Нравственные проблемы в произведении Уроки французского Распутина

Сочинение

Рассказ «Уроки французского» описывает трудные годы после войны. Советский писатель Валентин Григорьевич Распутин, предпочитающий показывать в своих произведениях деревенскую жизнь, в рассказе поднимает различные проблемы милосердия и нравственного выбора.

Действие рассказа происходит в 1948 году. Жизнь людей была сложной, так как страна еще не успела оправиться от жестокой войны. Всюду царил голод и разруха.

Главным героем произведения является мальчик одиннадцати лет. Он всю жизнь провел в деревне, но ему приходится отправиться в город, чтобы учиться в школе, потому что в его селе учат только четыре класса.

После переезда в город мальчик остался совсем один. Его маме пришлось вернуться в деревню, откуда она передавала ребенку продукты. Но их не хватало, и мальчику приходилось голодать, так как в городе было тяжелее добыть еду. Ему было очень трудно, и он сильно исхудал.

В учебе у мальчика все получалось, так как он очень старался, чтобы не подводить маму, которая с таким трудом добилась его дальнейшего обучения. И, чтобы прокормить себя, он придумал способ заработка. С другими мальчишками с улицы он начал играть в чику на деньги. Но чтобы не проиграть слишком много, он выходил из игры при малейшем риске, за что другие его сильно избивали.

Побои заметила учительница французского языка Лидия Михайловна. Разузнав о причине синяков, она стала проводить для мальчика дополнительные занятия. Во время их они много разговаривали, и учительница узнала о проблемах мальчика. Она пыталась помочь ему: накормить или дать продуктов. Но он был очень гордый и не принимал помощи. Тогда она придумала хитрость, предложив сыграть с ней в азартную игру, чтобы продукты достались мальчику заслуженно.

Именно на эту ситуацию автор хотел обратить внимание читателей, как на главную нравственную проблему. Может ли учитель, даже ради благих побуждений, пренебречь правилами преподавательской этики и закона, чтобы помочь голодающему ребенку. Именно в этом произведении нарушение закона не должно быть наказуемо, так как эти действия совершались учительницей по соображениям совести, дабы не дать мальчику погибнуть с голоду.

Несмотря на то, что поступок Лидии Михайловны был правильным, она получила за него наказание. Неожиданно заглянувший к ней в гости директор школы не оценил праведности действий учительницы и уволил ее. Отсюда вытекает вторая проблема, в которой показана значимость милосердия. Учительница пожертвовала всем ради нуждающегося ребенка, и несмотря на свое наказание, никогда не держала на него зла. Даже уехав из города, она не забыла голодающего мальчика и отправила ему посылку.

5 стр., 2370 слов

ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ (по стихотворению Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»)

... Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов ... жизнь некрасовских детей Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, ... всё должно быть прекрасно. Сочинение ко Дню Победы Самым ... Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. ...

Вариант 2

Действие произведения Валентина Распутина «Уроки французского» происходит в тяжёлое послевоенное время.

Главный герой – небольшой мальчик одиннадцати лет. Он происходил из очень бедной семьи, где мать одна воспитывала и содержала детей. В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа. Чтобы продолжить дальнейшее обучение, герой переехал после четвертого класса в районный центр. Он поселился на квартире у одинокой женщины с детьми. Мальчик постоянно испытывал чувство голода. Те немногие припасы, которые ему присылала мать, кто-то постоянно воровал: либо сама хозяйка, либо её дети. Мальчика спасало только молоко, которое он покупал у торговок на базаре.

Герой научился у уличных мальчишек играть на деньги в чику. Таким образом, у него появилась возможность покупать молока немного больше. Однако такой ход событий не понравился главарю их компании — Вадику, которого мальчик стал обыгрывать. Он со своими друзьями жестоко избил героя.

Когда об этом узнала молодая учительница Лидия Михайловна, она предложила мальчику дополнительные занятия по французскому языку у неё дома. Герой блестяще справлялся со всеми школьными предметами, кроме этого. Учительница всячески пыталась подкормить голодающего школьника, приглашала его поужинать вместе с ней, но он категорически отказывался. Тогда Лидия Михайловна тайком прислала ему посылку с продуктами, но мальчик догадался, что она от неё и вернул обратно. Однако учительница нашла выход, как помочь ему и предложила герою поиграть с ней на деньги в пристенок. Таким образом, у него появились средства, на которые он мог покупать молоко. Вскоре мальчик заметил, что Лидия Михайловна уступала ему в игре, и сделал ей замечание, но она убедила его, что всё честно, по правилам.

Однажды их тайне пришёл конец. Внезапно за азартной игрой учительницу с учеником застал директор школы. Лидия Михайловна всю вину за этот проступок взяла на себя. Она вынуждена была уволиться из школы и уехать из Сибири на свою Родину Кубань.

Нравственные уроки учительницы благодарный ученик пронёс через всю жизнь. Она научила его самому главному в жизни — доброжелательному отношению к людям, отзывчивости. К тому же, Лидия Михайловна помогала мальчику совершенно бескорыстно, ничего не прося взамен. Мало того, ради его благополучия, учительница пожертвовала своим местом работы. Даже спустя какое-то время, она не забыла о нём и прислала герою посылку с макаронами и яблоками, которые он попробовал впервые в своей жизни.

Автор предлагает читателю так же оценить поступок и директора школы, который наказал учительницу за азартные игры с учеником. Ведь, он тоже по-своему прав: учительница не должна переступать грань профессиональной этики. Однако для Лидии Михайловны, на тот момент, было важнее помочь ребенку выжить в тяжелых условиях. Учительница отступила от правил и поступила по совести.

5 стр., 2386 слов

Лидия Михайловна в рассказе Уроки французского (образ и характеристика)

... Уроки французского» → ` Урок милосердия Лидия Михайловна научила персонажа помогать не только добрым словом, но и настоящим делом. Она всячески старается помочь герою вынести тяжелые и голодные времена. Учительница предлагает мальчику ... проблемы. Не все они связаны со школой. Большинство тем связано с нравственностью, добротой и порядочностью человека. Написать сочинение «Лидия Михайловна» будет ...

6 класс

Нравственные проблемы в произведении Уроки французского

Нравственные проблемы в произведении Уроки французского

Несколько интересных сочинений

  • Безусловно, война — это самое страшное, беспощадное и суровое слово в мире. Она приносит людям только самое плохое: страдания, горе, слезы, голод. Война никогда не принесет даже победителю счастье. Она очень жестока.

  • Иван Александрович Хлестаков — главный герой комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”. Хлестакова принимают в уездном городе за проверяющего только потому, что герой приезжает из Петербурга.

  • Моя мама училась в деревенской школе. Она не большая. В ней было 2 этажа. Стены кирпичные. Окна выкрашены в белый цвет. На территории школы есть футбольное и волейбольное поле. Физкультура проходила обычно на улице, если погода позволяла

  • Иногда я спрашиваю себя: «Что же мне нужно для того, чтобы быть счастливым?». Но, вопреки устоявшемуся мнению, счастье не в богатстве либо же славе или власти, оно в мелочах. Жаль, что не все люди могут осознавать это.

  • Понятие чести затрагивается во многих литературных произведениях. Чести учат смолоду и просят всегда ее беречь. Честь говорит о правдивости, ответственности, моральной нравственности. Честь делает человека достойным и мужественным.