Отец и сын Болконские в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение

ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в теме следует видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиных, сюжетом «Эпилога», но и особый библейский отсвет. Тема Бога-отца и Бога-сына с особой силой звучит в «Эпилоге», в эпизоде клятвы Николеньки. Но сначала рассмотрим образы двух старших Болконских. Князь Николай Андреевич — человек безусловно незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконский — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его до некоторой степени был граф Безбородько).

Титулы этих «новых людей» были, как и их богатство, не родовыми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера. Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает ее в первую очередь заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля. При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука).

23 стр., 11283 слов

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

... человеком решительного и самоотверженного характера. Она, по словам Л. Толстого, по-прежнему любила отца, "но не пошла за него потому, что ... гордый князь поплатился придворной карьерой и был сослан воеводой в Архангельск. Выйдя в отставку, он женился на княжне Екатерине ... Татьяна Александровна Ергольская и была тайно влюблена в его сына Николая Ильича. В 1812г. Николай Ильич семнадцатилетним юношей, ...

Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которому служил всеми силами. Болконский-сын — главный идеологический герой Толстого — скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать частью Вселенной. Он совершает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем — Андрей, но имя это — синоним слова Россия, ведь апостол Андрей — покровитель России, предсказавший населявшим эти земли славянам великое будущее. Россия должна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей, продолжая завет Христа: «несть ни эллина, ни иудея…» Христианство было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой-то избранный народ. В этом смысле толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные.

Война — это убийство, по мнению героя Толстого, а убийство всегда (на любой войне) противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол Андрей со своим полком, не сделавшим ни единого выстрела, но выстоявшим. Надо сказать, что старый князь, сначала несколько скептически относившийся к этим апостольским, подвижническим устремлениям своих детей — сына, в котором он с тревогой находит что-то большее, чем беззаветное служение Отечеству, и христианки-дочери, — под конец жизни, пожалуй, склонен признать их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княжне Марье, в которых, при всей их преданности отцу, чувствуется какая-то духовная самостоятельность. Отец издевается над религиозностью княжны, в сыне же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления. Отец, например, одобряет стремление князя Андрея к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием «Бонапарта завоевать». Привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение к семье, старик Болконский, однако, вовсе не принимает в расчет его чувство к Наташе, всячески стараясь воспрепятствовать новому браку сына.

Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и тут же утешает сына тем, что «они все такие». Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу. Дочь же Болконский-отец и вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возможность счастья в браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука — ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя по отношению к детям исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!» Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение отечеству. Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В «Эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности).

6 стр., 2834 слов

Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и мир»)

... из детства! Рядом князь Андрей увидел человека, который показался ему очень знакомым. «Слушая его стоны, Болконский хотел плакать. Оттого ... – это удивительно исцеляющее чувство. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь с попеременным преобладанием теперь борются ... и луга, подле куста полыни. «Неужеди это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на ...

Умирающий Болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о «птицах небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве «птицы небесной», которая в Евангелии есть символ души, не имея «образа и формы», но составляя одну сущность — любовь, -приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву (недаром вспоминается Муций Сцевола) по повелению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).

Так «Война и мир» завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает отчетливых контуров христианской идеи, потому что Андрей у него — апостол новой, толстовской религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана «Сокровенный Толстой». Но главное — тема Отца и Сына, очень важная для русской литературы («Отцы и дети»), в «Войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога-сына Богу-отцу.

Большая часть романа “Война и мир” Л. Н. Толстого посвящена русскому дворянству начала XIX века. Читателю представлен целый ряд семей, которые, по сути, близки друг другу — в смысле размеренности жизни, спокойствия, подчиненности общим правилам, существовавшим в высших слоях общества того времени. Все их члены ходят на балы, посещают гостиную Анны Павловны Шерер, танцуют, развлекаются, ведут светские беседы. Однако есть одна семья, чье своеобразие нравов и традиций, домашняя атмосфера сразу же бросаются в глаза. Так представлена семья Болконских. Она живет своей замкнутой жизнью, что отличает ее от других. Почему же так сложилось? По сути, род Болконских — это потомственные военные, а военное дело подразумевает подчинение, строгость, точность и жесткость. Князь Николай Андреевич Болконский является таким “чистокровным” военным. Он и определяет дух семьи. Жизненный опыт закалил не только его тело, но и душу, вложил в него жесткие военные правила. Весь распорядок его дня расписан по минутам и выполняется с удивительной точностью: “…главное условие для деятельности есть порядок, но и порядок в его жизни доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один час, но и минуту”.

9 стр., 4266 слов

Образ и характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого

... он возвращается на войну. В Бородинском сражении князь получает смертельное ранение. Рядом с ним оказывается Курагин, которого он ненавидел и хотел убить. Но в тот момент Болконский осознает, что испытывает ... Отец молодого человека первым воспротивился браку. Старик понимал, что внуку Коле нужна мать, а избранница сына была юной и не опытной. Кутузов предложил Андрею отправиться с ним в ...

И не дай Бог кому-либо нарушить этот распорядок, который является главным законом бытия Николая Андреевича. Например, во время приезда князя Андрея с женой сын не идет сразу к отцу, а дожидается, когда кончится время его отдыха, потому что уже привык к этому. Старый князь постоянно занимается физическим и умственным трудом: “Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались…” Читатель практически не видит Николая Андреевича без дела. Даже когда его сын уезжает на военную службу, продолжает работать, хотя и переживает, что князь Андрей может погибнуть: “Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь, в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал”. Старший Болконский не является тираном, просто он требователен не только к себе, но и ко всем окружающим. Можно также сказать, что он вел аскетический образ жизни и своим примером заставлял так же поступать и близких своих. В людях, которые так или иначе общались с ним, князь возбуждал страх и почтительность. Хотя он находился в отставке и уже не имел никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где находилось имение Болконских, считал своим долгом явиться к нему и выразить свое почтение.

Наверное, было бы неверным считать, что старый князь бесчувственный и жестокосердный, нет, просто он не привык показывать свои чувства, слабости даже родным. Во-первых, он сам так воспитан с детства, а во-вторых, служба в армии преподала ему еще один урок: он увидел, как слабохарактерные люди, обладавшие высокой моралью, проигрывали тем, кто был твердым и целенаправленным. В семье у Николая Андреевича Болконского двое детей — Марья и Андрей. Матери у них рано не стало. Все основное воспитание детей легло на отца. Так как отец всегда был идеалом для детей, то множество его черт перешло от него к детям. Они выросли в обстановке, которая не располагала к смеху, веселью, к шуткам. Отец общался с ними как со взрослыми, держал в ежовых рукавицах, не голубил особо и не лелеял. Княжна Марья переняла больше мужских черт характера, нежели следовало, ведь Николай Андреевич не церемонился с ней и воспитывал наравне с сыном. В ней та же жесткость, хотя и выраженная в более слабой форме, наряду с глубокими моральными принципами, Марья Николаевна не похожа на других светских женщин. Она заключает в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от времени и окружения, моды и популярных теорий.

Марья Николаевна не появлялась на балах и в гостиной А. П. Шерер, потому что отец ее считал все это бредом и глупостью, бесполезной потерей времени. Вместо балов и торжеств, княжна Марья занималась математическими науками с отцом: “…чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу…”. Она не красива, но и не дурна — это девушка, которую почти не замечают мужчины, и из-за этого ее сватают за взбалмошного Анатоля Курагина. У нее одна-единственная подруга — Жюли, да и та лишь по переписке. Княжна Марья как бы живет в своем собственном мирке, одинокая и почти никем не понятая. Почему же эта героиня так одержима верой, почему принимает у себя нищих, странников? Быть может, она просто не находит в жизни такого человека, который способен понять ее, посоветовать что-то дельное… Мне кажется, что именно от одиночества она обращается к Богу. Странники же, в ее представлении, приближаются к образу Христа. Порой кажется, что княжне Марье эти чужие люди ближе, чем отец и брат. Андрей Николаевич Болконский — сын старого князя, почти идентичен с ним по характеру. Тот же набор качеств военного человека: твердость, смелость, решительность; та же холодность и отчужденность в его поступках и мыслях.

3 стр., 1117 слов

Николай Андреевич Римский — Корсаков

... 1889 году. Завершение "Млады" совпало с началом трудного периода в жизни Римского-Корсакова. В период с 1890 года по 1894 год Николай Андреевич не написал ни одного произведения (!). Творческий кризис ... является новой страницей в оперном творчестве Римского-Корсакова. «Сказание о Невидимом Граде Китеже и деве Февронии» одна из самых известных и загадочных опер Римского-Корсакова. До сих пор некоторые ...

Более всего, по моему мнению, от всех этих черт страдает жена князя Андрея — маленькая княжна Лиза. Чем она заслужила такое отношение мужа? Лишь тем, что она нормальная женщина, которая бывает на балах и любит развлечения, смех и радость? Еще одной чертой, которую Андрей Николаевич унаследовал от отца, является замкнутость, закрытость от людей, отгороженность от происходящего во внешнем мире. С отцом он немногословен, впрочем, как и с другими людьми своего круга. Казалось бы, Наташа — это тот ангел, который спасет князя Андрея, одарив любовью, однако мы не видим, чтобы этот герой открыл душу своей любимой. Андрей Болконский вообще не рассказывает кому-либо о своем прошлом или будущем, он живет настоящим. Живет внутренней жизнью. Таким образом, старинный дворянский род Болконских хранит свои традиции и передает их новому поколению.

Задачи и тесты по теме «Характеристика семьи Болконских в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»»

При прочтении романа читатели встречают на страницах его героев, которые подают жизненные примеры нравственности и вызывают симпатию. Они прошли уже нелегкий жизненный путь, служа родине, воспитывая детей. Именно таким описан Николай Андреевич Болконский. Образ отставного генерала, сосланного в деревню Лысые горы, сам не относится к центральным персонажам произведения. Он является отцом двух главных его героев: Маши и Андрея Болконских. Но, тем не менее, его образ запоминается своей яркой неповторимостью.

У него, как и у большинства персонажей Толстого, есть реальный прототип, князь Н.С.Волконский. Когда читаешь в романе о старом князе, замечаешь, что и самом автор с теплотой относится к своему герою, уважает его.

Характеристика персонажа

Перед нами предстает человек тяжелого нрава, но умный, способный на глубокие чувства. Князь, даже проживая в деревне, не умеет скучать — он умеет беречь свое время, не может бездельничать. Он занимается с дочерью Машей, работает в саду, пишет мемуары. Это человек, любящий порядок.

«Старый князь Н.А. Болконский», художник А.В. Николаев, 1960

Князь строг и суров, превыше всего ценит фамильную честь. Эти черты особенно ярко проявляются в его поведении, а также во взаимоотношениях с детьми. «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» — говорит он старшему сыну, когда тот отправляется на фронт. Николай не дает сыну при прощании напутствий, не обнимает его, только молча смотрит, а потом сердито кричит, чтоб тот уходил. Своим поведением старый князь прикрывает глубокое чувство любви к нему. После ухода сына, он, закрывшись в кабинете, долго плакал, о чем свидетельствуют сморкания и вздохи, слышные даже за дверью.

5 стр., 2158 слов

Будь не только сыном своего отца…

... “хроменький” отец. Сочинение на тему отец и сын , ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее ...

Образ героя в произведении , Анатолий Кторов в роли князя Николая Болконского, художественный фильм «Война и мир», СССР 1967

Николая отличает невысокий рост, маленькие сухие руки, умные, постоянно блестящие глаза, немного насупленные висячие брови. Ходить он предпочитает в «кафтане и пудре». По характеру герой требователен и резок, но справедлив и принципиален, горд и сдержан, интересуетсясобытиями, которые происходят вокруг в мире.

Болконский патриот, обладающий чувством долга, порядочный, благородный. И детей своих воспитывает такими же. Семья князя резко выделяется из ряда других семей аристократического света. Болконские трудолюбивы и деятельны. Они близки к народу, умеют вникать в проблемы простых людей, понимают их.

Князь твердо убежден, что основой жизни являются «…только две добродетели — деятельность и ум». В дочери Марье он воспитывает такие же убеждения, потому и обучает ее всем наукам, которые знает сам.

Николай Болконский представлен Л.Н. Толстым как собирательный образ патриотов своего Отечества, людей высокой нравственности. Но он не является представителем уходящего поколения. Андрей вырос таким же, как отец. Люди, подобные Болконским, будут всегда среди передовых представителей народа.

Меню статьи:

Одним из самых ярких и производящих впечатление на читателя второстепенных героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является Николай Болконский, князь, отставной генерал, живущий в имении под названием Лысые Горы. Этот персонаж отличается рядом противоречивых качеств и играет в произведении особенную роль. Прототипом Николая Андреевича Болконского является дед Льва Толстого по матери – Николай Сергеевич Волконский, генерал от инфантерии рода Волконских.

Внешность героя , Повадки и черты лица Николая только подчеркивают тяжелый характер

  1. Персонаж был невысокого роста.
  2. Всегда появлялся на людях в старомодном кафтане и парике, который снимал разве что перед сном. На встречи приходил всегда выбритый и напудренный. На ногах носил татарские, расшитые серебром сапоги. Размер обуви у него был небольшой.
  3. Отличительной чертой его сухого лица были густые, седые брови, что словно свисали на глаза, которые блестели, как у молодого парня, несмотря на то что тело давно стало сухим и дряблым от старости. Зубы у князя были крепкими для его лет, хоть и желтоватого оттенка. Волосы были часто сплетены в косичку.

Манера Болконского двигаться была удивительна. Казалось, его движения шли вразрез со временем, которое в его доме шло медленно и долго. Герой шагал быстро и уверенно, а движения его были резкими. Все тело князя словно отражало непреклонность его характера.

6 стр., 2810 слов

Архитекторы эпохи классицизма. Воронихин Андрей Николаевич

... Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам. Воронихин Андрей Николаевич В систему такого ... Согласно архивным документам 18 июня 1809 г. «архитекторам Воронихину и Томону за сооружение на горе Пулковой фонтана» ... Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец ...

Семья Николая Болконского

Николай Андреевич Болконский – являетя отцом двух центральных персонажей романа «Война и мир» – князя Андрея и княжны Марии. К своим детям он относится по-разному, хотя они оба воспитываются в строгости. Привыкший жить по расписанию, не любивший праздно проводить свое время князь Николай требует такой же пунктуальности и работоспособности от своих детей, которых очень любит.

Отношение к дочери

Особенно уделяя внимание обучению и воспитанию дочери, князь Николай проявляет к ней чрезмерную строгость, раздражаясь из-за суеверий, придирается к каждой мелочи, как говорится «перегибает палку».

Конечно, он понимает, что поступает не совсем правильно, но ничего не может сделать со своим тяжелым характером, который проявляется при каждом, на его взгляд, неверном поступке и действиях Марии.

Причиной излишних запретов и придирок к девушке является желание воспитать дочь хорошо.

Князь не хочет, чтобы она была похожа на жеманных барышень, интересующихся лишь сплетнями и интригами. . Несмотря на постоянные придирки князя Николая, богобоязненная девушка со смирением и кротостью переносит все оскорбления и унижения. Она любит отца, стараясь жить по заповедям Божьим.

Отношение к сыну

Усердно воспитывая в сыне настоящего мужчину, князь, тем не менее, не желал допустить его продвижения по карьерной лестнице, и Андрей вынужден добиваться всего собственными усилиями. Но именно это не сломало сына, но научило его отстаивать свою точку зрения.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с по главам

Особенное упорство проявил князь Николай, когда Андрей заявил о желании жениться на Наталье Ростовой. Выслушав сына, раздраженный отец приказал отложить свадьбу на год, и отменить это решение было невозможно. «Я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца для князь Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись. И это последнее мое слово, знай, последнее…» – утверждал он.

Когда Андрей Болконский отправляется на войну, отец не обнимает сына, из его уст не звучат напутственные слова, он только молча глядит на него. «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя». Ценя свою фамильную честь, Николай Болконский говорит сыну: «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!»

Отец и сын Болконские в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В книге два отца и два сына Болкон­ских. В сочинении речь пойдет и о ста­ром князе Болконском, его взаимоот­ношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в теме следует ви­деть не просто семейную проблемати­ку, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиных, сю­жетом «Эпилога», но и особый библей­ский отсвет. Тема Бога Отца и Бога Сы­на с особой силой звучит в «Эпилоге», в эпизоде клятвы Николеньки.

Но сначала остановимся на описании двух старших Болконских. Князь Нико­лай Андреевич — человек, безусловно, незаурядный, один из тех, кто в XVIII ве­ке строил мощную российскую госу­дарственность, приближенный Екате­рины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживал­ся, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. В его облике отра­зились черты знатного и богатого де­да Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись же­ниться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий север­ный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконский — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристо­краты, которым и царская фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами пе­ред Отечеством.

9 стр., 4003 слов

Отношение князя Андрея к Наполеону до и после Аустерлица (по ...

... маленькой княгине, а старый князь Болконский прекрасно понимает все мысли и чувства сына по поводу жены, понимает без слов. В сцене прощания князя Андрея с отцом поражает их взаимопонимание, единство ... и мир») Князь Андрей — один из главных героев романа «Война и мир», на примере которого автор показывает нам жизнь и искания передовой части дворянства первой половины XIX века. Отношение Толстого к ...

Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остро­ту ума старый князь передал по на­следству и своему сыну. Оба презира­ют выскочек, карьеристов типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старо­го графа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его до некоторой степени был граф Безбородько).

Титулы этих «новых лю­дей» были, как и их богатство, не родо­выми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, до­сталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с от­цом Пьера.

Надо еще отметить, что оба Болкон­ских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим кре­постным, несмотря на внешнюю стро­гость и требовательность к себе и ок­ружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, и это побуждает ее заботиться о крестьянах при отъ­езде из имения ввиду нашествия не­приятеля.

При сравнении князя Андрея и его от­ца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо даль­ше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не остав­лять внука).

Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которому служил всеми силами. Бол­конский-сын — главный идеологичес­кий герой Толстого — скептически от­носится к государству и власти вооб­ще. Высокая идея служения Отечеству, воодушевлявшая его отца, трансфор­мируется у князя Андрея в идею служе­ния миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения чело­вечества с природой. Старый князь жи­вет в России, а его сын ощущает себя гражданином, даже лучше сказать — частью Вселенной. Он совершает по­двиг, но не подвиг патриота. Это по­движничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем — Андрей, но имя это — сино­ним слова Россия, ведь апостол Анд­рей — покровитель России, предска­завший населявшим эти земли славя­нам великое будущее.

Россия должна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей, продолжая завет Христа: «Несть ни эллина, ни иу­дея…» Христианство было шагом впе­ред в духовном развитии человечест­ва, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями едино­го Бога, не выделяло какой-то избран­ный народ. В этом смысле толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные. Война — это убийст­во, по мнению героя Толстого, а убий­ство всегда (на любой войне) противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол Андрей со своим полком, не сделавшим ни единого вы­стрела, но выстоявшим.

3 стр., 1012 слов

Образ адъютанта Кутузова князя Болконского

... одного из таких сражений, где Кутузов атаковал и разбил французскую армию генерала Мортье, князь Андрей Болконский едет с известием об этой ... позора, и было бы недостойно усиливать его страдания. Но адъютанты Кутузова, Несвицкий и Жерков, настроены иначе. Австрийцев же побили, ... отца и беременную жену. Известие о безнадежном положении русской армии «было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею... ...

Надо сказать, что старый князь, снача­ла несколько скептически относившийся к этим апостольским, подвижническим устремлениям своих детей — сына, в ко­тором он с тревогой находит что-то боль­шее, чем беззаветное служение Отече­ству, и христианки-дочери, — под конец жизни, пожалуй, склонен признать их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княжне Марье, в кото­рых, при всей их преданности отцу, чув­ствуется какая-то духовная самостоя­тельность. Отец издевается над религи­озностью княжны, в сыне же он вообще с тревогой и внутренним неприятием на­ходит какие-то непонятные для себя ду­ховные ресурсы и стремления. Отец, на­пример, одобряет стремление князя Ан­дрея к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием «Бона­парта завоевать».

Привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение к се­мье, старик Болконский, однако, вовсе не принимает в расчет его чувство к Наташе, всячески стараясь воспре­пятствовать новому браку сына. Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и тут же уте­шает сына тем, что «они все такие». Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение долга. Для старого Бол­конского в князе Андрее слишком много живой жизни, духовной утон­ченности, стремления к идеалу. Дочь же Болконский-отец и вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возмож­ность счастья в браке, считая также, что для продолжения фамилии доста­точно одного внука — ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя по отношению к детям исчезает. Он про­сит прощения за искалеченную жизнь

у дочери и заочно —

  • у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!» Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение отечеству.

Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В «Эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух вой­нах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преоб­разовательной деятельности в комис­сии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, уз­най он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности).

Умирающий Болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о «пти­цах небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Тол­стой говорит, что сын князя все по­нял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве «птицы небесной», которая в Евангелии есть символ души, не имея «образа и фор­мы», но составляя одну сущность — любовь, которая приходит, как и обе­щал князь Андрей, к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жерт­ву (недаром вспоминается Муций Сцевола) по повелению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).

Так «Война и мир» завершается те­мой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает отчетливых контуров христианской идеи, потому что Андрей у него — апостол новой, толстовской религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана «Сокровенный Тол­стой». Но главное — тема Отца и Сына, очень важная для русской литературы («Отцы и дети»), в «Войне и мире» раз­вернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога Сына Богу Отцу.

Внешность Николая Болконского

Внешности своего героя – Николая Болконского – Лев Толстой уделяет немалое внимание. У него «маленькие сухие ручки, серые висячие брови, умные блестящие глаза». Князь невысокого роста, ходит по-старинному, в кафтане и припудренном парике. Двигается Николай Болконский как будто против размеренного порядка, заведенного у него в имении, весело и быстро.

Характер Николая Болконского

Хотя Николай Болконский – странный, тяжелый и гордый человек, но наряду с этими качествами в нем все же наблюдается доброта, ведь он воспитывает детей, опираясь на моральные принципы.

Отличительными чертами Николая Болконского являются пунктуальность и строгость. Он никогда не тратит свое драгоценное время впустую. В доме все живут по установленным им правилам и придерживаются строгого распорядка.

Кроме того, князь очень трудолюбивый, любит работать в саду и писать мемуары. Хотя Николай Андреевич не принимает участие в общественной жизни, но всегда интересуется событиями, происходящими в России. Во время войны с французами он исполняет должность главнокомандующего ополчения.

Этот герой обладает чувством долга перед Родиной, настоящим патриотом которой является. Он порядочный и благородный, а также отличается незаурядным умом, сообразительностью и оригинальностью. “…С его огромным умом…” – говорят окружающие. Он очень проницателен, видит людей насквозь. Среди всех качеств характера самыми ценными князь считает ум и трудолюбие, а балы и ненужные разговоры считает напрасной тратой времени. Николай Андреевич довольно скуп, хотя и очень богат.

Предлагаем ознакомиться с в романе Л. Толстого “Война и мир”

Образ Николая Болконского описан Львом Николаевичем как воплощение всех русских патриотов того времени. Подобным отцу был и Андрей Болконский, мужественный, целеустремленный человек. Такие люди, до тех пор, пока живы их потомки, стоят в авангарде русского народа. Об этом свидетельствует еще один герой романа – внук князя Николая, названный его именем – Николенька Болконский.

Князь Николай Болконский – очень заметный персонаж романа Льва Толстого «Война и мир». Это один из тех героев, который на первый взгляд кажется угрюмым и «сухим» человеком, но который постепенно раскрывается и «обнажает» свои чувства перед читателем. Автор романа списал образ князя со своего деда – князя Волконского. Возможно, именно поэтому Толстой пишет о нем с теплотой и за маской сурового старика проглядывает глубоко чувствующий и чувствительный человек.

Впервые мы встречаем упоминание о Николае Андреевиче на вечере Анны Павловны Шерер. Мы узнаем о нем, как об отце княжны Марии Болконской, который очень богат, но при этом скуп. «Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый», говорит о нем Анна Павловна.

Мы не знаем точного возраста князя, однако, по описаниям можем судить, что он довольно пожилой человек. Он был невысок, с маленькими руками и кустистыми бровями. Однако его выдавали молодые блестящие глаза, в них скрывалась его жизненная сила. И двигался он, как будто против размеренного порядка, заведенного у него в имении, весело и быстро.

А уж более занятого человека найти сложно. В Лысых горах все было подчинено строгому распорядку. Кстати, именно в этом князь видел причину отсутствия у него каких-либо болезней. Он считал, что болеют только «дураки да развратники». Поэтому князь был постоянно занят, об этом можно судить даже по его кабинету, в котором все указывало на постоянную кипучую деятельность рук и ума и огромную жизненную силу отца Андрея и Марии Болконских.

Князь считал, что деятельность и ум – две добродетели. И помимо собственной деятельности он также определял распорядок дня дочери, чтобы не оставалось места праздности, которую, наряду с суеверием, он считал источником человеческих пороков. А чтобы развить в Марии ум, он сам занимался с ней наукой, не желая, чтобы она «была похожа на … глупых барышень».

Николай Андреевич очень уважаем и известен в обществе. Он лично знаком с императрицей Екатериной II и князем Потемкиным, а также является старым товарищем Кутузова. И даже несмотря на его ссылку из столиц и то, что у него не было значения в государственных делах, он все же пользовался непререкаемым авторитетом в обществе.

Несмотря на внешнюю суровость и строгость князь Болконский очень любит своих детей. Он не стал продвигать сына по службе, но при прощании с ним еле сдержался и уже наедине с собой дал волю чувствам. Он частенько был груб со своей дочерью, но мысль о том, что она выйдет замуж и оставит старика-отца, была для него тяжела, потому что он не мог представить своей жизни без Марии.

Дети же, в свою очередь, любят и почитают отца. Княжна говорит, что он очень добр и выговаривает своей гувернантке: «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтобы другие это делали».

Николай Андреевич – настоящий патриот. Поэтому он очень тяжело переживает нападение Наполеона на Россию и умирает «с горя».

Автор романа описывает князя Николая Андреевича Болконского с такой теплотой и любовью, что читатель начинает видеть в суровом старике любящего отца. В образе героя Лев Николаевич Толстой отразил все поколение русских патриотов – людей, которые всегда будут уважаемы и необходимы в своей стране.

Биография[править | править код]

Первое появление князя Андрея происходит в Петербурге в гостиной Анны Павловны Шерер, куда он приезжает с беременной женой Лизой (I, 1, III).

После званого обеда он едет в имение отца в Лысых Горах, где оставляет жену на попечении отца и младшей сестры Марьи. После чего отправляется на войну 1805 года против Наполеона в качестве адъютанта Кутузова. Участвует в Аустерлицком сражении, в котором был ранен в голову. Попадает в госпиталь французов, но возвращается на родину. По приезде домой Андрей застаёт роды жены, в которых она умирает.

Князь Андрей винит себя в том, что был холоден с женой, не уделял ей должного внимания. После длительной депрессии Болконский влюбляется в Наташу Ростову, предлагает ей руку и сердце, однако откладывает женитьбу на год по настоянию отца и уезжает за границу. Незадолго до возвращения, князь Андрей получает от невесты письмо с отказом, причиной которого стал роман Наташи с Анатолем Курагиным. Такой поворот событий становится тяжёлым ударом для Болконского. Он мечтает вызвать Курагина на дуэль, но так и не делает этого. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой им женщине, князь Андрей полностью посвящает себя службе.

Участвует в войне 1812 года против Наполеона. Во время Бородинского сражения получает осколочное ранение в живот. Среди прочих тяжелораненых Болконский видит и Анатоля, которому ампутируют ногу, и прощает его. При переезде смертельно раненный князь Андрей случайно встречает семью Ростовых, и те берут его под свою опеку. Наташа, не переставая винить себя в измене жениху, и осознавая, что всё ещё любит его, просит прощения у Андрея. Несмотря на временное улучшение, князь Андрей умирает на руках Наташи и княжны Марьи.