Связная речь. Виды сочинений статья по русскому языку

Сочинение

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УСТНЫЕ РАССКАЗЫ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Виды сочинений

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. В сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний — к таким условиям, какие складываются в жизни.

Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, сочинение перерастает в серьезную работу, служащую самовыражению, становлению личности учащегося.

Сочинение возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы,оно дисциплинирует мысль.

Сочинение — творческая работа.Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, совершенствовать написанное, делят текст на абзацы, соблюдают красную строку, поля и другие требования оформления текста.

Сочинения, как устные, так и письменные, в зависимости от источников материала выделяются:

-сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

— сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам

5 стр., 2295 слов

На текущие сочинения школьников

... как для рецензии на художественное произведение, а моноадресность. У рецензии на текущее сочинение цель – помочь школьнику улучшить данный текст, ... индивидуальное, что присуще только этому ученику". Приведем рассказ методиста о сочинении, содержание которого оценено отметкой "2", ... 1989: 37]. Во-вторых, писатели внимательно относятся к отзывам рядовых читателей, о которых Ник. Никитин пишет так: ...

— сочинения, где используется материал разных источников, наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта, собственных наблюдений.

— сочинения на основе творческого воображения—по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок и т. п.

По степени самостоятельности , по методике подготовки различаются

-сочинения коллективно подготовленные;

— сочинения индивидуальные;

По жанрам , сочинения делятся на:

— повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего используются повествовательные с элементами описания и рассуждения.

По языку (стилю) сочинения разделяются на эмоционально-образные (художественные) и деловые (научные).

Классификация сочинений помогает понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства.

Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, на их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного жизненного опыта школьников.

Стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина: ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Она помогает глубже осознать и те явления, с которыми школьник уже знаком.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает один момент сюжета, дает толчок для воображения учащегося; описание картины.

К числу сочинений, опирающихся на опосредованные источники материала, относятся сочинения на основе прочитанного. К их числу относятся, в частности, отзывы о прочитанных книгах, сочинения по просмотренному кинофильму, спектаклю. Цель отзыва состоит в том, чтобы школьник глубже уяснил смысл, содержание и художественные детали произведения искусства, научной книги.

Важно , чтобы учащиеся соединяли в сочинениях свой непосредственный опыт со знаниями, почерпнутыми из книг.

Обучаясь связной речи, в I классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Во II классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно. В III классе число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем и даже предложенных самими детьми.

6 стр., 2644 слов

Конспект + презентация по русскому языку 3 класс » по репродукции ...

... материала. Планируемые образовательные результаты:, Предметные:, Метапредметные:, Личностные:, Использованная литература: Сочинения по картинам В помощь классному руководителю «Русский язык. Сочинения и изложения» 1-4 классы, автор Н.Н. Бобкова, Н.Н. Гончарова Этап урока ...

В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения, лишь в III классе допускаются контрольные сочинения. Устные сочинения проводятся чаще, чем письменные; последние — несколько чаще, чем письменные изложения. В течение учебного года проводится 12—15 письменных сочинений (кроме сочинений малых форм).

Устные рассказы (сочинения) вводятся с первых дней обучения в I классе. Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться в дальнейшем.

Работа над сочинением в I классе начинается с устных рассказиков, небольших по объему, простых по содержанию; их язык носит следы бытовой речи.

Детям еще не хватает самоконтроля, они не отбирают слова, не подготавливают предложения: их речь не осмыслена ими, стихийна.

Подводить учащихся к простейшему осознанию своей речи, своих рассказов помогают обобщающие вопросы: «О чем ты рассказал?», «О чем ты хочешь рассказать?» В дальнейшем задания, подводящие детей к осознанному построению речи, усложняются.

Полезны также игровые и занимательные элементы учебной деятельности: загадки, декламация, чтение стихов, шутки, драматизация, сценки, импровизация, различные конкурсы.