Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Сочинение

Тема урока:

Цели урока:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения;
  • вспомнить последовательность работы над сочинением;
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать устную речь,

активизировать творческий потенциал и познавательные

способности учеников;

  • воспитывать интерес к русскому языку, любовь к природе.

Материалы и оборудование к уроку:

Словарь: доказательство, подтверждение, свидетельство, аргумент, факт.

Проблемный вопрос:, Почему необходимо беречь природу

Варианты ответов:

1. Чтобы оставить память потомкам.

2. Животные – часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами. Все в природе взаимосвязано.

3. Растения – живые существа и, как все живое, нуждается в защите.

I . Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока. (Слайд №1), Вступительное слово учителя.

— В жизни вам все время приходится объяснять, доказывать, мотивировать свои мысли. И чем свободнее наше общество, тем полнее и свободнее человек должен владеть аргументацией, умением не только мыслить, но и убедительно свои мысли доказывать, отстаивать, утверждать. Это особенно нужно современному человеку. Утверждаясь в качестве гражданина, он формирует свои жизненные взгляды, понятия, нормы поведения. И в некоторых случаях бывает так, что свою собственную деятельность нужно объяснять, мотивировать, доказывать, а для этого становится необходимым умение находить и применять многочисленные доводы, аргументы.

Отсюда и цели нашего урока:

  • продолжаем осваивать тип речи – рассуждение;
  • будем учится искать аргументы;
  • строить систему доказательств;
  • доказывать свою позицию.

Запишем в информационных листах фамилию, имя, тему урока.

II . Лексико-орфографическая работа.

(Слайд№2)

III . Теоретическая справка. Схема рассуждения. (Слайд №3)

  • Схема построения рассуждения вам хорошо известна. Обратимся еще раз к ней: Т-Д-В. Это ее простейший вариант. А вот схема полного рассуждения с опознавательными признаками частей.

Т

Тезис

4 стр., 1707 слов

Схема психологического анализа урока

... планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока АНАЛИЗ УРОКА Этапы урока, дидактические задачи, время Содержание обучения Методы обучения Формы организации ... цель (ТДЦ)урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Чётко поставлены образовательные ...

  • Мысль, которую нужно доказывать.

Лексическое сопровождение:

Задаем вопрос почему?

Д

Доказательство

  • Факты, подтверждающие правильность тезиса.

Лексическое сопровождение:

В

Вывод

  • Итог рассуждения.

Лексическое сопровождение:

  • Рассмотрим схему (без рубрики «Лексическое сопровождение»).

  • Какая часть работы над рассуждением особенно трудна?
  • Подбор доказательств.

Учитель . Действительно, подбор доказательств – нелегкая работа, и, прежде всего, нужно знать, что может быть доказательством или аргументом.

  • Что может быть доказательством?
  • Прежде всего, это:

Факт – наличие реального предмета, истинность события.

Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство.

Учитель. Что еще следует знать о системе доказательств?

важное правило аргументации

Итак, в нашем распоряжении сведения о том, что может быть аргументом в доказательстве; лексика, вводящая аргументы; правила их расположения в общей системе доказательств, оптимальное количество их три.

IV . Практическая часть. (Слайд №4)

(Запишем проблемный вопрос, на который постараемся ответить.)

Итак, почему же необходимо беречь природу?

Устные ответы на вопрос.

Прочитаем предложения на тему «Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва», а числительные запишем словами.

Подведем итог всему сказанному., Берегите природу! (Монтаж)

Запись аргументов к сочинению – рассуждению: «Берегите природу!»

(Самостоятельна работа в информационном листе по таблице-подсказке.

Динамическая пауза

V . Избежим ошибок. (Слайд №5)

Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Напиши словами числительные.

См. Приложение 2.

VI . Домашнее задание: упр.432.

Приложение 1.

Береги природу!

1. Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

2. Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

3. А в небе — стая журавлей.

Так грустно над землей кружится.

Земля… Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

4. Тогда бы мертвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

5. Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

2 стр., 951 слов

Уроки № 27-28 Р.р. -рассуждение по данному началу. 5 класс

... утверждать... При рассуждении можно использовать вопросительные, восклицательные предложения, обращения, риторические вопросы и восклицания. ІІІ Формирование новых понятий и способов действия Беседа с классом по теме сочинения. Эпиграф к уроку Не ...

И свалкой мусора огромной

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

6. Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом,и дубрав…

Приложение 2., Фамилия, имя _____________________________________________________

Тема урока:

__________________________________________________________________

Словарь: _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Проблемный вопрос:, Варианты ответов

1.Чтобы оставить память потомкам.

2. Человек – часть природы.

3. Животные — часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами.

4. Растения – живые существа и, как все живое, нуждается в защите.

I .

Т

Тезис

  • Мысль, которую нужно доказывать.

Лексическое сопровождение:

Задаем вопрос почему?

Д

Доказательство

  • Факты, подтверждающие правильность тезиса.

Лексическое сопровождение:

чтобы убедиться, почему же, и наконец.

В

Вывод

  • Итог рассуждения.

Лексическое сопровождение:

II . Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва…

1. Начиная с 1600 ( ____________________________________ ) года, на нашей планете вымерло около 150 ( ___________________________ ) видов животных, причем более половины из них – за последние 50 ( _______________ ) лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.

2. У нас в стране произрастает 18 000 ( ___________________________ ) видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу.

3. За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 ( ________ ) миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра — над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

4. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 000 ( _____________________ ) товарных поездов.

5. Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 ( _____ ) лет на Земле разрушена примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское ... Акмолинская область, Жаксынский район, с. Жаксы. урок музыка способность 1. Основные виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки как средство развития музыкальных способностей 1 ...

III . Таблица-подсказка.

Рассуждать – значит доказывать.

схема рассуждения

(план)

Развернутый план рассуждения

Тезис (утверждение)

______________________________________________________

______________________________________________________

Доказательства

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Вывод

_______________________________________________________

_______________________________________________________

IV . Избежим ошибок.

Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Напиши словами числительные, Самые крупные, самые высокие…

Ученым извес…но свыше полутора миллионов видов животных и около 300 000 ( ______________________________________________________ ) видов р…стений.

В животном мире больше всего насекомых – около 750 000 ( ___________

_______________________________________ ) видов.

Самое большое из наземных животных – африканский слон. Высота его более 3 ( ________ ) метров длина туловища свыше 4 ( _________ ) метров. Он весит до 5 ( ________ ) тонн.

На Европейском континенте самое крупное млекопитающее зубр. Вес взрослого зубра превышает 1000 ( ___________________ ) килограммов длина его тела достигает 350 ( _______________________________________ )

сантиметров а высота в холке 195 ( ___________________________________ ) сантиметров.

Самыми высокими растениями являют..ся австралийские эвкалипты — до 150 ( __________________________________ ) метров.

Ель достигает 60 ( _________________________________________ ) метров

сосна – 48 ( _______________________________________________ ) метров

береза – 36 ( ______________________________________________ ) метров

дуб – 20 ( _________________________________________________ ) метров.

Богат и разнообразен мир живой природы и человек должен береч… его., Самоанализ урока русского языка, Урок русского языка является первым уроком темы: Сочинение-рассуждение «Береги природу!», Данный урок является уроком развития речи., При планировании урока учитывались реальные учебные возможности учащихся., На уроке были поставлены задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

Для активизации внимания, актуализации знаний использовались информационные листы, ответ по цепочке. Выбранная форма позволила рационально использовать время.

Много времени на уроке было отведено работе, организованной с помощью инструкции, что способствовало повышению познавательной активности учащихся и давало возможность осуществить индивидуальный подход.

44 стр., 21597 слов

Доклад: Бизнес-план частной музыкальной школы ООО «Скрипичный ключ»

... 2. Характеристика объекта бизнеса В ООО «Скрипичный ключ» планируется оказывать следующие виды услуг: обучение игре на самых популярных музыкальных инструментах: фортепиано (синтезатор), скрипка, ксилофон, гитара; уроки по вокалу ...

Своевременно проведена гимнастика для улучшения мозгового кровообращения, что обеспечивало здоровьесберегающий режим.

Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, практический. Данные методы способствовали развитию самостоятельности, мышления, умения обобщать, анализировать.

Эффективным методом ИКТ являлся метод мультимедийных презентаций. Именно он основан на взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.

Контроль и корректировка усвоения знаний, умений и навыков осуществлялась путем проведения фронтальной беседы.

Структурные элементы взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Чередование и смена видов деятельности обеспечивало поддержание работоспособности учащихся на уроке.

На уроке поддерживалась благоприятная, доброжелательная атмосфера, рабочая обстановка. Учащиеся были включены в работу на всех этапах урока. При отборе материала учитывались принципы научности, доступности, последовательности.

Считаю, что намеченный план выполнен, поставленные задачи решены., НО школа-интернат № 4 ОАО «РЖД»

Считаю 1

Считаю 2 Считаю 3

Учитель русского языка

и литературы Шамаева Л.Г.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-rassujdeniyu-urok/

20 11 -20 12 учебный год