега… А теперь ему грозила верная смерть.

Дина: Ангел-Хранитель Пленников

Офицеров вернули к тому же татарину. И девочка Дина опять стала их подкармливать. Условия были ужасные – намного хуже, чем в первый раз. И, наверное, если бы не ее забота, пленники бы умерли с голоду. А потом Дина помогла Жилину бежать снова. Она принесла ему высокий шест, и он смог выбраться из глубокой ямы. А Костылин от побега отказался. Он остался ждать выкуп.

Завершение и Урок

Рассказ «Кавказский пленник» закончился хорошо. Жилину удалось пробраться к своим, и он снова отправился воевать. И даже Костылина освободили. Деньги за него прислали товарищи. Эта история служит уроком, что настоящий мужчина — это тот, кто проявляет смелость, решимость и несет ответственность за свои действия. В то время как Костылин, своей ленью и трусостью, стал примером того, чего не следует делать.

Заключение

Прочитав рассказ, мы понимаем, что смелость, решимость и настойчивость помогают преодолеть самые тяжелые испытания. Мечта обязательно сбудется у того, кто упрямо идет к ней и не прячется от опасности в кусты!

Характеристика героев в рассказе «Кавказский пленник»

Жилин и Костылин — два главных героя рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», описываются как люди с полностью противоположными характерами. Жилин был сильным, уверенным в себе и ответственным солдатом, который готов бороться за свою свободу. С другой стороны, Костылин был трусливым, ленивым и нерешительным. Он ждал, что все за него сделают, отсутствуя дух борьбы и желание добиться своей цели.

Дина, дочь татарина, оказалась важным персонажем романа. В ней воплощается идея дружбы и переживания чужих бед. Она поделилась едой и водой со своими пленниками, что привело к тому, что Жилин и она стали друзьями.

Мне кажется, что главное урок, который можно извлечь из этого произведения – это желание бороться за свою свободу и защищать свои права. Хороший пример из рассказа Жилин, который, несмотря на трудности, боролся за свою свободу, а Костылин, наоборот, ждал решения других. Также важно помнить о дружбе и сострадании, которые помогли Дине и Жилину связаться, несмотря на разницу в их культурах.

Анализ рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстоя

Рассказ «Кавказский пленник» великого писателя Лева Николаевича Толстого повествует об истории солдата по имени Жилин, попавшего в плен к татарам. Жилин, умудряется заручиться поддержкой местной девочки Дины, которая служит источником надежды и доброты в его трудном положении. Стоит обратить особое внимнение на характер ВерЁ.

В случае Жилина, его отличает бесстрашие, стойкость и желание оставаться человеком даже в невыносимых условиях. В отличии от своего товарища Костылина, который живет в надежде на скорый выкуп и постоянно боится, Жилин продолжает бороться и искать возможность спастись.

Дина

Второй важной персоной истории является Дина, которая становится нежданным светом в темной жизни Жилина. Эта девочка, проникшись добром и сочувствием к Жилину, стала помогать ему, тайком принося вкусную еду, понимая, что без её помощи ему трудно выжить. Когда Жилин решает вновь попытаться сбежать, Дина ему помогает выбраться из ямы.

В заключении, стоит сказать, что доброта и смелость Дины, вселяет надежду не только в Жилина, но и в читателей. Ее чувство взаимности и заботы о Жилине становятся для него поощрением и движущей силой в его борьбе за свободу.

План для дальнейшего анализа

  1. Обзор подробного описания героев и их ролей в рассказе
  2. Анализ выборов, которые сделал каждый из героев
  3. Выявление и объяснение собственного мнения о событиях в рассказе

Как вести себя в экстремальных ситуациях: уроки из рассказа «Кавказский пленник»

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» заставляет задуматься над вопросом: почему люди, оказавшись в одинаковых обстоятельствах, ведут себя по-разному? В рассказе рассказывается о двух героях — Жилине и Костылине, которые попали в плен к татарам.

Когда Жилин и Костылин встретили татар, Жилин не опустил руки и не сдался без боя. Напротив, он продемонстрировал упорство и решительность: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!» Костылин же сбежал, оставив своего товарища в беде.

В плену Жилин продолжал демонстрировать свои качества: он делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин же просто спал и ждал, когда их выкупят. Жилин не написал сразу письмо родным, чтобы не расстраивать их, пока не будет уверен, что найдет способ сбежать. Костылин же написал письмо сразу же и ждал, пока его выкупят.

Через некоторое время Жилину удалось сбежать и вернуться домой. Костылина выкупили еле живым. По возвращении в аул Жилин стал уважаемым человеком, которого любили за его доброту и упорство. Костылину же в ауле относились с презрением.

Уроки из рассказа

  • Никогда не стоит опускать руки и сдаваться без боя.
  • В экстремальных ситуациях необходимо проявлять упорство и решительность.
  • Важно сохранять надежду и не опускать руки, даже если обстоятельства кажутся безнадежными.
  • Необходимо проявлять заботу и внимание к окружающим, демонстрировать доброту и помогать другим.
  • Характер и поступки каждого человека определяют его судьбу и отношение окружающих к нему.

Заключение

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» является уроком того, как необходимо вести себя в экстремальных ситуациях. Уроки из этого рассказа актуальны и сегодня: так же, как и герои рассказа, мы часто оказываемся в сложных ситуациях, и наша реакция на них определяет нашу судьбу.

Как характер влияет на поведение в трудных обстоятельствах

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» поднимает важные вопросы о том, почему люди, оказавшись в одинаковых ситуациях, по-разному реагируют. Одни проявляют достоинство и мужество, вызывая уважение, в то время как другие поддается панике и эгоизму.

История двух офицеров, Жилина и Костылина, служивших на Кавказе, иллюстрирует это явление. Когда им пришлось покинуть крепость в сопровождении солдат в жаркий летний день, Костылин предложил Жилину ехать в одиночестве, утверждая, что у него есть ружье.

Однако, столкнувшись с татарами в ущелье, Костылин забыл не только о Жилине, но и о своем товарище и ружье, бросившись в крепость в панике. Он не подумал о друзьях и сразу оставил Жилина в опасности.

В то время как Жилин решил сражаться, понимая, что с погоней не уйти. Он решил, что не сдастся без борьбы, даже если придется противостоять татаринам вооруженным шашкой.

Пленение Жилина не сломило его духа. Он нашел способы провести время, заботясь о детях и чиня часы. Он активно искал путь к побегу и даже приступил к подкопу в сарае. В то время как Костылин просто отсиживался в сарае, ожидая прихода письма и не предпринимая никаких действий для своего спасения.

Этот рассказ наглядно демонстрирует, как различные характеры влияют на поведение в трудных ситуациях. Жилин проявил мужество, силу воли и заботу о других, в то время как Костылин поддался панике и эгоизму, не проявив никакой инициативы для своего спасения.

Из этого рассказа делаем вывод, что важно приучать себя к достоинству с детства, чтобы в трудные моменты вести себя подобно Жилину и не потерять гордость и достоинство.

Влияние характера на судьбу человека

И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.

Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Жилин и Костылин – два офицера, которые служили на Кавказе.

Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: «… не дамся же живой».

Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.

Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.

Почему люди в одинаковых обстоятельствах ведут себя по-разному?

Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, «…схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».

Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».

Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: «… не годится товарища бросать».

Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: «… не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

Вариант 4

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Жилин и Костылин — герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.

Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

Жизненные выборы и характер в рассказе «Кавказский пленник»

В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.

Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин – лень и трусость.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие – презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

Вариант 1

Жилин-главный герой рассказа “Кавказский пленник”. Он привык всего добиваться сам. Является достаточно обаятельным персонажем и сразу же вызывает симпатию. Он храбрый, в плену вел себя смело и уверенно. Жилина любила даже дворовая собака за то, что он ее подкармливал, это еще раз доказывает, что Жилин положительный персонаж. На протяжении всей повести ему противопоставляется Костылин ‑полная противоположность Жилина. Тем самым, автор подчеркивает положительные качества Жилина. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Жилин не бросил Костылина даже во время погони, после чего их и поймали. До этого он заручился доверием Дины, которая и помогла ему сбежать. Я считаю, что Жилин яркий пример человека с настоящей широкой русской душой.

Вариант 2

Весь рассказ описывает нам те события, когда Толстому чудом удалось избежать погони, но двое его товарищей попали в плен. Нужно было что-то делать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сразу в глаза бросается то, то их имена очень созвучны, но по значению совершенно разные.

Характер обоих героев тоже очень разный. Когда Жилин ехал к своей матери, то по пути подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сразу побежал в крепость. Но даже такая трусость не смогла его спасти.

В плену герои тоже по-разному себя ведут. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которую они должны выплатить, то Костылин сразу же написал письмо домой и ждал денег. Жилин, напротив, дал согласие только на 500 рублей, а письмо отправил на другой адрес, ведь больше всего он не хотел, чтобы его мама переживала. Костылин постоянно скучал, пока ожидал денег, в Жилин планировал побег, ночами копая яму. Живя в плену Жилин часто проявлял себя, как очень порядочный и добрый человек. Он сделал из глины куклу дочке хозяина, а потом починил самому хозяину часы. С тех пор к нему постоянно ходили люди и обращались за помощью.

Так и жили они, пока Жилин не выкопал дыру. Одной ночью они оба выбрались на волю и побежали в горы. Весь путь Костылин был обузой своему товарищу. Он не хотел снимать стоптанные ботинки, отчего ему было больно идти, он был толстым и не мог самостоятельно подниматься в гору и постоянно охал и кричал, чем один раз привлек внимание татарина, проезжавшего неподалеку. Жилин не бросил товарища, а взял на руки и понес. Конечно, он не смог с таким грузом убежать. Их снова схватили и бросили в яму.

Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин постоянно стонал, но Жилин все думал о побеге. Однажды он смог уговорить дочку хозяина помочь им выбраться. Девочка сжалилась и принесла большой шест, но Костылин не захотел бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. Он смог добраться до своих людей и стал служить дальше. Что же касается Костылина, то тот лежал в яме пока его не выкупили за 5000 рублей. Привезли его еле живого.

Смысл названия «Кавказский пленник»

У каждого читателя появляется вопрос, почему назвал Толстой свой рассказ «Кавказский пленник», ведь пленников то было два. Но на самом деле здесь есть очень глубокая мысль. Жилин был храбрым, сильным, работящим. Он смог убежать с плена и стал продолжать служить и помогать людям. Но Костылин был ленив. Да, его выкупили из плена, но он так и остался в плену своих слабостей.

На первый взгляд с двумя людьми произошло одно и тоже событие, но если смотреть на сердца и дух героев, то каждый пережил свое приключение.

Реализм и жизненность

Повесть «Кавказский пленник» — это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев и изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем».

Противопоставление героев

Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».

В случайном произведении познал я новые черты героини – самую теплую симпатию вызывает образ Дины, девочки-татарки. В ней я увидел черты искренности и непосредственности. Она посидела на корточках, начала камень выворачивать, но оказалось, что у нее ручонки тонкие, как прутики, и силы ей не хватило. Она бросила камень и заплакала. Маленькая Дина, видимо, обделенная лаской и оставляемая без присмотра, потянулась к учительнице, к доброму, относящемуся к ней отцовским чувством Жилину.

«Кавказский пленник» является самым поэтическим и совершенным произведением в сборнике «Русские книги для чтения». Оно объединяет эстетические и педагогические начала. Лев Николаевич Толстой внес огромный вклад в развитие детской литературы. Его произведения для детей тесно связаны с его творческим наследием. В наше время число изданий детских рассказов Толстого постоянно растет. Они переведены на многие языки нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого включены в учебные программы для начальной и средней школы, а также дошкольного образования. Рассказы Толстого для детей публикуются в сериях «Мои первые книжки» и «Книга за книгой».

По моему мнению, главная идея рассказа заключается в научить людей не сдаваться даже в трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели, быть добрыми, смелыми, преданными и храбрыми.

В рассказе активность, стойкость и человечность Жилина противостоят пассивности и слабодушию Костылина. Благодаря мужеству и выдержке героя удается бежать к своим, несмотря на все преграды и препятствия.

Творчество Л. Н. Толстого пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте.

Все произведения Л. Толстого пронизаны идеями дружбы между людьми и народами.

Читая рассказ «Кавказский пленник», понимаешь, как прекрасно и важно дружить, любить друзей и жить для других. Даже маленькая Дина поняла это, несмотря на различия в возрасте и национальности. Л. Н. Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая свои проблемы на плечи других.

В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой актуально решает две проблемы, которые волнуют читателей и отражаются в их собственных жизнях. Первая проблема заключается в вопросе о возможности существования мира и дружбы между людьми. Что их разделяет и что их объединяет? Можно ли преодолеть вечную вражду между людьми? Вторая проблема связана с наличием определенных качеств в человеке, которые способствуют объединению людей. В каких людях эти качества присутствуют, а в каких — отсутствуют, и почему?

В наше время отношения дружбы и товарищества занимают все большее место в жизни людей. Они выходят на первый план и становятся важными факторами взаимодействия. Ранее, в младших классах, детей объединяли случайные и внешние причины, такие как соседство или совместное обучение. Однако по мере взросления, взаимоотношения становятся более глубокими. Внутренние притягивания начинают играть все более значимую роль. Возникает своего рода кодекс нравственных ценностей, в котором товарищество, равенство, честность и смелость занимают важное место.

Для подростка стремление к единению со сверстниками становится жизненной задачей. Он задумывается, почему некоторые люди пользуются всеобщей любовью и привлекают к себе внимание, в то время как другие не находят себе друзей. Возникает вопрос о том, какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим товарищем.