Как писать -рассуждение – просто о сложном

Сочинение-рассуждение – отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен.

С этой статьей часто читают:

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.1
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.2
Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.3

чего от вас ждет учитель

Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:

  • умение воспринимать информацию, данную в тексте,
  • умение анализировать точку зрения автора,
  • умение анализировать форму текста и форму подачи информации,
  • умение выразить свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской,
  • умение использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей,
  • умение грамотно оформить свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.

должны владеть нужной информацией

Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.

Структура сочинения-рассуждения.

Сочинение рассуждение имеет свою четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Тезис (точка зрения);
  2. Аргументы (доказательства точки зрения);
  3. Собственный вывод.

Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы, скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на OГЭ или ЕГЭ или получить отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе, или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…

Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие вопросы:

  • Какова тема предложенного текста (о чем текст)?
  • Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает текст)?
  • Какова позиция автора по этому вопросу?
  • Как он доказывает свою позиции?
  • В чем замысел и как он реализован?
  • Какова моя точка зрения на проблему?
  • Как я могу доказать свою точку зрения?

композицию

ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

А) описание проблемы

Б) ваш комментарий по данной проблеме

В) описание позиции автора

Г) авторская аргументация, но вашими словами

Д) описание вашей позиции

Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или читательский опыт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ будут по половине страницы.

Каждая из частей должна начинаться с красной строки. Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно начинать с красной строки.

Таким образом, при написании сочинения-рассуждения важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете.

Тема Родины в древнерусской литературе

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться… к их заботе о благе родины.

Д. С. Лихачёв

Одним из самых замечательных явлений древнерусской литературы были летописи. В каждом крупном городе велись записи исторических событий, которые делали учёные-летописцы.

«Повесть временных лет» – самый древний памятник русской литературы, дошедший до наших дней – была составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. «Повесть» рассказывает о том, как жили наши предки в далёком прошлом, об их обычаях и традициях в мирное время и в период войн. Летописец восхищается подвигом защитников родной земли, прославляет князей, для которых борьба с врагами Отечества была важнее междоусобных войн и личных интересов.

В летописи нередко включались как исторические документы, так и целые литературные произведения с историческим содержанием. Таким произведением является «Сказание о Кожемяке».

Перед нами разворачиваются события, произошедшие в период борьбы русских князей с племенами печенегов. Реальный исторический деятель князь Владимир ведёт бесконечные войны за независимость родной земли. В очередной раз русским войскам предстоит битва. Печенеги предлагают устроить поединок своего самого сильного воина и русского витязя. Однако в русском стане не находится такого богатыря. Князь Владимир в отчаянии. И тут неожиданно старый воин предлагает отправить на бой своего младшего сына. Нетрудно представить душевные муки отца, добровольно обрекающего сына на возможную гибель. Но судьба Родины важнее личного благополучия.

Молодой человек не выказывает трусости. Он лишь просит князя Владимира испытать его силу. Успешно выдержав проверку, Кожемяка отправляется на бой и побеждает. Русские воины возвращаются домой с победой, а князь Владимир решает основать на месте боя город, чтобы прославить подвиг молодого витязя.

Летописец восхищается мужеством русских людей, которые ценой собственной жизни и жизни своих близких защищают родную землю.

Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?

Существует ряд выражений, которые помогут вам сделать сочинение связным и логичным, а также подчеркнут, что данное сочинение относится именно к типу сочинение-рассуждение.

Речевые клише для вступления:

  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я не раз задумывался о том, …
  • Главной проблемой современного общества является не экономическая, не экологическая и даже не политическая, а нравственная проблема …

Начать сочинение-рассуждение также можно с цитаты, если вы уверены, что сможете передать ее дословно, или с краткого сообщения об авторе, опять же, если вы уверены в точности фактического материала.

Речевые клише для начала основной части (указание темы / постановка проблемы):

  • В статье (тексте, рассказе) автор касается вопроса
  • В данной статье рассматривается …
  • Автор поднимает вопрос…
  • Автор выдвигает на всеобщее обозрение тему / проблему …
  • Данная статья посвящена рассмотрению / решению вопроса…
  • Автора волнует проблема…
  • Автор заставляет нас задуматься о проблеме …

Речевые клише для аргументации авторской позиции:

  • Автор раскрывает проблему на материале ….
  • Автор заостряет внимание …
  • В подтверждение своей точки зрения автор …
  • Свое видение проблемы автор выражает при помощи …
  • Автор подводит читателя к выводу ….
  • Автор настаивает на…

Речевые клише для выражения собственной позиции…

  • Я полностью разделяю позицию автора…
  • Я не разделяю позицию автора….
  • Мне близка авторская точка зрения…
  • Мне понятна / не понятна авторская точка зрения…
  • Трудно согласиться / не согласиться с автором ….

Речевые клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий / еще один пример…
  • Приведем, например, такой факт…
  • Насколько я знаю,…
  • По данным специалистов….
  • Как говорится в пословице…

Речевые клише для подведения итогов.

  • Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя из приведенных аргументов…
  • Таким образом …
  • Следовательно …

Урок развития речи «Сочинение – рассуждение» (6 класс).

, Урок развития речи «Сочинение – рассуждение» (6 класс).

Цель урока

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с типом текста – рассуждение;
  • научить различать этот тип текста среди других;
  • развивать устную и письменную речь учащихся на основе рассуждения

Ход урока

1 этап. Вызов с использованием приёма « кластер»:

В центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.

а) На доске записывается слово «рассуждение».

б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этим словом (3-5 минут).

в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на листе бумаги.

г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.

На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему.

Например,

Учитель подводит итог: это наше понимание слова “рассуждение” на бытовом, жизненном уровне. А мы должны рассмотреть это понятие на научном уровне.

2 этап. Осмысление.

а) Работа с определением.

Задание

: отметьте, что вам знакомо в этом определении?

Рассуждение – это доказательство какой-то мысли. Тезис является главной частью рассуждения. Основное место в рассуждении занимают доказательства тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод.

Схема полного рассуждения

Беседа с классом по вопросам:

  1. Что из того, что вы узнали, вам уже было знакомо?
  2. Какую новую информацию вы получили?
  3. Что вызвало сомнение?
  4. Какие вопросы у вас возникли?

б) Работа с текстами. Ребятам каждой группы предлагаются тексты.

Задание 1

  • Определить тип текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.

Лексическая тема: «В библиотеке»

Текст 1

— Наша школьная библиотека находится на третьем этаже. После уроков приятно посетить ее. Библиотекарь с радостью встречает нас и помогает найти нужную полку. В библиотеке стоят удобные столы и стулья. Вдоль стен — книжные стеллажи с литературой. На этих полках очень много энциклопедий, словарей и другой справочной литературы. А здесь мои любимые книги приключений! Они привлекают яркими иллюстрациями и интересными событиями.

Текст 2.

В читальном зале тишина Нам особенно нужна. Уходите, разговоры,- В вестибюли, в коридоры! Не мешайте нам читать, — Фантазировать, мечтать. В тишине библиотечной Каждый слышит голоса, Речи птичьи, человечьи. В каждой книге – чудеса! Смотрит в книгу мальчик справа –

Путешествует в Варшаву, А девчонке у окна Вся галактика видна, Две девчонки-синеглазки Перечитывают сказки, И на розовом коне Мчат при солнце и луне. Все сидят в читальном зале, Но мечтой умчались в дали. И, конечно, тишина Здесь особенно нужна.

Текст 3

  • В детской библиотеке обычно два отделения. Одно из них называется – читальный зал. Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке.

Вы спросите – почему? Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда есть под рукой.

Задание 2.Прочитать текст. Доказать, что это рассуждение. Выделить части рассуждения в тексте.

Текст 4

Совсем недавно я перечитала книгу Алексина « Пять веселых повестей». В этой книге пять рассказов, и их действительно можно назвать веселыми. Книга мне очень понравилась. Она не только веселая, но и поучительная. Почему? Во-первых, в книге все так, как в жизни. Во-вторых, над некоторыми страницами я посмеялась от души. В-третьих, такие книги я люблю больше всего. Я советую всем ребятам прочитать эту книгу!

Задание 3. Что дано в этом рассуждении? Чего не хватает? Допишите доказательства и вывод.

Что может книга.

Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые считают, что чтение — это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверен, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них. Во-первых, книга

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вспомните книгу, которую вы недавно прочитали. Составьте рассуждение – отзыв об этой книге

Я хочу рассказать о книге _______________________________

Я выбрал ее потому, что __________________________________________________________

Мне эта книга понравилась, так как _________________________________________________

Во-первых, _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Во-вторых, ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В-третьих, ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поэтому мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочитали все ребята.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Как вы оценили свою работу? (Используется лист самооценки)

Дома письменно поразмышляйте на тему: «Кого можно назвать образованным человеком?».

Урок завершим чтением мудрых мыслей великих, известных людей.

( Б .Паскаль )

(П. Буаст )

(Д. Дин )

(Иоанн Лествичник )

Благодарю всех за участие в уроке. Спасибо!

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Музей

    У человека нет достойного будущего, если он не знает своего прошлого. Зная эту истину, давным-давно человек придумал музей – место, где хранятся добытые за долгую историю существования человечества знания

  • В доброй беседе всяк ума копит — сочинение рассуждение

    Для каждого важно получить полезный совет, но не всегда бывает легко разобраться в том, кому можно довериться, а кого лучше не слушать. Наше окружение имеет огромное влияние на нас

  • Маша Миронова из произведения Капитанская дочка Пушкина (Образ и характеристика)

    Мария Миронова является одной из ключевых фигур романа Александра Сергеевича. Именно в честь этой девушки был назван сей роман. Характер Марии многогранен и очень интерес. Анализируя ее характерные черты

Ольга Ушакова — Готовые сочинения по литературе. 6 класс

Ольга Ушакова

Готовые сочинения по литературе. 6 класс

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/plan-sochineniya-rassujdeniya-po-literature-klass/

Дорогие друзья!

Перед вами книга, в которой представлены сочинения по литературе для учащихся 6-го класса средней школы. Данные тексты написаны на основе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, В. Г. Распутина и других русских писателей XIX–XX веков и посвящены как прозаическим произведениям, так и поэзии. Темы сочинений соответствуют уровню знаний учащихся 6-го класса и затрагивают проблемы, обсуждаемые на уроках литературы.

Не торопитесь списывать наши тексты. Сначала прочитайте сочинение на интересующую вас тему и подумайте, что бы вы могли сказать о затронутой проблеме, согласны ли вы с мнением автора, что бы вы хотели добавить или изменить, а затем используйте предложенный текст в качестве образца для написания собственного сочинения.

Желаем успехов!

Тема Родины в древнерусской литературе

Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться… к их заботе о благе родины.

Д. С. Лихачёв

Одним из самых замечательных явлений древнерусской литературы были летописи. В каждом крупном городе велись записи исторических событий, которые делали учёные-летописцы.

«Повесть временных лет» – самый древний памятник русской литературы, дошедший до наших дней – была составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. «Повесть» рассказывает о том, как жили наши предки в далёком прошлом, об их обычаях и традициях в мирное время и в период войн. Летописец восхищается подвигом защитников родной земли, прославляет князей, для которых борьба с врагами Отечества была важнее междоусобных войн и личных интересов.

В летописи нередко включались как исторические документы, так и целые литературные произведения с историческим содержанием. Таким произведением является «Сказание о Кожемяке».

Перед нами разворачиваются события, произошедшие в период борьбы русских князей с племенами печенегов. Реальный исторический деятель князь Владимир ведёт бесконечные войны за независимость родной земли. В очередной раз русским войскам предстоит битва. Печенеги предлагают устроить поединок своего самого сильного воина и русского витязя. Однако в русском стане не находится такого богатыря. Князь Владимир в отчаянии. И тут неожиданно старый воин предлагает отправить на бой своего младшего сына. Нетрудно представить душевные муки отца, добровольно обрекающего сына на возможную гибель. Но судьба Родины важнее личного благополучия.

Молодой человек не выказывает трусости. Он лишь просит князя Владимира испытать его силу. Успешно выдержав проверку, Кожемяка отправляется на бой и побеждает. Русские воины возвращаются домой с победой, а князь Владимир решает основать на месте боя город, чтобы прославить подвиг молодого витязя.

Летописец восхищается мужеством русских людей, которые ценой собственной жизни и жизни своих близких защищают родную землю.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен…

А. С. Пушкин

Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин получил образование в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее. Молодые люди из знатных дворянских семей не только изучали там разнообразные науки и готовились к службе на благо родины. В Лицее проходило становление их личностей, характеров, формирование мировоззрения, взглядов, идеалов. Именно в Царском Селе у Пушкина завязались те дружеские отношения, которые он пронёс через всю свою жизнь. В Лицее Пушкин познакомился с И. И. Пущиным, который стал его лучшим другом. Ему посвящены многие известные произведения поэта.

Стихотворение «Товарищам» – одно из ранних тво-рений Пушкина, посвящённых теме дружбы. Лирический герой обращается к товарищам по Лицею. Перед каждым из них открыты разнообразные жизненные дороги. Будущее представляется прекрасным и беспечным. Но эта радость омрачена скорым расставанием.

Разлука ждёт нас у порогу, Зовёт нас света дальний шум, И всякий смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум.

Кого-то ждёт карьера военного, кого-то – государственного деятеля. Лирический же герой просит друзей не торопиться, он хочет, насколько это возможно, продлить моменты юности. Торжественность происходящего подчёркивает «высокая» лексика, (слова «кров», «думы», «почести» и т. д.).

Однако это не лишает произведение лёгкого авторского юмора.

Иной, под кивер спрятав ум, . . . . . . . . . . . . . . Красиво мёрзнет на параде, А греться едет в караул…

Сам же лирический герой выбирает поэтическую стезю, чтобы воспевать свободу.

Одно из самых известных произведений Пушки– на, посвящённых лучшему другу, – стихотворение «И. И. Пущину», созданное в 1826 году. Его появление связано со ссылкой поэта в село Михайловское. Находясь в деревне, практически в одиночестве, вдали от литературной и общественной жизни, Пушкин особенно скучал по своим друзьям. Пущин оказался первым, кто навестил опального поэта в его изгнании. Для Пушкина эта встреча очень много значила. В результате явились знаменитые строки.

Стихотворение написано в жанре послания, поэтому его отличают повышенная эмоциональность, выразительные эпитеты, обращения к адресату.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Ссылка стала для лирического героя тюрьмой, «заточеньем». Однако стихотворение, несмотря на грустную предысторию, окрашено радостным и светлым настроением. Чувства одиночества и отчаяния изгнанного поэта сменяются радостью от встречи с близким человеком. В его сознании проносятся воспоминания о счастливых, безмятежных лицейских днях.

Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Конец стихотворения вселяет надежду на скорую встречу старых друзей.

Друзья всегда занимали особое место в сердце Пушкина. Дружба помогала поэту не потерять надежду даже в самых трудных жизненных ситуациях.

Мотив неволи в стихотворении А. С. Пушкина «Узник»

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу…

А. С. Пушкин

Ещё во время учёбы в Лицее Александр Пушкин обратил на себя внимание властей своими вольнолюбивыми стихами и насмешливыми, едкими эпиграммами на царских приближённых. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодёжь наизусть их читает», – писал царь директору Лицея. Однако это не смогло помешать молодому поэту выступать против всякой тирании по отношению к свободной личности.

Главная тема стихотворения Пушкина «Узник» – переживания человека, оказавшегося в неволе. Пространство, окружающее героя, названо «темницей», в которой темно, тесно и сыро, что приносит ему дополнительные страдания.

Сижу за решёткой в темнице сырой…

В стихотворении появляется образ орла, внутренне близкий лирическому герою. Сравнивая могучую птицу и узника, автор усиливает впечатление читателя. Как дикая сильная птица не может жить в клетке, так и свободный человек не может жить в неволе. Молодой орёл назван в произведении «мой грустный товарищ». Он словно сочувствует лирическому герою.

…Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!..»

Образ далёкой свободы воплощается в воображаемом пейзаже, неведомом и прекрасном.

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Неволя для Пушкина – это не просто физическое заточение. Свобода необходима для полноценного существования, для гармоничного развития человека. Её отсутствие убивает личность.

Композиция повести А. С. Пушкина «Выстрел»

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

А. С. Пушкин

«Выстрел» А. С. Пушкина – первое произведение, открывающее его знаменитый цикл «Повести Белкина». Эти первые прозаические произведения поэта написаны от лица никогда не существовавшего человека – Ивана Петровича Белкина. Загадочность и тайна отличают все повести Пушкина, входящие в этот цикл.

Сочинение 2

стали со временем популярными и знаменитыми. И практически все главные герои на своих ошибках показывают, что так делать не следует.

Одним из главных героев рассказа является мальчик. Он живет в бедной семье и не всегда удается получить все что хочется. Больше всего на свете мать старается воспитать его воспитанным и добрым человеком, который всегда и во всем будет помогать другим людям. И для того чтобы действительно из него получился человек она решила собрать все деньги, которые только имеются в доме и отправила его учиться. Школа находится в райцентре. Мальчику очень хотелось учиться, да к тому же он об этом давно мечтал. И мать помогла осуществить давнюю мечту. За всю его жизнь ему постоянно не хватало еды, и мать отдавала ему последние крошки. Кроме этого к ним приезжала тетя, которая забирала половину еды себе.

Больше всего на свете ему хотелось молока, и ради достижения своей цели он решил играть на деньги и выигрывать у других детей. Частенько ему это удавалось, и на выигранные деньги он покупал молоко. Вот только не всем ребятам хочется проигрывать деньги, да к тому же честно заработанные. И бывает, что нашему главному герою за удачу очень сильно достается. А поскольку мальчику нужно было каждый день приходить на занятия, то и учительница видела все эти синяки и ссадины и спрашивала, что с ним случилось, но вот рассказать он не мог. Но учительница обо всем догадалась и решила помочь ему.

Она стала приносить ему еду, но мальчик не стал брать ее. И тогда она предложила свою помощь по изучению французского языка, и он согласился, ведь у него действительно были проблемы. А во время передышек она кормила его разной и очень вкусной едой, которую раньше никогда не пробовал. Но и от этого парень отказался.

И тогда учительница пошла на другой рискованный шаг. Она решила играть с ним на деньги. А ведь если об этом узнает директор школы, то учительница могла потерять работу. Она поддавалась ему, и поэтому теперь каждый день он мог кушать разную и очень вкусную еду.

И насчет этого парень догадался и начал все высказывать учительнице. Директор услышал шум и зашел в класс и увидел, что делает учительница с учеником. И после этого она сразу же потеряла работу. Но учительница не перестала помогать своему ученику и продолжала помогать и высылать ему посылки, в которых находилась еда и вкусные фрукты и овощи.

Другие темы: ← По повести Живи и помни↑ РаспутинУроки доброты в рассказе Уроки французского →

`