«Почему люди деградируют?» (Направление «Разговор с собой»)

Сочинение

Сочинение «Почему люди деградируют?» (Направление «Разговор с собой»)

Мир устроен так, что он постоянно развивается и совершенствуется. Так происходит и с человеком. Он познаёт мир, и вместе с ним — и себя. Но встречаются такие люди, которые существуют без цели в жизни, они равнодушны ко всем, им ничего не интересно. Остановившись в своём развитии, они начинают постепенно деградировать, теряя человеческий облик. Почему так происходит? Я думаю, потому, что эти люди потеряли веру в себя и других, у них отсутствует духовное развитие. И причина не столько в несовершенстве общества, в котором они живут, сколько в их безволии, бездеятельности, скудости ума и холоде сердца. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

А.П.Чехов в рассказе «Ионыч» показывает деградацию молодого земского доктора Старцева. Вначале он ещё способен анализировать свои и чужие поступки, испытывать досаду от фальши и пустоты семьи Туркиных. Он даже влюбился в Катерину Ивановну, однако его чувство к ней было неглубоким. И когда Котик выбрала не его, а служение музам, он сначала испытывает боль. Но вскоре обывательская трясина провинциального городка засосала и его. Дмитрий Старцев через несколько лет постарел, обрюзг, утратил интерес к жизни. Теперь он нехотя исполняет свои профессиональные обязанности, кричит на больных. Ионыч предпочитает заниматься частной практикой, которая приносит ему хороший доход. У него осталось одно увлечение: копить деньги и на них покупать дома. Чехов показывает, что в Ионыче не осталось ничего человеческого: когда он едет на собственной тройке лошадей, кажется, что это восседает языческий бог. Он пошёл по пути наименьшего сопротивления, не захотев бороться с пошлостью и мещанством окружающих и собственным несовершенством.

Эта же тема – деградация личности – пронизывает всю поэму «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. Особенно ярко мотив утраты человеческих качеств звучит в истории помещика Плюшкина. Писатель саркастически называет его «прорехой на человечестве». Как же произощло превращение бережливого хозяина, богатого владельца тысячи крепостных душ в жалкое и отвратительное существо, высасывающего все соки из своих рабов и превращающего плоды их труда в прах и гниль? Может быть, толчком к падению вниз послужила смерть его близких, разрыв связей с детьми? Я думаю, причина не в этом. Он и раньше был эмоционально холоден к людям, и до этого им владела страсть к накопительству. Плюшкин живёт без цели и смысла. Скопидомство заменило ему простые человеческие радости: семейное счастье, теплое отношение к людям, любовь. Писатель подчёркивает, что наступила «опустошающая старость» и омертвелость души и что его герой проживает никому не нужную пустую жизнь, оказавшись на самом её дне. Плюшкин погубил в себе человека.

1 стр., 462 слов

Отношение Чичикова к Плюшкину (Мертвые души)

... и жадным помещиком. Также читают: Картинка к сочинению Отношение Чичикова к Плюшкину ... души”. Он уступает списки беглых и мертвых крепостных Чичикову за незначительную сумму. Плюшкин рад поскорее выпроводить своего гостя. Чичиков ... пошлости людей по отношению друг к другу и к ... и переводческой деятельностью. Его жизненный путь был долгим, однако стоит сказать о том, что при литературном даре писателя ...

Заканчивая сочинение, хочу привести мудрый наказ Н.В.Гоголя молодым: «Забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!» Я понимаю эти слова так: душа должна трудиться постоянно, а это значит – надо позволять себе страдать и сострадать, любить и дарить добро, жить не только для себя, но и для других. Важно не откладывать это на потом, нужно не опоздать жить, чтобы не потерять в себе человека.