Андрей болконский и пьер на пароме. Разговор князей андрея и пьера и его значение

Сочинение

Читая великий роман

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

…Богучарово лежало в некрасивой, плоской местности, покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми и березовыми лесами. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно-налитым прудом, с необросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен.

Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшен, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленою краской; дороги были прямые, мосты были крепкие с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности. Встретившиеся дворовые, на вопрос, где живет князь, указали на небольшой, новый флигелек, стоящий у самого края пруда. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски, сказал, что князь дома, и проводил его в чистую, маленькую прихожую.

Пьера поразила скромность маленького, хотя и чистенького домика после тех блестящих условий, в которых последний раз он видел своего друга в Петербурге. Он поспешно вошел в пахнущую еще сосной, не отштукатуренную, маленькую залу и хотел идти дальше, но Антон на цыпочках пробежал вперед и постучался в дверь.

  • Ну, что там? – послышался резкий, неприятный голос.
  • Гость, – отвечал Антон.

– Проси подождать, – и послышался отодвинутый стул. Пьер быстрыми шагами подошел к двери и столкнулся лицом к лицу с выходившим к нему, нахмуренным и постаревшим, князем Андреем. Пьер обнял его и, подняв очки, целовал его в щеки и близко смотрел на него.

16 стр., 7779 слов

Сочинение как меняется андрей болконский в романе

... человеком. Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под ... Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына. Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, ... жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе. Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ...

  • Вот не ждал, очень рад, – сказал князь Андрей. Пьер ничего не говорил;
  • он удивленно, не спуская глаз, смотрел на своего друга. Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска. Не то, что похудел, побледнел, возмужал его друг;
  • но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним.

При свидании после долгой разлуки, как это всегда бывает, разговор долго не мог остановиться; они спрашивали и отвечали коротко о таких вещах, о которых они сами знали, что надо было говорить долго. Наконец разговор стал понемногу останавливаться на прежде отрывочно сказанном, на вопросах о прошедшей жизни, о планах на будущее, о путешествии Пьера, о его занятиях, о войне и т. д. Та сосредоточенность и убитость, которую заметил Пьер во взгляде князя Андрея, теперь выражалась еще сильнее в улыбке, с которою он слушал Пьера, в особенности тогда, когда Пьер говорил с одушевлением радости о прошедшем или будущем. Как будто князь Андрей и желал бы, но не мог принимать участия в том, что он говорил. Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро не приличны. Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось, поскорее показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге.

  • Я не могу вам сказать, как много я пережил за это время. Я сам бы не узнал себя.
  • Да, много, много мы изменились с тех пор, – сказал князь Андрей.
  • Ну, а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
  • Планы? – иронически повторил князь Андрей.

– Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…

Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо Андрея.

  • Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер… – но князь Андрей перебил его:
  • Да что про меня говорить….

расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих имениях?

Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.

Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.

– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, я приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.

15 стр., 7128 слов

Посвящение пьера в масоны. Почему пьер безухов разочаровался в масонстве

... разговора с князем Андреем и самого сражения. В 1808 году Петр Безухов становится во главе петербургского масонства. Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Петр Безухов пытается преобразовать ... эти вопросы даст будущее. Понравилось сочинение? Сохрани в закладках сайт еще пригодится — » Пьер и масоны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Просвирня лучший ответ это ...

  • Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.

Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:

  • Я вам расскажу когда-нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда.
  • Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
  • Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
  • Да, ты прошел и через это.
  • Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
  • Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
  • Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
  • Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям.

Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.

– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.

  • А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
  • Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.

– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по-французски. Je ne connais dans la vie que maux bien réels: c’est le remord et la maladie. Il n’est de bien que l’absence de ces maux.[1] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.

– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите. – Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.

  • Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного;
  • – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
  • Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?

– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние , le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochain[2] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.

6 стр., 2834 слов

Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и мир»)

... это удивительно исцеляющее чувство. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь с попеременным преобладанием теперь борются друг с другом. Эта ... женщине на земле?.. * * * Узнав о том, что раненый Болконский находится совсем рядом, Наташа, уловив момент, поспешила к нему. Как ... том, что на него смотрят. - Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… - он не договорил. В одно ...

И он посмотрел на Пьера насмешливо-вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.

– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое-что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, вырастающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое-что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтобы вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.

– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из-за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.

  • Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его-то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по-моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3-м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить;
  • иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал?

Князь Андрей загнул третий палец.

2 стр., 556 слов

Почему князь Андрей и Пьер друзья?

... поиск настоящего смысла жизни, общие идеалы и красивое мировоззрение. Оба героя честны и беспристрастны, что объединяет их и дает возможность верить друг в друга. Данная статья поможет написать сочинение «Почему князь Андрей и Пьер друзья», раскрыть истинные ...

– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить десять лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом, что за воображение, что медицина кого-нибудь и когда-нибудь вылечивала! Убивать – так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера.

Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.

– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…

  • Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей;
  • – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятною. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
  • Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…

– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтоб иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.

  • Отчего вы не служите в армии?
  • После Аустерлица! – мрачно сказал князь Андрей.

– Нет; покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду, ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, – успокоиваясь продолжал князь Андрей. – Теперь ополченье, отец главнокомандующим 3-го округа, и единственное средство мне избавиться от службы – быть при нем.

  • Стало быть вы служите?
  • Служу. – Он помолчал немного.
  • Так зачем же вы служите?
  • А вот зачем.

Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своею привычкой к неограниченной власти, и теперь этою властью, данною государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он бы повесил протоколиста в Юхнове, – сказал князь Андрей с улыбкой; – так я служу потому, что кроме меня никто не имеет влияния на отца, и я кое-где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.

  • А, ну так вот видите!
  • Да, mais ce n’est pas comme vous l’entendez,[3] продолжал князь Андрей.

– Я ни малейшего добра не желал и не желаю этому мерзавцу-протоколисту, который украл какие-то сапоги у ополченцев; я даже очень был бы доволен видеть его повешенным, но мне жалко отца, то есть опять себя же.

Князь Андрей всё более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.

22 стр., 10812 слов

Цитаты о Наташе Ростовой (том 1 и том 2): описание характера ...

... Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Отрадном в 1809 году) По опекунским делам рязанского именья князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреевич Ростов, и князь Андрей ... существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — ...

  • Ну, вот ты хочешь освободить крестьян, – продолжал он. – Это очень хорошо;
  • но не для тебя (ты, я думаю, никого не засекал и не посылал в Сибирь), и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он ту же свою скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как и был прежде. А нужно это для тех людей, которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавливают это раскаяние и грубеют от того, что у них есть возможность казнить право и неправо. Вот кого мне жалко, и для кого бы я желал освободить крестьян. Ты, может быть, не видал, а я видел как хорошие люди, воспитанные в этих преданиях неограниченной власти, с годами, когда они делаются раздражительнее, делаются жестоки, грубы, знают это, не могут удержаться и всё делаются несчастнее и несчастнее.

Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом. Он ничего не отвечал ему.

  • Так вот кого мне жалко – человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты, а не их спин и лбов, которые сколько ни секи, сколько ни брей, всё останутся такими же спинами и лбами.
  • Нет, нет и тысячу раз нет! я никогда не соглашусь, с вами, – сказал Пьер.

(Толстой «Война и мир», том 2, часть 2, глава 11. См. краткое содержание и анализ романа.)

См. далее: Разговор князя Андрея с Пьером на пароме.

[1] Я знаю в жизни только два действительные несчастия: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.

[2] Ближние.

[3] но не так, как ты думаешь.

Путь к себе Андрея Болконского

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.

В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон. Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными.

Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

7 стр., 3150 слов

В чём видят любимые герои Толстого смысл жизни

... Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в ... управляет миром и в чем смысл жизни. Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: ...

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Андрей болконский и пьер на пароме. Разговор князей андрея и пьера и его значение

Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и поехали в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа. Он говорил ему, указывая на поля, о своих хозяйственных усовершенствованиях. Пьер мрачно молчал, отвечая односложно, и казался погруженным в свои мысли. Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждался, что он не знает истинного света и что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит все его ученье, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню. — Нет, отчего же вы думаете, — вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, — отчего вы так думаете? Вы не должны так думать. — Про что я думаю? — спросил князь Андрей с удивлением. — Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство — это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. — И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его. Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви. — Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; все остальное есть сон, — говорил Пьер. — Вы поймите, мой друг, что вне этого союза все исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал, часть этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, — говорил Пьер. Князь Андрей молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами. Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они пошли на паром. Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу. — Ну, что же вы думаете об этом? — спросил Пьер. — Что же вы молчите? — Что я думаю? Я слушал тебя. Все это так, — сказал князь Андрей. — Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека и законы, управляющие миром. Да кто же мы? — люди. Отчего же вы все знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу. Пьер перебил его. — Верите вы в будущую жизнь? — спросил он. — В будущую жизнь? — повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея. — Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его; и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле,

10 стр., 4822 слов

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

... заклинания. Все главные герои Толстого живут духовной жизнью, ощущая свою связь с бесконечностью или стремясь ее обрести, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Истина для Пьера и Андрея – это путь идущий через череду ... из года в год предлагают тему для сочинения «Духовные поиски Пьера и Андрея» или «Искания передовой дворянской молодежи в ”Войне и мире”». Если мы (ученики) проследим путь героев Л. ...

именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды — все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды и мы теперь дети земли, а вечно — дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Разве я не чувствую, что я в этом бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество, — высшая сила, — как хотите, — что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим? Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница, которой я не вижу конца внизу, она теряется в растениях. Отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ? Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда. — Да, это учение Гердера, — сказал князь Андрей, — но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся), и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть… Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть… Вот что убеждает, вот что убедило меня, — сказал князь Андрей. — Ну да, ну да, — говорил Пьер, — разве не то же самое и я говорю! — Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет

там

в

нигде,

и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И я заглянул… — Ну, так что ж! Вы знаете, что есть

там

и что есть

кто-то

? Там есть — будущая жизнь.

Кто-то

есть — Бог. Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и заложены и уж солнце скрылось до половины и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили. — Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо).

— Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому». Князь Андрей вздохнул и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но все робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера. — Да, коли бы это так было! — сказал он. — Однако пойдем садиться, — прибавил князь Андрей, и, выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.

2 стр., 616 слов

Напишите о том,что прекрасного вы неожиданно или впервые открыли ...

... Хильге что-то притягательное на момент нашей беседы. 701 Всего 11 . сочинение про хамелеона. что бы оно начиналось со слов: Есть среди животных удивительные мастера маскировки… 3 Но самый ... все семь лет находясь в остром отделении, и останется там на всю свою, надеюсь долгую жизнь. Так я осознал, что практический опыт и рост как диагноста ...

Учитель русского языка и литературы МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3, П. Емельяново, Красноярского края, Кузнецова Нина Владимировна, Урок-исследование по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема урока

:

Сопоставление описания пейзажа с нравственными переживаниями Андрея Болконского.

Цели урока

:

Образовательная:

исследование связи состояния природы с переживаниями героя;

Развивающая:

понимание того, как Л.Н. Толстой используя приём психологического пейзажа, помогает читателю увидеть пути выхода героя из нравственного кризиса.

Воспитательная

:

формирование навыков контроля и самоконтроля.

Задачи:

1. Обучить сопоставительному анализу эпизода.

2.Закрепить навыки исследовательской работы с текстом. 3.Формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Тип урока:

урок закрепления новых знаний.

Вид урока:

урок смешанного типа

Методические приёмы:

исследовательская работа с текстом, составление сопоставительной таблицы, чтение по ролям.

Термин

: психологический пейзаж.

Пейзаж

(фр. местность) – картина природы в художественном произведении.

Эпиграф к уроку:

Самая чистая радость – радость природы.

Л.Н.Толстой

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Слово учителя

  • Сын Л.Н. Толстого писал, « … отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил:
  • «Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода».

Рассмотрим, какое значение имеет природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого:

Силу жизни, вечное обновление, красоту, поэтичность, величие, вечность и бесконечность, «мир и согласие» — вот что видит и ценит в природе писатель.

Природа помогает человеку найти своё место в жизни, учит «жить общей жизнью».

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких – либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развёртывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, то есть помогать раскрыть идею произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о её роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из средств психологического анализа. Изображение природы в романе «Война и мир» реалистично, точно, выразительно и поэтично. Она показана в развитии, в движении: осенняя (сцена охоты), зимняя (святки), весенняя (лунная ночь, пробуждающийся дуб).

Природа для автора эпопеи – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.

В романе «Война и мир» мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают её высокого смысла. Духовно опустошённые, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво.

Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, «диалектику души» этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы. Природа органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н.Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить её.

3.Презентация. Учащиеся обсуждают понятие: пейзаж.

Психологическая функция пейзажа состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа).

Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя. Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/razgovor-andreya-i-pera-na-parome/

Мастерство писателя в изображении природы: выразительные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.) и ритмико – интонационный рисунок (плавный, замедленный или, наоборот, сжатый, напряженный).

Особенности синтаксического строя текста.

Соотнести характер и функции пейзажа с общей концепцией произведения, авторским мироощущением, с представлением писателя о гармонии или дисгармонии социального, вечного и исторически – конкретного, общечеловеческого и индивидуально — неповторимого, земного и небесного.

Слово учителя

  • Л.Н. Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлёта.

Запишите в тетрадь вопрос: что такое психологический пейзаж?

Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.

4.Что привело князя Андрея в подавленное состояние., Сообщение учащегося

Жизненные ошибки, ошибочные мечтания, нравственный кризис Андрея Болконского:

1.Отправляется на фронт, мечтает о своём Тулоне (подвиг, слава).

Разочаровывается в Наполеоне, Переживает смерть жены. Всё произошедшее повергает князя Андрея в кризис, из которого ему не помогают выйти ни заботы о сыне Николае, ни те преобразования, которые он производит в имении Богучарове (одним из первых в России он отменил крепостное право).

Андрея Болконского преследует чувство вины.

Кто стал помощником и собеседником князя Андрея на поле брани перед лицом смерти?

2.Чтение и анализ текста учебника стр. 287-288

Вывод:

Роль помощника и собеседника принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый помощник и утешитель, оно помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге… На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками… Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!” «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец»,- думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве наполеона стала его путеводной звездой. Князь Андрей не стремится больше играть важную роль в политике, не связывает свою судьбу с военной карьерой. Видя теперь так близко своего кумира — Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье

5. Анализ эпизода «Разговор с Пьером на пароме».

Сцена разговора Андрея Болконского с Пьером на пароме помогает герою почувствовать, что жизнь просыпается в его душе. (ч.1 гл.12) Описание неба.

Что почувствовал князь Андрей?

(«…что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». « … во внутреннем мире его …новая жизнь…»)

Работа с учебником . (стр. 288-289)

Вывод: После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. “В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Небо открывается князю Андрею в момент нравственного кризиса, на переломах жизни, когда природа помогает ему выйти из тупика.

6. Слово учителя. Анализ эпизода ч. 3,гл.1

Исследуем: с каким настроением едет князь Андрей Болконский в Отрадное?

Описание дуба

(Состояние князя Андрея: не хотел видеть ни весны, ни солнца).

«Всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.», «…обломанные, ободранные пальцы» «… не верю вашим надеждам и обманам». «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб…- наша жизнь кончена».

«…ему ничего было не надо начинать, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Работа по учебнику стр. 289.

Вывод: Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

ч.3, гл.2

8.Анализ эпизода. Чтение по ролям. Сцена «Лунной ночи» (ч.3, гл.2)

(Л.Н. Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Для него одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу).

(«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни»)

Сопоставительная таблица. Исследовательская работа с текстом.

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

Рассмотрим таблицу. Сопоставление состояния князя Андрея и состояния природы.

Что изменилось в состоянии героя во время второй встречи с дубом?

Вывод: Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”. Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.Жизнь просыпается в дубе, его ветки покрыты молодой и сочной зеленью. Просыпается интерес к жизни в душе князя Андрея. Природа возродила его, заставила жить, обновила, он понял смысл жизни, её цель.

8. Итог урока.

Скажите, что значит психологический пейзаж?

  • Как Л.Н. Толстой, используя приём психологического пейзажа, помогает нам увидеть пути выхода героя из нравственного кризиса?

Домашнее задание: выучить наизусть: описание дуба;

определение психологический пейзаж, мини-сочинение

Организация работы в группах., Задание 1-ой группе учащихся, Сообщение на тему:

«Жизненные ошибки, ошибочные мечтания, нравственный кризис Андрея Болконского».

2. Прочтите эпизод и ответьте на вопрос: Что помогло понять князю Андрею небо?

3.Прочтите текста учебника стр. 287-288 со слов: « С высоты далёкого неба, куда устремилась его возвышенная душа…», до слов: «…князю кажется, что жизнь его кончена в тридцать один год».

Задание 2-ой группе учащихся

Ответьте на вопрос: Что помогает почувствовать князю Андрею сцена разговора с Пьером на пароме.

2.Подготовьте выразительное чтение описания неба.

со слов: «Однако пойдём садиться…»

3.Работа с учебником . (стр. 288-289)

Со слов: « Из тяжёлого душевного состояния Андрея выводит Пьер…» До слов: « …вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Задание 3 –ей группе учащихся.

1.Прочтите эпизода ч.3,гл.1

Особое мастерство Л.Н.Толстого проявляется в том, что один и тот же человек, может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях. Писатель применяет приём сопоставления.

2.Исследуйте: с каким настроением едет князь Андрей Болконский в Отрадное?