Анализ рассказа Кукла Носова

Сочинение

Сочинение Анализ рассказа Кукла Носова

Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.

Ключевой темой рассказа представляется автором проблема отношения человека к окружающей природе, а также взаимоотношения людей в системе общечеловеческих ценностей.

Сюжетная линия произведения начинается с описания писателем природного пейзажа некогда богатых речных мест, которые в связи с негативным влиянием человека на природу, обмелели, захламляясь результатами людской неаккуратности, беспечности, безалаберности, и потеряли былую красоту.

Главный герой рассказа, будучи неравнодушным человеком, с грустью и сожалением наблюдает за гибелью природных даров, воспринимая происходящее в качестве личной трагедии, понимая пагубную и вредную деятельность отдельных представителей человечества на окружающую среду, не думающих о негативных последствиях своих деяний.

В один из дней Акимыч, работая школьным сторожем, находит в грязи придорожной канавы куклу, вид которой заставляет героя ужаснуться, поскольку над игрушкой цинично и с особой жестокостью издевались какие-то отморозки, раздев куклу, выдавив глаза, оторвав ноги, вырвав часть волос, истыкав тело сигаретными окурками.

Ветеран Акимыч, прошедший на собственном опыте лишения и трудности военного времени, переживший многочисленные людские смерти, воспринимает свою находку в качестве живого существа, родного и близкого, поэтому решает осуществить захоронение детской игрушки так, как это принято у людей, по-человечески, закопав куклу в землю.

Повествуя о событиях рассказа, писатель раскрывает неравнодушное отношение обычного сельского человека не только к окружающей природе, но и к небольшому символу его детства, имеющего человеческий вид, сломанного, искалеченного, оскверненного по прихоти жестокого человека, остро акцентируя внимание читателей к грубости, бессердечности, отсутствия милосердия и сострадания в современном обществе, необходимости чувствовать необратимость последствий, которые являются результатами человеческих негативных поступков.

Анализ произведения Кукла

Николай Носов как настоящий литератор очень любил изучать и описывать жизнь самых обычных деревенских людей, их бытовые нужны и жизненные проблемы. Писателю удавалось раскрывать каждого человека персонально со всеми, присущими только ему, мелочами. И вырисовывать все как положительные, так и отрицательные черты отдельно взятой личности.

2 стр., 551 слов

Повесть о настоящем человеке — по произведению Полевого

... и начать двигаться к своей цели каждый день. А прочитанная повесть наглядное тому подтверждение. ` Повесть о настоящем человеке Популярные сочинения Огород, казалось бы, отошел в прошлое. Думали уже, что это ... в девятнадцатом веке Рассказ А. Куприна «Белый пудель», впервые изданный более столетия назад, до сих находит отклик в сердцах воодушевленных читателей. Сюжет произведения прост, взят автором ...

В рассказе “Кукла” перед нами показан образ обычного трудящегося Акимыча. Шёл он как-то вдоль дороги и заметил поломанную куклу лежащую в пыли. Автор произведения представляет куклу не просто игрушкой, которую в любой момент можно сменить, выбросить или забыть, а как своего рода человеческий прообраз. Таким олицетворением Носов даёт повод, чтобы мы могли серьёзно подумать о чем-то чистом. Кукла была не только сломана, она была изувечена ожогами от сигарет, глаза были выдавленные, одежда порвана, а волосы обгоревшие.

Акимыч, когда заметил эту куклу он тут же её поднял. Скорее всего он чувствовал в этот момент сильную душевную боль, как за своего родного человека. Сразу у героя возникает желание захоронить куклу, как это положено у людей. Отношение его к кукле было слишком серьёзным, он воспринимал её как убитое, бывшее когда-то живым существо. Акимыч в произведении предстает перед нами как человек остро реагирующий на чужую боль. Ему довелось пройти войну, он видел много крови, смертей и слез. Каждый день на войне перед глазами были люди преодолевающие мучения и разного рода издевательства. И сейчас в мирное время ему становится не понятно, как можно так издеваться над вещью, которая кому-то была дорога и приносила детям радость. Сентиментальное отношение героя в сочетании с проявляющейся жалостью заставляет читателя задуматься о своем отношении ко всему, что нас окружает. Герой направляет нас на путь милосердия, сострадания и взаимной помощи не только по отношению к вещам, но и человеку, животному и природе.

Проблематика гибели природы также выделена в данном рассказе. Из-за недостойного обращения человека к природе она страдает и погибает. Реки мельчают, деревья вырубаются, животные истребляются. Все зло показано тут не только по отношению к людям и обычным предметам, но и к родным природным местам.

После прочтения рассказа приходит страшное осознание того, в каком жестоком мире и в какое безнравственное время нам приходится жить.

Волей неволей начинаешь задумываться о своем отношении и поведении ко всему.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Кукла

Популярные сегодня темы

В самом начале рассказа описывается то, что Васютке необходимо подготовится к новому учебному году. Он очень сожалеет, что кончилось лето. Погода не благоприятная для рыбалки. Рыбаки ремонтируют снасти

Благодаря повести «Поединок» А.И. Куприн проснулся знаменитым. В своем произведении он описал истинное положение вещей в царской армии. Он максимально реалистично

Это такая яркая и красивая картина (иллюстрация)! Передний план цветочно-красный, а даль желто-голубая. Ближе к нам сам Гвидон и, получается, царица. Их не сразу отличишь от цветочного фона. Особенно царицу.

Произведение относится к военной прозе писателя, относящейся по жанровой направленности к стилистике в виде реализма, повествующей о реальных фактах тяжелого военного времени, называемых впоследствии суровым героизмом и драматизмом.

Рассказ Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» до сих пор не потерял своей актуальности, ведь доброта по отношению к окружающим людям всегда востребована

Нравственные уроки в рассказе Е.И.Носова «Кукла”

материал по литературе (7 класс)

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-nravstvennyie-problemyi-rasskaza-nosova-kukla/

создание условий для определения нравственного смысла и проблем рассказа,

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных); для формирования чувств ответственности, сострадания, любви к Родине

  • понимание нравственного смысла и проблем рассказа,
  • умение анализировать отрывки и рассказ в целом,
  • обогащение словарного запаса,
  • умение оценивать поступки героев,
  • умение давать характеристику литературному герою по составленному кластеру.
  • формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  • формирование восприятия текста как произведения искусства.
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации,

  • пользоваться приёмами изучающего чтения,
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст),
  • пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения,
  • излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;
  • осуществлять анализ и синтез,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль;
  • точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.

Работа в группах

учебник для 7 класса

Скачать:

Вложение Размер
urok.docx 25.85 КБ
nosov.pptx 185.55 КБ

Предварительный просмотр:

урок открытия нового знания

Технология построения урока

«Нравственные уроки в рассказе Е.И.Носова «Кукла»

создание условий для определения нравственного смысла и проблем рассказа,

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных); для формирования чувств ответственности, сострадания, любви к Родине

Основные термины, понятия

Проблема, эпиграф, художественные средства выразительности, литературный герой, кластер.

  • понимание нравственного смысла и проблем рассказа,
  • умение анализировать отрывки и рассказ в целом,
  • обогащение словарного запаса,
  • умение оценивать поступки героев,
  • умение давать характеристику литературному герою по составленному кластеру.
  • формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  • формирование восприятия текста как произведения искусства.
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации,
  • пользоваться приёмами изучающего чтения,
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст),
  • пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения,
  • излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;
  • осуществлять анализ и синтез,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль;
  • точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.

Работа в группах

учебник для 7 класса

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Обозначение даты в тетрадях

Вы принесли сегодня на урок кукол. Кукла – атрибут детства, с ней связаны приятные и теплые воспоминания.

Запишите и проговорите ваши ассоциации(связь между отдельными представлениями, при котором одно вызывает другое) со словом кукла.

Почему мы говорим сегодня о куклах?

Какое впечатление произвел на вас рассказ? Что вам понравилось?

Какое чувство появляется между тем, какие ассоциации у нас возникают при виде куклы и тем, о чем мы прочли в рассказе Е. И. Носова.

Определите тему нашего сегодняшнего урока. О чем мы будем говорить?

Эпиграф: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха».

Как вы понимаете смысл этих слов? (крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает).

Это мы сегодня и обсудим.

Какие задачи перед нами стоят? Как мы их будем решать? По какому плану?

1 этап. Выдвижение гипотезы.

  • Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?
  • Начало рассказа размеренное, неторопливое. С чего начинается рассказ?
  • Предполагали ли вы, о чем пойдет речь в рассказе после описания природы?
  • Наверное, Е. Носов так начал свой рассказ неслучайно. Какую же роль играет описание природы в начале рассказа?

Найдите 2 фрагмента пейзажной зарисовки из рассказа. Внимательно прочитайте, проанализируйте, сравните два фрагмента и ответьте на вопросы:

  • Какие художественные средства использует автор?
  • На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым?

Вернёмся к чувству, которое у нас возникло, чувству противоречия, противопоставления. Как называется такой художественный приём в литературе

  • С какой целью автор использует антитезу? Показать изменения в природе. Перемена разительная: мощная глубокая река превращается в речушку.

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. А что мы видим в рассказе?

  • Какую проблему поднимает автор? Проблема №1

Экологическая проблема; проблема бездушного и безответственного

отношения человека к природе

Когда-то приходилось автору бывать в этих местах, которые славились знатной рыбалкой. Вот через несколько лет автор снова возвращается сюда.

Писателя поражают изменения, произошедшие в природе.

По мнению писателя, безразличие людей друг к другу, жестокое отношение к природе не становятся меньше, а, к сожалению, всё больше растут.

  • Что же произошло? Кто в этом виноват?

С этим вопросом мы продолжаем чтение рассказа и знакомимся с главным героем.

  • Кто является главным героем рассказа? Акимыч – перевозчик, вернее бывший перевозчик, поскольку река обмелела. Теперь Акимыч служит сторожем в местной школе
  • Что Акимыча объединяет с автором? С автором их объединяет военное прошлое.

Нужно отметить, что сам писатель ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком. Сражался в составе противотанковой бригады. Был тяжело ранен. Позже всё пережитое, увиденное, запомнившееся оживало в его книгах. В своих произведениях Носов никогда не описывал непосредственность военных действий.

Война в произведениях Носова звучит нередко. Однако отрывочно, фрагментарно. То в воспоминании о жизни фронтовиков, то в рассказе об их настоящем, как в рассказе «Кукла». О военном прошлом Акимыча мы узнаем всего лишь из нескольких строк.

«Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он — в Углич.»

Читая рассказ, мы узнаем, что Акимыч был тяжело ранен на войне, контужен. В рассказе автор отмечает, что Акимыч был ранен бескровно, контужен.

Физминутка для глаз

Контузия – это общее поражение организма взрывной волной. Представим себе, что испытал Акимыч. Взрыв. Самолет. Посмотрите направо, налево. Закройте глаза! Мы даже представить себе не можем.

Последствия такого ранения могут быть очень серьезными: от временной потери слуха, зрения, речи до тяжелейших психических расстройств. Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно.

В моменты сильнейших переживаний, стресса, он утрачивает способность говорить. Именно в такой момент рассказчик встречает Акимыча.

Что же так разволновало героя? Он ничего толком не может объяснить, а только подводит автора к школьной ограде.

«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.»

Картина действительно ужасная, тем более, что мы понимаем, что эта кукла была не случайно поломана ребенком, её изуродовали намеренно, причём сделали уже далеко не дети.

  • Какие чувства вызвало в вас это описание?

Боль, возмущение, негодование, страх

  • Кукла очень похожа на человека, и мы понимаем, что те, кто так поиздевался над ней, скорей всего так же безжалостно поступят и с живым человеком.

Почему Акимыч поражен и возмущен случившимся с куклой?

Вместе с Акимычем мы разделяем его негодование, боль, отчаяние.

Он говорит: « Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дите не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанным у дороги — не могу видеть. Колотит меня всего…»

В наше время принято считать, что играть в куклы -это детская забава.

Однако в прошлом, куклу воспринимали гораздо серьезнее.

Древние люди считали, что кукла так похожа на человека, что обладает душой. На Руси кукла была оберегом и участвовала во многих языческих обрядах. Постепенно со временем кукла стала детской игрушкой. Созданная неживой в руках ребенка она оживает. Играя с куклой, ребенок учится любить, оберегать, заботиться.

Может быть, глядя на эту куклу, Акимыч вспомнил такие эпизоды, которые страшно себе представить Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.

Кукла напомнила Акимычу моменты, пережитые им во время войны. Сам герой говорит об этом так: «На всю жизнь нагляделся я человечины»

Война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: природу, человека, любимое дело. Война давно прошла, но до сих пор Акимычу невыносимо видеть смерть: смерть реки, смерть человека, смерть куклы.

  • Что больше всего возмущает героя? – Больше всего возмущает героя то, что никто вокруг не бьет тревогу

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают — привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю! Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя

Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия?

( Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят)

Какую второю проблему ставит Носовом перед нами? Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»

А как вы понимаете, что такое равнодушие?

Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему

Как поступает Акимыч с куклой?

В конце рассказа Акимыч хоронит куклу, как человека.

Последняя фраза оставляет нас наедине со своей совестью. Акимыч с горечью произносит: « Всего не закопаешь. »

И действительно, только подумайте, закопать, спрятать, убрать с глаз. Это ли решение проблемы?

Только ли о кукле горюет Акимыч? Не закопать ЧЕГО?

Совесть, равнодушие, безответственность.

Зла много, в одиночку с ним не справиться.

Этот рассказ был сначала назван «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?

Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой, то есть на проблеме равнодушия .

  • Какие нравственные уроки дает нам писатель Евгений Носов?

Польский поэт Бруно Ясенский сказал очень хорошие слова :

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Именно равнодушие стало причиной нравственной и экологической проблемы, которую поднимает писатель в начале рассказа. В своем рассказе «Кукла» Носов хотел напомнить каждому из нас о той ответственности, с которой мы должны относиться ко всему, что нас окружает. Я надеюсь, что наш с вами разговор не пройдет для вас бесследно.

1.Задание повышенной трудности: написать сочинение –рассуждение по эпиграфу.

2. Напишите развернутый ответ на вопрос: К чему может привести равнодушие?

3. Составьте синквейн на главного героя.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Нравственные уроки в рассказе Евгения Ивановича Носова «Кукла»

Е. И. Носов «Кукла» «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха»

Цель урока: Выяснить, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е. И. Носов

В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин – сом.

Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин , где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. «Ну уж,— думаю,— с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!» Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило , горбом выпер грязный серый меляк , похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке — старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгонял блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой.

Бруно Ясенский «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Дом.задание : 1.Задание повышенной трудности: написать сочинение –рассуждение по эпиграфу. 2. Напишите развернутый ответ на вопрос: К чему может привести равнодушие? 3. Составьте синквейн на главного героя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В наше время очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание.

На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со.

Урок по рассказу Е.И.Носова “Кукла” 7 класс.

Конспект урока по рассказу Е.И.Носова “Кукла”.

познакомить учащихся с творчеством писателя, ознакомить с идейно – нравственным содержанием рассказа Е.И. Носова «Кукла»;показать протест писателя против равнодушия, безр.

В ваших исканиях, в первую очередь, помогут вам хорошие, умные книги. Я думаю, что рассказ «Кукла» – это как раз то произведение, умное, доброе, которое, будем надеяться, даст ответы на не.

Носов, «Кукла», истории о жизни простых людей , Меню статьи:

Перу Евгения Носова – советского писателя ХХ века – принадлежит в том числе произведение «Кукла». Писателя называют представителем «деревенской прозы». Также Носов работал в рамках направления «окопной правды». Носов, «Кукла», истории о жизнях простых людей – это и есть основная тема нашей статьи. Таким образом, в творчестве автора выделяются две темы – война и деревенская жизнь.

В 1959-м воображение писателя порождает «Куклу».

Этот текст раскрывает позицию автора касательно хулиганства и других вещей. Носов любил изображать жизнь обычных людей, жителей деревень и сел. «Куклу» автор посвятил этой же теме. Писатель силится понять корни нравственности деревенского человека, разобраться в отношении людей к земле, к окружающей среде и собственной жизни. «Куклой» называется сборник текстов автора. В этом сборнике есть и рассказ под таким же названием.

Жанр и проблематика произведения

Текст Евгения Носова представляет собой пример рассказа. Автор затрагивает несколько проблем:

  • Взаимоотношения людей и окружающей среды;
  • Позиция человека касательно бытия, жизни;
  • Отношения людей;
  • Взгляд на тонкости воспитания потомков.

Автобиографический характер произведения

Биография писателя проливает свет на образ главного героя повествования. Читатель заметит, что автор наделил Акимыча собственными чертами. Писатель прошел Великую Отечественную войну, получил ранение. На тот момент Носову исполнилось всего восемнадцать лет. Автор вернулся домой, получил инвалидность и жил на деньги пособия. Раны – физические и душевные – толкнули литератора переосмыслить прожитые годы, опыт жизни, обратиться к воспоминаниям. Собственные впечатления Носом оживлял в переделанном виде в своих книгах.

Психологизм творчества писателя

Носову нравилось обращаться к жизни простого человека, описывать деревенский быт и трудности жизни. Писатель раскрыл свой потенциал как психолога. Автор заглядывал в души своих персонажей, чтобы показать плюсы и минусы человеческой натуры.

Образ Акимыча

Яркий пример психологизма в произведении представляет образ Акимыча. Герой изображен обыкновенным служивым человеком. Писатель рассказывает об эпизоде, когда мужчина шел по дороге и увидел сломанную куклу. Игрушка валялась в грязной луже. Но это не обычная игрушка. Кукла – это олицетворение самого человека, потому что делается похожей на свой прототип – людей. Носов, таким образом, толкает читателей поразмышлять над жизнью: о чистых и откровенных моментах существования.

Авто пишет об ужасном состоянии игрушки: сломанная, изуродованная, оскверненная, опаленная сигаретными окурками.

Глаза у куклы были выдавлены, ноги, часть головы и волос отсутствовали. Герой видит куклу – чувство жалости охватывает Акимыча. Мужчина решает, что игрушку следует похоронить. Акимыч хоронит свою жуткую находку по человеческим традициям – в земле.

Герой работал в школе, служил сторожем. Новый день приносил Акимычу новые картины ужасающего разложения. Кукла – чистый атрибут детства – иллюстрация коренной испорченности людей.

Образ куклы

Под куклой писатель подразумевает живое существо. Главный герой видит в игрушке вовсе не вещь. Наоборот, кукла – это олицетворение чего-то живого и родного. Акимыч тяжело воспринимает ужасы существования, беды, горечь человеческой жизни. Это удивительно, ведь герой побывал на войне, пережил боль, смерть товарищей, увидел кровь и насилие. Об Акимыче читатель узнает со слов рассказчика:

На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии …Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич. Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал…. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал…

Традиция игры в куклы

Взрослые наивно видят в игре в куклы детскую шалость и каприз. Однако куклы издавна присутствуют в истории и культуре. Наши древние предки относились к куклам со всей серьезностью. Этот символ связывался с отношением к жизни и смерти.

В мировоззрении древних людей существовало мнение, что похожая на человека кукла, игрушка с разрисованным лицом, обладает душой. В Киевской Руки куклы участвовали в языческих ритуалах. И лишь к концу XIX века кукла окончательно приобрела ипостась детской игрушки. Ребенок «оживляет» куклу в игре, познавая через игрушку жизнь. Носов снова актуализирует эти древние смыслы, все еще дремлющие в культуре.

Кукла и мораль

В кукле герой усматривает человеческую жестокость. На войне люди издевались друг над другом, мучили других людей. То же самое кто-то сделал с этой куклой – измучил и выбросил:

…светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой…

Герой отличается жалостью, сентиментальностью по отношению к вещам и окружающему миру. Душу Акимыча трогает все: животные, вещи, природа, наконец, другие люди. Образ куклы, которую бросили около школы, представляет собой кульминацию произведения.

Образ природы

Писатель намекает на экологические проблемы. Природные ресурсы увядают. Люди насилуют природу, выжимают из нее все соки. Из-за халатных, эгоистичных действий человека окружающая среда гибнет и постепенно исчезает. Речи и озера обмелели, леса поредели, животных стало меньше.

Носов ярко, живо и остро изображает жестокую натуру человека – по отношению к себе подобным, а также к природе. Писатель изображает мир грубым и немилосердным, жестоким и полным насилия. Люди почему-то стали ужасно безразличными. Природа погибает, родные края превращаются в пустыни, жизнь проходит, но люди остаются равнодушными.

О проблеме морального упадка

Носов остро ставит проблему нравственного разложения. Эта тема превратилась в классический мотив многих произведений. В античности проблемой нравственности интересовались Цицерон, Апулей, Гораций и т. д. В конце XIX-го и в ХХ веке этот же вопрос занимал умы французских декадентов и русских моралистов. Моральное разложение тянет за собой интеллектуальную деградацию. Поэтому эта проблема так остро отображается в произведениях литераторов. Боль от нравственной покалеченности социума слышится в этих строках автора:

Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски…

Прием контраста

Писатель открывает произведение пейзажной панорамой. Носов изображает родные края, природу под местечком Липино. Автор вспоминает о бурных водах реки, некогда протекавшей тут. Но теперь на месте реки осталась лишь лужа:

…кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта…

Первые строки текста демонстрируют равнодушие людей по отношению к окружающей среде. Современное общество ценит лишь меркантильные, потребительские интересы. Носов считает, что современные люди утратили истинные ценности. Люди подсели на иглу технологических новинок, забыв о природе – своем настоящем доме.

Смыслы произведения

Общество превратилось в безразличную к злу массу людей. Бывший военный плачет, увидев оскверненный образ детства – игрушку, над которой жестоко поиздевались люди. Изуродованная кукла – картина нравственного упадка – проходит мимо внимания учителей, родителей, но волнует и ужасает сторожа.

Писатель призывает задуматься над жизнью, над образом современной жизни. Автор толкает человека переосмыслить свою равнодушную позицию по отношению к миру и социуму. Похороны игрушки символизируют похороны собственных грехов, которые автор надеется искупить. Но не стоит думать, что любой грех можно закопать – писатель говорит:

Тексты Носова в рамках школьной программы

Произведения русского автора занимают почетное место в школьной программе. Тексты Носова полнятся дидактическими смыслами, несут в себе мощный воспитательный потенциал. Литератор мастерски изображал действительность, предоставляя материал опыта и жизни. Таким образом, «Куклу» вполне можно использовать для воспитания детей в эпоху «большой нелюбви», как пел Макаревич. Автор без прикрас рисует картину тотального безразличия, отсутствия духовности. Современное общество отличается отстраненностью, люди руководствуются принципом «моя хата с краю».

Что удивляет читателей в манере Носова? Их поражает уровень эмоциональной напряженности, заостренности на картине событий. Часто читателей даже шокирует это произведение. И эта реакция связана, в том числе, со стилем повествования.

Стиль рассказа

Начало произведения характеризуется неторопливостью, размеренностью, оторванностью от дальнейших событий. Однако это лишь первое, поверхностное впечатление. Читатели часто выпускают из внимания важный в повествовании пейзаж. Однако описание окружающей среды играет в произведении ключевую роль.

Автор мастерски работает со своей будущей аудиторией читателей. Напомним, что люди по типу восприятия делятся на несколько категорий: на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Писатель ориентируется на каждую из этих категорий. Для визуалов автор подбирает яркие, живописные визуальные образы. Для аудиалов включает в повествование звуки и голоса. Для кинестетиков, наконец, создает нужную атмосферу: комфорта и тепла, дискомфорта и холода.

Радостные образы , Вот один из ландшафтных эскизов автора:

В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия…

Этот фрагмент иллюстрирует праздничность, радость от жизни. Литератор прибегает к светлым образам, ярким краскам. Текст дарит тепло, комфорт, наполнен воспоминаниями о прекрасной летней поре. Но кое-какие явления уже напоминают об осени: палые листья, аромат сырой земли, запах прелых яблок… Эти ощущения наталкивают на тоску, грустные размышления, ностальгию по уходящему лету. Писатель тонко изображает цикличность природных явлений, развитие естественных закономерностей. Ощущение радости дополняется голосами и звуками, доносящимися со школьного двора.

Грустные образы

Носов создает не только радостные, теплые, но и грустные, холодные образы, умело вводя в текст прием контраста. После положительной картины природы писатель обращается к мрачным, грязным, темным краскам. Ясность и открытость горизонта сменяется картинами узкого речного русла, мутных прибрежных песков.

Характеристика средств выразительности

Автор пользуется олицетворениями:

  • «язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста»;
  • «свободно прет черная донная тина» и т. д.

Также в тексте заметны метафоры:

  • «горбом выпер грязный серый меляк» и другие.

Носов порой прибегает к сравнениям:

  • «меляк, похожий на большую околевшую рыбину» и т. д.

Подобные приемы и тропы создают мрачное, безотрадное, отчаянное настроение, порождают чувство безысходности. Автор размышляет о причинах, которые привели к столь тягостным последствиям. Носов считает, что бездумное хозяйствование людей разрушает природу. Литература помогает писателю в форме образов раскрыть насущные проблемы нашей жизни:

  • Использование химикатов в ведении сельского хозяйства портит плодородность земель;
  • Эксплуататорское отношение людей к природе истощает ресурсы.

Нравственные проблемы рассказа ЕИНосова Кукла

Урок, проведённый в 7 классе

«Нравственные проблемы рассказа Е.И. Носова «Кукла».

Урок проведён, Кобяковой Т.Л.

2012 учебный год.

Тема урока:

Анализ рассказа Е.И. Носова «Кукла».

Цель урока:

Показать учащимся связь человека и природы., Познакомить учащихся с личной и творческой биографией писателя., Показать значение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе.

Оборудование урока:

Выставка книг о В.О.В., Выставка книг Е.И.Носова.

Используемые технологии:

Технология проблемного обучения., Информационная технология проектной деятельности.

Ход урока:

На доске портрет Е.И. Носова., Дома вы должны были прочитать фрагменты из автобиографии Е.И. Носова.

– Где родился писатель?

– Какое историческое событие времён В.О.В. связано с Курском?

(битва на Курской дуге).

– Какое отношение к войне имеет писатель Носов?

– Докажите это воспоминаниями Баскевича. («Е. И. Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны»).

  • Как вы понимаете слова И. Баскевича «опалённые огнём войны?»
  • Что ещё вы запомнили о жизни писателя?

Работа с выставкой книг Носова.

«Красное вино победы».

«Шопен, соната номер два».

Что является главным в рассказах Носова, которые вы прочитали?

Вывод:

Природа, отношение людей к войне, к труду, тяжесть послевоенной жизни – вот тематика произведений Носова. И, конечно, это человек от земли, готовый ко многим испытаниям

Словарная работа:

Дать объяснение следующим словам:

Внапашку, выгон, глумиться, дурнишник, белокопытчик, стрелолист, избыть, кирзачи, кювет, сижи, язь.

Беседа по прочитанному .

Как вы думаете, ребята, почему свой рассказ автор начинает с описания местечка под Липино, а затем Липиной ямы?

В описании показано бездушное отношение человека к природе, т.е. автор поднимает экологические проблемы?

Современна ли эта проблема экологии сегодня?, Использование технологии проектной деятельности., Учащиеся показывают и комментируют материалы, снятые отдельными группами учеников.

1 группа – Улицы Восточного округа (Первомайская улица).

2 группа – Измайловский лесопарк.

3 группа – Лебедянский пруд.

4 группа – мой двор.

Делается вывод, изменилось ли что-либо за последние десятилетия?, Как проходит в послевоенном рассказе тема войны?

Война эхом отзывается и в мирной жизни героя. На отразилась на здоровье Акимыча, на его новом видении жизни, научило по- новому видеть ценить доброе, светлое в природе, в человеке.

Расскажите, как относится Акимыч ко всему, что его окружает., Какой факт говорит о том, что в мирное время люди проявляют жестокость.

Кто-то сжёг шалаш Акимыча, скорее всего, сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку.

Что поразило Акимыча в найденной кукле?

(Над ней кто-то жестоко и ценично глумился).

Почему эта растерзанная кукла напомнила Акимычу войну?, Зачитайте его ответ., Можно ли говорить о равнодушии людей?, Да, и прежде всего поражает равнодушие учителей.

« Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» – с горечью восклицает герой.

А как вы понимаете что такое равнодушие?, Равнодушие – молчаливое согласие на зло., Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия.

( Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).

О кукле ли горюет герой?

(Прежде всего о людях, потерявших ценность человеческой жизни).

Почему Акимыч решил похоронить куклу? Зачитайте его ответ., Рассказ заканчивается словами героя, которые он проговаривает с болью.

  • Всего не закопать.

Как вы понимаете эти слова?, В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а в более поздних – «Кукла»., Что общего в этих произведениях?

В стихотворении Случевского куклу бросает маленький ребёнок, который ещё ничего не понимает, в рассказе же Носова действие совершается или подростком, или взрослым человеком. И тот и другой должны понимать, какой варварский поступок они совершают.

Итог урока:

Какие же важные проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

– Проблемы добра и зла.

– Проблема равнодушия и сострадания.

– Проблема В.О.В. и её влияние на души людей.

Домашнее задание.

Дать проблемный ответ на вопрос: «Что ужасает героя рассказа и о каких бедах он говорит?».

Нравственные проблемы рассказа ЕИНосова Кукла

Урок, проведённый в 7 классе

«Нравственные проблемы рассказа Е.И. Носова «Кукла».

Урок проведён

Кобяковой Т.Л.

2012 учебный год.

Тема урока:

Анализ рассказа Е.И. Носова «Кукла».

Цель урока:

Показать учащимся связь человека и природы., Познакомить учащихся с личной и творческой биографией писателя., Показать значение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе.

Оборудование урока:

Выставка книг о В.О.В., Выставка книг Е.И.Носова.

Используемые технологии:

Технология проблемного обучения., Информационная технология проектной деятельности.

Ход урока:

На доске портрет Е.И. Носова., Дома вы должны были прочитать фрагменты из автобиографии Е.И. Носова.

– Где родился писатель?

– Какое историческое событие времён В.О.В. связано с Курском?

(битва на Курской дуге).

– Какое отношение к войне имеет писатель Носов?

– Докажите это воспоминаниями Баскевича. («Е. И. Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны»).

  • Как вы понимаете слова И. Баскевича «опалённые огнём войны?»
  • Что ещё вы запомнили о жизни писателя?

Работа с выставкой книг Носова.

«Красное вино победы».

«Шопен, соната номер два».

Что является главным в рассказах Носова, которые вы прочитали?

Вывод:

Природа, отношение людей к войне, к труду, тяжесть послевоенной жизни – вот тематика произведений Носова. И, конечно, это человек от земли, готовый ко многим испытаниям

Словарная работа:

Дать объяснение следующим словам:

Внапашку, выгон, глумиться, дурнишник, белокопытчик, стрелолист, избыть, кирзачи, кювет, сижи, язь.

Беседа по прочитанному .

Как вы думаете, ребята, почему свой рассказ автор начинает с описания местечка под Липино, а затем Липиной ямы?

В описании показано бездушное отношение человека к природе, т.е. автор поднимает экологические проблемы?

Современна ли эта проблема экологии сегодня?, Использование технологии проектной деятельности., Учащиеся показывают и комментируют материалы, снятые отдельными группами учеников.

1 группа – Улицы Восточного округа (Первомайская улица).

2 группа – Измайловский лесопарк.

3 группа – Лебедянский пруд.

4 группа – мой двор.

Делается вывод, изменилось ли что-либо за последние десятилетия?, Как проходит в послевоенном рассказе тема войны?

Война эхом отзывается и в мирной жизни героя. На отразилась на здоровье Акимыча, на его новом видении жизни, научило по- новому видеть ценить доброе, светлое в природе, в человеке.

Расскажите, как относится Акимыч ко всему, что его окружает., Какой факт говорит о том, что в мирное время люди проявляют жестокость.

Кто-то сжёг шалаш Акимыча, скорее всего, сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку.

Что поразило Акимыча в найденной кукле?

(Над ней кто-то жестоко и ценично глумился).

Почему эта растерзанная кукла напомнила Акимычу войну?, Зачитайте его ответ., Можно ли говорить о равнодушии людей?, Да, и прежде всего поражает равнодушие учителей.

« Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» – с горечью восклицает герой.

А как вы понимаете что такое равнодушие?, Равнодушие – молчаливое согласие на зло., Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия.

( Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).

О кукле ли горюет герой?

(Прежде всего о людях, потерявших ценность человеческой жизни).

Почему Акимыч решил похоронить куклу? Зачитайте его ответ., Рассказ заканчивается словами героя, которые он проговаривает с болью.

  • Всего не закопать.

Как вы понимаете эти слова?, В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а в более поздних – «Кукла»., Что общего в этих произведениях?

В стихотворении Случевского куклу бросает маленький ребёнок, который ещё ничего не понимает, в рассказе же Носова действие совершается или подростком, или взрослым человеком. И тот и другой должны понимать, какой варварский поступок они совершают.

Итог урока:

Какие же важные проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

– Проблемы добра и зла.

– Проблема равнодушия и сострадания.

– Проблема В.О.В. и её влияние на души людей.

Домашнее задание.

Дать проблемный ответ на вопрос: «Что ужасает героя рассказа и о каких бедах он говорит?».