Толстой л. н. — Андрей болконский и его дорога чести

Сочинение

Андрей Болконский и общество

На момент знакомства читателя с Андреем Болконским, герой был человеком, которого уважали в обществе. Однако князю Андрею было скучно среди светских людей. Всем своим видом он показывал это пренебрежение к обществу: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Так говорит Болконский Пьеру: «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!».

Именно поэтому персонаж отправляется на войну. Наполеон для Андрея Болконского становится кумиром. Писатель не зря описывает увлечение князя Андрея Наполеоном. Это было характерным признаком молодого дворянства. Герой мечтает о том, чтобы стать таким же великим человеком, как Наполеон.

«Дорога чести» Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сегодня на уроке мы:

  • Поговорим о характере и судьбе Андрея Болконского.
  • Порассуждаем о том, какой была его «дорога чести».
  • Посмотрим, куда дорога чести привела князя Болконского.

Князь Андрей Болконский

  • один из самых ярких и любимых читателями героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Его история – это история поиска своего места в жизни и своего истинного я. История, полная надежд и разочарований, угасания и возрождения, попыток изменить мир вокруг себя.

В русском литературоведении историю Андрея Болконского принято называть «дорогой чести». Почему?

Честью называют совокупность высших морально-этических принципов личности. Есть понятие дворянской чести и чести профессиональной. Когда говорят «дело чести», это значит, что речь идёт о каком-то деле, которое необходимо выполнить любой ценой. Иначе пострадает его репутация и, что не менее важно, самооценка. А «дорогой чести» можно назвать нравственный путь человека. Стремление к достижению высших целей и обретению смысла жизни.

Анны Шерер

Каким он предстаёт в начале своего пути? Князя Андрея можно назвать любимцем света. Он знатен, богат, красив. Его уважают. Жена князя Болконского пользуется успехом в высшем свете, обожает балы, приёмы. В салоне Шерер она всегда желанная гостья. Самому князю Андрею эта жизнь противна . «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно»

11 стр., 5218 слов

По литературе. Дорога чести андрея болконского

... жить, надо любить, надо верить». Толстой л. н. — Андрей болконский и его дорога чести — сочинение Возрождение После разговора с Пьером князь Андрей воодушевился: он начинает заниматься делами в деревне, а затем ... творчеству Л.Н. Толстого мы начинаем сообщением из истории одного шедевра. (слайд 5) (Рассказ учащихся о фотографии Л.Н. Толстого.) При жизни Льва Николаевича Толстого его портреты писали ...

, ‒ пишет Толстой.

Люди в салоне Шерер ему чужды по духу. Именно поэтому его раздражает жена, которая наслаждается обществом этих людей.

«…ты один живой человек среди всего нашего света»,

‒ признаётся князь Андрей другу.

Болконский уходит на войну с Наполеоном, не только из-за того, что ему опостылела жизнь, которой он живёт. Князь Андрей хочет обрести себя. Найти своё призвание. Он убеждён, что должен совершать великие дела, а не растрачивать себя на ничтожную светскую суету и сплетни. «Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь»,

‒ признаётся он.

Андрей Болконский честолюбив. Он хочет величия и славы. Как и многие молодые дворяне своего времени, князь увлечён личностью Наполеона и романтизирует французского императора. Но вместе с тем, Болконский не зациклен только на собственном успехе. Он патриот и гражданин. Для князя Андрея важнее всего общее дело и справедливость. Болконский служит честно, с полной самоотдачей. Он не гоняется за чинами и сильно выделяется из толпы штабных карьеристов.

Болконский рвётся из штаба Кутузова в передовую часть генерала Багратиона, к сражениям от штабной рутины. Он не боится вызвать гнев начальства, заступаясь за капитана Тушина. И отказывается покрывать трусость штабного офицера. Важнее всего для Болконского справедливость, а не расположение начальства и других офицеров. Но и честолюбие князя огромно.

«Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»,

‒ думал Болконский перед битвой под Аустерлицем.

Во время этого боя князь совершает подвиг, о котором мечтал. Пытаясь остановить бегущие войска, он подхватывает знамя и зовёт солдат в бой. Но этот важный момент обернулся для князя Болконского не триумфом, а полным крушением прежних идеалов. Раненый Болконский видит над собой небо. «… всё пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения»

, ‒ понимает он.

Война теперь ему кажется бессмысленной, а ратная слава ничтожной. Андрей Болконский разочарован и в своём кумире. Наполеон видится ему не величайшей личностью в истории, а мелким, человеком, ничтожным в своём тщеславии, из-за которого гибнут тысячи людей.

Вернувшись домой с войны, князь Болконский переживает ещё одно потрясение. В родах умерла его жена Лиза. Андрея Болконского преследует чувство вины. Мужчине кажется, что в смерти жены есть и его вина. Болконский отказывается от военной службы.

11 стр., 5471 слов

Отец и сын Болконские в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

... тема Отца и Сына, очень важная для русской литературы («Отцы и дети»), в «Войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога-сына Богу-отцу. Большая часть романа “Война и мир” Л. ... исполнение долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу. Дочь же Болконский-отец и вовсе не хочет выдавать ...

«Ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии»

, ‒ категорично заявляет Андрей Пьеру Безухову.

Оставшись вдовцом, разочаровавшись в военной службе и прежних идеалах, он решает посвятить себя воспитанию единственного сына и вести хозяйство. То есть жить только для себя и для близких, которых он воспринимает как часть себя.

Болконский угасает. Ушли в прошлое мечты. И даже каких-то желаний или планов теперь нет. Пьер Безухов, приехав к другу в гости, замечает, что князь Андрей побледнел и осунулся. А взгляд его потухший и мёртвый. Наивные восторженные планы Пьера, его увлечение масонством вызывают у князя только усмешку.

«Надо жить, надо любить, надо верить»

, ‒ утверждает Безухов. Этот разговор с другом стал толчком к духовному возрождению Андрея Болконского. Он снова активен и деятелен. Не просто доживает свой век в имении. Болконский воплощает в жизнь все те преобразования, с которыми не смог справиться Пьер Безухов.

Князь Болконский переводит одно имение в вольные хлебопашцы, в других меняет барщину на оброк, крестьянским детям священник теперь преподаёт грамоту. Князь Андрей выписывает повитуху для крестьянок, много читает. Разрабатывает проект об изменении военных уставов и постановлений и даже разбирает ошибки последних военных кампаний против Бонапарта.

Но истинное возрождение князя Болконского началось весной, во время деловой поездки в имение Ростовых Отрадное. Погружённый в свои раздумья Болконский не поддаётся очарованию весны. Он уверен, что его жизнь уже позади. Больше нет места желаниям, радости и надеждам. Князь убеждён, что он так же мёртв, как дуб-великан, одиноко стоящий среди зелёных деревьев.

Наташу Ростову

  • Её юность, искренность, непосредственность и жизнерадостность растревожили его душу и ум. Он почувствовал жажду жизни и желание радоваться

«Надо жить, надо любить, надо верить».

Желание жить для других, приносить пользу обществу приводит князя Болконского в Петербург. Теперь его надежды связаны с гражданской службой. Князь Андрей становится членом комиссии Сперанского по составлению новых законов. Но вскоре Болконского ждёт новое разочарование. Члены комиссии слишком далеки от народа. Не знают его нужд. Все их инициативы бесполезны, а иногда и вредны для тех, ради кого они якобы затеваются. И законодателям важнее форма, в которой записаны законы, чем их суть.

Что же теперь спасает Андрея Болконского от нового душевного кризиса?

Любовь.

Новое возрождение и новое разочарование на «дороге чести» князя Андрея связано с Наташей Ростовой. Её чистота, юность, искренность, поэтичность очаровала Болконского. Он снова стал мечтать и думать о будущем. Перемены в нём замечает Пьер Безухов. Пьер больше не видит в друге былой тоски и разочарования, презрительного отношения к жизни.

«Мужчина не должен и не может забывать и прощать»

, ‒ говорит князь Андрей сестре.

Теперь Болконский живёт мыслями о мести и пытается забыться в мелких повседневных делах. Например, в работе, близкой ему, знакомой и понятной – военной службе. И если когда-то военная служба привела Болконского к кризису, то сейчас она вывела его к новым вершинам духовного развития.

3 стр., 1012 слов

Образ адъютанта Кутузова князя Болконского

... одного из таких сражений, где Кутузов атаковал и разбил французскую армию генерала Мортье, князь Андрей Болконский едет с известием об этой ... и было бы недостойно усиливать его страдания. Но адъютанты Кутузова, Несвицкий и Жерков, настроены иначе. Австрийцев же побили, ... вести себя достойно в будничной жизни войны, чем в сражениях. Князь Андрей живет размеренно-спокойной жизнью штаба - но вот она ...

Личные беды для Болконского отступают, забываются, стираются на фоне общего горя. Андрей Болконский снова живёт не для себя, а для других. Он приходит к мысли о необходимости общего единения. В разговоре с Пьером незадолго до Бородинского сражения князь Андрей излагает свои новые убеждения. Князь свято верит в победу русских войск.

«Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа».

Победа зависит от того, с каким чувством идёт в бой каждый солдат.

«…кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит».

Русские сражаются за правое дело. Они защищают свою Родину. Следовательно, они должны победить.

На пороге смерти Андрей Болконский поднимается к новым вершинам духовной жизни. Смертельно раненый, он видит в госпитале рыдающего Анатоля Курагина. И хотя буквально ещё вчера он думал о мести, просветлённый князь Андрей легко приходит к мысли о прощении врага. И так же легко ему теперь простить Наташу Ростову.

«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал»

, ‒ думает он. Андрей постигает абсолютную,

«божескую любовь», «которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета».

Смысл жизни Андрей Болконский видит в учении Христа, в котором указан путь к истине. Очнувшись, Болконский просит Евангелие.

Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Смерть теперь кажется Болконскому пробуждением для истинной, небесной жизни. И Болконский умирает.

Вся жизнь Андрея Болконского – это непрерывный мучительный поиск ответов на вопросы о добре и зле, любви и ненависти, предназначении человека и смысле жизни.

Вячеслав Евгеньевич Красовский так охарактеризовал дорогу чести князя Болконского: «Нравственный путь князя Болконского ‒ это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни»

Битва под Аустерлицем

Отношение к французскому полководцу меняется после битвы под Аустерлицем. Раненый, князь Андрей смотрит на небо и задумывается о жизни. Герой понимает, что ошибался, что «все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения».

Для Андрея Болконского Наполеон становится маленьким человеком, который сеет только смерть и разрушение.

Битва под Аустерлицем становится переломным моментом как в повествовании, так и в жизни центрального персонажа. Мировоззрение князя Андрея меняется, небо Аустерлица открывает для него новую жизнь. Теперь герой не хочет славы, он стремится жить согласно чести.

Князь Андрей, разочаровавшийся в военной службе, ведет тихую и спокойную жизнь в деревне. Героем овладевают мысли, что жизнь его кончена. Именно в тот момент, когда герой переживает душевный кризис, на Андрея Болконского влияет Пьер Безухов, который говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить».

2 стр., 993 слов

Образ Андрея Болконского в романе-эпопее «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

... называли «наш князь». Им гордились и любили». К сожалению, в Бородинском сражении он находит свою смерть. Но на смертном одре Андрей Болконский переосмысливает свою жизнь и понимает, что ... держал себя холодно, а с дорогими ему людьми был открытым и улыбчивым. Князь Андрей Болконский – выходец из богатой дворянской семьи. Отец воспитывал его и сестру Марью в ...

Сочинение на тему “Дорога чести” князя Андрея”

В произведении присутствуют не только эпические картины мира и войны, но и всесторонне раскрывается жизнь отдельных личностей, личностей ярких, сильных, существенно выделяющихся из основной массы людей.

Таков молодой Андрей Болконский, который резко отличается от представителей света своей образованностью и широтой взглядов. Деятельный по натуре, он тяготится пустым, бессодержательным времяпрепровождением н болтовней светских гбстиных. Такая жизнь скучна для него. «Жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне», — говорит князь Андреи Пьеру. Постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде была наполнена жизнь Андрея Болконского. Мечтая о военной деятельности, полезной для России, князь Андрей в 1805 году уезжает на службу в действующую армию. Его увлекает в это время судьба Наполеона, который становится кумиром князя Андрея. Но, мечтая о славе и о подвиге, он не ждет легкой карьеры и наград, он переживает, чувствует ответственность за судьбу своей Родины. Поэтому своим долгом он считает быть там, где особенно трудно. Но перед лицом смерти на поле сражения князь Андрей понял, что кумир и слава далеки от истинного смысла жизни. Простиравшееся над ним «незримо высокое» небо после Аустерлица рождало мысль о вечности, и в сравнении с этим все остальное становилось ничтожным. «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения». И тогда даже Наполеон кажется Андрею маленьким и ничтожным в сравнении «с тем, что теперь происходило между его душой и этим высоким,”бесконечным небом», которое стало для него олицетворением истинного смысла жизни.

После Аустерлица князь Андрей возвращается домой, и там его ждет смерть жены, перед которой он чувствует свою нравственную вину. Болконский переживает глубокий душевный кризис. Он безвыездно живет в деревне и, полностью разочаровавшись в действительности и не веря более в высокое назначение человека, считает, что жизнь его уже кончена. Все это звучит в его разговоре с Пьером Безуховым, который был для него самым близким другом. «Надо жить, надо любить, надо верить», — говорит Болконскому Пьер. И этот разговор не прошел даром. Под его влиянием начинается духовное возрождение князя Андрея. «В первый раз после Аустерлица он увидел высокое, вечное небо… и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Князь Андрей начинает активно заниматься своим имением, облегчает положение крестьян, то есть осуществляет возможные преобразования в деревне, которые так и не получились у Пьера, как бы он ни старался.

Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно возрождает Болконского к жизни. Процесс духовного обновления князя Андрея ярко раскрывается в восприятии и понимании им природы. Въезжая в зеленую рощу, Болконский видит дуб, который один не хочет поддаться влиянию весны. Князь Андрей думает: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь — наша жизнь кончена!» Но, возвращаясь из Отрадного, Болконский вновь видит тот же дуб с густой шапкой темной зелени, млеющий на солнце. «И на него нашло вдруг чувство беспричинной радости и обновления». Вновь жизнь обретает для Болконского свой смысл. Он решает ехать в Петербург, чтобы принять участие в преобразованиях, которые намечались в начале царствования Александра I. Сначала ближайший помощник императора Сперанский восхищал князя Андрея, как прежде Бонапарт. Но вскоре Болконскому пришлось разочароваться и в Сперанском, и в своей работе. Он понял, что в условиях дворцовой бюрократической среды полезная государственная деятельность невозможна и неосуществима.

2 стр., 523 слов

Анализ эпизода «Андрей Болконский в Шенграбенском и Аустерлицком ...

... потери. Андрей Болконский, участвующий в обоих сражениях, во многом переосмысливает все происходящее, меняет свое отношение к войне. Роль двух сражений в романе заключается в том, чтобы заставить прозреть князя Андрея, ... и остается там до тех пор, пока орудия работают. Именно в Шенграбенской битве Болконский стал свидетелем мужества и героизма, проявленного артиллеристами капитана Тушина. Он ...

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Любовь к жизнерадостной, поэтической Наташе Ростовой пробудила в князе Андрее мечты о возможности семейного счастья. Но и здесь его ждет разочарование: Наташа увлекается повесой Анато-лем Курагиным. И смысла жизни опять нет. «И тот бесконечный, удаленный свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превращается в низкий, определенный, добивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Князь Андрей снова едет в армию и просит Кутузова отправить его со своим полком в район военных действий. Выслушав отказ Болконского остаться при штабе, Кутузов говорит: «Жалею, ты бы мне нужен был, но ты прав. Иди с богом своей дорогой. Я думаю, что твоя дорога — это дорога чести». И Болконский пошел дорогой чести. Как настоящий патриот, он до конца боролся за свое Отечество. И уже будучи раненным, сознавая, что умирает, князь Андрей испытал чувство всеобщей любви и всепрощения. Он прощает Наташу, и в последние дни сердце его наполнено любовью и радостью. И тогда ему кажется, что смысл жизни и путь к истине указаны в учении Христа.

Хотя описанные в романе события произошли в 20-х годах XIX века и книга выпущена более ста лет назад, роман не потерял своей жизненной силы. А в изображении отдельных личностей, таких, как Болконский, горестей и радостей их жизни видно много общечеловеческой волнующей правды.

Возрождение

После разговора с Пьером князь Андрей воодушевился: он начинает заниматься делами в деревне, а затем уезжает в Петербург для деятельности в комиссии по созданию законов. Разочаровавшись и в ней, герой близок к еще одним душевным переживаниям.

Однако еще большее значение для героя оказала Наташа Ростова, встреча с которой окончательно возрождает Андрея Болконского. Разочарование, которое принесла героиня, увлекшаяся Анатолем Курагиным, не сломало Болконского. Герой уезжает с целью участия в военных действиях. Там князь Андрей разговаривает с Кутузовым, который говорит ему следующее: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».

Кутузов был прав. Князь Андрей с честью и достоинством борется за существование свой Родины. Для героя важна не личная слава, а счастливая жизнь каждого гражданина своего Отечества.

Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа. Андрей многое унаследовал от старого князя Болконского, будучи истинным сыном своего отца. Он родствен по духу своей сестре Марье. Он дан в сложном сопоставлении с Пьером Безуховым, от которого отличается большей реалистичностью и волей. „ Младший Болконский соприкасается с полководцем Кутузовым, служит у него адъютантом. Андрей резко противостоит светскому обществу и штабному офицерству, являясь их антиподом. Он любит Наташу Ростову, он устремлен к поэтическому миру ее души. Герой Толстого движется — в результате упорных идейных и нравственных исканий — к народу и к миросозерцанию самого автора. Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет «глупым обществом». Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит «на одной доске с придворным лакеем и идиотом». Мне запомнились слова Андрея: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти». Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: «Эта жизнь, которую я веду здесь,, эта жизнь не по мне». Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика. Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова. Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Я обратил внимание на то, что Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей «имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим». Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно — в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров. Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет «жажда такого подвига, который необходим для военного человека». Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном. Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, — это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плануй под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком «Ребята, вперед!» повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского «пал героем». Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… не так, как мы бежали, кричали и дрались… Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу». Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт с щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой. С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: «Вот прекрасная смерть!» В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались «все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы», в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться «маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом». Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и это становится важным этапом в духовных поисках героя. Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено пережить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, «никому не мешая, дожить до смерти». В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: ‘Надо жить, надо любить, надо верить». Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и «что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в «вольные хлебопашцы», в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, «для себя», для своего душевного успокоения. Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. По дороге к Ростовым он увидел старый дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны», не желал видеть солнце. Князь Андрей чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его настроениям, полным отчаяния. Но в Отрадном ему посчастливилось повстречаться с Наташей. И вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот преобразился — раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего солнца. Оказывается, «жизнь не кончается в тридцать один год… Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь, — думал он, — чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, «видя в нем огромного ума человека». Ему кажется, что здесь готовится «будущее, от которого зависят судьбы миллионов». Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам. И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею «вино ее прелести ударило ему в голову». Далее мы с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и «небо стало вновь давить тяжелым сводом». Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в «ряды». По словам Л. Толстого, князь Андрей «весь был предан делам своего полка», заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли «наш князь», гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: «Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» / Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска. В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца. И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла . Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне — Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: «Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен». Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом. Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа — Андрея Болконского.

< Предыдущая Следующая >

Духовное развитие

Л. Н. Толстой на протяжении всего произведения показывал, как меняется характер Андрея Болконского и его отношение к жизни. Неудовлетворенный собственным образом жизни, герой в начале романа пытается измениться. Князь Андрей несколько раз разочаровывается в собственной деятельности, в собственном существовании. Он несколько раз думал, что жизнь его больше не принесет ему никакой радости. Однако герою всегда удавалось с достоинством продолжать свой путь. Как бы ни было тяжело Андрею Болконскому, он никогда не поступал лживым и лицемерным способом. Именно «дорогой чести» можно назвать жизненный путь князя Андрея.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дорога чести Андрея Болконского», рассмотрит судьбу князя Андрея с ее взлетами и падениями.