Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Сочинение

Цели урока

Целью этого урока является подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения, вспоминание последовательности работы над составлением и развитие ученического словарного запаса. Также, урок направлен на активизацию творческого потенциала и познавательных способностей учеников, а также воспитание интереса к русскому языку и любви к природе.

Материалы и оборудование

Для проведения данного урока необходимо иметь:

  • Словарь с такими словами, как «доказательство», «подтверждение»,»свидетельство», «аргумент» и «факт».
  • Заданный проблемный вопрос.

Упражнение на лексико-орфографическую работу

Перед проведением урока необходимо предложить ученикам пройти упражнение на лексико-орфографическую работу, и использовать словарь для определения значений новых слов.

Теоретическая справка и схема рассуждения

На уроке необходимо повторить схему построения рассуждений, простейший вариант которой — Т-Д-В: тезис, доказательство, вывод. Также, необходимо использовать схему полного рассуждения с опознавательными признаками частей. Как и раньше, первой частью графы является тезис, затем следует аргументация и выводы.

Обсуждение проблемного вопроса

Далее, студенты будут обсуждать заданную тему: «Почему необходимо беречь природу», при широком использовании аргументов и доказательств для обоснования своей позиции по данному вопросу. Варианты ответа на проблемный вопрос могут включать утверждения о том, что это необходимо для будущих поколений, для сохранения разнообразия живых организмов в природе.

Заключение

В заключение урока, необходимо повторить кратко ключевые моменты и результаты урока, а также дать домашнее задание на следующую учебную сессию.

Лексическое сопровождение:

Задаем вопрос почему?

Д

Доказательство

  • Факты, подтверждающие правильность тезиса.

Лексическое сопровождение:

В

Вывод

  • Итог рассуждения.

Лексическое сопровождение:

  • Рассмотрим схему (без рубрики «Лексическое сопровождение»).
  • Какая часть работы над рассуждением особенно трудна?
  • Подбор доказательств.

Учитель. Действительно, подбор доказательств – нелегкая работа, и, прежде всего, нужно знать, что может быть доказательством или аргументом.

1 стр., 377 слов

Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина – -рассуждение ...

... слова или взгляда и проблема уходит. Рассказ учит верить людям. Нельзя отказываться от помощи, которую предлагают. Вера в людей – основа доброты. Написать сочинение на тему «Уроки французского – уроки доброты» будет легче, ...

  • Что может быть доказательством?
  • Прежде всего, это:

Факт – наличие реального предмета, истинность события.

Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство.

Учитель. Что еще следует знать о системе доказательств?

Важное правило аргументации.

Итак, в нашем распоряжении сведения о том, что может быть аргументом в доказательстве; лексика, вводящая аргументы; правила их расположения в общей системе доказательств, оптимальное количество их три.

IV. Практическая часть. (Слайд №4)

(Запишем проблемный вопрос, на который постараемся ответить.)

Итак, почему же необходимо беречь природу?

Устные ответы на вопрос.

Прочитаем предложения на тему «Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва», а числительные запишем словами.

Подведем итог всему сказанному., Берегите природу! (Монтаж)

Запись аргументов к сочинению – рассуждению: «Берегите природу!»

(Самостоятельна работа в информационном листе по таблице-подсказке.

Динамическая пауза

V . Избежим ошибок. (Слайд №5)

Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Напиши словами числительные.

См. Приложение 2.

VI . Домашнее задание: упр.432.

Приложение 1.

Береги природу!

1. Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Приложение 2., Фамилия, имя _____________________________________________________

Тема урока:

__________________________________________________________________

Словарь: _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Проблемный вопрос:, Варианты ответов

1. Чтобы оставить память потомкам.

2. Человек – часть природы.

3. Животные — часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами.

4. Растения – живые существа и, как все живое, нуждается в защите.

I.

Т

  • Мысль, которую нужно доказывать.

Лексическое сопровождение:

Задаем вопрос почему?

Д

Доказательство

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

2. Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

3. А в небе — стая журавлей.

Так грустно над землей кружится.

Земля… Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

4. Тогда бы мертвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

5. Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

6. Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом,и дубрав…

Берегите природу, это животные, растения, воздух, вода, почва…

В настоящее время все говорят о необходимости бережного отношения к природе. Но, к сожалению, не все до конца осознают, насколько это важно для нашей жизни и существования в целом. Как показали исследования, последствия нарушения экологического равновесия на Земле катастрофически: вымирают животные, разрушается почва, истончается озоновый слой, нарушается биологический цикл жизни и многое другое.

Факты, подтверждающие правильность тезиса:

1. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.
2. У нас в стране произрастает 18 000 видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу.
3. За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра — над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.
4. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 000 товарных поездов.
5. Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушена примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы.

Результаты рассуждения:

Из приведенных выше фактов можно сделать вывод, что сохранение природы – это важнейшая задача нашего времени, которую необходимо решать вместе. С учетом того, что многие растения и животные представляют собой уникальные виды, приспособленные к определенным условиям жизни, их сохранение является неотъемлемой частью бережного отношения к окружающей среде. Важно понимать, что наша планета – единственная известная нам в настоящее время, которая обладает возможностью поддержания жизни. Поэтому мы не имеем права расточительно относиться к ее ресурсам, а должны заботиться о ней и бережно относиться к природе.

В данном исследовании рассматриваются различные факты о животном и растительном мире, связанные с числительными и характеристиками различных видов.

Ученым известно свыше полутора миллионов видов животных и около 300 000 видов растений.

В животном мире больше всего насекомых – около 750 000 видов.

Самое большое из наземных животных – африканский слон. Высота его более 3 метров, длина туловища свыше 4 метров. Он весит до 5 тонн.

На Европейском континенте самое крупное млекопитающее – зубр. Вес взрослого зубра превышает 1000 килограммов, длина его тела достигает 350 сантиметров, а высота в холке 195 сантиметров.

Самыми высокими растениями являются австралийские эвкалипты — до 150 метров.

Ель достигает 60 метров, сосна – 48 метров, береза – 36 метров, дуб – 20 метров.

Богат и разнообразен мир живой природы и человек должен береч… его., Самоанализ урока русского языка, Урок русского языка является первым уроком темы: Сочинение-рассуждение «Береги природу!», Данный урок является уроком развития речи., При планировании урока учитывались реальные учебные возможности учащихся., На уроке были поставлены задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

Для активизации внимания, актуализации знаний использовались информационные листы, ответ по цепочке. Выбранная форма позволила рационально использовать время.

Много времени на уроке было отведено работе, организованной с помощью инструкции, что способствовало повышению познавательной активности учащихся и давало возможность осуществить индивидуальный подход.

Своевременно проведена гимнастика для улучшения мозгового кровообращения, что обеспечивало здоровьесберегающий режим.

Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, практический. Данные методы способствовали развитию самостоятельности, мышления, умения обобщать, анализировать.

Эффективным методом ИКТ являлся метод мультимедийных презентаций. Именно он основан на взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.

Контроль и корректировка усвоения знаний, умений и навыков осуществлялась путем проведения фронтальной беседы.

Структурные элементы взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Чередование и смена видов деятельности обеспечивало поддержание работоспособности учащихся на уроке.

На уроке поддерживалась благоприятная, доброжелательная атмосфера, рабочая обстановка. Учащиеся были включены в работу на всех этапах урока. При отборе материала учитывались принципы научности, доступности, последовательности.

Считаю, что намеченный план выполнен, поставленные задачи решены., НО школа-интернат № 4 ОАО «РЖД»

Считаю 1

Считаю 2 Считаю 3

Учитель русского языка

и литературы Шамаева Л.Г.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-rassujdeniyu-urok/

20 11 -20 12 учебный год