Детский театр кукол

Курсовая работа

История театра кукол

Театр кукол – одно из разновидностей кукольного вида искусства, которое включает мультипликационные и не мультипликационные анимационные фильмы, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. Спектакли театра кукол выполнены с помощью объемных, полу объемных и плоских кукол-актёров, которые могут быть управляемы людьми-кукловодами или механическими устройствами. Кукольный театр – старое искусство, имеющее различные виды и традиции в разных странах.

Идея создания детского театра начала обсуждаться в сообществах творческих людей и интеллигенции только в середине XVIII века, а спектакли для детей появились лишь в XIX веке. До этого времени профессиональное театральное искусство было недоступно детям.

Упоминание об игровых куклах встречается у древних греков и римлян, но искусство театра кукол пришло с бродячими группами кукольников из Древней Индии и Древнего Китая. В разных странах возникали свои виды кукол и типы представлений.

Цель и задачи исследования

Цель нашей курсовой – освоение и создание театра кукол. Для достижения цели мы ставили и решали следующие задачи:

  • изучение истории театра кукол и особенностей различных видов кукольного искусства в разных странах
  • изучение техники создания кукол-актёров и сценографии для спектаклей
  • изучение методов и приемов режиссуры спектакля кукольного театра
  • разработка сценария для спектакля кукольного театра
  • проведение практических занятий по созданию кукол-актёров и сценографии
  • проведение репетиций и постановка спектакля

Работа над курсовой поможет нам научиться создавать самостоятельно технику кукольного театра и создавать свои собственные спектакли. Наш опыт также может послужить помощью будущим поколениям для организации детского театра кукол.

Изучение особенностей театра кукол

Театр кукол является одним из видов искусства, который имеет свои особенности. В данной работе будет проанализирован материал по теме курсовой и изучены особенности театра кукол.

Объект исследования

Объектом исследования является театр кукол как вид искусства. Театр кукол представляет собой специфическую форму театрального искусства, где актеры выступают в виде кукол.

Предмет исследования

Предметом исследования данной работы является процесс изготовления ширмы и кукол для театра кукол. Будут рассмотрены техники изготовления ширмы и кукол, а также разработан эскиз и выполнены куклы и ширма.

2 стр., 681 слов

Литература, театр и искусство Просвещения

... поступков, элементы дидактики, гражданственность. В целом литературу эпохи Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое и пропагандистское начало. Театр Просвещения стал важным средством перевоспитания людей. Правда, ... всех произведений искусства. Век Просвещения создал свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последующее развитие культуры. Философия, наука и искусство выходили из ...

Структура работы

Работа состоит из следующих частей: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Введение

Во введении будет раскрыта тема исследования, а также будет описана актуальность и значимость изучения театра кукол.

Глава I. Кукольный театр

В первой главе будет рассмотрена история возникновения кукольного театра. Будет описано, что в XV веке в Европе и с XVII в России были созданы школьные театры, которые имели свои особенности и правила. Также будет рассказано о том, что в России детские театры появились после революции, благодаря поддержке Луначарского. Будет указано, что детские кукольные театры в России появились в 1918-1919 годах.

Глава II. Изготовление ширмы и кукол

Во второй главе будет рассмотрены этапы работы по изготовлению ширмы и кукол для театра кукол. Будут описаны техники изготовления ширмы и кукол, а также будет разработан эскиз и выполнены куклы и ширма.

Заключение

В заключении будут сделаны основные выводы по работе. Будет подведен итог изучения особенностей театра кукол и процесса изготовления ширмы и кукол.

Список литературы

В списке литературы будут указаны использованные источники информации по теме исследования.

Приложение

В приложении будут представлены эскизы и фотографии выполненных кукол и ширмы для театра кукол.

К 1930 году в России театры для детей достигли высокопрофессионального уровня и начали ставить пьесы, с учетом возрастных особенностей ребенка и подростка. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста ставились в основном сказочные представления, сочетающие в себе фантастику и реальность: «Снежная королева», «12 месяцев», «В гостях у Кощея». Театральные пьесы стали способствовать воспитанию пионеров и школьников. В связи с этим был привлечен широкий круг авторов, писавших детские произведения, среди них всем нам известные — С. Михалков, Е. Шварц, Л. Кассиль. В центре внимания моральный и общественный облик подростка, воспитание героизма, способность совершить подвиг. Спектакли: «Брат героя» Кассиль, «Сережа Стрельцов» Любимова, «Клад» Шварц, «Хлопчик» Даниэль. Также для подростков стали появляться приключенческие, комедийные, историко-революционные пьесы советских и зарубежных авторов с упором на изучение школьной программы по литературе.

В годы Великой Отечественной войны многие детские театры были эвакуированы в тыл, где стали давать спектакли не только для детей, но и для взрослых. Особое место в репертуаре заняли спектакли на патриотическую тему: «Сын полка», «Город мастеров», «Два капитана».

В 70-е годы в СССР было уже более 100 кукольных театров, 46 драматических и 1 музыкальный детский театр. Также спектакли для детей начали ставить и во взрослых театрах.

В 1965 появилась Международная ассоциация театров для детей и юношества (АССИТЕЖ), президентом которой с 1968 был К. Я. Шах-Азизов (руководитель Центрального детского театра, Москва), генеральным секретарём — Р. М. Бодуэс (Франция).

В настоящее время в России существует огромное количество всевозможных детских театров, так сказать, на любой, даже самый изысканный вкус.

13 стр., 6321 слов

История кукольного театра в Узбекистане

... наиболее существенные, характерные и типичные для искусства кукольников всего мира: театр перчаточных кукол, театр марионеток, театр теней и театр, в котором актер и кукол выступает совместно. Народные кукольники были по ... искусства, в том числе театра кукол. Народов средней Азии еще в 5-х 7-х веках. Музыканты, актеры, танцовщицы, кукольники- выходцы их Самарканда, Бухары, Шахриабса, Ташкента ...

1.2 Основные виды театров кукол

Среди театров кукол различают три основных типа:

— Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

В современном театре кукол можно выделить два основных типа — театр низовых кукол и театр срединных кукол. Театр низовых кукол представляет собой специфическую форму театрального искусства, где куклы-марионетки управляются сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актеры-кукловоды, как правило, скрыты от зрителей за верхней занавеской или падугой.

Театр кукол срединных кукол отличается от низовых тем, что управление куклами происходит на уровне актеров-кукловодов. Срединные куклы бывают объемными и управляемыми актерами-кукловодами со стороны или изнутри кукол больших размеров. В таких театрах актеры-кукловоды могут быть видны зрителям или находиться за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актеров.

В последнее время наблюдается тенденция к сценическому взаимодействию актеров-кукловодов с куклами, когда актеры не скрыты от зрителей ширмой или другим объектом. Это взаимодействие началось благодаря С. В. Образцову, который в своей эстрадной миниатюре использовал двух персонажей — малыша Тяпу и его отца. Такие формы взаимодействия привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами искусства.

Однако профессиональные кукольники призывают не злоупотреблять «третьим жанром» и использовать выразительные средства, присущие театру кукол. Важно сохранять особенности и уникальность кукольного искусства.

Специфика искусства театра кукол

Специфическая самобытность искусства театра кукол и кукольного пространственно-временного искусства образуется не только благодаря куклам-актёрам, но и за счёт множества других особенностей. Некоторые из этих особенностей присущи только кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и других видов пространственно-временного искусства.

Например, в кукольном искусстве используется композиционное построение драматургической основы спектаклей, включающее экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Также широко применяются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и другие техники.

Виды кукол

Каждая разновидность кукол имеет свои особые средства сценической выразительности. Хотя ни одна из них не может полностью воспроизвести поведение живого существа, это и не является задачей театра кукол. Вместо этого каждый вид театра кукол выбирает самые характерные и сценически выразительные черты образа, которые наиболее правдиво и пластично воплощаются конструкцией кукол.

Перед постановкой спектакля необходимо определить, какую систему кукол лучше всего использовать. Разные виды кукол ведут себя на сцене по-разному и соотносятся с окружающими их декорациями. Все эти свойства кукол, зависящие от их конструкции, внешнего облика и скульптурной манеры, должны быть приведены к единству в каждом спектакле.

8 стр., 3737 слов

Театр кукол не только для маленьких

... характерны только для эпохи Сун. «Живые куклы» - это костюмированные дети, сидящие на плечах у взрослых и своими движениями подражающие игре кукол. Глава 3. Виды кукольных театров 3.1 Театр теней Китайский театр теней ...

В случаях, когда разнообразие действий кукол не позволяет использовать одну систему, художник и режиссер должны приложить все свои творческие способности, чтобы применение различных систем не нарушало цельности спектакля.

В данной работе будет рассмотрена проблема механического перенесения кукол из одной постановки в другую и его влияние на качество представления. Перегримировка и переодевание кукол редко дают положительные результаты, поэтому лучшие кукольные театры уже давно осознали необходимость создания специальных комплектов кукол для каждой постановки. Важность индивидуального подхода к внешнему образу каждой куклы в зависимости от роли, которую она исполняет, также признается.

Существует несколько видов кукол, используемых в кукольном театре. Первый вид — петрушечная или перчаточная кукла, которая является персонажем французского театра кукол и ярмарочного театра перчаточного типа.

Предком всех разновидностей верховой куклы является кукла-петрушка, которую надевают непосредственно на руку актера и которая не имеет дополнительных приспособлений для управления. Она получила свое имя от героя старинных народных кукольных представлений — веселого озорника Петрушки.

Еще один вид кукол — марионетки, включая штоковые. Эти куклы приводятся в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.

Также существуют куклы на вертикальном и горизонтальном гапитах. При этом гапит закрепляется либо вертикально, либо горизонтально. Кукла на вертикальном гапите имеет голову, изготовленную таким же способом, как и голова перчаточной куклы. Она надевается на руку актера до локтя, что придает кукле гибкость и подвижность. Кукла на горизонтальном гапите имеет другую конструкцию.

Однако наиболее интересной разновидностью верховой куклы является кукла на тростях. Она получила свое название от тростей, которыми актер управляет руками куклы. Тростевая кукла чаще всего изображает фигуру человека, но иногда также может изображать животных.

Тростевая кукла отличается от куклы-петрушки тем, что не надевается вплотную на руку актера, а управляется им изнутри. Благодаря этому она может иметь разные пропорции и размеры. Руки тростевой куклы, сгибающиеся во всех сочленениях, могут повторять жесты, свойственные человеку. Эта кукла особенно подходит для воплощения героико-романтического репертуара.

Конструкция тростевой куклы должна быть прочной. Для скелета тростевой куклы обычно используются дерево и металл. Мягкая конструкция не позволяет достичь точного и выразительного жеста.

Механизированный гапит значительно усложняет работу актера. При простом коротком гапите актер может легко передавать те или иные эмоции движениями кукольной головы. Механизированный гапит, как и всякий более или менее сложный инструмент, требует основательной тренировки. Им надо хорошо овладеть, иначе не получится тонких оттенков и все движения головы будут более или менее приблизительными.

Гапит состоит из трех частей: неподвижной палки вместе с плечами А, трости Б, вращающей и опускающей голову, и деревянного цилиндра В, на котором укрепляется голова. Деталь Б состоит из самой трости и наглухо скрепленного с ней деревянного кольца, надетого на неподвижную палку.

Карнавальные куклы на шестах

Все сказанное выше касается главным образом кукол на тростях, чаще всего применяемых нашими театрами, то есть таких, высота которых колеблется в пределах от 60 до 80 см.

21 стр., 10257 слов

Эскиз декораций для кукольного театра Лубяная избушка

... выдуманы и новые виды кукольного театра, которые очень понравились детям: это - "куклы - варежки", "конусные" куклы для настольного театра, куклы - кулёчки (куклы - потешки) и пр. Цель моей дипломной работы-разработать кукольный театр по сценарию сказки ...

Но у кукольного театра может возникнуть необходимость поставить спектакль, который могли бы смотреть одновременно несколько тысяч зрителей, скажем, на карнавальных гуляньях или во время различных массовых кампаний. В этом случае делаются огромные карнавальные куклы на шестах.

Основой для каждой куклы служил длинный шест с перекладиной наверху. Мешок, набитый соломой или стружками и надетый на шест, давал кукле объем. Сверху на шест прикреплялась голова, на мешок надевался костюм.

Кукол показывали из-за ширмы. В некоторых случаях исполнитель держал шест в руках, иногда он вставлял его в карман, приделанный к поясу. Этот прием освобождал руки кукловода для управления руками и мимикой куклы. Были случаи, когда с куклой работали два человека: один держал шест, другой управлял руками куклы. С иными куклами работали даже три человека.

Пятачковая кукла

Вертепная — небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица — только намечены.

Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая «умеет ходить» по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.

Мимирующая — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.

Глава II. Изготовление кукольного театра

1 Поиск Аналогов и Разработка эскиза

Изготовление кукольного театра — это творческий и сложный процесс, который требует поиска аналогов и разработки эскизов. Как правило, при создании кукольного театра стараются использовать опыт и наработки других мастеров. Однако, всегда существует возможность разработать свой уникальный дизайн.

Перед созданием кукольного театра необходимо определить его тип. Существует несколько видов кукольных театров:

  • Театр белых кукол;
  • Театр теней;
  • Театр обожаемых кукол;
  • Театр живых актеров с кукольными элементами.

Каждый из типов кукольного театра имеет свои особенности, возможности и ограничения. Например, театр белых кукол — это спектакль без слов, где характеры передаются только через мимику. Театр теней — это спектакль, проводимый за тканью с вырезанным узором, через который видны тени кукол. Театр обожаемых кукол — это одна из старейших форм кукольного искусства. Он существовал в Древнем Египте и других тысячилетних цивилизациях и до сих пор популярен. Театр живых актеров с кукольными элементами — это технология, с помощью которой создаются куклы, которые могут двигаться и давать речь.

Создание концепции театра предстоит начать с разработки эскизов. В целом, эскиз должен передавать потенциальному зрителю основные идеи спектакля. Позже он используется для создания кукольных персонажей и пропов. На основе эскиза строится бумажная модель сцены.

Однако, перед созданием готовой модели, необходимо учесть ряд факторов, например, бюджет спектакля, используемые материалы и техническую возможность. Нужно выбрать материалы, приспособленные, чтобы переносить изменение освещения. Таким образом, корректно подобранный материал будет осуществлять красоту и жизнеспособность шоу.

Управление куклой одновременно обеими руками может осуществляться различными способами, в зависимости от функций куклы. Некоторые куклы имеют очень подвижную левую руку, которая может вращаться даже в кисти. Это позволяет актеру более гибко управлять движениями куклы.

13 стр., 6230 слов

«Использование художественных возможностей обработки ткани ...

... – керамики, фарфора, папье-маше, а сейчас уже из различных пластиков. Прапрабабушкой нынешней текстильной куклы была кукла обрядовая, ритуальная. Во ... Сейчас, конечно, на продажу кукол делают из новых тканей [3, с.47]. Другой вид обрядовой куклы – насыпная кукла – мешочек. Если е ... мелочи. Важно все: положение рук, ног, наклон головы, выражение глаз. Лица корейских и японских кукол – рисованные, обычно ...

Существует редкая разновидность кукол, у которых верхняя часть корпуса образует единое скульптурное целое с головой, а руки двигаются только от локтя. Управление такими куклами осуществляется следующим образом: большой палец и мизинец актера являются руками куклы, а три остальных пальца поддерживают корпус. Эта особенность требует особого обращения с куклой и точности в выполнении движений.

При управлении куклой иногда пальцы кукольника могут входить не непосредственно в рукава костюма куклы, а в чехольчики, которые прикреплены к рукавам. Такая кукла требует особого покроя платья, чтобы обеспечить удобство и свободу движений пальцев актера.

В массовых сценах на задних планах иногда используются групповые куклы. На каждый палец исполнителя надевается по маленькой куколке, либо все персонажи соединяются на одной общей перчатке. Это упрощает и ускоряет процесс надевания кукол и обеспечивает более уверенное и точное управление ими. Костюмы персонажей создаются посредством аппликации или раскраски отдельных частей перчатки, чтобы явно выделить каждого персонажа.

Одним из вариантов групповой куклы является объединение трех персонажей. Большой палец и мизинец актера управляют левой рукой одного из крайних персонажей, а правой рукой — другого. Остальные четыре руки остаются без движений или могут даже отсутствовать. Это позволяет актеру сосредоточиться на движениях двух главных персонажей и создать более выразительные сцены.

Конечно, это не исчерпывающий список способов управления куклой, надетой на одну или на обе руки актера. В театре постоянно появляются новые задачи, которые порождают новые разновидности театральной куклы. Каждая из этих разновидностей имеет свои достоинства и недостатки и применяется в зависимости от поставленных перед актером и режиссером задач при создании определенного образа.

Туловище

Введение

Кукольный театр является одним из наиболее популярных видов театрального искусства. В основе его основания лежит использование кукол как альтернативы живым актерам. Для создания кукол, как правило, используют различные материалы и техники, в зависимости от требуемого вида кукол и их возможностей при производстве.

Туловище кукол-петрушек

Одновременно простая и эффектная форма кукол-петрушек позволяет создать яркий и запоминающийся образ для зрителей и свободно управлять куклой по сцене. Для изготовления туловища кукол-петрушек используют перчатки с несколькими пальцами, которые прикрепляются к голове куклы. Для его изготовления используют различные материалы, в зависимости от нужной формы и цветовой гаммы куколы.

Изготовление перчаток для кукол-петрушек

Перчатки для кукол-петрушек обычно сшиваются из прочных и мягких материалов, таких как бязь. Наилучший материал выбирается в соответствии с размером и формой руки кукловода, а также с требованиями конкретной куклы. При изготовлении перчаток учитываются все размерные характеристики руки кукловода, чтобы перчатки плотно облегали руку, не затрудняли движения и обеспечивали контроль за куклой. Если перчатка одновременно является и костюмом для куклы, то выбирается материал соответствующего цвета и рисунка. На материю, из которой сшита перчатка, может быть нашита аппликация, или нанесен рисунок краской.

11 стр., 5361 слов

Творческий проект «Народная кукла»

... украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России). Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился ... благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Сам ...

Изготовление туловища для кукол-петрушек

Кукла-петрушка имеет туловище из перчатки, которую надевает кукловод. Перчатка должна плотно облегать руку кукловода, но не связывать его движений. Для создания более реалистичного образа, на перчатку, обычно, надевается специальный костюм, который скрывает асимметрию и искривление пальцев кукловода. Костюм изготавливают из плотной материи, отличающейся от перчатки по цвету или рисунку. Костюм должен быть свободнее, чтобы скрыть форму ведущей руки кукловода. Руки куклы пришиваются к костюму и могут быть изготовлены их трубочек из картона, в которые набита плотная вата. Локоть руки должен иметь возможность свободно сгибаться. Чтобы придать кукле дополнительный визуальный эффект, к костюму куклы пришиваются два чехольчика, которые гармонично сливаются с общим образом и придают дополнительную выразительность кукольному персонажу.

Кукольное искусство: изготовление кукол

Материал для костюма и тела

Для изготовления кукол используется различный материал для тела и костюма. Для тела можно использовать ткань, войлок, фетр, кожу или даже резину. Для костюма можно использовать тонкий, плотный или средний материал, а также учитывать различные границы.

Для кукол, которые надеваются на руку, необходимо избегать использования тяжелых материалов, таких как парча, атлас и толстый бархат, которые затрудняют жестикуляцию и делают куклу некрасивой. Тело куклы должно быть мягким и удобным в использовании.

Голова

Голова куклы петрушки должна быть в размерах от 8 до 10 см, что при больших размерах может уменьшить выразительность куклы. Куклу большого размера не рекомендуется изготавливать, так как непомерно большая голова может заслонять руки куклы и сковывать их движения. Голова куклы должна лепится вместе с шеей и быть наклонена вперед, чтобы не создавать неправильный ракурс куклы.

Голова куклы может быть выполнена с большей или меньшей степенью условности, включая выразительный головной шарик. Условные куклы с шариками и нарисованными чертами могут быть особенно эффектными в зависимости от качества и искусства его создания. Скульпторская работа на кукольной голове — это работа над основными наиболее характерными чертами лица. Важно учитывать, что мелкие детали лица зритель, все равно, не увидит.

Изготовление головы куклы

Кукла на ширме почти все время повернута к зрителю профилем, поэтому профиль у куклы должен быть ясный и выразительный. Чтобы избежать непонимания со стороны зрителей относительно направления и взгляда куклы, необходимо создать ей характерную выразительность лица, соответствующую образу, но не придавать застывшее выражение определенной эмоции.

Голову куклы чаще всего делают из папье-маше, а также из дерева или материала, набитого ватой. Резьба деревянных голов требует опытной руки мастера-специалиста, поэтому они применяются редко. Деревянные головы используются только в случаях, когда необходимо установить сложный механизм, который трудно укрепить в папье-маше.

Для изготовления деревянной головы используется выдержанная сухая липа. Дерево обрабатывается острыми ножами и стамесками. Чтобы голова была легче, ее делают полой, выбирая дерево через затылок и шею. Или же, распилив голову пополам, выбирают дерево из обеих половинок, а затем соединяют их тонкими гвоздиками и столярным клеем.

14 стр., 6852 слов

Анализ рассказа Кукла Носова

... «Нравственные уроки в рассказе Е.И.Носова «Кукла» создание условий для определения нравственного смысла и проблем рассказа, ... на вас рассказ? Что вам понравилось? Какое чувство появляется между тем, какие ассоциации у нас возникают при виде куклы и тем, о чем мы прочли в рассказе Е. И. Носова. Определите тему ... к сочинению Анализ рассказа Кукла Популярные сегодня темы В самом начале рассказа описывается ...

Куклы с головой из ваты, обтянутой материей или трикотажем, применяются редко, особенно в самодеятельных кружках. При таком способе изготовления головы обычно не сохраняют нужную форму, и на них плохо ложится краска.

Наиболее распространены головы из папье-маше. Их изготавливают двумя способами: обклеивая бумагой глиняного или пластелинового слепка снаружи или выклеивая по гипсовой форме изнутри. Первый способ проще, но приводит к искажению модели. Он используется в случаях, когда голова куклы слишком велика, затрудняя отливку гипсовой формы, или при изготовлении декоративных деталей и бутафории.

Далее после обклейки модели папье-маше необходимо дать ей полностью высохнуть. Скорость высыхания зависит от температуры и влажности помещения, а также от толщины слоев бумаги. Обычно это занимает около 2-3 дней.

После полного высыхания папье-маше может быть покрашено. Для этого обычно используются акриловые краски или гуашь. При необходимости можно сделать грунтовку перед покраской.

Чтобы поверхность выглядела более гладкой и ровной, перед покраской можно также провести шлифовку папье-маше с помощью наждачной бумаги. Однако при этом следует быть осторожным, чтобы не повредить саму модель.

После покраски можно провести дополнительные работы над деталями. Например, добавить волосы, окрашивать глаза, прикрепить аксессуары и т.д.

Готовая модель папье-маше может быть использована в различных целях. Она может стать декоративным элементом интерьера, будь то дома или в офисе. Также она может использоваться для создания макетов для кино или театра.

В общем, папье-маше — это увлекательная и доступная технология, которая позволяет создавать яркие и оригинальные скульптуры. Благодаря простым материалам и легкости в изготовлении, она подходит как детям, так и взрослым. Узнать больше о папье-маше и попробовать свои силы в создании собственных скульптур можно с помощью различных учебников и мастер-классов, которые доступны в Интернете или в местных художественных школах.

В данной работе рассматривается процесс изготовления головы для куклы методом папье-маше и гипсовой формы. Папье-маше – это техника создания формы из бумаги, приклеенной на глиняную модель. Гипсовая форма используется для более точного отливания головы.

Для начала, после обклейки головы папье-маше, необходимо ее просушить. Однако не следует делать это над открытым огнем, так как это может привести к покороблению головы. Для ускорения сушки можно использовать духовку с открытой дверцей, чтобы пар мог свободно выходить.

Когда папье-маше полностью высохнет, можно приступать к разрезанию головы. Острым ножом или бритвой разрезают папье-маше и осторожно снимают обе половинки с глины. В случае, если форма носа или подбородка мешает снять папье-маше, необходимо разрушить модель.

Однако разрушение модели является крайней мерой, так как продольный шов, проходящий через все лицо, может обезобразить куклу и сделать голову менее прочной. Поэтому рекомендуется снять обе половинки головы с глины и затем вновь соединить их по шву.

Для соединения папье-маше используются нитки, которые закрепляются в двух-трех местах. Затем полоской тонкой материи на клею и бумагой голова окончательно склеивается.

9 стр., 4008 слов

Характеристика и образ акимыча из рассказа кукла носова

... рассказу Носова-«Кукла»,по теме «Кукла так похожа на человека» сочинение по рассказу Носова-«Кукла»,по теме «Кукла так похожа на человека». Куклы всегда являются похожими на людей, своим внешним видом они и привлекают детей. ...

Второй способ изготовления головы – использование гипсовой формы. Для этого сначала отливается гипсовая форма из глиняной или пластелиновой модели. Модель смазывается вазелином или смесью керосина со стеарином для облегчения отливки. Вокруг головы делается «барьер» из жести или картона, чтобы точно отлить обе половинки гипсовой формы.

Раствор гипса разводится до густоты сметаны и заливается только одна сторона модели, до барьера. Толщина заливки составляет не менее 1,5 см, иногда до 3 см для большей прочности. После застывания первой половинки гипса, барьер удаляется, а затем заливается вторая часть головы. Для легкого разъединения половинок головы, верхний край первой половинки формы смазывается жиром.

После полного застывания гипсовой формы, половинки отделяются друг от друга острым ножом и снимаются с глиняной модели. Затем гипсовую форму покрывают шеллачным лаком с внутренней стороны для увеличения прочности и легкости извлечения папье-маше.

Таким образом, процесс изготовления головы для куклы методом папье-маше и гипсовой формы включает обклейку головы, ее просушку, разрезание папье-маше и снятие с глины, соединение половинок головы, отливку гипсовой формы, отделение половинок от глины и покрытие формы шеллачным лаком.

Изготовление папье-маше

Папье-маше — это самый простой способ создания объемных форм и фигур. Для изготовления папье-маше используются гипсовая форма и бумага, пропитанная клейстером.

Выклейка кукольной головы

После того, как обе половинки гипсовой формы готовы, производится выклейка кукольной головы внутри формы. Это делается точно так же, как если бы делалась обклейка головы снаружи. Сначала укладывается слой бумаги, смоченный в воде, затем выклеиваются четыре-пять слоев, смазанных клейстером. В этом случае бумага берется двух цветов. После просушки обе половинки головы вынимаются из формы, соединяются между собой, склеиваются и зачищаются по шву.

Повышенная прочность

Существуют более сложные рецепты папье-маше, которые дают повышенную прочность. Лицам, желающим подробнее ознакомиться с этим вопросом, рекомендуется обратиться к специальной литературе по театральной бутафории.

Подготовка к окраске

Прежде чем раскрашивать кукольную голову, папье-маше следует загрунтовать левкасом. Левкас приготовляется следующим образом: в разведенный жидкий столярный клей (200 г клея на 1 л воды) вливается немного олифы (одна столовая ложка на стакан клея), затем в него засыпают тонко просеянный мел или тальк (лучше всего мел пополам с тальком) так, чтобы получилась не очень густая тестообразная масса. Полученный таким образом левкас накладывают очень тонким слоем на папье-маше (толстый слой будет откалываться).

Когда левкас высохнет, голову обрабатывают тонкой наждачной бумагой (шкуркой) до получения идеально ровной поверхности.

Окраска головы

Для окраски головы следует применять только масляные краски. Клеевые, гуашь и другие краски непрактичны, так как они пачкаются и стираются.

Придание матового эффекта

Чтобы окрашенная голова не блестела, ее, пока она не окончательно высохла, слегка припудривают тальком или мелом. В этих же целях масляную краску иногда наносят при помощи торца жесткой кисти для получения шероховатой поверхности.

Декорирование головы

Волосы, усы, брови, глаза прикрепляются к голове до окраски, так как на покрашенной поверхности они плохо держатся. Волосы кукол могут быть сделаны из различных материалов, таких как веревки, мочалы, шелковые или бумажные нитки, мех и т.п. Выбор этих материалов зависит от вкуса художника и общей манеры решения куклы. В иных случаях волосы могут быть просто нарисованы или вылеплены одновременно с головой, то есть изображены чисто скульптурно.

Изготовление глаз

Глаза делаются из различных блестящих предметов, таких как кусочки стекла, бусинки, пуговицы и т.п. Также глаза могут быть просто нарисованы. Нередко в нарисованный глаз вставляют какой-либо блестящий предмет в качестве зрачка.

Руки — вернее, кисти рук — у петрушечной куклы делаются из разных материалов и разными способами в зависимости от тех задач, какие ставятся перед куклой. Руки могут быть жесткие, сделанные из дерева или папье-маше, могут быть мягкие, то есть сшитые из материи или трикотажа.

Жесткие руки имеют два существенных недостатка: во время игры они неприятно стучат одна о другую или при прикосновении к чему-нибудь жесткому и плохо берут предмет.

Мягкие руки кроятся в виде варежки, сшиваются, выворачиваются, подбиваются ватой и прострачиваются по линиям пальцев. Иногда делают каждый палец отдельно, причем петрушки часто ограничиваются четырехпалой рукой, так как издали зритель не видит, сколько у куклы пальцев.

Кукловодство и техника игры кукол-петрушек

Кукловодство является одним из старейших видов искусства и игры. Оно включает в себя создание кукол и их дальнейшее использование для передачи различных сюжетов и историй. Одной из разновидностей кукловодства является техника игры кукол-петрушек.

Кукла-петрушка

Кукла-петрушка представляет собой куклу-марионетку, где тело куклы состоит из шаровидных или овальных форм, соединенных в одном месте. Эта форма создает эффект, который очень напоминает текстуры и оттенки обычного камня или петухового камня. Именно отсюда и происходит имя – кукла-петрушка.

Создание кукол-петрушек

Создание кукол-петрушек требует подбора материалов для создания тела и головы, а также создания костюма и выбора аксессуаров. Типичные материалы, используемые для создания тела кукол, это дерево, папье-маше или материал, набитый ватой.

Одним из главных преимуществ кукол-петрушек является их долговечность и износостойкость. Куклы могут длительное время использоваться без дополнительного обслуживания или чистки. Выбор материалов, которые можно легко очистить, позволяет дополнительно продлить срок эксплуатации куклы.

Однако не менее важным является внешний вид и дизайн куколы. Хороший костюм и аксессуары могут значительно повысить восприятие куклы зрителями и придать ей более четкую роль в проводимой игре.

Техника игры кукол-петрушек

Весьма важна игровая техника кукловода, который должен работать со своей куклой определенным образом. Например, при работе с куколой-петрушкой, кукловод должен уделять внимание различным аспектам игры, включая деление на роли, подбор жестов и сюжетов.

Руки

Мягкие кисти рук должны быть пришиты к перчатке, чтобы палец кукловода мог полноценно участвовать в игре. Если же рука куклы слишком короткая, ее прикрепляют к картонной патронке, которую в свою очередь пришивают к перчатке. Наиболее удобна проволочная рука на каркасе, которую можно придавать любую форму.

Ноги

Ноги у кукол-петрушек редко используются для передачи походки. Однако они могут быть реализованы для игры в сидячем положении. Изготавливаются нижняя часть ноги до колена из дерева и верхняя часть ноги из картонной патронки. Ноги или штаны вместе с ногами прикрепляются к переднему краю перчатки.

Заключение

Кукловодство и техника игры кукол-петрушек имеют множество тонкостей, которые необходимо учитывать. Работа с куклой включает создание, костюмирование и аксессуарирование, а также правильный выбор жестов и сюжетов. Она требует усилия и терпения, но благодаря этому игра становится более выразительной и запоминающейся.

Управление ногами куклы

Управление ногами куклы может осуществляться различными способами. Один из них — использование второй руки кукловода. Вторая рука кукловода управляет ногами куклы, позволяя ей двигаться и выполнять необходимые движения. Чтобы скрыть вторую руку кукловода, на костюм куклы пришивается широкий рукав, через который могут проходить обе руки актера. Этот рукав пришивается к заднему краю штанов и задней стороне перчатки, расположенной под рубашкой.

Еще один способ управления ногами куклы — использование проволочек, прикрепленных к каблукам (пяткам) куклы. Такие ноги могут выполнять некоторые движения, отличные от движений ног, управляемых пальцами изнутри.

В некоторых случаях ноги куклы изготавливаются отдельно и высовываются из-под костюма только по мере необходимости в ходе пьесы.

Куклы-петрушки, изображающие животных

Петрушечные куклы часто используются для изображения не только людей, но и животных.

Общая схема устройства кукл-петрушек остается прежней, но каждая кукла имеет свои особенности, в зависимости от того, какое животное она изображает.

Если кукла-животное должна стоять на четырех ногах, то патронка в голову куклы вклеивается почти горизонтально, а не вертикально, как у куклы, изображающей человека.

Туловища зверей изготавливаются из различных материалов, таких как мех, плюш, бархат, трикотаж, байка и другие.

При использовании меха необходимо выбирать шкурки с мягкой кожей, чтобы не ограничивать движения руки актера. Если мех отличается цветом, его можно подкрасить анилиновой краской, чтобы он соответствовал животному, которое кукла изображает.

Использование естественного меха животного, которое изображается данной куклой, не всегда является удачным. Это особенно важно, если размеры самого животного и куклы существенно отличаются. В таких случаях лучше использовать мех, который максимально приближен к внешнему виду животного, но не является точной его копией. Например, для изготовления куклы медведя ростом в полтора метра лучше использовать настоящий медвежий мех, а для петрушечной куклы медведя размером 40 сантиметров — цигейку или бобрика.

Бархат и плюш хорошо имитируют мех таких животных, как обезьяна, олень, тигр и другие. Однако необязательно, чтобы материал, использованный для туловища животного, точно передавал натуральный вид его шкуры. Хорошо сделанная трикотажная кукла собаки или коровы из байки также может выглядеть правдоподобно на сцене.

В некоторых случаях байку или трикотаж для большей выразительности отделывают кусочками меха или подкрашивают анилиновой краской. Голова животного раскрашивается или же оклеивается тем материалом, из которого сделана и кукла.

2 Изготовление ширмы

Настольная ширма-телевизор «Всем-TV» для домашнего кукольного театра

Настольная ширма-телевизор обрадует любого ребенка и украсит собой детскую, не занимая при этом много места. Даже старшие школьники и студенты часто оказываются к ней неравнодушными. И не удивительно — телевидению все возрасты покорны, разница только в тематике передач. И в отличие от обычного телевидения она зависит только от вас. Вы — босс, вы — директор канала.

Во время представления ширму-телевизор ставят на край тумбочки, стола или просто на табурет. С помощью нее можно не только разыгрывать сценки с куклами, но и выступать самому, озвучивая домашние новости, придумывая телепередачи и поздравляя членов семьи и гостей с праздниками. По эстетике эта ширма располагает к современным историям и диалоговым студийным инсценировкам-репортажам. Если же вы больше интересуетесь, инсценировками басен и народных сказок, то выбирайте для обшивки не однотонную, а цветную ткань с рисунком.

Отпилить доски нужной длины и сколотить из них каркас (все огрехи скроет обшивка), обшить его синтепоном и тканью.

Для изготовления настольной ширмы-телевизора для домашнего театра понадобятся следующие материалы и инструменты.

Материалы:

  • Полубрус (толщиной 5х10 см.) для изготовления устойчивой подставки деревянного каркаса;
  • Доски шириной 5 см. и толщиной 1-2 см. для изготовления боковых стенок и верха каркаса;
  • Доски и полубрус могут быть нестругаными все равно под обшивкой не видно.
  • Оцинкованные гвозди или шурупы для сборки деревянного каркаса — 8 шт.;
  • Два металлических тонких крючка-шурупа длиной 5-10 см.;
  • Синтепон или ватин для обшивки каркаса;
  • Ткань для внешней отделки.

Очень хорошо подходят флис и бархатный трикотаж. Удобно, если ткань имеет свойство слегка тянуться, и швы на ней незаметны, даже если выполнены не очень аккуратно;

  • Нитки точно в тон ткани;
  • Непрозрачная легкая ткань голубого цвета для шторы второго плана 60х60 см.;
  • Тонкая несгибаемая полая пластмассовая или алюминиевая трубка или же тонкая деревянная рейка длиной 60 см. для крепления шторы второго плана;
  • Небольшой кусок мягкого пластика (например, пластмассовая крышка) или резины для изготовления ограничителей для шторы второго плана.

Инструменты:

  • Карандаш;
  • Линейка или сантиметровая лента;
  • Ножницы;
  • Иголка;
  • Лобзик, пила или ножовка по дереву;
  • Дрель;
  • Молоток или отвертка, в зависимости от того, используете вы для сборки каркаса гвозди или шурупы.

Сначала изготавливаем деревянный каркас.

Выбирать размер следует исходя из назначения ширмы. Ширма ставится на край стола или тумбочки, следовательно выбираем длину 60 см.

Отпилить кусок полубруса для подставки. В моем случае это 60 см. (Далее все размеры деталей приведены для ширмы, изображенной на чертеже.)

Отпилить два куска доски шириной 5 см, толщиной 1-2 см и длиной 45 см и один длиной 60 см.

Из досок сколотить гвоздями или свинтите шурупами раму в виде приплюснутой сверху буквы П. Длинную доску расположить поверх коротких внахлест. Кончики гвоздей загнуть. Чтобы рама не ходила ходуном вбивать в каждое место соединения по два гвоздя на некотором расстоянии друг от друга или используйте по два шурупа. Чтобы шурупы было легче завернуть, предварительно просверлить для них отверстия тонким сверлом.

Надежно прибить П-образную заготовку гвоздями или прикрутить шурупами к узкой стороне полубруса. Использовать по паре на каждое соединение.

Получилась деревянная рама-основа.

Обшитое дерево сверлить нельзя — синтепон и ткань намотаются на сверло. Поэтому сразу надсверлить отверстия для крючков-шурупов. Располагать их надо на верхней части рамы сзади, отступив от каждого края и сверху по 2 см.

Теперь деревянный каркас надо обшить ватином или синтепоном. Расположить куски синтепона на основе и сшить друг с другом нитками, корректируя форму. Синтепон должен сгладить все неровности и углы, сделать линии плавными и обтекаемыми. Главным образом, располагать синтепон на передней, обращенной к зрителям стороне, а сзади по минимуму. Подставку обшить только сверху и с боков.

Выкроить из ткани детали каркаса соответствующего размера, оставив небольшие по 1 см припуски на швы. Слегка натягивая ткань на каркас, соединить стороны полосы на задней стенке, подвернуть внутрь и обшить верхнюю планку, используя потайной шов. Шов должен располагаться на задней стороне ширмы.

Затем обшить тканью боковые стенки.

По углам подвернуть ткань «на уголок», как картинную раму и сшить потайным швом по всей длине соединения.

Обшить подставку тканью, а затем сшить ее с обшивкой боковых стенок.

Пришить на подставку кнопку из ткани другого цвета или крупную гладкую пуговицу.

Отпилить кусок полой алюминиевой или пластиковой трубки или тонкой деревянной рейки длиной 60 см.

Из пластиковой крышки или куска резины вырезать два круглых фиксатора диаметром чуть больше петель на концах крючков-шурупов. Проделать в середине каждого фиксатора отверстие для крепежной планки. Туго надеть фиксатор .

Выкроить из непрозрачной голубой ткани штору 60х60 см. По одной из сторон сделать подгиб и прошить по всей длине на машинке или в ручную.

Надеть штору на крепежную планку, вставить ее концы в колечки шурупов и надеть фиксаторы с обеих сторон.

3 Изготовление куклы-перчатки

Кукла-перчатка петрушечного типа с объемной головой из чулка и ваты

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку самый распространенный и простой в управлении тип кукол для домашнего театра. Такая кукла состоит из двух частей: объемной головы с полостью для пальца и тряпичного платьица-перчатки. Голова куклы создает характер персонажа и поэтому ей всегда уделяется особое внимание. Сделать объемную голову для куклы-перчатки можно очень многими способами.

Начать нужно с изготовления патронки. Именно она надевается на палец актера и одновременно является шеей персонажа. Из толстой бумаги (ватмана) склейте длинную трубочку, плотно облегающую две верхних фаланги указательного пальца актера так, как показано на рисунке. Палец должен плотно входить в отверстие и выниматься тоже без особого усилия. Второй сустав пальца должен оставаться свободным, поскольку именно он отвечает за наклон головы куклы. Длина этой патронки должна соответствовать планируемой высоте головы куклы вместе с шеей. Чтобы кукла прослужила дольше, обклейте готовую патронку еще 2-3 слоями ватмана.

Возьмите старые эластичные колготки или кусок тонкого трикотажа и отрежьте кусочек чуть длиннее высоты головы. Зашейте один из концов так, чтобы получился мешочек, и выверните его наизнанку. Вставьте в мешочек патронку и равномерно окружите ее ватой или синтепоном. При набивании старайтесь избегать образования комков, иначе поверхность заготовки при натягивании ткани может пойти буграми.

Доведя размер до нужного объема, с помощью нитки и иголки стяните нижний конец мешочка вокруг патронки. Итак, основа готова. На следующем этапе, собственно, и начинается создание образа. Именно сейчас начнут появляться подбородок, щеки, рот, нос, уши, брови и другие выпуклости, делающие безликий шар конкретным героем.

Отрежьте еще один кусок чулка для верности в полтора раза длиннее предыдущего. Зашейте один из его концов, выверните наизнанку и наденьте на заготовку. После этого начинайте подпихивать под верхний мешочек в нужных местах кусочки ваты или синтепона, формируя черты лица. Начинать нужно с верхней части головы, постоянно натягивая верхний мешочек, чтобы между объемными деталями не образовывались складки и пузыри.

Чтобы черты не расплывались, зафиксируйте вату на нужных местах, пришивая верхний мешочек к нижнему, плотно обтягивая набитую ватой выпуклость. Благодаря эластичности материала колготок придать форму лицу куклы очень легко. Глаза можно сформировать либо на этом этапе, либо приклеить их потом. Закончив с деталями, натяните верхний чулок и стяните его вокруг патронки так же, как первый. Лишнее отрежьте.

Теперь голову нужно покрасить. Разумеется, сразу красить синтетику гуашью бессмысленно — краска не ляжет, поэтому прежде чем приступить к раскрашиванию, голову необходимо загрунтовать клеем ПВА, нанося его кисточкой по всей поверхности головы.

После того, как клей высохнет, голова станет жесткой и ее можно будет покрасить в нужный цвет. Смешав гуашь с неразведенным ПВА, можно обойтись без предварительной грунтовки, сразу придав модели желаемый цвет.

Пока покрашенная заготовка головы сохнет, делаем глаза. Для этого нужно размочить в растворе ПВА кусочек бумажной салфетки или туалетной бумаги и скатать из него два шарика одинакового размера. После высыхания их нужно немного подшлифовать мелкой наждачной бумагой, покрасить и для живости и выразительности покрыть лаком.

Когда краска на заготовке головы высохнет, дополните образ необходимыми деталями — волосами, глазами, усами и так далее. Их можно нарисовать кисточкой или приклеить. Для изготовления волос, усов и бороды можно использовать вату, паклю, распущенный на волокна шнур или смоченные в растворе ПВА скрученные полоски из бумажных салфеток.

Для того, чтобы голову куклы было удобнее соединять с перчаткой, внизу шеи сделайте утолщение. Нарежьте узких полосок бумаги или газеты, смажьте их клеем и намотайте слоями вокруг патронки.

Теперь приступаем к изготовлению перчатки. Выбирая ткань для перчатки, следует руководствоваться не только фактурой и цветовой гаммой, но в первую очередь мягкостью. Мягкая ткань не топорщится и не образует на руке грубых резких складок, портящих внешний вид куклы. Старайтесь избегать тканей с крупным рисунком, поскольку большие лишенные смысла пятна на перчатке будут отвлекать внимание зрителей от лица куклы, и она потеряет свою красоту и выразительность. Ткань не обязательно должна быть новой, можно использовать старые ненужные вещи. Так перчатку для деда я выкроила из старой байковой подкладки, а перчатку мишутки из кусочков натуральной овчины.

Человеческая рука несимметрична, но во время спектакля перчатку, скорее всего, время от времени придется одевать на левую руку, поэтому необходимо учесть положение внутри сразу пальцев обеих рук. Положите ладони на лист бумаги, как показано на рисунке и наметьте контур перчатки. Ширина перчатки должна быть такова, чтобы рука свободно располагалась внутри, не натягивая ткань.

Дважды перенесите выкройку на ткань. Если вы будете шить вручную, то припуски на швы можно не делать, а если на машинке, то сделайте припуск в 1-1,5 см. Осуществите раскрой. При необходимости подшейте низ каждой детали. Сложите детали лицом к лицу и сшейте с боков, оставив несшитыми низ и горловину. Выверните перчатку налицо.

Соедините голову куклы и перчатку. Подшейте горловину перчатки и соберите ее на толстую резинку или шнурок. Просуньте утолщение шеи внутрь горловины и затяните (резинка сделает это автоматически).

Кукла-перчатка с лапами или ладошками смотрится живее и выразительнее. Главное правило — это соблюдать соразмерность головы и ладоней. Они не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Объемные лапы зверюшек очень удобно делать следующим способом. Вырежьте из трикотажа или старых колготок 4 одинаковых детали нужной формы. Сшейте из каждых двух деталей лапку, оставив незашитым запястье. Выверните каждую лапку на лицо и набейте ватой, заполнив две трети пространства. С помощью иголки и нитки сформируйте пальцы. Загрунтуйте поверхность заготовок с помощью неразбавленного ПВА. Постарайтесь, чтобы ткань в районе запястья не слиплась при высыхании. После высыхания покрасьте лапы в нужный цвет гуашью. Готовые лапы оденьте поверх перчатки и как следует натяните на кончики большого и указательного пальцев. Убедившись, что пальцам актера удобно внутри лапок, а сами они при их сведении занимают естественное и удобное для удержания предметов и хлопанья в ладоши положение, пришейте их по кругу к перчатке по линии запястья. Если шов получился слишком заметным замаскируйте его декоративным элементом, например тесьмой или меховой манжетой. Этим же способом можно делать натруженные за долгую жизнь руки стариков или могучие руки воинов. Такая кисть кроится в форме варежки. Пальцы можно и не прорабатывать.

Теперь самое время обогатить костюмы персонажей деталями. Так для деда можно сшить шапку и меховую безрукавку, а мишку принарядить с помощью яркой жилетки на пуговичке. Чтобы дополнительные детали не падали и не затрудняли управление куклой, их необходимо несколькими стежками закрепить на костюме-основе. Шапку же можно просто приклеить к голове моментальным клеем.

Заключение

Каждое искусство имеет свою материально-техническую базу, вне которой оно не могло бы и существовать. Как развитие музыки связано с изобретением и усовершенствованием музыкальных инструментов, как история театра обязательно включает историю сценической площадки, сценического костюма и т.п., так и театр кукол располагает обширной и сложной материально-технической основой. Ознакомление с нею составляет одну из первых ступеней в овладении этим видом искусства.

Своеобразие театра кукол состоит в том, что на сцене действуют куклы. Актеры же, которые приводят кукол в движение, управляют ими и говорят за них, должны оставаться невидимыми для зрителей. Отсюда возникает, во-первых, создание особой, театральной куклы и, во-вторых, устройство определенной сценической площадки, которая помогала бы скрыть актеров и показывать кукол.

В кукольном спектакле именно кукла является тем художественным инструментом, благодаря которому идейное и эмоциональное содержание пьесы становится достоянием зрителей. Чем совершеннее этот инструмент, чем богаче, разнообразнее и выразительнее средства куклы и чем виртуознее владеет куклой артист, тем полнее и глубже раскрывается перед зрителями содержание спектакля.

Мастерство актера-кукловода, мастерство художника, создателя внешнего образа куклы, и техническое устройство куклы находятся в тесном взаимодействии: хорошая кукла останется мертвой, невыразительной в руках плохого актера, а плохая кукла убьет или исказит творческий посыл хорошего актера. И даже в самой кукле может быть заключено противоречие между внешним и внутренним: интересная в образно-скульптурном отношении, но несовершенная технически кукла может оказаться бессильной в передаче внутреннего содержания, невыразительной в движении и жесте.

Кукла — «актер» с ограниченными игровыми возможностями. Она не обладает мимикой, она говорит «не своим голосом», она всегда угловата и по сравнению с человеком условна, мало естественна. Вся сила ее выразительности заключена в маске и в движении — в жесте, в повороте корпуса, головы. И если художественная образность маски куклы — ее типичность, убедительность, живость, наличие в ней характера — зависит от мастерства художника-скульптора, то способность куклы к движению, выразительность жеста в очень большой мере зависят от технического устройства куклы и от точности расчета при ее изготовлении. Здесь имеет значение даже материал, из которого сделана кукла и ее костюм. Таким образом, решение технических вопросов поделки кукол в конечном счете определяет и ее художественные возможности.

Все поставленные нами задачи были выполнены, согласно поставленной нами целью.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-kukolnyiy-teatr-v-detskom-sadu/

1. О. Цехновицер, И. Еремин. Театр Петрушки. — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.

— В.А. Швембергер. Театр кукол. Краткое руководство для самодеятельных кружков. М., 1934,