По по Истории культуры и искусства : «Театрально-декорационная живопись «мирискусников»

Курсовая работа

«У нашего кружка направления не было,

… вместо направления у нас царил вкус»

А. Н. Бенуа

«Мир искусства» (1898 – 1924) – объединение русских художников, созданное в Петербурге в конце XIX века, заявившее о себе одноименными литературно-художественным журналом (1899–1904) и выставками (последняя состоялась в Париже в 1927 году).

Общество художников «Мир искусства» возникло и существовало в Петербурге с 1898 по 1904 годы, и вновь возродилось в 1910 году.

Его основатели – художник, теоретик и историк искусства, музейный специалист А.Н.Бенуа (рис.1) и меценат, знаток искусства С.П.Дягилев (рис.2), редактор одноименного журнала и организатор знаменитых «Русских сезонов» в Париже. Помимо основного ядра, куда входили Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, «Мир искусства» включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, К. Ф. Богаевский, Ап.М. и В. М. Васнецовы, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.).

В выставках общества участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также некоторые иностранные художники .

На рубеже ХIХ-ХХ столетия объединение «Мир искусства» возглавило широкое культурно-эстетическое движение, которое повлияло на все творческое сообщество того времени. Заново переоценив все устоявшиеся ценности русского изобразительного искусства, пересмотрев его творческую проблематику, это сообщество обновило его традиции и определило во многом новые пути русской художественной жизни.

Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. “Мирискусники” отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир, по их мнению, лишен красоты и поэтому недостоин внимания.

Творческие идеи «Мира искусства», сложившиеся в начале в сфере станковой живописи и графики, проникли в декоративно-прикладное искусство, архитектуру и скульптуру. “Мирискусники” содействовали развитию русского искусства и художественной критики. С их творчеством связан высокий расцвет русского театрально-декорационного искусства.

В истории театрально-декорационной живописи XX столетия мастера «Мира искусства» сыграли выдающуюся роль, значение которой не ограничено пределами национальной изобразительной культуры.

18 стр., 8888 слов

По хореографии : "Художественный образ в хореографическом искусстве. ...

... искусств более «духовных» — словесности и музыки. Гегелевская и послегегелевская эстетика широко использовала художественный образ, соотносительно противопоставляя образ как продукт художественного ... элементах. В балете хореографический образ ... миру. Теория отражения является научной основой реалистического искусства и критики антиреалистических направлений и теорий в искусстве. Художественный ...

В данной курсовой работе будет предпринята попытка рассмотреть вопросы, связанные с

Обзор можно начать с у

Труд «Иллюстрированная история мирового театра» под редакцией Дж. Р. Брауна использован, как

Работа Громова М.Н. «Вечные ценности русской культуры // Вопросы философии», помогла раскрыть аспект русской философии и сопоставить ее с европейской. В ней наилучшим образом изложены данные вопросы.

Из монографии художника русского театра 20 века Костиной Е.М.

Самобытный внутренний мир, богатый духовными переживаниями, общение с крупными деятелями отечественной культуры — все это явилось для Добужинского М. материалом для воспоминаний. Его труд, который так и был назван «Воспоминания», включает в себя теоретические статьи, критику, мемуары.

Книга С.

Неклюдова М.Г. свою работу «Традиции и новаторство в русском искусстве 19-нач. 20 вв.» посвятила истории русского искусства, воссоздав историю отечественной архитектуры, скульптуры, живописи и графики конца XIX — начала XX века. В книге дается картина развития реалистических, прогрессивных тенденций русского искусства в условиях сложной идейно-художественной борьбы той эпохи .

Мемуары Перцова П. « Литературные воспоминания 1890-1902: Россия в мемуарах» рисуют ситуацию идейного перехода от народничества к декадентству религиозным исканиям в конце XIX — начале XX века. Главные его герои — Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Вл.С.Соловьев, В.Я.Брюсов, А.А.Блок, В.В.Розанов, художники объединения «Мир искусства».

Альбом Пожарской М.Н. «Русские сезоны в Париже».

Монография Пружан

Так же информация о Баксте, как о деятеле

Книга, написанная исследователем русской художественной культуры, профессором Л.А.Рапацкой «Искусство Серебряного века» помогает ярче представить себе интереснейший период в истории отечественного искусства — «серебряный век», вобравший в себя такие разноликие явления, как символизм и футуризм, неоклассицизм и стиль «модерн», художественное объединение «Мир искусства».

В книге Сарабьянова Д.В. «Стиль модерн» о

Книга Стернин Г.Ю. «Художественная жизнь России 1890-1910 гг.» – это

В альбоме известного историка русского искусства Неклюдовой М.Г. «Традиции и новаторство в русском искусстве 19-нач. 20 вв.» ведущим аспектом является проблема творчества и новаторства. Именно под этим углом рассматривается творчество крупнейших мастеров русского искусства конца 19 начала 20 века. Автор не оставляет без внимания вопросы поиска художниками искусства большого стиля через переосмысление классической традиции.

25 стр., 12084 слов

Искусство и художественная литература: особенности соотношения и взаимовлияния

... искусстве Во многих современных справочниках и энциклопедиях по искусству и литературе направление в искусстве рассматривается одновременно и как направление в литературе, что говорит о многих схожих чертах и высокой степени интегрированности двух явлений. Затрагивая вопрос ...

Анализ философских взглядов рубежа 19 и 20 веков представлен в книге Щетининой Г.И. «Духовная жизнь русской интеллигенции в н. ХХ в.».

В представленной работе объект исследования – деятельность

Предмет исследования –

Задачи исследования:

1. Проанализировать историю возникновения и становления объединения

2. Раскрыть

3. Рассмотреть влияние

  1. История возникновения и становления объединения русских художников

На пороге ХХ в. русское искусство переживало фазу обновления творческих задач и перестройки форм и условий художественной жизни. Начинается новая полоса в истории русской изобразительной культуры. Новое поколение художников подвергло пересмотру устоявшиеся традиции живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Поколебались авторитеты, казавшиеся незыблемыми.

Щедрое на таланты 19 столетие стало трамплином для триумфа русского стиля в искусстве. Объединение «Мир искусства» возникло не на пустом месте.

В 1878 году самый почитаемый меценат своего времени Савва Мамонтов превратил свое имение Абрамцево в центр культурной прогрессивной России. Членов кружка объединяло желание развивать русское искусство на основе народного творчества и художественных традиций. Это привело к тому, что в произведениях, в работах художников ярко звучит фольклорная и сказочно-былинная Русь. Очарованный театром С.Мамонтов ставит пьесы на своей домашней сцене. Успехом пользуется «Снегурочка» А.Островского, где над оригинальными декорациями и костюмами работал Виктор Васнецов. Этот успех стал прелюдией к созданию в 1885 году в Москве, в Камергерском переулке, Московской частной русской оперы. Над костюмами и декорациями здесь работали талантливейшие художники: братья Васнецовы, Поленов, Левитан, Коровин, Врубель, Серов.

Критики того времени писали, что С.Мамонтов опекал, сейчас бы мы сказали – спонсировал, многих художников, и русское искусство многим ему обязано.

В это же время, в конце 1880-х — начале 1890-х годов, вокруг младшего сына известного петербуржского архитектора Н.Бенуа – Александра формируется студенческий круг, который позднее и составит основной костяк творческого объединения «Мир искусства». В кружок были вхожи В.Нувель, Д.Философов, Л.Розенберг (известный как Бакст).

В самом начале это был дружеский кружок. Сами участники называли его «обществом самообразовании». И уже в это время проявилась черта, характеризующая художников объединения – стремление к синтетическому охвату явлений искусства, культуры в целом. Возникнув из кружка молодых «любителей изящного», «Мир искусства» вырастает в крупное явление русской художественной культуры .

12 стр., 5915 слов

Искусство периода феодальной раздробленности и объединения Русских ...

... русской державы нашли свое выражение и в искусстве, определяя эстетические запросы, вкусы, потребности феодалов-заказчиков, ориентируя творческое мышление зодчих и художников. ... ЖИВОПИСЬ XIV век — «золотой век» новгородской монументальной живописи. ... культуры. Чем выше поднималась Москва, чем могущественнее становились общественные силы, заинтересованные в объединении ... новгородского зодчества. Среди них ...

Главную роль в объединении играли

Самыми значительными становятся выставки скандинавских художников, открывшаяся осенью 1897 года в залах Академии художеств, и выставка русских и финляндских художников в Музее Щтиглица в январе 1898 года. Дягилев использовал свой организаторский дар и для участия были привлечены не только основные члены кружка, но и крупнейшие русские живописцы – В.Врубель, И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, М.Нестеров, А.Рябушкин. Их работы явились показателем преодоления консервативных взглядов не только среди художников, но и в обществе в целом. Эту объединенную выставку русских и финляндских художников сами «мирискусники» позднее расценят как «первое выступление «Мира искусств», но пока еще не под этим названием» . Проведение выставок зарубежного искусства способствовало возникновению журнала.

18 марта 1898 года при поддержке княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, русской дворянки, общественного деятеля, и Саввы Мамонтова был основан журнал «Мир искусства». Главным редактором стал Сергей Дягилев. Журнал издавался как литературно-художественный альманаха и быстро занял ведущее место среди литературно-художественных изданий России. Обильно снабженный иллюстрациями, он явился одним из образцов искусства книжного оформления, где художники выступили подлинными новаторами. Рисунок шрифта, композиция страницы, заставки, концовки в виде виньеток — все тщательно продумывалось (рис. 4).

В журнале принимали участие многие знаменитые художники: Репин, Васнецов, Серов, Левитан, Бакст, а так же искусствоведы и критики. Мы видим, что многие участники кружка стали сотрудниками журнала.

Сергей Дягилев проявлял себя как гений, по словам соратников, «прорубивший культурное окно в Европу». И не удивительно, ведь он больше тяготел к Западу, при этом княгиня Тенишева постоянно стремилась «развернуть» его лицом к России. Дягилев ставит перед собой цель: сплотить выдающихся русских художников и сделать известным их творчество на Западе.

Таким образом, конец 1890 годов можно считать созданием объединения творческого союза художников под тем же названием, что и журнал, «Мир искусства», а самих художников можем именовать «мирискусниками». На авансцену художественной жизни вышла новая генерация художников. Их отличал интерес к истории и историческим стилям, ностальгия по ушедшим эпохам, культ красоты, романтическая ирония.

Деятельность петербуржского объединения ознаменовала собой наступление новой эры в культурной жизни России конца XIX века. Такой мощный творческий союз во многом определил развитие культуры и искусства в нарождающемся ХХ веке.

2. Роль объединения «Мир искусства» в становлении русского модерна

13 стр., 6174 слов

Русское изобразительное искусство XIX – XX веков

... художеств, Брюллов уехал в Италию. В своем искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность ... вниманием относиться к обнаруженной закономерности». Русская культура I половины XIX века. Господствующим стилистическим направлением в ... точки зрения художников на окружающий мир — от вещественно-конкретного, объективного видения и художественного воспроизведения мира через его ...

Сегодня часто можно услышать, как конец

«Русский модерн, лишь внешне … зародился в России сам по себе, органически, без заимствований, в условиях смены дворянства разночинной интеллигенцией, которая выступила новой культурно созидающей силой с 60-80-х годов XIX века и заявила о себе во весь голос во всех сферах русской жизни уже к началу XX века».

Этот стиль стремится стать единым синтетическим стилем, где все элементы, окружающие человека, выполнены в одном ключе. Этим объясняется возросший интерес к прикладным искусствам. Для понимания художественных особенностей стиля модерн, его содержания имеет исследование наследия русских деятелей культуры и теоретиков ряда течений, рожденных этим стилем. Прежде всего, это символизм. Среди деятелей этого направления — поэт А.Блок, В.Брюсов, А.Белый. Следующее модернистское течение — футуризм. Его представляют И.Северянин, Н.Асеев, Б.Пастернак, В.Маяковский, В.Хлебников и другие. По словам последнего «Мы – новый род люд-лучей. Пришли озарить вселенную». В музыке модернизм отразился в творчестве А.Н.Скрябина, И.Ф. Стравинского. В осмысление стиля модерн внесла свой вклад и литература эссеистического характера, статья писателей, художников и критиков. И среди них — имена А.Бенуа, С.Дягилева, а так же С.Маковского, М.Волошина.

И вновь мы видим деятелей различных областей культуры, входивших в объединение «Мир искусства». Давайте рассмотрим влияние «мирискусников» на становлении русского модерна в живописи.

Зачинателем стиля среди художников мы смело можем считать М. Врубеля. В 80-е годы

Русский

Историческая картина

Следует заметить, что само понятие «стиль» подразумевает некую озабоченность формой. Форма берется из общей памяти, из общего культурного запаса. Общее поддерживает индивидуальное, становится его опорой. Через это рождается настоящее. Отметим, что до «мирискусников» так сильно формой никто не озадачивался.

Стремясь к проявлению индивидуальности во всех областях культуры, «мирискусники» стали пропагандистами эстетики русского модерна.

Русский модерн, отчетливо проступивший в архитектуре и в живописи, наибольшее влияние на умонастроение общества обретает через театр. И здесь «мирискустники» проявляют себя во всей красе. Представление двух поколений представителей «Мира искусства» о синтезе искусств полностью проявилось в театре. Здесь равноправно взаимодействовали музыка, живопись, танец, актерское искусство, режиссура. Они объединялись спектаклем, чаще всего балетным. И это была еще одна заслуга «мирискусников», в частности Дягилева С. Благодаря его антрепризе смог родиться современный балет, который из пышного придворного зрелища превратился в искусство, способное выразить и философскую драму, и шарж. Художник стал полноправным соавтором спектакля. Он определял его форму и направлял фантазию композитора и хореографа. Некоторые художники, такие, как Бенуа, Рерих, Бакст, вполне зарекомендовали себя талантливыми сценаристами.

36 стр., 17774 слов

Расцвет искусства в начале 20 века

... успешно продолжает свое развитие. В силу этого социально-историческую панораму искусства стран и народов мира образуют в 20 веке художественные культуры самых различных типов: от первобытного по ... чем где-либо в других частях мира, многоплановой, напряженной, осложненной противоборством течений и возбудившей острейшую и принципиальную проблему 20 века - искусство и революция. Второй этап начинается ...

Широта и универсализм художественных воззрений, стремление синтетически охватить явления культуры плодотворно соединялись с театральной направленностью их интересов. Мастера «Мира искусства» были твердо уверенны в том, что они смогут взять судьбы русского театра в свои руки, что они вполне подготовлены для высокой миссии обновления сценического искусства.

  1. Художники «Мира искусства» и театрально-декорационная живопись

Теперь рассмотрим область, в которой «мирискусники» особенно преуспели. Они совершенно изменили облик театра, особенно музыкального. До них художнику в русском театре делать было просто нечего: все декорации брались из числа заранее готовых стандартных декораций. «Мирискусники» работали с каждым спектаклем индивидуально, с реставраторской точностью.

Первыми обратились к театральной работе еще в Мамонтовской опере В. М. Васнецов и В. Д. Поленов, а вслед за ними мастера более молодого поколения — Врубель и К. Коровин. Им удалось вернуть уверенность в том, что декорации и костюмы представляют собой неотъемлемый элемент художественного образа, создаваемого спектаклем. Работа Врубеля, А. Головина и К. Коровина имела еще и другое значение. Отвергнув “бытовизм” безличных стандартных декораций, они создавали атмосферу особой “театральной реальности”, которая поэтически возвышалась над житейской обыденностью.

Опера “Сказка о царе Салтане” в декорациях Врубеля (1900) (рис. 5-7), балет “Конек-Горбунок” в декорациях К. Коровина (1901) (рис.8-10) и опера “Псковитянка” в декорациях Головина (1901) открыли новый этап развития русской декорационной живописи.

В 1902 году Бенуа сделал для Мариинского театра эскизы декораций к опере Р. Вагнера “Гибель богов”, а Бакст в 1902—1904 годах оформлял в Александрийском театре постановки античных трагедий “Ипполит” и “Эдип в Колоне” (в переводах Д. С. Мережковского).

1907 год, кружок энтузиастов организовал “Старинный театр”. В его задачу входит воссоздание исторических форм театрального зрелища с середины средних веков до эпохи Возрождения. Программа “Старинного театра”: литургическая драма XI века, миракль XIII века, пасторель XIII века; моралитэ XV века и уличные фарсы XVI века. Художники “Мира Искусства” выступили в “Старинном театре” большой и сплоченной группой. Добужипский и Бенуа — участники кружка организаторов театра и его консультантами по разнообразным историко-художественным вопросам. Бенуа выполнил для “Старинного театра” эскиз занавеса; Добужинский — превосходное оформление пасторели “Лицедейство о Робене и Марион”. Так же в “Старинном театре” работали Лансере, Билибин и Рерих, молодой график В. Я. Чемберс и архитектор В. А. Щуко.

В том же 1907 году Сергей Дягилев организовывает «Исторические русские концерты», которые затем переросли в «Русские сезоны». И уже в 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез в Париж 5 балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир». В дягилевских балетах с самого начала прослеживалось стремление к синтезу музыки, пения, танца и изобразительного искусства в одно целое, подчиненное общей концепции. Находясь в поиске новых форм, экспериментируя с пластикой, декорациями, музыкальным оформлением, антреприза Дягилева существенно опережала свое время. Непрекращающиеся эксперименты породили такие своеобразные спектакли, как «Игры» (фантазия на тему тенниса), «Голубой бог» (фантазия на тему индейских мотивов), 8-минутный балет «Послеполуденный отдых фавна», «хореографическую симфонию» «Дафнис и Хлоя» на музыку М. Равеля и др. С 1911 года «Русские сезоны» содержат исключительно балетные номера, состав стал относительно стабильным и получил название «Русский балет Дягилева». Теперь группа ездит на гастроли не только в Париж, но и в Монако (Монте-Карло), Англию (Лондон), США, Австрию (Вена), Германию (Берлин, Будапешт), Италию (Венеция, Рим).

2 стр., 659 слов

По тексту Паустовского «Искусство видеть мир»

... писателей, композиторов природа сыграла важную роль: научила в малом видеть величественное и простое, помогала в создании знаменитых творений. йвазовский ... увидел. Плохо, если не умел пытливо смотреть, потому что мир очень богат и даже в малом обычно можно ... невежество не позволяют людям развиваться и познавать неоспоримые истины мира. Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, очень важно ...

Постановки «Русских сезонов» находились под мощным влиянием творчества художников-модернистов. Над декорациями и костюмами работали художники тяготеющего к символизму объединения «Мир искусств» А.Бенуа, Н.Рерих, Л.Бакст, М.Добужинский, а также авангардисты Н. Гончарова, М. Ларионов,

Вспомним, форма влияет на содержание. Именно это и наблюдала публика «Русских сезонов». Не только декорации, костюмы и занавес поражали своей художественной выразительностью: каждая постановка была пронизана модернистскими веяниями, пластика постепенно вытесняла сюжет из центра внимания зрителя.

Эстетизм «мирискусников» проявлялся в историзме и национальных традициях. На их творчество сильно влияла театральная деятельность. И все же каждый художник был узнаваем, имел свой неповторимый стиль. С этих позиций и проанализируем театрально-декорационную живопись «мирискусников».

Начнем, пожалуй, с Александра Бенуа. Его увлечение бытом и нравами двора «короля-солнце», изучение французского искусства привели к созданию серии чудесных акварелей с изображением парка, дворца, прогулки короля и придворных. Вышли два цикла: «Последние прогулки Людовика XIV » (1897-1898 г.г.) и «Версальская серия» (1905-1906 г.г.) (рис. 11-13).

Все работы связаны объектом изображения — Людовиком XIV , единством настроения. Связующее звено – образ рукотворной природы королевской резиденции. В теме «старинного парка» в «Версальских этюдах» оживает прошлое. Все работы пронизаны единством настроения. А в «Прогулке короля», картине, написанной в 1906 году, природа превращена в театральную декорацию. Этому способствует применение кулисной композиции. Силуэты фигур четкие и легкие напоминают игрушки, вписанные в ландшафт. Все похоже на театральный спектакль, приглашающий зрителя в свое пространство.

Историческая эрудиция Бенуа помогала ему воскрешать

Декорации к балету И.Стравинского «Петрушка» (1911)(рис.15-16) можно смело считать одним из наивысших его достижений. Балет был создан по идее самого Бенуа, он же написал и либретто. Балаганный герой — Петрушка представлен, согласно замыслу художника, как символ русской души и ее бессмертия. В этом балете в единое целое собраны глубинные национальные истоки. Это видно во всем: и в музыке, и в живописи, и в русском характере.

5 стр., 2163 слов

Искусство общения в работе менеджера

... (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения. В работе менеджера важную роль играют деловые беседы и переговоры. Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal - словесный, ...

Ретроспективные тенденции «Мира искусства» проявились в спектаклях дягилевской

Лев Николаевич Бакст (1866-1924) присоединился к кругу писателей и художников в середине 1890-х. Позднее он стал одним из инициаторов создания «Мира искусства». Работая над представлениями «Русских сезонов», Бакст в театральных занавесах и декорациях, эскизах костюмов раскрыл все декоративные возможности своего творчества. Его оформление отличалось декоративно-условным колоритом, повторенным в сценических костюмах. Тема Востока была одной из самых популярных в постановках русского балета. В этом проявилось и веяние времени и «всеядность» модерна. Самый значительный – «Шахерезада». Декоративный колорит пряного Востока напрямую обращался ко всем сферам восприятия зрителя – и к эстетической и к чувственной. Живописное оформление было доминирующим. Его роль нельзя было недооценить. Крупные пятна автор давал в резком контрасте (рис. 17 ).

В балетах «Шахеразада» (1910) (рис.17-18) и «Синий бог» (1912) (рис. 19) Бакст создал образы фантастического, сказочного Востока, стилизованные в духе иранских миниатюр; в «Нарциссе» (1911), «Дафнисе и Хлое» (1912) и «Послеполуденном отдыхе фавна» (1912) возрождал античность по мотивам греческой скульптуры и вазовой живописи. Бакст отталкивался от архаической пластики, фигуры представляли ожившие барельефы. Рисунок декораций строился на характерном для модерна растекании цветовых пятен по поверхности, на их сопоставлении. Занавес был уподоблен плоскому декоративному панно. Фигуры художник изображал в движении, отражая замыслы хореографов.

Николай Константинович Рерих (1874-1947) с 1903 года был постоянным участником выставок «Мира искусства». Его волновали славянская языческая древность, скандинавский эпос, религиозные легенды средневековой Руси. В его картинах «Идолы»(1901) и «Заморские гости» (1901) видны черты символизма, преобладание графических приемов над живописными. В них видна характерная стилистика модерна, кольцевая композиция. Определяющую роль играют контурные линии и локальные цветовые пятна. Декоративное понимание цвета роднит эти работы с работами «мирискусников». Такой подход оказался уместен в оформлении сценических действий. Декорации Рериха к опере «Псковитянка» (1909), к сцене половецких плясок из оперы «Князь Игорь» (1908 и 1914) и особенно к балету Стравинского «Весна священная» (1912) (рис 20-21) имели огромный успех у западноевропейских зрителей, перед которыми первые раскрывался неведомый им поэтический мир русского средневековья и загадочной славянской языческой древности.

Еще одним знатоком и любителем русского сказочного мира предстает перед нами Иван Билибин.

Иван Билибин (1876-1942) выступил в театральной работе как знаток старинных костюмов разных эпох и народов. Ему принадлежат эскизы костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» (рис 22-23).

5 стр., 2397 слов

Искусство вокруг нас. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее ...

... душевные ощущения и делиться частичками себя. Мир был бы совсем серый и скучный. Хорошо, что мы умеем творить! Что такое Искусство? Определение и термины. Большой энциклопедический словарь. ... обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться. Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было ...

Эскизы декораций (рис.24) и костюмов к опере Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1909) создавались для Оперного театра И.Зимина. И позднее, в 1925 году, Билибин оформлял балеты Н.Черепнина для труппы Анны Павловой.

Следует отметить, что в основном гений Ивана Билибина раскрылся в книжной графике. Его работы делает незабываемыми и красота узорного рисунка, и изысканная декоративность цветовых сочетаний, и тонкое воплощение мира. Во всем видна любовь художника к русской старине и сказочности., знание тонкого народного юмора. На его творчество оказали влияние английская графика, французский ар-нуво и японская гравюра. И так свойственные его работам черты – колористическое единство, условное деление пространства на планы и объединение разных точек зрения в композиции – мы видим и в книжной графике и в оформлении сцены. Поразительное мастерство и знание древнерусского быта в работах Билибина завораживают зрителя и надолго остаются в памяти.

Не все участники творческого объединения принимали участие в «Русских сезонах» Дягилева. Был ряд художников, которые проявили себя в других театрах. Независимо от этого, есть много общего, объединяющего театральные работы «мирискусников». Это можно назвать емким словом – время. Все, что было свойственно тому непростому и интересному периоду рубежа столетий, все, что мы объединяем в понятие «модерн» проявлялось и в станковой живописи и в акварельных листах, и даже в набросках «мирискусников». Многие из работ могли бы занять достойное место в сценическом оформлении. Театрально-декорационные черты творчества «мирискусников» можно увидеть во всем, за что бы ни брались эти художники. Вот примеры этого.

Валентин Александрович Серов (1865-1911) – один из главнейших представителей художественного объединения «Мир искусства» был неизменным авторитетом среди своих соратников. Его так же как привлекал XVIII век. И примет этому – картины «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте» (1900), «Петр I » (1907).

В последней можно увидеть стремление к театрализации действия, которое мы ранее могли видеть в работах А.Бенуа. А вот в «Портрете Иды Рубенштейн»(1910) во всю силу проявилась условность, острота изображения и нарастание декоративности. Здесь отчетливо прослеживается так характерная для мастера эффектная театрализация образа. Можно сказать, что влияние на живописную манеру Серова оказала его деятельность в театре. В. Серов внимательно относился к постановкам произведений своего отца — композитора Александра Николаевича Серова. В 1896 году он принял участие в оформлении оперы «Рогнеда» для Русской частной оперы С.И.Мамонтова, а в 1898-м — оперы «Юдифь», участвовал в создании эскизов костюмов и декораций (рис.25-26).

Евгения Лансере (1875-1946) привлекает Петровская эпоха. Любимая тема – строительство Петербурга и новый русский флот. Его работы — полная динамики картина «Петербург начала XVIII века. Здание Двенадцати коллегий» (1902) (рис.27), пейзажи «Ботик Петра 1»(1906) и «Корабли при Петре 1» (1911) – показывают нам архитектуру и природу в неразрывном единстве. Дарят ощущение простора, наполнены ветром и плеском волн.

Интересно, что тема Петербурга раскрывается и в работах Анна Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871-1955).

В 1900г. Остроумова вступила в «Мир искусства», а в 1901 сделала по заказу Дягилева первую петербургскую серию из 10 гравюрных видов (рис.28-29).

Анна Павловна была личностью творческой и разносторонней. Она не принимала участия в оформлении спектаклей, но ее работы имели черты декоративной лаконичности и могли бы занять достойное место в сценическом оформлении. Акварели с величественными ансамблями города на Неве демонстрируют любимую тему ее творчества – городской пейзаж. Ритм архитектурных форм, свойственный только этому городу колорит, четкость линий и краткость выражения делают ее работы узнаваемыми.

Петербург на листах Мстислава Добужинского (1875-1946) впечатляет напряженным внутренним звучанием. Это городские пейзажи – «Уголок Петербурга» (1904), «Город» (1904), «Старый домик» (1905)(рис.30).

В своих работах Добужинский использует художественный прием – безлюдность. Это усиливает впечатление одиночества и безысходности, преследующее человека в больших городах. Тем же духом напряженного трагизма, доходящего порой до психологического гротеска, проникнуты изобретательные и экспрессивные декорации Добужинского (рис.31), построенные на тревожных асимметричных ритмах и острых цветовых контрастах .

Как видим, Добужинский

Пейзажи Петербурга в работах «мирискусников» воспринимаются как декорации за счет композиционных приемов. Они приглашают посмотреть на город. По сути, именно «мирискусники» определили наше сегодняшнее восприятие Петербурга. До них у Петербурга было два публичных образа — образ города казенного, чиновного — в противовес живой, фрондирующей, более разнообразной и свободной Москве. И второй – образ города Достоевского: город дворов-колодцев и вечных сумерек. Все это изменилось усилиями «мирискусников». Благодаря им, Петербург раскрылся как объект для созерцания.

Константин Андреевич Сомов (1869-1939) – одна из центральных фигур «Мира искусства». В его творчестве проявились все основные принципы мироискуснической эстетики. Это и историческая ретроспекция, и изысканный стиль. Но большинство его произведений театральны. Первый жанр, которому отдал дань Сомов – это портрет. Вершиной этого творческого периода стал портрет художницы Е. М. Мартыновой («Дама в голубом», 1897-1900)(рис.32), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо «мирискусников», воплощая гармонию мечты и реальности.

«Мирискуснические» черты — ретроспективизм и интерес к мистификациям — прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя «Портрет» и «Невский проспект». Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта «Жар-птица, свирель славянина»(рис.33), фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова «Corardens», титульный лист книги А. А. Блока «Театр» (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника. Стилизованные пейзажные мотивы с оттенком XVIII в. можно увидеть в таких картинах, как «Вечер» (1902)(рис.34), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах.

Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины «Эхо прошедшего времени» (1903), «Арлекин и смерть» (1907)(рис.35), «Осмеянный поцелуй» (1908), «Зима. Каток» (1915).

В данной работе охвачены не все участники объединения, а только те, кто стоял у истоков и принимал участие в «Русских сезонах». Но и на их примере можно увидеть все своеобразие творчества «мирискусников», их индивидуальность и понять их роль в дальнейшем развитии русской культуры. Характеризуя влияние, оказанное декораторами русского балета на мировую театрально-декорационную живопись, французская художественная критика настойчиво подчерчивала, что до «дягилевских сезонов» в парижских театрах господствовали тенденции бескрылого иллюзионистического натурализма.

Художники в театре создали ряд образцовых спектаклей, оставивших неизгладимый

Основным творческим методом, обусловившим этот успех, явилась искусная стилизация. Широко развитая в станковом творчестве названных мастеров стилизация неизменно опирается на обширные и разносторонние знания, и в первую очередь на интуицию.

Первая мировая война положила предел периоду высшего расцвета театрально-декорационной живописи «Мира Искусства». В дальнейшем художники этого объединения лишь изредка, эпизодически принимали участие в деятельности дягилевской антрепризы.

Работа художников «Мира искусства» для которых, пожалуй, вся художественная культура в ее прошлом, настоящем и будущем стала «моделью» для творчества. Но все же «Мир искусства» был у каждого художника свой, и поэтому творчество «мирискусников» в целом отличается удивительной образностью и разнообразием форм и сюжетов. В их произведениях – горькая ирония и романтическая мечтательность, оптимистический молодой напор и усталый скептицизм, скифские курганы и дымные современные города, жизнь Версаля и многое, многое другое. Имена «мирискусников» вошли в историю и русской и европейской театральной культуры .

Заключение

На рубеже веков в настойчивых утверждениях самоценной значимости искусства, можно увидеть идею «искусства для искусства». Думается, это не совсем верно. Слишком уж большое значение придавали «мирискусники» нравственному, облагораживающему воздействию красоты.

Вся история возникновения и становления объединения

Из стремления сохранить, а отчасти и воскресить красоту прошлых эпох, родилось типичное для них «искусство об искусстве», и не случайно именно из этой среды вышли такие замечательные историки искусства как А. Бенуа и И. Грабарь. создал свою школу профессионального мастерства, в которой пристальный и постоянный интерес к русскому изобразительному искусству предшествующих столетий органически сочетался с освоением творческого опыта современной зарубежной живописи. Стилизаторские тенденции этой школы во многом объясняют стремление « мирискусников » к синтетическим формам искусства.

На творчестве Бенуа, Сомова, Бакста и других художников этого направления лежала печать какого-то особого мастерства. Мастерства, идущего из глубины души и стремящегося объединить и синтезировать в новом времени то, что ранее было неподвластно. Они постоянно искали выходы в смежные искусства. Книжная графика и театральная декорация — вот области, где достижения « мирискусников» трудно переоценить. Поэтому живопись Бакста, Рериха, Бенуа, Головина и других оказалась столь неотъемлемой и органической частью будущих «русских сезонов» в Париже.

«Русские сезоны» стали визитной карточкой русского модерна. Через них в светскую жизнь и мир моды прочно вошла тенденция Востока. В то же время деятельность объединения «Мир искусства» складывалась под влиянием европейской культуры. Следовательно, этот художественный центр важен и тем, что европейская традиция приходит в русский стиль модерн именно через творчество «мирискусников».

«Мир искусства» — это не только (и не столько) определенное стилевое направление в истории отечественного изобразительного искусства, но прежде всего, широкое культурное движение, оказавшее непосредственное воздействие на многие области русского искусства, в частности и на русскую музыку. Петербургские «Вечера современной музыки» по праву считались своеобразным музыкальным филиалом «Мира искусства». Дух просветительства и пропаганды современного русского и зарубежного искусства, царивший на концертах этого музыкального кружка, создавал ту общественную и художественную атмосферу, в которой формировались вкусы и склонности нового поколения русских композиторов и музыкальных деятелей искусства (Стравинский, Прокофьев, Мясковский, Асафьев и др.).

Художники объединения «Мир искусства» творили, не зная и не признавая границ. Будучи талантливыми детьми своего времени, они выполнили предназначенную им историческую роль и вошли в историю, оставив обширное наследство, которое и поныне охраняет неоспоримое художественное значение.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-iskusstvovedeniyu/

1. Бенуа А. Живопись, воспоминания, размышления. Книга

2. Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». СПб.: Художник, 2016. – 123 с.

3. Березовая Л.Г. История русской культуры. — М.: Лингва, 2014. – 483 с.

4. Борисовская Н. Бакст. М.: Искусство, 2017. – 113 c.

5. Голынец С.В. Л. Бакст. СПб., 2014. – 123 с.

6. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры // Вопросы философии. 2014. №1. – С. 41-53.

7. Гусарова, А.П. «Мир искусства». СПб.: Художник, 2014. – 102 с.

8. Добужинский М. Воспоминания. М.: Наука, 2017. – 480 с.

9. Ельшевская Г. Короткая книга о Константине Сомове. М., 2013. – 245 с.

10. Иллюстрированная история мирового театра /под ред.Дж. Р. Брауна. М., 2015. – 383 с.

11. Ильина И.Н. История искусства. М., 2016. – 123 с.

12. Костина Е.М.

13. Кричевска Ю.Р. Модернизм в русской литературе: эпоха Серебряного века. М.: ТОО «ИнтелТех», 2014. — 398 с.

14. Лапшина Н. Мир искусства. М.: Искусство, 2015. – 199 с.

15. Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. М.: Искусство, 2016. – 217 с.

16.

17. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве 19-нач. 20 вв. М.: Юнити, 2016. – 378 с.

18. Перцов П. Литературные воспоминания 1890-1902: Россия в мемуарах. М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 410 с.

19. Петров В.Н. Мир искусства: История русского искусства. Т.10. М.: Наука, 2016. – 316 с.

20.

21.

22. Рапацкая Л.А. Искусство Серебряного века. М.: ЭКСМО-Пресс, 2013. — 912 с.

23. Сарабьянов Д. Стиль модерн. М., 2015. – 212 с.

24. Сарабьянов Д.В.

400 с.

25. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2015. – 244 с.

26. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1890-1910 гг. М.: Искусство, 2017. – 184 с.

27. Философов Д.В. Юношеские годы Александра Бенуа. М., 2017. – 217 с.

28. Щетинина, Г.И. Духовная жизнь русской интеллигенции в н. ХХ в. М., 2015. – 283 с.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Приложение

Приложение 1

Рис.1 А.Н. Бенуа Портрет работы Леона Бакста 1898г.

Приложение 2

Рис. 2. Сергей Павлович Дягилев

Приложение 3

Рис. 3. Б.М. Кустодиев «Групповой портрет членов объединения «Мир Искусства» 1916-1920 г.

Приложение 4

Рис. 4. Обложки журнала «Мир искусств»

Рис. 5. М. Врубель. Демон

Приложение 5

Рис. 6. М. Врубель. Жемчужина

Приложение 6

Рис. 7. М.Врубель. Эскиз декораций к опере «Сказка о царе Салтане».

Приложение 7

Рис. 8. К.Коровин. Эскиз декораций. Торговая площать в Град-столице. «Конек-Горбунек»

Приложение 8

Рис. 9. К.Коровин. Эскиз декораций. Град-столица «Конек-Горбунек»

Приложение 9

Рис. 10. К.Коровин. Эскиз декораций к 4 акту балета «Конек-Горбунек»

Приложение 10

Рис. 11. А. Бенуа. Версаль. Прогулки короля.

Приложение 11

Рис. 12. А.Бенуа «Венецианский сад».

Приложение 12

Рис. 13. А.Бенуа Парад при Павле 1.

Приложение 13

Рис 14. А.Бенуа. Павильон Артемиды. Декорации к балету.

Рис.15. А.Бенуа. Декорации к балету И.Стравинского «Петрушка»

Приложение 14

Рис.16. А.Бенуа. Эскиз костюма к балету И.Стравинского «Петрушка»

Приложение 15

Рис. 17. Л.Бакст. Эскиз декораций к балету «Шахерезада»

Приложение 16 Приложение 17

Рис. 18. Л.Бакст. Эскиз костюмов к балету «Шахеризада»

Приложение 18 Приложение 19

Рис. 19. Л.Бакст. Эскиз костюмов к балету «Синий Бог»

Приложение 20

Рис.20. Н.Рерих. Эскиз декораций к балету Стравинского «Весна священная»

Приложение 21

Рис.21. Н.Рерих. Эскиз костюмов к балету Стравинского «Весна священная»

Приложение 22

Рис. 22. И.Билибин. Келья в Чудовом монастыре. Эскиз декораций к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

Приложение 23

Рис. 23. И.Билибин. Боярин.Эскиз костюма к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

Приложение 24

Рис.24. И.Билибин. Эскиз декораций к опере Н.А.Римского – Корсакова «Золотой петушок».

Приложение 25

Рис. 25. К.Серов. Олоферн. 1890-е. Один из первоначальных

А.Н.Серова «Юдифь».

Приложение 26

Рис. 26. К.Серов. Шатер Олоферна. 1907

Эскиз декорации к постановке оперы А.Н.Серова «Юдифь»

Приложение 27

Рис. 27. Е.Лансере. Петербург начала

коллегий

Приложение 28

Рис. 28. Анна Остроумова-Лебедева. Вид Невы сквозь колонны Биржи .

Приложение 29

Рис. 29. Анна Остроумова-Лебедева.

Приложение 30

Рис. 30. М. Добужинский. Старый домик

Приложение 31

Рис. 31. Мстислав Добужинский. Эскиз декорации. 1907г.

Приложение 32

Рис. 32. К.Сомов. Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой)

Приложение 33

Рис. 33. К.Сомов. Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта «Жар-птица, свирель славянина»

Приложение 34

Рис. 34. К.Сомов. Вечер.

Приложение 35

Рис. 35. К.Сомов. Арлекин и смерть.