История театров Башкортостана

Первый Башкирский государственный театр был создан в 1919 году в Стерлитамаке. Сейчас перед благодарным и неискушенным зрителем широко открыты двери Башкирского государственного академического театра драмы им. М.Гафури, Государственного театра оперы и балета РБ, Республиканского академического русского драматического театра, Национального молодежного театра РБ, Уфимского государственного татарского театра «Нур», Башкирского государственного театра кукол, Сибайского драматического театра им. А.Мубарякова и детского театра «Сулпан», Стерлитамакского русского и башкирского драматических театров, Салаватского башкирского драматического театра, Туймазинского татарского драматического театра. На сценических подмостках всех этих театров творят волшебный мир искусства выпускники театрального факультета Уфимского государственного института искусств.

В 1968 году открылся УГИИ, положивший начало нового этапа в развитии театрального образования в Башкортостане. До этого момента, в 1926 году в Уфимском техникуме искусств было открыто театральное отделение, которое с некоторыми перерывами функционировало до 1971 года и подготовило целую плеяду талантливых деятелей театрального искусства РБ, среди первых выпускников: Зайтуна Бикбулатова, Арслан Мубаряков, Валиахмет Галимов, Рим Сыртланов, Хусаин Кудашев, Рагида Янбулатова и др. История развития театрального образования в РБ продолжается. В этом году осуществлен набор башкирской национальной студии в театральном училище им.М.М.Щепкина при Малом театре РФ.УГИИ планомерно осуществляет подготовку творческих кадров не только для театров Башкортостана, но и для других учреждений культуры и искусства.

Современная театральная жизнь Республики Башкортостан богата и разнообразна: это более пятидесяти премьерных спектаклей по пьесам национальных, русских и зарубежных авторов ежегодно, гастроли театральных коллективов по республике, регионам России и за рубежом, семинары молодых драматургов, фестивали и конкурсы республиканского и международного уровней.

В республике успешно работают 12 театров, в том числе в столице — Башкирский государственный академический театр драмы им. М.Гафури, Башкирский государственный театр оперы и балета, Государственный академический русский драматический театр, Уфимский государственный татарский театр «Hyp», а также имеющие башкирскую и русскую труппы Национальный молодежный театр им. М.Карима и Башкирский государственный театр кукол. В других городах респубдлики успешно функционируют еще 6 театров. В прошедшем году Башкортостан принимал гостей XI Международного фестиваля оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе». В 2006 году в столице республики прошли два крупных мероприятия в области театрального искусства. В июне — XII международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуриева, а в сентябре состоялся IV Международный фестиваль тюрко-язычных театров «Туганлык» («Родство»).

10 стр., 4576 слов

Античные театры и музыка

... искусство было синкретичным, театр был связан с литературой, танцем, архитектурой и другими искусствами. Велика была связь античного театра с музыкой. Спектакли были отчасти музыкальными: ... усовершенствовал маски и театральные костюмы. ... государственные должности в Афинах. Число актеров не превышало трех, но одному и ... и выступил Феспид со своей драмой. Весна именно этого года считается рождением театра. ...

В Башкортостане с каждым годом улучшается материально-техническая база театральных учреждений: построены новые здания для Уфимского государственного татарского театра «Hyp» и Сибайского башкирского государственного театра драмы имени А. Мубарякова, осуществлена полная реконструкция зданий Башкирского академического театра драмы, Национального Молодежного театра. Продолжается реконструкция Государственного академического русского драматического театра. На строительство и реконструкцию театров за последние семь лет из бюджета республики было выделено 1 млрд. рублей. Ежегодно из бюджета республики выделяются необходимые средства на новые постановки и приобретение драматургических произведений. К примеру, в нынешнем году на выпуск новых спектаклей выделено 25 млн. руб., на приобретение пьес для театров — около 2,2 млн.руб.

В республике выработана система профессиональной подготовки творческих кадров. Уфимская государственная академия искусств имени 3агира Исмагилова ежегодно выпускает актерские и режиссерские кадры для театров республики. В последние годы талантливая молодежь республики обучается в лучших высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга, понимая, что театральное искусство Башкортостана — это неотъемлемая часть российской культуры с ее богатыми театральными традициями.

В Башкортостане проживает более 4 млн.человек. При этом за один только прошедший 2005 год театрально-концертные залы посетили полтора миллиона зрителей, что говорит в равной степени и о востребованности профессионального искусства в республике.

Раздел 1. Театральная культура Башкирии зарождение и развитие.

Начальным этапом развития театральной культуры Башкортостана явились любительские театры. Уже в 70-х гг. 18 в. польскими конфедератами, сосланными в Оренбургскую губернию, в Уфу и в другие города края было организовано несколько драматических и музыкальных обществ и кружков, в том числе и крепостные театры. Поступательное развитие любительского театра приводит 1-й трети 19 в. к учреждению кружков художественных объединений в Уфе, Стерлитамаке, Бирске, Белебее, среди них уфимское «Общество любителей пения, музыки и драматического искусства» (1885-1917).

Подлинный взрыв любительского театра наблюдается в 1919-21. В городах и поселках, а так же на предприятиях и в воинских формированиях существовали театральные художественные коллективы. Некоторые из них работали на профессиональной основе: 1-й и 2-й рабочие театры, Мастерская сатиры и вольной комедии в Уфе, оперная студия в Стерлитамаке, драматические театры в Златоусте и Давлеканово, Уфимский рабочий передвижной т-р губернского отдела народного образования. Профессиональный русский театр в Башкирии берет начало с антрепризы известного театрального деятеля П.А.Соколова, где ставились «Ревизор» Гоголя, опера «Аскольдова могила» Верстовского. Кроме антрепризы представляли объединения по руководством актеров и режиссеров М.П.Васильева – Гладкова, Д.А.Хотева-Самойлова, Семенова-Самарского в группе которого дебютировал Ф.И. Шаляпин. На рубеже 19-20 вв. широко разверстывается гастрольная деятельность столичных театров в Уфе и губернии. Различные товарищества, артели, целые труппы из Москвы и С.Петербурга представляют выдающихся мастеров русской сцены А.А. Яблочкину, Ф.П. Горева, Г.Н.Федотову, А.Л.Вишневского, К.А.Варламова, И.Ф. Арбенина и др. Деятели театра, представленные в Уфе в антрепризах Медведева, Струйского, Плахотникова в годы октябрьской революции и гражданской войны составили 1-ю труппу государственного театра (сейчас Республиканский русский драматический театр).

8 стр., 3623 слов

Корифеї українського театру — Культура — и — ...

... народу. Недарма царський уряд не раз і не два обмежував творчі можливості українського театру, забороняв вистави, намагався не допускати на сцену серйозних творів, дозволяв виключно розважально-комічні. ... він чистосердечно відповів: "Мовою Шевченка". Театральне мистецтво в Україні вимагало якнайшвидшого створення професіональної української театральної трупи. Ось чому в 1882 році в Єлисаветграді М. ...

Профессиональные театры БАССР сложились в разное время в Бирске, Белорецке, Стерлитамаке, а так же при Башкирской государственной филармонии. В настоящее время русский национальный театр представлен коллективами Республиканского русского театра, русского драматического театра, Театрального обьеденения города Стерлитамака, русскими труппами Национального молодежного театра РБ (Театра юного зрителя) и Башкирского театра кукол. Особую страницу истории русского театра в Башкортостане составляет Театр оперы и балета. 1 Башкирский национальный театр в своем развитии отражает целостный образ и особенности театральной культуры края. Уже в 10-х годах В.Г. Иманский и его «Товарищество» апеллируют к традиционным ценностям башкирской национальной культуры и осваивают формы народного исполнительства. Эпические и исторические сюжеты и обрядовые формы народной культуры привносят в театр методологические принципы и поэтику народного театра. Становление национальной драматургии углубляет процесс формирования самобытной этики башкирской сцены. В 1919-24 складывается театральная система Иманского, реализованная в деятельности Башкирского передвижного театра. Она представляла широкий творческий метод, объединяющий разнообразные художественно-эстетические и поэтико-стилевые начала от последовательного реализма до экспрессионизма и конструктивизма.

В центре системы – учение о художественном ансамбле как о театрально-сценическом отражении народного обряда. Взгляды Иманского нашли отклик в теоретических рабортах и художественной практике И. Зайни, Б. Юсуповой. В общей форме они вошли в принципы и нормы художественной деятельности других творческих коллективов республики, в частности, Сибайского театра драмы, Салаватского драматического театра. C конца 20-х годов областная партийная организация предпринимает ряд акций, направленных на нейтрализацию национального своеобразия театральной культуры Башкортостана. 15 декабря 1931 Баш. Обком ВКП(б) принимает «Резолюцию о развитии башкирского национального театра». Документ положил начало «пролетарской классовой линии» в искусстве Башкортостана, «беспощадной борьбе против реакционалистической тенденции», обернувшихся унификацией творческого облика театра. Искоренением наиболее самобытных форм национального театра. Разрывы в линии связей театра как с мировым художественным процессом, так и традициями нардного искусства еще не были катастрофическими. Достоянием башкирского театра непосредственно становится круг эстетических доктрин А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского. Башкирский театр практикует метод и поэтику реализма школы Станиславского.

3 стр., 1126 слов

Красноярский государственный театр оперы и балета

... разрешил использовать для оперных спектаклей здание театра им. А. С. Пушкина, и выделил дотацию в 3000 рублей. 2. Театр оперы и балета Красноярский театр оперы и балета создан на основании решения Совета Министров ... год. ГЦММК имени М. И. Глинки. „Ямальский меридиан“ № 1 2010 г. // С.Ю Рычков. „Тенор Пётр Словцов-сибирский соловей“, стр. 76-81 Примечания Данный реферат составлен на основе .

Постановки сер.30-х годов составили славу национального театра в целом, а Башкирскому государственному театру драмы принесли звание академического. Жестокий урон театральной культуре Башкортостана был нанесен в 1937-38 и 1946-48, когда политические репрессии против деятелей сцены сомкнулись с разрушительной атакой на ее эстетической ценности. Полнота художественной мышления стала возвращаться в театр с середины 50-х годов. Разнообразие жизненных тем, отказ от наиболее ортодоксальных нормативов соцреализма и норм «воинствующего гуманизма» во имя просто гуманизма, ознакомление с современными теориями мирового искусства всесторонне подняли уровень сценической культуры. Распад коммунистической системы толкнул театр Башкортостана на самобытные поэтические решения, в которых стали вызревать новые эстетические концепции. Наиболее плодотворна из них коцепция совмещающая творческие факторы реализма, мифологии, модернизма. Она вызревала исповдоль и нашла конкретное выражение в драматургии М.Карима, проявилась в творчестве Ш.Муртазиной, Еникеева. Татарский театр в Башкортостане сложился на рубеже 19-20 вв. формировался и развивался под благотворным влиянием русской православной культуры. Первый спектакль 1-й профессиональной труппы под руководсивом И.Б.

Кудашева-Ашкадарского «Ученые и невежды», как и многие другие произведения раннего периода, являлся переводом и переделкой комедии А.Н.Островского «В чужом пиру похмелье…». Труппа выступившая под названием «Мусульманская драма и мелодрама», дала начало основным театральным объединениям края. Это прежде всего, «Саяр», «Нур» и труппа Муртазина-Иманского «Ширкэт», творчество которых сыграло роль в становлении как татарского, так и башкирского театра. Движение в сторону поэтического синтеза предстало в творчестве М. Файзи, утвержденного в татарский а затем в башкирской драматургии жанр музыкальной мелодрамы. После октябрьской революции силы татарского театра были сосредоточены в труппах уфы и Стерлитамака и состовляли часть художественной традиции башкирской национальной сцены. Дальнейшая история татарского театра в Башкирии прерывиста. В 30-е гг. в республике было организовано несколько колхозно-совхозных театров. В начале 90-х созданы 2 татарских сценических коллектива – Уфимский татарский государственный театр «Нур» и Туймазинский драматический театр.

Государственное объединение г. Стерлитамака учреждено в 1990 как театрально-культурное объединение «САММИ» (союз актеров, менеджеров, меценатов, интеллектуалов), в которое вошли профессиональный драматический темтр и художественно-коммерческий с клубом по интересам «Бизнес-клуб», любительским театром варьете, рок-ансамблем и др. С 1991 года реорганизовано и состоит из русского драматического театра, башкирского театра драмы, театра танца. Генеральный директор Утягулов.

Русский театр учрежден в 1946 году и традиционно носит название Стерлитамакский русский драматический театр. Труппа первоначально сложилась из актеров Белорецкого и Бирского городского драматического театров ансамбля оперетты при Башкирской государственной филармонии и Уфимского русского драматического театра. Художественное руководство осуществляли К.Х Шахбазиди, В.И. Гриценко,Е. А. Меркулович. В репертуаре преобладали военно патриотические и производственные темы воплощенные в спектаклях «Молодая гвардия» по одноименному роману А.Фпдеева, «Два капитана» Каверина и др. Классическую драматургию представляли «Гамлет» и «Отелло» У.Шекспира, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Ревизор» и «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Лес», «Бесприданница» А.Н. Островского, «Анна Каренина», «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Евгения Гранде» О.де Бальзака, произведения М.Ю. Лермонтова, Н.С. Лескова, Д.М. Мамина-Сибиряка, А.М. Горького и др. В последущие годы ставились «Тихий дон» по роману М.Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б.Васильева, «В ночь ленного затмения» М.Карима, «Чайка» А.П. Чехова, «Реквием по монахине» А.Камю и Фолкнера, «Сотворившая чудо» У.Гибсона и др. Башкирский театр драмы учрежден в 1991 году. Худ. Руководитель Ильясова. В труппе А. Хусаинов, К.Исламгулова и др. Репертуар включает в себя спектакли «Наследники» по драме Б.Исабекова, «Сквозь потери» Юмагулова и др. Театр танца учрежден в 1991 году. Художественный руководитель Х.А. Ишбердин. Танцовщики Р.Фазуилова, А Гадельшина, Э Даутова и др. В репертуаре танцевалььно-сценические представления, включающие балетные спектакли малых форм, хореографические миниатюры, танцевальные композиции на темы преимущественно башкирского фольклора: «Зов предков», «Порт-Артур», «Маршрут»и др. Солиты награждены дипломами всесоюзных и всероссийских конкурсов. 2

10 стр., 4976 слов

Оперы Загира Исмагилова

... Салавате Юлаеве. Премьера (в 1-й редакции) состоялась 15 апреля 1955 года в Башкирском Государственном Театре Оперы и Балета (БТОБ). Дирижер В.В. Целиковский, режиссеры - постановщики: А.Н. Бакалейников, А.К. ... без оперы о национальном герое. Доверить либретто, это детище известного поэта Баязита Бикбая, недоучившемуся студенту? Как можно? Но тут принципиальность проявил сам автор: или ...

Раздел 2. Каждый театр — свой мир. Театры Уфы.

2.1. Театр оперы и балета.

Государственный Театр оперы и балета открыт как Башкирский государственный театр 14 декабря 1938 в Уфе, в здании бывшего Аксаковского народного дома, С 1941 Башкирский государственный театр оперы и балета, с 1993 современное название. Основу оперной труппы составили выпускники студии Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, участвовавшие в первом оперном спектакле «Прекрасная мельничиха» Д.Паизелло (на баш.языке).

Среди исполнителей Б.Н. Валеева, Ш.В.Валиахметова, Х.Л. Галимов, В.Н. Галкин, Ильбаева, Максутова, Калинина, Хабабуллин. В 1941 в театре организавана балетная труппа из артистов окончивших баш. Отделение Ленинградского хореографического училища. Среди них З.Насретдинова,Г. Сулейманова, Т. Худайбердина, Н. Юлтаева, Ф.Юсупов. Оркестр и хор формировались из выпускников уфимского музыкального училища. Значительный вклад в становление театра внас П.М.Славинский, главный дирижер и первых художественный руководитель (1935-45).

В довоенный период были поставлены произведения зарубежных, русских и советских композиторов.: оперы «Тайный брак» Д.Чимарозы (1938), «Фауст» Ш.Гуно (1941), «Русалка» А.С.Даргомыжского (1941), «Ер-таргын» Е.Брусиловского и др. Важным событием стала премьера первой башкирской оперы «Хакмар» М.М. Валеева(1940), В годы великой отечественной войны совместно с артистами эвакуированными в Уфу Украинского театра оперы и балета имени Т.Г.Шевченко осуществлены постановки опер «Иван Сусанин» М.И. Глинки и «Аида» Дж.Верди. На сцене театра были поставлены произведения национального репертуара: оперы «Карлугас» Н.К. Чемберджи (1941), «Акбузат» Х.Ш.Заимова 1942, «Салават Юлаев» 1955, «Кодаса», «Шаура», «Волны Агидели», «ПослыУрала» — все Исмагилова, «Буря» — Муртазина, «Современники» Ахметова, «Черные воды», «В ночь лунного затмения» — Низамутдинова, «Журавлиная песнь» — Степанова, «Горный орел» — Ахметова, Сабитова (1959), «Гульназира», «Люблю тебя жизнь», «Страна Айгуль» (1971) Сабитова, «Маугли», «Вночь лунного затмения» 1982 – Ахметова, «Легенда о курае» — Хасанова (1979).

14 стр., 6678 слов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ , «Актуальность театра в современном мире»

... на наш взгляд, именно искусство театра, поэтому на него необходимо обратить особое внимание, как на источник обогащения культурной и духовной жизни современного школьника. Анализируя данные исследования и ... ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА Существует мнение, что театр не относится к числу самых популярных искусств у молодёжи. И мы вполне согласны с этим утверждением, так как данный факт ...

Среди постановок русской и зарубежной классики опера «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Кармен» Бизе», «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Аида», «Отелло» Верди, балет «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского, «Дон Кихот» Л.Ф.Минкуса. В репертуаре были представлены произведения современных отечественных композиторов: балет «Бахчисаройский фантан» Б.В. Асафьева «Ромео и Джульетта» А.П. Прокофьева. «Капмен сюита» Р.К.Щедрин и др. Башкирская оперная студия была создана в 1932 году по инициативе выдающегося певца, композитора, общественного деятеля Г. Альмухаметова в целях подготовки национальных артистических и композиторских кадров республики. В течение первых двух лет Башкирский оперный театр дал 13 премьер, более полумиллиона зрителей посетили театр. В афише значились произведения русской и зарубежной классики, оперы советских композиторов: «Тайный брак» Чимароза, «Фауст» Гуно, «Риголетто» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского, «Аршин мал алан» основоположника азербайджанской национальной композиторской школы У. Гаджибекова, оперы «Ер таргын» казахского композитора Е. Брусиловского и «Качкын» татарского композитора Н. Жиганова и другие. 8 февраля 1940 года на сцене театра состоялась премьера первой башкирской оперы — «Хак-мар» М.

Валеева, а через несколько месяцев, в декабре, поставлена опера «Мергэн» А. Эйхенвальда. В балетной труппе театра в первые годы работали выпускники башкирского отделения при Ленинградском хореографическом училище, балетного отделения Башкирского театрального училища и группа танцовщиков ансамбля народного танца. В числе первых выпускников прославленного Вагановского училища З. Насретдинова, Х. Сафиуллин, Т. Худайбердина, Ф. Саттаров, Ф. Юсупов, Г. Хафизова, Р. Дербишева. Первая балетная постановка театра — «Коппелия» Л. Делиба состоялась в 1940 году. В годы Великой Отечественной войны в Уфу был эвакуирован Киевский государственный театр оперы и балета им. Т. Шевченко, оказавший большое влияние на процесс становления башкирской оперы. В составе труппы, приехавшей в Уфу, были известный оперный дирижёр В. Йориш, режиссёры Н. Смолич и его сын Д. Смолич, прославленные певцы М. Литвиненко-Вольгемут, И. Паторжинский, З. Гайдай, К. Лаптев, А. Иванов, молодые Л. Руденко, И. Масленникова. В марте 1944 года состоялась премьера первого башкирского балета «Журавлиная песнь» Л. Степанова и З. Исмагилова. После войны художественным руководителем театра и режиссёром стал Г. Хабибуллин; спектаклями дирижировали Х.

Файзуллин, Л. Инсаров, Х. Хамматов. Здесь работали художники Г. Имашева и М. Арсланов. В театре выросла целая плеяда талантливых исполнителей. Наряду с певцами старшего поколения — Г. Хабибуллиным, Б. Валеевой, М. Хисматуллиным, М. Салигаскаровой успешно выступали и более молодые исполнители: Х. Мазитов, З. Махмутов, Н. Абдеев, Н. Бызина, И. Ивашков, С. Галимова, Н. Аллаярова и другие. Путь башкирского балета неразрывно связан с именами З. Насретдиновой, Т. Худайбердиной, Г. Сулеймановой, Ф. Нафиковой, М. Тагировой, Х. Сафиуллина, Ф.Саттарова. С историей Башкирского государственного театра оперы и балета неразрывно связано имя выдающегося танцовщика XX века Рудольфа Нуреева. Четыре года он занимался в балетной студии при театре (педагоги Зайтуна Бахтиярова и Халяф Сафиуллин).

19 стр., 9207 слов

Башҡорт әҙәбиәтендә сала уат юлаев образы – образ салавата юлаева ...

... Палдиски). Картина А.П.Кузнецова «Поимка Салавата» Последние двадцать пять лет своей жизни Салават провел на каторге далеко от родных мест. 1800 год — дата, когда в исторических документах последний раз упоминается Салават Юлаев. Картина Р.У.Ишбулатова ...

В 1953 году Нуреев был принят в балетную труппу театра. Именно на этой сцене он сделал первые шаги к мировой балетной карьере. В партии Джигита в балете «Журавлиная песнь» Рудольф Нуреев обратил на себя внимание специалистов во время известной Декады башкирского искусства в Москве в 1955 году и был приглашён на учёбу в Ленинградское хореографическое училище. Начиная с 1991 года, в Уфе ежегодно проводятся фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», с участием оперных звёзд российских и зарубежных театров. Идея возникновения фестиваля связана с оперным дебютом Федора Шаляпина в Уфе 18 декабря 1890 года (партия Стольника в опере Монюшко «Галька»).

В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета выступали народные артисты СССР Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Мария Биешу, артисты из Латвии, Грузии, Германии, солисты Большого и Мариинского театров, а также музыкальных театров Саратова, Самары, Перми и других городов России. В декабре 2001 года прошёл юбилейный — десятый по счету фестиваль. Он открылся премьерой оперы Верди «Травиата» на итальянском языке. 3 С марта 1993 года проходят фестивали балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Первый фестиваль организован по предложению почётного президента комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО, члена Парижской Академии Танца, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР и РБ Юрия Григоровича и прошёл с участием его труппы «Григорович-балет». В 1993 году к 55-летнему юбилею Башкирского государственного театра оперы и балета открылся музей театра. Он расположился в двух залах первого этажа театра, левее центральной лестницы. Здесь представлены предметы реквизита и личные вещи знаменитых артистов, награды коллектива, эскизы декораций и театральные костюмы, фотографии и афиши к спектаклям 30-70-х годов. Гордость музея – зал «Эрмитаж», расположенный на втором этаже. С 2008 года там располагается экспозиция личных вещей Рудольфа Нуреева. 156 артефактов из жизни и творчества гениального танцовщика XX века – подарок театру от Международного фонда имени Р.Нуреева (Великобритания).

В 2004 году опера Загира Исмагилова «Кахым-туря» стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа дирижёра». В 2006 году спектакль «Волшебная флейта» В.-А.Моцарта в постановке У.Шварца был выдвинут в трех номинациях. «Золотая маска» — «За поддержку национального театрального искусства» — вручена бывшему Президенту Республики Башкортостан М.Г.Рахимову. В 2007 году на премию претендовала опера Джузеппе Верди «Бал-маскарад» в пяти номинациях. В 2008 году премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» удостоена народная артистка СССР Зайтуна Насретдинова. За выдающийся вклад в культурные достижения Совет международного биографического центра (Кембридж, Великобритания) присудил Зайтуне Насретдиновой почетное звание «Международный профессионал». В 2007 году редакционной коллегией и творческим советом журнала «Балет» она удостоена приза «Душа танца» в номинации «Мэтр танца». В 2008 году призом «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца» награжден заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Шамиль Терегулов. В 2006 года театру присуждена Премия Правительства России имени Ф.Волкова в номинации «Лучший творческий коллектив».

4 стр., 1972 слов

Музыка балет театр кинематограф серебряного века

... сказать о балетном искусстве. Поскольку начало 20 века - это массовое влечение к балету, чему способствовали артисты балета с мировой ... музыки - музыкальный филиал «Мира искусства», они были популярны и проходили на многих площадках Петербургу. Если говорить о кинематографе, ... 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его ...

Она была вручена на VII Международном Волковском фестивале в Ярославле, который открылся балетом «Аркаим» Л.Исмагиловой. В 2008 году коллектив симфонического оркестра успешно выступил на гастролях в Южной Корее и был удостоен высокой награды – копии Короны I Корейского императора. В 2009 году открылся Малый зал театра. На новой площадке уже идут новые спектакли: «Любовный напиток» Г.Доницетти, «Вакханалия» К.Сен-Санса, «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно, «День рождения Кота Леопольда» Б.Савельева. Творческие принципы, формировавшиеся в течение семи десятилетий, живут и развиваются. Бережное отношение к традициям, заложенное предыдущими поколениями, опыт, постоянное совершенствование мастерства, укрепление профессионализма. Залог успеха театра – высокопрофессиональные творческие коллективы. Артисты БГТОиБ – лауреаты, дипломанты республиканских, российских и международных конкурсов, обладатели государственных и республиканских премий. Мастера сцены удостоены почётных званий, среди которых 1 народный артист РФ, 7 – заслуженные артисты РФ, 4 – заслуженные деятели искусств РФ, 15 – народные артисты РБ, 50 – заслуженные артисты РБ, 4 – заслуженные деятели искусств РБ. По-прежнему коллектив ориентирован на постановку лучших образцов зарубежной и отечественной классики, в сценическом воплощении которых постановщикам и исполнителям удается достичь подлинного мастерства.

2.2 Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова.

Изначально здание Башгосфилармонии представляло собой каменное двухэтажное здание (бывшая Синагога), находящееся на улице Гоголя. Этот архитектурный комплекс начал сооружаться в 1930-х гг. после закрытияеврейского молельного дома, который в течении 15 лет располагался в помещении нунешнего центрального фойе. В 1931 г. Началось кардинальное переустройство здания, которое стало называться «Клуб имени М.С. Погребинского» (Руководитель НКВД БАССР).

В течении 30-х гг. бывший молельный зал и 2-х этажный жилой дом «кирпичного стиля» весьма удачно в архитектрурном отношении были встроены в одно большое здание, оказавшись обустроенными со всех сторон новыми стенами и помещениями. 4 Родился уникальный для Уфы новый театральный комплекс, в котором находилась Башгосфилармония и Русский драматический театр.

Приказом Министерства культуры БАССР № 208 от 14 сентября 1982 г., в связи со строительством нового здания для Русского драматического театра, произведена передача старого здания и оборудования (кресла и световая техника) Русского театра на баланс Башкирской государственной филармонии. Здание по улице Гоголя в г. Уфе, в котором размещается Башгосфилармония, Распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан от 3 марта 1992 г. № 158-Р и Указом президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «О сохранении историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан» от 12 мая 1992 г. №6-2\251-В, поставлено на государственную охрану республиканского значения как памятник архитектуры конца ХIХ вв. 5 Целью создания Башкирской государственной филармонии стало формирование и удовлетворение духовных потребностей населения республики в сценическом, музыкальном, хореографическом искусстве; широкая пропаганда лучших образцов русской и европейской музыкальной и литературной классики, музыки народов республики, народного творчества и произведений современных композиторов и писателей среди народных масс. На сегодняшний день Башкирская государственная филармония имеет два концертных зала: Малый (Органный), рассчитанный на 300 мест, и Большой зал на 633 места. В 1948 голу открылся Концертный зал (ныне- Малый зал) в котором в 1986 году был установлен орган немецкой фирмы «Sauer» а 8 марта 1987 года, в международный женский день, первым музыкантом, который заставил звучать уфимский орган стал известный органист и композитор Олег Янчинко (г.Москва).

1 стр., 460 слов

Гоcударственный джаз-оркестр Армении проведет концертный тур по городам России

... ФИЛАРМОНИЯ им.ПОНОМАРЕНКО РОСТОВ – 17 СЕНТЯБРЯ — РОСТОВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. ГОРЬКОГО, где примет участие в XIV Международном джазовом фестивале МОСКВА – 19 СЕНТЯБРЯ – МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОМ МУЗЫКИ Программа подготовленная оркестром ... А в 2011 г. оркестр возглавил Заслуженный деятель искусств Армении, саксофонист и композитор Армен Уснунц и в жизни оркестра начался новый активный ...

Первый органист Республики Башкортостан, концерты которого всегда вызывают огромный интерес поклонников органного искусства – лауреат Всероссийского конкурса Владислав Муртазин, ныне народный артист РБ. Благодаря его творческому энтузиазму, организован Международный фестиваль органного искусства, в рамках которого выступают лучшие музыканты из России, Франции, Германии, Швейцарии и др. Сегодня в этом зале проводятся истинные праздники музыки – Международный фестиваль камерной и симфонической музыки, Международный джазовый фестиваль «Розовая пантера». На этой сцене блистательно выступали Национальный филармонический оркестр России и государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Камерный оркестр «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии под управлением Юрия Симонова, солисты Дмитрий Хворостовский, Денис Мацуев. Каждый год в Большом зале филармонии проходят вечера джазовой музыки, привлекая уфимского слушателя парадом звезд. Анатолий Кролл, Георгий Гаранян, Игорь Бутман, Алексей Козлов, Сергей Манукян, Сергей Чипенко, Даниил Крамер своим талантом вызывали бурю зрительского восторга. 6