Литература, театр и искусство Просвещения

Эссе

Главную роль среди литературных жанров играли сатирический и семейно-бытовой роман, роман «воспитания», сатирико-нравоучительное эссе, философская повесть и особенно драма, как наиболее эффективное средство воспитания.

В просветительском реализме существовала норма, устанавливаемая разумом, нарушение ее обличалось или высмеивалось в сатирических жанрах литературы. Утверждение нормы (определенного этического или общественного идеала) олицетворялось в образах положительных героев семейно-бытового романа (С. Ричардсон).

сентиментализм

Просветительский классицизм ставил проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом. В нем «добрая природа» человека противопоставлялась человеку «социальному», нарушающему этическую норму (идеал).

Литераторов привлекали в классицизме рационализм, строгая логика ситуаций, характеров, поступков, элементы дидактики, гражданственность.

В целом литературу эпохи Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое и пропагандистское начало.

Театр Просвещения стал важным средством перевоспитания людей. Правда, каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, в частности Вольтер, сковывали развитие драматургии. Уже для Г. Лессинга теория драмы стала полем сражения за раскрепощенную личность. Шиллер протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. Мир третьего сословия представил в своих комедиях о Фигаро П. Бомарше. К. Гольдони создал новый тип комедии — комедию нравов, которая пришла на смену комедии масок, и стала не только национальной итальянской комедией, но и получила общеевропейское признание. Творчество Р. Шеридана в Англии знаменовало переход от комедии положений к комедии характеров.

XVIII в. отличался большим разнообразием художественных направлений и стилей. Искусство века — своего рода энциклопедия разнообразных стилевых форм, которыми широко пользуются художники, архитекторы, музыканты.

Новые веяния проникли и в Академию. Ведущей темой сюжетов — аллегорических, исторических, мифологических, жанровых — стала чувственная любовь. Даже из Священного Писания выбирались соответствующие сюжеты. В стиля рококо творили придворные художники — Ж. А. Ватто, Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар. Их творчество в свою очередь явилось шагом к сентиментализму в живописи.

2 стр., 522 слов

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом

... но и протянуть руку. Они понимают, что в данной ситуации может оказаться каждый. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом Несколько интересных сочинений Пожалуй, нет такого человека в нашей стране, кто не знал бы главного ...

Литература рококо

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/teatr-i-iskusstvo-epohi-prosvescheniya/

Просветители активно влияли на развитие культуры. Классицизм той поры начинает приобретать просветительский характер. В его архитектурной основе лежала стилизация греческого искусства, окрашенного в определенной степени налетом романтизма. В моду входит английский ландшафтный парк, полная противоположность французскому регулярному парку. Красота образа складывалась из простоты и ясности пропорциональных членений и форм.

Реализм вторгался в изобразительное искусство, развивавшееся в духе классицизма. Это особенноярко прослеживается в английской живописи, которая с 30-х гг. XVIII в. переживает свой расцвет. У. Хоггарт стал по существу первым живописцем-просветителем Европы. Лучшие достижения английской живописи вне круга Хоггарта лежат в области портретного жанра (Д. Рейнолдс, Т. Гейнсборо и др.)

Во Франции в русле просветительских идей развивалось творчество Ж. Б. Шардена, Ж. Б. Греза, прославлявших в духе сентиментализма скромный быт третьего сословия. В портретах М. де Латура — можно видеть тяготение к психологизму. Особенно яркого выражения идеи просветительского классицизма достигли в творчестве Ж. Л. Давида, явившегося знаменосцем искусства Французской революции. Расслабленному гедонизму рококо Давид в своих картинах противопоставил культ античного героя, пафос гражданского подвига, чувство доблести и патриотизма.

В своем развитии скульптура проходит те же этапы, что и живопись, решительно меняя темы и формы в направлении просветительских идеалов. Ж. Гудон создал портретную галерею французского общества, отразил в скульптуре духовную атмосферу эпохи, с ее тяготением к античности, интеллекту, простоте, гуманизму.

Мировоззрение просветителей явилось духовной основой формирования венской классической школы, что выразилось в расцвете многообразных музыкальных жанров (И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен).

Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. И. Винкельман выработали новую систему музыкально-эстетических взглядов, которая подготовила оперную реформу К. Глюка, провозгласившего «простоту, правду и естественность» единственными критериями красоты для всех произведений искусства.

Век Просвещения создал свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последующее развитие культуры.

Философия, наука и искусство выходили из национальных рамок, все общечеловеческое было понятно всем народам. Французскую революцию — с ее идеями возвращения человеку его естественных природных прав — с воодушевлением приветствовало все образованное общество Европы как зарю лучшего будущего человечества. Многое в явлениях культуры последующих эпох невозможно понять без Великой французской революции. Однако уже события самой революции поколебали веру в просветительские идеи. Террор, а затем контрреволюционная диктатура развенчивали иллюзию наступления царства разума. Новые буржуазные отношения мало отвечали идеалу просветителей. В духовной атмосфере смятения, разочарования складывалась антипросветительская реакция. Культурная жизнь конца века отражала эти настроения общества.

18 стр., 8538 слов

Великая буржуазная революция и искусство Франции

... работы является исследование искусства Франции периода Великой Французской революции. Задачи: охарактеризовать условия и особенности изобразительного искусства Франции в данный исторический ... революции начинается бурный подъем освободительного движения во всех странах. Он находит свое выражение также в борьбе за создание национальной культуры. Стремление к созданию национального искусства и культуры ...