История русского романса

Сочинение

Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

романс

В научной классификации романсы относятся к камерно-вокальному творчеству композиторов и представляют собой вокальную пьесу с инструментальным сопровождением. Своим появлением на свет романс обязан солнечной Испании. Благодаря творчеству странствующих поэтов-певцов в XIII—XIV веках возник, а затем утвердился новый песенный жанр. Песни исполнялись на родном (романском) языке, откуда и появился термин “романс”. Примерно к концу XIX века романс приобрел такую отличительную черту, как пение его одним солистом (реже двумя).

Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент музыкального инструмента — виуэлы или гитары. Народные же песни, в отличие от романсов, исполнялись как солистом с музыкальным сопровождением или без него, так и хором.

В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии, новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры. Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения. На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.

Возникновение и становление такого понятия, как “русский романс”, произошло гораздо позже, когда подлинно народные мелодии начали проникать в сознание образованных художников-демократов. Вообще песенное наследие, оставленное XVIII веком, сыграло в истории русского романса особую роль. Именно в народных русских песнях скрыты истоки нового вокального жанра в России. Песенное творчество середины XVIII—XIX века в России, дошедшее до наших дней, представлено главным образом анонимными авторами. Передаваясь изустно, песенно-романсовое наследие не было застывшим: менялись слова, варьировалась мелодия. Шли годы, появлялись люди, которые по зову сердца пытались собрать и записать то, что скрупулезно отбиралось. Надо полагать, что они и сами привносили в собираемый ими материал что-то свое, так как зачастую были людьми музыкально образованными, бывало, пускались в специальные фольклорные экспедиции.

5 стр., 2133 слов

Русская сатира 18 века: история и теория; творчество А. Кантемира, ...

... IV сатира «О опасности сатирических сочинений. К музе своей» (1731). В ней Кантемир излагает свой взгляд на ... и привела к качественному скачку русской литературы, ознаменованному творчеством русских ... Кантемира. Но на русском языке сатиры и другие поэтические ... времени» эстетики и философии XVIII в., когда рационалистическая идеология, ... русском престоле, который от века был исключительно мужским, самим ...

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для некоторых эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям. Третьи видят в романсе трибуну для провозглашения философских идей.

Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер, Б. Прозоровский. Гибкая форма романса вбирает в себя и лирическое озарение, и публицистический монолог, и сатирическую зарисовку, и элегическую исповедь. Достаточно вспомнить такие романсы, как “Я помню чудное мгновенье” (М. Глинка — А. Пушкин), “Голос из хора” (Г. Свиридов—А. Блок), “Титулярный советник” (А. Даргомыжский—В. Курочкин), “Для берегов.отчизны дальней” (А. Бородин—А. Пушкин).

Виды русского романса

городской романс

Городской романс.

Он был титулярный советник,

Она – генеральская дочь;, Он робко в любви объяснился,, Она прогнала его прочь., Пошел титулярный советник, И пьянствовал с горя всю ночь,, И в винном тумане носилась, Пред ним генеральская дочь.

цыганский романс

Цыганский романс.

Я твоё повторяю имя

По ночам во тьме молчаливой, Когда собираются звезды, К лунному водопою, И смутные листья дремлют,, Свесившись над тропою., И кажусь я себе в эту пору, Пустотой из звуков и боли,, Обезумевшими часами,, Что о прошлом поют поневоле., Я твоё повторяю имя, Этой ночью во тьме молчаливой,, И звучит оно так отдаленно,, Как ещё никогда не звучало.

жестокий романс

Жестокий романс.

У церкви стояла карета,

Там пышная свадьба была,, Все гости нарядно одеты,, Невеста всех краше была., На ней было белое платье,, Венок был приколот из роз,, Она на святое распятье, Смотрела сквозь радугу слез., Горели венчальные свечи,, Невеста стояла бледна,, Священнику клятвенны речи, Сказать не хотела она., Когда ей священник на палец, Надел золотое кольцо, Из глаз ее горькие слезы, Ручьем потекли на лицо., Я слышал в толпе говорили:

«Жених неприглядный такой,

Напрасно девицу сгубили», -, И вышел я вслед за толпой., У церкви стояла карета,, Там пышная свадьба была,, Все гости нарядно одеты,, Невеста всех краше была.

казачий романс

Казачий романс.

НЕ ДЛЯ МЕНЯ ПРИДЕТ ВЕСНА

2 стр., 961 слов

Вместе – целая страна: 2018 — Год единства народов России

... народностям. Сочинение Вместе целая страна Российская Федерация – многонациональная и многоконфессиональная страна. На её огромной территории проживает множество народов ... на которые мы все с улыбкой на лице ответили импотрозамещением. Прошло четыре с половиной года, а россияне ... сегодня темы Все больше и больше Исаак Левитан вдохновлялся от русской природы. Художнику нравилось бродить по чащам ...

Слова и музыка А. Гадалина

Не для меня придет весна,

Не для меня песнь разольется,

И сердце радостно забьется

В восторге чувств не для меня.

Не для меня река, шумя,

Вступительная часть:

Брега родные омывает,
Плеск кротких волн душу ласкает:
Она течет не для меня.
Не для меня в стране родной
Семья вкруг Пасхи соберется,
«Христос воскрес» — из уст польется,
День Пасхи, нет, не для меня.
Не для меня луна, блеща,
Родную рощу осребряет,
И соловей ее встречает:
Он будет петь не для меня.
Но для меня придет весна,
Я поплыву к брегам абхазским,
Сражусь с народом я тогда,
Там пуля ждет давно меня.

«Две розы», «Дорогой длинною», «Только раз», «Караван», «Изумруд», «Эх, друг гитара», «Твои глаза зеленые», «Вернись», «Не надо встреч», «Мы только знакомы» и другие самые популярные романсы написаны в основном в 20-30-е годы XX века. Но немногие знают, что они принадлежат популярным в те времена композиторам-песенникам: Борису Фомину, Борису Прозоровскому, Самуилу Покрассу, Юлию Хайту.

В период, когда романс называли мещанской культурой, творчество этих композиторов стало запрещенным, а сами они предавались гонениям. Они ушли из жизни забытыми, официально непризнанными композиторами-романсистами. Но популярность этих романсов среди народа была настолько велика, что эти романсы пели и на теплых дружеских вечерах и за столом. Их стали называть старинными и народными романсами.

Тяжелые времена претерпели русский романс и русская эстрада. Валерий Агафонов был одним из первых собирателей утраченного багажа русского романса. Уникальный исполнитель посвятил всю свою жизнь романсу, за что и остался в памяти у народа.

Романс был сохранен и благодаря русской эмиграции. Именно за границей звучали русские романсы.

С возвращением на Родину Александра Вертинского, а в 80-е годы Аллы Баяновой вернулись забытые романсы.

В 60-е годы старинные романсы стали звучать с эстрады после длительного перерыва только в исполнении Изабеллы Юрьевой, Галины Каревой.

Впервые на сцену Театра Эстрады в 68-году с романсовой программой вышла Рубина Калантарян.

А в 70-80-е годы романсы все больше стали звучали со сцены благодаря Валерию Агафонову, Валентину Баглаенко, Алле Баяновой и другим.

В 80-е годы романс становится вновь очень популярным жанром у народа. Он стал звучать в кинофильмах, благодаря которым огромную популярность приобретают романсы Андрея Петрова, Исаака Шварца, Вениамина Баснера, Микаэла Таривердиева и других.

15 стр., 7296 слов

Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века

... и в оперу, и в инструментальную музыку первой половины XIX века. В XIX веке развивается русский классический романс. Романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи ... красный сарафан…», «Что это за сердце…»). В начале XIX века складывается русский бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей, стилистически близкий песне. Творчество А.Алябьева, А.Варламова, А.Гурил ...

В 98-м году агентство «Русская музыка» решило объединить музыкантов, исполнителей, композиторов, поэтов и всех неравнодушных к жанру романса людей, чтобы создать условия для дальнейшего его развития.

Впервые в 98-м году появился «Праздник романа «Петербургская осень» на сцене БКЗ «Октябрьский», собравший исполнителей — представителей всех направлений в этом жанре.

Аншлаг в «Октябрьском», многочисленные отклики и восторги, просьбы молодых исполнителей принимать участие в романсовых программах дали толчок для рождения конкурса молодых исполнителей и авторов под названием «Весна романса».

Конкурс романса стал продолжением петербургских традиций начала XX века. В 1911 году он впервые проводился в Петербурге в театре «Пассаж», и тогда первую премию завоевала популярная в те времена исполнительница романсов Мария Каринская.

Весной 1999 года на сцене БКЗ «Октябрьский» состоялось торжественное открытие ежегодного конкурса «Весна романса».

<

Современные композиторы — как старшего поколения, так и творческая молодежь — постоянно обращаются к этому жанру вокальной музыки. Мы сегодня слышим их романсы не только в концертном исполнении, но и в кино, радио и телевизионных передачах, звучат они и в эстрадных программах.

Использованы материалы:

«Романс вчера и сегодня» Галина Ковзель

Статьи Википедии

сайт ансамбля «Яр»

романс2

ОТЦВЕЛИ УЖ ДАВНО ХРИЗАНТЕМЫ… ИСТОРИЯ ОДНОГО РОМАНСА

9 ноября 1918 года на Кубани нелепый трагический случай оборвал жизнь талантливого композитора и поэта, автора всемирно известного романса «Отцвели хризантемы» Николая Ивановича Харито.

По легенде, в ту секунду, когда прозвучал выстрел и Николай Харито упал замертво, сраженный пулей ревнивца-офицера барона Бонгардена, в соседнем зале одного из ресторанов города Тихорецка, где праздновали свадьбу, кто-то запел тихо-тихо: «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Автор этого романса лежал, истекая кровью, и улыбка навсегда застыла на его прекрасном лице…

Николай Харито был необыкновенно красив, учтив и талантлив. По свидетельствам современников, в него просто нельзя было не влюбиться. Его обожали завсегдатаи модных дворянских салонов и фешенебельных гостиных. Именно там звучали романсы в исполнении выдающихся мастеров этого жанра.

Николай Харито был любимцем публики, посещающей концертные залы, где выступали звезды тогдашней эстрады: Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский. Их творчество было ярким явлением отечественной музыкальной культуры. В их голосах звучали боль и радость, печаль и… надежда.

46 стр., 22588 слов

Мир купечества у гоголя и островского сообщение. Александр Николаевич Островский

... у женихов своей дочери. Отличительные черты купечества Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский ... в год окончания осенью состоялась премьера спектакля. Перед зрителями предстали два мира: мир денег, или материальный, воплощённый в образах Паратова, Вожеватова, Кнурова, Огудаловой, ...

Романсы начала ХХ столетия: мода и искусство

В начале ХХ столетия романсы были чрезвычайно модны. Композиторы — известные и только начинающие — считали для себя большой честью, когда их произведения исполняли Михаил Вавич или Юрий Морфесси. Поэтические тексты романсов сочиняли для них Анна Ахматова и Александр Блок, Сергей Есенин и даже Владимир Маяковский. Их тексты и ноты предприимчивые дельцы издавали огромными тиражами, но продавали по доступной цене. Ноты романсов, поэтические строки распространяли почтальоны и даже… печники и трубочисты…

Часто Иза Кремер и Александр Вертинский исполняли собственные песни и романсы (она — интимно-лирические, он — печальные), выражая в этих произведениях скорбь своих сердец.

Сильно картавя (что очень не нравилось Константину Сергеевичу Станиславскому), Вертинский пел:

Я жду вас, как сна голубого,

Я гибну в любовном огне., Когда же вы скажете слово?, Когда вы придете ко мне?, Мадам, уже падают листья,, И осень в смертельном бреду,, Уже виноградные кисти, Желтеют в забытом саду.

Судьба романса, который даже в прошлом веке почему-то назывался «старинным», во многом зависела от исполнителя, от его таланта и культуры.

Старинные романсы! Сколько в них душевного тепла и обаяния, мелодичности и эмоциональной взволнованности! Они всегда находили путь к человеческим сердцам. Эти произведения являлись прямыми наследниками романсов XIX века, когда шедевры романсовой лирики создавали композиторы Алябьев, Булахов, Гурилев, Варламов, а авторами текстов наиболее известных романсов были Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Апухтин, Тургенев, Полонский, Плещеев…

Многие из этих произведений со временем забылись, о них нынче даже не вспоминают. Но другие, наиболее яркие и талантливые — «Я вас любил», «Выхожу один я на дорогу», «Я встретил вас» — пленяют и сегодня лирическим настроением и правдивостью передаваемых чувств.

К середине XIX века выкристаллизовываются два вида романса — «профессиональный» и бытовой.

Первый создавался профессиональными композиторами на стихи известных поэтов. В основе романсов Франца Шуберта лежит поэзия Иоганна Гете, творчество Роберта Шумана связано с произведениями Генриха Гейне, Михаил Глинка писал романсы на стихи Александра Пушкина, Петр Чайковский — на стихи Алексея Толстого, Николай Римский-Корсаков — на стихи Аполлона Майкова.

Второй вид романса родился в народной среде. Впрочем, и среди бытовых романсов появлялись произведения высокой художественной ценности.

Эти два вида романса — профессиональный и бытовой — не были изолированы, а напротив, обогащали друг друга.

Характерным для музыкально-поэтической культуры нашей страны был городской романс. Произведения этого жанра — «Утро туманное, утро седое», «Мой костер в тумане светит», «Гори, гори, моя звезда» — создали, как уже упоминалось выше, талантливые композиторы и известные поэты. Свою лепту в историю городского романса внес и одесский композитор Григорий Лишин, автор оперы «Дон Сезар де Базан» и «Пролога» к открытию Городского театра, сочинив романс «О, если б мог выразить в звуке…»

3 стр., 1319 слов

Лопахин в произведении Вишневый сад Чехова (Образ и характеристика)

... в своем произведении показывает смену поколений. Вишневый сад – олицетворение России. Раневская и её брат – прошлое, уходящее время, Лопахин – настоящее, а Аня и Пётр – будущее. ` Образ Лопахина в произведении Вишневый сад Популярные сочинения «Слово ...

В начале ХХ века городской романс становится неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры. В этот период популярности романса, его востребованности необыкновенно ярко проявилось композиторское дарование Николая Ивановича Харито.

Николай Харито родился 19 декабря 1886 года в Ялте. Его отец — Иван Павлович работал здесь горным инженером, мать — Надежда Георгиевна Харито, гречанка по национальности, занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. В семье было четыре дочери и сын Николай. Родители состояли в гражданском браке, поэтому дети носили фамилию матери.

Музыкальные способности Николая проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он хорошо играл на фортепиано, сочинял небольшие музыкальные пьесы и писал стихи. В период обучения в гимназии Николай часто выступал в концертах на ученических вечерах, исполняя произведения Иоганна Баха, Людвига Бетховена, Фредерика Шопена, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами.

В 1907 году семья Харито переехала в Киев, и Николай поступил на юридический факультет Университета святого Владимира.

Поражение революции 1905—1907 годов, неверие в возможность демократических преобразований, царившие в обществе, вызывали у молодежи стремление к активизации политической борьбы. В годы учебы в университете Николай Харито примыкает к передовой части студенчества, участвует в политических забастовках и антиправительственных демонстрациях, за что попадает в «черный список» на исключение из университета. Лишь заступничество известного ученого, профессора кафедры международного права Отто Эйхельмана не столько спасло, сколько отсрочило наказание. В университете тут же сочинили по этому поводу четверостишие:

Не всюду царствует обман., Среди студентов есть, А в профессуре — Эйхельман.

В 1911 году Николай Харито, уже будучи членом подпольной организации, возглавляемой эсером Дмитрием Богровым, стрелявшим в министра внутренних дел Петра Столыпина, был арестован и сослан в Архангельскую губернию под негласный надзор полиции. Северный климат пагубно повлиял на здоровье Харито — он заболел туберкулезом и, получив разрешение властей, отправился на лечение за границу. Одновременно с лечением Николай Харито посещал вольнослушателем занятия в консерватории. К этому времени он уже был автором романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду» (это был первый романс, созданный 24-летним композитором).

Романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» Николая Харито

Николай Иванович Харито — композитор, написавший около 50 романсов. Одним из самых популярных произведений стал романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду», написанный в 1910 году в Киеве. Это произведение сразу же покорило сердца слушателей и стало популярным благодаря искренности чувств, проникновенному исполнению и неповторимому легко запоминающемуся мелодику.

Романс неоднократно перепевался и исполнялся различными артистами, что лишь усилило его популярность. Не все произведения Харито были одинаково художественно значимы, но их любили за способность напоминать о возможности другой, более счастливой жизни.

В 1913 году по мотивам романса был снят кинопередел «Хризантемы» с участием Анны Карабаевой и Ивана Мозжухина.

13 стр., 6255 слов

Поленов «бабушкин сад» описание картины, анализ,

... Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/polenova-babushkin-sad Сочинение по картине Бабушкин сад — Василий Поленов Картина написана в пейзажно-бытовом жанре. Это ... 1749 год, Нравственные искания Андрея Болконского сочинение Писатель Лев Николаевич Толстой подарил миру великое произведение. Он показал ... романе «Война и мир» увековечил Л. Н. Толстой. Она как бы сравнивает образ ...

Для печати романса Николай Харито обратился к известному издателю Леону Идзиковскому, которому пришлось отредактировать текст. В этот период композитор попросил киевского певца и исполнителя романсов Василия Шумского внести свои поправки. Шумский, не скрывая своего участия в создании произведения, стал соавтором.

Романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» посвящен певцу Василию Шумскому, который выполнял его на своих концертах в Киевском Бергонье. Здесь же Николай Харито встретил свою любовь, но идеал счастливой жизни, описанный в романсе, по-настоящему ему не суждено было испытать.

Жизнь и творчество Николая Харито

Николай Харито был борцом с самодержавием и ярким представителем либерально настроенного студенчества до того, как октябрьские события 1917 года изменили его жизнь. Осужденный царской властью за революционную деятельность, Харито оказался в лагере белогвардейцев и защитников монархии. Но новая власть не простила ему его прежнего мировоззрения, и его имя и произведения были замалчиваемы на протяжении долгих лет.

Вернувшись в 1915 году в Киев, Харито столкнулся с призывом в армию во время Первой мировой войны и стал юнкером Николаевского пехотного военного училища. После окончания училища он был отправлен на службу в Тихорецк, где и погиб ноябре 1918 года, оставив позади скорбящих друзей и знакомых.

Все, кто оставались верными творчеству Николая Харито, старались сохранить его наследие и вернуть его имя из небытия. Они изучали его биографию, разыскивали граммофонные записи его песен и даже находили заброшенную могилу композитора на Лукьяновском кладбище. И благодаря их усилиям, произведения Харито снова стали известны и ценятся как плод высокого мастерства не только в России, но и в других странах мира.

Почти 100 лет звучит романс Николая Харито «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Он выдержал испытание временем. С безмерным чувством тоски и ностальгического надрыва его исполняли Алла Баянова и Валерий Агафонов, Вадим Козин и Петр Лещенко. Он звучит в одном из эпизодов кинофильма «Любовь Яровая». Сегодня его поют оперные певцы и эстрадные исполнители, поп-звезды и рок-музыканты. Достойное место этот романс занимает в репертуаре народного артиста СССР Иосифа Кобзона.

В сборники романсов, выпущенные издательством «Музыка» в 1977-м и 1978 году, включены произведения Николая Харито «Тени минувшего, счастья уснувшего» на слова Френкеля и «Астры осенние» на текст Грея. В том же издательстве в 1989 году напечатан романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду».

В том саду, где мы с вами встретились,

Ваш любимый куст

хризантем расцвел.

И в моей груди

расцвело тогда

Чувство яркое

нежной любви…

Опустел наш сад,

вас давно уж нет,

Я брожу один,

весь измученный,

И невольные слезы

катятся пред

Увядшим кустом хризантем., Отцвели уж давно

хризантемы в саду,

9 стр., 4053 слов

По пьесе Вишневый сад Чехова рассуждение

... если не сводить его к историческим и социальным объяснениям. В чем заключается новаторство автора драматического произведения «Вишневый сад»? Сочинение на эту тему требует понимания того, что Чехов видел ... прошлым. Они интеллигентные, добрые, отзывчивые люди, умеющие ценить красоту и прекрасное. Их монологи изящны и полны чувств. Любовь Андреевна Раневская — это удивительный образ, который ...

Но любовь все живет

в моем сердце больном.

Семен КОГАН (Одесса), Александр АНИСИМОВ