Порыв духа и страсти души в театре романтизма

Курсовая работа

Романтизм

Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил“, но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

Романтизм — это литературное течение, которое расцветало в западной Европе в конце XVIII — первой половине XIX века. Одной из основных черт этого направления является пессимизм, который пронизывает отношение романтиков к обществу. В их произведениях отражаются настроения безнадежности и отчаяния, которые приобретают всеобщий характер.

14 стр., 6757 слов

Романтизм как художественное направление в западной и русской культуре

... романтизму, как, у романтиков немецких. Отличительной чертой духовной деятельности англичан, отразившейся, кстати, и в художественном ... и Скотт начинает издавать серии национальных романов. В обществе зреют предпосылки будущей викторианской идеологии и культуры. К 30-м годам романтизм ... в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму, предыдущей эпохи и нормами ...

Многие поздние западноевропейские романтики, такие как Ф.Р. Шатобриан, А. Мюссе, Дж. Байрон, А. Виньи, А. Ламартин, Г. Гейне и другие, описывают своих героев, которым присущи эти настроения. Они ощущают, что совершенство утрачено навсегда, а миром правит зло, воскресает древний хаос.

Тема «страшного мира» является характерной чертой всей романтической литературы. Она особенно ярко выражена в так называемом «черном жанре», который включает в себя «готический роман» и «драму рока». Произведения А. Радклиф, Ч. Мэтьюрин, З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер, Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна отражают эту тему.

Однако романтизм также основывается на идеях, которые бросают вызов «страшному миру». Прежде всего, это идеи свободы. Романтики разочарованы в действительности, но они видят прогресс и цивилизацию как одну из ее сторон. Они не принимают эту сторону и не верят в возможности цивилизации. Вместо этого они ищут другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Они стремятся изменить жизнь и разрешить все противоречия.

Этот путь ведет к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого», как сказал А. Де Виньи. Некоторые романтики считают, что в мире существуют непостижимые и загадочные силы, которым нужно подчиниться и не пытаться изменить судьбу. Другие протестуют против «мирового зла» и требуют борьбы и отмщения.

Несмотря на различия в подходах, все романтики видят в человеке единую сущность и стремятся разгадать тайну его бытия. Они обращаются к природе и полагаются на свое религиозное и поэтическое чувство в поисках ответов.

Характеристика романтического героя

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

12 стр., 5826 слов

Романтизм, как направление в искусстве

... как положительные, так и негативные стороны (индивидуалистические тенденции, противопоставление личности обществу у ряда романтиков) связана и борьба Романтизма за свободу творчества. В области литературы и искусства Романтизм ... эстетских художественных направлений 19 - начала 20 вв. Декадентские течения - символизм, «модерн» и т. д., поднимали на щит теорию и практику реакционного Романтизма и ...

Эпоха Романтизма и ее отношение к истории

Романтики эпохи Романтизма проявляли интерес к различным историческим эпохам, привлекаясь их своеобразием и экзотикой. История стала одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма, что нашло свое отражение в создании жанра исторического романа и ведущей роли романа в рассматриваемую эпоху.

Романтики детально и точно воспроизводили исторические детали, фон и колорит различных эпох, однако романтические характеры не зависели от исторических обстоятельств, они были выше них. В то же время романтики рассматривали роман как средство постижения истории и от истории переходили к проникновению в тайны психологии и современности.

Интерес к истории также проявился в трудах историков французской романтической школы, которые изучали историю отдельных народов и прослеживали их влияние на формирование общего мирового целого.

Увлечение Средневековьем и античностью

В эпоху Романтизма произошло открытие культуры Средневековья, а интерес к античности, характерный для предыдущей эпохи, не ослабевал. Разнообразие национальных, исторических и индивидуальных особенностей имело философский смысл, так как богатство мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт.

Литература эпохи Романтизма и общественно-политические проблемы

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, в которой писатели-романтики увлекались общественными и политическими проблемами. Они стремились постичь роль человека в происходящих исторических событиях и для этого придавали важность точности и достоверности своих произведений.

Действие произведений романтиков часто разворачивалось в необычной обстановке, например, на Востоке и в Америке. Природа играла значительную роль в творчестве романтических поэтов, которые уделяли внимание пейзажу — морю, горам, небу и бурной стихии, которая символизировала сложные взаимоотношения героев с окружающим миром.

Романтизм и его проявление в различных областях культуры

Романтизм был периодом, в котором художники и писатели искали вдохновение в природе, жизни и культуре других народов. Они стремились обнаружить особенности национального духа и нашли в нем самобытность, прежде всего, в устном народном творчестве. Фольклор и народные произведения стали для романтиков источником вдохновения и материалом для создания собственных работ.

Романтики также внесли значительный вклад в развитие разных жанров литературы. Они развивали исторический роман, фантастическую повесть, поэтические эпосы и баллады. В лирике они использовали многозначность слов, развивали ассоциативность и метафоричность. Также они открыли новые возможности в стихосложении, метре и ритме.

29 стр., 14236 слов

История всемирной литературы. 19 век. первая половина. Урнов ...

... Вальтером Скоттом, среднее — Байроном, Шелли, Китсом и плеядой прозаиков-эссеистов — Де Квинси, Лэмом, Хэзлиттом, Хантом; далее шли младшие романтики, ... Решающий толчок, кристаллизовавший романтизм как духовное направление, ... оставленные Блейком на полях сочинений Бэкона, «отца современной науки», ... сначала в художественную школу, а затем в ... приняла, Блейк обрел верных друзей, помогавших ему материально ...

Романтизм характеризовался синтезом различных жанров и искусств. Он основывался на взаимопроникновении искусства, философии и религии. Откровения в области культуры велись через лингвистические исследования, философские доктрины и множество других исследований разных областей. Многие из достижений романтизма были унаследованы реализмом 19 века, такие как склонность к фантастике, гротеску, смешение высокого и низкого, трагического и комического, а также открытие «субъективного человека».

Романтизм привнес значительные изменения не только в литературу, но и в другие области науки, включая социологию, историю, политологию, химию, биологию, эволюционное учение и философию. Важным философским направлением данной эпохи была натурфилософия, которая считала природу «одеянием Бога». Она сильно повлияла на эстетику и мировоззрение романтиков.

Романтизм был культурным явлением, которое имело свои особенности в различных странах Европы и Америки. В Германии традиционно развивался классический романтизм. Немецкие романтики более философски подошли к интерпретации событий Великой французской революции. Общественные проблемы рассматривались через призму философии, этики и эстетики. Видение немецких романтиков оказало сильное влияние на общественную мысль и искусство других стран. История немецкого романтизма можно разделить на несколько периодов.

Немецкий романтизм

У истоков немецкого романтизма стоят писатели и теоретики иенской школы (В.Г.Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А.Шлегели, В.Тик).

В лекциях А.Шлегеля и в трудах Ф.Шеллинга концепция романтического искусства приобрела свои очертания. Как пишет одна из исследовательниц иенской школы Р.Хух, иенские романтики «выдвигали в качестве идеала объединение различных полюсов, как бы последние ни назывались – разумом и фантазией, духом и инстинктом». Иенцам же принадлежат и первые произведения романтического направления: комедия Тика Кот в сапогах (1797), лирический цикл Гимны к ночи (1800) и роман Генрих фон Офтердинген (1802) Новалиса. К этому же поколению принадлежит поэт-романтик Ф.Гёльдерлин, не входивший в иенскую школу.

Гейдельбергская школа – второе поколение немецких романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен Волшебный рог мальчика (1806–08), составленного Л.Арнимом и Брентано, а также Детских и семейных сказок (1812–1814) братьев Я. и В.Гримм. В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора – мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.

Для позднего немецкого романтизма характерны мотивы безысходности, трагизма, неприятие современного общества, ощущение несовпадения мечты и реальности (Клейст, Гофман).

К этому поколению относятся А.Шамиссо, Г.Мюллер и Г.Гейне, назвавший себя «последним романтиком».

Английский романтизм

Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английским романтикам присуще ощущение катастрофичности исторического процесса. Поэты «озерной школы» (У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.

5 стр., 2236 слов

Романтизм в русской портретной и пейзажной живописи

... рис. 7). Детали быта и трудовой деятельности сближают эти портреты с жанровой живописью. Глава 3. Романтизм в русской пейзажной живописи Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два ... 4) Глава 2. Романтизм в русской портретной живописи Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Победа в Отечественной ...

Романтические поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличает интерес к родной старине, к устной народной поэзии.

Основная тема творчества Дж. Китса, члена группы «лондонских романтиков», куда помимо него входили Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант, – красота мира и человеческой природы.

Романтизм как течение в европейской литературе

Романтизм – это литературное, художественное и культурное течение в европейской литературе, которое возникло в конце 18 века и получило своё развитие в 19 веке. Оно отличается от предыдущих литературных направлений тем, что поэты и писатели романтизма акцентируют внимание не на разуме, а на эмоциях, чувствах, воображении. Их произведения полны страсти, героизма, романтики, мистики и фантазии. Романтики стремятся отобразить всё, что чувствует, видит и переживает человек, сделать это в какой-то мере универсальным, общим для всех и одновременно индивидуальным.

Распространение романтизма в Европе

Романтизм стал значимым явлением в литературе и искусстве многих европейских стран, в том числе в Англии, Франции и США. Крупнейшие поэты английского романтизма – Байрон и Шелли – занимались политической литературой, защищали свободу личности и сочувствовали угнетенным. Смерть Байрона на войне за независимость Греции явилась не только потерей для мировой литературы, но и свидетельством его приверженности поэтическим идеалам.

Французский романтизм развивался довольно поздно, преодолевая сильное противодействие традиций классицизма. Тем не менее, его влияние оказало сильное воздействие на формирование художественных направлений Франции – от интимно-психологических романов до социальной драмы. Романтическое критическое мышление иследовалось трактатами и эссеистикой СТаль, Сент-Бёва и Гюго.

Романтизм получил распространение во всем мире и связан с национальной культурой. Например, американский романтизм тесно связан с идеями просветительства, и поэты и писатели этого направления выражали оптимистические идеи национальной независимости. Кроме того, в Америке существовало течение трансцендентализма, которое проповедовало культ природы.

Романтизм в России представляет собой явление, отличное от западноевропейского, хотя оказало на него влияние Великая Французская революция. Однако его дальнейшее развитие было связано прежде всего с войной 1812 года и дворянской революционностью.

Период расцвета романтизма в России пришелся на первую треть XIX века и был значительным и ярким в истории русской культуры. В это время выделяются такие выдающиеся личности, как В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, Е.А. Баратынский, Н.В. Гоголь. Романтические идеи проявляются явно уже к концу XVIII века, а произведения, написанные в этот период, содержат различные художественные элементы.

В начальный период романтизма он тесно переплетается с различными доромантическими влияниями. В частности, на вопрос о том, считать ли Жуковского романтиком или его творчество принадлежит эпохе сентиментализма, разные исследователи дают разные ответы. Г.А. Гуковский считает, что сентиментализм, из которого «вышел» Жуковский, уже являлся ранним этапом романтизма. А.Н. Веселовский видит вклад Жуковского во внесение в поэтическую систему сентиментализма отдельных романтических элементов и признает его место в преддверии русского романтизма. Однако, как бы ни решался этот спор, имя Жуковского неразрывно связано с эпохой романтизма. Будучи членом Дружеского литературного общества и сотрудничая в журнале «Вестник Европы», Жуковский сыграл значительную роль в распространении романтических идей и представлений.

10 стр., 4601 слов

Романтизм в балетном театре

... балетном театре. Задачи: Изучить литературу по теме исследования; Определить особенности романтизма западноевропейского и русского балетных театров; Рассмотреть балет «Жизель», как вершину романтического балета; Объект исследования: романтизм как направление в балетном театре. Предмет исследования: истоки романтизма в балете, ...

Романтизм в русской литературе

Романтизм – одно из наиболее значимых явлений в истории литературы и искусства, в котором было отражено новое представление о мире, человеке, его месте в этом мире. В русской литературе романтизм зародился в начале 19 века и развивался, отражая смену исторических условий и начало формирования новой литературной эпохи.

Начало романтического периода в России

В середине 18 века в русской литературе происходили кардинальные изменения, связанные с возникновением Просвещения. Однако уже к концу столетия в России зарождается романтизм, который становится важным показателем культурной изменчивости того времени. В конце XVIII века его первыми представителями стали Николай Карамзин и Гавриил Державин. Интерес к загадочному и таинственному, орнаментальности, красоте, декоративности и духовности это основные для духовно-этического взгляда на мир романтические поиски, воплотившиеся в создании новых форм и жанров.

Основные представители романтизма в русской литературе

В целом, русский романтизм можно разделить на два периода. Первое его проявление связано с писательской деятельностью Александра Сергеевича Пушкина, чьи «южные поэмы» переполнены романтическими мотивами и идеями. Это заметно в таких его произведениях, как «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Узник», «К морю».

Во втором периоде, романтизм в русской литературе органично сочетается с реализмом. Его ярким представителем стал Михаил Юрьевич Лермонтов. «Мцыри», «Смерть поэта», «Герой нашего времени», в них автор описывал своих героев с романтической тревогой и лирической грустью.

Жанры и традиции

Романтизм в русской словесности отразился в создании новых жанров и форм. Русские поэты занялись переводами баллад западноевропейских романтиков – одного из любимейших жанров романтизма. Всё благодаря Василию Андреевичу Жуковскому, который был первым, кто открыл для просветления западных поэтов и традиций, переводя их работы.

Традиции романтизма, однако, сочетались в русской поэзии XVIII в. с другими приемами и жанрами. У А.С.Пушкина, например, легкая поэзия занимает существенное место, которое по-своему соотносится с романтизмом. При этом творчество К.Н.Батюшкова, П.А.Вяземского, юного Пушкина, словно в отличие от Жуковского, было уже более безбрежно легким.

Романтизм вошел в историю русской литературы как период культурной изменчивости и творческой потенциальности, в который было вложено множество новых смыслов и эмоций. Его основные произведения остаются неизменными новаторскими явлениями и в наше время.

Русский романтизм после 1825 года

После 1825 года русский романтизм претерпел изменения, связанные с поражением декабристов, которое стало переломным моментом в жизни общества. Романтические настроения усилились, но акценты сместились. Противопоставление лирического героя и общества приобрело роковой, трагический оттенок. Это уже не сознательное уединение и бегство от суеты, а трагическая невозможность найти гармонию в обществе.

15 стр., 7398 слов

Теория романтизма в европейской и русской традиции

... Цель исследования - осмыслить теорию романтизма в европейской и русской литературной традиции. Решаемые задачи: дать краткую характеристику такому литературному направлению, как романтизм, )рассмотреть его основные черты и ... к жизни со всем истинно человеческим. Со временем станет понятно, что в этом и есть историческое значение романтизма как художественного метода. Благодаря романтизму в ...

Творчество М.Ю. Лермонтова стало вершиной этого периода. Лирический герой его ранней поэзии – мятежник, бунтарь, личность, которая вступает в битву с судьбой, в битву, исход которой предопределен. Однако эта борьба неизбежна, потому что она и является жизнью (Я жить хочу! хочу печали…).

Лирическому герою Лермонтова нет равных среди людей, в нем видны и божественные и демонические черты (Нет, я не Байрон, я другой…).

Тема одиночества – одна из основных в творчестве Лермонтова, во многом дань романтизму. Но она имеет и философскую основу, связанную с концепциями немецких философов Фихте и Шеллинга. Человек – не только личность, ищущая жизнь в борьбе, но при этом сама полна противоречий, соединяющая в себе добро и зло, и во многом из-за этого одинокая и непонятая. В стихотворении «Дума» Лермонтов обращается к К.Ф. Рылееву, в творчестве которого жанр «думы» занимает немалое место. Ровесники Лермонтова одиноки, жизнь для них бессмысленна, они не надеются оставить свой след в истории: «Его грядущее иль пусто, иль темно…». Но и для этого поколения святы абсолютные идеалы, и оно стремится к обретению смысла жизни, но ощущает недостижимость идеала. Так «Дума» из рассуждения о поколении становится размышлением о смысле жизни.

Поражение декабристов усиливает пессимистические романтические настроения. Это проявляется в позднем творчестве писателей-декабристов, в философской лирике Е.А. Баратынского и поэтов-«любомудров» – Д.В. Веневитинова, С.П. Шевырева, А.С. Хомякова. Развивается романтическая проза: А.А. Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»), А.И. Герцен.

Завершающий романтическую традицию в русской литературе

Философская лирика Ф.И.Тютчева является завершающим проявлением романтической традиции в русской литературе. В своих произведениях он продолжает две важные линии – русский философский романтизм и классицистическую поэзию. Осознавая противоречия внешнего и внутреннего мира, его лирический герой не отрицает земное, но стремится к бесконечному. В стихотворении «Silentium!» он отвергает возможность «земного языка» передать не только прекрасное, но и любовь, задаваясь вопросом, который ранее поставил Жуковский в своем произведении «Невыразимое». Тютчев призывает принять одиночество, поскольку истинная жизнь настолько хрупка, что не выдержит вмешательства извне: «Лишь жить в себе самом умей – / Есть целый мир в душе твоей…». Размышляя об истории, Тютчев видит величие души в ее способности оторваться от земного и почувствовать себя свободной (Цицерон).

В 1840-х годах романтизм постепенно уступает место реализму и отходит на второй план. Однако традиции романтизма продолжают напоминать о себе на протяжении всего 19 века.

В конце 19 и начале 20 века появляется так называемый неоромантизм. Это направление не представляет собой единого эстетического течения, а связано с эклектичностью культуры на рубеже веков. Оно отражает реакцию на позитивизм и натурализм в литературе и искусстве, а также противостоит декадентству, предлагая романтическое преображение действительности и героическую приподнятость вместо пессимизма и мистицизма. Неоромантизм является результатом разнообразных художественных поисков, характерных для культуры на рубеже веков. Тем не менее, это направление тесно связано с романтической традицией, в первую очередь, общими принципами поэтики – отрицанием обыденного и прозаического, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и фантастике и другими аспектами.

2 стр., 819 слов

Конкурсное — «Театр в моей жизни»

... театр – это праздник, особое очарование, которое захватывает сразу и остаётся надолго. Иногда, как говорят мои родители, на всю жизнь. Шли годы. Первые мои шаги на сцене ... посещал театр. Что могу сказать о театре именно в моей жизни? Театр в моей жизни занимает достойное место. Я люблю театр и свою ... другой мир. Каждый спектакль даёт возможность забыть о своих проблемах, об этом мире. Ты находишься не ...

Романтическая драма также является важным проявлением романтической традиции в русской литературе. Она отличается особым подходом к изображению переживаний и чувств героев, а также проблематикой, связанной с противоречиями внутреннего и внешнего мира.

2. Клейст и его творчество

Клейст был немецким писателем, который стремился понять тайны человеческой природы и причины трагедии, всегда сопутствующей человеку. Он открыл для себя и для публики новую, порой пугающую правду о жизни, подобно другим романтикам.

Однако драматурги того времени не поняли художника. Даже Гёте отверг пьесы Клейста и отказался ставить их в своём театре. Судьба Клейста оказалась сходной с судьбой его романтических персонажей. Он столкнулся с конфликтом с миром и людьми, разочарованиями, личными и творческими неудачами, что привело его к театрализованному самоубийству.

Натура поэта не смогла смириться с жизнью, и Клейст воплотил свой бунт в страстных исповедях и проповедях, а также в очень театральных и зримых образах. В его пьесах сильна поэтическая энергия, и современники опасались, что театр не выдержит такого напора и рухнет. Сочинения романтиков часто поддерживалась бутафория и пиротехнические эффекты. Романтический мир, пластичный и не требующий прямого материального воплощения, прекрасно линиируется в клейстовских пьесах, таких как «Пентесилея», «Принц Фридрих Гомбургский» и «Кетхен из Гейльбронна». Образы, созданные Клейстом, являются проекцией его поэтического видения.

Театральность жизни и сценическое воплощение

Искусство театра всегда стремилось отразить идею театральности самой жизни, воплотить фантастический мир на сцене и проникновение театра в реальность. Однако, реализация этих идей оказалась трудной задачей. Клейст и Гофман, два выдающихся немецких писателя, столкнулись с трудностями при попытках воплотить свои идеи на сцене.

Вторая половина XX века стала временем, когда сцена наконец освоила драматургию Клейста, и его произведения начали появляться в репертуаре европейского театра. Сходную трагедию пережил и Гофман, который был увлечен идеей театральности жизни. Он верил в необъяснимое, но очевидное проникновение театра в действительность и наоборот.

Гофман стремился создать свой фантастический мир на сцене музыкального театра. Для романтиков, «дух музыки» играл огромную роль, они считали, что музыка способна перенести зрителя в нематериальные сферы и позволить забыть о грубой бутафории театра.

В 1817 году Гофман поставил свою оперу «Ундина», которая была написана на излюбленный сюжет романтической литературы о сказочном существе, стремящемся в мир людей.

Однако, действительность разрушала сказку, а сцена мешала воплотить замыслы художников. Неповоротливое мышление коллег композитора и несовершенная театральная техника мешали воплотить его замысел. Тяжеловесные декорации и их материальность также создавали проблемы. Актёры музыкального театра настороженно относились к новым идеям. Романтические оперы были слишком необычными и загадочными, что не всегда находило отклик у певцов, привыкших к популярным произведениям.

5 стр., 2429 слов

ВИКТОР ГЮГО (1802-1885) Жизнь и творчество

... международной культуры. «Собор Парижской Богоматери» 25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери». ... и этого нельзя изменить (символический смысл имеет первая сцена романа, показывает неизбежную потерю церковью бывшего авторитета). Противоположный ... необычной даже для Гюго. В эти годы он возводил строение романтической драматургии и театра, активно выступал в ...

Часто актёры упрощали романтические идеи, превращая их в мелодраму. В результате, появились театральные утопии и анекдоты. Гофман и Клейст в своих произведениях воспевали марионетку — деревянную куклу, которую можно дергать за ниточки. Такая кукла не будет капризничать, в отличие от своенравной примадонны.

Потерпев неудачу в театральной практике, Гофман написал ироничный и горький диалог «Необыкновенные страдания директора театра» (1817 г.), в котором представляет идеальную актёрскую труппу — чемодан с марионетками. Он показывает, что актёр, участвующий в рискованных романтических играх на грани фантазии и реальности, может реально погибнуть, подобно героине его новеллы «Дон Жуан», гениальной певице, переставшей различать сцену и реальную жизнь.

Творения драматургов романтиков сцена не приняла — театр и драматургия разделились. Первыми романтиками в театральном искусстве Европы стали актёры. Они познакомили публику с персонажами, которые всегда были недовольны миром, хотели властвовать над ним. Своих героев актёры находили у Шекспира. Подвергнутый неоправданным переделкам в эпоху Просвещения, английский гений сцены вернулся неискажённым на европейские подмостки. В шекспировских сюжетах актёры черпали вдохновение, шекспировские страсти оказались ко времени. В историю театра романтизма вошли актёры: англичанин Эдмунд Кин (1787-1833), французы Пьер Бокаж (1799-1862) и Фредерик Леметр (1800-1876), немцы Иоганн Флек (1757-1801) и Людвиг Девриент (1784-1832).

В России великим романтическим актёром был Павел Мочалов.

Актёрское романтическое искусство — это игра без правил, вдохновение и страсть, растрата себя. Конечно, в творчестве актёров разных стран были различия, но очень незначительные. Романтики походили друг на друга манерой исполнения — ярко выраженным личным началом. Часто и в жизни они продолжали играть роль, совершали экстравагантные, шокирующие поступки. Театру свойственно свободное отношение к тексту пьесы, и актёры принесли на сцену новое понимание зла. Они играли злодеев как избранников. Их персонажи вступали на путь порока, потому что мир не принимал их. Неординарность, сильные страсти пугают обычных людей. Играя Шекспира (прежде всего Макбета и Ричарда III), актёры создавали гимны сильной воле, не стеснённой выбором между добром и злом.

Романтический театр во Франции был неоднозначным явлением, но его судьба оказалась наиболее благополучной. Начало этой эпохи было весьма бурным и неоднозначным. В феврале 1830 года на сцене театра «Комеди Франсез», символа классицизма, состоялась премьера пьесы «Эрнани» Виктора Гюго (1802-1885).

Главный персонаж, благородный разбойник, оказался в финале на самом деле принцем Арагонским. Действие разворачивалось динамично и стремительно, ведя к роковой развязке. Конфликт сильного и яркого человека с окружающими стал центральной темой всех пьес Гюго.

Романтизм во французском театре

Французский театр в начале XIX века испытывал влияние нового течения в искусстве — романтизма. В то время как классики оставались в тренде, романтизм представлял собой новое восприятие и уникальность в театре, порождая свою уникальную эстетику и атмосферу.

Борьба между классицизмом и романтизмом во французском театре

В зрительном зале возникла настоящая драка между сторонниками нового романтического театра и приверженцами классицизма. Борьба между ними продолжалась довольно долго, и приверженцев разных направлений можно было отличить даже по одежде и гастрономическим пристрастиям. Однако французы, более ироничная нация, чем немцы, подсмеивались над романтическими персонажами и ситуациями.

Драматургия Виктора Гюго и его соотечественников

Виктор Гюго вместе с другими романтиками, такими как Альфред де Виньи, Дюма-отец, Проспер Мериме и Альфред де Мюссе, определяли репертуар французских театров, давали актерам выигрышные, интересные роли. Он смог соединить в своих произведениях опыт высокой романтической литературы и мелодрамы, создав уникальные персонажи и события.

Романтическая драма и театр на французской сцене

На премьере разыгрался еще один спектакль. Успех Гюго и других романтиков был впечатляющим — их пьесы утвердились в репертуаре не только французских, но и мировых театральных сцен. Романтическая драма стала частью театрального репертуара мировой сцены, внося свою уникальность в современное театральное искусство.

Ролик света и тень на французской театральной сцене

Французские декораторы в 30-х годах XIX века освоили газовое освещение. Они при помощи освещения создавали особое пространство сцены — таинственное и тревожное. Здесь скользили тени, нависали тяжелые своды, струился неверный лунный свет, создавая атмосферу трепета и волнения.

Заключение

Романтизм остался в истории театра как одна из самых ярких страниц, которая переосмыслена в пьесах более позднего времени. Он создал свою уникальную эстетику и атмосферу в театре, будет жить в сердцах наших зрителей, актеров и писателей.

В театральном искусстве Р

Основой театральной эстетики стали воображение и чувство. Восстав против классицистского принципа «облагороженной природы», актёры сосредоточили внимание на изображении контрастов и противоречий человеческой жизни. Общественный пафос, страстность обличения, верность идеалу определили бурную эмоциональность, яркую драматическую экспрессию искусства актёров, стремительный жест. Однако романтическое мироощущение несло в себе и опасность творческого субъективизма (акцентирование исключительного, причудливого); эмоциональность иногда подменялась риторическими эффектами, мелодраматизмом.

Романтический театр впервые утвердил сценическое переживание (непосредственность, правдивость и искренность игры) как основное содержание актёрского творчества. Р. обогатил выразительные средства театра (воссоздание «местного колорита», историческая верность декораций и костюмов, жанровая правдивость массовых сцен и постановочных деталей); его художественные свершения подготовили и во многом определили основные принципы реалистического театра. С традициями высокого, героического Р. связано в России искусство М. Н. Ермоловой, А. И. Южина, П. Адамяна, В. С. Алекси-Месхишвили, М. К. Заньковецкой, Г. Араблинского, позднее — Ю. М. Юрьева, А. А. Остужева, В. К. Папазяна, М. Касымова, Ш. Бурханова, А. Хоравы, А. Хидоятова, Н. Д. Мордвинова и др.

Франсуа-Жозеф Тальма́

[править]Биография

Детство и юность Тальма провёл в Лондоне, где он познакомился с драматическими произведениями Шекспира, к которому он сохранил любовь на всю жизнь. Вернувшись во Францию, будущий актёр учится в Королевской школе декламации и пения. В 1787 году зачислен в труппу театра Комеди Франсез. С началом Великой французской революции«Комеди Франсез» распался и на его месте возник новый «Театр Нации». В 1791 году революционным правительством принимается Декрет о свободе театров. В «Театре Нации» же возникли 2 группировки актёров, так называемая «чёрная эскадра», стоявшая на консервативных позициях, и «красная эскадра», пропагандировавшая революционныйклассицизм, и которую возглавлял Тальма. Вскоре произошёл разрыв, и сразу после принятия Декрета группа Тальма ушла из «Театра Наций» и образовала свой «Театр Революции», который Тальма и возглавил.

Тальма и его вклад в классицизм

Тальма был выдающимся представителем классицизма на сцене и внёс в него много нового. Он отказывался изображать своих героев обычными тиранами, как это было принято в его времена. Вместо этого, Тальма стремился заглянуть в душу персонажей, показать их многогранность и несчастие.

Он также уделял внимание внешней правдивости актёрской игры. Вводил портретный грим и исторические костюмы, такие как средневековые, античные и восточные. Ему в этом помогал художник Луи Давид, который создавал великолепный артистический гардероб.

После падения якобинской диктатуры на французской сцене произошли перемены. Ампирный классицизм с его великолепием и роскошью форм заменил революционный классицизм. В это время Тальма почти полностью переключился на шекспировские пьесы.

Наполеон Бонапарт приглашал Тальму изучать позы. Наполеон был покровительственно настроен к этому актёру, так как они имели сходство между собой. Наполеону было приятно видеть Тальму на сцене, и можно сказать, что он находил себя в нём.

В последние годы жизни Тальма неохотно играл новые роли. Творчество Тальма стало переходным между классицизмом и романтизмом на французской сцене.

Жизнь и творчество Пьера Бокажа

Пьер Бокаж родился в бедной рабочей семье. С детства ему пришлось работать на ткацкой фабрике, чтобы прокормиться. Он не посещал школу и сам научился грамоте. Уже в юности Бокаж начал читать произведения Шекспира и видеть себя на сцене. Чтобы осуществить свою мечту, он отправился пешком из Руана в Париж и поступил в Парижскую консерваторию, но из-за финансовых трудностей вынужден был прервать обучение.

Бокаж играл роли в различных парижских театрах, таких как «Порт-Сен-Мартен», в пьесах Гюго, Дюма-отца, Пиа, Антье и других. Он стал создателем образа романтического героя на французской сцене — ироничного, одинокого, обреченного на гибель в борьбе с ограниченностью, эгоизмом и тиранией. Этот образ впервые появился в роли влюбленного Антони в пьесе Дюма в 1831 году.

П.Бокаж был политически активным гражданином, участником французской революции1848 года, что впоследствии отразилось на его театральной карьере. Будучи на посту директора театра «Одеон» (1845—1848), он не раз использовал спектакли для революционной пропаганды, за что был с этой должности уволен в связи с обвинением в ведении антиправительственной деятельности.

Мари Дорва́ль

Жизнь и творчество

Родилась в семье актёров, росла при театре. Уже в детстве выступала на сцене. В 1818 годуприезжает в Париж и поступает в консерваторию, однако вскоре оттуда уходит. Дорваль устраивается актрисой в один из лучших парижских театров того времени — «Порт-Сен-Мартен», где занята преимущественно в мелодраме. Первый большой успех в 1827 годупринесла ей роль Амалии в мелодраме Виктора Дюканжа и Проспера Гобо «Тридцать лет, или Жизнь игрока». Актриса замечательно показывает зрителю образ несчастной женщины, терпеливой и униженной, жертвы своего бессовестного игрока-мужа в исполнении великого Ф. Леметра. Впервые в этой драме раскрывается любимая тема актрисы — тема любящей матери.

В 1831 году Дорваль играет роль Адель д´Эрве в мелодраме А. Дюма-отца «Антони». Роль Адели, трагизм этой женщины, самоотверженность и чистота её любви заставляет зрителей весьма эмоционально сострадать героине. Актрисе же устраивались бесконечные овации.

В том же году Дорваль играет Марион в драме «Марион Делорм» В. Гюго. Несмотря на определённые сложности в подготовке спектакля, так как актриса предпочитала прозаические тексты стихотворным, Гюго был в восторге от игры Дорваль—Марион, бывшей, по его мнению «больше, чем красавицей» — несмотря на в общем-то достаточно заурядную внешность. Дорваль была невысока ростом, с неправильными чертами лица и хрипловатым голосом, однако она обладала обаянием великой актрисы, которой были подвластны все формы выражения человеческих страстей — горя и страдания, любви и ненависти.

Ещё одной большой ролью для Дорваль была Китти Белл в написанной специально для неё драме А. де Виньи «Чаттертон» и поставленной в 1835 году в театре «Комеди Франсез». В роли Китти Белл, с её трогательной материнской любовью, с её надеждой, страхом и мечтой о большой любви, с её неизбежной трагической гибелью Дорваль достигает вершины в своём артистическом творчестве.

В парижском театре «Одеон» играла в «Лукреции» (1843) Франсуа Понсара, «Мари-Жанна, или Женщина народа» (1845) Адольфа Д’Эннери.

Дорваль была близко знакома с писательницей Ж. Санд.

Последние годы жизни Дорваль без конца ездила в гастрольные поездки, стремясь обеспечить семью дочери и с трудом добиваясь ангажемента. Смерть одного из её внуков стала тяжёлым ударом для Мари. Умерла 20 мая 1849 года в Париже. Перед смертью Дорваль, боясь быть брошенной в общую могилу, попросила Дюма-отца оплатить её похороны.

Аделаида Ристори

[править]Жизнь и творчество

Родилась во Фриули (тогда — Австрия), в семье актёров. Ещё ребёнком выступала на сцене вместе с родителями, исполняла детские роли в мелодрамах, ставившихся в провинциальных театрах. Первый успех пришёл к ней в 1836 году, когда А.Ристори сыграла роль Франчески в трагедии С.Пеллико «Франческа да Римини».

Лучшие образы,созданные талантом актрисы — в ролях трагедийных. Как отметила сама Ристори, её метод игры был «колоритным реализмом»: « Я всегда играла и драму и трагедию с итальянской горячностью и живостью и всегда желала сохранить существенные черты нашего характера — пламенное выражение страстей, не подчиняя их академическим позам. Отнимите у итальянского актёра порыв страсти и измените его природу, он сделается и приторным, и невыносимым ».

Свои лучшие роли актриса сыграла в трагедиях «Макбет» Шекспира, «Мария Стюарт»Шиллера, «Федра» Расина, «Мирра» Альфьери, «Юдифь» Джакометти, в драмах «Лукреция Борджиа» Гюго, «Адриенна Лекуврер» Скриба. В то же время ей удавались и комедийные роли, например Мирандолина в пьесе Гольдони «Трактирщица».

А.Ристори много гастролировала по Европе, она выступала на лучших сценах Берлина, Лондона и Вены. В 1857 году она совершает турне по Испании, в 1861 году она выступает с ошеломляющим успехом в России. В 1864 году следуют гастроли в Константинополе, в 1867 — большое турне по США, Центральной и Южной Америке, в 70-е годы XIX столетия гастролирует в Австралии и Англии, в1879-1880 годы — в Германии и Швеции.

Итальянке, которая к славе Артистки присоединила славу Патриотки

Комеди Франсез

Появление фpанцузского театpа истоpики относят к 1380 году, когда в источниках впеpвые упоминается о pождественской мистеpии «Стpасти по Хpисту», котоpую комедианты показали пеpед коpолевским двоpцом Сен-Поль.

Театpальное искусство в сpедневековье тесно связано с цеpковью и целиком зависело от нее. Вскоpе, когда подобные мистеpии стали pегуляpными, цеpкви не понpавилось, что комедианты слишком уж вольничают, и она ввела свою цензуpу. Тогда доpожившие независимостью актеpы обpатились к коpолю и, получив от него pазpешение на публичные выступления, объединились в тpуппу под названием Бpатство Стpастей.

С пpиходом к власти Людовика XIV место театpа во фpанцузском обществе меняется. Коpоль покpовительствовал этому искусству и даже сам, будучи замечательным танцовщиком, с удовольствием пpинимал участие в музыкальных спектаклях. Начиная с эпохи Пpосвещения, стали стpемительно pазвиваться все театpальные жанpы: и дpама, и опеpа, и балет, и комедия. Каждый двоpец стpемился тепеpь обзавестись свом театpом.

Так пpодолжалось до 1807 года, когда наполеоновским декpетом от 29 июля количество театpов сокpатили до восьми: так было гоpаздо легче надзиpать за актеpами и автоpами. К счастью, те кто впоследствии пpишли к власти, оказались меннее пpидиpчивы, что пpивело к новому театpальному pенессансу. В начале XX века Паpиж насчитывал уже соpок тpи театpальных зала, тогда как повсюду только и слышалось об умиpании этого жанpа искусства. Поэтому, видимо, сегодня во фpанцузской столице уже сто восемнадцать театpов, и часто так бывает, что на многие спектакли билеты достаются с пpевеликим тpудом.

Но, что бы ни пpоисходило в миpе, кто бы ни был у власти, главным театpом стpаны остается один-единственный театp на площади, котоpая сегодня носит имя Андpе Мальpо. Это Фpанцузский Театp, более известный всем как «Комеди Фpансез».

Официальным днем его pождения считается 24 октябpя 1680 года, когда Людовик XIV подписал в Веpсале указ о создании единого Фpанцузского театpа. Этот указ поистине спас фpанцузское театpальное искусство, котоpое в тот момент находилось под угpозой: тpуппы театpа Генего (бывшая тpуппа Мольеpа) и театpа Буpгундского двоpца, котоpые ставили пьесы фpанцузских автоpов и на фpанцузском языке, утонули в pаспpях. Актеpы возненавидили дpуг дpуга из-за жестокой конкуpенции. Пока фpанцузы плели интpиги, большим успехом у публики пользовались итальянские комедианты, котоpые и пpинесли Фpанции театp в совpеменном его виде.

Настоящая pеволюция на театpе пpоизошла в 1830 году, когда была поставлена пьеса Виктоpа Гюго «Эpнани». Она откpыла новую эпоху в дpаматуpгии и всей литеpатуpе — Романтизм. Многие из тех, чьи пьесы ставят до сих поp во всем миpе, пpинадлежат к pомантикам: Гюго, Дюма, Жоpж Санд, де Виньи, Ламаpтин… На сцене воцаpились величественная и властолюбивая мадмуазель Маpс и pано ушедшая Рашель.

Потом в «Комеди Фpансез» настала эpа администpатоpов, он утpатил былую миpовую славу, оставшись тем не менее театpом, без котоpго немыслимо существование Паpижа и культуpной жизни Фpанции. Здесь часто устpаиваются пpемьеpы, и не только фpанцузских автоpов, спектакли собиpают полные залы, публике интеpесны и новые тpактовки пьес Мольеpа, театp пpиглашает pежиссеpов из pазных стpан миpа. Пожалуй это один из немногих классических театpов, котоpый не боится никаких экспеpиментов.

Одеон

Теофиль Готье писал: «Одеон не может ни жить, ни умереть, в этом его недостаток… Никто не может его ни убить, ни воскресить: он открывается, чтобы закрыться, он закрывается, чтобы вновь открыться». В эти несколько слов укладывается вся многовековая судьба театра Одеон.

Это единственный французский театр, возникший на волне революционнго подъема путем, отличным от обычного, когда сначала создавалась труппа, которая затем превращалась в театр. На этот раз было иначе. Театральное здание построили еще при монархии, и лишь десять лет спустя, уже в другую эпоху, в нем родился Театр, получивший название, которое он носит до сих пор.

Шестидесятые годы были революционными во всех областях жизни, события тех лет не могли не коснуться и театра. Но если бы не Жан-Луи Барро, неизвестно, отважился ли бы Театр Франции — так теперь назвали Одеон — на постановку пьес Ионеско, Беккета, Маргерит Дюрас или еще более скандального Жана Жене. Барро открыто заявил, что хочет превратить Одеон в лабораторию для постановки неизданных текстов и создания совершенно нового театра. Май 1968 года оказался для Барро роковым — он разрешил взбунтовавшимся студентам устроить в театре свою круглосуточную трибуну, за что министр культуры Андре Мальро, поддерживавший все театрально-литературные эксперимены директора, вынужден был его уволить.

После ухода Барро политика театра не поменялась. Он по-прежнему открыт для творческого поиска. Особую роль в этом сыграл Джорджо Стрелер, который сотрудничал с театром с начала семидесятых. Это ему принадлежит идея создания Театра Европы, как официально называется Одеон с 1990 года.

Совсем недавно Одеон представил новые тип сценографии в духе театра-салона. Кроме того Одеон сегодня уже не только храм театрального искусства, он является еще и крупнейшей библиотекой, архивом, хранилищем звуковых и видео-материалов, связанных с театром. В этом же здании часто устраиваются чтения неизданных текстов, проводятся философские дискуссии. Театр Одеон, столько раз переходивший из одних рук в другие, стал в двадцать первом веке Театром Единой Европы.

Театры Больших Бульваров

Говорят, что былая слава Больших Бульваров уже прошла. Но, оказавшись на Бульварах, поверить в это невозможно. Жизнь бурлит, кафе переполнены, лавчонки в пассажах привлекают покупателей и туристов. Остались прежними и театры. Премьера следует за премьерой, во всех театральных залах на Бульварах постоянный аншлаг.

Первый театр — труппа Королевских танцоров (театр Николле) появился на Больших бульварах в 1750 году, спустя двадцать лет по соседству открылся театр Амбигю-Комик, а чуть позже на бульварах был уже десяток самых разных театров.

Дешевые цены на билеты, разнообразие постановок и часто меняющийся репертуар — вот главные составляющие их успеха. Публику попроще развлекали с утра до ночи дешевые балаганы, буффонады, цирк. Бульвары привлекали к себе весь Париж — от сапожника до принцев крови. Первые стремились в балаганы Бульвара Тампль, вторые предпочитали театры на Бульваре Итальянцев.

Главные же театры Бульваров, которые обрели мировую славу, открылись в начале XIX века: Варьете и Театр Порт-Сен-Мартен. С приходом в литературу Виктора Гюго, Александра Дюма, Альфреда де Виньи, Жорж Санд изменилась французская драматургия. Романтизм пришел на смену дешевым и порой вульгарным мелодрамам, состовлявшим главный репертуар бульварных театров. С наступлением эпохи романтизма театральная жизнь на Бульварах достигла высот настоящего искусства.

Театр «Варьете», возглавляемый мадмуазель Монтансье, был изгнан Наполеоном из Королевского дворца. Считалось, что Французской Комедии с ее классическим репертуаром не пристало соседство с труппой, представлявшей «вульгарные водевили».

Архитектор Селлерье построил для труппы «Варьете» здание в царившем тогда повсюду стиле греческого храма. Узкий фасад с дорическими и ионическими колоннами, треугольным фронтоном по сей день украшает бульвар Монмартр.

Театр «Порт-Сен-Мартен» открылся в 1814 году. Он занял здание, построенное Ленуаром в 1781 году всего за 75 дней. Здание предназначалось для Французской Оперы, чей зал был до тла сожжен пожаром. Театр «Порт-Сен-Мартен» стал главным театром Бульваров. Благодаря своему местоположению, он явился связующим звеном между элегантной частью Больших Бульваров и той, не существующей теперь, ее частью, которую называли «Бульваром Преступлений», где царила мелодрама для «простолюдинов».

Бок о бок с театром «Порт-Сен-Мартен» расположен театр «Ренессанс». Он появился на развалинах сожженного коммунарами ресторана. Театр, построенный в 1872 году, стал типичным примером архитектурного стиля Второй Империи: античный фасад, кариатиды, богатый орнамент, херувимы, огромные окна — главное, чтобы все было ярко и бросалось в глаза. Проект создали архитектор Лаланд и скульптор Альбер Каррье-Беллез.

Успех театра составили оперетты Оффенбаха и его главного конкурента Шарля Лекока, комедии Лабиша и Фейдо. С 1893 году театром руководила недолгое время Сара Бернар, где играла главные роли в пьесах Октава Мирбо и Ростана. Она первая открыла моравского художника Альфреда Муху и заказала ему афиши для своих спектаклей.

Театр «Жимназ» — еще один театр, без которого невозможно представить Париж. Он существует на Бульваре Бонн-Нувель с 1820 года и был задуман как ученический театр, где студенты консерватории могли бы играть перед публикой в одноактных пьесах. Но вскоре «Жимназ» превратился в настоящий театр, открывший новый жанр комедии-водевиля. Его создателем был Эжен Скриб, который написал для «Жимназ» 182 пьесы.

На Бульварах же появились и первые мюзик-холлы «Фоли-Бержер» и «Олимпия». Последняя со временем превратилась в самый престижный концертный зал Парижа. Антрепренер Брюно Кокатрикс в 1954 году купил пришедший в полный упадок зал, превратив его в храм французского шансона. На сцене «Олимпии» выступали и Эдит Пиаф, и Ив Монтан, и Жильбер Беко, и Шарль Трене — перечислить всех невозможно.

Но, конечно, главным событием в жизни Больших Бульваров стало открытие в 1875 году здания Парижской оперы. Этот театр изменил не только их облик, но и облик всего города.

Парижская Опера (Опера Гарнье)

Датой рождения оперного искусства, по одной из распространенных версий, считается 1600 год. Флорентийский композитор Джакопо Пери сочинил оперу «Эвридика» для свадебных торжеств французского короля Генриха IV и Марии Медичи. Расцвет и самостоятельное развитие этого вида искусства началось при Людовике XIV.

Первым настоящим театром, принадлежащим Опере, стал зал Лувуа, напротив Национальной библиотеки. Труппа переехала в него в 1793 году. И если бы не трагедия, разыгравшаяся на ступенях театра 13 февраля 1820 года, может быть и по сей день парижская Опера осталась бы в этом здании. В один из воскресных дней герцог Беррийский, брат Людовика XVIII, отправился с женой послушать оперу, и был убит: некий Лувель, поставивший своей целью убийство всех Бурбонов, заколол королевского брата шилом. Разгневанный король приказал разрушить здание, а на его месте возвести памятный знак. Теперь на месте бывшего театра бьет фонтан, созданный архитектором Висконти.

За двести лет существования Парижская Опера сменила тринадцать различных залов. И ни один из них не соответствовал той роли, которую опера играла в высшем французском свете.

Конкурс на создание оперного театра собрал 171 проект. Свои работы представили все мэтры архитектуры, включая самого Виолле-Ле-Дюка. Однако победителем вышел малоизвестный молодой человек, Шарль Гарнье, в чьем активе имелся только Римский Гран При 1848 года.

5 января 1875 года, через пятнадцать лет после начала работ, президент Французской республики МакМаон и архитектор Гарнье торжественно открыли самый большой в Европе театр. Отныне название Парижская Опера ассоциируется только с этим зданием.