Русский театр ХХ века

Курсовая работа

МХАТ и его создатели

МХАТ (Московский Художественный Академический Театр) является одним из символов русского театрального искусства, и его создатели — Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко — оказали огромное влияние на его развитие.

История МХАТ началась в 1897 году. В июне того года Немирович-Данченко написал записку Станиславскому, предлагая организацию нового театра, который преодолел бы штампы и рутину российской сцены того времени. В результате долгой встречи было решено создать Художественный Общедоступный театр. Само название уже содержало программу — высокий уровень искусства, доступность для широкой аудитории.

Важной составляющей нового театра стала драматургия Антона Чехова. Премьера его пьесы «Чайка» состоялась на сцене МХАТ 17 декабря 1898 года и стала настоящим прорывом в новый театральный век. Станиславский, осознавая уникальность и необычность произведений Чехова, разработал свой собственный стиль и метод актерской игры, впоследствии получивший название «система Станиславского».

Одной из великих заслуг Станиславского перед мировым театром было не только создание нового стиля и методики, но и воспитание талантливых учеников, которые продолжили развивать его идеи в самых разных направлениях. Примеры таких учеников — Всеволод Мейерхольд, Михаил Чехов, Евгений Вахтангов, которые привнесли новые инновации и подходы в мир театра.

Система Станиславского —

Довольно распространено мнение, что основным результатом спектакля, поставленного «по системе», является достижение полной психологической достоверности актерских работ (чему, в частности, способствует т.н. «четвертая стена», условно отделяющая зрительный зал от сцены и как бы изолирующая актеров от публики).

Общим местом стал и термин Станиславского «искусство переживания», противопоставляемый «искусству представления», зачастую отождествляемого с грубым ремесленничеством. Однако учеником Станиславского был В.Э. Мейерхольд – чей яркий театральный метод, как принято считать, противоречит учению Станиславского, в частности – той самой «четвертой стене».

Исследование актерского инструмента, основанное на методе Станиславского, предполагает рассмотрение внутренних и внешних элементов творчества. Они объединяются в единое целое, становясь ключевым орудием труда актера.

10 стр., 4910 слов

Московский художественный театр основан в году к с станиславским ...

... Художественный театр им. А. П. Чехова (МХТ имени А. П. Чехова). 1. История Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко ... происходит конфликт, многочисленная труппа МХАТ делится на два театра с одним названием: Труппа под руководством Т. В. Дорониной, сохраняет название МХАТ им. М. Горького и остаё ...

Основу этого инструмента составляют тело актера, голос, нервы и темперамент – элементы, которые играют важную роль в сценическом действии. Для профессиональной работы на сцене необходимо владение всем спектром психофизических данных.

Кроме того, к элементам творчества относятся органы восприятия, воображение, логичность и последовательность действий и чувств, память на ощущения, сценическое обаяние, чувство перспективы действия и мысли, мышечная свобода, пластичность, владение голосом, чувство фразы, ощущение характерности, умение действовать словом, восприятие партнера и воздействие на него и т.д.

Техника актера требует ежедневного совершенствования этих элементов, что составляет основу «работы актера над собой» по системе Станиславского. Это включает постоянный тренинг и муштру с целью развития актерской техники.

Для актера владение своим «инструментом» — психофизикой, является основополагающим. Это позволяет ему профессионально работать на сцене даже без вдохновения, входить в нужное творческое состояние и достигать правильного творческого самочувствия с помощью волевых усилий.

Основой для полноценной работы актера над ролью являются базовые постоянные занятия актерской техникой, которые обеспечивают актеру необходимые навыки и умения для создания и интерпретации роли на сцене.

1. Работа над ролью и спектаклем в системе Станиславского

В работе над ролью и спектаклем по системе Станиславского ключевыми понятиями стали «действенный анализ», «сквозное действие», «контрсквозное действие» и «сверхзадача». Действенный анализ роли предполагает построение последовательной линии психофизических действий актера на протяжении спектакля, основанной не только на сюжете пьесы, но и на сближении индивидуальности актера и персонажа. Сквозное действие представляет собой непрерывное действие в смысловой перспективе спектакля. Контрсквозное действие возникает либо в столкновении персонажей, либо в преодолении внутренних противоречий героя. Путем взаимного переплетения различных линий действия персонажей формируется «партитура спектакля», объединяющая актеров и другие средства театральной выразительности со зрителями. Сверхзадача является общей творческой, смысловой, нравственной и идеологической целью, которая объединяет весь постановочный коллектив и способствует созданию художественного ансамбля и единого звучания спектакля.

В системе Станиславского также важное место занимает артистическая этика, которая является необходимым условием коллективного творчества.

Сегодня ключевые положения системы Станиславского используются практически всеми театральными школами, за исключением некоторых традиционных театров, таких как Кабуки или Но. Система Станиславского не является догматическими правилами, а является универсальным базовым инструментом, позволяющим строить любую театральную стилистику, работать в разных жанрах и эстетиках, включая «театр представления».

2. Малый театр как образец театра критического реализма

Малый театр является старейшим театром в России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после издания Указа Императрицы Елизаветы Петровны, который ознаменовал рождение профессионального театра в стране.

22 стр., 10942 слов

По актерскому мастерству «Особенности взаимодействия актера и зрителя»

... театра и актера увлечь его неожи­данным ходом, неожиданным решением. Степень включения зри­теля в актерский ... происходили усложнения, и установленный порядок обрядовых действий при совершении религиозного акта стал называться ... не выходя из дома, видеть работы лучших актеров. Кроме того, кино и телевидение ... разных возрастов. Как правило, самый старший по возрасту зритель, является самым благодарным. Для ...

Коварство и любовь

Горе от ума

В конце 19 века Малый театр столкнулся с ослаблением своего влияния и активности, что привело к доминированию ремесленных пьес и развлекательных фарсов на его сцене из-за давления репрессий. Тем не менее, в этот период выдающиеся актеры, такие как Мария Николаевна Ермолова, Гликерия Николаевна Федотова, Александр Павлович Ленский, Александр Иванович Южин, Михаил Прович и Ольга Осиповна Садовская, продолжали демонстрировать свои таланты, в основном исполняя русский и зарубежный классический репертуар.

В начале 20 века страна переживала новаторские идейные потоки, стимулировавшие поиски новых режиссерских решений и появление новых театральных эстетик. Вклад в новые театральные реформы внесли такие заметные фигуры как Станиславский, Немирович-Данченко, и Вахтангов. В это время развивались пародийные жанры и капустники, а революционные события и Великая Октябрьская Социалистическая революция 1917 года способствовали становлению этих идей.

Несмотря на постоянные критики академичности и старых традиций, Малый театр оставался верен своим принципам. В 1918 году театральная школа, ставшая впоследствии Высшим театральным училищем им. М. С. Щепкина, была основана, а в 1919 году Малому театру было присвоено звание академического. В это же время возникали призывы отказаться от буржуазно-дворянских культурных ценностей, но благодаря защите со стороны Анатолия Васильевича Луначарского, Малый театр остался неизменным, сохраняя классическое исполнительское искусство.

Продолжение развития после Второй мировой войны

После Второй мировой войны Малый театр продолжил свое развитие, привлекая к себе внимание новых талантливых актеров и режиссеров. Одним из ярких событий послевоенного периода стал спектакль «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя в постановке Николая Николаевича Охлопкова (1946), который получил высокие оценки критиков и зрителей.

Особенно успешным стал творческий союз актера Александра Ивановича Бениаминова и режиссера Петра Михайловича Френкеля. Их постановки, такие как «Джулия» Михаила Юрьевича Лермонтова (1947) и «Нахлебник» по пьесе Александра Николаевича Островского (1949), принесли театру новые победы и признание зрителей.

Необходимо также отметить важную роль художественного руководителя и художника-постановщика Вячеслава Константиновича Иванова, который внес значительный вклад в развитие сценического образа Малого театра после войны.

В 1937 году в Малом театре был создан образ В.И. Ленина в спектакле «На берегу Невы», ознаменовавшийся значительным событием в истории театра. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) театр активно поставлял патриотические спектакли, такие как «Фронт» (1942) и «Нашествие» (1943), и актёры Малого театра, включая его фронтовой филиал, выступали перед военными частями.

Малый театр сохранял репутацию «дома Островского», постоянно включая в репертуар его драмы и комедии, наряду с работами таких классических писателей как Гоголь, Грибоедов, Лермонтов, Толстой, Шекспир, Гюго, а также инсценировками произведений Достоевского, Теккерея и Флобера.

2 стр., 681 слов

Литература, театр и искусство Просвещения

... для всех произведений искусства. Век Просвещения создал свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последующее развитие культуры. Философия, наука и искусство выходили из ... элементы дидактики, гражданственность. В целом литературу эпохи Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое и пропагандистское начало. Театр Просвещения стал важным средством перевоспитания людей. Правда, ...

В репертуар широко включены также работы советских драматургов, таких как Корнейчук, Симонов, Розов. 1950-60-е годы принесли постановку спектаклей «Власть тьмы» (1956), «Иванов» (1960), «Дачники» (1964), «Правда хорошо, а счастье лучше» (1970) и других. Также были поставлены спектакли «Маскарад» и «Оптимистическая трагедия», а в начале 70-х годов «Перед заходом солнца» Гауптмана и другие.

В 1937 году Малый театр был награжден орденом Ленина, а в театре также функционировала театральная школа, основанная в 1809 году Московским театральным училищем, а с 1938 года имени М. С. Щепкина.

Театральные Течения и Революция в Искусстве

Эпоха модерна, охватывающая конец первого десятилетия 20 века, представляла собой период значительных трудностей для искусства в целом и театра в частности. Артисты стали свидетелями разделения общества на сторонников и противников революционных идей, а этот разрыв проник и в саму ткань художественного мира.

В условиях социального эксперимента, нацеленного на построение нового общества, художники ощутили азарт, который сочетал в себе стремление к переменам с отказом от традиций мировой культуры. В этот период модерна была полностью разрушена граница между зрителем и актером, создавая уникальное взаимодействие между ними. Зрители становились частью спектакля, активно участвуя в событиях, а театр превращался в арену, где размывались грани между различными видами искусства.

Важным моментом этого времени стала программа «Театральный Октябрь», представленная Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом в 1920 году. Эта программа анонсировала полное уничтожение старых художественных канонов и возрождение искусства на их руинах. Интересно, что именно Мейерхольд, изучивший традиционные театральные искусства, стал идеологом этого новаторского направления.

Мейерхольд не просто воспринял революционные идеи своего времени, но и активно интегрировал их в театральное искусство, преодолевая стандартные академические рамки. Его творчество стало ключевым в формировании художественного языка российской сцены XX века.

Исследование эстетики и творчества Всеволода Эмилевича Мейерхольда предоставляет уникальную возможность окунуться в креативный мир выдающегося режиссера, чей вклад оказался принципиальным для современного театрального искусства.

Постановка «Балаганчик»

Премьера драмы Александра Александровича Блока (1880-1921) «Балаганчик» состоялась в декабре 1906 г. в постановке Мейерхольда. Спектакль дал возможность напомнить зрителям об итальянской комедии масок, с её непременными персонажами (Пьеро, Харлекин, Коко), что укрепило театральные связи театра с искусством старых мастеров. В авангардном интерпретации Мейерхольда сложился ряд аскетических составляющих (острая урезанность художественной формы, простота, стремление к истокам), которые отразились и на характере, и на разнообразии образов «Балаганчика».

Роль Коко благодаря Мейерхольду получила реинкарнацию, ставшую образцом строгой каноничности, где даже улыбка, кажущаяся безосновательной и ненавязчивой, перекликается с маской. Хотя, конечно, ко всему происходившему Вахтанговское наследие чувствовалось достаточно отчетливо, и роль его в развитии этой постановки стала предметом споров и шуток Мейерхольда.

36 стр., 17565 слов

Народный театр как средство воспитания школьников

... педагогической литературы по теме исследования и уточнение понятий «воспитание школьников», «театральная педагогика» и «народный театр. 2. Раскрытие сущности и основных направлений театральной педагогики. 3. ... должны заниматься различные образовательные учреждения. Однако психологи признают, что влияние школьного образования на личностные ценности младшего школьника не настолько велико, как это ...

Столь высокий профессионализм и уровень художественного восприятия Выразились в спектакле «Балаганчик» во всей полноте, что подтверждали положительные отзывы газет и журналов. С помощью различных театральных приемов, Мейерхольд смог передать зрителям весь мир искусства, который он видит. Актерская игра и тонкое понимание того, что происходит на сцене, создало атмосферу удивления и неподдельного интереса у зрителей. В результате Мейерхольд смог создать совершенно новое театральное явление, которое запомнилось многим и стало вехой в развитии театрального искусства.

Деятельность Федора Федоровича Комиссаржевского

Федор Федорович Комиссаржевский был известным режиссером, чей театральный путь начался в начале 20 века. Он активно работал в России, Европе и Соединенных Штатах Америки. Несмотря на то, что год его рождения остается неизвестным, его значительный след в истории театра свидетельствует о его важной роли в мировой культуре.

Основополагающие принципы творчества Федора Федоровича Комиссаржевского

Важными для его режиссерского творчества были идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматических произведений и их художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Комиссаржевского, составляя важную часть истории театра.

Театр-студия ХПСРО

В 1918–1919 годах Федор Федорович возглавил Театр-студию ХПСРО (Художественно-просветительный союз рабочих организаций).

Этот театр объединил оперных солистов и драматических артистов Федора Федоровича в одну труппу. В рамках своей работы Комиссаржевский поставил несколько известных спектаклей, таких как «Князь Игорь» (1919), «Сестра Беатрис» Мориса Метерлинка и «Ревизор» Николая Гоголя (оба 1920 года), а также спектакли Луиджи Пиранделло, В. фон Шольц, Антона Чехова и многих других.

Работа в Европе и Америке

После того, как Федор Федорович Комиссаржевский покинул Россию, он продолжил свою карьеру в Европе и Америке. Он работал в различных странах, таких как Англия, Франция и Италия. В 1925 году Комиссаржевский открыл Театр «Радуга» в Париже, а после этого в 1927 году поставил несколько известных произведений в Лондоне, Италии и Голихеде.

Творчество в Соединенных Штатах Америки

В 1939 году Федор Федорович переехал в Соединенные Штаты Америки, где продолжил свою карьеру режиссера. Он поставил несколько успешных спектаклей, включая «Преступление и наказание» по произведению Достоевского (1947) и «Цимбелин» Шекспира (1950).

Комиссаржевский также преподавал в Королевской академии драматического искусства в Лондоне и часто выступал как художник в своих спектаклях.

Введение

Театр в России имел длительную и богатую историю, включающую различные периоды и тенденции. Одним из ключевых периодов в истории российского театра являются 30-80-е годы XX века, в течение которых возникли основные тенденции советского театра. Влияние и посредничество Комиссаржевского в развитии русской и западной культур является одним из важных факторов, оказавших влияние на дальнейшие события в российской театральной сфере.

46 стр., 22977 слов

Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного ...

... общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра. В связи с этим целью работы является выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании нравственных ценностей у детей ...

4. Советский театр 30-80-х годов. Основные тенденции

В 1932 году ЦК ВКП(б) принял резолюцию «О перестройке литературно-художественных организаций», что совершило новый поворот в истории советского театра. Основным методом в искусстве был признан метод социалистического реализма. Окончился период художественных экспериментов, однако это не означало, что последующие годы не принесли новых достижений и успехов в развитии театрального искусства. Просто периметр допустимого искусства сузился, и одобрялись спектакли определенных художественных направлений, преимущественно реалистические. Появился дополнительный критерий оценки — идеологическо-тематический.

Так, в российском театре с середины 1930-х годов начали ставиться спектакли, известные как «ленинианы», в которых на сцену выводился образ В. Ленина. Такие спектакли, как «Человек с ружьем» в Театре им. Вахтангова (где роль Ленина исполнил Борис Васильевич Щукин) и «Правда» в Театре Революции (где роль Ленина исполнил Максим Максимвич Штраух) стали очень популярными. Однако постановки пьес М. Горького, считавшегося основоположником социалистического реализма, не всегда получали положительное оценку. Государственная оценка спектаклей перестала полностью определяться художественными критериями и зрительским успехом.

Для многих деятелей российского театра 1930-е и 1940-е годы стали трагическими из-за идеологической политики. Однако российский театр продолжал развиваться, появлялись новые режиссерские таланты. Среди них были Андрей Попов, Юрий Александрович Завадский, Рубен Симонов, Борис Захава, Николай Охлопков, Мария Кнебель, Василий Сахновский, Борис Сушкевич и другие. Эти режиссеры в основном были связаны с Москвой и Ленинградом, где располагались ведущие театры страны и сформировалась режиссерская школа.

В российском театральном мире продолжает формироваться новое поколение талантливых актеров. Они активно работают в крупных театрах Москвы, продолжая славные традиции старших коллег и внесая свой собственный вклад в развитие искусства.

Цель настоящего исследования состоит в изучении актерских ансамблей в ряде центральных театров Москвы. Мы рассмотрим труппы известных театров, таких как Московский Художественный академический театр (МХАТ), Московский театр Ленинского комсомола, Малый театр, Александринский театр, Театр им. Вахтангова, Театр им. Моссовета, а также другие столичные театры, и проанализируем их составы.

Московский Художественный академический театр (МХАТ)

МХАТ поражает обширной галереей именитых актеров разных поколений. Здесь уверенно дебютируют новые имена на фоне уже знаменитых актеров.

Московский театр Ленинского комсомола

Актеры и режиссеры, получившие образование в МХАТе, уверенно работают на сцене Ленинского комсомола, тем самым продолжая театральную традицию.

Малый театр

В Малом театре мы встречаем уникальное сочетание старых и новых имен, гармонично существующих на сцене и воплощающих яркие театральные образы.

Александринский театр

Сложное строение актерских ансамблей в Александринском театре привлекает внимание зрителей к знаменитым актёрам прошлого и молодым талантливым артистам.

Прочие столичные театры

Также стоит отметить, что сильные актерские труппы формируются и в других театрах Москвы, таких как Театр им. Вахтангова, Театр им. Моссовета и др., где талантливые актеры продолжают раскрывать свои способности и радовать зрителей своими выступлениями.

12 стр., 5963 слов

Театр в Древней Греции

... древнегреческой историей. И эта тема, по искусству мне показалась интересной, и из которой я могу узнать много нового и позновательног для себя ! II. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА Древнегреческий театр ... необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица ... исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо ...

Влияние Второй мировой войны на театральное искусство

Последствия Второй мировой войны оказали значительное влияние на российское театральное искусство. В период с 1941 по 1945 годы на сценах начали появляться спектакли, посвященные героическим событиям того времени, отражая патриотические чувства, вызванные страшными событиями войны.

Драматические произведения, написанные в период войны, такие как «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Парень из нашего города» и «Русские люди» К.Симонова, стали особенно популярными среди зрителей, отражая их жажду понимания и осмысления происходящих событий.

Театры, несмотря на тяжелые условия, продолжали работать в театральной жизни страны. Даже Ленинград во время блокады обращался к искусству, привлекая полные залы зрителей, что свидетельствует о несгибаемой силе и значимости театрального искусства в жизни людей.

Послевоенный период и новые вызовы

Однако после окончания войны театральное искусство столкнулось с новыми вызовами. Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года ужесточило идеологический контроль и цензуру, оказав отрицательное влияние на развитие театральной сцены. Тем не менее, в последующие годы начался новый подъем в российском театральном искусстве, связанный с общественными переменами, такими как разоблачение культа личности в 1956 году и ослабление идеологической политики в период «оттепели».

Таким образом, период с 1950 по 1980 годы оказал значительное влияние на развитие российского театрального искусства, отражая общественные изменения и борьбу за свободу творчества.

Значимость актеров и творческое вклад

Великую роль в формировании российского театрального искусства сыграли актеры, чьи имена остаются в памяти и сердцах зрителей до сегодняшнего дня. Имена таких талантливых актеров, как Николай Константинович Симонов, Юрий Владимирович Толубеев, Бруно Артурович Фрейндлих, Ольга Яковлевна Лебзак, продолжают жить в истории театра, внесши непередаваемый вклад в развитие театрального искусства и оставив незабываемые впечатления у зрителей.

Нельзя переоценить вклад выдающихся актеров в развитие театрального искусства в Ленинграде. Талантливые артисты, такие как Дмитрий Дмитриевич Барков, Георгий Степанович Жженов, Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Ирина Мазуркевич, Роман Борисович Громадский, Эра Зиганшина и Владимир Тыкке, оставили незабываемый след в истории Театра им. Ленсовета, Театра им. Ленинского комсомола и Театра им. Комиссаржевской. Их выдающееся мастерство и преданность театру сделали их звездами сцены, а их поистине незабываемые выступления запечатлелись в сердцах зрителей и ценителей театрального искусства.

Также необходимо отметить заслуги талантливых актеров, выступавших в Театре Комедии, таких как Елена Юнгер, Сергей Николаевич Филиппов и Михаил Светин. Их выдающиеся персонажи оставили незабываемый след в истории театрального искусства Ленинграда.

11 стр., 5083 слов

Театральная жизнь современного Минска

... развитие театра, его место и роль в обществе, современный театральный процесс. Исходя из того, что коммуникативная цепочка театрального процесса состоит из драматургии, сценического искусства, зрителя, театральной критики ... Театры Минска гастролируют не только по Беларуси, но и в другие республики Советского Союза. Театр имени Я. Купалы справедливо считается лабораторией национальной драматургии. ...

Важную роль в формировании новой театральной эстетики в Москве сыграл Анатолий Васильевич Эфрос. Его руководство Центральным Детским театром собрало вокруг себя талантливую молодежь, включая Олега Николаевича Ефремова, Олега Павловича Табакова и Льва Константиновича Дурова. Вместе они сформировали художественную программу, которая привела к открытию театра «Современник». В этом театре объединились обновление эстетики и поиск новых средств художественной выразительности. Молодая труппа, включающая Олега Ефремова, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Игоря Квашу и Галину Волчек, с огромным энтузиазмом работала над спектаклями, что сделало новый театр чрезвычайно популярным у зрителей.

Развитие театрального искусства в Москве

В отличие от Ленинграда, в Москве появились режиссеры с интересными эстетическими концепциями, выраженными яркой индивидуальностью. В Московском театре имени Маяковского Николай Павлович Охлопков разрабатывал героико-романтическую тематику, в то время как в МХАТе под руководством Юрия Любимова развивались новые театральные направления, привлекающие внимание общественности.

Мастера сцены

В МХАТе начинали свой путь и становились свидетелями формирования нескольких поколений талантливых артистов. «Мхатовские старики» продолжали великолепно исполнять роли на сцене, однако с постановкой Ефремовым в 1970 году театр привлек новых актеров, таких как Евгений Александрович Евстигнеев, Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский и многие другие, создав великолепный ансамбль.

Малый театр также стал местом, где сформировалось новое поколение актеров. К уже известным артистам присоединились такие талантливые актеры, как Элеонора Быстрицкая, Руфина Нифонтова, В. Кенигсон, Никита Подгорный и другие, что в дальнейшем только укрепило театральную сцену в городе.

Заключение

Москва остается центром развития театрального искусства, привлекая талантливых режиссеров и актеров, и оставаясь местом, где формируются новые творческие направления и создаются яркие и оригинальные театральные произведения.

История развития театрального искусства в России

Театр имени Вахтангова стал площадкой, где начинание новых поколений актеров было поддержано постановкой бессмертной «Принцессы Турандот». В репертуар театра входили такие известные имена, как Николай Гриценко, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Владимир Этуш, Василий Лановой и многие другие.

Театр Моссовета пополнялся новыми актерами, среди которых были Фаина Раневская, Нина Дробышева, Игорь Костолевский, Георгий Тараторкин, Мария Терехова, Вера Талызина и многие другие. В нем сформировалось целое созвездие звезд театра и кинематографа.

В Театре Сатиры играли актеры, ставшие кумирами не менее чем двух поколений зрителей. Среди них были Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Вера Васильева, Ольга Аросева, Татьяна Васильева, Татьяна Пельтцер и многие другие. Некоторые из них позднее продолжили творческую деятельность в Театре имени Ленинского комсомола, где собрались еще множество талантливых актеров.

В труппу Театра «Современник» также добавились актеры, чьи имена стали известными и не менее популярными: Мария Неелова, Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Елена Яковлева и другие.

Театр на Малой Бронной, где раньше блистали Лидия Сухаревская и Борис Тенин, стал площадкой для выступления таких талантливых актеров, как Лев Дуров, Михаил Козаков, Геннадий Сайфуллин и другие.

8 стр., 3936 слов

Государственный академический Малый театр России

... Театральной) площади и стало постепенно называться Малым театром, и поныне несет это имя. 2.1. XVIII век Малый театр — один из старейших театров России. Его труппа была создана при Московском ... общества 1820—1840 гг., противоречивой эпохи императора Александра I. «П. С. Мочалову, „актеру-плебею“, по выражению воспевшего его критика В. Г. Белинского, удалось преодолеть каноны ...

Театр имени Станиславского представил зрителям постановку «Взрослая дочь молодого человека» в постановке А. Васильева и «Сирано де Бержерак» в постановке Б. Морозова. После премьеры этих спектаклей известность приобрели Альберт Филозов, Эммануил Виторган и Алла Балтер.

Театр «Эрмитаж» под руководством М. Левитина приобщил публику к таланту Любови Полищук, Евгения Герчакова и многих других талантливых актеров.

В Театре имени Маяковского формировались и крепли таланты таких актеров, как Армен Джигарханян, Светлана Немоляева, Наталья Гундарева, Александр Фатюшин и др.

Театр на Таганке стал источником кумиров для двух поколений зрителей. Среди актеров, которые снискали любовь публики, были Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Н. Губенко, Зинаида Славина, Леонид Филатов, Михаил Полицеймако, Инна Ульянова и многие другие.

Анализ результатов

Исследование показало, что театральный контекст в России в период с 1960-х до 1980-х годов был сильно зависим от политических и идеологических факторов. Влияние государства на театральную индустрию было значительным, что приводило к цензуре и ограничениям в художественной свободе. Несмотря на это, некоторые спектакли все же достигали успеха благодаря использованию иносказаний и аллюзий на современную действительность, что позволяло им преодолевать политические ограничения.

Политический контекст

Идеологическая выдержанность спектаклей становилась более важной, чем их художественное качество, что приводило к недооценке многих превосходных постановок. Однако, театр в угоде оппозиции получал дополнительный зрительский капитал, что повышало их шансы на успех.

Индустрия и финансирование

Государственное финансирование театральных экспериментов играло значительную роль в определении политических и социальных критериев оценки спектаклей. Это создавало определенные ограничения и давало предпочтение политически ориентированным постановкам.

Социальное восприятие

Использование иносказаний и аллюзий позволяло спектаклям привлекать внимание зрителей и преодолевать политические ограничения. Социально-политическая значимость спектаклей играла важную роль, часто перевешивая их художественные качества в глазах критиков и зрителей.

Заключение

В заключение можно отметить, что театральная среда России в период 1960-1980-х годов была сложной и многогранной. Политические ограничения и идеологические соображения влияли на оценку и показ театральных спектаклей. Тем не менее, некоторые постановки смогли преодолеть эти трудности и получить заслуженное признание.

Для более полного понимания тех времен необходимо учитывать, что в том времени взвешенная оценка спектаклей была практически невозможной, из-за превалирования политических и социальных факторов в театральной индустрии. Важно признать, что сложности и ограничения тех времен были характерны не только для театров, но и для общества в целом.

5. Театр сегодня

Смена политической формации в начале 1990-х и длительный период экономической разрухи кардинально изменили жизнь российского театра. Первый период ослабления (и после – и отмены) идеологического контроля сопровождался эйфорией: теперь можно ставить и показывать зрителям что угодно. После отмены централизации театров во множестве организовывались новые коллективы — театры-студии, антрепризы и т.д. Однако выжили в новых условиях немногие из них – выяснилось, что, кроме идеологического диктата, существует диктат зрительский: публика будет смотреть только то, что она хочет. И если в условиях государственного финансирования театра заполнение зрительного зала не слишком важно, то при самоокупаемости аншлаг в зале – важнейшее условие выживания. В этих условиях особенно востребованной в театре могли бы стать профессии менеджера и продюсера, которые, кроме изучения зрительского спроса, занимались бы поиском спонсоров и инвесторов. Однако на сегодняшний день самыми талантливыми и успешными театральными продюсерами становятся режиссеры и актеры (один из примеров – Олег Табаков).

По-настоящему талантливые режиссеры (особенно сочетающие творческую одаренность с умением вписаться в ситуацию рыночной экономики) смогли «уцелеть» и получили возможность полного раскрытия своих идей.

Театр.doc

Новому витку развития российского театра во многом способствовал доступ к мировой культуре и ее театральному опыту, что помогает осмыслению собственной работы и переходу на следующую ступень.

Сегодня широко обсуждается необходимость театральной реформы. Впервые вопрос о насущной потребности театральной реформы был поднят в начале 1980-х. Правда, тогда она была связана преимущественно с потребностью изменения трудового законодательства работы актеров. Дело в том, что в труппах государственных театров, наряду с востребованными актерами, существовало немало тех, кто годами не получал ролей. Однако уволить их было невозможно, а значит, и наем новых членов труппы был невозможным. Министерство культуры РСФСР, в качестве эксперимента, в начале 1980-х в отдельных театрах ввело т.н. систему переизбрания, когда контракт с актерами заключался лишь на несколько лет. Эта система тогда вызвала множество дебатов и недовольств: главным аргументом против нее был упрек в социальной незащищенности. Однако смена политической формации России уничтожила актуальность такой реформы: рыночная экономика сама начала регулировать численность театральных трупп.

В постсоветский период контуры театральной реформы кардинально изменились, они перешли преимущественно в область финансирования театральных коллективов, необходимости государственной поддержки культуры вообще и театров в частности, и т.д. Возможная реформа вызывает множество разнообразных мнений и горячую полемику. Первыми шагами этой реформы стало постановление Правительства России 2005 о дополнительном финансировании ряда театров и учебных театральных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. Однако до системной разработки схемы театральной реформы еще далеко. Какой она будет – пока неясно.

Жизнь театра непрерывна — всё время рождаются новые интересные пьесы и спектакли. В этом непрестанном развитии, обновлении, движении вперёд — одна из характерных особенностей нашего искусства.

В нём художественно отразилась жизнь и борьба нашего народа, перемены в сознании, духовном мире, социальной психологии людей, запечатлелся драгоценный творческий опыт К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда и других.

Современность — душа театрального драматического искусства.

Актёр не может творить без контакта со зрителями, его смотрят и оценивают сегодня, следовательно, его искусство должно отвечать мыслям, чувствам, вкусам сегодняшних зрителей. Театр, который не желает пустовать, который хочет волновать, потрясать и воспитывать, обязан чётко слушать пульс своего времени, чтобы иметь возможность и право вести зрителей за собой.

Путь, пройденный нашим драматическим театром, свидетельствует о том, что искусство драматического театра только тогда отвечает своим целям, когда оно связано с жизнью и борьбой народа, когда спектакли его пронизаны большой правды жизни.

Сила нашего театра — в его стремлении быть на переднем крае борьбы за лучшее бедующее, в богатстве и многообразии творческих поисков, которые ведут непохожие и разные, но идущие к одной цели мастера советского театра.

Очень хорошо сказал К.С. Станиславский: «Лучше всего, когда в искусстве живут, чего-то домогаются, что-то отстаивают, за что-то борются, спорят, побеждают или, напротив, остаются побеждёнными. Борьба создаёт победы и завоевания. Хуже всего, когда в искусстве всё спокойно, всё налажено, определено, узаконено, не требует споров, борьбы, поражения, а следовательно, и побед».

Нашему театру это не угрожает. Он спорит, бурлит, борется, он добивается новых творческих побед.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/teatr-v-rossii/

1. Большая Российская энциклопедия, М., 2004.

2. Мастерство актера в терминах и определениях К.С.Станиславского. М., 1961

3. Белинский В.Г. О драме и театре в 2-х тт. М., 1983

4. Завадский Ю.А. Учителя и ученики. М., 1975

5. Зограф Н.Г. Малый театр в конце 19-20 веков. М., 1966

6. Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. Л., 1982

7. Толстых В.И, Эстетическое воспитание, М., 1984.

8. Хайченко Г.А., Страницы истории советского театра, М., 1983, с. 269

9. Бартошевич А. Федор Комиссаржевский. Чехов и Шекспир. – Московский наблюдатель, 1991, № 11

10. Вырыпаев И. Русский репертуарный театр давно мертв. Нужна ли России реформа театра? «Известия», 2005, 6 апреля

11.

12. http://www.krugosvet.ru

Толстых В.И, Эстетическое воспитание, М., 1984, с. 224

Большая Российская энциклопедия, М., 2004, с. 1005

http://www.krugosvet.ru

Мастерство актера в терминах и определениях К.С.Станиславского, Мастерство актера в терминах и определениях К.С.Станиславского, Белинский В.Г. О драме и театре в 2-х тт. М., 1983, Зограф Н.Г. Малый театр в конце 19-20 веков. М., 1966, Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. Л., 1982

http://www.krugosvet.ru

http://www.dombulgakova.ru

Завадский Ю.А. Учителя и ученики. М., 1975, Федор Комиссаржевский. Чехов и Шекспир

Хайченко Г.А., Страницы истории советского театра, М., 1983, с. 269

Русский репертуарный театр давно мертв. Нужна ли России реформа театра?

Хайченко Г.А., Страницы истории советского театра, М., 1983, с. 267 — 268.