Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Сочинение

Тема урока:

Цели урока:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения;
  • вспомнить последовательность работы над сочинением;
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать устную речь,

активизировать творческий потенциал и познавательные

способности учеников;

  • воспитывать интерес к русскому языку, любовь к природе.

Материалы и оборудование к уроку:

Словарь: доказательство, подтверждение, свидетельство, аргумент, факт.

Проблемный вопрос:, Почему необходимо беречь природу

Варианты ответов:

1. Чтобы оставить память потомкам.

2. Животные – часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами. Все в природе взаимосвязано.

3. Растения – живые существа и, как все живое, нуждается в защите.

I . Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока. (Слайд №1), Вступительное слово учителя.

— В жизни вам все время приходится объяснять, доказывать, мотивировать свои мысли. И чем свободнее наше общество, тем полнее и свободнее человек должен владеть аргументацией, умением не только мыслить, но и убедительно свои мысли доказывать, отстаивать, утверждать. Это особенно нужно современному человеку. Утверждаясь в качестве гражданина, он формирует свои жизненные взгляды, понятия, нормы поведения. И в некоторых случаях бывает так, что свою собственную деятельность нужно объяснять, мотивировать, доказывать, а для этого становится необходимым умение находить и применять многочисленные доводы, аргументы.

Отсюда и цели нашего урока:

  • продолжаем осваивать тип речи – рассуждение;
  • будем учится искать аргументы;
  • строить систему доказательств;
  • доказывать свою позицию.

Запишем в информационных листах фамилию, имя, тему урока.

II . Лексико-орфографическая работа.

(Слайд№2)

III . Теоретическая справка. Схема рассуждения. (Слайд №3)

  • Схема построения рассуждения вам хорошо известна. Обратимся еще раз к ней: Т-Д-В. Это ее простейший вариант. А вот схема полного рассуждения с опознавательными признаками частей.

Т

Тезис

7 стр., 3205 слов

Интегрированный урок в 11 классе. -рассуждение по сказке Г.Х. ...

... Татьяна Владимировна, педагог-психолог СОШ № 6 . 1 слайд презентации (написана тема урока) Тема нашего урока «Сочинение – рассуждение по сказке Г.Х. Андерсена «Ель». Запишите тему нашего сегодняшнего урока на чистых листах бумаги. Это ваши ...

  • Мысль, которую нужно доказывать.

Лексическое сопровождение:

Задаем вопрос почему?

Д

Доказательство

  • Факты, подтверждающие правильность тезиса.

Лексическое сопровождение:

В

Вывод

  • Итог рассуждения.

Лексическое сопровождение:

  • Рассмотрим схему (без рубрики «Лексическое сопровождение»).

  • Какая часть работы над рассуждением особенно трудна?
  • Подбор доказательств.

Учитель . Действительно, подбор доказательств – нелегкая работа, и, прежде всего, нужно знать, что может быть доказательством или аргументом.

  • Что может быть доказательством?
  • Прежде всего, это:

Факт – наличие реального предмета, истинность события.

Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство.

Учитель. Что еще следует знать о системе доказательств?

важное правило аргументации

Итак, в нашем распоряжении сведения о том, что может быть аргументом в доказательстве; лексика, вводящая аргументы; правила их расположения в общей системе доказательств, оптимальное количество их три.

IV . Практическая часть. (Слайд №4)

(Запишем проблемный вопрос, на который постараемся ответить.)

Итак, почему же необходимо беречь природу?

Устные ответы на вопрос.

Прочитаем предложения на тему «Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва», а числительные запишем словами.

Подведем итог всему сказанному., Берегите природу! (Монтаж)

Запись аргументов к сочинению – рассуждению: «Берегите природу!»

(Самостоятельна работа в информационном листе по таблице-подсказке.

Динамическая пауза

V . Избежим ошибок. (Слайд №5)

Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Напиши словами числительные.

См. Приложение 2.

VI . Домашнее задание: упр.432.

Приложение 1.

Береги природу!

1. Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

2. Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

3. А в небе — стая журавлей.

Так грустно над землей кружится.

Земля… Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

4. Тогда бы мертвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

5. Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

6. Опомнись, вздрогни, человек!

11 стр., 5263 слов

Человек и природа в детских произведениях Мамина-Сибиряка

... цель работы: охарактеризовать роль человека природы в детских произведениях Мамина-Сибиряка. Для достижения поставленной цели, ... Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними ... лесной птицы и лесного зверя". На вопрос, не скучно ли ему одному, он ... кормильца семьи Прошки ("Кормилец"). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ...

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом,и дубрав…

Приложение 2., Фамилия, имя _____________________________________________________

Тема урока:

__________________________________________________________________

Словарь: _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Проблемный вопрос:, Варианты ответов

1.Чтобы оставить память потомкам.

2. Человек – часть природы.

3. Животные — часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами.

4. Растения – живые существа и, как все живое, нуждается в защите.

I .

Т

Тезис

  • Мысль, которую нужно доказывать.

Лексическое сопровождение:

Задаем вопрос почему?

Д

Доказательство

  • Факты, подтверждающие правильность тезиса.

Лексическое сопровождение:

чтобы убедиться, почему же, и наконец.

В

Вывод

  • Итог рассуждения.

Лексическое сопровождение:

II . Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва…

1. Начиная с 1600 ( ____________________________________ ) года, на нашей планете вымерло около 150 ( ___________________________ ) видов животных, причем более половины из них – за последние 50 ( _______________ ) лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.

2. У нас в стране произрастает 18 000 ( ___________________________ ) видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу.

3. За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 ( ________ ) миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра — над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

4. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 000 ( _____________________ ) товарных поездов.

5. Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 ( _____ ) лет на Земле разрушена примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы.

21 стр., 10185 слов

Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников

... уроках природоведения, краеведения. В более старших классах на уроках биологии ребята узнают о науке экологии, изучают экологические проблемы. В экологическом воспитании так же помогают и уроки изобразительного искусства, музыки, ... и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной ... невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не ...

III . Таблица-подсказка.

Рассуждать – значит доказывать.

схема рассуждения

(план)

Развернутый план рассуждения

Тезис (утверждение)

______________________________________________________

______________________________________________________

Доказательства

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Вывод

_______________________________________________________

_______________________________________________________

IV . Избежим ошибок.

Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Напиши словами числительные, Самые крупные, самые высокие…

Ученым извес…но свыше полутора миллионов видов животных и около 300 000 ( ______________________________________________________ ) видов р…стений.

В животном мире больше всего насекомых – около 750 000 ( ___________

_______________________________________ ) видов.

Самое большое из наземных животных – африканский слон. Высота его более 3 ( ________ ) метров длина туловища свыше 4 ( _________ ) метров. Он весит до 5 ( ________ ) тонн.

На Европейском континенте самое крупное млекопитающее зубр. Вес взрослого зубра превышает 1000 ( ___________________ ) килограммов длина его тела достигает 350 ( _______________________________________ )

сантиметров а высота в холке 195 ( ___________________________________ ) сантиметров.

Самыми высокими растениями являют..ся австралийские эвкалипты — до 150 ( __________________________________ ) метров.

Ель достигает 60 ( _________________________________________ ) метров

сосна – 48 ( _______________________________________________ ) метров

береза – 36 ( ______________________________________________ ) метров

дуб – 20 ( _________________________________________________ ) метров.

Богат и разнообразен мир живой природы и человек должен береч… его., Самоанализ урока русского языка, Урок русского языка является первым уроком темы: Сочинение-рассуждение «Береги природу!», Данный урок является уроком развития речи., При планировании урока учитывались реальные учебные возможности учащихся., На уроке были поставлены задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

Для активизации внимания, актуализации знаний использовались информационные листы, ответ по цепочке. Выбранная форма позволила рационально использовать время.

Много времени на уроке было отведено работе, организованной с помощью инструкции, что способствовало повышению познавательной активности учащихся и давало возможность осуществить индивидуальный подход.

44 стр., 21597 слов

Доклад: Бизнес-план частной музыкальной школы ООО «Скрипичный ключ»

... 2. Характеристика объекта бизнеса В ООО «Скрипичный ключ» планируется оказывать следующие виды услуг: обучение игре на самых популярных музыкальных инструментах: фортепиано (синтезатор), скрипка, ксилофон, гитара; уроки по вокалу ...

Своевременно проведена гимнастика для улучшения мозгового кровообращения, что обеспечивало здоровьесберегающий режим.

Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, практический. Данные методы способствовали развитию самостоятельности, мышления, умения обобщать, анализировать.

Эффективным методом ИКТ являлся метод мультимедийных презентаций. Именно он основан на взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.

Контроль и корректировка усвоения знаний, умений и навыков осуществлялась путем проведения фронтальной беседы.

Структурные элементы взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Чередование и смена видов деятельности обеспечивало поддержание работоспособности учащихся на уроке.

На уроке поддерживалась благоприятная, доброжелательная атмосфера, рабочая обстановка. Учащиеся были включены в работу на всех этапах урока. При отборе материала учитывались принципы научности, доступности, последовательности.

Считаю, что намеченный план выполнен, поставленные задачи решены., НО школа-интернат № 4 ОАО «РЖД»

Считаю 1

Считаю 2 Считаю 3

Учитель русского языка

и литературы Шамаева Л.Г.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-rassujdeniyu-urok/

20 11 -20 12 учебный год