Творчество Михаила Врубеля и пути развития русского символизма в ХХ веке

Курсовая работа

Введение

Данная курсовая работа посвящена теме русского символизма и его ярчайшему представителю в живописи – Михаилу Врубелю. Тема символизма освещена во многих источниках, многие авторы обращались к этой теме. И она вряд ли перестанет быть актуальной, потому что русский символизм – явление настолько многогранное, что его рассматривать можно с различных точек зрения, находя все новые и новые аспекты и нюансы. Символизм в картинах Михаила Врубеля также достаточно распространённая тема в трудах многих авторов и исследователей, но все же, его творчество в контексте русского символизма – актуально и сейчас. Он являлся одним из символом рубежа XIX-XX веков, и выразителем гуманистических и возвышенных идей, которые не перестанут быть ценными на протяжении многих веков и в дальнейшем. Обращаясь к народно му творчеству, к мифологическим образам, художник стремился передать не просто картинку, а придать ей глубокий философский смысл.

И целью данной работы является обзор творчеств М. Врубеля в контексте русского символизма, а также его влияние на развития данного направления.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач, которые будут отражены в главах данной работы.

Первая глава решает задачу характеристики символизма в начале XX века. Для этого необходимо сделать обзор русского символизма и показать его отличия от западного, а также рассмотреть символизм в живописи.

Вторая глава раскрывает тему творчества и символизма самого художника. Необходимо кратко представить главные аспекты его биографии, а также охарактеризовать его символизм.

Третья глава посвящена образу Демона, который был одним из центральных образов всего его творчества. И таким образом показать, какое символистическое значение нес Демон на полотнах художника.

Для достижения цели и решения задач использовались книги по искусству, многие из которых содержали не только общий материал, но и сведения о самом М. Врубеле. Также были взяты источники непосредственно по творчеству данного художника, а также книги, посвященные теме символизма, как, в общем, так и в живописи и русском искусстве в частности.

Фрагмент работы для ознакомления

П. Рябушкин, Б.М. Кустодиев и М.В. Нестеров.Например, любимым жанром А.П. Рябушкина (1861-1904) был исторический жанр. Он писал картины современной ему крестьянской жизни, но его привлекали отдельные стороны жизни деревни, например, обряды, праздники. Именно в них он видел наиболее яркое проявление исконно русского национального характера. Причем все образы крестьян у Рябушкина написаны с натуры, так как художник практически всю жизнь провел в деревне. Кроме того, в свои исторические полотна художник привносил черты древнерусской живописи, тем самым подчеркивая историческую достоверность своим картинам.Еще один крупный художник этого времени – Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), который в своих работах изображал ярмарки с пестротой и разнообразием товаров, русские масленицы с тройками, сцены из купеческой жизни.Раннее творчество Михаила Васильевича Нестерова выражено лирическим аспектом его дарования. В его творчестве большую роль играл пейзаж, в котором художник стремился найти радость в тишине вечной прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои — худенькие отроки — обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе.Еще одним видным пейзажистом и анималистом того времени был Алексей Степанович Степанов (1858-1923).

7 стр., 3168 слов

Контрольная работа по русскому языку по главе 3 (8 класс)

... ряд однородных членов, запишите их вместе со словом, к которому они относятся. 2.4. Как Вася Голубев относился к Саше Мыльникову?, Контрольная работа по главе (пр. А.Д.Шмелёва, 8 класс) IV вариант Задание ... грамматические основы. Именно функциональные разновидности языка обусловливают богатство и гибкость русского языка. Разговорная речь вносит в литературный язык живость и естественность ...

На протяжении своей жизни он горячо любил животных, которые его привлекали не только внешним видом, но и особенностями характера, а также специфическими методами различных видов охоты. Наиболее выдающиеся картины этого художника посвящены именно русской природе, они пронизаны лиризмом и поэзией.Глубокой лирической поэзией проникнуто и творчество Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905).

Он писал поэтичные образы обитательниц староусадебных парков, а вся его живопись гармонична и похожа на музыкальную симфонию.Дарование К.А. Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театрально-декорационном искусстве. Очарование его творчества заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колорическом богатстве его живописи. Кроме того, в живописном художественным искусстве начала XX века значительную роль сыграла также художественная группировка «Союз русских художников». В нее входили художники К.А. Коровин, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, Л.В, Туржанский, К.Ф. Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж, а сами они были преемниками пейзажной живописи второй половины XIX века. В искусстве того времени большое значение сыграла живопись таких выдающихся художников, как Илья Репин, Константин Коровин, Михаил Врубель. В их творчестве наиболее полно отразились художественные достижения той эпохи.В конце XIX века кроме пейзажа просыпается интерес к жанру натюрморта. Его расцвет наступил в 1910-х годах.

И здесь проступает новая тенденция в написании натюрморта, когда художники пытаются увязать натюрморт с окружающей средой. «Мертвую натуру», как называют натюрморт, выносят на пленэр, связывая его с пейзажем, или же оставляют в помещении, органически соединяя с интерьером комнаты.Например, одно из ранних полотен Коровина «За чайным столом» прекрасно иллюстрирует новые тенденции. Особенно эта связь натюрморта с пейзажем прослеживается в творчестве К.А. Коровина и Э. Грабаря. В своих полотнах эти, да и многие другие художники, ставят натюрморт с целью специального анализа цвета, формы и материальности предмета.Кроме того, рассматривая указанный период, нельзя не осветить творчество Михаила Врубеля, но о нем речь пойдет в следующей главе. Следует сказать лишь то, что его творчество явилось бесценным подарком не только для русской, но и мировой культуры.Еще один художник из «Мира искусств» — Билибин иллюстрировал русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина. Его можно назвать продолжателем Васнецова и Поленовой, которые как и он, искали опору в национальных духовных традициях, мире поэтических сказок и былин. Также размышлял о национальной духовной традиции и ровесник Билибина, Рерих.

23 стр., 11285 слов

Жизнь и творчество художника И.Н. Крамского

... Жизнь и творчество художника И.Н. Крамского» Задачи курсовой работы: Собрать в библиотеке литературу про художника И.Н. Крамского, прочитать ее и проанализировать. Найти в интернете теоретический и иллюстративный материал по жизни и творчеству художника И.Н. Крамского. Прочитать и ... доступно моим способностям. Без живописи внутренняя моя жизнь не может существовать. Живопись! В разговоре о ней ...

Для этого художника традиции были связаны с историческими событиями древности, с таинственными нераскрытыми явлениями природных сил и верований. И это все он желал выразить в станковых картинах и больших декоративных панно и других произведениях. Как считают исследователи, в некоторых отношениях Рерих был близок к Врубелю – они оба стремились в модерне выразить свои романтические идеи, оба видели путь к решению своих художественных задач в синтезе разных видов искусства.Выше шла речь о художниках, чьи произведения формировали русский символизм, определяли его характерные черты. Врубелю, одному из выдающихся символистов, новый стиль, модерн, к которому его причисляют, казался средством обретения свободы для собственного творческого волеизъявления. И если говорить о начале XX века именно Врубель оказывал огромное влияние на своих современников и последующие поколения художников. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства XX века.Глава 2. Михаил Врубель и его символизм.2.1 Творчество М.

ВрубеляМихаил Александрович Врубель (1856-1910) – русский живописец, творивший на рубеже столетий, являлся ярким представителем русского символизма. В своей жизни художник неоднократно бывал в Италии на Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Говоря о творчестве Врубеля следует отметить тот факт, что художник в своем творчестве обращался к проблемам человеческого бытия, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. И Врубель опирался на традиции таких художников, как А.А. Иванов, Н.Н. Ге. Но решая обозначенные вопросы в условиях сложного и противоречивого развития русского культуры на рубеже веков, Врубель приходил к мучительным поискам выхода внутренней, духовной жизни человека, при этом он стоял в стороне от общественной борьбы и не видел реальных путей преодоления острых противоречивых проблем буржуазной действительности.Это придаёт творчеству Врубеля, как и творчеству ряда других русских художников конца XIX — начала XX вв., субъективные, индивидуалистические, а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточённую полемику по поводу его произведений в различных кругах русского общества.В своем творчестве Врубель обращался к романтике Средневековья и Возрождения, к сюжетам античной мифологии и русской сказки. В его картинах присутствуют элементы загадочности и таинственности, которые присущи символизму. Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произведениям Врубеля характерные черты стиля «модерн». Врубель стремился создать сложную картину мира, где все взаимосвязано и имеет душу, а привычный облик предметов скрывает свою истинную, особую жизнь. Поэтому в картинах Врубеля органично сливаются человеческие чувства и мир природы («Пан», 1899, «К ночи», 1900, «Сирень», 1900).

6 стр., 2987 слов

Российский государственный архив литературы и искусства: история ...

... использованных источников. 1. Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития Российский государственный архив литературы и искусства - это федеральный архив, который является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, изобразительного искусства, музыки, театра и кино. Архив был создан в 1941 ...

В 1884-89 годы Врубель проводит в Киеве, где создает иконы и ряд стенных росписей в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора, портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).

Его поиски духовности и монументальности приводят к тому, что художник обращается к опыту классического искусства. Но при этом его творчество самобытно, в нем нет стилизации или подражания. В характерной манере живописи Врубеля творчески преломились декоративность и обострённая экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Его живопись характеризуется ломающимся штрихом, сопоставлением нескольких планов в изображении предмета. Врубель расчленяет объем на множество плоскостей, которые представлены пересекающимися гранями и плоскостями. Его мазки напоминают мозаику, витраж с яркими, горящими стеклами, и именно эмоциональные цветовые решения станут характерной чертой в живописной манере художника.В киевском периоде творчества Врубеля впервые нашло свое выражение противоречие между мечтой о художественном преображении мира, о воплощении прекрасного в человеке в величественных образах монументального искусства и той действительностью, которая окружала Врубеля. Эта действительность не давала художнику возможности с помощью своего искусства утвердить гуманистические идеалы (замыслы о монументальном искусстве, которое было его мечтой, не были воплощены художником).

С этой тягой к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые просматриваются в творчестве художника в 1890-е гг., когда Врубель, переселившись в Москву (в конце 1889), стал членом абрамцевского художественного кружка мецената С. И. Мамонтова. В эти годы Врубель выполняет панно и станковые произведения, создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской, выступает в роли архитектора и мастера прикладного искусства. Эти же годы отмечены созданием иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова. И главной темой творчества Врубеля в этот период становится тема Демона. Но подробней она будет рассмотрена в следующей главе, как пример символизма в искусстве данного художника.В 1900-е гг. творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 ослеп).

В эти годы лучшими произведениями Врубеля становятся графические портреты, замечательные острой проницательностью характеристик и конструктивной чёткостью построения форм. Страстная взволнованность чувства, порыв к высоким гуманистическим идеалам, поэтическая сила восприятия мира, смелый полет фантазии, универсализм дарования — вот что наиболее выделяет Врубеля среди современников. Благородные идеалы, привлекавшие их темы и образы он умел выразить порой с неподражаемой художественной силой. Врубель сыграл, несомненно, значительную роль в попытках утвердить новые формы художественной жизни. Выступая за создание «Союза русских художников», был связан также и с объединением «Мир искусства», которое особенно активно прокламировало новые формы творчества и новые эстетические задачи, вставшие в 1900-е—1910-е годы перед русской художественной культурой.2.2 Символизм в картинах М. ВрубеляТворчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет — выражение «громадного личного мира художника», по словам Александра Блока.

12 стр., 5917 слов

По по Истории культуры и искусства : «Театрально-декорационная ...

... искусства. В истории театрально-декорационной живописи XX столетия мастера «Мира искусства» сыграли выдающуюся роль, значение которой не ограничено пределами национальной изобразительной культуры. В данной курсовой работе ... себя как гений, по словам соратников, « ... Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также некоторые иностранные художники . На рубеже ХIХ-ХХ столетия объединение "Мир искусства" ...

Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность «рубежа веков» — эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, — чем произведения любого бытописателя. «Кто такой писатель? Тот, чья жизнь — символ. Я свято верю в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество», — полагал другой выразитель духа времени, Томас Манн. Его высказывание смело можно отнести и к Врубелю. В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его — воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом («Доктор Фаустус» Томаса Манна).

Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля Михаила Александровича. Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля «печать безумия и рока» (Блок) — одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна — его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. «Верится, что Князь Мира позировал ему. — Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/vrubel-2/

12 стр., 5716 слов

Предмет и история эстетики. Этапы развития русской эстетики

... искусстве, где оформляются, закрепляются и дости­гают высшего совершенства результаты такого освоения мира. История эстетики Истоки эстетической практики и эстетических ... в практике формировавшихся видов искусств: скульптуры, трагедии, музыки, живописи. Мифология была базой развития искусства всех на­родов ... истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна ...

1. История русского искусства. В 2т. Т.2. Искусство второй половины XIX века. Под ред. Неклюдовой М.Г., Милотворской М.Б. М.: Изобразительное искусство, 1980. – Кн. 1 — 312с.; Кн. 2 – с.288

2. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Под ред. Чегодаева А.Д. М., Государственное издательство «Искусство» 1956г. — 1966г.

3. Всеобщая история искусства. Курс лекций. Пантелеева И.А. и др. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 1020с.

4. В мире искусства. Словарь основных терминов. Ред. Мелик-Пашаев А.А. М.: Искусство в школе, 2001. – 384 с.

5. История живописи. В 4-х томах. Александр Бенуа СПб.: Шиповник, 1912 — 1917 гг; 540с., 504с., 510с., 414с.

6. История русского искусства. Конспект лекций. Жуковский В.И. Красноярск: СФУ, 2007. – 397 с.

7. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. Алпатов М.В. М.: Искусство, 1967. – том 1 с.216, том 2 с.328

8. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. Алпатов М.В. М.: Искусство, 1967. – том 1 с.216, том 2 с.328

9. История русской живописи в XIX веке. Бенуа А.Н. М.: Республика, 1995.— 448 с.

10. Путешествие в мир русской живописи. Бялик В., Мацкевич М. М.: Арт-Родник, 2000. — 64 с.

11. Русские живописцы. Сергеев А. М.: Белый город, 2003. — 48 с. (серия «История России»)

12. Справочник по мировой культуре и искусству. Петкова С.М. 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007 — 507 с.

13. «Великие художники, их жизнь, вдохновение и творчество» № 077. Киев, 2003. — 32 с.

14. Врубель М.: Директ-Медиа, 2010. — 48 с. (Сер. «Великие художники. №33»)

15. «50 художников. Шедевры русской живописи» № 05. М.: 2010. — 32 с.

16. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. — М.: Республика, 1994. — 528 с. — (Мыслители XX в.)

17. Русакова А. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. — М.: Искусство, 1995

18. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 2000