Лидия Михайловна в рассказе Уроки французского (образ и характеристика)

Сочинение

/

  • Распутин

Лидию Михайловну можно назвать одним из центральных персонажей данного произведения, написанного замечательным писателем Распутиным. Двадцатипятилетняя учительница, которая преподает французский язык, является защитницей основного персонажа в данном произведении. Мальчик из деревни практически боготворил учительницу, и считал, что она является внеземным прекрасным существом, и даже удивился, что она имеет человеческие привычки и слабости. В его детских глазах, девушка практически выглядит как ангел-хранитель, которая постоянно защищает и оберегает его от всякого рода несчастий и бед. Сказочности ее образу добавляло и то, что она являлась весьма привлекательной молодой особой с интересной манерой общения. Она очень чутко относилась к ученикам, старалась понять каждого из них, и преподавала «волшебно звучащий» французский язык.

Но на самом деле, она была обычной девушкой с невероятно добрым сердцем, которая старалась помочь мальчику, оказавшемуся в крайне непростой ситуации. Когда она узнала, что он играл в карты на деньги, так как крайне сильно в них нуждался, то не просто не рассказывает об этом директору школы, но также и подносит ему посылку, в которой содержатся продукты. Однако, мальчик не принял данной посылки, так как он был скромным юношей. И тогда учительница решает пойти на некоторую хитрость – она пригласила мальчика к себе домой для того, чтобы позаниматься с ним французским. Помимо уроков французского, она старалась помочь ему в жизненных проблемах, которых у мальчика было немало. Она жила по такому принципу, что учителя в глазах своих учеников должны оставаться понимающими людьми, и помогать им не только в рамках учебного процесса, но и за его пределами.

Благодаря ее легкости характера и наивности, мальчик быстро находит с ней общий язык, и за довольно короткое время осваивает французский язык. Но, все же, нельзя сказать, что это история со счастливым концом. Ведь, в одном из моментов, когда она решает помочь мальчику материально, поддаваясь ему в игре в карты на деньги, их застает директор учреждения, после чего ей приходится уехать в свой родной край. Но даже после того, как ей приходится уехать, она не забывает о мальчишке, и отправляет ему постоянные посылки с едой. Произведение получилось очень поучительным, ведь оно содержит в себе идею того, что необходимо нести добро, и оставаться человечным даже несмотря на то, какие последствия могут быть от таких проявлений.

25 стр., 12369 слов

Психологические аспекты иноязычной ментальности в практике преподавания ...

... Вундта было много других теоретиков, которые связывали мысль с языком. Язык - это не просто средство общения. Он влияет ... понятий, как цветовые термины. Когда мы воспринимаем цвет своими глазами, мы ощущаем ту часть электромагнитного излучения, которая является ... результат исследования может быть использован на уроках иностранного языка для большей эффективности. Структура работы: Работа состоит из ...

Другие темы: ← Уроки доброты в рассказе Уроки французского↑ РаспутинАнализ произведения «Уроки французского» →

`

Урок милосердия

Лидия Михайловна научила персонажа помогать не только добрым словом, но и настоящим делом. Она всячески старается помочь герою вынести тяжелые и голодные времена. Учительница предлагает мальчику ужин, отсылает ему продукты на «хороший обед». Несмотря на отказы героя, она не сдается. Чтобы у мальчика появились хотя бы какие-то деньги, она решает играть с ним на выигрыш. Ребенок получает средства на молоко, которое ему было необходимо пить каждый день.

Лидия Михайловна действительно милосердна по отношению к герою. Она способна к самопожертвованию. Когда учительница узнает, что главный герой играет с другими ребятами на деньги, она не раскрывает его секреты перед директором. Тем самым она ставит себя под опасность. Но большая опасность возникла тогда, когда она сама играет с ним на выигрыш. Лидия Михайловна до конца защищает мальчика, полностью берет на себя вину, в результате чего ей приходится уйти из школы и вернуться на родину. Но даже после этого героиня не забывает мальчика: она присылает ему яблоки, которые герой ни разу не ел. Своим финальным поступком Лидия Михайловна показала, что нужно делать добрые дела независимо от ситуации, какой бы трудной она ни была.

Учитель французского языка

Начиная с предмета преподавания, автор привлекает внимание к школе послевоенных лет. Почему выбирает писатель французский язык для главной героини? Более правильным кажется литература, строящаяся на воспитании души. Но здесь другой подход. Автор показывает, что девушка точно знала, кем будет. Французский язык ей был труден в школе. Она доказала себе и окружающим, что сможет его освоить, и будет помогать таким же как она добиваться успехов в его овладении. Упорство молодого педагога подкупает.

Сомневаться, что она правильно выбрала свой путь, невозможно. Лидия Михайловна едет преподавать не к себе на Кубань, где солнце и яблоки, а в Сибирь, где холод и голод. Она сама еще не до конца осознает значимость поступка: «…а приехала почему-то сюда…». Учительница воспитала в себе такой уровень нравственных качеств, что читатель убеждается в ее удивительном характере. Характеристика учительницы скрыта за поступками.

Урок человечности

Героиня утверждает, что главное в каждом – оставаться всегда человеком. И это никогда не должно зависеть от социального положения, возраста или профессии. Так она говорит об этом: «Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одёргивать себя: то нельзя, это нельзя». Этими словами выражается авторская позиция: нравственные уроки Лидии Михайловны учат тому, что в любой ситуации нужно оставаться, в первую очередь, человеком.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нравственные уроки Лидии Михайловны», рассмотрит те уроки, которые она смогла преподнести главному герою рассказа В. Распутина «Уроки французского».

3 стр., 1367 слов

Образ и характеристика Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского

... уроки, данные ему доброжелательной учительницей, воспитавшие в мальчике человечные и порядочные качества, и ощущает чувство глубокой благодарности к самому лучшему преподавателю французского языка, к Лидии Михайловне. Сочинение Лидия Михайловна Лидия Михайловна - классный руководитель, а также учительница французского языка ...

Директор школы

Другой педагог, находящийся рядом с ней, – это директор. Все детали в описании Василия Андреевича противопоставляются главной героине. Оба педагога живут в учительском доме, но у директора «большая половина».

Василий Андреевич серьезный человек, а девушка не считает, что это основное качество учителя.

Иногда, по ее мнению, нужно забывать о профессии. Постоянное обучение может сделать человека «бякой и букой», живым людям будет скучно с ним общаться. Лидия понимает, что «может научить совсем немногому». Остальное человек познает самостоятельно. Директор не принимает поступка молодой девушки. Он не вникает в причины, остается равнодушным к судьбам детей и педагогов. Автор показывает, как «задыхается директор» от возмущения. Для него доброта остается за гранью понимания, стена стоит между ним и проблемами детей.

Образ учительницы , Вполне логичной стала бы литературы, являющаяся основой для:

  • воспитания души;
  • морали;

Но писатель выражает другой подход к преподаванию. Ведь девушка отчетливо осознавала, что иностранный язык, который давался ей с таким трудом, станет ее основным жизненным направлением. Пройдя через множество испытаний, героиня доказала окружающим людям и себе лично, что в стремлении к мечте можно добиться успеха. Далее она помогает подобным себе овладеть сложным предметом. Упорство и целеустремленность учительницы подкупают каждого читателя.

Отсутствуют какие-либо сомнения касательно того, что молодая женщина правильно выбрала жизненное направление. Как показывает образ Лидии Михайловны из «Уроков французского», она по окончании учебы не возвратилась на родную Кубань, где много яблок и солнца, а отправилась в далекую и холодную, суровую Сибирь. Из рассуждений учительницы известно, что она и сама не могла объяснить столь неожиданный поступок, рвение души привело ее в далекий край.

Героине удалось воспитать в себе стойкие нравственные качества, в которых читатель не сомневается ни минуты. Весь ее внутренний мир скрыт за положительными и смелыми поступками.

Характер педагога

Описание Лидии Михайловны ярко выделяет два качества – внимательность и доброта. Учительница еще очень молода. Автор говорит, что ей около 25 лет. Нет опыта работы и общения с детьми в сравнении с директором. Рассказчик предполагает, что Лидия «успела побывать замужем». В этой фразе есть некая доля юмора. В женщине чувствовалась смелость и уверенность. Уже в методике преподавания чувствуется внимательный человек. Лидия Михайловна входила в класс, здоровалась с детьми и осматривала каждого ученика. Она делала замечания, они были произнесены в шутливой форме, но были обязательны. Ученики тоже относились к педагогу внимательно. Дети точно знали, куда смотрят косые глаза. Мальчик чувствовал взгляд внимательных глаз. Все его «…беды и несуразности…взбухают и наливаются …дурной силой…».

4 стр., 1558 слов

Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского

... лично с Лидией Михайловной Молоковой, учительницей из Мордовии, которую сделал героиней произведения. Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского Несколько интересных сочинений В принципе, с ... затея не закончилась. Директор школы, случайно вошедший в комнату Лидии Михайловны, был ошеломлён и шокирован. Это же недостойно советского учителя: играть с учеником, ...

Портрет испуганного ребенка встает перед глазами. От педагога ничего нельзя было спрятать.

Другое качество характера – упорство. Уже закончив обучение, Лидия Михайловна продолжает заниматься французским: слушает записи на пластинках. Женщина упорно помогает мальчику. Она отправляет посылку с макаронами, затем, уже с Кубани, с яблоками. В учителе нет обиды. Она не связывает увольнение с ребенком, ради которого пошла на уловки.

Рассказ поднимает различные проблемы. Не все они связаны со школой. Большинство тем связано с нравственностью, добротой и порядочностью человека. Написать сочинение «Лидия Михайловна» будет проще, воспользовавшись предложенным материалом.

Исследовательская работа:

Образ учителя в русской литературе 20 века

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kakie-uroki-prepodala-lidiya-mihaylovna-malchiku-i-vsem-nam/

Образ учителя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» , Валентин Григорьевич Распутин

Будущий

прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.

в живописном Приангарье

Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.

После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал.

На пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.

правдивом рассказе «Уроки французского»

Лидия Михайловна – учительница французского языка и классный руководитель главного героя повести. «Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно».

Она родилась на Кубани, но позже оказалась в городе, где и стала учительницей: «Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда».

Имя.

Имя Лидия имеет следующее значение: «Лида очень общительна, причем стремится общаться со всеми на равных, не очень-то обращая внимание на чины и регалии», «Она редко стремится показать свое превосходство и потому обычно среди окружающих слывет человеком простым и незакомплексованным».[13]

Портрет.

Лидия Михайловна – молодая девушка 25 лет. У нее правильное лицо, немного косые глаза, черные коротко стриженые волосы. Учительница редко улыбается. Главный герой отзывается о своей учительнице так: «Она сидела передо мной аккуратная вся , умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какоё-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное».

1 стр., 431 слов

Образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина «Уроки французского»

... полюбить его. Школьник отмечал, что Лидия Михайловна преподает «загадочный французский язык, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому». Когда учительница поняла, что рассказчику требуется ... на еду. Данный образ олицетворяет добрых, неравнодушных и заботливых учителей, которые пытаются помочь детям, нуждающимся в помощи. Понравилось сочинение? А вот еще:

Она активная и увлеченная: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому».

Она прекрасно понимает, что не знает многого и свободно говорит об этом. Эта девушка очень весёлая, «ребенок в душе», и в детстве, по ее словам, была такой же отчаянной и активной.

Интерьер., Описание квартиры учительницы:

Лидия Михайловна живет в городе, в «учительских домах». Она содержит свою квартиру в чистоте и порядке.

Поступки., Учительница внимательная и заботливая

Лидия Михайловна с пониманием относится к ситуации главного героя и всячески старается ему помочь с учебой. Она пытается подкармливать его, несмотря на протесты с его стороны. Но она старается сделать это незаметно, чтобы не задеть гордость мальчика, хотя он, впоследствии, все же понимает, что это делает его учительница.

«— Это вы сделали, — сказал я дрожащим, срывающимся голосом.

  • Что я сделала? О чем ты?
  • Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы…
  • Почему ты решил, что это я?
  • Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
  • Как! Совсем не бывает?! — Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.
  • Совсем не бывает. Знать надо было.

Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее.

  • Действительно, надо было знать. Как же это я так?! — Она на минутку задумалась. — Но тут и догадаться трудно было — честное слово! Я же городской человек».

Мальчик пытается заработать себе на пропитание азартной игрой , за выигрыши его избивают старшие дети. Это сразу замечает учительница, но не сообщает об этом директору школы, защищая мальчика.

Она решила найти другой способ помочь ему: научила его играть в «пристенок». Сначала играли «на интерес», потом, увидев его уверенность, Лидия Михайловна предложила мальчику играть на деньги.

Первое время она поддавалась ему, но мальчик заметил это, и ей пришлось перестать. Вскоре он научился хорошо играть, стал выигрывать, зарабатывая себе на пропитание. «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».

Когда директор застал их за игрой, Лидия Михайловна сразу призналась, что это была ее идея, и взяла всю ответственность на себя, осознавая что это грозит для нее увольнением. «— Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

  • Правильно».

Но, даже тогда, когда она уехала из города обратно на Кубань, она продолжила заботиться о мальчике и прислала ему коробку с макаронами и яблоками: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

2 стр., 529 слов

Сочинения | Сочинения 6 класс. Юный герой и его учительница (по ...

... посылку отправила не его мама, и он страшно возмущен таким поступком учительницы. Но находчивая и сообразительная Лидия Михайловна находит иной способ помочь мальчишке и начинает играть с ним на деньги. При ... с Лидией Михайловной. Ему мучительно тяжело бывать в ее чистой и уютной квартирке. И уж тем более кажется ему невозможным принять приглашение и поужинать. Но Лидия Михайловна не оставляет ...

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Заключение

В представленных выше произведениях учителя не просто преподают свой предмет, они помогают своим ученикам в разных жизненных ситуациях и подают им пример правильной жизненной позиции своими поступками и моральными устоями.

Эти образы авторы произведений создали на основе реальных событий из жизни людей того времени, используя основные литературные приемы создания художественного образа.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kakie-uroki-prepodala-lidiya-mihaylovna-malchiku-i-vsem-nam/

  1. Быков В.В. Обелиск; Сотников: повести : пер. с бел./ Василь Быков.- М.: Детская литература, 2010
  2. Распутин В.Г. Нежданно-негаданно: Повесть и рассказы.- М.: Детская литература, 2003
  3. Интернет

Перейти к содержанию проекта «Образ учителя в русской литературе 20 века»