Русская музыкальная культура XIX века и ее мировое значение

Курсовая работа

Без музыки жизнь была бы ошибкой. (Фридрих Ницше)

Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг ван Бетховен)

Русское слово «музыка» — греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума. Дать исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции), называемому «музыка» невозможно.

Неизмеримо богатство русской музыки. На протяжении свыше десяти столетий складывались и развивались ее традиции в тесном соприкосновении с музыкальной культурой других стран и в постоянном взаимодействии с другими видами художественного творчества.

Русская музыка — важнейшая часть русской культуры. Подобно русской литературе, поэзии, живописи, театру, она ярко отражает все этапы общественной жизни, становление русской философской и эстетической мысли. В ее многообразных жанрах и формах нашли свое воплощение история народа, его освободительная борьба, характер русского человека, своеобразие русской природы и быта.

В своей курсовой работе я решила показать музыкальное развитие России XIX века, которое происходило на фоне важнейших исторических событий — Отечественная война, восстание декабристов, отмена крепостного права и т.д.

Задача работы — проанализировать состояние музыкальной культуры России XIX века, выявить ее особенности, рассказать о композиторах этого столетия и об их произведениях, а также выявить значение русской музыки 19 века для мировой культуры.

В своей курсовой работе будут задействованы такие методы исследования как изучение и анализ литературы и документов, обобщение, анализ продуктов деятельности, описание.

При изучении данной темы я буду использовать литературу: Энциклопедия «Кругосвет», Русская музыкальная литература Э.Смирновой, Никитина Л.Д. История русской музыки и др.

Исторический фон

музыкальная песенная культура композитор

XIX век в России связан с крупнейшими политическими и социальными изменениями, и большую роль в этом играла война 1812 года и отмена крепостного права. В литературе, поэзии, музыке, живописи ярко обострилась тема социального неравенства.

3 стр., 1046 слов

Реферат русская музыка

... полонезами ("Гром победы, раздавайся!") и "российскими песнями". Открытие русской музыки 18 века стало событием недавних лет. Музыка 19 столетия известна гораздо больше. Она открывается романтическими и ... были канты-панегирики, воспевавшие успехи государства, армии и флота. С 18 века в России успешно утверждалась музыка европейского типа с нотной записью. Создавались домашние оркестры и театры. ...

Уже в первой половине XIX века русская культура достигает блестящего, ослепительно яркого расцвета. Освобождаясь от элементов подражательности, она находит оригинальные и самобытные формы выражения для разнообразнейшего, широчайшего по охвату содержания и создает великие непреходящие ценности общечеловеческого значения. Творчество таких ее гениальных представителей, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь в литературе, Глинка в музыке составляет одну из высочайших вершин не только русского, но и мирового искусства.

Сильный толчок подъему общественной инициативы дала Отечественная война 1812 г. Патриотизм русских людей проявляется в возрастающей тревоге об общенародном благе, в широком осознании единых интересов нации, в стремлении поднять уровень национальной культуры и благосостояния.

Значительное влияние на развитие русской культуры XIX века оказало восстание декабристов. Все эмоции, мысли, переживания нашли отражение во многих музыкальных произведениях того времени. Эпоха декабристов положила начало развитию революционной песни в России. Большие заслуги в этом отношении принадлежат деятелям декабристского движения — Рылееву и Бестужеву. Традиции революционной песни, заложенные поэтами-декабристами, были подхвачены и развиты их современниками. Темы свободолюбия и протеста, борьбы против социального гнета глубоко проникли и в бытовую песню.

По мере роста и распространения освободительных идей, усиливалось и противодействие, оказываемое им правительством. Уже во вторую половину царствования Александра I определяется этот реакционный курс, выражающийся в разгромах университетов, усилении цензуры. Длительная полоса небывало жестокой, глухой и беспощадной реакции воцаряется в русской жизни после подавления декабристского восстания, вместе с восшествием на престол Николая I. Существование демократической публицистики, а тем более политических организаций, ведущих практическую революционную деятельность, было невозможно в России.

В этих условиях особенно большое значение приобретает литература, произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова становятся основным рупором освободительной мысли.

Все сказанное создает предпосылки для образования классических школ русской национальной литературы и искусства.

В развитии русской музыки Глинка сыграл роль, во многом аналогичную той, которая принадлежит Пушкину в развитии русской литературы. Как и Пушкин, Глинка широчайшим образом воспринял и претворил различные элементы современной ему художественной культуры. Усваивая все ценное и жизнеспособное из наследия своих предшественников, Глинка преодолевает их ограниченность и достигает огромного богатства, полноты содержания и совершенства художественного воплощения. По своей внутренней уравновешенности, идеальной гармонической цельности и законченности творчество Глинки оказалось для последующих поколений таким же неоспоримым образцом и классической нормой, как и пушкинская поэзия. Глинка положил своим творчеством начало ее мировому влиянию. По пути Глинки идет в своем творчестве Даргомыжский. Он вносит в русскую музыку элементы большей социальной остроты, бытовой и психологической характеристичности, сатиры и юмора, подготавливая многое из того, что получит ясное оформление в творчестве молодой национальной школы 60-х годов. Глинка положил своим творчеством начало ее мировому влиянию.

6 стр., 2953 слов

Музыкальная культура России XIX — начала XX веков

... мировой культуры. 1. Песенная культура России в 19 веке песенная культура россия чайковский В 19 в. русские композиторы большое внимание уделяли изучению фольклора, считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и ...

Сообщения о русской музыке начинают все чаще появляться с этого времени в иностранной печати. За несколько месяцев до появления статей Берлиоза о Глинке известный французский музыковед Фетис писал о молодом еще Даргомыжском, как об оригинальном многообещающем музыкальном даровании России.

Исторический период 60-80 гг. 19 века принято называть пореформенным — в 1861 году царским указом было отменено крепостное право, что повлекло за собой либерализацию русской общественной жизни. Этот этап отмечен высоким расцветом художественной культуры как цельного и самобытного явления. Именно тогда в искусстве сформировалась определенная система духовно-эстетических ценностей, которые воплотились в литературе и театре, в живописи и музыке.

Развитие песенной культуры России в XIX веке

«Век был песен» — так сказал об эпохе Просвещения поэт Г.Р. Державин. Облик песенной культуры того времени был необычайно многообразен и даже многоязычен. В быту причудливо переплелись песни российские и французские, цыганские и немецкие, крестьянские и городские, любительские и профессиональные. Песня звучала со страниц литературных произведений и публиковалась в специальных сборниках «в удовольствие многих любителей», исполнялась в домах аристократов.

В XIX в. огромное внимание продолжили уделять изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Возникают некоторые новые жанры, старые формы (обиходные песни, песни на тему скитаний, сатирические песни) эволюционируют под влиянием нового жизненного содержания, меняется характер образов и интонационно-выразительных средств. Бытовая народная песня откликается на крупные политические и социальные события общенационального значения.

Широкое отражение получает в ней Отечественная война 1812 г. До нас дошел целый цикл песен о двенадцатом годе, связанных с устной фольклорной традицией. По своему содержанию и музыкально-поэтическим формам они очень разнообразны. Иногда в них используются приемы старых традиционных видов народно-песенного творчества.

Отечественная война вызвала также появление выразительных лирических

песен, в которых запечатлены глубокая народная скорбь, печаль и горе, вызывавшиеся тяжкими бедствиями отчизны, опустошением родного края, утратой близких.

Русская народная песня стала пользоваться исключительно широкой популярностью, распространяясь во множестве различных обработок — для хора, голоса с сопровождением и отдельных инструментов. С 1806 по 1815 года сборник Прача выходит вторым и третьим изданием. На его основе создавались песенные сборники общедоступного типа.

Широко известен был своими обработками народных песен талантливый русский музыкант, вышедший из крепостных крестьян, Данила Кашин. В 1833-1834 гг. вышел в свет его сборник «Русские народные песни» в трех частях. Для своего времени он является столь же характерным, как «Собрание» Прача для рубежа XVIII и XIX столетий. В начале 40-х годов появилось второе издание кашинского сборника, что свидетельствовало о его популярности и большом спросе на него. В приемах обработки Кашина ясно заметно стремление к подчеркнутой чувствительности, иногда несколько надрывного характера.

По одинаковому с Кашиным пути взаимопроникновения народно-песенных и городских романсных интонаций шел другой известный собиратель песен, по происхождению крепостной крестьянин, Иван Рупин, являвшийся также талантливым певцом-исполнителем (фамилия его произносилась современниками с итальянским окончанием — Рупини) и составителем популярного песенного сборника, изданного в 1831 г.

15 стр., 7385 слов

Русская музыкальная культура XVII века

... русскую культуру второй половины XVII в. Разрыв, произошедший в ней, проявил себя в музыке так же, как и в литературе, изобразительном искусстве, литургике, в укладе жизни. Новая музыка ... отражение в народном творчестве, в исторических песнях — песнях вольницы, сложенных в память о крестьянском ... Россией в 1654 г. Музыкальная жизнь в XVII веке Музыкальная жизнь этого времени многогранна и ...

Рядом с различными бытовыми преломлениями русской народной песни развивается лирический сентиментальный романс, пользовавшийся также исключительно широкой популярностью в самых разнообразных слоях общества. Как и «российская песня» XVIII века, русский романс в преобладающей своей части был связан со сферой домашнего музицирования В музыкальном языке бытового романса простота средств сочетается с искренней непосредственностью и душевностью выражения. Важную роль в развитии русского романса XIX века сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский (см. приложение 1).

Александр Александрович Алябьев, Александр Егорович Варламов, Александр Львович Гурилёв

Творчество Алябьева, Варламова и Гурилева — ценный вклад в сокровищницу русской музыки. Лучшие их песни и романсы входят в концертный репертуар певцов и хоров, они с любовью поются в народе и в наше время.

Русская композиторская школа XIX века, Михаил Иванович Глинка, Михаил Иванович Глинка

Огромное впечатление произвели на Глинку события 1812 года. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение. Много рассказов о героизме партизан услышал мальчик и навсегда проникся любовью и уважением к русскому народу, его могучей силе и душевной красоте.

В домашнем быту у родных Глинки часто звучала музыка. У дяди, жившего неподалеку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный. «Музыка — душа моя» — сказал он однажды. Крепостной оркестр дяди исполнял разные произведения, были среди них и народные песни. Вспоминая свои детские впечатления, Глинка писал: «…Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал разрабатывать преимущественно русскую народную музыку».

Жизнь за царя

Опера «Жизнь за царя» (в СССР в 30-80 х гг. было принято название «Иван Сусанин»; 1836 г.) написана на историко-патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII в. — борьбе русского народа против польских завоевателей. Сюжет произведения — подвиг Ивана Сусанина — предложил Глинке поэт Василий Андреевич Жуковский.

«Жизнь за царя» — первая русская опера без разговорных диалогов; она основана на непрерывном музыкальном развитии. Музыкальную ткань сочинения пронизывают хоровые сцены. В частности, они открывают (хор «Родина моя») и завершают произведение (заключительный ликующий победный хор «Славься»).

Русским образам противостоит враждебный лагерь поляков. Развёрнутая хореографическая картина представляет «польский акт» оперы — пышный бал в старинном замке. Эта симфоническая композиция передаёт блеск, изящество и гордость шляхты — польской знати. Звучат мелодии и ритмы полонеза, мазурки, краковяка. Красота музыки завораживает, но в целом простота и задушевность «русских» сцен противопоставлена показной пышности «польского акта».

14 стр., 6937 слов

История русской музыки

... произведениями Растрелли, живописью Рокотова, театром Волкова, Шереметьева, русскими композиторами Бортнянским, Фоминым, Ханданкиным. Их искусство представляет ... Урановой) Влияние народного творчества на развитие русской музыки Вкус к народной песне, несмотря на увлечение ... и оперные. Преобладающую часть их репертуара составляли оперы песенно-комического склада как переводные (главным образом, ...

Наконец два лагеря сталкиваются непосредственно — польский отряд приходит в село Домнино к Сусанину и требует, чтобы тот провёл их к месту, где находится царь Михаил Романов. Сцена Сусанина с поляками в лесной чаще, куда он завёл их на погибель, — кульминация оперы. Развязка трагична — главный герой отдаёт жизнь за Россию. Ночью, в лесу Сусанин исполняет свой предсмертный монолог речитатив «Чуют правду», переходящий в арию молитву «Ты взойди, моя заря», в которой герой просит у Бога сил встретить последний час. В ней звучит и глубокая скорбь, и надежда. Музыка — медленная по темпу, строгая и сосредоточенная по настроению — напоминает церковные песнопения.

Опера «Жизнь за царя» с большим успехом была исполнена 27 ноября 1836 года на сцене большого театра в Петербурге. Передовые люди русского общества высоко оценили ее.

Руслан и Людмила, Романсы и песни

Для оркестра Глинка писал одно частные симфонические увертюры фантазии. Лучшие его произведения в этом жанре — «Камаринская» (1848 г.), «Арагонская хота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.).

«Камаринская», по общему мнению русских композиторов, положила начало отечественной симфонической музыке. «Испанские» увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде» — блестящий пример освоения Глинкой интонаций и стиля испанской музыки. Пьеса для оркестра «Вальс фантазия» (1856г.) подготовила по явление симфонических вальсов П. И. Чайковского.

Благодаря творчеству Михаила Ивановича Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе. Последующие поколения композиторов, да и просто любителей музыки, всегда высоко ценили вклад мастера в культуру России.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Даргомыжский — младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки вошел как «великий учитель музыкальной правды», смелый новатор.

Взгляды Даргомыжского сложились в период 30-40х.гг. XIX столетия, время бурного развития русской культуры. Он чутко откликался на все передовое, прогрессивное в русском искусстве. В своем творчестве он был близок к демократическим писателям и художникам России. Особенно тесны связи вокальной музыки Даргомыжского с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Не случайно лучшие творения Даргомыжского написаны на стихи Пушкина и Лермонтова.

центральное место занимают романсы и оперы

сатирическая песня

опера «Русалка»

В 60х гг. Даргомыжский получил широкое общественное признание. С большим успехом прошли премьеры его опер, композитор был избран членом комитета Петербургского отделения Русского музыкального общества.

«Могучая кучка»

Вторая половина XIX века — пореформенное время, отмена крепостного права, либерализация общественной жизни, расцвет революционных настроений в русском обществе. Этот этап отмечен высоким расцветом художественной культуры как цельного и самобытного явления. Именно тогда в искусстве сформировалась определенная система духовно-эстетических ценностей, которые воплотились в литературе и театре, в живописи и музыке.

Музыкальное искусство не осталось в стороне от жгучих вопросов современности. Народнические позиции характерны для мировоззрения многих композиторов, уверовавших в мессианскую роль русского народа, в торжество его исторического духовного подвига. Музыка отразила весь спектр напряженных нравственных исканий русской интеллигенции тех лет, воплотила в музыкальных образах навеянные временем идеалы. Одни мастера идеализировали русскую историю, чистоту народной жизни, другие верили в самосовершенствование личности на основе законов народной этики, иные же стремились воплотить в творчестве некий прообраз народной культуры, рожденной из вечно живого источника — первозданной природы.

4 стр., 1770 слов

Романтизм в русской музыке

... русской реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита. Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В ...

Жанровое своеобразие русской музыки тесно связано с «литературоцентризмом», характерным для художественной культуры пореформенной эпохи. Порожденный эстетикой реализма, он выразился в приоритетной роли слова, художественного и публицистического. Ведущим жанром музык в это время является опера — историческая, эпическая, лирическая, драматическая. Продолжают развиваться и другие синтетические музыкальные жанры — романс, песня. Вокальная музыка пополняет собой «музыкальную энциклопедию» русской поэзии, обогащая ее социально-обличительными и лирико-психологическими образами.

«Могучая кучка»

«Могучая кучка» — выдающееся явление русского искусства. Она оставила глубокий след во многих сферах культурной жизни России — и не только России. В следующих поколениях музыкантов — вплоть до нашего времени -немало прямых наследников Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева. Объединявшие их идеи, их прогрессивные воззрения явились образцом для передовых деятелей искусства на долгие годы.

Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский

В 1863 г. композитор приступил к сочинению оперы «Саламбо» (по одноимённому роману французского писателя Гюстава Флобера), а в 1868 г. — к опере «Женитьба» (на неизменённый текст комедии Н. В. Гоголя).

Обе работы остались незавершёнными, но подготовили Мусоргского к созданию оперы «Борис Годунов» (1869 г.), ставшей значительным явлением в русской музыке.

опере «Борис Годунов»

В 1872 г. композитор начал работу над оперой «Хованщина», которую сам назвал «народной музыкальной драмой». Одновременно он писал произведение совсем иного плана — лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» по повести Н. В. Гоголя (осталась незаконченной).

«Картинки с выставки»

Мусоргский — автор известных песен и романсов. Первая опубликованная песня «Где ты, звёздочка…» (слова поэта и переводчика Николая Порфирьевича Грекова) дала начало лирической теме в вокальном творчестве композитора, до стигшей вершины в романсе фантазии «Ночь» (слова А. С. Пушкина).

Забавные зарисовки русскогого родского быта представлены в романсах «Но если бы с тобою я встретиться могла» (слова поэта Василия Степановича Курочкина) и «Светик Савишна» и «Семинарист» (слова композитора).

самобытным и новаторским

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) -, Богатырская

«Князь Игорь»

«Князь Игорь» — лирико-эпическая опера в 4х действиях с прологом. Музыка оперы во многом основана на интонациях народных песен — русских и восточных. Яркими красками написаны народные сцены, как русские, так и восточные. В этом Бородин был последователем Глинки, который для изображения стана врагов также находил художественно убедительную характеристику.

6 стр., 2978 слов

Русская духовная музыка и её значение в формировании музыкальной ...

... русских опер. По высказываниям П.И. Чайковского и других знатоков, музыка, ... Русская духовная музыка». Основными задачами проекта являются: ознакомить с некоторыми образцами шедевров русской духовной музыки и ... музыки религиозной традиции русской православной церкви; знание образцов хорового творчества композиторов в контексте стилевых и ... музыки. Современное состояние экономики страны пагубным образом ...

Николай Андреевич Римский-Корсаков(1844-1908).

Круг тем и сюжетов, воплощённых Римским-Корсаковым, широк и многообразен. Как и все «кучкисты», композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу. Но с наибольшей полнотой дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром фантастики и разнообразными формами русского народного творчества. Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его сочинений. Выявляя философский подтекст фольклорных жанров, Римский-Корсаков раскрывает мировоззрение народа: его извечную мечту о лучшей жизни, о счастье, воплощённую в образах светлых сказочных стран и городов (Берендеево царство в «Снегурочке», город Леденец в «Сказке о царе Салтане»); его нравственные и эстетические идеалы, олицетворением которых служат, с одной стороны, пленительно-чистые и нежные героини опер (Царевна в «Кащее бессмертном»), с другой — легендарные певцы (Лель, Садко), эти символы неувядаемого народного искусства; его преклонение перед животворной мощью и вечной красотой природы; наконец, неистребимую веру народа в торжество светлых сил, справедливости и добра — источник оптимизма, присущего творчеству Римского-Корсакова.

оперном творчестве

Симфоническое творчество Римского-Корсакова в сравнении с оперным не столь масштабно и многообразно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному (главным образом, живописному, изобразительному) и жанровому (связанному с народным песенным и танцевальным тематизмом) симфонизму. Отсюда характерный выбор жанров и форм — увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита и определённая направленность стиля — тяготение к вариационности, орнаментике в развитии материала, особое внимание к колористическим возможностям гармонии и оркестровки.

Римский-Корсаков оставил огромное творческое наследие почти во всех музыкальных жанрах. Его произведения разнообразны по своему содержанию, но основная черта их — глубокое проникновение в жизнь и быт народа, его думы и чаяния.

Гениальный Петр Ильич Чайковский (1840-1893гг.)

Среди русских композиторов-классиков выделяется имя Чайковского. Оно дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей — музыкантов-профессионалов и широкого слушателя. Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью, мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке композитора — вся жизнь человека с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаяньем. И о чем бы ни говорил Чайковский — он всегда правдив и искренен.

Стиль музыки Чайковского сложился в контексте нетрадиционных представлений композитора о природе национальной самобытности. В трактовке «национального» и «народного» он шел иным путем, нежели приверженцы «кучкизма». Русский фольклор не был для него универсальным источником, первоосновой музыкального языка. С помощью обобщенных, опосредованных народно-песенных интонаций Чайковский воплотил национальный образ «русскости», России, российскую действительность в ее современной многогранности. Поэтому композитор не ставил своей задачей использовать в музыке конкретные жанры подлинного крестьянского фольклора, а обращался к «интонационному словарю» окружающего его городского музыкального быта. Привычные городские интонации в сочетании с эмоциональной открытостью, искренностью и мелодичностью сделали музыку Чайковского понятной и доступной самому широкому слушателю и в России, и за границей. Именно поэтому произведения Чайковского быстро завоевали симпатии европейцев, способствовали международному признанию русской музыки во всем мире.

8 стр., 3582 слов

«Музыкальный фольклор в творчестве классиков российской ...

... «продолжением» творчества русских композиторов XIX века в веке XX: Рахманинова, бесспорно, можно считать прямым «наследником» русских композиторов XIX века, в первую очередь - Петра Чайковского. И его отношение ... и изучением музыкальных богатств, накопленных народом. Фольклор в творчестве классиков российской музыки XX века «Песня – душа народа, - утверждал когда-то А. Островский. – Испортишь ...

Чайковский писал почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера. В ней Чайковский явился подлинным реформатором. Оперу композитор представлял себе как самый демократичный жанр. «Опера, — писал он, — и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой…». В основе оперного действия — сильные человеческие чувства и переживания. Большое внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему хорошо знал и понимал.

опера «Евгений Онегин».

Свою оперу Чайковский назвал «лирическими сценами». Все внимание композитор сосредоточил на раскрытии внутреннего, душевного мира своих героев.

Опера «Евгений Онегин» — одно из высоких достижений русского оперного искусства. Правдивые образы Пушкинского романа помогли разрешить задачу создания «интимной, но сильной драмы», действующими лицами которой являлись «настоящие живые люди». Личная драма героев разворачивается на фоне бытовых картин. Разнохарактерные бытовые сцены придают опере особенную прелесть.

Новаторство «Лебединого озера»- необычность и непохожесть его на все предшествующее — если и было не до конца сразу понято, то сразу же отмечено и публикой и критикой, хотя порой и вызывало недоумение просвещенных меломанов. Одни упрекали композитора в бедности творческой фантазии, однообразии тем и мелодий, в некоторой монотонности. Другие считали, что музыка прекрасна, более того — даже слишком хороша для балета. Тем не менее премьера балета в московском Большом театре (20 февраля 1877 года) прошла с успехом, и спектакль оставался в репертуаре до 1883 года, когда пришли в полную негодность декорации этой постановки.

Первый отзыв в прессе, где создание нового балета было оценено по достоинству, принадлежал Г.А. Ларошу: «По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал… Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощен в таких разнообразных грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изображение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания…»

Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны 6 симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром , один для скрипки и ряд оркестровых сюит. Из симфонических одночастных пьес особенно выделяются фантазия «Франческа да Римини» и программные пьесы на сюжеты Шекспира (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия «Буря»).

6 стр., 2762 слов

Русская Православная Церковь и возрождение культуры

... оплодотворило собою все важнейшие творческие движения, созидавшие русскую культуру и придавшие ей неповторимый характер. Именно исихастское ... Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и ... духовным опытом, характерно для формировавшегося на протяжении веков национального сознания русского народа. Знаменателен рассказ летописи ...

Диапазон творческих интересов композитора необычайно широк. В его наследии десять опер («Евгений Онегин», «Ундина», «Кузнец Вакула», «Пиковая дама» и др.), три балета (« Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), семь симфоний, более десяти оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. В каждой области Чайковский был новатором, хотя к реформаторству никогда не стремился. Используя традиционные жанры, композитор находил возможности для их обновления.

«Я желал бы всеми силами души, — писал Чайковский, — чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» . Желание композитора сбылось.

Творчество Чайковского — вершина мировой музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века и наши современники.

Заключение

XIX век дал русской и мировой музыке замечательные сочинения. «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин», «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро» составляют гордость русской культуры. В золотой фонд русской музыки вошли произведения Бородина, романсы Балакирева, Римского-Корсакого, Бородина, Кюи.

Русские композиторы начали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное — получали европейское музыкальное образование. Россия вызвала в Европе ответный интерес, и на протяжении столетия немало выдающихся музыкантов гастролировали в Москве и Петербурге. Приобщение к европейской культуре не только повысило интеллектуальный и профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки, лучше узнать самих себя.

Кто самый любимый русский композитор в Америке в наши дни? Конечно же, Чайковский. Многие американцы даже считают Петра Ильича американским композитором. Он в Америке дирижировал своими сочинениями, когда был приглашён на открытие знаменитого Карнеги-Холла в Нью-Йорке. Его музыка почти ежедневно звучит в Америке по радио, особенно 4-я и 6-я симфонии и 1-й концерт для фортепиано с оркестром. Любимым балетом американцев является «Щелкунчик».

Творчество композиторов-классиков Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского — подлинное сокровище русской культуры XIX века. Их традиции нашли претворение и развитие в произведениях композиторов конца XIX-начала XX столетия — Танеева и Глазунова, Лядова и Аренского, Калиникова, Скрябина и Рахманинова. Все они — достойные преемники своих великих предшественников.

В своей курсовой работе я показала музыкальное развитие России XIX века, проанализировала состояние музыкальной культуры, выявила ее особенности, рассказала о композиторах этого столетия и об их произведениях, а также выявила значение русской музыки 19 века для мировой культуры.

Русская музыкальная культура XIX века через слияние с европейской культурой, через ее преобразование приобрела самобытные особенные черты и стала в свою очередь оказывать на нее существенное влияние, развиваясь и по сей день.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-kompozitoryi-veka/

1. Большая советская энциклопедия

2. Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки-М.,1980

— Энциклопедия Кругосвет

— Смирнова Э. Русская музыкальная литература — М.,2001

— Никитина Л.Д. История русской музыки-М., 1999

— Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»-М.,2001

7. www.rimskykorsakov.ru

Приложение 1

Гурилев, Варламов ,Алябьев, Верстовский

Приложение  1

Приложение  2

Приложение  3

Приложение  4

Федор Иванович Глинка

Приложение  5

Эскиз костюма Светозара. Опера «Руслан и Людмила»

Приложение 2

Приложение  6

Петр Ильич Чайковский

Приложение  7

Балет «Щелкунчик» при участии актеров Большого театра