Николай Андреевич Римский — Корсаков

Сочинение

(18 марта 1844 — 23 июля 1908)

Жизнь и творчество

Николай Андреевич Римский–Корсаков занимает особое место среди всей русской композиторской школы. Сюжеты большинства его опер и симфонических произведений основаны на народном эпосе и фольклоре – русском, украинском, европейском, восточном. По мнению некоторых исследователей, имя Римского-Корсакова занимает место композитора-сказочника. В основе его произведений лежат не только стилизованные под русские народные мелодии, но и подлинные русские напевы. Перейдем к общему обзору творческого наследия Римского-Корсакова.

Творчество Николая Андреевича можно разделить на три основных этапа:

  • «Ранний период» (1844 – 1877 года)
  • «Творческая зрелость» (1877 – 1894 года)
  • «Расцвет творческих сил» (1894 – 1908 года)

«Ранний период»

Николай Андреевич Римский–Корсаков родился 18 (6) марта 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии в интеллигентной дворянской семье. Жизнь в родном городе оставила свой след в творческом сознании будущего композитора. Музыкальная одаренность Николая Андреевича проявилась очень рано, регулярные занятия музыкой начались с 6-ти лет. К последним годам тихвинской жизни относятся первые опыты сочинения музыки.

В июле 1856 года, отец перевозит Колю в Петербург для обучения в Морском корпусе. Серьезное музыкальное образование началось с осени 1859 года, после встречи со знаменитым педагогом Канилле. Именно ему Римский–Корсаков обязан своим знакомством с Милием Алексеевичем Балакиревым.

Встреча состоялась 26 ноября 1861 года.

После окончания Морского корпуса Николай Андреевич покинул Россию на клипере «Алмаз» и провел три года в морском путешествии.

В 1865 году Римский–Корсаков вернулся в Петербург и, В 60 – ые годы Николай Андреевич пишет

Зимой 1867 /1868 года возникает первая мысль о создании крупного произведения. Николай Андреевич решает написать оперу на сюжет стихотворной драмы Л. А. Мея «Псковитянка». В период написания оперы сближаются два великих русских композитора Н. А. Римский-Корсаков и М. П. Мусоргский.

4 стр., 1901 слов

Николай Андреевич Римский-Корсаков

... невестой Римского-Корсакова. Разучивание оперы началось осенью 1872 года, когда Николай Андреевич и Надежда Николаевна вернулись из свадебного путешествия по Швейцарии ... "Снегурочки" была неотделимой от музыки Чайковского, сказал: "Музыка Корсакова к моей "Снегурочке" удивительна; я ничего не мог ... её призыву, он писал с упоением. Рождались певучие романсы, за ними - две одноактные оперы - "Вера ...

В 1872 году Николай Андреевич женился на Надежде Николаевне Пургольд, с которой

Важнейшим событием в жизни Римского–Корсакова стало приглашение его на должность преподавателя Петербургской консерватории по классам оркестровки, инструментовки и композиции. В 70 – ые годы Римский – Корсаков впервые обращается к дирижерской практике и становится дирижером ученического оркестра, пробыв на этой должности до 1875 года. В 1873 году композитор задумывает создать руководство по оркестровке.

В 1874 году, после ухода М. А. Балакирева с должности главного дирижера Бесплатной Музыкальной школы, на эту должность был приглашен Римский–Корсаков.

1875 году Римский-Корсаков начинает работу над сборниками русских народных песен

«Творческая зрелость»

В 1877 году Римский-Корсаков начинает работу над оперой «Майская ночь»., Следующим сочинением композитора стала знаменитая «Снегурочка».

После смерти М. П. Мусоргского в 1881 году Римксий-Корсаков взял на себя работу по окончанию и подготовке к исполнению его произведений.

Пятилетие 1882 — 1886 годов оказалось малоплодотворным в творчестве композитора.

В августе 1882 года, во время пребывания в Москве, Николай встретился с меценатом М. П. Беляевым. Так началось знакомство с человеком, имевшим довольно большое значение для развития Русской музыкальной культуры. «Беляевский кружок» непосредственно имеет преемственные связи с «Балакиревским кружком». В него входили ученики Римского-Корсакова — А. Лядов и А. Глазунов.

В 80 -ые года Римский–Корсаков пишет самые знаменитые симфонические произведения — «Испанское Каприччио» и «Шехерезада». В 1885 году Римский-Корсаков заканчивает «Практический учебник гармонии» начаты годом ранние.

В 1887 году, после смерти А. П. Бородина, Римский-Корсаков (вместе с А. Глазуновым) берет на себя работу по подготовке к печати его произведений.

Последним творческим сочинением 80-ых годов является опера-балет «Млада» написанная в эскизах в 1889 году.

Завершение «Млады» совпало с началом трудного периода в жизни Римского-Корсакова. В период с 1890 года по 1894 год Николай Андреевич не написал ни одного произведения (!). Творческий кризис связан с семейными обстоятельствами. Нормальное течение жизни было нарушено тяжелыми болезнями второго сына и Надежды Николаевны. Семейные бедствия не закончились только болезнями.

В этот период также произошел разлад отношений между М. А. Балакиревым и Н. А. Римским-Корсаковым.

«Расцвет творческих сил»

В апреле 1894 года Римский-Корсаков решил написать оперу «Ночь перед Рождеством».

Шестая опера композитора — «Садко». Второй раз Римский-Корсаков обратился к данному сюжету. Премьера оперы состоялась 26 декабря 1897 года в Частной опере С. И. Мамонтова. С Мамонтовской труппой связано много постановок опер Римского–Корсакова. В конце XIX веке, начале XX века в Мамонтовской труппе были сосредоточены самые сильные артисты этого жанра.

10 стр., 4658 слов

Принципы интонационного воплощения текста маленькой трагедии ...

... до сих пор как бы случайным или исключительным». И далее: «Летом 1897 года в Смычкове я сочинял много и безостановочно … я принялся за пушкинского „Моцарта ...

Конец 90–ых годов является периодом рассвета романсного творчества Н. А. Римского – Корсакова.

К 1897 году относится создание «камерной» оперы «Моцарт и Сальери» на одноименный сюжет пьесы А. С. Пушкина. В 1898 году Римский-Корсаков принялся за написание пролога к «Псковитянке» — «Боярыня Вера Шелога».

В этом принимается за одну из знаменитых и любимых своих опер — «Царскую Невесту».

В 1899 году композитор принимается к созданию новой сказочной оперы– «Сказка о царе Салтане» на одноименный сюжет сказки А. С. Пушкина.

В начале девятисотых годов у Римского – Корсакова появляется идея написать оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». К работе над «Сказанием» композитор приступил только в 1904 году. В период между «Салтаном» и «Сказанием» написано три оперы – «Сервилия», «Пан воевода» и «Кащей бессмертный».

«Кащей бессмертный» является новой страницей в оперном творчестве Римского-Корсакова.

«Сказание о Невидимом Граде Китеже и деве Февронии» одна из самых известных и загадочных опер Римского-Корсакова. До сих пор некоторые исследователи ищут ключ к разгадке этой оперы.

В 1905 году в разгар Первой Русской революции Римский-Корсаков встал на сторону бастующих. 10 февраля 1905 года началась забастовка учащихся Петербургской консерватории. Николай Андреевич поддержал решение о временном закрытии консерватории.

В октябре 1906 года Римский-Корсаков решает написать оперу на сюжет сказки Пушкина «Золотой петушок». Опера «Золотой петушок» последняя совместная работа либреттиста Владимира Бельского и Римского-Корсакова. В оперу вошли политические намеки, связанные с эпохой написания оперы. «Золотой петушок» — смелое и гневное обличие царизма средствами музыки. Премьера оперы состоялась уже после смерти композитора в 1909 году. «Золотой Петушок» последнее произведение Николая Андреевича.

В этом году Николай Андреевич заканчивает свой многолетний творческий труд – «Летопись моей музыкальной жизни». Последняя запись в ней датирована зимой 1906 года.

Весной 1908 года произошло резкое ухудшение здоровья Николая Андреевича. Летом семья Римского-Корсакова переехала в Любенск. 8 июня Римский-Корсаков умер от приступа стенокардии. 10 июня состоялось погребение на Новодевичьем кладбище в Петербурге. В 1937 году могила Римского-Корсакова была перенесена в пантеон-некрополь Александро-Невской лавры.