Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир

Сочинение

Анализ метода Л.Н. Толстого в развитии внутреннего мира персонажей

Л. Н. Толстой считал, что в человеке живут самые разнообраз­ные чувства, стремления, желания. Поэтому герои писателя могут быть разными, автор видит своего героя «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то силачом, то бессильнейшим существом». Привлека­тельность ищущих, думающих, сомневающихся героев заключает­ся именно в том, что они страстно хотят понять, что же такое жизнь, в чем ее высшая справедливость. Отсюда возникает непрерывное движение мыслей и чувств. Движение как столкновение, борьба раз­нообразных решений. Открытия, которые делают герои, — это сту­пени в процессе их духовного развития.

Диалектика души как особенность метода Толстого

Эту особенность художественного метода Л. Н. Толстого в рас­крытии внутреннего мира персонажей Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». Сам Л. Н. Толстой считал, «чтобы читатели сочувствовали герою, нужно чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько добродетели, добродетели возможные, сла­бости — необходимые…»

Путь духовных поисков в романе «Война и мир»

В романе «Война и мир» автор проходит путь духовных поисков вместе с героями. Разные характеры и судьбы представляют в его романе разные типы отношения человека к жизни, к людям, к Богу. Не все герои Толстого стремятся познать истину. Но любимые герои автора решают нравственно-философские проблемы, ищут ответы на «веч­ные» вопросы. Один из таких героев — князь Андрей Болконский.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» эпизод с появлением князя Андрея Болконского на страницах романа в гостиной Анны Павловны Шерер является одним из ключевых моментов. Главный герой предстает перед читателями как молодой человек с красивыми чертами и усталым, скучающим взглядом. Он перенасыщен фальшивостью и глупостью светского общества, что вызывает раздражение у князя Андрея.

Гостинная, сплетни, и балы для него являются заколдованным кругом, из которого он стремится вырваться. Эта негативная атмосфера побуждает князя отправиться на войну, ставить свою жизнь на карту, ради достижения славы, которую он готов пожертвовать всем.

Однако, после участия в сражении при Аустерлице, князь Андрей испытывает личную трагедию и осознает бессмысленность своей цели. Он падает под знаменем и теряет сознание вместе с падением своих стремлений. Ему кажется, что жизнь и смерть лишены смысла и никто не в состоянии объяснить их.

2 стр., 592 слов

Что такое подвиг в понимании Толстого? (по роману-эпопее “Война и мир”)

... изменяется представление о войне и у Николая Ростова. Подвигом в понимании Толстого является вся народная, партизанская война, которая велась русскими людьми против французов. Настоящими героями становятся у ... за победу русского народа. Таким образом, Л.Н. Толстой в своем романе деромантизирует, в определенном смысле снижает понятие “подвига”. Подвиг в понимании писателя – это следование человека ...

Очередное изменение взгляда князя Андрея происходит, когда он случайно подслушивает ночной разговор между Наташей Ростовой и Соней. Это приводит его к новому взгляду на возможность приносить пользу людям и веры в счастье и любовь. Затем последует первая личная встреча князя с Наташей на балу, где он замечает ее отличие от светского общества, ее искренность, естественность, радость, робость и даже маленькие ошибки во французском языке.

После помолвки, князь Андрей испытывает страх перед преданностью и доверчивостью Наташи, а также тяжелое чувство сознания долга. Он соглашается отложить свадьбу на год, а в это время жажда мщения овладевает им, ведь Наташа раскачивается в своих чувствах между Андреем и Анатолем. Прощение Андрея оказывается невозможным, и он становится одержим жаждой мести.

Борьба между жизнью и смертью в романе «Война и мир»

Но встреча с Анатолем не принесла Болконскому ожидаемого удовлетворения. Оба героя были ранены, и жалкий вид стонущего Анатоля разбудил в князе Андрее близкое и тяжелое чувство, кото­рое связывало его с этим человеком.

Он вспомнил свою нежность и любовь к Наташе и ощутил ее с еще большей силой. Он сумел не только простить, но и полюбить Анатоля любовью, которой любят братьев, любящих, ненавидящих, врагов.

Князь Андрей простил и Наташу и полюбил ее той новой, чис­той, божеской любовью. Любовь земная уступила место христианской любви.

Во время болезни, после ранения, в герое происходит борьба между жизнью и смертью. Он осмыслил свое новое чувство — любовь, которую проповедовал Бог на земле и которой учила его княжна Марья. Любовь есть Бог, есть жизнь. Любить все — любить бога во всех проявлениях. Болконский смог это понять, потому что полюбил. Страх перед смертью ушел, так как смерть стала означать для него возвращение частицы любви к вечному источнику.

Пройдя жизненный путь постоянных исканий ответов на вечные вопросы, постоянного самосовершенствования, Андрей Болконский достиг наивысшей точки своего развития.

Роль Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Роман «Война и мир» Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов.

Его образ стоит в центре «Войны и мира», потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя послужила основой замысла всего романа.

Образ Пьера Безухова был задуман первоначально как образ декабриста, но затем Толстой возвратился к додекабрьскому периоду жизни своего героя и представил его юность, мужание. Толстой знал, что именно Пьер Безухов, этот мягкий человек, предстанет впоследствии как организатор тайного общества «независимых и свободных людей».

Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. И читатель не может не заметить этих качеств, не оценить их, несмотря на то что сначала Пьер представлен потерянным, слабохарактерным, ничем не выделяющимся молодым человеком.

7 стр., 3150 слов

В чём видят любимые герои Толстого смысл жизни

... исканиях. Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах ...

Первое знакомство с героем происходит на фоне великосветского кружка Анны Павловны Шерер, и уже здесь заметно, что Пьер не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, определяющей чертой которого является всепроникающая ложь. По этой причине появление Пьера у большинства присутствующих вызывает опасение, а его искренность и прямолинейность — откровенный страх. Вспомним, как Пьер отошел от никому не нужной тетушки, заговорил с французским аббатом и увлекся разговором так, что стал явно угрожать нарушить систему светских взаимоотношений, привычных для дома Шерер, чем и оживил мертвую, фальшивую обстановку.

Одним своим умным и робким взглядом Пьер всерьез напугал хозяйку салона и ее гостей с их ложными нормами поведения. Пьер обладает такой же доброй и искренней улыбкой, бросается в глаза его особенная безобидная мягкость. Но сам Толстой не считает своего героя слабым и безвольным, как это может показаться на первый взгляд: «Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя».

Да, в образе Пьера Безухова мы находим черты безвольного и даже бессознательного подчинения, которые особенно проявляются в эпизодах женитьбы на Элен и отношений с ней. Точно так же, поверхностно, но в то же время восторженно, со всей душой, Пьер подчиняется духу масонства Ему свойственно в порыве страсти поддаваться подобным мгновенным увлечениям, принимая их за истинные и правильные. А тогда, когда проявляется истинная суть вещей, когда рушатся надежды, Пьер так же активно впадает в отчаяние, безверие, словно маленький ребенок, которого обидели.

В процессе повествования о Пьере Безухове Лев Толстой показывает его в различных ситуациях, в которых проявляются его воля и характер. В одной из таких сцен Пьер отрывается от Элен, узнав о ее истинных мотивах, которые связаны с его состоянием. Безухов незаинтересован в материальных ценностях, поэтому он без колебаний соглашается поделиться своим богатством с обманщицей, чтобы избавиться от случившейся лжи. Пьер готов на все, чтобы освободиться от коварства Элен и не допустить повреждения своей жизни. Несмотря на свою невинность и юность, он понимает разницу между безобидными шутками и опасными играми, которые могут причинить вред. Доказательством этого служит его яркая реакция в разговоре с негодяем Анатолем после провальной попытки похищения Наташи. Но это только несколько примеров, когда Пьер проявляет себя как смелый, горячий и самостоятельный человек со своими собственными убеждениями.

Особенно в характеристиках Пьера Безухова примечательна способность Толстого изображать его естественным и изменчивым, без прикрас. Внутренние переживания Пьера глубоко влияют на его внешнюю оболочку. В начале истории описывается Пьер как «массивный, толстый молодой человек с сумным наблюдательным взглядом». После свадьбы его внешность меняется, и в обществе Курагиных Безухов выглядит «унялым и мрачным». Когда Пьер обретает смысл жизни, связанный с помощью крестьянам, его лицо излучает радость и энтузиазм.

Однако лишь освободившись от ложных игр светской жизни и оказавшись в трудных военных условиях, находясь среди простого народа, Пьер ощущает подлинный вкус жизни и находит внутреннее спокойствие, что повлияло на его внешность. При благосостоянии его тела, очевидно, пострадала: его ноги были босиком, одежда вся изорвана и грязная, волосы запутались и были полны вши, но его глаза выражали твердость, спокойствие и живость, чего раньше в них не было.

7 стр., 3115 слов

Урок литературы «Мгновения счастья в жизни юных героев повести ...

... которые запоминаются на всю жизнь. А если они происходят в то время, когда тебе трудно, то они радостны вдвойне. Вы прочитали повесть Ч.Айтматова «Ранние журавли». Какое событие в жизни героев было ... В эпизоде «Прилёт журавлей» наиболее ярко выражена идея повести Айтматов писал: «Я хотел сказать о тех душевных качествах, которые прекрасны всегда, тем более в страшные времена. Как ...

Развитие героя Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Герой Пьер Безухов в романе «Война и мир» Льва Толстого проходит через трудный путь самоисследования и развития. На протяжении всего романа мы видим его внутренние поиски, душевные переживания и сомнения, которые приводят его к осознанию своего истинного призвания.

С самого начала романа Пьер представлен как человек, запутавшийся в заблуждениях и ошибочных представлениях о русской истории. Его чувства и мысли постоянно борются друг с другом, и он не может ясно определить свое место в обществе. Однако, по мере развития сюжета, Пьер начинает освобождаться от насажденных стереотипов и искусственности.

Важным моментом в развитии героя является его любовь к Наташе Ростовой. Пьер находит в этой любви истинное счастье и настоящую связь с другим человеком. Он становится преданным супругом и заботливым отцом, обретая в семейной жизни новые ценности и признание своего призвания.

Постепенно Пьер начинает активно заниматься общественной деятельностью и приносить пользу людям. Он не боится новых дел и вызовов, а наоборот, стремится изменить мир к лучшему. Его неподдельная любовь к Наташе и семье, а также его общественная активность делают его прекрасным и вдохновляющим героем.

Таким образом, развитие героя Пьера Безухова в романе «Война и мир» отражает его путь самоосознания, освобождения от внешних влияний и нахождения истинного призвания. Пьер становится человеком, который не только находит свое место в обществе, но и активно вносит пользу в жизнь других людей.